ЯМБ (греч. ἴαμβος) - в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой - от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода - героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский. 2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ⌣⌣́. Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин. Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии - четырехстопный Я. Можно сказать, что 80-85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами - М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения - трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели). Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки: И ночи - короче, и тени - светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей... Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится: И ночи - короче, и тени - светлей, Щебечет, лепечет весенний ручей. Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым: ╔ По | слу́шай, муз не | ви́нных /\\ ╚ Лу | ка́вый клевет | ни́к! /\\ /\\ ╔ В ти | ши́ полей пус | ты́нных /\\ ╚ При | ро́ды уче | ни́к, /\\ /\\ ╔ По | э́тов грешный | ли́к /\\ /\\ ╚ Ум | но́жил я со | бо́ю, /\\ ╔ И | я́ главой по | ни́к /\\ /\\ ╚ Пред | ми́лой суе | то́ю. /\\ (А. Пушкин) ╔ Я | зна́ю - ‖ город | бу́дет, /\\ ‖ я | зна́ю - ╚ саду | цве́сть, /\\ /\\ ╔ ког | да́ ‖ такие | лю́ди /\\ ‖ в стра | не́ ‖ советской | ╚ е́сть! /\\ /\\ (В. Маяковский)
Обычный русский четырехстопный Я. - это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде - два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой - трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме: Для бере | го́в отчизны | да́льной /\\ /\\ | /\\ Ты поки | да́ла край чу | жо́й; /\\ /\\ /\\ | /\\
В час незаб | ве́нный, в час пе | ча́льный /\\ /\\ | /\\ Я долго | пла́кал пред то | бо́й. /\\ /\\ /\\ | /\\ (А. Пушкин) Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами: Весенней | я́блони, в не | та́ющем сне | гу́, Без содро | га́ния я | ви́деть не мо | гу́. (И. Северянин) Пятистопный Я. - это трехкратный четырехдольник второй: Под | елью изну | ренной и гро | моздкой, /\\ Что | выросла, не | плача ни о | ком, /\\ /\\ Ме | ня кормили | мякишем и | соской, /\\ Пар | ным голубо | ватым моло | ком. /\\ /\\ (Б. Корнилов) Шестистопный Я. - это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой: Поэт! не дорожи | любовию народной: Восторженных похвал | пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм. (А. Пушкин) Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется: В крылатом | до́мике вы | со́ко над зем | ле́й, /\\ /\\ /\\ | /\\ Двумя ре | ву́щими мо | то́рами вле | ко́мый, /\\ /\\ | /\\ Я проле | та́л вчера до | ро́гой незна | ко́мой, /\\ /\\ | /\\ И обла | ка́, скользя, тол | пи́лись подо | мно́й. /\\ /\\ /\\ | /\\ (Н. Заболоцкий) Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского - Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй): За | ря, заря ве | черняя, Иг | ра, игра ве | селая! Уж | я, млада иг | рать пошла, Иг | рать пошла, ра | зыгрывать. Кри | чит-звенит све | кор в окно: «Сно | ха, сноха, до | мой пора!» Уж | я, млада, не | слушала, Иг | ры своей не | портила. По | друженек не | гневала...
Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ср. частушка, четырехдольник, шестидольник.
|
ЯМБО-ХОРЕ́Й - см. антиспаст.
|
Я́МБЫ - жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написанных ямбическими размерами (Архилох, Симонид и др.). Во Франции в начале 19 в. сатирическую книгу «Ямбов» написал Огюст Барбье (в подражание античным сатирикам). В русской поэзии известны «Ямбы» А. Блока, цикл философско-политической лирики. |