Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБО"-"АМЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБО"-"АМЕ")

АБОРТ

АБОРТ - (abortion) См. pro-choice (отстаивающий право выбора); pro-life (выступающий против аборта; right to life (право на жизнь).

АБСОЛЮТИЗМ

АБСОЛЮТИЗМ - (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое решение по своему усмотрению. Как правило, абсолютными называют монархии начального периода новой истории, в первую очередь режим французского короля Людовика XIV. В политическом значении термином фактически начали пользоваться лишь с конца XVIII в., когда многие режимы этого типа уже были на грани отмирания. В отличие от тираний абсолютистские режимы существовали на легитимной основе. Людовик XVI в ноябре 1788 г., в канун Французской революции (French Revolution), сказал своему кузену, герцогу Орлеанскому (отцу будущего короля Франции Луи Филиппа, 1830-48), что любое его решение выражает волю закона. Некоторые современные историки утверждают, что абсолютизм никогда не означал неограниченной власти, поскольку существовал в рамках традиций и норм обычного права, которые ограничивали действия монарха.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ - (Augustine, St.) (354-440) Богослов и политический философ. Политическая теория Августина сродни его теологии и философии истории. Основной труд "De Civitate Dei" ("О граде Божием") написан в ответ тем, кто видел причину взятия Рима (410) в отказе от язычества. Используя многочисленные сведения, Августин размышляет о роли церкви и государства и об отношениях между ними. Он постулирует два города-символа: Иерусалим (Град Божий) и Вавилон. Это прежде всего морально-этические символы - небесный (духовный) и земной (мирской). Один основан на любви к Богу, другой - на любви к себе. Однако эти города нельзя приравнять к церкви и государству. Государственный служащий может принадлежать граду Божию, а служитель церкви - граду земному, в зависимости от того, чем они руководствуются - любовью к Богу или к самому себе. Августин определяет город как "массу разумных существ", составляющих общность, которую объединяют взгляды относительно того, что они любят ("О граде Божием" 19. 24). Предмет любви может быть и хорошим, и плохим. Любовь к себе не является ни справедливой, ни добродетельной - она земная и порождена греховной испорченностью человека. И именно по этой причине государство необходимо. А для того, чтобы оно было справедливым и высоконравственным, власти должны следовать христианским принципам любви к Богу и ради него любви к ближнему. Долг церкви - привнести эти принципы в государство. Это ставит ее выше государства, хотя и без права вмешиваться в светские дела. Вместе с тем церковь может прибегать к помощи государственной власти, например для подавления ереси. Так были посеяны семена средневекового спора церкви с государством.

АВСТРАЛИЙСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОСОВАНИЯ

АВСТРАЛИЙСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОСОВАНИЯ - (Australian ballot) Процедура выборов, в соответствии с которой списки всех кандидатов составляют государственные чиновники. Термин ввели американские реформаторы XIX в., желавшие заменить отечественную практику выборов, при которой каждая партия составляла собственный список кандидатов и передавала его своим сторонникам, на австралийскую. Поскольку процедура выборов "по-австралийски" сейчас применяется практически всюду, термин устарел.

АВТАРКИЯ

АВТАРКИЯ - (autarchy, autarky) (самоудовлетворение, самовластие), Эти два заимствования из греческого языка (от слов с похожими, но разными корнями: archein - править и arkeein - быть достаточным) часто путают. Autarchy, означающее самовластие, употребляется обычно без негативного оттенка. Autarky - самоудовлетворение - непременно имеет негативный оттенок: режим автаркичен, если он проводит политику экономического обособления от остального мира.

АВТОНОМИЯ

АВТОНОМИЯ - (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность - это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием для разумных действий человека. Автономной называется организация, способная самостоятельно управлять своими делами. Определение соотношения между самостоятельностью группы людей и самостоятельностью одного человека осложняется необходимостью различать коллективное самоуправление группы и самоуправление индивидуальных членов этой группы, как это показано в сочинениях Руссо (Roussean). Идеи самостоятельности личности тесно связаны с понятием свободы (freedom). Например, чтобы действовать самостоятельно, мне, возможно (по некоторым определениям свободы), потребуется доступ к ресурсам, которых у меня в настоящее время нет. Отсюда следует, что их получение расширит пределы моей свободы и самостоятельности. Кроме того, эта проблема связана с моей индивидуальной природой. Например, может случиться так, что я фактически не являюсь "само"управляемым индивидом, поскольку мои действия обусловлены мощными фобиями или неподвластными мне внешними условиями, с которыми я не могу справиться.

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА - (autonomous republic) Советский федерализм представлял собой иерархическую систему административных образований, подчинявшихся центру: республики, которые именовались по национальной принадлежности основного народа, проживавшего в них, и имели формальное право выхода из союза; автономные республики, в основном в пределах Российской Федерации, образованные по этническому признаку, но без права выхода, и области, создаваемые по географическому или историческому принципу, но без этнической базы.

АВТОРИТАРИЗМ

АВТОРИТАРИЗМ - (authoritarianism) Система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения. Традиционно сторонники авторитарной власти ратовали за активное вмешательство правительства в вопросы идеологии и поведения граждан и, соответственно, за уничтожение мнения индивидов. Вместе с тем можно быть авторитарным в одной области и более либеральным - в другой. Фридриху Великому, например, приписывают такие слова: "Я пребываю в согласии с моим народом - он может говорить, что хочет, а я могу делать, что хочу". Слово "авторитаризм" имеет негативный оттенок и употребляется при характеристике самонадеянного и нетерпимого руководства вне зависимости от того, есть ли у него соответствующие права. Часто употребляется в том же значении, что и "деспотизм". Некоторые американские политологи во время холодной войны (Cold War) проводили различие между "авторитарными" и "тоталитарными" правительствами. Первые (обычно военные режимы) имели по сравнению с последними два преимущества: во-первых, они не так долго оставались у власти, хотя могли подавлять своих оппонентов не менее жестоко, чем любой другой режим; во-вторых, они оставляли более широкое поле деятельности для граждан. (К тоталитарным режимам в этом контексте непременно относились коммунистические режимы.) Таким образом, там, где еще не созрели условия для демократии, всегда есть место для авторитаризма.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - ("Authoritarian Personality") Название труда группы ученых, исследовавших в 1940-х гг. наследие Дж. Беркли в поисках психологических источников антисемитизма (anti-Semitism). Термин "авторитарный" используют по отношению к "этноцентрическому" типу личности, которому свойственны покорность, догматизм, предвзятость, презрение к слабости, неуверенность, нетерпимость в неопределенной ситуации, враждебность к представителям "внешних групп" и суеверие.

АГРАРНЫЕ ПАРТИИ

АГРАРНЫЕ ПАРТИИ - (agrarian parties) Партии, представляющие интересы фермеров. Ранее они всегда занимали важное место в западных политических системах, но постепенно теряют свое значение. По мере того как урбанизация и индустриализация сокращают долю сельского населения, аграрным партиям становится все труднее сохранить свой электорат. Некоторые из них уже незаметно сошли со сцены или заняли более широкую политическую позицию. В Великобритании и Германии интересы крестьянства значительно эффективнее представляют фермерские организации, тесно связанные с национальным министерством сельского хозяйства. По-прежнему важную роль аграрные партии играют в северных странах - Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Появились они также в некоторых новых демократиях Восточной и Центральной Европы. В Австралии Сельская партия действует в содружестве с Либеральной. Слабая электоральная база аграрных партий в определенной степени компенсируется их широкими связями с сельскими и фермерскими организациями, умением мобилизовать своих членов, а также стабильностью руководства и внутрипартийным единством. Трансформация аграрных партий в центристские, ориентированные на более широкие массы избирателей, произошла в странах с системой выборов на основе пропорционального представительства (proportional representation) и устойчивой традицией формирования коалиционных правительств, в состав которых они часто входят. В Финляндии партия Keskustapuolue (KESK) в послевоенный период находится у власти больше времени, чем какая-либо другая аграрная партия, а швейцарская Volkspartei (бывшая BGB, Партия горожан, ремесленников и крестьян) представлена в Федеральном совете с 1929 г.

АГРЕГИРОВАНИЕ

АГРЕГИРОВАНИЕ - (aggregation) Переориентирование политических требований в альтернативные русла, что часто наблюдается в деятельности политических партий. Понятие агрегирования лежит в основе структурно-функционального подхода к исследованию политики.

АДАМС ДЖОН

АДАМС ДЖОН - (Adams, John) (1735-1826) Американский политик, революционер и политолог. Получил юридическое образование в Массачусетсе. Участвовал в разработке документов, подтверждающих, что американские колонии никогда легитимно не подлежали юрисдикции британского парламента. После обретения страной независимости стал интеллектуальным лидером консервативного крыла федералистской партии. В своей работе "Defense of the Constitutions... of the USA" (1787) ("Защита конституций... США") утверждал, что в Сенат следует избирать людей из числа богатых и интеллектуалов. Тем не менее примерно до 1796 г. поддерживал дружеские отношения с более радикально настроенным Джефферсоном (Jefferson). Возможно, это объясняется тем, что в 1780-х гг. оба находились на дипломатической службе во Франции и оба разделяли идеи Французского просвещения Enlightenment, French). Дружба прекратилась, когда ставший президентом Адамс (1797-1801) начал проводить однопартийную политику. Впрочем, крайностей в сфере управления городской жизнью и коммерцией у Адамса было меньше, чем у вспыльчивого Гамильтона (Hamilton, Alexander). Но в 1812 г. отношения возобновились: между двумя политическими деятелями произошел обмен теплыми и мудрыми письмами. Дружба продолжалась всю оставшуюся жизнь. Оба умерли в один день - 4 июля 1826 г., в 15-ю годовщину подписания Декларации независимости.

АДЕНАУЭР КОНРАД

АДЕНАУЭР КОНРАД - (Adenauer, Konrad) (1876-1967) Первый канцлер ФРГ (1949-63). В 1933 г. смещен нацистами с поста обер-бургомистра Кельна и до 1945 г. дважды заключался в тюрьму. После войны возглавил правоцентристскую партию - Христианско-демократический союз. Его пребывание в должности канцлера знаменовалось принятием ФРГ в НАТО, участием (1957) в создании ЕЭС и построением в стране "социально-рыночной экономики", сочетающей капитализм свободного рынка с ответственностью государства за благосостояние граждан.

АДМИНИСТРАТИВНО-БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНО-БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - (АБУ) (Office of Management and Budget (OMB)) Орган исполнительной власти в США, созданный в его нынешней форме в 1970 г. и отвечающий за подготовку и исполнение федерального бюджета. АБУ было учреждено с целью усилить контроль президента над федеральной бюрократией.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - (administrative law) Отрасль права, регулирующая властные полномочия административных органов. Включает детально разработанные правила, определяющие порядок принятия административных решений. Вопреки нежеланию А.В. Дайси (A.V. Dicey), выраженному в его работе "Конституционное право" ("Law of the Constitution", 1885), принять идею специфических и специальных правовых норм, регулирующих решения исполнительных органов, в английском законодательстве, особенно с 1960-х гг., зарождаются элементы административного права. В 1982 г. лорд Диплок (Diplock) оценил разработку английского административного права "как величайшее достижение английских судов за время моей службы в судебных органах". Сначала суды разработали общие принципы, согласно которым органы государственной власти исполняют свои полномочия в рамках Акта парламента. Эти принципы основаны на принятии рациональных решений и на соблюдении справедливости, обеспечивающей беспристрастное ведение дел. При этом не должно быть злоупотреблений полномочиями, а решения следует принимать в соответствии с законом и Актом, ибо в противном случае они могут оказаться за пределами полномочий (ultra vires). Согласно разделу 31 Постановления Верховного суда от 1981 г. и правилу 53 "Правил судопроизводства Верховного суда", заявитель имеет право требовать пересмотра решения в судебном порядке (jdicial review). Подобная процедура позволяет ставить вопрос о принятии следующих мер: выдача исполнительного листа или возмещение убытков в соответствии с фактами дела. Английский закон предусматривает также такие меры судебной защиты, как судебный приказ, запретительный судебный приказ (приказ о запрете производства по делу) или certiorati (истребование дела вышестоящим судом из производства нижестоящего суда), и меры в рамках частного права: исковое заявление, судебный запрет, иск о возмещении убытков. Разрешение на пересмотр решения в судебном порядке следует получить от судьи в центральной канцелярии Высокого суда, обычно, по предъявлении аффидевита, т. е. письменного свидетельства. После получения разрешения назначается слушание дела в присутствии обеих сторон. Предмет жалобы должен относиться к сфере "публичного права", и в каждом отдельном случае суды определяют его точное значение. Так повелось со времени принятия Палатой лордов решения по делу "О`Рейли против Макмена" (1983) АС 237. Ежегодно подается около 2500 заявлений о пересмотре решений в судебном порядке, и их количество постоянно растет. Каждый год темы пересматриваемых решений самые разнообразные: иммиграция, жилищные споры, действия местных властей, практика экономического планирования. Английская система административного права развилась на основе прецедентов по конкретным случаям. Это коренным образом отличает ее от административного права в США и Франции, где правила регулирования властных полномочий "выросли" из текста конституций.

АДОРНО ТЕОДОР У.

АДОРНО ТЕОДОР У. - (Adorno, Theodor W.) (1903-69) Немецкий философ, лидер "франкфуртской школы" (Frankfurt School) и представитель "критической теории марксизма". Получивший известность как философ, он также много писал о музыке и эстетике. Основные философские труды: "Диалектика просвещения" ("Dialectic of enlighment") (1947), написанная совместно с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), "Minima Moralia" (1951) и "Отрицательная диалектика" ("Negative Dialectics") (1966). В "Диалектике просвещения" Адорно опирался на идеи Вальтера Бенджамина (Water Benjamin) и Фридриха Поллока (Friedrich Pollock). Бенджамин разочаровался во взглядах марксистов на исторический прогресс, в то время как Поллок утверждал, что вмешательство государства в экономику приводит к разрушению социализма как альтернативы авторитарным и демократическим формам капитализма. Это убедило Адорно в необходимости рассматривать господство капитала как нечто, охватывающее все общество в целом. Контроль над массами и манипуляция ими входят в практику через стандартизированную "индустрию культуры", которая уничтожает феномен личности и свободы. Наличие такой идеологической "удавки" привело Адорно к мысли о том, что с сопротивлением рабочего класса практически покончено. "Minima Moralia" знаменует собой отход автора от марксизма гегелианского толка. В отличие от Гегеля (Hegel), утверждавшего, что "истина - это все", он считает, что "все ложно". Эта же мысль еще раз просматривается в "Отрицательной диалектике", где Адорно утверждает, что диалектика не приводит к единству между всеобщим и частным, как считал Гегель. Когда всеобщее становится выше частного, это скорее ведет к обезличиванию. Приведенный аргумент вместе с замечанием автора о том, что философия продолжает существовать только потому, что момент для понимания этой истины был упущен, - своего рода концентрированное выражение пессимистического характера мышления Адорно в рамках марксистской традиции. Адорно также принадлежит разработка концепции авторитарной личности. См. также reification (овеществление).

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - (Asiatic mode of production) В марксистских (Marxism) работах - способ производства, преобладавший в докапиталистической Азии. Термин использовался для демонстрации различий между азиатскими и западными общественными отношениями, особенно в области происхождения и роли государства. В 1853 г. Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) выделяли две основные характерные черты этого способа производства. Первая - отсутствие частной собственности, препятствующее, особенно в условиях экономической самодостаточности сельской жизни, развитию общественных и экономических отношений. В этом контексте Маркс писал о "регенеративной роли империализма", который "протыкает скорлупу самообеспеченности" и привносит капиталистические отношения в застойную экономику. Вторая черта - географические и климатические особенности азиатских стран, обуславливающие необходимость ирригации. Это, в свою очередь, требует централизованного планирования и управления, повышая тем самым роль государства и порождая "восточный деспотизм " (oriental despotism). Подобный этноцентрический взгляд подразумевал, что развитие азиатских стран должно идти только по хорошо проторенному Европой капиталистическому пути. Азиатский способ производства (АСП) привлек внимание и вызвал горячие споры в 1960-1970-х гг., когда теоретики развития третьего мира начали исследовать роль государства в постколониальном обществе. Они обратились к АСП, желая понять функции государства в традиционных азиатских общественно-экономических отношениях и возможность их сохранения в постколониальных государствах.

АКТЫ ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

АКТЫ ДЕЛЕГИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - (statutory instruments) Основа делегированного (или вторичного) законодательства в Соединенном Королевстве. Их рамки, а также характер парламентского контроля (если таковой имеется) над законодательной деятельностью, проводимой на их основе, определяются вызвавшими их к жизни парламентскими актами (первичным законодательством). Большинство актов делегированного законодательства принимают либо посредством отрицательной процедуры (они вступают в силу, если ни одна из палат парламента их не отклонила), либо путем утвердительной процедуры, (они не вступают в силу, пока каждая из палат их не одобрит). Акты делегированного законодательства, не требующие обсуждения в парламенте, принимают специальные комиссии обеих палат.

АЛЬЕНДЕ ГОССЕНС САЛЬВАДОР

АЛЬЕНДЕ ГОССЕНС САЛЬВАДОР - (Allende Gossens, Salvador) (1908-1973) Чилийский политик. Родился 26 июля 1908 г. В Вальпараисском университете, где изучал медицину, становится студенческим лидером. В 1931 г. Альенде арестовывают за участие в студенческих выступлениях против диктатуры Карлоса Ибаньеса, но в следующем году он все-таки получает диплом. Работая в системе народного здравоохранения, в 1933 г. участвует в создании Социалистической партии Чили (с 1943 по 1970 г. - генеральный секретарь). В 1937 г. его избирают в Палату депутатов, а после прихода к власти в 1938 г. правительства Народного фронта он занимает пост министра здравоохранения. Политическая карьера Альенде началась в Сенате (сенатор с 1945 г.), председателем которого он являлся в 1960-е гг.). Позже становится кандидатом в президенты от левых сил и побеждает на выборах 1970 г., возглавив политическую коалицию Народное единство. Успешной деятельности коалиции мешали внутренняя разобщенность, отсутствие большинства в Конгрессе и мощное противодействие США. В 1973 г. Народное единство поддержали 44% избирателей, но инфляция, сопровождавшая новую экономическую политику, вызвала активный протест со стороны среднего класса. Одиннадцатого сентября 1973 г., во время государственного переворота, который при поддержке США возглавил генерал Пиночет, Альенде погиб. В международных кругах Альенде ассоциируется с образом человека, верящего в возможность установления социализма парламентским путем. Отношение левых партий к поражению Альенде было разным. Одни возложили всю вину на США, другие считали, что политика Альенде была слишком претенциозна, третьи - что социализм нельзя установить путем реформ, поскольку при этом военное вмешательство государства неизбежно.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (АГ)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (АГ) - (alternative vote, AV) Процедура выборов, при которой избиратели оценивают кандидатов, подсчитывая их положительные качества. Любой кандидат с более чем половиной таких качеств объявляется избранным. Если же ни один не окажется избранным, то из списка исключается кандидат с наименьшим числом положительных качеств, а голоса, которые он получил, перераспределяются. Это может повторяться сколько угодно раз до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не получит более половины голосов, считающихся действительными. АГ применяется в австралийском парламенте. Близки к этой системе двойная баллотировка (double ballot) и исчерпывающая баллотировка (exhaustive ballot), используемые соответственно на национальных выборах во Франции и на выборах в английских профсоюзах и Лейбористской партии. Поскольку такой способ голосования относится к далеко не идеальными мажоритарным и непропорциональным системам, он не дает соразмерного представительства в ассамблеях, избираемых по многомандатным округам, и может не позволить определить победителя по Кондорсе (Condopset winner).

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - (altruism) Забота о благе или интересах других людей. Бытовое противопоставление альтруизма эгоизму приводит к различным толкованиям смысла первого Так, под этим термином часто понимают определенные черты характера, намерения или поведение человека. Отсюда следует, что альтруист может желать проявить заботу о благе других, но потерпеть неудачу в реализации этого желания. Иногда альтруизм воспринимается как проявление большей заботы о других, чем о себе, а порой - как проявление равного внимания и к себе, и к другим. Когда "других" больше, такое толкование не имеет практического значения, но когда дело касается двух индивидов, оно может быть крайне важным. В ходе дискуссий в рамках теории игр (game theory) особое внимание уделяют различию между "взаимными" альтруистами и альтруистами "универсальными". Первые проявляют альтруистическое поведение только по отношению к тем, кто ведет себя аналогичным образом по отношению к ним самим, или к тем, от кого они ожидают такой же реакции. Универсальный альтруизм, часто воспринимаемый как основополагающая этическая заповедь христианской религии, безоговорочен. На социобиологических примерах можно показать, что шансы на выживание индивидов и сообществ зависят не только от эгоизма или альтруизма, но также и от типа альтруизма, проявленного в каждом конкретном случае.

АЛЬТЮССЕР ЛУИ

АЛЬТЮССЕР ЛУИ - (Althusser, Louis) (1918-90) Французский философ-марксист, расцвет творчества которого приходится на 1960-е гг. Его имя ассоциируется с марксистской школой структурализма, внимание которой сосредоточено скорее на научных, нежели на гуманистических сторонах марксизма, и теоретики которой дают многослойный структуралистский анализ исторического детерминизма. Утверждая вслед за Марксом (Marx), что характер общественного строя определяется производительными силами, Альтюссер разработал представление об экономике как о комплексе взаимосвязанных структур, используемых экономическими, политическими и идеологическими силами в обществе. Изменения в каждой из этих структур происходят через специфические процессы "противоречий" между соответствующими производительными силами и производственными отношениями. Однако сосуществование и нераздельность процессов в обществе означают, что не может быть одной доминирующей силы, которая являлась бы двигателем общественного развития. Наоборот, скорее общественная формация оказывается "чрезмерно детерминированной" за счет сложной динамики, в которую выливается взаимодействие неоднородных "практик". Более того, в связи с относительной автономностью структур и возможностью их неравномерного развития, множественность социальных институтов вполне сочетается с экономическим детерминизмом. Альтюссеру принадлежит важная роль в распространении марксистских взглядов на смежные отрасли философии и социальные науки. В частности, им разработана эпистемологическая теория, согласно которой знание представляется как теоретическая практика, а не как обнаружение внешних признаков предмета. Популярные книги Альтюссера о Марксе и его попытка совместить марксистский материализм с казуальным плюрализмом противоречивы, хотя и оказали большое влияние на развитие неомарксизма.

АМЕРИКА

АМЕРИКА - (America) Слово часто употребляется для обозначения США, хотя оно имеет гораздо больше значений. Наиболее положительные из них ассоциируются с понятиями свободы, чистоты, новизны и независимости. Большинство ранних испанских писателей описывали хорошо организованные государственные образования доколумбовой эпохи как свидетельство единообразного и естественного устройства. Вытеснение туземных народов и возникновение на большей части континента независимых республик после освободительных войн 1775 и 1830 гг. привели к тому, что в течение всего XIX столетия слово "Америка" воспринималось как синоним страны с идеальным правлением и открытыми границами. Десяткам миллионов европейцев, измученных индустриализацией городов и автократическим правлением, возможность свободной миграции и экстенсивного развития земледелия позволила в какой-то мере достичь этого идеала, обосновавшись в Канаде, Соединенных Штатах и на юге Латинской Америки. Однако рабство и принудительный труд многих миллионов африканцев и коренных жителей не дали Америке стать настоящим идеалом свободы. Так же, как и идеалы чистоты и девственной природы, оказавшейся в XX в. под угрозой исчезновения, были уничтожены урбанизацией и беспрецедентно энергоемкой индустриализацией в условиях закрытого пограничного режима. И наконец, американские претензии на прогрессивность и независимость от коррумпированного Старого мира тоже не выдерживали критики. Еще в 1893 г. Оскар Уайльд язвительно заметил: "Юность Америки - это ее самая старая традиция".

Следующая страница