Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЕВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЕВ")

ШАБАЕВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА

ШАБАЕВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА - [5(18). И 1905, Москва, - 14 11 1983, там же], педагог, д-р пед. наук (1957), проф. (1959). Окончила АКБ им Н К Крупской (1930). В 20-х гг организатор пионерского движения в Сибири и Ср. Азии С 1934 вела и -и и пед. работу в МГПИ им В И Ленина, ЛГПИ им А И Герцена, Гос. ин-те науч. педагогики, НИИ общей педагогики АПН СССР. Осн.работы по истории отеч и заруб школы, образования и пед. мысли в России 18- 19 вв Автор метод материалов по преподаванию истории педагогики в пед. вузах и уч-щах (60-70-е гг). Под ее редакцией вышли «История педагогики Уч пособие для дошк. пед. уч-щ»(19613), «История педагогики Уч пособие для студентов пед. вузов» (1981), «История педагогики Учебник для пед. ин-тов» (19825, совместно с Н А Константиновым и E H Медынским), участвовала в издании учебного пособия «Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII в - первая пол XIX в » (1973).

Соч Пед. теория В Г Белинского, ИАПН РСФСР, 1946, в 5, А И Герцен и его пед. теория, вкн. Герцен А И, Избр пед. высказывания, M 1951 Лит M Ф Шабаева [Некролог], СП 1984, № 1 Л Д Филоненко

ШАДРИКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

ШАДРИКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (р 18 11 1939, г. Рыбинск Ярославской обл), психолог и педагог, деятель образования, один из учредителей (1992). и акад РАО (акад АПН СССР. с 1990), дер психол наук (1977), проф. (1978). Окончил физ. -мат ф-т Ярославского пед. ин-та им К Д Ушинского (1962). На пед. работе с 1962, с 1970 преподавал в Ярославском ун-те (в 1976-82 проректор). Ректор Ярославского пед. ин-та (1982-85). С 1985 в Москве зам министра просвещения СССР. (1985-87), первый зам пред Гособразования СССР. - министр СССР. (1987-91), зам пред Госкомитета Рос Федерации по высш. образованию (с 1991). С сент 1996 первый зам министра общего и проф. образования Рос Федерации

В трудах по общей и пед. психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психол функциональной системы деятельности Выявил ее компонентный состав и закономерности генеза, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития

Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экс-перим. работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отд. психич. функции. Последние имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, позволяет определить место способностей в структуре психики и рассматривать их развитие с деятельностных позиций. Ш. разработаны осн. положения, позволяющие рассматривать развитие способностей через изменение функциональных и операционных механизмов. На этой основе Ш. предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован «метод развёртывания мнеми-ческой деятельности». Разрабатывает теоретич. проблемы образования, в их числе: взаимосвязи его общечеловеческой миссии и этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (кн. «Философия образования и образовательные политики», 1993). и др.

На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложил принципы отбора содержания образования в федеративном гос-ве и индивидуально-ориентированного учебного плана.

Соч.: Психология производств, обучения, [ч. 1-2], Ярославль, 1974-76; Проблемы системогенеза проф. деятельности, М., 1982; Мнемические способности: развитие и диагностика, М., 1990 (соавт.); Деятельность и способности, М., 1994.

ШАКУРОВ РАФАИЛ ХАЙРУЛЛОВИЧ

ШАКУРОВ РАФАИЛ ХАЙРУЛЛОВИЧ (р. 13.2.1930, с. Долгий Остров, Чувашия), психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1989), дер психол. наук (1980), проф. (1981). По окончании геогр. ф-та Казанского ун-та (1953). был учителем и директором ж.-д. школы в Новосибирской обл.; вёл исследоват. работу в области нравств. воспитания. В 1965 окончил аспирантуру Ин-та психологии в Киеве (ученик Г. С. Костюка); позднее работал там же (зав. лабораторией социальной психологии). С 1976 в казанском Ин-те проф.-тех. педагогики (с 1992 - Ин-т ср. спец. образования РАО): до 1979 зам. директора, одновременно (до 1995). зав. лабораторией психологии управления.

В книгах о нравств. становлении личности («Самолюбие ребёнка», 1969; «Человек формируется с детства», 1972). нравств. основа сознания представлена как формирующаяся под влиянием эмоц.-оценочных процессов межличностных отношений, а не как результат пропаганды этич. знаний или целенаправленного обучения в данной области. Значит. цикл исследований посвящён социально-психол. проблемам управления образоват. учреждением. Их результаты обобщены в кн. «Психология руководства пед. коллективом» (1995), в к-рой проанализированы зависимость межличностных отношений в пед. процессе от индивидуально-психологических, социально-ролевых, возрастных и др. факторов, механизмы формирования авторитета и др. Разрабатывает системно-динамич. теорию деятельности и мотивационного управления. Чл. Нью-Йоркской АН (1995).

Соч.: Социально-психол. проблемы руководства пед. коллективом, М., 1982; Творческий рост педагога, М., 1985; Психология перестройки, Каз., 1988; Молодой рабочий в бригаде: проблемы воспитания, К., 1989 (соавт.); Сплочение пед. коллектива, Каз, 1991.

ШАЛАЕВ ВАСИЛИЙ ФЕОФИЛОВИЧ

ШАЛАЕВ ВАСИЛИЙ ФЕОФИЛОВИЧ - [29.3(10.4). 1890, г. Пошехонье-Воло-дарск, ныне в Ярославской обл., - 21.9.1969, Москва], педагог, методист по естествознанию, д-р пед. наук (1962). Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1913). В 1915 выдержал испытания на звание учителя естествознания ср. уч. заведений. С 1920 заведовал сел. школой в Путивльском р-не (Сумская обл. Украины), с 1924 - пед. техникумом в г. Белгород. С 1932 зав. естеств.-геогр. отделением в Ин-те повышения квалификации кадров нар. образования в Воронеже; с 1944 в системе АПН. Занимался проблемами методики преподавания естествознания, трудового воспитания, политехн. обучения, организации внеклассной и внешкольной натуралистич. работы школьников. Один из авторов многократно переиздававшегося учебника по зоологии для ср. школы (1949- 1968), метод, пособий для студентов пед. ин-тов.

ШАНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

ШАНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ (р. 22.11.1922, Москва), языковед, методист (рус. яз.), акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1974; ч.-к. АПН РСФСР. с 1965), дер филол. наук (1966), проф. (1968). Окончил МГУ (1945). Преподавал в Рязанском педагогическом (1948-51). и Моск. заочном полиграф, ин-тах (1951- 1953). В 1951-56 ст. редактор Учпедгиза. В 1953-85 преподавал в МГУ. Одновременно в 1970-92 директор НИИ ПРЯНШ. С 1992 главный научный сотрудник Центра преподавания русского языка РАО.

Соавтор осн. учебника для студентов-русистов филол. ф-тов пед. вузов «Современный рус. язык» (1957, ч. 1-2, 19872). Автор трудов по неск. разделам науки о рус. языке и их преподаванию в школе и вузе, по лингводидактике, а также лингвистич. анализу худож. текста и по лексикографии. Инициатор и руководитель подготовки «Этимологич. словаря рус. языка» (в. 1-8,1961-82; автор и соавтор мн. статей в этом издании). На основе этимологич. работ Ш. (в соавторстве). подготовлены краткие, предназначенные специально для учащихся словарные издания (опубл. в 1961 и 1989-93), а также «Опыт этимологического словаря рус. фразеологии» (1987). Автор научно-популярных книг о рус. языке и языкознании («В мире слов», 1985, и др.). Гл. ред. журн. «Рус. язык в школе» (с 1963).

Соч.: Основы словообразоват. анализа, М., 1953; Лексикология совр. рус. языка. М., 1964; Очерки по рус. словообразованию, М., 1968; Фразеология совр. рус. языка, M., 19692; Рус. языкознание и лингводидактика, М., 1985; Лингвистич. анализ худож. текста, M., 19902.

ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ

ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ - Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского, учреждён по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного ген.-майора А. Л. Шанявского (1837-1905), большая заслуга в открытии ун-та принадлежала его жене Л. А. Шанявской и книгоиздателю М. В. Сабашникову. Законопроект о Ш. у. с большими трудностями был проведён через Гос. думу и Гос. совет в июне 1908. По Уставу (утверждён 1 июля 1908). ун-т находился в ведении Моск. гор. думы (т.е. не принадлежал к системе учреждений МНП). Занятия начались 2 окт. 1908.

Ш. у. имел 2 отделения - науч.-популярное и академическое. Науч.-популярное отделение (4-годичное), на к-ром могли учиться лица с элементарной подготовкой, давало знания в объёме ср. уч. заведения. Академич. отделение (3-годичное). ориентировалось на образование в объёме университетской программы по 3 циклам: естеств.-ист., обществ.-юрид. и ист.-философскому. Занятия в ун-те велись в вечернее время. В ун-т принимались лица обоего пола, не моложе 16 лет, без различия национальности, вероисповедания, полит. убеждений, не требовались док-ты об образовании. Отсутствие формальных ограничений определило демокр. состав слушателей: мелкие служащие, учителя, ремесленники, квалифициров. рабочие. Преподаватели могли не иметь учёной степени, но требовались науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те преподавали крупные учёные, по разл. причинам лишённые возможности работать в казённых высш. уч. заведениях (П. П. Блонский, В. П. Волгин, M. H. Гернет, Ю. В. Готье, А. У. Зеленко, Н. К. Кольцов, П. Н. Лебедев, Н. М. Лукин, H. H. Полянский, А. Н. Реформатский, А. Е. Ферсман и др.). В ун-те читались новые лекционные курсы (геохимия, теория растворов и её применение в биологии и медицине и др.). Ш. у. был и науч. центром; в работе физ. семинара, биол. коллоквиума и т. п. принимали участие учёные др. высш. уч. заведений.

Лица, окончившие Ш. у., не получали диплома. Несмотря на это, число слушателей росло: на академии, отделении - с 964 чел. в 1908/09 уч. г. до 2466 в 1915/16 уч. г.; на науч.-популярном - с 342 чел. в 1910/11 уч. г. до 1469 в 1915/16 уч. г. При Ш. у. организовывались разл. курсы (срок обучения от 2 нед до 1 года). для подготовки практич. работников по кооперации, библиотечному делу, местному самоуправлению и др. Работал библиотечный музей с обширным фондом библиотековедч. лит-ры. На курсах по дошк. воспитанию под руководством С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой, Л. К. Шле-гер и др. широко использовался практич. опыт слушателей. 1 окт. 1912 Ш. у. получил построенное на средства Шанявской здание, приспособленное для уч. занятий (в т. ч. с аудиторией для показа уч. фильмов).

В связи с реорганизацией системы нар. образования ун-т был закрыт в кон. 1918. Академич. отделение 20 авг. 1919 влилось в МГУ, науч.-популярное 1 нояб. 1920 объединилось с рабочим ф-том Ком-мунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова.

ШАПОВАЛЕНКО СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ШАПОВАЛЕНКО СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (16.8.1903, с. Суходол, ныне в Сумской обл. Украины, - 1.1.1988, Москва), педагог, химик-методист, акад. АПН СССР. (1968), д-р пед. наук (1964), проф. (1970). Окончил науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1929), Глуховский ин-т нар. образования (1933). С 1922 работал учителем Глуховской опытно-показат. школы, затем - в школах Москвы и Моск. обл. С 1931 вёл н.-и, и преподават. работу в Москве (Ин-т политехн. образования), Ростове-на-Дону (Пед. ин-т). С 1944 в НИИ методов обучения АПН (в 1955-60 директор). Организатор и руководитель (1965-86). НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения (с 1969 в системе АПН СССР). Автор фундам. работ по вопросам шк. преподавания химии. В кн. «Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе..» (1963). предложил целостную теорию определения курса химии в связи с дидактич., психол. и воспитат. проблемами. Автор учебников по химии для ст. классов ср. школы (1954-56; 1963). Серия работ посвящена проблемам политехн. образования.

Как самостоят. направление дидактики разрабатывал теорию создания и использования ТСО. В дальнейшем расширил эту проблематику, охватив совокупность шк. оборудования и техн. средств воспитания и обучения. Одним из первых исследовал пед. и дидактич. возможности электронных ТСО, в т. ч. в условиях шк. кабинетов вычислит, техники.

ШАРРЕЛЬМАН ГЕНРИХ

ШАРРЕЛЬМАН ГЕНРИХ (1.12.1871, Бремен, - 31.8.1940, Лейпциг), нем. педагог, один из теоретиков реформаторского движения в педагогике Германии нач. 20 в. До 1909 учитель в Бремене, Гамбурге. Уволен за протесты против системы обучения в гос. школах. Занимался лит. трудом. В 1919-26 вновь руководил одной из школ в Бремене. Выступал с резкой критикой традиц. нар. школы с жёсткой регламентацией деятельности учителя и учеников. В представлении Ш. школа должна быть трудовым сообществом детей, к-рые под руководством учителя ставят себе конкретные цели и ищут пути их достижения. Руководство детьми Ш. понимал как сотрудничество, носящее тактичный характер. Отрицал планирование уч. процесса и его методики и отстаивал свободное творчество учителя, основанное на его интуиции и вытекающее из конкретной ситуации.

Ш. выступал с позиций педагогики личности. Гл. задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В этой связи Ш. большое значение придавал самостоят. творческим работам учащихся. Был сторонником эпизодич. и комплексного преподавания и для нар. школы считал неприемлемым систематическое и предметное обучение. Как и мн. представители реформаторского движения, Ш. разделял идеи свободного воспитания. Причислял себя к сторонникам трудовой школы, но по существу отстаивал принципы активного обучения и не стремился знакомить детей с реальной трудовой деятельностью.

ШАТАЛОВ ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ

ШАТАЛОВ ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ (р. 1.5.1927, Сталине, ныне Донецк, Украина), педагог-новатор, засл. учитель УССР. (1987), нар. учитель СССР. (1990). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Сталинский пед. ин-т (1953). На пед. работе в школе с 1951. С 1956 вёл эксперим. работу с учащимися, в т. ч. как науч. сотрудник НИИ педагогики УССР. (с 1973). и АПН СССР. (с 1985). С 1992 доцент Ин-та последипломного образования в Донецке.

Разработал для ср. и старшей ступеней общеобразоват. школы (с 1984 - 11-летней). ориг. систему интенсивного обучения. В ней используются авторские уч. пособия, представляющие программный материал гл. обр. в вербально-графич. формах (упрощающих процесс изложения - восприятия). и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематич. обратной связи), позволяющие отказаться от ученич. дневников и классных журналов. Вместо традиц. домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность к-рых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются ориг. формы взаимопроверки учащихся, в т. ч. в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиц. экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и т. н. релейными, выявляющими результат самостоят. деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактич. противоречий способствует принцип бесконфликтности уч. ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы уч. занятий. Мн. находки Ш. используются педагогами вузов и при обучении нек-рым сложным профессиям.

Система Ш. позволила проходить полный курс общего ср. образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 уч. ч в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Ш. - четверг и воскресенье). Уроки физич. воспитания проводятся ежедневно.

ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ШАХМАТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [5(17).6.1864, Нарва, - 16.8.1920, Петроград], языковед, акад. Рос. АН (акад. Петерб. АН с 1899). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1887), приват-доцент там же (1890), одновременно преподавал лат. яз. в гимназии. С 1910 проф. Петерб. ун-та, пред. Отделения рус. яз. и словесности АН (1906-20).

Автор основополагающих трудов в области слав, языкознания, истории рус. лит. яз., диалектологии, изучения рус. летописания, текстологии, грамматики рус. яз. Редактор выпусков академич. «Словаря рус. языка» (1891-1916). Организовал издание серии памятников старо-слав. и рус. языков, один из инициаторов реформы рус. правописания (1918).

На базе сравнит.-ист. исследований Ш. показал тесную связь между развитием языка и историей народа, значение живого языка в его лит. и диалектных разновидностях как важнейшего источника этнографич., культурология, филол. знаний. Эти идеи нашли отражение в разработанной Ш. системе шк. преподавания рус. яз. (Доклад на 1-м съезде преподавателей рус. яз. в воен.-уч. заведениях, 1903; записка «О преподавании рус. языка в ср. уч. заведениях..», 1907- 1908). Гл. целью курса считал сознат. усвоение учащимися устных и письм. форм языка, основанное на сформировавшихся в родной языковой среде речевых навыках. В предложенной им программе обучения Ш., вслед за Ф. И. Буслаевым, предусматривал постепенный переход от практич. наблюдений, элементарного грамматич. анализа в процессе чтения, заучивания наизусть, письм. упражнений (мл. классы). к изучению теории языка (6-7-е кл.). Полученные учащимися навыки по объяснению и группировке фактов языка, сведения по морфологии, синтаксису, этимологии, а также изучение произведений фольклора и древнерус. лит-ры в курсе словесности рассматривал как необходимые условия для усвоения грамматики. По Ш., грамматика - предмет описательный, его следует изучать не в форме непреложных законов, а через сравнит.-ист. анализ лит. произведений и др. образцов речи. Отводя второстепенное место формальной стороне языка (определение грамматич. категорий и т. п.), акцентировал задачу осмысления живой речи во всём разнообразии жанров и способов выражения. Предлагал ввести в курс 7-х кл. историю рус. яз., цель к-рой показать, как в рус. яз. «отразился дух рус. народа и его многовековая история», установить связи между языком общенародным и литературным. Приобщение к нар. культуре, развитие интереса к ист. прошлому своей родины считал важнейшими воспитат. аспектами преподавания рус. яз. и словесности.

Идеи Ш. о целях и принципах обучения родному языку, поэтапном усвоении знаний, ориентации на живую речь развиваются в совр. практике. Сохраняют своё значение для преподавания работы «Очерк современного рус. лит. языка» (1913, 19414) - первое систематич. пособие для высш. уч. заведений, и «Синтаксис рус. языка» (в. 1-2, 1925-27,19412), отличающиеся последовательностью и цельностью изложения грамматич. теории.

Реализации метод, идей способствовала обществ, деятельность Ш. Он руководил Комиссией по выработке программ рус. языка и словесности для кадетских корпусов, в 1913 участвовал в ревизии ср. уч. заведений Санкт-Петерб. уч. округа. Опубликовал статьи по вопросам университетского образования (1901), в к-рых подчеркнул его воспитат. значение и важную обществ, роль, высказался за сохранение университетских привилегий, поддержал идею университетской автономии и организации сту-денч. самоуправления.

ШАЦКАЯ ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

ШАЦКАЯ ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА - [26.5(7.6).1882, усадьба Горки, ныне с. Горки Калининской обл., - 7.3.1978, Москва], педагог, д. ч. АПН РСФСР. (1950), проф. (1935), канд. пед. наук (1949). По окончании Моск. консерватории (1905). преподавала в муз. школе, работала в дет. клубах об-в «Сетлемент» и «Дет. труд и отдых». В 1911 вместе с С. Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой), где руководила эстетич. воспитанием. С 1919 заведовала школой-колонией «Бодрая жизнь», вошедшей в состав Первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР, и возглавляла муз. отдел станции (с 1920). В 1932- 1943 зав. кафедрой муз. воспитания в Моск. гос. консерватории. В 1944-46 зав. кабинетом эстетич. воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1948-62 директор НИИ худож. воспитания АПН РСФСР.

Ш. заложила основы сов. системы муз.-эстетич. воспитания, включающей дошк., шк., внешк. воспитание. Определяла понятие эстетич. воспитания как часть гармонич. ного воспитания личности. Ш. одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании разл. видов иск-ва в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетич. развитии детей всех уч. заведений, дошк., внешк., культ.-просвет, учреждений, театров, музеев и др. Ш. рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению Ш., способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие худож. вкуса достигаются при условии целенаправленного пед. руководства. Учитель должен не только осуществлять муз. работу с учащимися, но и быть организатором эстетич. жизни школы.

Ш. принимала активное участие в деятельности пед. секции ГУСа по разработке программ для ср. школы, по созданию уч. пособий и метод, разработок для преподавателей дет. садов, школ, пед. уч-щ (с 1940 Ш. - член уч.-метод, совета и пред, секции худож. воспитания). Ш. была одним из инициаторов создания в стране дет. муз. радиовещания.

ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВАРЦБУРД СЕМЁН ИЦКОВИЧ

ШВАРЦБУРД СЕМЁН ИЦКОВИЧ (11.11.1918, г. Рыбница, Молдавия, -1996), педагог, математик, ч.-к. АПН СССР. (1968), д-р пед. наук (1973), засл. учитель школы РСФСР. (1962). Окончил физ.-мат. ф-т Одесского ун-та (1940), работал учителем математики в г. Джалал-Абад Кирг. ССР, затем в школах Москвы (до 1970). С 1962 в системе АПН: зав. лабораторией прикладной математики (с 1967), ст. науч. сотрудник-консультант (с 1979). Один из создателей направления углублённого изучения математики в ср. школе. В 1959 под руководством Ш. в школе № 444 (Москва). был организован первый в стране класс, готовящий программистов-вычислителей, в 1967 создан Моск. матем. техникум. Автор трудов по проблемам факультативных занятий, внедрения в уч. процесс микроэлектронной техники,учебников и метод, пособий по математике для ср. уч. заведений. Во 2-й пол. 80-х гг. выехал из СССР.

Соч.: Состояние и перспективы факультативных занятий по математике, М., 1977, Электроника помогает считать, М., 1978; Алгебра и начала анализа [для СПТУ], М., 1981, Алгебра и матем. анализ для 9 кл., М., 1983, то же, для 10 кл., М., 1984; Дидактич. материалы по алгебре и началам анализа для 9 кл., М. 19872 (все в соавт.). Л. А. Овсянникова/

ШВЕЙЦАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВЕЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕВАШВ ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

ШЕВАШВ ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ - [29.6(11.7).1892, Рязань, - 6.9.1972, Москва], психолог, ч.-к. АПН РСФСР. (1950); д-р пед. наук, проф. После окончания ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1915). оставлен на кафедре психологии для приготовления к званию профессора; одновременно преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. В 1919-20 преподаватель психологии в Тамбовском ун-те. В 1921-23 работал в Психол. ин-те при МГУ. В 1923-25 педагог-психолог При-ёмно-наблюдат. пункта для беспризорных детей; одновременно преподавал в Академии социального воспитания, на Высш. пед. курсах при МВТУ. С 1931 в Ин-те психологии в Москве (зав. отделом общей психологии, 1947-55; зам. директора по науч. работе, 1958-61); одновременно преподавал в МОПИ, Воен.-юрид. академии и др.

Разрабатывал широкий круг вопросов общей и пед. психологии. Проводил экс-перим. исследования познават. процессов, гл. обр. восприятия, на основе к-рых им совм. с Б. М. Тепловым разработан спец. курс цветоведения для архитектурных вузов. Под руководством Ш. проведены исследования психол. основ преподавания ряда уч. предметов в школе, по формированию у детей понятий и интеллектуальных навыков. Особое внимание уделял формированию матем., в частности алгебраич., навыков. Установил нек-рые существ, закономерности в области мышления. Выделил и изучил особый вид ассоциаций, т. н. обобщённые связи, показав их принципиальную роль в разных видах уч. деятельности. На этой основе разрабатывал психол. рекомендации по созданию программ шк. обучения и уч. пособий.

Соч.: К вопросу о природе алгебраич. навыков, «УЗ Гос. ин-та психологии», 1941, т. 2; Опыт психол. анализа алгебраич. ошибок, ИАПН РСФСР, 1946, в. 3; Психология. Уч. пособие, М., 1946 (соавт.); Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; О роли ассоциаций в процессе мышления, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966.

Предыдущая страница Следующая страница