Политика. Толковый словарь.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - (political economy) Традиционно термин "политическая экономия" означает ту область искусства управления, которая связана с систематическим изучением природы и причин богатства народов, хотя в настоящее время он часто не совсем корректно используется для характеристики политических аспектов выработки экономической стратегии. С XVII в. это понятие понималось по-разному. Тем не менее можно выделить три традиционных направления в политической экономии, которые и в настоящее время оказывают влияние на политическую науку. Во-первых, это традиция классической политической экономии; во-вторых, марксистская школа, и, наконец, направление политической экономии, использующее статистику и технику моделирования для проверки гипотез о связи управления с экономикой. Первое зафиксированное применение термина "политическая экономия" относится к началу XVII столетия (обычно оно приписывается Антуану де Монкретьену и датируется 1615 г.). Сочетание применявшегося во французских судах времен короля Генриха IV слова "экономика", традиционно означавшего "управление домашним хозяйством" со словом "политика" (politique) привело к созданию новой науки общественного управления делами государства. Под влиянием Франсуа Кэснея (1694-1774), врача Людовика XV, основы политической экономии были впервые систематически изложены в трудах физиократов (physiocrats). Не соглашаясь с меркантилистами относительно того, что стоимость является синонимом денег и что торговля носит производительный характер, физиократы определяли стоимость с точки зрения производства материальных продуктов, при котором процветание полностью зависит от успешной работы сельскохозяйственного сектора. Эта точка зрения опровергла излюбленную меркантилистами идею обогащения торговцев и, подчеркивая взаимозависимость между индивидами в обществе, сделала политэкономию теорией общенационального значения. К середине XVIII в., благодаря шотландским философам-просветителям (Enlightenment Scottish), политическая экономия утвердилась как предшественница современной социальной науки. Политэкономия стала рассматриваться как наука, изучающая внутренние задачи, стоящие перед государственными деятелями и заключающиеся в том, чтобы обеспечить некоторые резервы средств существования для всех членов общества (Джеймс Стюарт. "Принципы политической экономии") ("Principles of Political Economy", 1767). Адам Смит (Smith) определял политическую экономию как "отрасль науки государственного деятеля или законодателя", занятого решением двойной задачи - "обеспечить высокие государственные доходы или средства существования народа... и (обеспечить) государству или содружеству доход, достаточный для содержания государственной службы. Это предполагает обогащение как народа, так и суверена" ("Богатство народов", ("The Wealth of Nations", 1776). Смит, основываясь на работах своих шотландских коллег: Фрэнсиса Хатчесона, Адама Фергюсона, Дэвида Юма (Hume) и Джона Миллара, (выдвинул идею о том, что ключом к пониманию развития человеческого общества является определение способа существования, господствующего на каждом этапе развития человечества. Хотя Смит работал с малоразработанной схемой, включавшей всего лишь четыре этапа (охота, скотоводство, земледелие и торговля), проведенный им анализ ранней стадии промышленного капитализма привел его к заключению, что торговля является вершиной экономической цивилизации, а для развития торговли необходима свобода. Смит доказывал, что человеческая склонность к товарообмену, к обмену вещи на вещь, привела к созданию наиболее совершенного экономического механизма (саморегулирующегося рынка, удовлетворяющего как интересы отдельного индивида, так и потребности общества. Преимущества разделения труда, этого подлинного источника социального прогресса и личного благополучия, просто ограничивались степенью развития и размерами рынка. Поэтому Смит был сторонником свободы торговли и свертывания экономической роли государства. В отличие от более позднего маргиналистского подхода к экономике, разработанного главным образом Стэнли Джевонсом (1835-82), Карлом Менгером (1840-1921) и Леоном Вальрасом (1834-1910), экономика не рассматривалась Смитом в качестве самодвижущегося механизма, изолированного от общества, частью которого она является. Представители классической политэкономии - от сэра Уильяма Петти до Джона Стюарта Милля (Mill) (задумывались о том, как определить составляющие общество социальные классы, выявить экономические отношения между ними и открыть законы, регулирующие эти отношения. Таким образом, представление о структуре общества основывалось на понимании его экономического базиса. Эта точка зрения была отчетливо сформулирована Уильямом Робертсоном (1812), который утверждал, что "в каждом исследовании деятельности людей, объединенных в общество, в первую очередь надо обращать внимание на способ их существования. А поскольку он различен, то и законы и политика разных обществ должны различаться". В дополнение к экономической теории исторического прогресса, пониманию богатства, включающего товары (а не только ценности), и обоснованию свободы торговли, основанной на принципе ничем не ограниченного всемирного разделения труда, представители классической политэкономии разработали трудовую теорию стоимости, которая рассматривала труд как меру, а иногда и источник всякой стоимости. Этот последний аспект классической политэкономии в полной мере был разработан Давидом Рикардо (1772-1823), который в работе "Принципы политической экономии и налогообложения" ("Principles of Political Economy and Taxation") попытался определить законы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы. Ярый противник "хлебных законов" и старого закона о бедных, которые, по его мнению, сковывали развитие производства и распределения, Рикардо усовершенствовал "воплощенную трудовую теорию стоимости" и пришел к заключению: получаемый для распределения национальный продукт определяется в основном производительностью и предложением труда. И хотя Рикардо считал основанный на конкуренции капитализм идеальной формой общества, его анализ стоимости позволил т.н. социалистам "рикардовского толка постулировать существование конфликта интересов между трудом и капиталом, а его теория стала важным оружием во время беспорядков, приведших к принятию в 1832 г. Билля о реформе. Теории классической политэкономии оказывают значительное, хотя и не всегда признаваемое, влияние на современную политическую науку. Определение общественного класса (основанного на разделении труда) и гармонии интересов, которая, как утверждается, существует в отношениях между классами, лежат в основе многих политических либеральных теорий и норм консенсуса. Большинство авторов, придерживающихся либеральных взглядов демонстрируют преимущества рыночной экономики с позиций, близких разработанным Адамом Смитом. В области международной политической экономии (international political economy) либеральная традиция для обоснования аргументов в пользу устранения всех форм протекционизма в мировой экономике в значительной мере опирается на идеи Смита и Рикардо. В частности, теория Рикардо о "сравнительных преимуществах", утверждающая, что распределение промышленности между нациями должно регулироваться не абсолютными, а относительными издержками производства, занимает центральное место в либеральных взглядах на проблемы развития (development) и слабого развития. Во второй половине XIX в. появились теории предельной (маргинальной) полезности Джевонса и австрийской школы во главе с Менгером. Ее сторонники дали новое определение экономической теории, назвав ее отраслью праксиологии (praxiology) - науки о рациональных действиях. Пытаясь создать математически точную дисциплину, политэкономию как экономическую теорию общества превратили в "позитивную экономику". Позднее Лайонел Роббинс назвал ее "наукой, занимающейся изучением человеческого поведения как взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут быть использованы альтернативными способами". С тех пор экономическую теорию можно было понимать в узком смысле как изолированное изучение поведения стремящихся к максимальной полезности индивидов, выражающих свое субъективное предпочтение в заданной рыночной ситуации. Это оставляло простор для развития дополнительных дисциплин, изучающих социальные действия (социология) и политические действия (политология). Органичное изучение права управления и общества на основе способа существования, которое мы видим у авторов-классиков, превратилось в изучение определения цен и распределения ресурсов в соответствии с индивидуальным выбором. Карл Маркс (Marx), напротив, создал свою собственную органичную концепцию капиталистического общества, подвергнув основательной критике классическую политэкономию и сформулировав заново ее основные постулаты. Ранние экономические и философские исследования Маркса привели его к тому, что он поставил под вопрос естественноисторическую основу классической политэкономии. Ошибка классических авторов заключалась в придании естественно-исторического (или универсального) характера исторически специфическим общественным отношениям капиталистического общества. За формальными абстракциями классической политической экономии (земля, труд, приносящий ренту капитал, заработная плата, прибыль) скрывалось не исследованное исторически специфическое явление - частная собственность. Только приняв как данное существование частной собственности, авторы-классики смогли предположить, что технически классы возникли в результате разделения труда. По мнению Маркса, лучшие представители классической политэкономии дали анализ (хотя и неполный) стоимости и ее значения, но не смогли поставить исключительно важный вопрос: "Почему это содержание приняло такую конкретную форму?" ("Капитал". Т. 1). Поэтому "Капитал" начинается с анализа формы товара с целью подчеркнуть, в противоположность классикам, что продукты труда становятся товаром только в исторически определенных, а потому преходящих формах общества. На этой исторической и материалистической основе Маркс построил свою теорию капиталистического общества, уходящего корнями в концепции стоимости, прибавочной стоимости (surplus value) и классов (class). В представлении Маркса, рассматриваемый либерализмом изолированный индивид (всего лишь пародия, поскольку частный интерес сам по себе уже социально детерминирован, а симметричные отношения обмена скрывают эксплуатацию; такое понимание подрывает теорию Смита относительно гармонии интересов, существующей между классами. Капиталистическое общество основано на конкретной общественной форме производства, в рамках которой производство полезных товаров подчинено росту прибавочной стоимости. Поэтому, хотя Маркс и согласился с классиками в том, что "анатомия гражданского общества кроется в политической экономии", полное переосмысление им классических понятий ознаменовало собой начало революции в социальной и политической теории, результаты которой еще предстоит включить в основное русло политической науки. Несмотря на господство в наиболее ортодоксальных академических кругах маргиналистского понимания экономики, в начале ХХ столетия радикальная марксистская политэкономия продолжала развиваться, а в первые годы послевоенного периода (после 1945 г.) получила поддержку в виде кейнсианской (Keynes) критики неоклассической экономики в Западной Европе и США. В дополнение к этому новая научная дисциплина (международная политическая экономия (international political economy) - стала изучать взаимовлияние политики и экономики во всемирных масштабах, в то время как радикальная экологическая политика (environmental politics) исходит из отказа от маргиналистской экономики в пользу более четко разработанной политической концепции мировой экономики. Пытаясь обособиться от идеологических ассоциаций, которые вызывает термин "политическая экономия", все большее число ученых-политологов теперь работают в сфере политических аспектов экономической науки, изучая главным образом роль политиков в выработке экономической политики и воздействие ее реализации на популярность и шансы на избрание правительств. Методология современной политической области экономической теории в значительной мере опирается на статистическое и эконометрическое моделирование и подчеркивает, что гипотезы должны логически излагаться и допускать возможность опровержения (falsifiability). Так, теория политического делового цикла, согласно которой при подготовке к выборам правительства на время отказываются от проведения избранного ими политического курса в пользу политики, способствующей росту их популярности среди избирателей, представляет собой хорошо известную гипотезу из раздела политической области экономической науки. В XX в. классическое и марксистское направления политической экономии не только сохранились, но и продолжают процветать, поскольку школа неоклассической экономической теории часто отказывается рассматривать политический базис и социальные последствия капиталистического производства и распределения. Политическая экономия как дисциплина, анализирующая фундаментальные политические проблемы, связанные с накоплением и распределением прибавочного продукта при капитализме, представляет собой серьезный вызов узости предмета, что свойственно современной социальной науке.

В начало словаря