Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АЯТ")

АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (American Revolution) Война за независимость, в результате которой колонисты Северной Америки освободились от владычества Британской империи и основали Соединенные Штаты. Несмотря на политические катаклизмы XVII в., к середине следующего столетия Великобритания по-прежнему оставалась строго иерархическим обществом, уходящим корнями в феодальное прошлое. Тем временем на противоположном берегу Атлантического океана переселенцы, воспитанные в религиозных традициях пуританизма и уже имеющие опыт освоения новых земель, все больше проникались духом антиавторитаризма и самостоятельности, а отсутствие аристократии и легкость обретения земельной собственности способствовали появлению неслыханной для Европы социальной мобильности. Первые хартии, регламентирующие права колоний, допускали самоуправление; сменявшие друг друга британские администрации позволяли колонистам вести свои дела самостоятельно. К середине XVIII в. большая часть взрослых белых мужчин имели право голоса, пользовались привилегиями свободной прессы и свободы вероисповедания. Иными словами, колонии развивались отдельно от метрополии, а переселенцы, начав осознавать себя американцами, естественно, стали сопротивляться попыткам подчинить их. После окончания Семилетней войны (1756-63) английские политики сосредоточили внимание на проблемах управления империей. Долги, возникшие в результате войны, и большие расходы, необходимые для защиты границ и колонистов от набегов индейцев, заставили правительство искать новые источники доходов. Считая, и не без оснований, что колонисты тоже должны вносить свою лепту в фонды, созданные для их же защиты, парламент в 1765 г. принял Закон о государственных доходах, известный также как "сахарный закон", а в 1765 г. - Закон о гербовом сборе. Последний обязывал покупать марки и наклеивать их на многие юридические документы, газеты, брошюры, игральные карты и другие товары. Больше всего американцев возмутило то, что этот и другие законы были приняты с единственной целью - увеличить государственные доходы. По их мнению, это являлось посягательством на самые святые принципы справедливого управления. В 1765 г. на Конгрессе, рассматривающем Закон о гербовом сборе, представители девяти колоний приняли несколько резолюций, в том числе утверждавшую, что непременное условие свободы народа и несомненные права англичан состоят в том, что их не могут облагать никакими налогами без их на то согласия, данного лично или через своих представителей. Тогда же Конгресс категорически отверг как несостоятельное утверждение британского правительства о том, что ни одно из основных прав не было нарушено, поскольку колонисты пользуются подлинным представительством в Палате общин. Закон о гербовом сборе так и не был проведен в жизнь, а год спустя и вовсе аннулирован, но парламент все же не отказался от своих властных полномочий и продолжал принимать законы, ущемляющие права колонистов. Растущее недовольство в колониях привело к созыву в 1774 г. Первого континентального конгресса. Его участники потребовали для жителей колоний права "жить своей жизнью и пользоваться свободой и собственностью" без какого-либо вмешательства со стороны, еще раз отвергли утверждения британского правительства о подлинном представительстве колонистов в парламенте и заявили, что обладают всеми правами и иммунитетами, принадлежащими свободно рожденным англичанам. Первые выстрелы в Революционной войне прозвучали в апреле 1775 г. в Лексингтоне, а Декларация независимости, подписанная 4 июля 1776 г., означала фактический разрыв между Британией и колониями. Война за независимость была по своей сути политической революцией, совершенной колонистами, не желавшими подчиняться имперскому правлению. Участников войны, конечно, беспокоили проблемы права собственности, но все же в основе конфликта лежала не экономика, а ценности демократического правления. Вместе с тем во многих отношениях это была революция консервативная. Многие известные борцы за независимость крайне неохотно шли на разрыв с Британией и признавали его необходимость лишь как последнее средство. Они также утверждали, что, оказывая сопротивление британскому правлению, они всего лишь отстаивают свои права как англичане и что именно лондонское правительство, используя незаконные меры, нарушило status quo в колониях. Более того, в отличие от последующих революций во Франции и России, американский вариант носил ограниченный характер, оставаясь революцией политической, которая не повлекла за собой коренной перестройки экономических и социальных структур.

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И РЕЗУЛЬТАТОВ - (cost-benefit analysis) Метод принятия решения, основанный на составлении баланса затрат и потенциальных результатов в денежных единицах. В частных проектах анализ представляет собой расчет "полного баланса" ожидаемой прибыли или убытка, в отличие от обычного варианта такого подсчета. Например, в графе затрат может учитываться "возможная стоимость" привлекаемых ресурсов, в т.ч. прибыль от вложения имеющихся денег в активы, связанные с наименьшим риском; в графе прибыли - успешная реклама компании. Так что номинальный убыток по определенному проекту может быть представлен в анализе затрат и результатов как реальный выигрыш. В области государственных инвестиций анализ затрат и результатов еще более сложен, поскольку должен оценить полный объем затрат и прибыли не только для муниципальной или национализированной компании, но и для всего населения. В таком подсчете учитываются все социальные затраты и положительные результаты проекта, включая и "внешние" по отношению к рассматриваемым операциям, которые не принимались бы в расчет частной компанией. Столь обширные расчеты равноценны удачной калькуляции (felicific calculus) утилитаризма (utilitarianism) Бентама (Bentham), как правило, признаваемой и горячими сторонниками, и критиками. Анализ затрат и результатов процветал в атмосфере рациональности, царившей в правительстве Англии в 1960-е гг. Сделанные на его основе заключения о строительстве дополнительной линии лондонского метрополитена "Виктория лайн" сводились к тому, что номинальные убытки обернутся реальным выигрышем при условии учета всех социальных выгод проекта. В то же время выводы Комиссии Роскилла, оценивающей затраты и результаты альтернативных проектов по выбору места для строительства третьего лондонского аэропорта, не получили такого широкого признания, а включение суммы пожарной страховки в оценку стоимости сноса норманнской церкви часто приводилось как пример методики reductio ad absurdum (лат. - "сведение к абсурду"). При оценке социальных затрат, связанных с разрушением таких общественных ценностей, как ландшафты и жилье, анализ затрат и результатов использует "теневые цены", основанные на принципе компенсации Дж. Р. Хикса и Николаса Калдора. Этот принцип включает выяснение мнения людей о размере денежной или иной компенсации такой потери, которую они потребовали бы, если бы разумно подошли к делу. Такой подсчет должен исходить из "связанности", подразумевающей, что при данных двух "благах" ("духовные" блага, как-то: любимый вид, и "материальные" блага - тип новой машины) любой человек предпочтет либо А - В, либо В - А или останется равнодушен к обоим вариантам. Это предположение в итоге сводится к взаимозаменяемости всех благ, в т.ч. людей и мест, и позволяет выразить все ценности в денежном измерении. Короче говоря, оно исходит из того, что нет ничего святого. Сторонники анализа затрат и результатов доказывают, что он является частью теории рационального принятия решений. Как еще мы можем определить, на что лучше тратить средства: на здоровье и спасение жизней или на облегчение боли? Что еще может показать нам: преимущества постройки нового шоссе или аэропорта больше (или меньше) связанных с этим неудобств? Критики считают такой анализ псевдонаукой, извращением ценностей и попыткой уменьшить проблемы принятия политических решений, низведя их до уровня надуманных технических деталей.

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ - (anarchism) Общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. Существующие примитивные общества, отвечающие данному критерию, обычно называют "ацефальными", т.е. неуправляемыми; в то же время анархизм рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом употреблении термин означает отсутствие морального и политического порядка. Отрицательное значение "анархизма" такое же древнее, как греческое слово, его обозначающее, усилилось на рубеже XIX-XX вв., когда анархисты совершили несколько громких политических убийств: русского царя Александра II (1881), французского президента Карно (1894) и американского президента Маккинли (1901). Единой позитивной доктрины анархизма не существует, и, если не считать отрицания государства, его теоретики расходятся по самым фундаментальным вопросам, высказывая абсолютно противоположные точки зрения - от пропаганды крайнего индивидуализма (individualism) до призыва к полному коллективизму (collectivism). Если сторонники государства смотрят на него как на необходимый инструмент, служащий в основном для обеспечения безопасности и порядка в обществе, то анархисты, напротив, именно в государстве видят источник проблем, связанных с безопасностью. Самая ранняя разработка теории анархизма, хотя этот термин тогда и не употреблялся, содержится в трактате Уильяма Годвина (Godwin) "Рассуждение о политической справедливости" ("An Enguiry Conserning Political Justice") (1793). Он утверждал, что правительства существуют только за счет обмана и развращения своих подданных. По мере роста интеллекта и здравого смысла граждане непременно осознают идеи справедливости и права и правительствам будет все труднее удерживать власть. В конечном счете они исчезнут. Штирнер (Stirner) употреблял термин "анархизм" по отношению к либерализму, но был самым большим индивидуалистом и отвергал саму идею об обязательности или правдивости. Когда человек осознает себя как единственную ценность, он отвергнет все моральные и институционные структуры; в итоге образуется "союз эгоистов", основанный исключительно на личных интересах каждого. Другие анархисты-индивидуалисты в такие крайности не впадали. Бенджамин Таккер (Tucker) (1854-1939), например, считал, что каждый человек должен пользоваться максимумом свободы, но совместимой со свободой других, а что касается общества, то для его хорошей организации необходимы свободный рынок и отсутствие авторитарных институтов. Эти идеи возродились в 1945 г., порой в форме либертарианизма (libertarianism). Пьер Жозеф Прудон (Proudhon) (1809-65), которого Маркс (Marx) считал основателем научного социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался стать французским корреспондентом социалистических изданий, решив, что Маркс слишком авторитарен), прославился как ведущий революционный мыслитель Европы после выхода в свет его книги "Что такое собственность?" ("What is Property?") (1840). На вопрос, вынесенный в заглавие книги, он ответил: "Собственность - это кража". Прудон рассматривал человеческое общество (и Вселенную в целом) как нечто противоречивое, неспособное к изменению, но, во избежание катастрофических крайностей, поддающееся регулированию путем уравновешивания различных сил. Прудон отвергал идеи Бога и государства, а также институты, которые они порождают, считая их двумя взаимосвязанными источниками порабощения человека. Он одним из первых утверждал, что отдельные группы и общество в целом существуют как единое целое, а не являются совокупностями индивидов. В своей теории эксплуатации Прудон в отличие от Маркса, рассматривал прибавочную стоимость, которую присваивают капиталисты, как результат кооперирования труда рабочих, а не как продукт, производимый сверх прожиточного минимума. Он также предлагал заменить государство экономическим и территориальным федерализмом, при котором каждая производственная ячейка управляется рабочими, а каждый регион - людьми, его населяющими. Взаимоотношения между различными уровнями организации, от самой небольшой группы до всего человечества, должны определяться в ходе переговоров делегатов. При таком устройстве, по мнению Прудона, в современном обществе мелкое ремесленное и сельское производство может сосуществовать с производством промышленным. Такой подход более точно отражал картину французской экономики, чем модель Маркса. Михаил Бакунин (Bakunin) (1814-76) был последователем Прудона. Широко распространенный тип наемного рабочего, он рассматривал как раба и по этой причине предлагал ввести коллективную собственность. Государство, по мнению Бакунина, развращает своих граждан, как подчиненных, так и управляющих, уничтожает их человеческий статус. В I Интернационале Бакунин критиковал Маркса, считавшего целесообразным трансформацию государства вместо его полной ликвидации. Эти разногласия привели к развалу организации в 1876 г. Петр Кропоткин (Kropotkin) (1842-1921) пытался научно обосновать свою концепцию анархизма, опираясь на труды Дарвина (Darwin). В работе "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1897) он утверждал, что успех эволюции зависит от степени развития взаимопомощи между особями какого-то конкретного вида, причем не обязательно выгодной каждому из них. Рассматривая эволюцию человечества с этой точки зрения, Кропоткин пришел к выводу, что оптимальной организации общественной жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся с тех времен некоторые формы кооперации могут занять доминирующее положение только в результате революции, объединяющей народные массы и идеи анархизма. Почти по определению, концепций анархизма столько, сколько и его теоретиков. Главный критерий, позволяющий отличать их друг от друга, - это степень признания законности различных действий - от терроризма до пацифизма Толстого (Tolstoy) (1828-1910) и социального переустройства. В противостоянии так называемым тоталитарным (totalitarianism) государствам Гитлера и Сталина анархизм, в отличие от либерализма (liberalism), значительной роли не сыграл, хотя оба течения слились в либертарианизм (libertarianism).

АНАРХИЯ

АНАРХИЯ - (anarchy) Отсутствие централизованной власти. Структура общественных отношений в стране определяется государством или другими общественными институтами; упорядоченные отношения между странами могут строиться на основе одностороннего диктата или сотрудничества, однако общепризнанной власти или мирового правительства, которые способны улаживать разногласия и проводить в жизнь законы, не существует. Вот почему многие специалисты в области международных отношений рассматривают международную систему как анархию, хотя очень хорошо знают, что эта система отнюдь не анархична в расхожем значении этого слова как отсутствия порядка.

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ

АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ - (anarcho-syndicalism) Разновидность анархизма (anarchism), получившая сравнительно широкое распространение в XX в. во Франции. Его идеологи считали, что государство должны заменить профессиональные союзы (по-французски - syndicats). Определенное влияние анархо-синдикализм имел в Испании во время Гражданской войны и некоторое - в Британии с 1910 по 1914 г., но не такое большое, как это казалось правительству.

АНЗЮС

АНЗЮС - (ANZUS) Пакт о взаимной обороне, подписанный в 1951 г. Австралией, Новой Зеландией и США. Цель пакта - предотвращение коммунистической экспансии и усиление влияния США в Тихоокеанском регионе. На смену АНЗЮС пришел СЕАТО (SEATO), объединивший большое число стран. США использовали эту организацию для давления на Австралию и Новую Зеландию с целью их более широкого вовлечения во Вьетнамскую войну (Vietnam War). Поражение в войне и рост выступлений в Новой Зеландии против ядерного оружия свидетельствуют о том, что, формально оставаясь действующей организацией, АНЗЮС не имеет большого влияния.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ - (anticlericalism) Точка зрения, согласно которой церковь должна меньше вмешиваться в дела государства. Как политическая сила антиклерикализм наиболее заметно проявился в католических странах, в ответ на притязания (реальные или предполагаемые) церкви. В Европе антиклерикализм традиционно был силен во Франции, отражая социальный раскол, возникший еще до 1789 г. Слои общества, поддержавшие Французскую революцию (French Revolution), склонны оставаться антиклерикальными и по сей день.

АНТИСЕМИТИЗМ

АНТИСЕМИТИЗМ - (anti-Semitism) Буквально - преследование или дискриминация евреев. Впервые термин был употреблен в 1870-х гг.; его введение одними приписывается немцу Герману Марру, другими - французу Эрнесту Ренану. В известном смысле термин был неточным с самого начала, поскольку приверженцы расовой теории того времени "семитами" называли представителей большой группы неевропейских национальностей, в том числе арабов, в то время как антисемитизм всегда означал антиеврейский расизм. В отличие от антисемитизма антиеврейские теории, существовавшие до середины прошлого века, опирались на идею, согласно которой характерным для евреев считается скорее общность врожденных особенностей, чем религия или культура (в широком смысле этого слова), от которых любой может отречься. Преследование евреев так же старо, как и сама "диаспора" - расселение евреев в Европе и Средиземноморье после изгнания их римлянами из Палестины в 79 г. до н.э. В позднем средневековье евреи вынуждены были покинуть еще несколько стран. Антисемитизм отличается от большинства других форм расизма, проповедующих неполноценность некоторых рас (особенно африканского происхождения). Такие доктрины обычно признают возможность расовой гармонии, но при условии, что неполноценная раса будет оставаться на предназначенном ей более низком социальном уровне. Антисемитизм же во главу угла ставит скорее обвинения евреев во врожденной враждебности к интересам неевреев. Антисемитизм был широко распространен в Европе, особенно во Франции, Австрии и Германии. Во Франции существовала Ligue Antisemitique (Антисемитская лига), в Германии антисемитские идеи разрабатывал социолог английского происхождения Хьюстон Стюард Чемберлен, а их процветанию содействовала популярность композитора Рихарда Вагнера. Евреям приписывалось множество дурных качеств - от биологической дегенерации до паразитизма и заговора с целью овладения всем миром. Своего апогея антисемитизм достиг во время пребывания у власти Гитлера и его союзников, когда он был возведен в ранг государственной политики, а "окончательное решение еврейского вопроса" вылилось в физическое уничтожение примерно шести миллионов евреев. Нечеловеческий экстремизм и поражение Гитлера привели к возникновению мощного движения против антисемитизма. Но он оказался устойчивым, и после падения коммунизма и воссоединения Германии в 1989-91 гг. начал возрождаться в странах Восточной Европы. Однако к этому времени евреев там осталось очень мало, поэтому феномен получил название "антисемитизм без евреев".

АНТИСИСТЕМНАЯ ПАРТИЯ

АНТИСИСТЕМНАЯ ПАРТИЯ - (anty-system party) Политическая партия, стремящаяся изменить или разрушить политическую систему, в рамках которой она действует. Термин широко использовался в 1950-1960-е гг. по отношению к фашистским, коммунистическим и пужадистским (Poujadism) партиям. Сейчас употребляется реже, поскольку, как многие считают, является порождением холодной войны (Cold War). В частности, большинство коммунистических партий, действующих с 1945 г., по существу не были "антисистемными".

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ - (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования психологии человека, хотя всегда находились ученые, настаивающие на том, что антропология должна исследовать и тело, и душу, и связи, существующие между ними. С развитием зоологии, социологии и экономики антропология потеряла большую часть своих направлений. В частности, физическая антропология в 1953 г. после открытия структуры ДНК стала частью новой науки - генетики. Оставшиеся направления связаны прежде всего с исследованием разнообразия культур человеческих обществ. На практике интересы ученых в основном ограничиваются "примитивными" обществами, изучение которых может быть более всесторонним, чем в случае "развитых" обществ. Это обстоятельство часто отводит антропологу роль защитника и толкователя ценностей жизни и быта наших далеких предков.

АПАРТЕИД

АПАРТЕИД - (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация - давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым - по преимущественному составу - электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948-50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950-58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" - бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984-86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента - африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - (appellate jurisdiction) Право апелляционного суда пересматривать решения, принятые судами низшей инстанции.

АППАРАТ

АППАРАТ - (apparat) Слово, обозначающее в русском языке государственную машину. В английском языке этот термин употребляется для негативной оценки безликой, привилегированной и всесильной коммунистической бюрократии, члены которой называются "аппаратчиками". Однако, как и многие другие термины, относящиеся к государственному управлению при коммунистическом режиме, значение слова "аппарат" довольно неопределенное и допускает несколько толкований. В официальном советском употреблении оно не имеет отрицательного оттенка и скорее относится к той части госвласти, которая руководила работой других государственных учреждений. Так, постоянные комиссии и комитеты Совета министров, такие как Государственный плановый комитет (Госплан) и/или Государственный комитет по материально-техническому снабжению (Госснаб), занимались разработкой правил и указаний для промышленных министерств, которые, в свою очередь, несли ответственность за их практическую реализацию. Работники министерств обычно назывались "хозяйственниками" (т. е. лицами, управляющими экономикой). Впрочем, различие между "аппаратчиками" и "хозяйственниками" представляло интерес лишь для некоторых западных ученых. Значение, закрепившееся в обиходе, относится к государственным и партийным чиновникам, которые, как считалось, составляли единую правящую элиту.

АППАРАТ РУКОВОДСТВА

АППАРАТ РУКОВОДСТВА - (machine) Руководство какой-либо массовой организации или политической партии. Зловещий оттенок это слово приобрело еще в конце XIX в., когда его впервые употребили в США. Так называли городские группировки, где политики выторговывали голоса в обмен на определенные услуги: рабочие места, социальные блага либо - в качестве высшей платы - контракты. Остроумное описание аппарата дано одним из его руководителей в книге, вышедшей под редакцией У. Л. Риордона, "Plunkitt of Tammany Hall" (1905). Нападки прогрессистов аппарат пережил, но к 1970-м гг. прекратил свое существование даже в Чикаго. В Англии этот термин был заимствован политической оппозицией для характеристики созданного в конце XIX в. Джозефом Чемберленом аппаратного механизма в Бирмингеме, а также аппаратных организаций Лейбористской партии (Labour Party) в ряде городов в XX в. Но со временем они все бесследно исчезли.

АРЕНДТ ХАННА

АРЕНДТ ХАННА - (Arendt, Hannah) (1906-75) Политолог. Родилась в Кенигсберге (ныне Калининград). Изучала экзистенциализм (existentialism) под руководством Мартина Хайдеггера (Heidegger) и Карла Ясперса. Когда к власти пришли нацисты, эмигрировала сначала во Францию, затем в США и свои лучшие труды опубликовала на английском языке. Ее первая большая книга "Происхождение тоталитаризма" ("The Origins Of Totalitarisanism", 1951) посвящена осмыслению ужасов двух режимов - нацистских концентрационных лагерей и сталинских жестоких "чисток". Арендт считает, что возникновению тоталитаризма (totalitarianism) способствуют два фактора: разрушение империализмом законного государства-нации, обладающего определенной территорией, и склонность человека отождествлять себя с расой, а не с гражданином государства или представителем определенного класса. Опираясь на концепцию "избыточности", показывает, как эти факторы формируют политическую систему, в которой люди быстро превращаются просто в "расходуемый материал". Эти рассуждения привели Аренд к разработке концепции "банальности зла", воплощением которого является Адольф Эйхман - нацистский преступник, полностью лишенный понимания того, что другие люди могут воспринимать мир иначе, чем он. В работе "Положение человека" ("The Human Condition", 1958) Аренд пытается понять, какой смысл люди предшествующих эпох вкладывали в такие понятия, как труд, работа, деятельность. Исторический взгляд на жизненный опыт человека, представление о котором в наше время совершенно иное, помогает вскрыть возможности, таящиеся в современном обществе. В работе "О революции" ("On Revolution", 1963) автор представляет суть революции как процесс, связанный с человеческой деятельностью, а не с ходом истории. Анализ способности индивида к действию привел к тому, что Аренд стала сторонницей народных советов как органов самоуправления и свободного волеизъявления народа. В итоге идеалом радикального изменения общества для нее становится не Французская (French Revolution) или Русская (Russian Revolution) революция, а Американская (American Revolution). Отличие ее политической теории от предшествующих, считает Аренд, состоит в упоре на деятельность и способности человека. Некоторые специалисты рассматривают крах коммунизма на востоке Европы как проявление свободной деятельности человека, о которой пишет Арендт; другие считают, что работы Арендт предвосхищают постмодернизм (post-modernism).

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ - (aristocracy) Правление лучших. Критерии, по которым выявляются или избираются лучшие, могут быть самыми разными. Например, способность к управлению можно определить либо по техническим или оценочным показателям, либо по историческим или династическим признакам. Поскольку, по определению, лучшие - это те, кто избран, различие между аристократией и олигархией (oligarchy) со временем стирается, и олигархию часто представляют как извращенную форму аристократии.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТИКУЛЯЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИЯ - (articulation) Этот термин использовался в структуралистском функциональном подходе к политике и относился к формулированию, например группами интереса (interest groupo), политических требований, которые затем могли сводиться в альтернативные политические действия.

АСЕАН

АСЕАН - (ASEAN) В 1967 г. Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины основали Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для демонстрации солидарности в противостоянии коммунистической экспансии во Вьетнаме и повстанческим движениям внутри своих стран. После Балийской встречи в верхах в 1976 г. АСЕАН начала осуществлять программу экономической кооперации, которая к середине 1980-х гг. потерпела крах и возродилась в 1991 г., на базе тайского предложения о создании региональной зоны свободной торговли.

АССИГНОВАНИЕ

АССИГНОВАНИЕ - (appropriation) Выделение денежных средств государственными чиновниками на определенные нужды. Контроль законодательного органа за государственными доходами и расходами традиционно является непременным условием демократического правления. На практике же в Соединенном Королевстве этот контроль осуществляет правительство. Теоретически члены Палаты общин могут сократить бюджет или вообще изъять из него предлагаемые ассигнования, но не имеют возможности инициировать расходы без согласия исполнительного органа. В Конгрессе Соединенных Штатов таких ограничений не существует, и законодательный орган полностью контролирует распределение денежных средств (если не считать редкие случаи президентского вето), благодаря чему обладает значительным влиянием.

АФГАНСКАЯ ВОЙНА

АФГАНСКАЯ ВОЙНА - (Afgan War) После военного переворота в Афганистане в апреле 1978 г. к власти пришла прокоммунистическая Народно-демократическая партия, раздираемая фракционными разногласиями. В декабре 1979 г. во внутренние дела страны вмешался СССР, поддержавший Бабрака Кармаля, позднее провозглашенного президентом. Затем последовало военное столкновение между афганской армией и оппозиционными силами моджахедов, среди которых также не было единства. СССР ввел в страну многотысячную группировку войск. Однако это не стабилизировало новый коммунистический режим и не обеспечило безопасности за пределами близлежащих к Кабулу территорий. Советское военное вмешательство в дела Афганистана стало главной причиной конца периода разрядки и ухудшения в первой половине 1980-х гг. отношений между Москвой и Вашингтоном. Большие потери СССР в этой войне оказали очень серьезное влияние на его внутреннюю политику. После избрания в марте 1985 г. Генеральным секретарем КПСС Михаила Горбачева, объявившего курс "нового политического мышления", СССР начал поэтапный вывод своих войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г. Афганский коммунистический режим пал в 1992 г.

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ - (Athenian democracy) Приблизительно с 500 по 321 г. до н.э. город-государство Афины был непосредственной демократией. Любой гражданин имел право (а считалось даже, что все граждане, движимые заботой об интересах общества, обязаны) участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские функции - большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось по жребию. Любой гражданин имел более чем равные шансы быть сегодня президентом Афин, а завтра - верховным судьей. Первый идеолог демократии, Перикл, расцвет деятельности которого пришелся примерно на 430 г. до н.э., отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он ввел плату за участие в работе жюри, которая равнялась примерно дневному доходу работника. Позднее такой порядок был распространен на членов совета и ассамблеи. Как отмечал Аристотель (Aristotle), это дало возможность участвовать в работе ассамблеи бедным. Подобно Платону (Plato) и Фукидиду (Thucydides), Аристотель демократию не любил; все трое представляли ее как форму правления, не защищенную от невежественных демагогов и способствующую экспроприации собственников. Однако реликт демократического восторга сохранился в слове, которое мы заимствовали у греков, - на древнегреческом языке слово "idiotes" означало "частные граждане". Серьезное обсуждение вопроса о возрождении афинской демократии как возможной модели государственного устройства не возобновлялось вплоть до нашего времени. Сейчас, когда компьютерная технология сняла все препятствия на пути широкого участия людей в принятии решений, этот феномен начали исследовать в качестве вероятной жизнеспособной альтернативы представительной демократии.

АФРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (АНК)

АФРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (АНК) - (African National Congress, ANC) Африканский национальный конгресс был первым африканским освободительным движением. Основан в 1912 г. в ответ на провозглашение Южно-Африканского Союза, закрепившего в стране власть белого меньшинства. Руководящую роль в АНК играли либеральные представители среднего класса и свободных профессий, провозгласившие равенство и уничтожение насилия. До тех пор пока АНК не расширил свою социальную базу, а его политика не стала более притягательной, он пользовался небольшим влиянием как в стране, так и за рубежом. В 1943 г. внутри АНК была создана Молодежная лига, которую возглавили Нельсон Мандела и Оливер Тамбо. Ее целью стала поддержка Программы действия, принятой и АНК в 1950-х гг. как основа для развертывания "кампании вызова". Этот явный сдвиг влево совпал по времени с накалом политики апартеида (apartheid), проводимой Националистической партией. В следующем десятилетии АНК поддерживает массовые выступления против расовой дискриминации. Совместными усилиями противников апартеида формируется Союз конгрессов, в который наряду с АНК вошли Южно-Африканский Индийский конгресс, Конгресс цветного населения и Конгресс демократов (организация белого населения), находившиеся под влиянием незадолго до этого запрещенной Коммунистической партии. В 1955 г. АНК принимает "Хартию свободы", подтвердив тем самым приверженность идее "инклюзивного национализма" (т. е. равноправия всех граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности). Хартия провозглашает, что "Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет". В 1959 г. из АНК выходит группа воинствующего африканского меньшинства, создавшего организацию Панафриканский конгресс (РАС). Оба движения были запрещены в 1960 г. АНК переходит на нелегальное положение и после расстрела демонстрации коренных африканцев в Шарпевилле формирует подпольную военную организацию "Umkhonto We Sizwe" (MK) ("Копье нации"). Этап вооруженной борьбы закончился в 1963-64 гг. арестом, осуждением и заключением в тюрьму большинства лидеров, а сам АНК переместился за границу. До середины 1970-х гг. АНК большой активности не проявлял. Но после студенческого восстания 1976 г. в Соуэто молодые активисты вынуждены были бежать, и многие из них пополнили за границей лагеря военной подготовки АНК. Усиление давления на режим Претории внутри страны и из-за рубежа привело к тому, что АНК вновь становится ядром оппозиции. Этому способствовали и массовые выступления в 1984-86 гг., поводом для которых послужило принятие новой, расистской, конституции, полностью исключавшей представительство африканского большинства во властных структурах. Изменение государственной политики произошло в 1989 г., когда к власти пришел Ф.У. де Клерк. На следующий год из тюрьмы был освобожден Нельсон Мандела, африканские политические организации получили возможность действовать легально. АНК согласился на приостановление вооруженной борьбы и вступил в переговоры с правительством и другими партиями о предоставлении политических прав африканскому большинству, в том числе позволяющих войти в политическое руководство страны. В сентябре 1992 г. правительство и АНК подписали Протокол взаимопонимания, а в апреле 1994 г. АНК победил на выборах и президентом ЮАР был провозглашен Нельсон Мандела.

АЯТОЛЛА

АЯТОЛЛА - (ayatollah) Ãyãt Allãh, знак, признак, воплощение Бога. Это слово вошло в оборот в X в. среди имамов, светских и духовных глав общин мусульман шиитов (Shiism). Аятоллой называют богослова выдающихся качеств и репутации. Он муджтахид (mujtahid), имеющий право самостоятельно выносить решения (ijtihad) в области права и богословия на основе мусульманской школы права Ja`fari. Муджтахиды являются улемами (признанными богословами). К концу XVII и весь XVIII в. муджтахиды, как и имамы, играли более важную роль среди улемов-шиитов. У шиитов было общепринятым на протяжении жизни следовать духовному руководству одного из муджтахидов, а после его смерти избирать преемника. Муджтахид имамов стал считаться представителем Скрытого Имама (двенадцатого Имама) - Его заместителем до Его возвращения. К концу XIX в. дальнейшая дифференциация улемов-шиитов привела к признанию одного из них marja`c i taqlid (источником воображения), т. е. наиболее выдающимся муджтахидом. Поскольку число "источников воображения" продолжало расти, в XIX в. самого выдающегося из них начали называть аятоллой. Эта своеобразная эволюция неформальной иерархии, к которой улемы-шииты пришли через консенсус, помимо всего прочего, облегчила приспособление религии к меняющимся временам.

Предыдущая страница Следующая страница