Поэтический словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ГАЗЕЛЬ

ГАЗЕ́ЛЬ (араб.) - стихотворная форма лирической поэзии у народов Ближнего и Среднего Востока, а также в некоторых литературах Индии и Пакистана. Г. состоит из бейтов (двустиший), начало рифмовки - в первом бейте, в дальнейшем - однозвучная рифма идет через строку, т. е. первый стих каждого последующего бейта остается незарифмованным. Таким образом, система рифм в Г. такая: аа ва ca da и т. д. Кроме рифм, в Г. применяется редиф. В переднем бейте обязательно упоминается поэтическое имя (тахаллус) автора. Количество строк в Г. всегда четное. Вследствие чрезмерной строфической замкнутости бейтов, которые в Г. связаны между собой только общностью рифм и метра, газельной форме, по наблюдению советского ученого Е. Э. Бертельса, присуща отрывистость и в большинстве случаев отсутствует тематическое единство, что заметно даже у таких великих мастеров Г., как Хафиз. С другой стороны, по наблюдению Бертельса, величайший поэт Азербайджана Низами «всякую газель создает как законченное целое, по определенному плану, развивая положенный в основу мотив».

Форма Г. проникла в европейскую поэзию, особенно в немецкую: Г. писали И. Гете, Ф. Боденштедт, А. Платен и др. В русской литературе Г. писали А. Фет, В. Брюсов, Вяч. Иванов, М. Кузмин. Эта форма, как и другие формы восточной лирической поэзии, не привилась на русской почве и является лишь опытом поэтической стилизации. Как специфическая разновидность восточной поэзии, Г. требует применения признаков восточного стиля - особого строя поэтической философии, пышной метафоричности, условной гиперболы и пр.

Вот образец Г. азербайджанского поэта 13-14 вв. Гассан-Оглы Иззэддина:

Ты душу выпила мою, животворящая луна!

Луна? - Краса земных невест! Красавица, вот кто она.

Мой идол! Если я умру, пускай не пенится графин.

Какая пена в нем? - Огонь. Он слаще крепкого вина.

От чаши, выпитой тобой, шумит у друга в голове.

Какая чаша? - Страсть моя. Любовь - вот чем она пьяна.

Царица! Сладкой речью ты Египту бедами грозишь;

Все обесценится, падет на сахарный тростник цена.

Покуда амбра не сгорит, ее не слышен аромат.

Какая амбра? - Горсть золы. Какой? Что в жертву предана.

С младенчества в душе моей начертан смысл и образ твой.

Чей смысл? Всей жизни прожитой. Чей образ? Снившегося сна.

Гасан-Оглы тебе служил с той верностью, с какой умел.

Чья верность? Бедного раба. Вот почему любовь верна.

(Пер. П. Антокольского)

ГАЛЛИЦИЗМЫ

ГАЛЛИЦИ́ЗМЫ (франц. gallicisme, от лат. gallicus - гальский) - слова, заимствованные из французского языка (манто, пальто, жабо, куражиться), или оборот речи, составленный по французскому образцу. Пушкин писал о Г. в «Евгении Онегине»:

В последнем вкусе туалетом

Заняв ваш любопытный взгляд,

Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б, это было смело,

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

ГЕКЗАМЕТР

ГЕКЗА́МЕТР (греч. ἑζάμετρος - шестимерный) - античный стихотворный размер, шестистопный дактиль. По преданию, Г. изобретен в древних Дельфах и первоначально употреблялся в религиозных гимнах, а затем уже был применен, как высокая форма стиха, в поэтических произведениях героического характера (поэмы Гомера). В римской поэзии Г. первым применил Энний, автор эпического произведения «Анналы»; вслед за ним Г. писали Лукреций, Цицерон, Вергилий, Овидий. Античный Г. по справедливости считается совершенной формой стихового ритма: самая емкая по своему ритмическому объему четырехдольная (четырехморная) дактилическая стопа ⌣̅⌣̅⌣⌣, заменяемая четырехдольным же спондеем ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ (последний не употребляется только в первой и шестой стопах Г.), дает 32 комбинации.

Наиболее употребительные цезуры в Г.: цезура после третьей стопы, разделяющая стих на два равных полустишия

| ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ /\\ | ,

и двойная цезура, разделяющая стих на три части

| ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ /\\ | .

Словесное ударение в античном Г. (как и в других античных размерах) может падать на любую долю дактилической или спондеической стопы, вследствие чего ритм стиха здесь смешанный - константный и инверсированный. Чтение античных четырехдольных Г. должно проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее. Принятое в Западной Европе и в России скандирование античного Г. в трехдольной манере, без соблюдения долгих слогов, неправильно; оно меняет ритм античного стиха, акцентируя лишь первый слог трехдольника. Такое чтение Г. игнорирует ударные слоги греческих слов, когда эти слоги приходятся на слабые доли стопы. В результате получается однообразный константный ритм Г. и искажаются искусственными акцентами греческие слова.

Первая попытка применить четырехдольный античный Г. в русском стихе принадлежит Мелетию Смотрицкому, который в своей «Грамматике», изданной в 1619 г., произвольно установил для славяно-русского языка долгие и краткие слоги и дал образец античного «ироического» стиха, состоящего из дактилей и спондеев.

Смелая для своего времени попытка Смотрицкого не была поддержана. Трехдольная же имитация античного Г. в том виде, в каком он известен и сейчас, принадлежит В. Тредиаковскому, который назвал этот размер дактило-хореическим. В. Тредиаковский первый дал примеры (и порой блестящие) имитированного трехдольного Г., далекого, однако, от подлинного античного образца. Прекрасно звучание Г. у А. Радищева. Русский имитированный Г. имеет 18-дольный объем, каждая стопа его трехдольна (3×6=18), в то время как античный Г. 24-дольный и каждая его стопа четырехдольна (4×6=24). Русский Г. можно обратить и в 24-дольный, протягивая первый в стопе слог. Систематическое акцентирование только первого слога в трехдольной стопе создает однообразный константный ритм стиха, свободная же акцентуация в античной четырехдольной стопе делает ритм Г. богаче. Контрольный ряд русского имитированного Г. такой:

| ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ || ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ | .

Цезура в русском Г. может быть мужская, женская и дактилическая, что видно из следующего примера:

| Встала из | мрака мла | дая с перс | тами пур | пурными | Эос, /\\ |

| Ложе по | кинул тог | да и воз | любленный | сын Одис | еев. /\\ |

| Платье на | дев, изощ | ренный свой | меч на пле | чо он по | весил; /\\ |

| После по | дошвы кра | сивые | к светлым но | гам подвя | завши, /\\ |

| Вышел из | спальни...

(«Одиссея», пер. В. Жуковского)

Трехдольные имитации Г. писали многие русские поэты - А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Н. Щербина, А. Майков, Л. Мей, В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, П. Радимов и др. Весьма любопытны опыты П. Радимова, который в своих Г. идиллически живописал быт старой русской деревни.

В русском Г. трехдольная стопа иногда заменяется двусложной группой, неправильно называемой хореем (отсюда старинное название Г. - дактило-хореический размер). В этом случае первый слог стопы растягивается вдвое по сравнению с рядовым слогом стопы, но трехдольность стопы сохраняется; в других случаях в стопе допускается однодольная пауза. Например:

| В том при дво | ре и в па | латах мя | теж /\\ вос | стал преве | ликий. /\\ |

| Слышится | всю-уду | крик: /\\ ца | ря /\\ не | стало! Скон | чался! /\\ |

| Те устра | шились; дру | гие хва | тают о | ружие | спешно; /\\ |

| Следствий бо | я-атся | все: а что | у-умер | царь не го | рюют. /\\ |

(В. Тредиаковский)

| Чи-истый | лоснится | пол; /\\ стек | лянные | чаши блис | тают. /\\ |

(А. Пушкин)

Русские поэты имеют возможность создать четырехдольный гекзаметр, не уступающий античной ритмике. Для этого нужно обратиться к практике народного стиха четырехдольного строя (лирика, исторические песни, былины, частушки). В античном гекзаметре использовались лишь три модификации четырехдольника: ⌣̅⌣̅⌣⌣ (дактиль), ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ (спондей) и ⌣̅⌣̅⌣ ^ (в конце стиха). Не использованы многие модификации: ⌣́⌣⌣⌣, ⌣́⌣⌣ ^ , ⌣́ ^ ⌣ ^ ⌣́⌣ ^ ^ , ⌣⌣⌣́⌣, ⌣⌣⌣́ ^ , ⌣́ ^ ^ ^ и др. Включение этих модификаций, употребляемых в русских народных четырехдольниках, расширило бы ритмические ресурсы нашего отечественного Г. Вот принадлежащий автору этих строк опытный пример четырехдольного Г., в котором к античным модификациям добавлен ряд других:

| В пу-урпуре, | бле-еске и | ды-ымах, ле | са разрисо | вав /\\ позо | ло-отой, /\\ |

| Озаряя | ро-озовым | све-етом /\\ | стру-унную | рожь /\\ и пше | ни-ицу, /\\ |

| В ви-изге стри | жей /\\ огол | телых и в мель | ка-ании | ла-асточек | бы-ыстрых, /\\ |

| Вниз /\\ голо | вой /\\ бе-ез | шу-умно /\\ | падало тя | жё-олое | со-олнце. /\\ |

Здесь встречаются последовательно следующие шесть ритмических модификаций четырехдольника: ⌣̅́⌣̅⌣⌣, ⌣́⌣⌣⌣, ⌣́ ^ ⌣⌣, ⌣̅́⌣̅⌣ ^ , ⌣⌣⌣́⌣, ⌣́⌣⌣⌣.

ГЕОРГИКИ

ГЕО́РГИКИ (от греч. γεωργικός - земледелец) - земледельческие песни, жанр античной лирической поэзии, стихи, воспевающие мирный труд в поле, в саду, в огороде, спокойную домашнюю жизнь. Г. писали в древности Гесиод и Вергилий. Г. - разновидность буколической поэзии.

ГЕРМАНИЗМЫ

ГЕРМАНИ́ЗМЫ - заимствованные из немецкого языка слова (бухгалтер, бутерброд, танцмейстер) или обороты речи, составленные по образцам немецкой речи:

Из края в край, из весей в грады

Я был преследован судьбой.

(В. Кюхельбекер)

Приветствована вновь поэтом

Была я, как в моей весне...

(К. Павлова)

Я женщину увидел близ меня.

(Н. Огарев)

ГИАТУС

ГИА́ТУС (лат. hiatus - отверстие, дыра) - зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трех слов. Г. нередко встречается в русской поэзии:

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

(М. Лермонтов)

Через ливонские я проезжал поля...

(Ф. Тютчев)

И у окна в часы досуга

Могли подметить очерк рук.

(Д. Минаев)

Не думай, чтобы я в то время размышлял

О благости небес, величии природы,

И под гармонию ея я строил стих.

(А. Майков)

Прислонилась, усмехнулась,

Слово прошептала

Некое и у ограды

Тихо опустилась. (К. Липскеров, пер. из Т. Шевченко)

Ср. элизия.

ГИМН

ГИМН (греч. ὕμνος - хвала, восхваление) - в античном мире похвальная песнь богам (в трагедиях Еврипида, Гомеровы гимны). В европейской поэзии Г. - одическое стихотворение на возвышенную тему, например «Гимн Франции» П. Ронсара. В русской литературе Г. религиозного и светского содержания сочиняли поэты 18 и начала 19 вв.: А. Сумароков («Гимн о премудрости божией в солнце»), В. Жуковский («Гимн богу»), И. Дмитриев («Гимн всевышнему»), В. Капнист («Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества») и др. В духе античности стилизован «Гимн Афродите» В. Брюсова.

Каждое государство имеет свой национальный Г. Партийным Г. коммунистов всего мира является «Интернационал», слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера.

В истории поэзии известны случаи, когда Г. назывались сатирические произведения, по стилю напоминающие явления астеизма. Таков «Гимн золоту» Ж. Ронсара или «Гимн бороде» М. Ломоносова, высмеивающий церковников. Незадолго до Октябрьской революции В. Маяковский напечатал в петербургском «Сатириконе» ряд сатирических Г. - «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕ́РБОЛА (греч. ὑπερβολή - излишек, преувеличение) - стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. Конечно, гиперболическое выражение нельзя понимать буквально. Г. - любимый прием в русской народной поэзии. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша». На Г. построена известная русская песня «Дуня-тонкопряха». В песне рассказывается, что куделюшку Дуня «три часа пряла, три нитки напряла», а нитки «потоньше полена, потолще колена»; затем она нитки «в огород вдевала, колом притыкала».

Часто встречается Г. в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

В духе народного приема пользовался Г. в своих стихах Н. Некрасов:

Пройдет - словно солнцем осветит!

Посмотрит - рублем подарит!

Я видывал как она косит:

Что взмах - то готова копна.

Из русских писателей своими Г. прославился Н. Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», казацкие шаровары «шириною с Черное море». Г. - один из характерных приемов в творчестве В. Маяковского:

Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(«6 монахинь»)

Противоположная Г. стилистическая фигура - литота, или обратная гипербола.

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА

ГИПЕРДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИ́ФМА (греч. ὑπέρ - над, сверх и δάκτιλος - дактиль) - рифма, превышающая своим слоговым объемом дактилическую, трехсложную, т. е. четырехсложная рифма. Эта рифма, вообще говоря, встречается в стихах редко, тем не менее ее можно найти в русской поэзии:

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Уж я, сея, приговаривала,

Чеботами приколачивала,

На все бока поворачивала.

(Народная песня)

Пример Г. р. у Брюсова:

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

У него же пятисложная рифма:

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий.

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются.

Пример из стихов Блока:

Ангел, гневно брови изламывающий,

Два луча - два меча скрестил в тишине.

Но в гневах стали звенящей и падающей

Твоя улыбка струится во мне.

ГИПЕРМЕТРИЯ

ГИПЕРМЕТРИ́Я (от греч. ὑπέρ - сверх, над и μέτρον - мера) - сверхмерность, превышение слогового объема стопы в метрическом стихе, наличие лишнего слога в стопе. Г. может рассматриваться или как невольная ошибка поэта, или как сознательное допущение под давлением данного лексического материала, не позволяющего синонимической замены. Взволнованностью поэтической интонации можно объяснить Г., например, в ямбических стихах В. Казина (четные строки):

А, дядюшка, хоть отцеди

На следующее поколенье!

Звени, звени! гуди, гуди,

Малиновое сердцебиенье!

Или в хореических стихах С. Кирсанова:

Вот опять сиделки-рохли

Не несут ему питье,

Губы синие пересохли -

Он впадает в забытье.

То же в трехдольном стихотворении:

Они молча стояли у картонных домов для любви,

У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой;

И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,

Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.

(К. Симонов)

Еще сильнее и эффектнее Г. в следующих стихах трехдольника:

Мы на | стройках у | мелые,

Были | в битвах твер | ды.

Наши | головы | белые

Совер | шенным гор | ды.

И как | яростные меч | татели,

Отда | вая кон | цы,

Комис | сары и предсе | датели,

Аги | таторы и бой | цы...

(Г. Санников)

К Г. относится вторжение в метрический стих не только лишнего слога, но и лишней стопы. В этом отношении весьма интересным видом Г. служит следующий пример из Некрасова: в стихотворении, написанном трехстопным дактилем, третья строка - четырехстопная:

| Ну, уж и | буря бы | ла! \/ /\\ |

| Как еще | мы уце | лели! /\\ |

| Колоко | ла-то, /\\ | колоко | ла - \/ /\\ |

[Словно о | пасхе гу | дели! /\\ |

(«Деревенские новости»)

В «Борисе Годунове» Пушкина, написанном пятистопным ямбом, в сцене «Москва, дом Шуйского» имеется шестистопная ямбическая строка:

Известно то, что он слугою был

У Вишневецкого, что на одре болезни

Открылся он духовному отцу.

Наличие Г. в пушкинском стихе, всегда безукоризненном с точки зрения версификации, объясняется в данном случае естественной ослышкой в результате ритмической инерции, созданной находящимся в начале стиха длинным, одноударным речением «у Вишневецкого...»; это вместе с дальнейшим двухударным речением «что на одре болезни» дает в сумме трехударную строку, характерную вообще для пятистопного ямба.

Г. противоположна гипометрии. Ср. аритмия.

ГИПОМЕТРИЯ

ГИПОМЕТРИ́Я (греч. ὑπό - под и μέτρον - мера) - нарушение равномерности стиховых рядов путем укорочения одной из строк, не вызываемого требованиями строфики или композиции стихотворения; часто встречаются у В. Маяковского:

Повел

пароход

окованным носом.

И в час,

сопя,

вобрал якоря

и понесся.

Европа

скрылась,

мельчась.

(«Атлантический океан»)

Здесь

жизнь

была

одним - безработная,

другим -

голодный

протяжный вой.

Отсюда

безработные

в Гудзон

кидались

вниз головой.

(«Бруклинский мост»)

Слоговое нарушение в метрическом равносложном стихе, например в пятистопном хорее (последняя строка):

Не грозят мне ни топор, ни плаха.

И ни ночью, ни средь бела дня

Ощущение вины и страха

Не охватывают /\\ меня.

(Л. Мартынов)

Г. противоположна гиперметрии.

ГЛОССА

ГЛО́ССА (греч. γλῶσσα - язык, речь) - 1) перевод или толкование непонятного или темного места в тексте древних памятников письменности. 2) Форма староиспанской поэзии, состоящая в том, что стихотворение-глосса пишется на тему, выраженную в стихотворном эпиграфе (мотто), причем каждая строка мотто последовательно заканчивает собой очередную строфу Г. Вот образец Г., написанный испанским поэтом Кристовилем де Кастельеха (1490-1556) под названием «О красавице, несчастной в замужестве»:

О, красавица младая!

С кем сравнишься красотой?

Вижу: ты хандришь, вздыхая;

Вместе сетую с тобой.

Тяжки узы Гименея,

Ах, зачем тебя венчали?

Скрыты поводы к печали

В прелестях твоих, лилея!

Чем печалиться, страдая,

Лучше б ты была уродом.

Ты обречена невзгодам,

О, красавица младая!

Потому что в час досуга

Страсти волю ты даешь

И наперсника зовешь

Ты в отсутствие супруга.

Ах, досадно мне порой,

Что Амур к тебе жесток.

Ты ведь роза; ты - цветок.

С кем сравнишься красотой?

Сладко у тебя в неволе.

Мне твоя любезна сеть

И готов: я умереть,

Чтоб не мучиться мне боле.

На тебя лишь уповая,

Прихожу к тебе я кротко,

Но разгневана красотка,

Вижу, ты хандришь, вздыхая.

И клоню я долу взгляды,

И кляну судьбу свою,

Причитаю, слезы лью,

Все - из-за твоей досады,

Ты измучена хандрой,

Умираю я, влюбленный,

И, тобою сокрушенный,

Вместе сетую с тобой.

(Пер. М. Талова)

ГНОМА

ГНО́МА (греч. γνώμη - мысль, суждение, изречение) - 1) в античной трагедии изречение, заканчивающее монолог. 2) В европейской поэзии двух- или четырехстишие, заключающее в себе оригинальную философскую мысль, выраженную в отточенной лаконической форме (чаще гекзаметр):

Дитя в люльке

Счастлив ребенок! и в люльке просторно ему: но дай время

Сделаться мужем, и тесен покажется мир.

(М. Лермонтов, «Из Шиллера»)

Удачный пример Г. «Поэт и перо» имеется у М. Деларю, поэта пушкинской эпохи:

Поэт

Прочь от меня, охладитель докучный! Дум смелых исполнен,

Только возьмусь за тебя, - ты мой удержишь полет!

Перо

Гордо в крыле лебедином парило я прежде по небу;

Ты меня силы лишил: тем же отмщаю тебе!

ГОНГОРИЗМ

ГОНГОРИ́ЗМ (исп. gongorismo) - вычурный манерный стиль в испанской литературе, получивший свое название от создателя этого стиля, испанского поэта Луиса де Гонгора (1561-1627), представителя испанского барокко. Свои стихи Гонгора писал темным языком, синтаксически запутанными фразами, со сложными метафорами и многообразными тропами (Ср. эвфуизм).

ГОРАЦИЕВА СТРОФА

ГОРА́ЦИЕВА СТРОФА́ - см. алкеева строфа.

ГОШМА

ГОШМА́, или гошга, - строфическая форма в тюркской поэзии. Г. обычно состоит из пяти строф и строится следующим образом: в первой строфе - перекрестные рифмы или перекрестные редифы; во второй и последующих строфах первые три стиха имеют самостоятельные рифмы (или редифы), но четвертый стих рифмуется с последним стихом первого четверостишия. По остроумному объяснению Г. Шенгели, Г. образовался из двустишной газели, имеющей в себе внутристишные цезурные рифмы. Вот отрывок из Г. Махтума-Кули, позволяющий проследить систему рифмовки:

Вершины горные; туманы там и тут,

Морского ветра вой среди высот Гургена;

Когда прольется дождь, безумствуя, ревут

Потоки мутные вспененных вод Гургена.

Леса густые там; по берегам тростник;

Красавиц в серебре блеснет живой цветник;

Там серая овца, конь белый, черный бык,

Там буйвол есть и тур: обилен скот Гургена.

(Пер. Г. Шенгели)

ГРАДАЦИЯ

ГРАДА́ЦИЯ (лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида Г. - климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).

ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГРАФИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМА (от греч. γράφω - пишу, изображаю) - оформление текста литературного произведения такими полиграфическими средствами (типографский набор), которые придают ему зрительную выразительность, помогающую процессу восприятия. Элементарным примером Г. ф. является общепринятый способ печатания стихов в колонку, по строфам, с выделением коротких и длинных строк; с другой стороны, некоторые поэты - А. Белый, В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов и др. - разбивают стих на отдельные строки, отмечая таким образом интонационно-логические паузы в стихотворении. К простейшим же Г. ф. относится разбивка прозаического произведения на абзацы и главы, выделение диалога и т. п.

Ср. фигурные стихи.

ГРОТЕСК

ГРОТЕ́СК (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta - грот) - своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов - реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора. Свое название гротескный стиль получил после находки Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов, где были обнаружены странные по своей причудливой неестественности орнаменты из рисунков животных, птиц, растений, человеческих лиц, ваз и пр. Поэтому первоначально Г. назывались искаженные изображения, уродливость которых была обусловлена теснотой самой площади, не позволявшей дать правильный реальный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. В западной литературе наиболее яркими представителями гротескного стиля являются Ф. Рабле во Франции, Л. Стерн и Дж. Свифт в Англии, Э. Т. А. Гофман в Германии и Л. Пиранделло в Италии. Гротескный стиль нашел свое отражение в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери», где показан контраст уродливого (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда). В русской литературе приемами сатирического Г. пользовались Н. Гоголь (напр., «Нос») и М. Салтыков-Щедрин. В гротескном стиле выдержаны некоторые произведения В. Маяковского («Мистерия-буфф», «150.000.000», стихотворение «Прозаседавшиеся», комедии «Клоп» и «Баня»). В гротескной манере написаны-романы А. Белого «Петербург» и в особенности «Маски», повесть в стихах Н. Адуева «Товарищ Ардатов», поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», поэма А. Вознесенского «Оза».

ГУСАН

ГУСА́Н - народный певец в Армении, исполняющий народные песни под аккомпанемент музыкального инструмента.

ГУСЛЯР

ГУСЛЯ́Р - древнерусский певец-профессионал, исполнявший былины и песни под звон «яровчатых» гуслей. В 20 в. в России артисты-гусляры исполняли русские народные песни под гусельный аккомпанемент.

Предыдущая страница Следующая страница