Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЕР"-"ФОР")

ФЕРЬЕР АДОЛЬФ

ФЕРЬЕР АДОЛЬФ (30 8 1879, Женева, - 1960, там же), швейц педагог, один из лидеров нового воспитания Учился в ун-те в Женеве С 1900 преподавал в разл «новых школах», в частности у Г Литца в Ильзенбурге, у Э Демолена в Роше и др. С 1909 читал лекции в Женевском ун-те, где познакомился с О Де-кроли В 1912-22 проф. ин-та Ж Ж Руссо в Женеве Участвовал в основании Междунар. лиги нового воспитания (1921). и ее секций во Франции, Бельгии, Испании, Румынии и лат -амер странах С 1922 гл. ред журнальной лиги «За новую эру» и «Прогресс» В 1922-25 Ф активно участвовал в создании и деятельности Междунар. бюро по воспитанию Ф - автор мн трудов, развивающих идеи нового воспитания, и организатор уч заведений, применявших на практике эти идеи, к-рые строились на более демокр началах, чем другие новые школы Большое значение в них придавалось трудовому воспитанию учащихся, подготовке их к трудовой деятельности В 1924 Ф организовал в своем имении во Фло-риссане (близ Женевы). Междунар. школу, в к-рой приглашенные им преподаватели обучали маленьких детей по методу Монтессори, воспитанников среднего возраста - по методу Декроли, самых взрослых - по методу Виннетка-плана В 1934 Ф переехал в Лозанну, где изучал результаты применения своих методов в разл уч заведениях В сент 1939 Ф стал инициатором движения под лозунгом «Швейцария - убежище для детей и матерей» В последние годы жизни Ф занимался гл. обр. психол проблемами, в частности определением психол типов

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛАНТРОПИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ФИЛОНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р 18 8 1922, Юхнов, ныне в Калужской обл), педагог, акад РАО (1993, акад АПН СССР. с 1982), д-р филос. наук (1977), проф. (1978). В 1961 окончил Академию обществ. наук в Москве и до 1970 был на науч. работе в центр парт аппарате В 1970 - 85 директор НИИ ОПВ, в 1982-90 акад -секретарь Отделения теории и истории педагогики АПН Одновременно с 1974 гл. ред журн «Сов педагогика» (ныне «Педагогика»). С 1993 гл. науч. сотрудник Центра социальной педагогики РАО Чл. редколлегий журн «Педагогика» и «Социальная работа», чл правления АСОПиР.

Автор трудов в области методологии и теории воспитания (сб «Воспитание личности школьника», 1985). Исследовал формы и методы совм. воспитат. работы взрослых и учащихся, в т.ч. в условиях семьи С нач 90-х гг разрабатывает проблемы социальной педагогики как самостоят.отрасли совр. пед. теории, а также науч. -метод обеспечения разл сфер социальной работы.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАЦИ ЭРНЕ

ФИНАЦИ ЭРНЕ (10 5 1860 - 26 2 1935, Будапешт), венг педагог, чл Венг АН После окончания филол ф-та Будапештского ун-та (1880). Ф работал учителем гимназии, а с 1885 - в Мин-ве нар. просвещения, где принимал деятельное участие в реализации закона о ср. образовании 1883 С 1901 (более 30 лет). возглавлял кафедру педагогики Будапештского ун-та В 1905-19, будучи вице-през Совета по нар. образованию и пред (1904-25). Венг пед. об-ва, Ф сыграл заметную роль в развитии венг педагогики, активно участвовал в подготовке реформ образования В 1927-28 ректор Будапештского ун-та Придерживался либерально-консервативных взглядов Ф подвергал критике отд шк. реформы режима Хорти (1919-^5).

Ф был сторонником духовно-ист школы Продолжая традиции венг гербар-тианства (М Карман и др.), считавшегося офиц пед. течением, он предложил вполне самостоят.трактовку внутр. сил развития детей, разрабатывал также нац. проблемы содержания образования и др. Осн.труды Ф посвящены разработке истории пед. мысли и основаны на глубоком знании источников и богатом фак-тич материале На материале университетских лекций Ф посмертно изданы работы по дидактике и теоретич педагогике

ФИХТЕ ИОГАНН ГОТЛИБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛЕРИ ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ФЛЕРИ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - [25.2.1800 - 6(18). 4 1856, Петербург], педагог, один из основоположников отеч. сурдопедагогики и дактилологии По происхождению француз. Автор первого словаря жестов в России. В 1817 был приглашен в гимна-шю при Петерб ун-те преподавать франц. словесность, одновременно работал в Петерб. уч-ще глухонемых, с 1837 его директор Кн. «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (СПБ, 1935) - первый, вышедший в России науч. труд по теории и практике сурдопедагогики. Ф. разработал ориг. систему обучения глухонемых.

В пед. работе Ф. исходил из возможности и необходимости развития познават. способностей детей с недостатками слуха. Отстаивал необходимость обучения глухих устной звуковой речи. В процессе обучения и воспитания предлагал одновременное использование всех форм словесной речи (устной, дактильной, письменной). и мимики. Отдавая предпочтение мимико-жестикуляторной речи на нач. этапе обучения, Ф считал, что по мере овладения ребенком словесной речью, ведущими в процессе обучения становятся устная и письменная речь Обосновал необходимость раннего и дифференциров. обучения глухих и слабослышащих детей. Организовал в уч-ще углубленную подготовку педагогов для работы с глухими учащимися

ФЛЕРИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ФЛЕРИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - [18(30).12.1889, с. Брашеваново, Херсонской губ., - 10.11.1952, Москва], педагог, специалист в области дошк. воспитания, ч.-к. АПН РСФСР. (1950), д-р пед. наук (1948), проф. (1948). Пед. деятельность начала в 1909 после окончания Моск. худож. уч-ща им. С Г. Строганова; работала воспитателем дет. садов, в т ч. в дет. саду об-ва «Детский труд и отдых», при к-ром в 1917 окончила пед. курсы. С 1918 на науч. и адм. работе в пед. учреждениях Москвы. С 1924 во 2-м МГУ (с 1930 МГПИ), одновременно работала в АКБ им Н. К. Крупской (1926-34), Моск. пед. ин-те им. В. П. Потемкина (1931-41), НИИ теории и истории педагогики (1944-47).

Гл. областью исследований Ф являлось дет. творчество и эстетич. воспитание дошкольников. В 20-х гг. на основе анализа ок. 500 тыс. дет. рисунков и 15 тыс. образцов дет. лепки Ф. разрабатывала критерии изучения душевного мира ребенка, отображенного в его изобразит, деятельности. В 20-30-х гг. изучала проблемы дет. книги и восприятия дошкольниками худож. чтения. Ею разработаны методики развития речи и худож. слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию. Ф являлась руководителем исследований и науч.-метод разработок, связанных с проблемами дет. игрушки; создала собств. классификацию игрушек, а также образцы строительного материала для дошкольников, в к-рых стремилась реализовать принципы развивающего обучения.

Значит. внимание уделяла подготовке пед. кадров для дошк. учреждений. Под ее редакцией в 1946 вышел первый сов. учебник «Дошкольная педагогика». Автор уч. пособий по разл. дисциплинам.

ФЛЕРОВ ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФЛЕРОВ ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ - [10(22).И 1860, Тверь, - 26.12.1919], педагог и деятель нар. образования, методист нач. школы. Последователь К. Д. Уштского и Н. А Корфа в разработке звукового метода обучения грамоте. После окончания Моск. духовной академии (1885). работал в Тульском духовном уч-ще, затем (1887-95). преподавал в Новоторжской учительской семинарии Неоднократно выступал в качестве руководителя летних учительских курсов (в Нижнем Новгороде, Костроме, Владимире и др.). Деятельность Ф. способствовала оживлению работы Ново-торжского земства по развитию нар. образования. В 1895-1901 инспектор нар. уч-щ в Тверской губ. и директор Новинской учительской семинарии (Ярославская губ.), где он преподавал педагогику и руководил пед. практикой и работой методистов. В 1901-06 директор уч-щ Вологодской губ. В качестве гласного Вологодской гор. думы Ф принимал участие в ее оппозиционных заявлениях, в 1905-06 был связан с нелегальной учительской орг-цией, способствовал распространению её воззваний и прокламаций. Прогрессивная деятельность Ф. явилась причиной многочисленных переводов по службе: в 1906 Ф. - директор нар. уч-щ в Нижнем Новгороде, в том же году окружной инспектор, а затем пом. попечителя уч. округа в Вильно, в 1908 - в той же должности в Киевском уч. округе. Не желая мириться с реакцией, Ф. в 1909 оставил службу, связанную с МНП, и был избран директором частных Фребе-левских курсов и представителем Фребе-левского об-ва в Киеве; руководил учительскими курсами на Украине.

С 1914 Ф. жил в Москве, читал лекции в ун-те, сочетая деятельность педагога-практика с науч. и лит.-метод. работой.

После 1917 работал лектором и руководителем группы лекторов-методистов на учительских курсах, вел занятия по методике обучения грамоте и рус яз в нач школе, на к-рых проводил изменения и дополнения звукового метода.

Усовершенствования, введенные Ф, были настолько значит. ельны и важны, что этот метод получил назв «флеров-ский» Он был реализован в «Новом рус букваре» (1906, 191740). Считая наиб. трудным обучение детей слиянию звуков, Ф предложил упростить процесс «чтения-слияния» путем подбора ряда коротких слов, похожих по буквенному составу на уже изученные Чтение «по подобию» заставляет ученика обдумывать способ прочтения, сообразуя его с ранее прочитанным словом Дополнением к букварю служило метод руководство «Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приемов обучения» (1908, 191720), не утратившее своего значения и до наст. времени В методике обучения письму Ф рекомендовал придерживаться трех правил (ни одного слова без живой мысли, ни одной ошибки для глаза и руки, учитель должен меньше учить, а ученик больше учиться).

ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ - , Фома Аквинат (Thomas Aquinas). (1225 или 1226, замок Роккасекка, близ Акуино, Юж Италия, - 73 1274, монастырь Фоссану-ова, Юж Италия), ср. -век философ и теолог С 1244 монах-доминиканец Учился в Неаполитанском ун-те (1239- 1244), затем у нем ученого и философа Альберта Великого в Парижском (1245- 1248). и Кельнском (1248-52). ун-тах С 1257 доктор теологии Парижского ун-та Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе В 1323 причислен к лику святых католич. церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».

Ф А написал ок 40 книг, в основных монументальных трудах «Сумма теологии» («Summa theologica»). и «Сумма против язычников» («Summa contra gentiles»). дал систематизиров филос. обобщение ср. -век теологии, явившееся основой ортодоксальной схоластики Филос. система Ф А канонизировала учение Аристотеля, соединив его с христ. понятием Бога и отчасти учитывая рациона-листич воззрения Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса).

Основу филос. -теологич. представлений Ф А составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способным к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления Естеств. законы мироздания отражают, в представлении Ф А, высшую, универсальную истину, божеств разум, сам по себе недоступный для рационального осмысления Ф А признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта, пассивного, усваивающего опыт, и активного, являющегося источником познания Активный интеллект, перерабатывающий и развивающий эмпирич знание, может способствовать постижению истины, в то же время быть причиной ложных представлений вследствие несовершенства человеческой природы или неадекватного восприятия Следуя этич учению Аристотеля, Ф А утверждал, что сущность человека составляет его бессмертная душа, поэтому смысл человеческого существования заключается в ее активности, т с в мышлении и стремлении к познанию мира, приближающих к «первоначальным» принципам бытия В то же время Ф А считал, что конечный человеческий разум не способен познать трансцендентного Бога Высшее познание дается через благодатный дар, «свет через свет» Активный интеллект высвечивает сущность вещи, но нужно, чтобы освещающий свет.н. образ познания слились воедино Гл. условие жизни человека - наличие морального закона, данного в божеств откровении и поддерживаемого верой Наделенный свободной волей человек находится в состоянии морального выбора, определяющего его духовный путь Особое значение Ф А придавал совести как акту оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу.

В филос. системе Ф А сложился новый подход к образованию и воспитанию, к-рый нашел отражение в трактате «Об учителе» («De magistre», назван вслед за одноименным соч Св Августина). Ф А рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это, в соответствии с утвердившейся христ. доктриной, божеств функция Основы знания (аксиомы, исходные понятия). присутствуют в сознании изначально Разум движется от этих общих понятий к конкретному знанию, что и составляет процесс обучения Ф А выделил две осн.формы обучения «через открытие», когда человек самостоятельно познает естеств. законы, и «через наставление», тес помощью посредника, открывающего путь к знанию В отличие от традиционного в патристике представления о том, что осознание истины происходит через божеств «озарение», Ф А отводил решающую роль универсальным принципам познания - логич. постулатам, благодаря к-рым знание может передаваться и развиваться Вслед за Августином особое значение в распространении знания Ф А отводил языку, т к слова-знаки, по его мнению, имеют непосредств связь с содержанием понятия Учитель призван передать истину, полученную им в результате умственной деятельности и через опыт, а также помочь воспитаннику в овладении методами познания Подчеркивая ограниченность познават возможностей человека, Ф А утверждал, что стремление постигнуть вечные законы бытия и созерцание «высшего добра» (Summum bonum). беспредельны, они всегда будут гл. нравств. целью человеческого развития.

Признание Ф А необходимости познания мира с помощью логич. законов, утверждение авторитета образованного человека, учителя и его важной роли в духовном становлении личности во многом определило направление зап.-европ педагогики средневековья, содержание и принципы преподавания в формировавшихся образоват. институтах (см также Логика).

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ПУТИ ЕГО ВОСПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ПУТИ ЕГО ВОСПИТАНИЯ - X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка, первые и элементарные проявления X Школой развития X в дет. возрасте выступает игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевые детские игры, способствующие формированию у ребенка умений соотносить свои индивид интересы с групповыми, в определ мере управлять проявлениями собств. эмоций Доступные дошкольнику виды самообслуживания влияют на выработку социально значимых черт X - бережливого отношения к своим вещам, к окружающему предметному миру, ответственности за порученное дело и т.н. Входящее в норму жизни мл школьника выполнение усложняющихся уч заданий - классных и домашних - приучает к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности в преодолении возникающих уч трудностей, оказывая влияние на X.

Характерологич. проявления дошкольников и мл школьников нельзя рассматривать как устойчивые и закрепленные формы поведения, они отличаются противоречивостью и неустойчивостью Иногда за черты X принимают временные психич. состояния, связанные с ситуативными обстоятельствами Распространенные недостатки X - капризы детские, упрямство - объясняются упущениями в семейном воспитании Вместе с тем мл школьники отзывчивы, непосредственны Педагогически важны любознательность, подражание, эмоциональность Эти качества X мл школьников необходимо использовать в воспитат. работе При этом важно пед. взаимодействие школы и семьи, его отсутствие может привести к формированию двойственных форм поведения

В подростковом возрасте разворачивается нравств. формирование личности, ее принципов и идеалов, нравств. убеждений Формирующееся самосознание, потребности в самооценке и самовоспитании способствуют укреплению чувства «взрослости» Воспитат. работа педагогов строится на постепенном изменении отношений взрослых к подростку на признания их прав, независимости и самостоятельности в поведении и в организации деятельности Подросток объективно еще нуждается в руководстве со стороны взрослых, но его можно освободить от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости о каждом шаге Неприемлем тон катего-рич требований и приказов, безоговорочного диктата Формирующемуся X подростка в ряде случаев свойственны противоречия, неустойчивость В юношеском возрасте оформляются и крепнут моральные убеждения, вырабатывается мировоззрение, начинает обычно доминировать чувство долга и ответственности При правильном воспитании можно сформировать все общественно ценные черты X Даже если к -л отрицат. черты закрепились, имеется возможность перевоспитания.

Формирование черт X первоначально проходит стадию формирования соответствующих временных, ситуационных психич. состояний как промежуточных образований между психич. процессами и устойчивыми свойствами X Если определ психич. состояние имеет место достаточно часто и систематически подкрепляется, то оно постепенно закрепляется и становится чертой X Воспитание X в этом смысле происходит путем преднамеренного создания целой системы таких ситуаций, при к-рых бы у детей возникали нужные психич. состояния

Велико значение в воспитании X личного примера воспитателя Как правило, поведение самого воспитателя, его личный пример сильнее влияют на формирование X, чем нравоучения Особенно недопустимо расхождение между словами и делами воспитателя

Воспитание X предполагает выбор таких средств воздействия, к-рые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в к-ром он находится в данный момент В А Крутецкий

ФОРСЕЛИУС БЕНГТ ГОТФРИД

ФОРСЕЛИУС БЕНГТ ГОТФРИД (ок 1660, Мадизе, ныне в Эстонии, - 1688, погиб при кораблекрушении в Балт море), педагог, деятель нар. образования в Эстонии Изучал юриспруденцию в одном из ун-тов Швеции Пользуясь покровительством швед властей, выступил с идеей создания приходских школ для детей крестьян на терр Эстонии При участии Ф к 1687 было открыто ев 30 таких школ (ок 1000 учащихся). Для уч целей осуществил реформу эст орфографии, значит. ельно упростив ее Разработал методику обучения чтению Составил эст букварь (изд ок 1686, не сохранилось ни одного экз). В организации уч работы следовал рекомендациям Я А Коменского Организовал близ Дерпта (Тарту). первую на терр Эстонии учительскую семинарию (работала в 1684-88, курс обучения - 2 года, училось до 160 юношей). Деятельность Ф положила начало нар. школе в Эстонии.

Предыдущая страница Следующая страница