Поэтический словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

НАДПИСЬ

НА́ДПИСЬ - 1) один из видов литературных памятников древности - Египта, Ассиро-Вавилонии, Персии, Греции и др. Н. высекались на стенах храмов, дворцов, на плитах гробниц, на скалах и т. п. 2) Как малый стихотворный жанр - краткая Н. к статуе, портрету, на книге, в альбом и пр. была популярна в русской поэзии 18 и начала 19 вв.; таковы, например, принадлежащие М. Ломоносову «Надпись на иллуминацию», «Надпись к статуе Петра Великого», «Надпись на оказание высочайшей милости ее величества в Москве, 1753 года»; таковы надписи А. Пушкина «К портрету Жуковского», «Царскосельская статуя», «На статую играющего в свайку», «На статую играющего в бабки». Текст последней надписи таков:

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

В советскую эпоху известность приобрела стихотворная Н. Демьяна Бедного на памятнике Александру III в Ленинграде, установленному задолго до Октябрьской революции (ныне этот памятник снят):

Пугало

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья:

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Советский поэт Дагестана Расул Гамзатов выпустил книгу восьмистиший и Н. Вот Н. на винном роге:

Пить можно всем,

Необходимо только

Знать, где и с кем,

За что, когда и сколько.

(Пер. Н. Гребнева)

НАЗИРА

НАЗИРА́, или назир (араб.), - в восточной поэтике «ответ» поэта на произведение (поэму) другого поэта. Поэт, пользующийся формой Н., берет у своего знаменитого предшественника известный уже сюжет и образы главных персонажей поэмы, трактуя их в нужном для себя направлении. Так, например, пять поэм великого узбекского поэта Алишера Навои (1441-1501) - «Смятение праведных», «Лейли и Менжнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет» и «Вал Искандеров» - являются Н., т. е. ответом на темы «Пятерицы» (пяти поэм) знаменитого азербайджанского поэта Низами (1141-1213), на поэмы индо-персидского поэта 13 в. Хосрова «Восход светил» и гератского поэта 15 в. Абдурахмана Джами «Подношение праведных». Таким образом, восточный Н. является не подражанием, а канонической формой переделки известного произведения в части его фабулы и образов с обязательным привнесением оригинальных черт. В этом смысле Н. - переходящая литературная форма восточной поэзии. Некоторую аналогию Н. в европейской поэзии можно усмотреть, например, в использовании поэтами К. Марло и И. В. Гете бродячего сюжета о Фаусте и Дьяволе.

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ - термин поэта И. Рукавишникова, назвавшего так форму своих сказов, построенных на использовании и развитии традиции русского народного эпического стиха (былины, исторические песни). Попытка Рукавишникова создать литературный стих по метрическим законам народного стиха весьма примечательна. Его «Сказ про Степана Разина» - закономерный опыт применения народных форм стиха в современной поэзии; после «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова это - второй удачный пример обращения поэта к народному стиху. Опыт Рукавишникова представляется тем более ценным, что поэт, взяв за образец метрические формы народного стиха, не слепо следовал им, а сознательно совершенствовал метрические начала народного стиха, ощутимо показывая богатейшие возможности национальных форм стиха, таящиеся в русской народной поэзии. Заслуга И. Рукавишникова заключается в опровержении заблуждения теоретиков, утверждающих, что растяжение слогов, т. е. долгие слоги, - это свойство и преимущество только античного стиха. Растяжение слогов частично уже допускали и допускают русские поэты - К. Рылеев, Н. Некрасов, Ап. Григорьев, А. Блок, В. Маяковский, В. Луговской, Н. Асеев и др. (см. долгий слог, тактометр, Народный стих, частушка).

Н. с. Рукавишникова, подобно русским былинам и историческим поэмам (песням), нужно скандировать четким речитативом, нараспев. Ритмическая структура Н. с. - четырехкратный четырехдольник, в нижеследующем примере - с двудольной анакрузой. Ритм. Н. с. преимущественно константный. Вот начальные строки из «Сказа» Рукавишникова:

Нале | тел /\\ то-о | пор /\\ да на | о-остры-ый | сук, /\\

Наско | чи-ила под | кова на бу | лы-ыжни-и | чек. /\\

Уж ты, | во-оля, ты | во-оля, ты | во-оля мо | я. /\\

Были | ту-уги о | ре-ешки Те | рё-ошке. /\\ | /\\ /\\

Уж ни | ка-ак-то он | с ними совла | дать /\\ не-е | мог. /\\

Сидел | голодом Те | рё-ошка да | пла-ака-ал | ся. /\\

В отличие от И. Рукавишникова, обозначившего термином «Н. с.» определенную ритмическую структуру, близкую традициям народного стихосложения, исследователь русского лирического стиха Б. Эйхенбаум в книге «Мелодика стиха» (1922) ввел тот же термин для характеристики напевной интонации в лирике.

НАРОДНЫЙ СТИХ

НАРО́ДНЫЙ СТИХ - многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение Н. с. еще не существует. Основная причина трудности распознавания и классификации форм Н. с. заключается в том, что исследователи пытались сделать это, исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии с технологией форм Н. с. Первая попытка разобраться в строении Н. с. принадлежит В. Тредиаковскому, который искал в нем опоры для своего «тонического стиха». Определенных выводов о строении Н. с. Тредиаковский не дал. Большими достоинствами обладает исследование Н. с., сделанное в первой трети 19 в. А. Востоковым, который считал русское народное стихосложение оригинальным, но «довольствующимся одними ударениями, не знающим употребления стоп и рифм». Востоков определял русский Н. с. как акцентный. Это утверждение Востокова верно в отношении лишь одной формы Н. с., а именно дисметрической. Но в Н. с. есть и другие оригинальные, метрические формы, о существовании которых Востоков не мог знать, так как в его время не были произведены такие многочисленные и многообразные записи Н. с., какими располагаем мы сейчас. Однако в его время («Опыт о русском стихосложении» А. Востокова вышел в 1817 г.) все же был сборник Н. с. Кирши Данилова, где имеются образцы метрического, т. е стопного стиха, правда, совершенно иной ритмической конструкции, чем в книжном классическом стихе (М. Ломоносова, В. Петрова, А. Сумарокова, Г. Державина и молодого Пушкина). Отрицая в Н. с. стопы, Востоков отрицал и наличие в нем рифм, отметив, однако, единство клаузул. Несмотря на столь явную односторонность учения Востокова о русском Н. с., оно имело в 19 в. много последователей и имеет их доныне. В 1838 г. в Москве вышла книга А. Кубарева «Теория русского стихосложения», в которой автор выдвинул смелую для своего времени теорию тактов и пауз. Кубарев считал, что «у древних стопа, у нас такт, понятия тождественные»; в противоположность Востокову, он защищал метрический принцип строения Н. с., различая краткие и долгие слоги, а также ритмические паузы в стихе. Таким образом, в истории русского стиховедения, касающегося народной поэзии, обозначались два диаметрально противоположных взгляда на формостроение Н. с.: теория А. Востокова, определявшего Н. с. как акцентный, и теория А. Кубарева, утверждающего, что Н. с. - это метрический, стопный стих. Теорию Востокова поддерживали Н. Греч, В. Классовский, С. Шафранов, П. Сокальский, И. Голохвастов, а в наши дни М. Штокмар; теорию Кубарева - Н. Надеждин (частично), Д. Дубенский, Р. Вестфаль, Ю. Мельгунов (два последние - исходя из принципа античной метрики), Ф. Корш, М. Малишевский и автор этих строк.

Изучение огромного богатства народной поэзии показывает, что русский народ создал свои самобытные, многообразные формы стиха, среди которых имеется и дисметрическая форма, и многоразличные метрические формы, и паузный стих, и стихи с рифмами, и стихи без рифм. На протяжении многих веков в России были созданы великолепные национальные формы стиха, обусловленные самим строем и духом языка. Трудность их изучения и понимания объясняется тем, что исследователи Н. с. подходили к нему с условными мерками теории силлабо-тонического стиха, которые в данном случае ставили исследователей в ложное положение. Структура русского Н. с. станет ясна, если ее рассматривать не с точки зрения традиционного стопосложения, а исходя из основ тактометрической ритмологии, в пределах которой находят свое место и формы классического литературного стиха, и просодия виршевиков, и формы Н. с.

Ниже даются примеры лишь основных форм русской народной поэзии. Как и все стихи, народные стихи следует прежде всего разделить на две категории - дисметрические и метрические. К дисметрическим формам стиха относятся: интонационно-фразовая форма (фразовик), акцентный стих, или ударник (оба вида - не рифмованные стихи), и раешник (с рифмой).

Пример народного фразовика (рифма в конце отрывка случайная):

Ах, туманы вы мои, туманушки,

Вы туманы мои непроглядные,

Как печаль-тоска, ненавистные,

Не подняться вам, туманушки, с синя моря долой,

Не отстать тебе, кручинушка, от ретива сердца прочь!

Ты возмой, возмой, туча грозная,

Ты пролей, пролей част крупен дождик,

Ты размой, размой земляну тюрьму,

Чтоб тюремнички, братцы, разбежалися,

Во темном бы лесу собиралися...

(«Песня разинцев»)

Пример народного ударника (двухударник):

Вы, ку́дри ль мои, ку́дри,

Хорошо́ ль, кудри, расче́саны?

Как по пле́чикам лежа́т

И разви́ться не хотя́т.

Как завила́, завила́

Чужа да́льня сторона́.

Как пла́кала, тужи́ла

Наша Обозе́рска слобода́,

Наша Обозе́рска слобода́,

Что нагуля́ться не дала́!

Разори́л нашу сторо́нку,

Злодей боя́рин-господи́н...

Пример народного четырехударника с двусложной клаузулой:

Ой, са́хар мой, са́хар, бел крупи́чатый, кана́рской!

Кто́ тебя станет ку́шать, наслади́т свою ду́шу?

Ой, ба́рхат мой, ба́рхат, помара́нцов, венице́йской!

Кто́ тебя будет носи́ти, в тебе бу́дет красова́ться?

Пример дисметрического раешного Н. с. с рифмами:

Послушайте, миряне и все православные христиане,

Что ныне сделалося, великое чудо учинилося

Над долгим попом, над прямым дураком,

От Козмы и Дамияна из-за реки, а в приходе у него богатые мужики.

А зовут его, попа, Савою, да не мелок он славою.

А еще живет и за рекою, а в церкву ни ногою...

Область метрических Н. с., построенных на ритмических модификациях четырехдольника, занимает огромное место в русской народной поэзии, во всяком случае, не менее половины всех народных стихотворений: былин, исторических песен и песен лирических - бытовых, обрядовых, хороводных, семейных, любовных и пр. Четырехдольники - любимейшая ритмическая форма народной поэзии, здесь использованы такие богатства, как введение долгих слогов (растяжение гласных), внутристиховые паузы, ритмическая инверсия.

Вот трехкратный четырехдольник первый, без анакрузы:

| Во поле бе | резонька сто | яла, /\\ /\\ |

| Во поле куд | рявая сто | яла, /\\ /\\ |

| Некому бе | резу зало | мати, /\\ /\\ |

| Некому куд | рявой защи | пати. /\\ /\\ |

Исключительной популярностью в русской народной поэзии пользуется трехкратный четырехдольник третий с двусложной анакрузой, известный под именем «камаринской»; пример из сб. Кирши Данилова:

А и | тё-оща ты | тё-оща мо | я, /\\

А ты | чё-ортова | пе-ерешни | ца! /\\

Ты пой | ди, /\\ погос | ти /\\ у ме | ня. /\\

А й ей | вы-ыехать | не-е на-а | чем, /\\

Пе-еш | ком /\\ она | к зя-атю приш | ла, /\\

А /\\ | в полог отды | хать /\\ ле-ег | ла /\\

Она | в жа-ары пет | ро-овски-и | е... /\\

Или:

Как на | го-орке, на | горке, на го | ре, /\\

На вы | соком на при | го-оро-оч | ке, /\\

На го | ре /\\ /\\ два | дубчика сто | ят, /\\

/\\ На | дубчиках го | лубчики си | дят, /\\

Промеж | себя разго | ва-арива | ют, /\\

Меня | молодца вы | хва-алива | ют. /\\

Ах, /\\ | что это за | парень за та | кой!.. /\\

Трехкратные четырехдольники второй ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ и четвертый ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ в народной поэзии не встречаются.

Очень распространена в народной поэзии форма четырехкратного четырехдольника. Вот образец четырехкратного четырехдольника первого без анакрузы:

| И-ивушка, | ивушка зе | леная мо | я! /\\ /\\ /\\ |

| Что-о же ты, | ивушка, не | весело сто | ишь? /\\ /\\ /\\ |

| А-аль тебя, | и-ивушку, | солнышком пе | чет, /\\ /\\ /\\ |

| Солнышком пе | чет, /\\ частым | дождичком се | чет? /\\ /\\ /\\ |

| Ехали бо | я-аре из | Новогоро | да, /\\ /\\ /\\ |

| Сру-убили | ивушку под | самый коре | шок. /\\ /\\ /\\ |

Четырехкратный четырехдольник с двусложной анакрузой - самая распространенная форма метрического Н. с.:

Ах, де | ревня от де | ревни непо | да́леку сто | ит, /\\

Проме | жу тоя де | ревни быстра | речушка те | чет. /\\

Что во | той ли во де | ревне два И | ванушка жи | вут, /\\

Два И | вана, два И | вана, два И | ва-анови | ча. /\\

Как по | вадился И | ванушка ко | девушке ходить, /\\

Он по | улице и | дет, /\\ радость | песенки по | ет, /\\

К широ | ку двору под | ходит, сам по | сви-истыва | ет, /\\

За ко | лечушко бе | рет, /\\ выго | ва-арива | ет... /\\

Или:

Он, на | улице во | робышек под | пры-игива | ет, /\\

Уж он | девушек, мо | лодушек на | улицу зо | вет: /\\

«Уж вы, | девушки, мо | лодушки, схо | дитеся гу | лять, /\\

И ска | кать, /\\ и пля | сать, /\\ и в ла | до-оши тре | пать!» /\\

Вот де | вушки гово | рят: /\\ «Нам сво | я воля гу | лять, /\\

Отцы | -матери ве | лят, /\\ не за | ка-азыва | ют, /\\

Не за | ка-азыва | ют, /\\ все при | ка-азыва | ют...» /\\

Классический образец такого размера - известное стихотворение «Ах, вы, сени мои, сени».

Народных стихов, выдержанных в ритме четырехкратного четырехдольника второго ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ и четвертого ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́, не встречается, или они так редки, что их трудно отыскать. Но эту форму легко обнаружить среди частушек.

Среди четырехкратных четырехдольников выделяется группа стихов резкого инверсированного ритма, например в четырехдольнике первом:

| При скудости | при бедности | при великой | нужде /\\ /\\ |

| Покидает | мил милую | как голубь го | лубку. /\\ /\\ |

| Голубушка | на воде, /\\ | голубь под во | дою /\\ /\\ |

| Хороший, /\\ | пригожий, /\\ | говори со | мною ... /\\ /\\ |

Или:

| Скажи, скажи, | мой миленький, | мила ль я те | бе? /\\ /\\ /\\ |

| А ты мне мил- | милешенек, | милей тебя | нет. /\\ /\\ /\\ |

| Как слышит то | сердечушко: | забыл ты ме | ня. /\\ /\\ /\\ |

| А я тебя | мила дружка | сама не сво | я... /\\ /\\ /\\ |

Далее следует одна из наиболее любимых форм Н. с. - пятидольник. Это сложная группировка, состоящая из самостоятельного трехдольника и несамостоятельного двудольника. Имеется пять видов пятидольника. Ниже приводится образец пятидольника третьего ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:

Как на ма́тушке | на Неве́ реке,

На Васи́льевском | славном о́строве,

Что у при́стани | корабе́льныя,

Молодо́й матрос | корабли́ снастил

О двена́дцати | тонких па́русах,

Тонких бе́лыих | полотня́ныих...

Следующая популярная форма Н. с. - это шестидольник, сложная группа, образуемая самостоятельным четырехдольником и несамостоятельным двудольником (с константными и инверсированными ходами). Шестидольник имеет шесть видов. Для примера приводится шестидольник первый, без анакрузы:

| Пряди, моя | пряха, |

| Пряди, не ле | нися! |

| - Рада бы я, | пряха, |

| Звали, зазы | вали! |

| К соседу в бе | седу... |

К этой форме относится и популярная «Ночка»:

| Ночка моя | , ночка || ночка темна | я /\\ |

| Ночка темна | я да || ночь осення | я, /\\ |

| Ночь осення | я да || не последня | я. /\\ |

| Молодка мо | я да || молоденька | я, /\\ |

| Головка тво | я /\\ || победненька | я... /\\ |

Наконец, редко, но все же в народной поэзии встречаются трехдольные размеры своеобразного ритма. Приводимый ниже образец представляет собой первые строки свадебной песни (из сб. Истомина и Ляпунова):

Разли | лась, разле | леялась, | /\\

По лу | гам вода | вешняя. | /\\

Унес | ло, уле | леяло | /\\

Со дво | ра три ко | раблика, | /\\

Три ко | ра́бля гру | жёные. | /\\

Уж как | первой ко | рабличек | /\\

С сунду | ками, с у | кладками; | /\\

А вто | рой-от ко | рабличек | /\\

Со пе | риной пу | ховою; | /\\

Уж как | третий ко | рабличек | /\\

Со ду | шой красной | девицей, | /\\

С Пара | скевой И | вановной. | /\\

Таковы основные, наиболее типичные формы русского народного стиха. См. также былины, исторические песни, частушка.

НАУЧНАЯ ПОЭЗИЯ

НАУ́ЧНАЯ ПОЭ́ЗИЯ - термин французского критика и теоретика поэзии Рене Гиля, который в «Трактате о слове» (1896) утверждал, что вся современная поэзия, ее темы, образы, лексика и пр. должны определяться современным научным мировоззрением. Однако Н. п., как один из видов художественной литературы, была известна в глубокой древности: 2000 лет назад Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», которая почти целиком является образцом поэтической популяризации научных идей, современных эпохе Лукреция. То же можно сказать и о поэме Вергилия «Георгики». В русской литературе элементы Н. п. имеются в некоторых стихотворениях М. Ломоносова - «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о божием величестве», «Письмо о пользе стекла». Образцы Н. п. можно найти у В. Брюсова - «Мир N измерений», «Мир электрона» и др.

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА

НАЧА́ЛЬНАЯ РИ́ФМА - рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале его. Теоретически вопрос о Н. р. был поставлен в русской поэзии в годы символизма и футуризма, когда в поисках новых выразительных средств стиха некоторые поэты (З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Шершеневич, Д. Бурлюк) практиковали Н. р. как контраст «тривиальным» концевым рифмам. Однако Н. р. можно обнаружить иногда и в народной поэзии:

Наедались они да было досыти

Напивались они да было допьяна,

Стали тут богатыри отдых держать,

Спали тут богатыри трое сутки.

... Улетали все птички за облаки,

Убегали все звери за темные леса.

Н. р. встречаются у классиков:

Внимает он привычным ухом

Свист.

Марает он единым духом

Лист.

(А. Пушкин)

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю.

(М. Лермонтов)

... Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невиди́м,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

(А. Блок)

И в стихах советских поэтов:

Кто открывал материк чужой,

Кто умирал от стрелы случайной, -

Все покрывалось морской водой

Все заливалось прохладной тайной.

(Э. Багрицкий)

Композиционно-последовательное проведение Н. р. - редкое явление, например в начале строфы:

Хлебом клянусь и водой,

Небом клянусь и звездой,

Матерью старой клянусь

И жизнью своей молодой,

Что стану я чище огня,

Яснее холодного дня, -

Измены лукавая тень

Вовек не коснется меня!

Кровью клянусь и бедой,

Любовью клянусь и враждой,

Матерью старой клянусь

И жизнью своей молодой,

Что стану я тише снегов,

Безмолвней ночных берегов,

И тайну, врученную мне,

Не вырвет никто из врагов!

Строем клянусь и полком!

Боем клянусь и штыком!

Знаменем красным клянусь

И на смерть разящим клинком...

и т. д.

(Е. Благинина)

Или другой пример:

Ламы,

а вы ничего себе - военные -

крупные парни...

В храме

во время моленья

гул,

как в Центральной бане.

Пряно

и горьковато

по углам дымит можжевельник.

Плавно

в жилистых пальцах

колокольчики ламы вертят.

Бухают

в барабаны священные

зло и безжалостно!..

Букою

восседает администратор

этого джаза ...

(Р. Рождественский)

НЕОЛОГИЗМ

НЕОЛОГИ́ЗМ (от греч. νέος - новый и λόγοs - слово) - новое словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего новому явлению, понятию, ощущению. Многие слова, носившие в свое время характер Н., вошли в лексику русского языка, например: атмосфера, кристаллизация, материя, вязкость (М. Ломоносов), сладострастие, славянофил (К. Батюшков), явление, промышленность (Н. Карамзин) и пр. Вошел, например, в лексику придуманный Ф. Достоевским Н. «стушевался», но другой его Н. - «обнеряшиться» не привился («Трудно было более опуститься и обнеряшиться», «Двойник»). Пушкин, говоря о романе М. Загоскина «Юрий Милославский», отмечал у него «новейшие выражения»: «охотиться» вместо «ездить на охоту», «пользовать» вместо «лечить». У многих писателей можно найти отдельные Н. локального характера:

Зачем по скату сей вершины

Дождишь отрадой красоты?

(В. Соколовский, поэт пушкинской эпохи)

Вот олиствятся леса.

--

... Опрозрачила ткань паутинная

Твой призывно откинутый стан.

(Л. Мей)

Не дам тебе увянуть одиноким,

Последний лист облистанных полей.

(Е. Ростопчина)

Увлечение Н. было характерной чертой поэта 40-х годов прошлого столетия В. Бенедиктова, в стихах которого встречаются такие слова, как: предбитвенный меч, сорвиголовый, ячность и пр. Удержались в лексике удачные неологизмы «бездарь» (вместо «бездарность») И. Северянина и «смехач» В. Хлебникова (один из сатирических советских журналов назывался «Смехач»). Чрезвычайно богаты локальными Н. стихи В. Маяковского: «третий класс черный от негритья», «в винницкой глуши тьмутараканясь», «его препохабие» (капитал), «Сезан... весь размерсился», «стотысячесабельная конница», «бесконечночастый», «дрыгоножество» (о балерине) и т. д. Н. отличаются беллетристические произведения А. Белого - «Москва под ударом» и «Маски».

Огромное количество новых слов вошло в лексику русского языка после Октябрьской революции. Таковы социально-политические Н.: комсомолец, партячейка, ударник, колхозник, космонавт и др.; бытовые Н.: буржуйка, времянка, мешочник, танцулька, зажигалка.

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА

НЕРАВНОСЛО́ЖНАЯ РИ́ФМА - рифмующиеся слова, имеющие после ударения неодинаковое количество слогов. Хотя первые опыты Н. р. встречаются у В. Брюсова, но создателем системы Н. р. является В. Маяковский, вслед за которым этой рифмой пользуются и другие советские поэты. Примеры Н. р. у Маяковского:

И вновь император

стоит без скипетра.

Змей.

Унынье у лошади на морде,

и никто не поймет тоски Петра,

узника,

закованного в собственном городе.

--

Вы ушли,

как говорится,

в мир иной.

Пустота...

Летите,

в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса,

ни пивной.

Трезвость.

--

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо вырвать

радость

у грядущих дней.

В этой жизни

помереть не трудно, -

сделать жизнь

значительно трудней.

НОВЕЛЛА

НОВЕ́ЛЛА (итал. novella, букв. - новость, от лат. novellus - новый) - жанр повествовательной литературы, небольшой рассказ, отличающийся от обычного рассказа оригинальностью («новостью»), остротой сюжетного построения, четко очерченной композицией в расположении материала, отточенностью лексической формы и неожиданной концовкой. Из русских писателей мастерами Н. являются Н. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), М. Горький («Челкаш»), А. Чехов («Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Роман с контрабасом» и др.), А. Грин, К. Паустовский, И. Бабель, В. Каверин, В. Катаев, В. Инбер.

Из зарубежных писателей знаменитые новеллисты: Дж. Боккаччо (Италия, 14 в.), романтик Л. Тик (Германия), П. Мериме и Г. Мопассан (Франция), Эдгар По и О’Генри (Америка).

К жанру стихотворных Н. относятся «Граф Нулин» А. Пушкина, «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова, «Анна Снегина» С. Есенина. Над стихотворной Н. работал Н. Панов. Книги В. Луговского «Жизнь» и «Середина века» написаны в форме лирических новелл.

НОВИНА

НО́ВИНА - название современной нам былины на темы советской действительности, в противовес ста́рине, построенной на древнем историческом или легендарном материале. В советском фольклоре известны Н. о Ленине, Ворошилове, Буденном, Щорсе, Чапаеве. Среди сказителей Н. можно отметить Крюкову, Конашкова, Коргуева, Сороковикову и Самылина. Авторы Н., беря темы и сюжеты из советской жизни, облекают их в народную форму былинного повествования.

НОМ

НОМ (греч. νόμος - мелодия, песня) - лирический жанр античной поэзии, песня в честь бога Аполлона. Известным автором Н. был поэт Тимофей (4 в. до н. э.).

НОРИТО

НОРИ́ТО (япон.) - жанр древней японской литературы, народные молитвенные заклинания, сопровождающиеся магическими действиями. Таков, например, популярный в Японии Н. о даровании урожая риса; при исполнении этого Н. изображается весь сельскохозяйственный процесс - вспашка поля, жатва, перевозка зерна и, наконец, праздник урожая: прославление рисового вина из зерна нового урожая. Инсценируются также и другие бытовые и религиозные Н. - любовь, свадьба, прощание с умершим и пр. По стилю Н. - среднее между стихом и ритмической прозой.

НОЭЛЬ

НОЭ́ЛЬ (франц. noël - осн. знач. - рождество, от лат. natalis - день рождения) - французская народная сатирическая песенка, в которой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах; исполняется на мотив рождественской молитвы. Французская строфа Н. - из восьми стихов. Первые четыре стиха - шестисложного состава, далее идет один двенадцатисложный, два восьмисложных и заканчивается строфа шестисложным стихом. Система рифм в первом четверостишии - перекрестная, во втором - охватная. Одно из своих стихотворений молодой Пушкин назвал «Сказки. Noël»; вот первая строфа:

Ура! В Россию скачет

Кочующий деспо́т.

Спаситель громко плачет,

За ним и весь народ.

Мария в хлопотах Спасителя стращает:

«Не плачь, дитя, не плачь, суда́рь:

Вот бука, бука - русский царь!»

Царь входит и вещает...

Предыдущая страница Следующая страница