Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ

ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ (янв 1868, Шаосин, пров Чжэцзян, - 55 1940, Сянган), кит полит. деятель, ученый и педагог, представитель пед. течения худож. воспитания в Китае Получив классич кит образование на родине, стажировался в Берлинском и Лейпцигском ун-тах (1907- 1911), где изучал психологию, педагогику, философию, эстетику, лит-ру, этнографию В 1912-13 министр просвещения Кит республики Ц Ю сыграл решающую роль в проведении реформы образования 1912, создал систему инспектирования уч заведений, способствовал развитию в Китае жен образования В 1913-16 посетил Германию и Францию В 1916-23 ректор Пекинского ун-та, в 1927-28 возглавлял в Нанкине Нац. академию просвещения, к-рая в те годы выполняла функции Мин-ва просвещения С 1928 през АН Китая Был убежден, что педагогика и школа находятся вне политики В трактате «Тезисы об осн. курсе в области образования» (1912). изложил положения теории худож. воспитания, развитые им в последующих работах Выдвинул идею о замене религии иск-вом, предложил положить в основу образования нравств. и худож. воспитание, дополнив его практич. и воен. образованием Осн. задачу школы видел в развитии творческих сил учащихся путем организации их худож. -творч деятельности Худож. деятельность учащихся он рассматривал как средство познания, считая, что худож. воспитание является основой нравственного Большое внимание уделял воспитанию гражд морали, к-рую понимал в духе лозунгов Франц революции кон 18 в (свобода, равенство, братство), дополняя их понятиями конфуцианской этики «гуманность», «снисхождение» и «чувство долга» Выступал за создание и -и учреждений для разработки вопросов воспитания и образования Пропагандировал идеи свободного воспитания (в т.ч. Л Н Толстого и M Монтессори), осн. положения прагматистской педагогики

ЦВЕТКОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЦВЕТКОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ - [16(29). 4 1909, с Николаевское, ныне Костромской обл, - 12 3 1993, Москва], педагог, химик, методист, ч -к АПН СССР. (1968, ч -к АПН РСФСР. с 1965), канд пед. наук (1937). По окончании Моек индустр -пед. ин-та им К Либкне-хта (1931). работал инструктором-методистом по подготовке рабочих кадров металлургич объединения «Сталь» (г Харьков). С 1935 учитель химии в школах Москвы, в 1938-41 декан хим ф-та первого в стране Моек ИУУ, с 1946 работал в НИИ СИМО АПН (ст науч. сотрудник, зав сектором, зав лабораторией хим образования). Гл. ред журн «Химия в школе» (1950-55).

Разрабатывал проблемы обучения химии отбор содержания и принципы построения шк. курса химии, концепция структуры и содержания курса органич химии, методика шк. эксперимента и др. Автор стабильного учебника «Органическая химия» для ср. школы (1952), выдержавшего 25 изданий (Гос. пр СССР, 1974). и отличавшегося логически стройной организацией уч материала, акцентированием воспитат. потенциала науч. знаний, отражением методологич. вопросов науки

Обосновывал науч. -метод подход к отбору и построению содержания уч предмета химии для ср. школы, проанализировал изменения шк. курса в зависимости от динамики требований, предъявляемых к обучению школьников, аргументировал возможности отражения в курсе достижений хим науки, опираясь на положение о том, что логика ист процесса познания диктует логику дидактическую Сформулировал общие метод требования к отбору теоретич сведений и фактов для шк. общеобразоват. курса, обосновал роль обобщений и дедукции при усвоении предмета, исследовал проблему противоречий в преподавании и восприятии хим знаний школьниками

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (Ц И Т), создан в Москве в 1920 по инициативе ВЦСПС, в 1921 декретом СТО признан центр учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов науч. организации труда и подготовки рабочей силы В 1931 передан в ведение ВСНХ СССР. Организатор и директор ЦИТа -А К Гастев ВЦИТе работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты (H M Бахрах, H А Бернштейн, M P Журавлев, К X Кекчеев, H Д Левитов и др.). ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифициров рабочих на эксперим. основе Исследования велись в лабораториях и «трудовой клинике» ЦИТа, на «оргастанции», в уч. -установочных цехах на предприятиях, практич. подготовку кадров вело АО «Установка» (с 1928), имевшее з-ды уч и эксперим. оборудования На основе доктрины «трудовых установок» Гастева ЦИТом разработаны ориг. технология проф. обучения, «система (метод). ЦИТа», ориентированная на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифициров рабочих Готовились также инструкторы, администраторы и др. Элементы методики ЦИТа использовались при создании программ для школ ФЗУ и проф. школ В 1923-32 ЦИТом создано 1700 уч пунктов (баз, цехов), обучено ев 20 тыс. инструкторов и организаторов произ-ва, подготовлено ев 500 тыс. рабочих по 200 специальностям ЦИТ вел работу на 400 предприятиях и стройках Одной из форм демонстрации методов обучения и труда стали «трудовые чемпионаты» - прообраз проф. рабочих конкурсов Концепция ЦИТа не вписывалась в официальную сов пед. теорию кон 20-х - нач 30-х гг и подвергалась не всегда оправданной критике (С E Гайсинович, H К Крупская, А В Луначарский, В H Шульгин и др.). Оригинальность системы ЦИТа была признана за рубежом

С 1931 в условиях форсирования индустриализации на ЦИТ была возложена задача инж и пед. проектирования рабочего персонала и организации труда на предприятиях - новостройках, реконструируемых з-дах

ЦИТ впервые разработал методологию подготовки квалифициров рабочих на основе единства инж и психол -пед. подходов В то же время в его системе были заметны влияние своеобразной тех-нократич культурологии 20-х гг, недооценка теоретич и внепроизводств форм проф. -тех подготовки Ин-т издавал труды, метод материалы, журн «Установка рабочей силы» (1926-31). и «Организация труда» (1921-33). В кон 1940 ЦИТ передан в систему авиационной пром-сти

ЦЕРЕТЕЛИ АКАКИЙ РОСТОМОВИЧ

ЦЕРЕТЕЛИ АКАКИЙ РОСТОМОВИЧ - [9(21). 6 1860, с Схвитори, ныне в Сач-херском р-не Грузии, - 26 1(8 2). 1915, там же, похоронен в Тбилиси], груз писатель, обществ. деятель Учился на воет ф-те Петерб ун-та (1859-63). Вместе с И Чавчавадзе возглавлял груз демокр обществ. течение «шестидесятников» Своими худож. произведениями способствовал подъему нац. самосознания Большое просветит значение имели его ист поэмы - биографии груз деятелей, с к-рыми связаны героич страницы нац. истории «Баграт Великий» (1875), «Торнике Эристави» (1884), повесть «Баши Ачуки» (1895-96). и др. В поэме «Наставник» (1898). гл. положит. качеством героя представил глубокое чувство ответственности учителя за своего ученика В автобиографич повести «Пережитое» (1894-99). дал сатирич изображение рутинной системы обучения в Кутаисской гимназии Многие эпизоды худож. произведений Ц подчеркивали высокую обществ. ценность образования, важность нравств. и трудового воспитания подрастающего поколения Ц печатался почти во всех груз периодич изданиях своего времени В 1892-1900 издавал журн «Ежемесячный сборник Акакия» В публицистике выступал горячим пропагандистом просвещения нар. масс на родном языке Многие стихотворения Ц получили широкую известность, в т.ч. и как тексты нар. песен («Сулико» и др.).

Автор мн стихов для детей, написанных с глубоким пониманием их духовного мира и проникнутых духом любви к родине и ее культуре, уважения к труду и трудовому народу

ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ

ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ - в России пед. уч заведения (муж и жен). для подготовки учителей церковно-при-ходскихшкол Возникли во 2-й пол 19 в, входили в число учреждений Ведомства православного исповедания Возглавляли Ц -у III священники с богословским образованием, учителями могли быть как духовные, так и светские лица, утвержденные епархиальным начальством В школы принимались юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, окончившие второклассные учительские школы Срок обучения - 3 года В уч. план входили закон Божий, общая и рус церк. история, дидактика и педагогика, церк. пение и музыка с регентованием, церк. -слав яз, рус яз, словесность, история лит-ры, всеобщая и рус история, всеобщая и рус география, арифметика с гл. основаниями геометрии и землемерием, черчение и рисование, рукоделие (в жен школах). Для подготовки учащихся к практич. деятельности при Ц -у III создавались 2-классные школы, в к-рых проводились занятия.

ЦИЛЛЕР ТУИСКОН

ЦИЛЛЕР ТУИСКОН (22 12 1817, Вазунген, - 20 4 1882, Лейпциг), нем педагог, продолжатель идей И Ф Гер-барта После окончания гимназии в Май-нингене изучал филологию и философию в Лейпцигском ун-те, с 1853 начал там же свою пед. деятельность В 1862 организовал при ун-те учительскую семинарию с опытной нар. школой Инициатор создания и руководитель Об-ва науч. педагогики, ставшее центром нем гербартианства.

Ц. методически обработал идеи Гер-барта и способствовал их внедрению в практику герм нар. школ В организации уч занятий Ц считал необходимым строгое соблюдение последовательности ступеней обучения, выдвинутых Гербартом При этом он подразделил первую ступень «ясность» на две «анализ» и «синтез», сохранив в неизменном виде остальные гербартовские ступени, в совокупности названные им формальными Претворение в жизнь требований Ц имело следствием крайнюю формализацию уч процесса.

Разделяя мысль Гербарта о том, что гл. целью воспитания должна быть выработка у детей твердой воли, Ц считал необходимым для этого объединение уч предметов вокруг религии и истории, как имеющих наибольшие воспитат. возможности (теория концентрации). Ц приступил к разработке теории культурных ступеней, согласно к-рой ребенок в своем развитии повторяет осн.стадии ист развития цивилизации, и предпринял попытку построить уч план своей опытной нар. школы так, чтобы в каждом классе в центре внимания находилось изучение ист фактов той эпохи, к-рую в это время «проходили» в своем развитии дети. Идеи и опыт Ц представляют известный интерес как одна из первых попыток целостного подхода к содержанию, организации и методам уч работы для выработки характера у детей и подростков.

ЦИМЗЕ ЯНИС

ЦИМЗЕ ЯНИС - [21 6(3 7). 1814, Руиена, ныне в Латвии, -10(22). 10 1881, Валка], латыш педагог Учительствовал с 1830, преподавал в Валмиерской приходской школе (1833-36). Был направлен на учебу в учительскую семинарию в Вайсенфельсе (Пруссия), изучал опыт нар. школ в Швейцарии и Австрии В 1838-39 работал в семинариях Ф А Дистервега по дидактике и математике и Л Эрка по музыке в Берлинском ун-те После возвращения на родину (1839). ев 40 лет руководил Видземской учительской семинарией (в Валмиере, с 1849 в Валке) - первым в Латвии уч заведением для учителей приходских школ В пед. деятельности использовал идеи И Г Песталоцци и Дистервега, стремился дать учителям широкую обще-образоват. подготовку и прочные навыки преподавания Сторонник религ. христ. воспитания Считал, что нельзя ограни чиваться умственным образованием, а следует формировать и направлять чувства детей С этой целью особое внимание уделял развитию муз. способностей Гл. путь к этому видел в хоровом пении Собирал, обрабатывал нар. мелодии, издал неск. сборников нар. песен Ц - основоположник нац. хоровой культуры Его опыт положил начало распространению дет. и нар. хоров, традиции хоровых праздников (первый - в 1873). Выступил инициатором конференций нар. учителей Лифляндской губ, к-рые способствовали профессиональному совершенствованию учительства

ЦИНГЕР АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ЦИНГЕР АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - [16(28). 3 1870, Москва, - 24 12 1934, Берлин], рус педагог, физик-методист, проф. (1918). Ученик H А Умова После окончания физ. -мат ф-та Моек ун-та (1894). преподавал на мед ф-те того же ун-та Одновременно читал лекции по физике на курсах Моек об-ва воспитательниц и учительниц, Высш. жен курсах в Москве, а также курс термодинамики в Ин-те путей сообщения В нач 20 в Ц был приглашен в Коммерч ин-т, где возглавил кафедру физики Ц принимал активное участие почти во всех обществ. орг-циях, объединявших преподавателей физики в России, включая Моек пед. об-во изучения и распространения физ. знаний, организовал и редактировал первый рус метод жури «Физика» (1912-16).

В дорев время Ц настойчиво пропагандировал наглядные методы преподавания, двухступенчатое построение шк. курса физики и ориг. учебники В первые послерев годы работал в отделе шк. реформы Наркомпроса, создал Центр физ. -пед. ин-т в Москве (1919) - первый в России науч. -метод центр по преподаванию физики в школе В 1922 выехал на лечение за границу

ЦИНИЗМ

ЦИНИЗМ - моральное качество, характеризующее презрит отношение к культуре общества, к его духовным и нравств. ценностям, форма морального зла, открыто демонстрирующая собств. аморальность Понятие «Ц » образовано от названия др -греч. филос. школы киников (циников), представители к-рой (Анти-сфен, Диоген Синопский, Кратет.н. др.). проповедовали пренебрежит взгляды на те общепринятые нравств. запреты и правила приличия (одежда, религ. и гражд святыни и др.), к-рые, по их мнению, не имели видимой целесообразности Впоследствии Ц стала называться личностная позиция, отрицающая значимость обществ. мнения и стыда В этом аспекте Ц близок к нигилизму Ц в поведении и убеждениях характерен для людей, добивающихся своих целей любым способом, в т.ч. и аморальным, а также для разочаровавшихся в к -л идеалах, идейно опустошенных Ц обнаруживается в тех ситуациях, когда субъект сознает собств. безнаказанность и не считает нужным выглядеть в глазах др людей порядочным человеком, либо в состоянии отчаяния, когда ему больше нечего терять В том и другом случае он является следствием нравств. варварства и тесно связан с такими пороками, как грубость, хамство, бестактность, бесстыдство и т.н. Как противоположность лицемерию Ц может скрывать повышенную чувствительность и уязвимость Ц может также выражаться в форме иронии и сарказма.

Ц. чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте, к-рому свойственны самонадеянность, заносчивость, зазнайство, критич отношение к поведению взрослых Применение взрослыми некорректных приемов воздействия на подростков (демагогия, бестактность, оскорбление, унижение, безнаказанные нарушения моральных норм). может вызвать ответную негативную реакцию, выражаемую в Ц У детей причиной циничного поведения являются разочарование в людях, к-рых они идеализировали, конфликтные семейные ситуации, в особенности разводы, и др. Чувство собств. превосходства у подростка также может перейти в Ц, когда эта позиция поддерживается взрослыми Крайняя форма Ц - жестокость, поэтому особо опасно общение детей с преступными элементами, создающими у подростков иллюзию вседозволенности.

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ - нач. уч. заведения в России 1-й пол. 18 в. Появление первых Ц. ш. связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при к-ром требование грамотности приобретало обязат. характер. Указы 1714-15 предписывали иметь в каждой губернии Ц. ш. с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10-15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения. В 1715 с появлением дворянских уч. заведений Ц. ш. преобразовались во всесословные, «для всякого чину людей» (за исключением крестьян).

Круг уч. дисциплин определялся потребностью в специалистах с техн. образованием: помимо чтения и письма в школах преподавались арифметика («цифирная мудрость» - отсюда назв.). и геометрия. Выпускники определялись на гражд. и воен. службу или продолжали образование в проф. уч. заведениях столиц (артиллерийские школы и др.). Ц. ш. предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Учителя назначались из числа выпускников столичных уч. заведений (гл. обр. Навигацкой школы в Москве). К 1724 в России действовало 25 Ц. ш. с разл. кол-вом учащихся в каждой (всего св. 2 тыс. чел.). В 1744 слиты с гарнизонными школами, имевшими ту же программу обучения. Создание Ц. ш. явилось первой в России попыткой введения системы светского нач. образования, что имело существенное значение для становления отеч. образоват. институтов.

ЦЫБИКОВ ГОНБОЧЖАБ ЦЭБЕКОВИЧ

ЦЫБИКОВ ГОНБОЧЖАБ ЦЭБЕКОВИЧ - [20.4(2.5).1873, улус Урдо-Ага, ныне в Агинском Бурят, авт. округе, - 20.9.1930, пос. Агинское], бурят, педагог-просветитель, тибетолог и монголовед, первый проф. из бурят (1914). Окончил Петерб. ун-т (1899). С 1902 преподавал монг. письменный язык и лит-ру в Вост. ин-те во Владивостоке, а после установления сов. власти - в школах II ступени, на разл. пед. курсах, в Бурят, пед. техникуме, а также на пед. рабфаке Иркутского ун-та. В Вост. ин-те разработал методику изучения монг. письменного языка, составил уч. пособия; одновременно составил программы и учебники для изучения этого языка бурятами. В 1926/27 уч. г. впервые разработал методику преподавания бурят, яз. как родного. Автор бурят, букваря для детей, самоучителя бурят, яз. для взрослых. В 1924- 1926 опубликовал «Грамматику бурят.-монг. письменного языка для школ». Работал над усовершенствованием бурят, орфографии, участвовал в создании лат.

Предыдущая страница Следующая страница