Поэтический словарь
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

ЯМБ

ЯМБ (греч. ἴαμβος) - в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой - от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода - героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.

2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ⌣⌣́. Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.

Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии - четырехстопный Я. Можно сказать, что 80-85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами - М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения - трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).

Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:

И ночи - короче, и тени - светлей,

Щебечет, лепечет весенний ручей...

Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:

И ночи -

короче,

и тени -

светлей,

Щебечет,

лепечет

весенний

ручей.

Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:

╔ По | слу́шай, муз не | ви́нных /\\

╚ Лу | ка́вый клевет | ни́к! /\\ /\\

╔ В ти | ши́ полей пус | ты́нных /\\

╚ При | ро́ды уче | ни́к, /\\ /\\

╔ По | э́тов грешный | ли́к /\\ /\\

╚ Ум | но́жил я со | бо́ю, /\\

╔ И | я́ главой по | ни́к /\\ /\\

╚ Пред | ми́лой суе | то́ю. /\\

(А. Пушкин)

╔ Я | зна́ю -

‖ город | бу́дет, /\\

‖ я | зна́ю -

╚ саду | цве́сть, /\\ /\\

╔ ког | да́

‖ такие | лю́ди /\\

‖ в стра | не́

‖ советской |

╚ е́сть! /\\ /\\

(В. Маяковский)

Обычный русский четырехстопный Я. - это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде - два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой - трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:

Для бере | го́в отчизны | да́льной /\\ /\\ | /\\

Ты поки | да́ла край чу | жо́й; /\\ /\\ /\\ | /\\

В час незаб | ве́нный, в час пе | ча́льный /\\ /\\ | /\\

Я долго | пла́кал пред то | бо́й. /\\ /\\ /\\ | /\\

(А. Пушкин)

Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:

Весенней | я́блони, в не | та́ющем сне | гу́,

Без содро | га́ния я | ви́деть не мо | гу́.

(И. Северянин)

Пятистопный Я. - это трехкратный четырехдольник второй:

Под | елью изну | ренной и гро | моздкой, /\\

Что | выросла, не | плача ни о | ком, /\\ /\\

Ме | ня кормили | мякишем и | соской, /\\

Пар | ным голубо | ватым моло | ком. /\\ /\\

(Б. Корнилов)

Шестистопный Я. - это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой:

Поэт! не дорожи | любовию народной:

Восторженных похвал | пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.

(А. Пушкин)

Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:

В крылатом | до́мике вы | со́ко над зем | ле́й, /\\ /\\ /\\ | /\\

Двумя ре | ву́щими мо | то́рами вле | ко́мый, /\\ /\\ | /\\

Я проле | та́л вчера до | ро́гой незна | ко́мой, /\\ /\\ | /\\

И обла | ка́, скользя, тол | пи́лись подо | мно́й. /\\ /\\ /\\ | /\\

(Н. Заболоцкий)

Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского - Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):

За | ря, заря ве | черняя,

Иг | ра, игра ве | селая!

Уж | я, млада иг | рать пошла,

Иг | рать пошла, ра | зыгрывать.

Кри | чит-звенит све | кор в окно:

«Сно | ха, сноха, до | мой пора!»

Уж | я, млада, не | слушала,

Иг | ры своей не | портила.

По | друженек не | гневала...

Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ср. частушка, четырехдольник, шестидольник.

ЯМБО-ХОРЕЙ

ЯМБО-ХОРЕ́Й - см. антиспаст.

ЯМБЫ

Я́МБЫ - жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написанных ямбическими размерами (Архилох, Симонид и др.). Во Франции в начале 19 в. сатирическую книгу «Ямбов» написал Огюст Барбье (в подражание античным сатирикам). В русской поэзии известны «Ямбы» А. Блока, цикл философско-политической лирики.

Предыдущая страница