Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАВЧАВАДЗЕ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЧАВЧАВАДЗЕ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ - [27.10(8.11).1837, с. Кварели, ныне город, Грузия, - 30.8(12.9). 1907, похоронен в Тбилиси], груз, писатель, обществ, деятель. Вместе с А. Церетели возглавлял демокр. обществ, течение груз, «шестидесятников». В 1857-61 учился в Петерб. ун-те. С 1864 пред. Об-ва распространения грамотности среди грузин. Под руководством Ч. об-во вело широкую работу по организации нар. школ, изданию учебников, чтению популярных науч.-просвет, лекций и т. п. С сер. 60-х гг. редактировал ряд лит. и обществ.-полит. груз, периодич. изданий. С 1906 чл. Гос. совета. Виднейший представитель демокр. сил Грузии, Ч. находился под наблюдением полиции. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.

В худож. и публицистич. произведениях Ч. обращался к важнейшим проблемам воспитания и обучения подрастающего поколения. Критиковал сложившуюся в Грузии систему нар. просвещения, пользовавшуюся офиц. поддержкой. В серии статей «Основы педагогики» осветил вопросы воспитания с демокр. позиций. Пропагандировал идею народности воспитания, положенную в основу пед. трудов Я. Гогебашвили и др. груз. педагогов-демократов. Возглавил движение общественности за внедрение шк. обучения на родном языке. Гл. целью воспитания считал гармонич. ное развитие личности, формирование «человечного человека», способного активно трудиться на благо своего народа.

Просветит, подход характерен для понимания задач худож. лит-ры и театра, к-рые должны, по Ч., будить нац. сознание. Одним из первых Ч. обратился к теме ответственности нац. интеллигенции перед народом (поэма «Отшельник», 1883). Перевёл на груз яз произведения М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова.

ЧАРНОЛУСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ЧАРНОЛУСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - [12(24).9.1865, с. Сачковичи Черниговской губ., ныне в Брянской обл., - 2.11.1941, г. Пушкино Моск. обл.], деятель в области нар. образования и обществ.-пед. движения, проф. (1924), д-р пед. наук (1935). Учился в Моск. ун-те, окончил Киевский ун-т (1888). В 1891-97 работал в Петерб. к-те грамотности. По его инициативе и методике к-том проведена перепись рос. нач. школ, материалы к-рой обобщены Ч. в фундам. труде «Начальное нар. образование в России» (т. 1-4, 1900-05; совм. с Г А. Фальбор-ком). После 1897 один из организаторов изд-ва «Знание». Выступал с резкой критикой правительств, политики в области образования, за что был арестован и сослан. По возвращении из ссылки (1905). активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (ВУС; 1905-07), избирался в его Центр, бюро. Стремился превратить обществ.-пед. движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Петерб. лиги образования. Внес на рассмотрение лиги проект создания при ней Центр, справочного бюро образования и воспитания, а также пед. б-ки, музея и архива, к-рые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения.

В 1908-16 разработал (совм. с Фаль-борком и др.). демокр. программу реформирования системы рос. образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание шк. советов, в к-рые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через гос. органы с привлечением пед., кооперативных и др. обществ, орг-ций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Его труд «Настольная книга по нар. образованию» (т. 1-4,1899-1911; совм. с Фальборком). содержал полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам шк. и внешк. образования.

После Февр. революции 1917 вошёл в К-т по нар. образованию при Мин-ве нар. просвещения Врем пр-ва (пред бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг к-та видных педагогов Под руководством Ч были разработаны осн. принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Врем положении «О единой общественной общеобразоват. школе» (окт 1917).

После Окт революции 1917 в труде «Культура социальной личности» (не опубл, хранится в науч. архиве РАО). обосновал концепцию «единой общей гармонич. еской школы» С1919 работал в Новозыбковском уездном ОНО, с 1921 - в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Гос. б-ки по нар. образованию (1923). Одновременно до сер 20-х гг сотрудничал в науч. ин-тах Нар-компроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ Продолжал просветит деятельность среди учителей, инициатор издания справочной лит-ры для педагогов сов школы (пед. календари, спутники учителя и др.). В кон. 20-х гг посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематич. пед. библиографии в России). Работал гл. библиотекарем Гос. б-ки СССР. им В И Ленина (1928-33). С 1938 пред секции пед. библиографии Книжной палаты

В кон 30-х гг предложил создать в АН СССР. секцию для разработки теоретич основ педагогики и нар. образования

ЧЕБЫШЕВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ

ЧЕБЫШЕВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ - [4(16). 5 1821, с Окатово, ныне в Калужской обл, - 26 11(8 12). 1894, Петербург], математик, механик, акад Петерб АН (1856). Основатель Петерб матем. школы Окончил Моек ун-т (1841).

Пед. деятельность Ч связана преим с Петерб ун-том (с 1847, в 1850-82 проф), где он читал курсы высш. алгебры и теории чисел, сферич тригонометрии и интегрального исчисления В учебнике Ч «Теория сравнений» (1849). не только впервые систематизирован, но и значит. ельно разработан один из труднейших вопросов матем. теории - распределение простых чисел в ряду натуральных чисел Большое значение для развития нар. образования в России имела деятельность Ч как члена Ученого к-та МНП (1856-73, с 1874 пред физ. -мат комиссии). и Попечительского совета при Петерб уч округе участвовал в разработке уставов разл уч заведений, рецензировании учебников, составлении программ по математике и рекомендаций по использованию книг матем. содержания для низших и ср. уч заведений Составил каталоги уч руководств по математике

Составленная Ч «Программа преподавания математики» для уездных уч-щ (1858). впервые обращала внимание на доказательную форму изложения материала и решение задач при изучении теории

Метод принципы, утверждавшиеся Ч в преподавании математики (повышение науч. уровня преподавания, изучение приложений математики и др.), не потеряли своего значения до наст. времени

«ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ - В 1887 окончил ист.- филол ф-т Новорос ун-та (Одесса). С 1891 приват-доцент Моек ун-та, с 1892 - Киевского ун-та, где в 1897 создал при кафедре философии психол лабораторию («семинарии»). По возвращении в Москву в 1907 создал при Моек ун-те подобную лабораторию, на базе к-рой в 1912 основан Психол ин-т (официально открыт в 1914). Ч был директором этого ин-та до 1923, под его руководством прошли науч. подготовку мн видные рос психологи Ч активно работал в Моек психол об-ве, принимал участие в разл науч. съездах, в т.ч. в съездах по пед. психологии и эксперим. педагогике Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высш. и ср. уч заведений.

Осн.круг науч. интересов Ч составляли теоретич иметодологич. проблемы философии и психологии- вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека Ч указывал на слабые стороны односто-ронне-материалистич подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции «параллелизма» души и тела С этих позиций рассматривал осн.психол проблемы - предмет.н. методы психологии, основы восприятия и др.

Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики Отмечая необходимость для учителя психол знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения эксперим. методов в пед. практику По мнению Ч, педагогика базируется не только на психологии Важное значение имеет фил ос этика, обосновывающая пед. цели, психология же указывает на средства их достижения

Рассматривал также вопросы организации шк. образования Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 («Демократизация школы», 1918), считая его псевдодемократическим Ср. образование Ч рассматривал как основу культуры народа В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня ср. образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских к-тов и участия учащихся в работе пед. советов

В 1923 отстранен с поста директора Психол ин-та и лишен возможности науч. деятельности Тем не менее Ч осуществил еще ряд публикаций, в к-рых критиковал вульгарно-материалистич тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни

ЧЕРНИЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ

ЧЕРНИЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ - [1840, Астрахань, - 14(26). 12 1894, по др данным, 1897, Тбилиси], педагог, деятель нар. образования в Закавказье Окончил Шемахинское уездное уч-ще, занимался самообразованием В 1857-66 служил в почтовом ведомстве (станционный смотритель в азерб селениях). В 1866 открыл одну из первых в крае нар. школу в с Маразы Позже преподавал в Шемахинском уездном и (с 1869). Душет-ско-Тианетском нач уч-щах В 1868 прошел стажировку в Тбилиси и получил учительское свидетельство Выступал со статьями по пед. проблемам в рус газ «Кавказ» С 1876 пом директора нар. уч-щ Бакинской губ и Дагестанской обл В 1879-93 преподаватель и инспектор «татарского» (азерб). отделения Закавказской учительской семинарии в Гори Усилиями Ч здесь собрана б-ка из книг на рус и др. языках, открыта уч метеоро-логич. станция, начато обучение садоводству, огородничеству Ч в азерб селах набрал учеников и подготовил для нар. школ первых учителей-азербайджанцев

Автор первого учебника азерб яз по звуковому методу «Ветен дили» («Родная речь», ч 1-2, 1882-83, то же, ч 1, 19107). и метод руководства к нему (1882). В учебнике творчески использовал дидактич принципы К Д Ушинско-го Благодаря «Ветен дили» преподавание азерб яз получило надежную метод основу Составил также нач учебник «Рус речь» для рус -татарских (азерб). школ (ч 1-2, 1883-88). и «Книжку для учителей» к нему (изд в 1894), ориентировавшую на сравнит метод в изучении языков Выступал за просвещение беднейших слоев населения и создание подлинно нар. школы, за расширение жен. образования и развитие обществ. дошк. воспитания

ЧЕРНЫШЁВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ЧЕРНЫШЁВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ - [29 12 1866(10 1 1867), с Алексино, ныне во Владимирской обл, - 21 5 1949, Ленинград], языковед, лексиколог, лексикограф, диалектолог, историк языка, методист, ч -к АН СССР. (1931). Окончил учительскую семинарию в г. Киржач (1886), был учителем сельских, уездных и гор уч-щ (1886-1912). В становлении его науч. интересов большую роль сыграл акад А А Шахматов Участвовал (с 1904). в работе по подготовке проекта упрощенного рус правописания (совм. с И А Бодуэном де Куртенэ, Ф Е Коршем, А И Соболевским, Ф Ф Фортунатовым).

Осн. труды в области рус. лексикологии и лексикографии, диалектологии, истории языка, ономастики, фольклора, языка рус писателей, культуры речи и стилистики, методики преподавания рус языка

В работе «Письма о старой и новой орфографии» (1904). обосновал необходимость реформы рус орфографии Кн. «Законы и правила рус произношения Звуки Формы Ударение Опыт руководства для учителей, чтецов и артистов» (1906). явилась одним из первых науч. пособий по рус орфоэпии В сб статей «В защиту живого слова» (1912). обобщил теоретич и метод приемы и принципы изучения в ср. школе живой рус речи, являющейся «необходимой основой понимания и сознательного употребления языка литературного»

Рукопись кн. «Правильность и чистота рус речи Опыт рус стилистич. грамматики» (1911). была удостоена премии им M И Михельсона Петерб АН В работе воплотился объективный подход к анализу языка писателей с учетом ист нормативно-стилистич. ретроспективы Книга оказала заметное влияние на развитие теории и практики культуры рус речи По огромному фактич материалу, извлеченному из произведений рус писателей и публицистов 19 - нач 20 вв, она не имеет себе равных, а в важнейших рекомендациях нормативного характера сохраняет актуальность и в наст. время

Составил уч пособия по рус яз и словесности для нач и ср. школы «Сборник статей для письменного и устного изложения» (1904), «Школьник Русская уч хрестоматия» (1907), «Азбука выразит чтения» (1910). и др, автор работ о пед. взглядах К Д Ушинского, А Н Радищева, H И Пирогова и др.

Изучал рус нар. говоры, разработал (1900). программу для собирания великорус говоров Ряд работ посвящен условно-проф. языкам рус портных, кожевников, офеней и др.

Исследовал язык и стиль M В Ломоносова, Д И Фонвизина, H M Карамзина, А С Пушкина, H В Гоголя, E А Баратынского, H А Некрасова, И С Никитина, А В Кольцова, И С Тургенева, Г И Успенского, В И Майкова и др. рус писателей

Участвовал в подготовке «Словаря рус языка» АН Я К Грота - А А Шахматова (1928-37). Заведовал (с 1938). словарным отделом Ин-та языка и мышления АН СССР, возглавлял работу по подготовке «Словаря совр. рус лит языка» АН в 17 тт (издан в 1948-65). Был гл. редактором 1-го и 2-го томов этого издания (Ленинская пр, 1970, посмертно).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕСТОЛЮБИЕ

ЧЕСТОЛЮБИЕ - социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых для достижения обществ. признания, престижа, почета, славы в качестве гл. жизненной ценности Ч особенно распространено в социальных общностях, где придается особое значение статусным различиям и создаются возможности для перехода из одного статуса в другой Здоровое, умеренное Ч не является пороком, ибо образует один из важнейших мотивов социальной активности людей Непомерное и не подкрепленное собств. значимостью Ч вырождается в тщеславие - стремление обрести дешевую или выдуманную славу, внеш. символы престижа Болезненное Ч при незначит. способностях личности является не только нравств. пороком, но и превращается в несчастье для его обладателя Оно порождает чувство хронич неудовлетворенности жизнью, острую зависть к чужому успеху Осн.условие нормального развития Ч - это соответствие между внутр. достоинствами личности и ее обществ. признанием

Ч у детей чаще всего формируется взрослыми (родителями, педагогами, руководящими творческой и соревновательной деятельностью своих воспитанников), к-рые в силу собств. амбиций считают своих воспитанников самыми яркими и одаренными личностями Первоначально Ч может сыграть и положит. роль в стимулировании развития личности Но затем, если дет. способности и возможности в определенной области оказываются иллюзорными или не реализуются по мере взросления, наступает разочарование, к-рое может стать причиной моральной и даже психич. травмы

Сильная степень пед, родительского Ч, когда взрослые хотят во что бы то ни стало добиться успеха своих воспитанников, способствует формированию отри-цат моральных качеств личности - хвастовства, заносчивости, неуважения к сверстникам, др педагогам и т.п.

Родительское Ч иногда переходит в негативное воздействие на своего ребенка, развиваются и поощряются те способности ребенка, к-рые родители считают «престижными» в ущерб истинным интересам и возможностям Подавление воли ребенка приводит к конфликтам, непониманию между детьми и взрослыми, сопротивлению воспитанника Поэтому важно корректировать не только Ч детей, но и свое, взрослое Ч по отношению к детям А II Скрипник

ЧЕТВЕРУХИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

ЧЕТВЕРУХИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ - [5(17). 11 1891, Ярославль, - 73 1974, Москва], математик-методист, д ч АПН РСФСР. (1955), дер физ. -мат наук (1944), проф. (1931), заел деят науки РСФСР. (1962). По окончании физ. -мат ф-та Моек ун-та (1915). преподавал математику в 3-м реальном уч-ще в Москве С 1918 вел и -и и преподавательскую работу в Иваново-Вознесенском ин-те нар. образования (1918-23), МГУ (1919-31), МГПИ (1931^41), МАИ (1971-74). и одновременно (с 1944). в системе АПН (в 1955-59 чл Президиума). Организатор и руководитель Моек семинара по начертательной геометрии и инж графике (с 1936). и науч. -метод семинара «Методы преподавания геометрич и графич дисциплин» при АПН (с 1945). Труды по высшей, проективной и начертательной геометрии, основаниям геометрии, по истории и методике преподавания геометрии в ср. школе, в т.ч. учебники и уч пособия для пед. и техн. вузов В работах «Геометрич построения и приближения» (1935), «Методы геометрич построений» (1938, 19522), «Вопросы методологии и методики геометрич построений в шк. курсе геометрии» (1946). Ч изложил основы теории построений, выполняемых с помощью разл инструментов В области начертательной геометрии им впервые была разработана теория позиционной и метрич полноты изображения, играющая важную роль как в инж графике, так и в практике развития методов геометрич построений в шк. курсе стереометрии.

ЧЕФРАНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧЕФРАНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1872, Воронеж, - 18 8 1952, Москва), педагог, географ-методист, проф. (1941). Окончил физ. -мат ф-т Моек ун-та (1896). Пед. деятельность начал преподавателем географии в 1900 Принимал участие в создании 4 учебников географии для ср. учебных заведений и 7 выпусков геогр сборников-хрестоматий в помощь учителю Работу в этом направлении продолжил и после 1917 Преподавал в пед. вузах Москвы и в Воронежском ун-те. В ин-те методов обучения АПН исследовал методику преподавания географии в школе и пед. вузе Разрабатывал учебники и уч пособия по курсу физ. географии для ср. школы Автор стабильного учебника «География СССР» для 7-го класса семилетней и средней школы (195615).

ЧЕХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕХОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЧЕХОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - [15(27). 6 1865, Петербург, - 8 11 1947, Москва], педагог и методист Один из чл -учредителей и д ч АПН РСФСР. (1944), д-р пед. наук (1940), проф. (1924), заел деят науки РСФСР. (1940). Окончил ист.- филол ф-т Петерб ун-та (1888). Пед. деятельность начал в 1890 зав уч-щами Богородицкого земства Тульской губ Вел большую метод работу с учителями Выступал за введение всеобщего обучения, участвовал в подготовке и работе Всерос съезда деятелей по проф. -тех образованию (1895-96), в создании учительского об-ва взаимопомощи (1896). В 1897-1902 заведовал уч-щем и школами Екатерининской ж д, участвовал в создании Об-ва содействия физич. развитию детей, читал лекции по истории рус лит-ры в Екатерино-славском нар. ун-те В 1902 переехал на работу в Тверь, где был избран председателем местного учительского об-ва, но в 1904, в знак протеста против правительств ограничений деятельности земств, оставил эту работу

В 1905-07 участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всерос учительского союза, председателем Федерации нац. учительских союзов и просветительских обществ. В 1909 переехал в Москву, где занимал должность зав школами в Моек гор управе, а затем руководил Моек женскими пед. курсами им Д И Тихомирова (до 1916). В 1920-27 работал в Нарком-просе РСФСР. (чл коллегии Главсоцвоса, зав отделом единой школы, зав отделом опытно-показательных учреждений). Вел и -и и преподавательскую работу на пед. ф-те 2-го МГУ, на Высш. науч. -пед. курсах, в Библиотечном ин-те, в науч. учреждениях Наркомпроса и АПН РСФСР.

Автор 800 работ по разл вопросам педагогики, истории нар. образования, школоведения, организации нар. образования, дет. лит-ры и дет. чтения, методики преподавания рус яз, в т.ч. в нац. школе, учебников и уч пособий В своих работах отстаивал идеи воспитывающего обучения, связи теории с практикой, высоко оценивал роль трудового обучения.

ЧЕЧНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧИСТЯКОВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ

ЧИСТЯКОВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ (1890, дер Александрове», ныне в Костромской обл, - 1965, Москва), педагог, методист (рус яз в нерус школе), д-р пед. наук, проф. По окончании Ярославского учительского ин-та работал учителем нач школы, преподавал рус яз в нач уч-щах Кинешмы, Твери После 1917 преподавал в школе, на рабфаке в Калинине В 1930-36 зав кафедрой рус яз Ферганского пед. ин-та С 1938 сотрудник моек и -и пед. ин-тов, в 1943-64 - в НИИ нац. школ АПН РСФСР. Разрабатывал основы методики преподавания рус яз для нерус учащихся Широкую известность получил его труд «Основы методики рус яз в нерус школах» (1941, 19584). Автор программ, учебников, у ч пособий, упражнений по развитию рус речи учащихся в нерусской школе (1957-60).

С о ч Очерки по методике преподавания рус и родного языков в тат школе, M, 1952 (соавт), Разговорные уроки по рус яз в нерус ской школе, M 19562 (соавт), Методика пре подавания рус яз в школах народов тюрко язычной группы, M, 1964 (ред).

ЧИТАДЗЕ ШИО АЛЕКСЕЕВИЧ

ЧИТАДЗЕ ШИО АЛЕКСЕЕВИЧ - [4(16). 2 1873, Гори, - 4(17). 7 1906, Тбилиси], груз педагог, публицист, обществ. деятель Окончил ист.- филол ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в киевских гимназиях Был активным членом Киевского об-ва грамотности, вел курсы усовершенствования учителей нач школ С 1904 преподаватель (рус яз). и инспектор Груз дворянской гимназии в Тбилиси, предложил проект реорганизации гимназии (1905), впоследствии ставший основой ее работы Выступал за демократизацию шк. дела По Ч, школа - мастерская, где душа человека должна получить форму и содержание Призывал учителей соотносить содержание обучения с уровнем знаний и возрастными особенностями учащихся, стимулировать их интерес к учебе и будущей практич. деятельности Был сторонником обучения на родном языке и глубокого изучения рус языка Гл. фигурой в воспитании считал учителя, обладающего прочной науч. -пед. и психол подготовкой Инициатор и руководитель съезда учителей (1905), к-рый высказался за реформу общеобра-зоват школы в Грузии на принципах «свободного воспитания» Убит жандармами в здании гимназии

ЧУВАШЁВ ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧУВАШЁВ ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ - [4(16). 7 1893, дер Лантыш Архангельской обл, - 30 3 1963, Москва], педагог, историк педагогики, д-р пед. наук (1951), проф. (1952). По окончании Архангельской учительской семинарии работал сел учителем, зав пед. техникумом в авт области Коми В 1925 окончил Высш. науч. -пед. курсы при 2-м МГУ, преподавал в пед. уч-ще, с 1928 - в вузах Москвы (в т.ч. в МГПИ им В И Ленина, ныне МГПУ). С 1944 работал в Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР.

Один из первых исследователей истории отеч дошк. педагогики (16 - нач 20 вв). В обобщающем труде «Очерки по истории дошк. воспитания в России» (1955). показал эволюцию и объективные закономерности развития теории и практики обществ. и семейного воспитания детей Историю дошк. педагогики рассматривал как органич часть общей истории педагогики Охарактеризовал систему учреждений дошк. воспитания в России Подчеркивал оригинальность и самобытность форм и методов отеч дошк. воспитания, опирающихся на традиции нар. педагогики и нар. творчество (эпос, устные лит произв, игры, песни и т и). Большое внимание уделял изучению взглядов на воспитание дошкольников К Д Ушинского, E H Водовозо-вой, E И Конради, II Ф Лесгафта, А С Симонович, E И Тихеевой, M X Свентицкой, Л К Шлегер и др. Дискуссионна трактовка Ч как негативного (или недооценка). влияния нем педагогов 19 в, особенно Ф Фребеля, на развитие отеч дошк. воспитания, превосходство к-рого над зап педагогикой он гипертрофировал

Во 2-й пол 40-х - нач 50-х гг вел опытно-эксперим. работу по проблемам семейного воспитания, пробуя разл пути взаимодействия школы и родителей Во 2-й пол 50-х гг занимался историей теории и практики трудового воспитания в России (19-20 вв). Соавтор ряда уч пособий по истории педагогики для пед. уч.заведений

ЧУВАШИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ - [наст. имя и фам Николай Васильевич Корнейчуков, 19(31). 3 1882, Петербург, - 28 10 1969, Москва], писатель, литературовед, переводчик Д-р филол наук (1958). Отчисленный из гимназии по цир куляру о «кухаркиных детях», экстерном сдал экзамены за курс ср. школы Занимался самообразованием Печатался с 1901 Был корреспондентом «Одесских новостей» в Англии Вернулся в Россию в 1905 Жил в Петербурге, в кон. 20-х гг - в Москве и пос Переделкино, где открыл б-ку для детей

Уже для раннего творчества Ч характерна широта интересов Статьи о совр. рус лит-ре в петерб либеральной печати принесли ему известность Был дружен со мн деятелями отеч культуры нач 20 в Позднее публиковал воспоминания о них (сб «Современники», 1962). Под ред. Ч изданы соч А Ф Кони, А И Куприна, мемуарные книги И E Репина и др. Увлекшись творчеством H А Некрасова, способствовал науч. публикации с 20-х гг его наследия Автор фундамент труда «Мастерство Некрасова» (1952, 1960, Ленинская пр, 1962), серий исследований «О Чехове» (1967), «Люди и книги» (о писателях-шестидесятниках 19 в, 19582).

С нач 20 в писал лит -критич статьи о дет. книгах С 1916 сам работал в разл жанрах дет. лит-ры Автор стихотв сказок «Крокодил» (опубл в 1917), «Мойдо-дыр» «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалеи», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит» (опубл в 20-х гг), любимых многими поколениями детей

В 20-40 х гг сказки Ч издавались вопреки возражениям осторожных нар-компросовских чиновников и нек-рых лит критиков Ч обратился (в 20-х гг). и к изучению дет. речи и дет. словотворчества С 1928 публикуется его кн. «От двух до пяти» (назв с 1933, многократно переиздана) - классич документальный труд по проблематике развития личности в раннем дет. возрасте С материалом книги связаны и мн статьи Ч о дет. литре и специфике худож. творчества для детей Стихи Ч и его исследоват работа оказали заметное влияние на иск-во для детей, в т.ч. на театр и кино

Как переводчик с английского Ч одним из первых познакомил читателей с творчеством У Уитмена Участвовал в работе изд-ва «Всемирная литература» (1918-24). Популяризировал произведения мировой худож. лит-ры в пересказах для детей Автор книг по теории и практике худож. перевода, в т.ч. «Высокое искусство» (19683). ред сборников «Мастерство перевода» (1965-70). Автор мн статей в защиту чистоты и выразительности русского языка (сб «Живой как жизнь», 1962).

Поч дер лит-ры (1962). Оксфордского ун-та (Великобритания).

Предыдущая страница Следующая страница