Поэтический словарь
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ИДИЛЛИЯ

ИДИ́ЛЛИЯ (греч. εἰδύλλιον - изображение, картинка) - жанр лироэпической, так называемой буколической поэзии в античном мире. Основные признаки стихотворной И. - описание мирных бытовых картин и пейзажей, безмятежной жизни земледельцев, пастухов и рыбаков с их простыми наивными характерами. Этот жанр возник в античной поэзии как противопоставление торжественной одической и героической поэзии. В новой европейской литературе И. появилась в виде стилизации под античные образцы. Временным явлением была она и в русской литературе 18 и начала 19 вв. Опыты И. имеются у А. Сумарокова, Я. Княжнина, В. Панаева, В. Жуковского, Н. Гнедича и др., для которых она была в значительной степени условным жанром, данью классицизму. С возникновением в русской литературе реалистического направления И., как поэтический жанр, становится редким явлением и, наконец, исчезает. Попытки некоторых поэтов советской эпохи (М. Рыльский, П. Радимов) возродить этот жанр в новых социальных условиях поддержки не имели.

ИЗОКОЛОН

ИЗОКО́ЛОН (от греч. ἴσος - равный и κῶλον - член - равночленное) - стилистическая фигура параллельного расположения частей речи в смежных предложениях:

Внимает он привычным ухом

Свист.

Марает он единым духом

Лист.

(А. Пушкин)

Рыжие фельдфебели в подвале

Три недели доченьку пытали.

Страшные придумывали муки,

Белые вывертывали руки.

...Разве она (мать) думала-рядила,

Что героев Времени растила,

В тонкие пеленки пеленала,

В теплые сапожки обувала...

(Я. Смеляков)

На И. построена знаменитая «Песня странника» Н. Некрасова, в которой проведен, правда, не полностью принцип синтаксического параллелизма первых строк в строфах:

Я лугами иду - ветер свищет в лугах...

...Я лесами иду - звери воют в лесах...

...Я опять во луга - ветер свищет в лугах...

...Я опять во леса - ветер свищет в лесах...

ИЗОМЕТРИЗМ

ИЗОМЕТРИ́ЗМ (греч. ἴσος - равный и μέτρος - мера) - равномерность, соизмеримость стихов разного ритмического рисунка на основе определенного метрического единства. Так, например, все стихи античного гекзаметра, несмотря на неодинаковое количество слогов в каждом стихе, изометричны, потому что некоторые слоги в стопе при рецитации растягиваются вдвое по сравнению с краткими слогами и в результате каждый стих гекзаметра представляет собой 24-дольное сочетание долгих и коротких звуков и пауз (6 четырехдольных стоп = 24 долям). Равным образом, стихи русского имитационного гекзаметра, построенного на трехдольных стопах, вместе с редко встречающимися растяжениями слогов и паузами изометричны друг другу, и каждый из них в рецитации, скандовке равен 18 долям (6 трехдольных стоп = 18 долям), например:

| Пе-ервый | Феб, гово | рят, любо | действо с Ве | нерою | Марса /\\ |

| Мог усмо | треть; /\\ сей | бог /\\ зрит | все, что слу | чается, | первый, /\\ |

| Видя ж /\\ | то, поскор | бел и Вул | кану, Ве | нерину | мужу, /\\ |

| Ложа не | верность при | том пока | зал и не | верности | место. /\\ |

(В. Тредиаковский)

Несмотря на то что в первом и третьем стихах по 16 слогов, во втором 15 и в четвертом 17, все четыре стиха равнодольны и изометричны: каждый из них равен 18 долям.

Изометричны друг другу стихи одного какого-либо метрического размера при равном количестве стоп, хотя количество слогов в них и не одинаковое: долевое равенство стиховых рядов соблюдается за счет структурных пауз.

См. дольность, напевный стих, пауза в стихе, паузник, тактовик, народный стих, частушка.

ИЗОСИЛЛАБИЗМ

ИЗОСИЛЛАБИ́ЗМ (от греч. ἴσος - равный и συλλαβή - слог) - равносложность, одинаковое количество слогов в соизмеримых строках силлабической и силлаботонической систем стихосложения. Равносложие в стихе возможно только в том случае, если происходит равномерное повторение элементной группы, которая служит структурной мерой стиха (стопа, метр, крата, - как условиться называть ее). Общее количество слогов в стихе не может быть мерой, так как оно слишком велико и не ощутимо на слух как мера; это количество должно быть расчленено на небольшие и удобные для отсчета в нашем сознании группы, т. е. на стопы, - только в таком случае мера будет элементарной и неделимой. В русских силлабических стихах присутствует двусложная мера; но константность ритма (совпадение ударного слога с метрическим акцентом) соблюдается преимущественно лишь на цезуре и в последнем двусложии с рифмой; в силлаботонических же стихах константность ритма распространяется на всю строку. Таким образом, И. является одним из признаков метричности стиха; И. не допускает внутристишных структурных пауз и долгих слогов, а в силлаботонической системе вдобавок, как правило, исключена ритмическая инверсия.

ИЗОХРОННОСТЬ

ИЗОХРО́ННОСТЬ (от греч. ἴσος - равный и χρόνος - время) - равновременность, равнодлительность метрических стихов, имеющих одинаковое количество стоп определенного долевого объема, при скандировании в равномерном темпе. Соблюдение И. имеет значение лишь при анализе строения метрического стиха. Исполнение стиха в свободном темпе (rubato), без соблюдения однообразного изохронного темпа, служит добавочным средством художественной выразительности стиха.

ИКТ

ИКТ (лат. ictus - удар) - сильная опорная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог.

ИЛЛИТЕРАТЫ

ИЛЛИТЕРА́ТЫ (лат. illiteratus - неписанный, от in - не и littera - буква) - речевые звуки, не передаваемые буквами или обозначаемые ими условно, - призыв к тишине, свист, отплевывание, хрип, храп, всхлип и т. д. Так, например, произносимые кучером звуки, при которых лошадь останавливается, записывают условно «тпру!», свист записывается как «фью!», чихание - «апчхи!». Примеры И. в стихах:

Порой дождливою намедни

Я завернул на скотный двор...

Тьфу! Прозаические бредни,

Фламандской школы пестрый вздор.

(А. Пушкин)

Гм, гм! читатель благородный...

(Он же)

Ш-ш! слушайте! Собором положили...

(Он же)

Княгиня. К нам на́ вечер, в четверг, проси скорее

Натальи Дмитревны знакомого: вот он!

Князь. И-хм! (отправляется, вьется около Чацкого и покашливает).

(А. Грибоедов)

За плугом плуг проходит вслед,

Вдоль - из конца в конец.

- Тпру, конь!.. Колхозники, ай нет?..

- Колхозники, отец...

(А. Твардовский)

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗА́ЦИЯ (итал. improvisazione, от лат. improvisus - неожиданный) - быстрое, без подготовки составление стихов (устно или записью) на заданную тему. Помимо специфической одаренности, искусство И. предполагает в импровизаторе безукоризненное владение техникой стиха и чаще всего автоматизацию заранее изученных приемов стихосложения. Искусством И. владел польский поэт А. Мицкевич, его И. восхищались В. Жуковский, А. Пушкин и П. Вяземский, который писал о Мицкевиче: «Импровизированный стих его свободно и стремительно вырвался из уст его звучным и блестящим потоком. В импровизации его была мысль, чувство, картины и в высшей степени поэтические выражения. Можно было думать, что он вдохновенно читает наизусть поэму, им уже написанную». Из русских поэтов импровизировали стихи поэт 19 в. Д. Минаев, в 20 в. - В. Брюсов (стихотворная импровизация «Вешние воды»). К категории импровизаторов можно отнести народных сказителей, которые, как это установлено повторными записями, часто отклоняются от первоначального (записанного) текста и вносят варианты или даже новые вставки, явившиеся результатом И.

ИНВЕРСИЯ РИТМИЧЕСКАЯ

ИНВЕ́РСИЯ РИТМИ́ЧЕСКАЯ (лат. inversio - перестановка, переворачивание) - в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы или краты; в результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается. Такой ритм называется инверсированным, в отличие от константного ритма, образуемого совпадением ударных слогов с метрическими акцентами. Канонами традиционной теории стиха И. р. расценивается как ошибка против метра. Между тем принцип ритмической инверсии лежит в основе русской метрики, русского народного стиха и т. н. силлабики. Ритмическая инверсия известна и в античном стихе (гекзаметр) и в грузинской метрике (шаири Шота Руставели). Чтобы понять сущность ритмической инверсии в стихе, следует сравнить два параллельных изометрических стихотворных отрывка, в одном из которых фигурируют исключительно константные модификации стопы́, а во втором употреблены смешанные стопы - константные и инверсированные. Нужно заметить, что инверсированные модификации всегда идут в различных сочетаниях с константными модификациями. Вопрос об инверсированных ритмах в стихе - одна из кардинальных проблем ритмологии. Понимание технологии этого ритмического начала имеет решающее значение при исследовании ритма античного стиха, русских «силлабистов», русского народного стиха, украинского народного стиха (в частности, ритмики Т. Шевченко), белорусского народного стиха и вообще национальных форм народной поэзии.

Возьмем хореические стихи константного и инверсированного строя (четырехдольник) и сравним параллельные ряды (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):

Константный ритм

╔ | Гаснет вечер, | даль синеет, |

╚ | Солнышко са | дится, /\\ /\\ |

╔ | Степь да степь кру | гом и всюду |

╚ | Нива коло | сится! /\\ /\\ |

╔ | Пахнет медом, | зацветает |

╚ | Белая гре | чиха ... /\\ /\\ |

╔ | Звон к вечерне | из деревни |

╚ | Долетает | тихо ... /\\ /\\ |

(И. Бунин)

Инверсированный ритм

╔ | Зашумело | Гуляй-поле |

╚ | От страшного | пляса, /\\ /\\ |

╔ | Ходит гого | лем по воле |

╚ | Скакун Опа | наса. /\\ /\\ |

╔ | Опанас гля | дит картиной |

╚ | В папахе кос | матой, /\\ /\\ |

╔ | Шуба с мертво | го раввина |

╚ | Под Гомелем | снята. /\\ /\\ |

(Э. Багрицкий)

Константность ритма в этих стихах определяется тем, что ударные слоги в словах всюду совпадают или с метрическим акцентом на первой ее доле ⌣́⌣⌣⌣, или с акцентом на побочной сильной доле (третий слог в стопе ⌣⌣⌣́⌣). Инверсированным же ритм становится тогда, когда в четырехдольнике ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые по своему положению места́ четырехдольника ⌣⌣́⌣⌣ или ⌣⌣⌣⌣́. Подобными ритмическими ходами, делающими стих необыкновенно гибким, богата русская народная поэзия.

Следующие параллельные примеры константного и инверсированного ритмов также показательны:

Константный ритм

╔ | За пустой о | колицей, /\\ |

╚ | За Донцом-ре | кой /\\ /\\ /\\ |

╔ | Вздрогнет и рас | колется /\\ |

╚ | Полевой по | кой. /\\ /\\ /\\ |

(А. Сурков)

Инверсированный ритм

╔ | Лети, лети, | ластонька, /\\ |

╚ | Лети за мо | ря. /\\ /\\ /\\ |

╔ | Прости-прощай, | Настенька, /\\ |

╚ | Дочу́шка мо | я. /\\ /\\ /\\ |

(А. Твардовский)

Далее приводятся примеры еще более резкой ритмической инверсии. Взяты параллельные ряды изометрических равносложных стихов - константные стихи М. Лермонтова и народные стихи с ритмической инверсией:

Константный ритм

╔ | Как-то раз | пе | ред толпою |

╚ | Соплеменных | гор /\\ /\\ /\\ |

╔ | У Казбека | с Шат-горою |

╚ | Был великий | спор. /\\ /\\ /\\ |

╔ | «Берегись!» - ска | зал Казбеку |

╚ | Седовласый | Шат, - /\\ /\\ /\\ |

╔ | Покорился | человеку |

╚ | Ты недаром, | брат!» /\\ /\\ /\\ |

Инверсированный ритм

╔ | Скажи, скажи, | мой миленький, |

╚ | Мила ль я те | бе? /\\ /\\ /\\ |

╔ | А ты мне мил- | милёшенек, |

╚ | Милей тебя | нет. /\\ /\\ /\\ |

╔ | Как слышит-то | сердечушко: |

╚ | Забыл ты ме | ня. /\\ /\\ /\\ |

╔ | А я, любя | мила дружка, |

╚ | Сама не сво | я. /\\ /\\ /\\ |

И, наконец, отрывок из народных стихов, в котором ритмическая инверсия проведена почти сплошь, константность ритма соблюдена лишь в конце двух последних периодов:

╔ | Подуй, подуй, | погодушка |

╚ | Немаленька | я. /\\ /\\ /\\ |

╔ | Раздуй, развей | рябинушку |

╚ | Кудрявеньку | ю! /\\ /\\ /\\ |

╔ | Не вызревши, | рябинушку |

╚ | Нельзя зало | ми́ть. /\\ /\\ /\\ |

╔ | Не вызнавши | сударушку |

╚ | Нельзя замуж | взять. /\\ /\\ /\\ |

Как правило, приемы ритмической инверсии встречаются у поэтов, которым близко народное творчество. Вот несколько примеров:

╔ Коло | кольчики зве | нят, /\\

╚ Бара | банчики гре | мят. /\\

╔ | А лю | ди-то, люди, | /\\ /\\

╚ Ой лю | шеньки-люли. | /\\ /\\

(А. Пушкин)

╔ | Свечерело. | Дрожь в конях, /\\ |

╚ | Стужа злее | на ночь; /\\ /\\ |

╔ | Заворочал | ся в санях /\\ |

╚ | Михайло И | ваныч. /\\ /\\ |

...Прибежали | той порой /\\ |

╚ | Ямщик и во | жатый. /\\ /\\ |

(Н. Некрасов)

╔ | Гой ты, ветер, | не шуми /\\ |

╚ | В зеленой ра | ките! /\\ /\\ |

╔ | Колокольчи | ки мои, /\\ |

╚ | Звените, зве | ните! /\\ /\\ |

(А. Толстой)

╔ | Что за горе? | Плюнь да пей! /\\ |

╚ | Ты завей е | го, завей /\\ |

╔ | Веревочкой | горе! /\\ /\\ |

╚ | Топи, тоску | в море! /\\ /\\ |

(Ап. Григорьев)

╔ | Мальчики да | девочки /\\ |

‖ | Свечечки да | вербочки /\\ |

╚ | Понесли до | мой. /\\ /\\ /\\ |

╔ | Огонечки | теплятся, /\\ |

‖ Прохожие крест | ятся, /\\ |

╚ | И пахнет вес | ной. /\\ /\\ /\\ |

(А. Блок)

В трехдольных размерах ритмическая инверсия встречается редко:

| Я, матерь | божия, ныне с мо | литвою |

| Пред твоим | образом, | ярким си | янием...

(М. Лермонтов)

| Как я люб | лю ее | в первые | дни, /\\ /\\ |

| Когда о | елке /\\ | толки од | ни! /\\ /\\ |

(Б. Пастернак)

У С. Кирсанова есть несколько стихотворений, написанных трехдольником с систематически проведенной ритмической инверсией, например:

| Отчего | чудится | старина | мне? /\\ /\\ |

| Крыши изб | грудятся | в смоляном | сне. /\\ /\\ |

| И чадят | зарева, | и кричат | матери: |

| Кровью чад | залило | в теремах | скатерти | ,

| И лежат | воины, | а на них | вороны, |

| Их зрачки | склеваны | сквозь шелом | кованый. |

(«Два сна»)

В стиховедческой литературе явление ритмической инверсии известно под различными названиями: Н. Надеждин, говоря о силлабических стихах, назвал это явление образно «переливом ударений», Божидар - «перевертнем», В. Жирмунский - «переакцентуацией», Р. Якобсон - «сдвигом ударений». См. также биметрия.

ИНВЕРСИЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ

ИНВЕ́РСИЯ СИНТАКСИ́ЧЕСКАЯ (лат. inversio - перестановка, переворачивание) - расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики; при удачной И. с. резко меняющаяся интонация придает стиху большую выразительность. Примеры:

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил.

(А. Пушкин)

Прозаическая структура этой фразы была бы такой: «И я долго твердил нежное имя милой Мариулы».

Арагвы светлой он счастливо

Достиг зеленых берегов.

(М. Лермонтов)

Прозаическая структура - «Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы» - придает всей фразе слишком обыденный вид.

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах.

(Ф. Тютчев)

Прозаическая структура фразы: «Боги тревожат в пророческих снах лишь девственную душу Музы».

И курганов зеленеет

Убегающая цепь.

(А. Фет)

Почти ничего не вносит в стих инверсированное расположение слов во фразе, которая в любой грамматической структуре звучит, как необычайное речение, потому что сущность его - необычайный образ:

Вижу -

взрезанной рукой помешкав,

собственных

костей

качаете мешок.

(В. Маяковский, «Сергею Есенину»)

И в нормальной конструкции эта фраза сохраняет свою драматическую интонацию: «Вижу - помешкав взрезанной рукой, качаете мешок собственных костей».

Применение И. с. требует от поэта большой осторожности. Даже у больших мастеров стиха встречаются ошибки. Так, во второй строке следующего примера, при соблюдении необходимой цезуры, возникает ложно акцентированная интонация, нарушающая смысл стиха:

Цветок шиповника в расселине.

Меж туч луны прозрачный челн...

(В. Брюсов)

Получается: «меж туч луны», а не «прозрачный челн луны».

ИНОСКАЗАНИЕ

ИНОСКАЗА́НИЕ - см. аллегория.

ИНСТРУМЕНТОВКА

ИНСТРУМЕНТО́ВКА (франц. instrumentation verbae) - термин, введенный в поэтику французским теоретиком литературы Рене Гилем. Это - фонетико-стилистический подбор в стихе слов, в которых чередование определенных звуков придает стихотворению или части его определенный звуковой тембр, а отсюда и эмоциональную окраску. К И. относятся все виды аллитераций, ассонансов, звуковых повторов, звукоподражаний, звукописи и т. п.

ИНТОНАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ИНТОНАЦИО́ННО-ЛОГИ́ЧЕСКИЕ ПА́УЗЫ в стихе - см. пауза в стихе.

ИНТОНАЦИОННО-ФРАЗОВЫЙ СТИХ

ИНТОНАЦИО́ННО-ФРА́ЗОВЫЙ СТИХ - см. фразовик.

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intonoe - произношу громко) - смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи. И. выражается определенным тембром, высотой и силой голоса. Особую роль играет И. в стихе, благодаря чему раскрывается фонетико-мелодическое и смысловое богатство поэтического текста.

Теория интонации в стихе (ее роль в формообразовании стиха, ее отношение к ритму и фразостроению) еще не разработана, хотя многие советские исследователи уделяли внимание этой проблеме. Помимо определенного мелодического качества, И. включает такие компоненты, как смысловые и ритмические паузы, фразовые и логические ударения, а также темп. Первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные различия принадлежит В. Жирмунскому (книга «Композиция лирических стихотворений», 1921). Более обстоятельно исследовал этот вопрос Б. Эйхенбаум в книге «Мелодика русского лирического стиха» (1922); он предложил различать три интонационных типа лирического стиха: напевный стих, декламативный (риторический) и говорной. В стиховедческих работах Л. Тимофеева отводится определенное место стиховой И.; по его наблюдениям в «Медном всаднике» А. Пушкина заметно проступают два типа говорной И. соответственно двум центральным образам поэмы - Петра I и Евгения. В специальной работе «Типы интонации русского классического стиха» (сб. «Слово и образ», М., 1964) В. Холшевников сводит стиховые интонации к двум типам - напевному, включающему два вида (песенный и романсный), и говорному, разделенному также на два вида (ораторский и разговорный).

Вот пример игры И. - повествовательной, затем вопросительной и восклицательной - в стихотворении А. Прокофьева «Дед», написанном сказовым говорком:

Дед мой Прокофий

Был ростом мал,

Мал, да удал,

Да фамилию дал.

Дал на деревню,

На весь уезд,

Дал для сынов

И еще для невест;

Дал, как поставил

Печать с гербом!

А что на печати?

Да дед с горбом!

А где о нем вести?

Вдали, вдали!

А где его песни

Да с ним легли!

А где его слезы?

В морской волне.

А где его думы?

По всей стране!

А где его доля?

В руках бойцов.

А где его сердце?

В земле отцов.

Весьма эффектна многозначная И. одного и того же выражения, в зависимости от содержания предшествующих строк, в стихотворении В. Маяковского «101 %» (разнообразное интонирование любимого американцами выражения «ол райт» - «все в порядке»):

...Родила сына одна из жен.

Отвернув

пеленочный край,

акушер демонстрирует:

Джон, как Джон.

Ол райт!

Девять фунтов.

Глаза -

пятачки.

Ощерив зубовный ряд,

отец

протер

роговые очки:

Ол райт!

Очень прост

воспитанья вопрос.

Ползет,

лапы марает.

Лоб расквасил -

ол райт!

Нос -

Ол райт!

Отец говорит: «Бездельник Джон.

Ни цента не заработал,

а гуляет!»

Мальчишка

Джон

выходит вон.

Ол райт!

Техас,

Калифорния,

Массачузет.

Ходит

из края в край.

Есть хлеб -

ол райт!

Нет -

Ол райт!

Огромную роль для правильной И. играет точная пунктуация в тексте художественного произведения. Например, прижизненная редакция текста из стихотворения В. Маяковского «Юбилейное» была следующая (Маяковский обращается к Пушкину):

Я люблю вас,

но живого,

а не мумию:

навели

хрестоматийный глянец.

Вы

по моему

при жизни

- думаю -

тоже бушевали.

Африканец!

В ряде же посмертных изданий третья стихотворная строка, разбитая автором на четыре подстрочки, выглядит так:

Вы,

по-моему,

при жизни

- думаю -...

Маяковский употребил выражение «по моему» как местоимение с предлогом в значении «вы подобно мне... тоже бушевали». В посмертных же изданиях это выражение, написанное через дефис и в запятых, приняло форму наречия со значением «по моему мнению»; в этом случае следующее слово «думаю» является ненужной тавтологией. Неправильная пунктуация исказила интонацию стиха и замысел поэта.

Другой пример неправильной И. тоже из-за неудачной пунктуации. В статье «Расширение словесной базы» Маяковский писал, что артист В. Качалов, читая стихи поэта из «Необычайного приключения» -

Слеза из глаз у самого -

жара с ума сводила,

но я ему -

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!», -

произносил: «На́ самовар! Дескать, бери самовар (из моего «Солнца»). А я читаю:

Но я ему -

на самова́р...

(указывая на самовар). Слово «указываю» пропущено для установки на разговорную речь».

И. стиха резко отличается от И. прозы вследствие ритмической структуры метрического стиха. Недаром поэты, читая свои стихи, как бы «подпевают» или «подвывают». Однако многие актеры отстаивают прозаическую, бытовую И. в стихе, в ущерб его мелодическому строю. Помимо объективной И. стиха, обусловленной содержанием и формой поэтического текста, литературные школы и отдельные поэты вырабатывают свою И.; у символистов и акмеистов, например, была напевная манера чтения, у В. Маяковского и его школы - ораторская.

ИОНИК

ИО́НИК (греч. ἰονικὸν μέτρον - ионический размер) - в античной метрике шестидольная стопа о четырех слогах, из них два кратких и два долгих. Различаются два типа И.: восходящий ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и нисходящий ⌣̅⌣̅ ⌣̅⌣̅⌣⌣; теоретически возможен третий тип И. ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣̅⌣̅.

ИПОСТАСА

ИПО́СТАСА (греч. ὑπόστασις - сущность; здесь: замена) - замена в античной метрике одной стопы другой, равной ей по своему долевому объему. Термин введен в русскую поэтику В. Брюсовым. Так, античный дактиль ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ в гекзаметре ипостасируется (заменяется) количественно равной ему спондеической стопой ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, хорей ⌣̅⌣̅⌣ ипостасируется трибрахием ⌣⌣⌣ и т. д. В этом и других случаях речь идет, по существу, о ритмических модификациях в метрическом стихе.

ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИРО́И-КОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА - см. бурлеска.

ИРОНИЯ

ИРО́НИЯ (греч. εἰρωνεία - притворство, насмешка) - 1) в стилистике - тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис. 2) Романтическая И. у немецких писателей начала 19 в. Л. Тика, Новалиса и др. и у некоторых русских поэтов (А. Блок) как способ подняться выше будничности и обывательщины. 3) Сатирическая И. характерна для таких писателей на Западе, как Вольтер, Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, в России - Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский. Высшая степень И. - сарказм.

На И. целиком построено стихотворение Н. Некрасова «Калистрат», полное горькой усмешки:

Надо мной певала матушка,

Колыбель мою качаючи:

«Будешь счастлив, Калистратушка!

Будешь жить ты припеваючи!»

И сбылось, по воле божией,

Предсказанье моей матушки:

Нет богаче, нет пригожее,

Нет нарядней Калистратушки!

В ключевой воде купаюся,

Пятерней чешу волосыньки,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою,

Пуще мужа наряжается -

Носит лапти с подковыркою.

ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ СТОПА

ИРРАЦИОНА́ЛЬНАЯ СТОПА́ (лат. irrationalis - неразумный; здесь: неправильный) - в античной метрике такая стопа среди стоп данного размера, которая по своему долевому объему или больше объема стопы этого размера, или меньше его. В соответствии с этим долгота слогов в такой стопе неопределима и слоги в И. с. считаются иррациональными. Так, например, иррациональной стопой будет античная спондеическая стопа ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ среди ямбических стоп ⌣⌣̅⌣̅ или хореическая ⌣̅⌣̅⌣ среди дактилических ⌣̅⌣̅⌣⌣.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ - эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16-17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России - в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. - ярко выраженный патриотизм, любовь к России.

И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:

Фразовик с двухсложной клаузулой:

Жил-был государь-царь,

Алексей сударь Михайлович Московский

А выходит от ранней заутрени христосской,

И становится на лобное место,

И на все стороны государь поклонился,

Испроговори́л надежа государь-царь:

«Ай же вы, князи и бояра!

Пособите государю думу думать,

Думу думать, а и не продумать бы,

Что наступает король литовский,

Наступает-то на город на Смоленец».

(«Оборона Смоленска»)

Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):

Ты, бо́же, бо́же, спас ми́лостивый!

К чему ра́но над на́ми прогне́вался -

Посла́л нам, бо́же, преле́стника,

Злого расстри́гу Гри́шку Отре́пьева?

Уже́ли он, расстри́га, на ца́рство сел?

Называ́ется расстри́га прямы́м царем,

Царем Дми́трием Ива́новичем У́глицким...

(«Про Гришку-расстрижку»)

Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):

╔ Собира́ется наш правосла́вный царь

╚ Да он ко зау́трени,

╔ Ко тому́ ли свету, свету-све́тику

╚ Ивану Вели́кому.

╔ Как стано́вился наш правосла́вный царь

╚ Да на свое́ место,

╔ Как стано́вился наш правосла́вный царь

╚ У правого кли́роса.

╔ Уж как мо́лится наш правосла́вный царь

╚ Ивану Вели́кому,

╔ Уж он мо́лится наш правосла́вный царь,

╚ Да он низко кла́няется.

╔ Как поза́дь-то его всё боя́ре-князья,

╚ Они останови́лися.

╔ Уж проме́ж-то себя ухмыльну́лися,

╚ Князья усмехну́лися.

(«Грозный в церкви после убийства сына»)

Четырехударник с трехсложной клаузулой:

Ай да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на ре́чушке,

Да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на Камы́шинке,

Собира́лися там /\\ ́ лю́ди во́льные -

Все донски́е, гребе́нские, каза́ки я́ицкие.

Собира́лись они́, бра́тцы, во еди́ный круг.

Во кругу́-то стоя́т они, ду́му ду́мают:

«Ну кому́-то из на́с, бра́тцы, ата́маном быть?»

Ай, старику́ Ермаку́, сы́ну Тимофе́евичу!

(«Ермак зовет казаков в поход»)

Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:

Не спа | ла млада, || не дре | мала, /\\ |

Ниче | го во сне || не ви | дала. /\\ |

Только | видела - || спови | дала: /\\ |

Со вос | точную || со сто | ронку /\\ |

Поды | малася || туча | грозна, /\\ |

Со гро | мами /\\ || со дож | дями, /\\ |

Со круп | ными /\\ || со гра | да́ми. /\\ |

(«Девушка в полоне»)

Или трехкратный пятидольник:

Уж не | травушка || во чи | стом поле || заша | талась, /\\ ||

Не му | равая || ко сы | рой земле || прикло | нялась - /\\ ||

Поды | мается || /\\ с Моск | вы большой || /\\ бо | ярин, /\\ ||

Он на | Тихий Дон || на И | ванович || /\\ гу | ляти. /\\ ||

Не до | ехавши || он Ти | ха́ Дону || стано | вился. /\\ ||

Похва | лялся он || каза | ков всех там || пере | вешать. /\\ ||

(«Убийство князя Карамышевского»)

Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):

Как у | нас было на | Волге не чер | ным-то зачер | нелось,

Не чер | ным-то зачер | нелось, не бе | лым-то забе | лелось.

Не бе | лым-то забе | лелось, не крас | ным-то закрас | нелось.

Не крас | ным-то закрас | нелось - зачер | не-елось на | Волге.

Зачер | не-елось на | Волге Стеньки | Разина со | бранье,

Забе | лелися на | Волге Стеньки | вольны пару | сочки,

Закрас | нелися на | Волге Стеньки | вольные стру | жочки.

(«Поход Степана Разина на Астрахань»)

Вполне законченный четырехдольный тактовик:

Вы по | слушайте, ре | бята, что мы | станем гово | рить, /\\

А мы | старые ста | рушки станем | ска-азыва | ти /\\

Про гроз | на́ царя И | вана про Ва | си-ильеви | ча. /\\

А как | царь /\\ госу | дарь /\\ под Ка | зань /\\ подсту | пал, /\\

Он под | речку, под Ка | за-анку под | коп /\\ подко | пал, /\\

/\\ Что | с тем ли ярым | зельем, черным | по-оро-о | хом, /\\

А на | бочки стано | вили воску | ярова све | чи. /\\

(«Былевые песни» П. В. Шейна)

Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа.

См. также былины, народный стих, частушки.

Предыдущая страница Следующая страница