Политика. Толковый словарь.
МАО ЦЗЭДУН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МАО ЦЗЭДУН

МАО ЦЗЭДУН - (Mao Zedong) (1893-1976) Руководитель Коммунистической партии Китая с 1934 г. вплоть до смерти в сентябре 1976 г., теоретик марксизма. В наши дни Мао вспоминают главным образом из-за двух его самых крупных кампаний по мобилизации масс: "большого скачка" (Great Leap Forward) (1958) и "великой пролетарской культурной революции" (1965) (Cultural Revolution). Они завершились провалом и имели губительные последствия: первая кончилась величайшим в истории человечества голодом; вторая вылилась в кровавый хаос. И все же недостаточно просто отбросить "идеи Мао Цзэдуна" как ошибочные или бессмысленные. Эти связанные между собой движения начались как обоснованные и разумные попытки создать гуманную и в определенной степени демократическую альтернативу сталинизму. Мао Цзэдун родился в 1893 г. в провинции Хунань в семье преуспевающих и предприимчивых фермеров. Его совершеннолетие пришлось на время, когда в Китае царил хаос, вызванный падением в 1912 г. имперской системы и резкой переоценки устоев китайского общества и его традиций. После ряда неудач Мао удалось, уже взрослым, поступить в одно из новых средних учебных заведений Китая. Здесь он попал под влияние своего учителя Ян Чанджи (см.: Chinese political thought - Китайская политическая мысль), получившего образование в Германии и Шотландии и создавшего философию, сочетавшую элементы западной и китайской мысли. Основными западными авторитетами для Ян Чанджи были Кант (Kant), Т. Х. Грин и шотландские эмпирики, а его философия подчеркивала важность для общества свободного развития личности. Под влиянием его учения Мао стал (подобно молодому Марксу) страстным приверженцем этой формы индивидуализма, убежденным, что именно сознание определяет мотивацию деятельности. В то время он был почти не знаком с марксизмом, однако уже приобщился к социалистическим идеям по переведенной книге Томаса Киркуппа "История социализма", в которой рассматривались две альтернативные формы социализма - этатистский и общинный. Мао был "в безумном восторге" от книги и, как большинство его современников, согласился с Киркуппом, выбравшим общинный вариант: в самом деле, черты коммун, созданных Мао в 1958 г., во многом почерпнуты из идеала социалистической общины в описании Киркуппа. Стать революционером и марксистом Мао побудил не столько капитализм, сколько милитаризм; кроме того, его безусловно привлекала возможность объединить Китай, мобилизовав массы с помощью партии кадровых работников ленинского типа. Короткое время он работал в библиотеке Пекинского университета, где библиотекарь Ли Дачжао основал марксистский кружок. Мысли Мао о важной роли сознания нашли подтверждение у Ли, и с тех пор в своей концепции руководства Мао всегда придавал формированию сознания больше значения, чем организации. В этом заключились колоссальная сила и вместе с тем величайшая слабость его идей. В 1924 г. Сунь Ятсен (Sun Yatsen) предложил недавно созданной Коммунистической партии Китая присоединиться к Объединенному фронту (United Front) борьбы против милитаризма и обратиться к Советскому Союзу за помощью, в которой отказал Запад. Мао отнесся к такому союзу с бльшим воодушевлением, чем многие из его товарищей коммунистов. С помощью СССР преемник Сунь Ятсена Чан Кайши нанес поражение сторонникам милитаризма и восстановил в стране видимость единства, однако в 1927 г. он разорвал союз с коммунистами, устроив кровавый путч. Уже тогда, в рамках союза, Мао Цзэдун отстаивал важную роль крестьянства в революции (в то время промышленный пролетариат Китая был весьма малочисленным). КПК убедилась в этом не столько благодаря красноречию Мао, сколько в результате путча Чан Кайши: загнанной в глухие сопки, ей ничего другого не оставалось, как уповать на крестьянство. Мао взялся за создание Совета Цзянси - революционного аграрного государства внутри государства. В 1934 г. Совет был разгромлен, но была создана новая опорная база на северо-западе Китая. Вскоре она включилась в партизанское движение сопротивления японским захватчикам, вновь присоединившись к возобновленному единому фронту с чанкайшистскими националистами. В таких условиях и происходило дальнейшее развитие идей Мао Цзэдуна, попытавшегося в бедном районе наладить экономику военного времени. Отказавшись от кооперативов, насильственно созданных его соратниками по руководству, он обратился за помощью к китайским промышленным кооперативам - некоммунистическому движению, стремившемуся оснастить деревни необходимой техникой. В этих простых, демократических и зачастую динамичных институтах Мао увидел конкретную форму своего общинного социализма. Ход партизанской войны зависел от позиции народа. Мао Цзэдун противился попыткам своих соратников по руководству навязать крестьянам идеологизированную политику; в процессе этого противоборства он создал собственную теорию связанного с массами руководства, процесса взаимного обучения ведущих и ведомых. Насколько тесно переплетались в сознании Мао идеи марксизма и непосредственной связи с массами, видно из того, как он определял последнее понятие: "В практической работе нашей партии всякое верное руководство обязательно осуществляется "от масс к массам". Это означает: воспринимай идеи масс (идеи разрозненные, несистематизированные) и своди их воедино (изучая, преобразуй их в сжатые, систематизированные идеи), затем иди в массы, убеждай их, объясняй им эти идеи, пока массы не воспримут их как свои собственные, не уверятся в них и не обратят их в действие. Тогда снова вбирай в себя идеи масс и снова иди в массы, с тем чтобы идеи были хорошо усвоены и претворены в жизнь. И так далее, снова и снова, по бесконечной спирали, по мере продвижения по которой идеи с каждым разом становятся все более верными, более жизненными и глубокими. Такова марксистская теория познания". Однако, оказавшись после 1949 г. у власти, Мао в своих действиях не слишком отличался от Ленина: искренне, прямо скажем, страстно преданный идее общинного социализма, он стал строить его этатистскую альтернативу. Ленин умер рано, зато Мао дожил до того времени, когда он сам выступил с протестом против системы, созданию которой способствовал. В ряде речей и документов он выдвинул шесть оснований для осуждения сталинизма. 1) Разорение крестьянства ради создания промышленности ведет к обратным результатам: "Это то же, что спускать воду из пруда, чтобы ловить рыбу". 2) К обратным результатам ведет и приоритет развития тяжелой промышленности: "Если уж всерьез развивать тяжелую промышленность, то отдавать приоритет следует сельскому хозяйству и легкой промышленности". 3) Сталинская командная экономика не оставляет места ни народному участию, ни народной инициативе: накопление и вложение капитала производится не благодаря осознанию общинами новых возможностей, а путем принуждения со стороны государства, отчего и накопление оказывается крайне ограниченным. 4) По утверждению Сталина, социалистическое общество лишено противоречий. Мао доказывает, что противоречия остаются, в т.ч. и противоречия между народом и правительством; он также утверждает, что отрицать либо подавлять подобный конфликт значило бы "отменить политику", а следовательно, упразднить прогресс, ибо противоречие есть движущая сила прогресса. 5) Пятый пункт вытекает из четвертого: социалистическое общество не может просто остановиться на национализации средств производства и считать первые созданные на этой основе институты постоянными. Эти институты - всего лишь начало, и сами по себе они не являются социалистическими: "Предстоит пройти через процесс развития? предстоит поработать", дабы создать подлинно социалистические производственные отношения. 6) Способ исправить все эти ошибки состоит в децентрализации процесса принятия решений, передачи его - насколько это возможно - местным общинам: тогда социалистические плановики займутся тем, что будут реагировать на инициативу общин, а не давать указания сверху. Таким образом, идея Мао о связи с массами вылилась в особую стратегию экономического развития и социальных перемен, нашедшую воплощение в политике "большого скачка" и коммунах. Между тем было бы ошибкой (и ее часто делают) видеть в этой политике нечто, созданное одним человеком. Примененные в них экономические идеи: использование излишков сельскохозяйственной продукции для создания новой инфраструктуры и развитие местной промышленности в рамках "комплексного развития" - в то время были популярны среди западных экономистов, специалистов по развитию. В более широком смысле идеи Мао Цзэдуна об отношениях между централизованным и местным развитием, между сельским хозяйством и промышленностью восходят к Бухарину (Bukharin). Его сопротивление процессу окаменелости советских институтов напоминает о Каутском (Kautsky), которого Мао читал в юности. И за всей системой идей, несомненно, стоит подтверждение мыслей Гу Яньу, философа и руководителя народной борьбы против захватчиков XVII в. (чьи труды Мао изучал, будучи студентом), о том, что "Китай слабее всего тогда, когда сильнее всего центральная власть, и он становится сильнее всего, когда набирают силу местные общины". И еще одна идея стоит за кампанией "большого скачка". В китайском языке слово "коммуна" - неологизм, созданный специально применительно к Парижской Коммуне (Paris Commune); в ней Маркс с Энгельсом видели прообраз социалистического общества, которое придет на смену буржуазному государству. Мао, несомненно, имел в виду пример Парижской Коммуны. Это стало очевидно, когда в 1965 г. Мао начал свою вторую кампанию - "великую пролетарскую культурную революцию"; на сей раз врагом был не Сталин, а его преемники. Мао называл их ревизионистами, однако враждебность к ним была вызвана не их отрицанием сталинизма (он сам это делал), а тем, что они утвердили власть сталинистов (правителей и управляющих), добавив к политической власти материальную выгоду. Мао Цзэдун обратился к тем своим соратникам по руководству, которым такие реформы пришлись по душе, со словами: "Чиновники Китая - это класс, притом такой класс, интересы которого антагонистичны интересам рабочих и крестьян". Протесты Мао оставались без ответа. Его последователей не публиковали, им не разрешали преподавать. И тогда в 1965 г. Мао начал "культурную революцию". "Культурная революция", как и политика "большого скачка", потерпела неудачу. Начав "большой скачок", Мао попытался развернуть кампанию, успех в которой мог быть достигнут только демократическим путем: никакая авторитарная партия в ней преуспеть не могла. "Культурная революция" потерпела поражение, потому что в решающий момент Мао не захотел отказаться от авангардной партии, которая для него была олицетворением "сознательной элиты" Ян Чанджи и которой предстояло пробудить сознание масс.

В начало словаря