Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БИЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БИЛ")

БААСИЗМ

БААСИЗМ - (Ba’athism) Партия Баас, или Арабского социалистического возрождения была основана в 1943-44 гг. тремя сирийскими интеллектуалами, получившими образование во Франции: православным христианином Мишелем Афляком, мусульманином-суннитом Салахом аль-Дин Битаром и алавитом Заки аль-Арсузи (каждый из них имел свое представление об арабском социализме и национализме). На мировоззрение идеолога партии Афляка большое влияние оказали идеи Сати аль-Хусри, тоже сирийца, обучавшегося во Франции. Несмотря на профранцузскую ориентацию, аль-Хусри разделял идеи немецких националистов-романтиков о нации. Арабов, проживающих на Арабском Востоке и в Северной Африке, он рассматривал как культурное сообщество, объединенное одним языком. Будучи сторонником аль-Хусри, Афляк соединил доктрину арабского социализма с арабской национальной идеей и сформулировал фундаментальные принципы баасизма. На Ближнем Востоке, провозгласил Афляк, нет сирийцев, египтян или представителей других национальностей - есть единственная арабская нация, которая приведет к возрождению арабского духа и общества. Арабский социализм делал акцент не на нуждах неимущего класса, а на народе в целом и был носителем идей духовного и национального возрождения. Баасистская доктрина не возлагала особых надежд на постепенные реформы, выборы и плюрализм в политике. Она больше уповала на революцию которая совершится, если в этом будет необходимость, путем военного переворота, - революцию, которая пробудит арабский дух и приведет к возрождению (Баас). Ислам Афляк рассматривал как часть арабизма, вполне совместимую с национализмом. Панарабская идеология (pan-Arab ideology) определила структуру партии. Начав свою деятельность в Сирии, она вскоре охватила другие арабские страны, и в Трансиордании, Ливане, Саудовской Аравии, Ираке, Йемене и Ливии стали возникать местные партийные организации. По мере распространения баасизма, когда каждая страна становилась частью будущего единого арабского государства, эти "партячейки" рассматривались как региональные ответвления центральной организации. Начиная с 1953 г. Баас в Сирии постепенно становится массовой партией. В 1957-58 гг. она выступила в поддержку объединения страны с проявлявшим колебания Египтом и создания Объединенной Арабской Республики. Идея объединения широко обсуждалась сирийскими политиками как панацея от внутренней нестабильности и региональных угроз. Условием объединения Гамаль Абдель Насер (президент Египта) выдвинул требование прекратить деятельность всех политических партий, включая Баас. Спустя три года энтузиазм по поводу объединения иссяк, поскольку новое государство, его неустойчивое политическое и экономическое положение не оправдали надежд мощных сирийских групп интереса. Несмотря на неудачи, идея арабского единства продолжала прокладывать себе путь. Однако попытки объединения, предпринятые в 1963 г., также не увенчались успехом. Даже баасистские правительства (Сирия и Ирак) не смогли воплотить в жизнь идеи арабского единства, столкнувшись с реалиями региональной и внутриполитической жизни, заставившими их проводить политику, соответствующую национальным интересам. В итоге идея национального государства пришла в противоречие с идеей государства, основанного на более общих интересах арабской нации.

БАБЕФ ФРАНСУА НОЭЛЬ

БАБЕФ ФРАНСУА НОЭЛЬ - (Babeuf, Francois-Noel) известный под именем "Гракх" known as "Gracchus" (1760-1797): Французский социалист. Накануне Французской революции (French Revolution) выступил с идеей умеренной реформы землепользования, основанной на коллективной аренде. Предложил ввести систему централизованного распределения продукции для обеспечения полного равенства, а также коллективизацию промышленного сектора. Казнен после неудачной попытки государственного переворота (сoup d'état), предпринятого по образу действий санкюлотов в 1793 г.

БАЗИС/НАДСТРОЙКА

БАЗИС/НАДСТРОЙКА - (base/superstructure) Под "базисом" понимают экономическую основу общества, а под "надстройкой" - общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это "топографическое" соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое замешательство в общественно-политической науке, особенно при обсуждении роли государства (state) при капитализме. Соотношение между "экономической основой" (базисом, основанием) общества и соответствующей ему "идеологической (политической) надстройкой", впервые сформулированное Марксом и Энгельсом (Engels) в первой части "Немецкой идеологии", наиболее четко определил Маркс. В знаменитом отрывке из опубликованного в 1859 г. предисловия к произведению "К критике политической экономии" (часть первая), он писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще? С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Последователи Маркса интерпретируют это соотношение в двух вариантах. Согласно первому и преобладающему, соотношение базиса и надстройки характеризует суть материалистического понимания истории. Сторонники этой точки зрения понимают в буквальном смысле высказывание Маркса о том, что изменения производственных отношений порождают новые формы политики, права и идеологии. В соответствии с таким "жестким структурно-детерминистским" толкованием, воплощенным в советском марксизме-ленинизме, экономический базис определяет политическую надстройку, что делает излишним серьезный анализ политической жизни. Хотя Энгельс впоследствии старался смягчить эту точку зрения, введя понятие "определяющего фактора в последней инстанции", марксисты-структуралисты (а также технологические детерминисты) остались на прежней позиции примата экономики в структуре общественных формаций. Согласно этой модели, государство играет второстепенную роль, его существование определяется экономическим базисом; перемены в политике государства лишь отражают изменения в экономических отношениях. Современные марксисты, признающие соотношение между базисом и надстройкой, но стремящиеся скорректировать "редукционный" и "монистический" перекос в экономическую сторону исторического процесса, разработали понятие активной роли надстройки. В соответствии со вторым вариантом соотношение между базисом и надстройкой рассматривается как предположительный уровень абстракции, пригодный для ограниченных аналитических целей. Согласно этой точке зрения, бытующей в среде более "мягких" и "гуманных" марксистов, включая Грамши (Gramsci), Франкфуртскую школу (Frankfurt School) и большинство версий западного марксизма, жесткая структуралистская интерпретация соотношения неприемлема в качестве теории, и сам Маркс вряд ли бы ее принял. Поэтому марксисты-гуманисты заменяют ее диалектическим подходом, заявляя, что общественные производственные отношения проявляются лишь в форме экономических, правовых и политических отношений. Это не означает, что каждое отношение взаимно и причинно обусловлено, но свидетельствует о том, что классовый антагонизм всегда проявляется в общественной, политической и культурной формах. Поэтому "экономическая жизнь" в такой же степени зависит от "политической жизни" и "права", как и наоборот. Придерживаясь такого мнения, детерминисты проявляют аполитичный техницизм в понимании "экономической жизни" и не уделяют должного внимания акценту Маркса на общественных производственных отношениях. Для большинства западных марксистов отношение между базисом и надстройкой - это скорее констатация материализма Маркса (в противоположность философскому идеализму), чем руководящая установка в историческом исследовании. Отличительная черта методологии Маркса заключается не в мнимом акценте на "экономическом базисе", а в его упорном стремлении рассматривать капиталистическое общество под углом зрения классовых отношений и классовой борьбы.

БАКУНИН МИХАИЛ

БАКУНИН МИХАИЛ - (Bakunin, Mikhail) (1814-76) Русский анархист (см. anarchism) и революционный деятель. Будучи представителем либертарианского (libertarian) крыла I Интернационала (1864-76), вел борьбу с Марксом (Marx) по вопросам, которые считал следствием его авторитарных социалистических взглядов. Если Маркс ратовал за централизованную революцию, основанную на диктатуре пролетариата, то Бакунин стремился к "федеральному" решению вопроса путем установления рабочего контроля и упразднения государства при первой же возможности. Апокалиптическая революционная философия Бакунина делала упор на разрушение старого порядка в качестве прелюдии к созданию нового; его важнейший труд - "Государственность и анархия" (1873). Оказал влияние на развитие русского, итальянского, швейцарского и испанского анархизма и содействовал росту польского и итальянского национализма. Бакунин создал удивительную, даже невероятную сеть революционных организаций, наиболее значимой из которых был "Международный союз социалистической демократии" (основан в 1868 г.), призывающий к "окончательной отмене классов и к политическому, экономическому и социальному равноправию полов". Репутацию Бакунина подорвали отношения с Сергеем Нечаевым, революционное кредо которого было изложено в "Катехизисе революционера" (1870) и который был замешан в убийстве и шантаже (эту историю Достоевский поведал в "Бесах"). Маркс воспользовался этим как предлогом для исключения Бакунина из Интернационала и для перевода секретариата Интернационала из Европы в Америку, где он вскоре распался.

БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ

БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ - (войны) (brinkmanship) Обычно ассоциируется с холодной войной (Cold War) между сверхдержавами, когда любая из них в надежде, что противник пойдет на уступки (например, Берлинский кризис 1961 г. или Кубинский ракетный кризис 1962 г.), могла спровоцировать кризис, чреватый ядерной катастрофой ("оказаться на грани"). По аналогии данный термин может быть применен к любой политической "игре" с высокими ставками, особенно в международной политике.

БАЛАНС СИЛ

БАЛАНС СИЛ - (balance of power) Видимо, старейшая в международных отношениях (International Relations) концепция, восходит к трудам Фукидида (Thucydides). Тесно связана с реалистической школой мысли (Realist school of thought) и опирается на идеи анархической структуры международной системы. Анархия (anarchy) - это самоорганизующаяся система, в которой государство обязано отдавать приоритет собственно безопасности и независимости. Следуя этим интересам, страны, как правило, объединяются, чтобы дать отпор любым экспансионистским силам, угрожающим господством в данной системе и тем самым подрывающим их суверенитет (sovereignty) и способность к выживанию. Таким образом, политика баланса сил является ключевой как в концепции национальных интересов (national interest), так и в политике альянсов. В случае успеха она сохраняет и отдельные государства, и анархическую структуру системы в целом. Ее антиподом является политика "примазывания", когда государства в целях безопасности стремятся войти в союз с ведущими державами. Реалисты считают политику баланса сил порождением анархической структуры, определяющей непроизвольные тенденции в поведении государств. В условиях существования международного сообщества (international society) баланс сил может быть сознательной политикой, разделяемой группой государств, согласно которой они строят свои отношения.

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (Velvet Revolution) Демонстрации и восстания в Праге и других чехословацких городах в течение 1989 г., которые в ноябре того же года привели к ликвидации коммунистического режима.

БАТСКЕЛЛИЗМ

БАТСКЕЛЛИЗМ - (Butskellism) Распространенный в Великобритании в 1950-е гг. термин, составленный журналом "Экономист" из фамилий двух политиков, последовательно занимавших пост министра финансов - лейбориста Хью Гейтскелла (1950-51) и консерватора Р.А. Батлера (1951-55). Оба выступали за "смешанную экономику", мощную программу социального обеспечения и кейнсианскую систему контроля и регулирования спроса.

БЕВЕРИДЖА ДОКЛАД

БЕВЕРИДЖА ДОКЛАД - (Beveridge Report) Уильям Генри Беверидж, первый лорд (1879-1963) - автор "Доклада о социальном страховании и смежных услугах" ("Report on Social Insurance and Allied Services") (1942), известном как "доклад Бевериджа". Предложенная в докладе всеобъемлющая схема социального обеспечения "от колыбели до могилы", охватывающая всех граждан независимо от уровня доходов, оказала влияние на развитие многих направлений британского законодательства. Беверидж написал также два важных доклада по безработице (1909 и 1944); будучи чиновником Министерства торговли, занимался биржами труда. См. также: welfare state ("Государство всеобщего благоденствия").

БЕЖЕНЕЦ

БЕЖЕНЕЦ - (refugee) Конвенция ООН 1951 г. относительно статуса беженцев (с поправками, внесенными Протоколом 1967 г.) определяет беженца как лицо, которое - вследствие обоснованных опасений перед преследованием по расовым, религиозным, национальным соображениям, а также в связи с принадлежностью к определенной социальной группе или приверженностью определенным политическим взглядам - находится за пределами страны, гражданином или гражданкой которой является, и не может или, в силу подобных опасений, не желает воспользоваться защитой данной страны; или любое лицо, которое, не имея гражданства и находясь вне страны прежнего постоянного проживания в результате таких событий, не может или из-за подобных опасений не хочет возвращаться в нее. Возникнув в период "холодной войны" (Cold War), когда Европа была основным районом сосредоточения беженцев, подготовленное западными экспертами определение со временем стало считаться все более не соответствующим современным требованиям и слишком ограниченным. Большинство невольных миграций происходило в "третьем мире" (third world) в результате войн, гражданских войн или общих гражданских беспорядков и попыток правительств радикально перестроить общество, что часто приводило к нарушению основных прав человека (human rights) и экономической разрухе. Во многих более широких определениях понятия "беженец" проводится принципиальное различие между беженцами и перемещенными лицами, которые остаются в стране своего происхождения, экономическими мигрантами, стремящимися к более высокому уровню жизни, и новой категорией "экологических" беженцев, спасающихся от природных катастроф. Согласно Конвенции ООН, беженцы, спасающиеся от преследования и стремящиеся получить политическое убежище, не могут быть насильно репатриированы. По произведенным в начале 1990-х гг. подсчетам, около половины всех беженцев в мире (в ведении Верховного Комиссара ООН по делам беженцев находилось примерно 15 млн. человек), составляли дети, а большинство взрослых - женщины.

БЕЙДЖГОТ УОЛТЕР

БЕЙДЖГОТ УОЛТЕР - (Bagehot, Walter) (1826-77) Английский журналист, с 1861 по 1877 г. редактор журнала "Экономист". Более известен как автор книги "Английская конституция" ("The English Constitution") (1867), в которой он разделил положения конституции на "возвышающие" и "рациональные". Монархия и другие возвышающие положения существуют, по его мнению, для того, чтобы придать народную легитимность ничем не примечательному кабинету министров, играя роль "пряжки", стягивающей воедино законодательную и исполнительную власти. Бейджгот, стремившийся разграничить "живую реальность" конституции и ее "бумажное воплощение", является источником постоянного вдохновения для политологов.

БЕККАРИА ЧЕЗАРЕ

БЕККАРИА ЧЕЗАРЕ - (Beccaria, Cesare) (1735-94) Итальянский философ, чья книга "О преступлении и наказании" ("Dei delitti e delle pene") (1764) была первым аргументированным обоснованием отмены смертной казни. Оказал влияние на мыслителей французского просвещения (Enlightenment French), особенно на Вольтера (Voltaire) и Кондорсе (Condorcet).

БЕНИЛЮКС

БЕНИЛЮКС - (Benelux) Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Со времени создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (ныне Европейский Союз) (European Union) эти три страны часто выступают единым блоком.

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ - (Bentham, Jeremy) (1748-1832) Экономист, юрист, политолог и общественный реформатор. Родился в Хаундсдиче (Лондон), в семье преуспевающего адвоката и предпринимателя, крещен в Алдгейте. В возрасте семи лет поступил в Вестминстерскую школу, затем в Королевский колледж. В двенадцать лет отправлен в Оксфорд и спустя четыре года, в 1764 г., получил степень бакалавра. Для продолжения юридического образования по протекции своего честолюбивого отца посещал Королевский суд на правах студента. Всю жизнь был сторонником правовых реформ, в частности в области уголовного права, однако юриспруденция не была его единственным занятием. Хотя Бентам и был принят в коллегию адвокатов, практикой он фактически не занимался. Его интересовали различные науки: экспериментальная химия, физика, а также труды классиков - от Цицерона до Гомера. Был хорошо знаком с европейской философией, особенно с трудами Юма (Hume), Монтескье (Montesquieu), Джозефа Пристли, Дейвуда Гартли и Чезаре Беккариа (Beccaria), взяв в итоге на вооружение близкий ему ортодоксальный эмпиризм. В 1768 г. прочел в "Очерке о правительстве" Дж. Пристли ("Essay on Government") выражение: "наивысшая польза для наибольшего числа". Это открытие довело Бентама почти до экстаза. С этого момента он становится неутомимым проповедником созданного им философского направления - утилитаризма (utilitarianism). Именно утилитаризм заставил Бентама рассматривать каждого человека как "одного, и не более". Эти взгляды, близкие к радикальному эгалитаризму, привели к падению его популярности среди современников. Тем не менее позже радикализм был подтвержден и развит благодаря знакомству в 1808 г. с Джеймсом Миллем (Мill James). Бентам никогда не выступал в печати и открыто не участвовал в кампаниях за всеобщее избирательное право, но после 1817 г. становится твердым сторонником представительной демократии, открытого правительства и ежегодно избираемых парламентов, хотя и не перестает критиковать французский революционный радикализм. Классические доктрины о неотъемлемых естественных правах и о расторжимом общественном договоре (social contract) на французской почве представлялись ему не только политически опасными, но и бессмысленными в философском плане. Поскольку Бентам был либеральным мыслителем и приверженцем конституционного пути, его можно с известной долей осторожности считать провозвестником тех, кто в наше время выступает за государство всеобщего благоденствия. Бентам считал, что бесспорная цель законодательства -обеспечение средств существования, безопасности, изобилия и равенства, и в разное время в разных местах выступал в пользу пособий по болезни, бесплатного образования, установления минимальной заработной платы. Пожалуй, решающее слово о Бентаме сказал Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart), радикал, по своему образованию имевший все данные, чтобы всесторонне развивать наследие основоположника утилитаризма. По его мнению, Бентам поставил под сомнение сложившиеся привычные процедуры; благодаря своему беспокойному и пытливому уму он сыграл главную роль в ниспровержении "ярма авторитета" и в развитии представлений о том, что у людей должно войти в привычку иметь собственное мнение, а не руководствоваться шаблонами, вошедшими в традицию или обиход, или заимствованными у авторитетов. До Бентама фактически никто не осмеливался усомниться в британской конституции и хитросплетениях английской правовой системы. Бентаму удалось благодаря своему огромному энтузиазму подтолкнуть проведение в жизнь реформ. Без него - и наперекор его чрезмерным заботам об образцовой тюрьме Паноптикон - дело либерального реформаторства выглядело бы намного слабее и опиралось бы на значительно менее глубокую интеллектуальную основу.

БЕНТЛИ А. Ф.

БЕНТЛИ А. Ф. - (Bentley A. F.) (1870-1957) Американский политолог, основоположник плюрализма (pluralism). Утверждал, что любая выгода приводит к созданию групп интересов и что взаимодействие этих групп является отличительной чертой демократии. "Когда эти группы соответствующим образом заявляют о себе, все идет своим чередом. Когда я говорю все, я имею в виду все", - писал он в книге "Процесс правления" ("The Process of Government") (1908). Подход Бентли был для того времени одновременно эмпирическим и прагматичным, однако сейчас уже не считают, что каждая потенциально возможная группа становится реальной. Некоторые группы по разным причинам так и не образуются, потому разработанное Бентли нормативное обоснование лоббирования со страны заинтересованных групп не вызывает возражения.

БЕРК ЭДМУНД

БЕРК ЭДМУНД - (Burke, Edmund) (1729-97) Политик, принадлежал к партии вигов; заседал в парламенте, за небольшим перерывом, с 1766 г. до самой смерти. Боролся за процветание родной Ирландии, выступая против владения земельной собственностью лендлордами, живущими вдали от Ирландии (absentee landlordism), защищая торговые права Ирландии, отстаивая меры, направленные на эмансипацию католиков. Симпатизировал американским переселенцам; являясь представителем Англии в штате Нью-Йорк, публиковал статьи о несправедливом налогообложении колоний и о необходимости примирения с ними. Как сторонник лорда Рокингема, выступал против влияния короля Георга III на парламент. Занимался злоупотреблениями в Ост-Индской компании и способствовал привлечению к суду Уоррена Гастингса. По иронии судьбы политик-виг, человек, чье имя связано с многочисленными прогрессивными деяниями, считается проповедником консервативных мыслей и настроений. Одна из причин этого кроется в отношении Берка к событиям 1789 г. во Франции. В "Размышлениях о революции во Франции" (Reflections on the Revolution in France) (1790) он отверг утверждения революционеров о том, что они в состоянии перестроить систему правления на основе абстрактных универсальных принципов. Непосредственным поводом для написания книги послужило выступление одного из его противников - Ричарда Прайса (Price) в поддержку провозглашенных революцией принципов. Выступая против Декларации прав человека, Берк опирался на свои же аргументы по другим поводам. По его мнению, характер общества определяют обычай и практика: они формируются в течение длительного времени и крайне медленно изменяются. Закон проистекает из обычая и должен ему соответствовать. Всякого рода реформы возможны, но они должны сохранять и укреплять гармонию между нормами общественной практики и политикой. Революция - в смысле новой системы правления и общественных отношений, - опирающаяся на принципы, не закрепленные в данном обществе, может привести лишь к хаосу и тирании. Реальные права носят императивный характер, т.е. они устанавливаются законами общества и основаны на обычае. "Естественные" права, основанные на абстрактных принципах, бессмысленны и опасны. Но, пожалуй, в наибольшей степени консерватизм Берка проявился, когда он оплакивал судьбу Франции в целом и Марии Антуанетты в частности. "Эпоха благородства канула в лету. Наступило время софистов, экономистов и прагматиков, и слава Европы померкла навсегда". Томас Пейн прокомментировал это высказывание следующим образом: "Он жалеет плюмаж, но не замечает умершей птицы", а Мэри Уоллстонкрафт (Wollstonecraft) умоляла Берка признать, что если бы он был французом, то стал бы революционером. Ведь в конце концов он не являлся сторонником абсолютистского, непарламентского и неэффективного правления в Великобритании и ее колониях, поэтому незачем проявлять "сантименты" в отношении "старого режима". Эти реакционные "сантименты" действительно существовали, но не они были главными. Берк верил в рыночное общество, считал, что правительство в конечном счете должно опираться на суверенитет народа и стараться максимально увеличить его благосостояние. Однако эти идеи практически не получили развития в его произведениях. Во-первых, он был больше политиком, чем философом, стремясь в страстном риторическом стиле отстоять свою позицию с помощью практических аргументов, а не выдвигать те или иные теории. Во-вторых, он доверял принципам, так как считая, что если придавать им слишком большое значение, они, подобно суверенитету и выгоде, могут оказаться опасными и контрпродуктивными. Берк был своего рода "ослепленным утилитаристом", полагавшим, что обычай и чувство меры - более надежные ориентиры на пути к выгоде, чем (абстрактный) принцип самой выгоды. Свои взгляды на роль и обязанности депутата парламента Берк прекрасно выразил в речи в Бристоле в связи с его избранием на этот пост в ноябре 1774 г. Он подчеркнул, что намеревается "придавать особую важность" желаниям избирателей и с "особым уважением" относиться к их мнению. Но даже в этих обстоятельствах он собирался руководствоваться не наказами избирателей, а лишь разумом и совестью, ибо "ваш депутат обязан вам - а не только своему усердию - всем, кроме собственного здравого смысла". Работа депутата, считал Берк, лишь частично заключается в защите интересов избирателей; более важным является участие в "совещательной ассамблее одной нации, объединенной одним интересом, интересом всего народа" (курсив автора). "Берканианская" доктрина представительной власти получила широкий резонанс везде, где существовали избранные парламенты, и имела сторонников и противников как среди "левых", так и "правых". Может показаться странным, что Берк считается консерватором, но такое представление вполне справедливо. Об этом неопровержимо свидетельствуют и его отношение к Французской революции (French Revolution) и "абстрактные" идеи, навеянные Просвещением, и то важное значение, которое он придавал местным и национальным традициям. Способность поддерживать реформы и в то же время верить в верховенство обычаев и сдержанности в ущерб абсолютным принципам вполне соответствовало стилю и мировоззрению консерватизма.

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА - (Berlin Wall) Воздвигнута в сентябре 1961 г., чтобы предотвратить утечку квалифицированной рабочей силы из Германской Демократической Республики и других стран Советского блока в находящийся под контролем Запада сектор города, а тем самым - на Запад. Стена стала символом холодной войны (Cold War) и жесткого раздела Европы на два вооруженных лагеря. Ее демонтаж в 1989 г. имел прямо противоположный смысл и завершился объединением Германии и окончанием холодной войны.

БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД

БЕРНШТЕЙН ЭДУАРД - (Bernstein, Eduard) (1850-1932) Один из лидеров германской социал-демократической партии до 1914 г., идеолог ревизионизма (revisionism). В книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" ("The Premises of Socialism and the Tasks of Social Democracy") (1899), иногда называемой "Эволюционный социализм", утверждал, что социализм уже становится реальностью и поэтому нет необходимости в революции.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ - (equity) (справедливость), 1. Беспристрастное, т.е. одинаковое отношение к действительно одинаковым явлениям. Например, два человека, выполняющие одну и ту же работу одинаково и достигающие одинаковых результатов, рассчитывают на одинаковую оплату своего труда. И наоборот, пристрастным было бы, если два индивида совершили одинаковое преступление в схожих обстоятельствах, но понесли за него разные наказания. Понятие беспристрастности, таким образом, тесно связано с понятиями равенства (equality) и нормы права (rule of law). Однако при попытках определить их сходство возникают споры, порождаемые общепринятыми представлениями о беспристрастности и прецеденте. 2. Устаревшее значение - необходимость смягчить строгое применение закона, дабы избежать несправедливых или чрезмерно жестоких приговоров. С XVI по XIX в. определенные английские суды были специально выделены как "беспристрастные", в противоположность действовавшим в сфере статутного (statue law) и обычного (common law) права. С 1873 г. все английские суды должны придерживаться правовых норм беспристрастности.

БИЛЛЬ ОБ ОПАЛЕ

БИЛЛЬ ОБ ОПАЛЕ - (bill of attainder) Закон, согласно которому человек без суда объявляется виновным в совершении преступления. Фактически закон передает функции определения вины и вынесения приговора от судебных органов законодательным. Согласно первой статье (разделы 9 и 10) Конституции США, "конгрессом и законодательными органами штатов не должны приниматься билли об опале". Законы об опале принимались британским парламентом в XV - начале XVIII в., но с тех пор не применяются.

Предыдущая страница Следующая страница