Наши партнеры

Recircular-office.ru - Рециркуляторы и облучатели купить облучатели и рециркуляторы.
Магазин часов в Раменском

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТИП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТИП")

ТАБА ХИЛЬДА

ТАБА ХИЛЬДА (7.12.1902, Эстония, - 6.7. 1967, Берлингейм, шт. Калифорния), амер. педагог. После окончания Тартуского ун-та (1926). продолжила учёбу в США.Работала под руководством У. Килпатрика в Пед. колледже Колумбийского ун-та (1927-33). С 1933 участник т. н. Восьмилетнего исследования (1933-41), направленного на усовершенствование обучения в ср. школах. Зав. у_ч. программами в Дальтон-скул в Нью-Йорке (1933-35), работала в ун-тах шт. Огайо (1935-38), Чикаго (1938-51), где руководила Лабораторией содержания образования (1943-45), эксперим. программой по обучению в области межгрупповых взаимоотношений (1945-48), возглавляла Центр исследований межгрупповых взаимодействий (1948-51). Проф. педагогики Калифорнийского колледжа в Сан-Франциско (1951-67).

Т. известна работами в области теории содержания образования и уч. программ (гл. обр. применительно к дисциплинам обществоведч. цикла). В разработках Т. содержание образования и соответствующий уч. материал группируются по спиралевидной (постепенно усложняющейся). программе таким образом, чтобы помочь учащимся использовать конкретные факты для формирования науч. понятий и обобщений. В области теории обучения Т. развивала идею «стратегии обучения» как сознательно сформулированного плана деятельности учителя и его последующего воплощения в реальных условиях обучения в соответствии с логикой уч. заданий и психол. потребностями учащихся. Т. разработала иерархически соподчинённые «стратегии обучения» в соответствии с выделенными ею осн. типами познават. задач: формирование понятий, интерпретация данных, применение принципов. Т. подчёркивала важную роль педагогов-практиков в составлении уч. программ.

Провозглашая «классово-нейтральный» подход к образованию, Т. в своих социально-пед. установках стояла на либеральных позициях; в одном из исследуемых проектов стремилась модифицировать уч. материал и пед. методы с целью преодоления расовых и релит, противоречий.

Книга Т. «Теория и практика разработки уч. программ» («Curriculum deve-lopment, theory and practice», 1962). получила междунар. известность. Идеи Т. были положены в основу ряда уч. программ в США. Соч.: The dynamics of education, N. Y., 1932; Adolescent character and personality, N. Y., 1949 (соавт.); Diagnosing human relations needs, Wash., [1951] (соавт.); Leadership training in intergroup education, Wash., [1953]; School cultu-re, Wash., [1955]; Teaching strategies and cogni-tive functioning in elementar} school children, [S. F.], 1966; Teachers handbook for elementary social studies, s. 1., [1967]. Лит.: Воскресенская H. M., Л а и -чинская В. П., Бурж. концепции уч. программ, СП, 1985, № 6; Moseley P. А., Hilda Taba, curriculum worker, in: Association for supervision and curriculum. Development year-book, N. Y., 1976. M. В. Кларин.

ТАГОР РАБИНДРАНАТ

ТАГОР РАБИНДРАНАТ (7.5.1861, Калькутта, Бенгалия, - 7.8.1941, Зап. Бенга-лия), инд. писатель, философ, просветитель, педагог, обществ, деятель. Лауреат Нобелевской пр. (1913). В филос. воззрениях разделял идеи ведантизма, одного из распространённых течений индуизма, признающего высшей объективной реальностью и основой существующего мира единую высшую духовную сущность Брахмана, к-рый существует вне времени и пространства, вне причинно-следств. связей. Противник колониального режима, Т. выступал за равноправное сотрудничество Востока и Запада во всех областях жизни, однако отвергал насильств. методы борьбы за гос. суверенитет Индии. Сторонник поэтапных социально-экон. и полит. реформ.

Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения инд. культуры. Участвовал в разработке тео-ретич. основ нац. системы образования. Назначение школы видел в органическом включении индивида в систему природных, обществ, и космич. связей. Выступал за рациональное использование положит, опыта, накопленного как традиц. индийской, так и зап. педагогикой. В качестве ведущего принципа выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравств. ценностей над материальными). Возвращение к нац. истокам связывал с включением в содержание образования общеинд. Культурного наследия, с трактовкой природы как источника знаний, с организацией обучения на языках народов Индии.

В наследии Т. высоко оценены такие элементы зап. пед. культуры, как равноправие мужчин и женщин в образовании, доступность образования независимо от религ., нац. и кастовой принадлежности, осуществление всеобщего нач. обучения, соединение образования с трудом. Большое внимание уделял принципу природо-сообразности в образовании и воспитании, учёту индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю-наставнику (гуру).

С целью практич. реализации своих пед. воззрений открыл (1901). в поместье Шантиникетон «Школу поэта», к-рой руководил 40 лет. Преподавал уч. дисциплины. Разработал ряд шк. учебников, в т. ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс «Знакомство с Вселенной» и др. В «Школе поэта» равными правами пользовались дети, принадлежавшие к раз л. кастам, конфессиональным группам и национальностям. Особое внимание уделялось ознакомлению учащихся с историей, лит-рой и культурой народов Индии. Были созданы условия для нравств. воспитания, эсте-тич. и физич. развития, для трудовой деятельности и помощи крестьянам в овладении грамотой. В 1921 на базе школы открыт междунар. ун-т Вишва-Бхарати, в к-ром обучались юноши и девушки из разл. регионов Индии и из заруб. стран.

Соч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1957 [статьи по проблемам образования - т. 8]; Избранное, М., 1987; Personality. Lectures delivered in America, L., 1959; Towards universal man, Bombay, 1961.

Лит.: Гостева Е. И., Философия единства, М., 1985; Рабиндранат Тагор. Жизнь и творчество, М., 1986; Супрунова Л. Л., Реформирование шк. образования в совр. Индии: осн. направления и результаты, Пятигорск, 1993; Reddy V., Narayan K., The concept of man in Rabindranath Tagore and Sarvepalli Radhakrishnan, Prakashana, 1973.

Л. Л. Супрунова.

ТАДЖИКИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЖИБАЕВ ТУЛЕГЕН ТАЖИБАЕВИЧ

ТАЖИБАЕВ ТУЛЕГЕН ТАЖИБАЕВИЧ (1910, ст. Арысь, ныне Казахстан, - 14.6.1964, Алма-Ата), казах, историк педагогики, акад. АН Казах. ССР. (1954), д-р пед. наук (1962), проф. (1949). Окончил АКБ им. Н. К. Крупской (1935). Преподавал в Казах, пед. ин-те им. Абая. В 1940 нарком просвещения Казах. ССР. В 1941-61 занимал ряд гос. постов (зам. пред. СНК, мин. ин. дел, мин. культуры и др.), был на дипломатич. работе. В 1947-54 ректор, с 1961 зав. кафедрой педагогики и психологии Казах, ун-та. Автор трудов по истории рус. и казах, школы и пед. науки, в т. ч. фундаментальных монографий «Просвещение и школы Казахстана во 2-й пол. XIX в.» (1962). и «Пед. мысль в Казахстане во 2-й пол. XIX в.» (изд. в 1965, посмертно). В этих трудах становление нац. шк. системы проанализировано на основе значит. массивов архивных док-тов, в тесной взаимосвязи с нац. процессами, политикой рус. администрации и деятельностью рус. педагогов в этом регионе.

Соч.: Психология и пед. психология К. Д. Ушинского, А.-А, 1948; Филос., психол. и пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1957; Развитие просвещения и пед. мысли в Казахстане во 2-й пол. XIX в., ч. 1, А.-А., 1958; Казах, школа при Оренбургской пограничной комиссии (1850-69), А.-А., 1965.

Лит.: Т. Т. Тажибаев. [Некролог], «Вести. АН Казах. ССР», 1964, № 6.

ТАЙЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙМЫРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ТАЙМЫРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - входит в Рос. Федерацию. Пл. 862,1 тыс. км2. Нас. 55,0 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. долганы (5 тыс.), ненцы (2,5 тыс.), нганасаны (0,9 тыс.), эвенки, энцы, кеты. Центр - г. Дудинка.

Первая школа на терр. округа была открыта при Туруханском монастыре в 1804 Тобольской духовной консисторией (вскоре закрыта из-за недостатка средств на её содержание). В 1863 там же купцом М. К. Сидоровым была открыта частная школа (15 учащихся), к-рая работала эпизодически (закрыта в 1905).

Первая школа, в к-рой начались систе-матич. занятия с детьми коренных народов Севера, открыта в 1920 в Дудинке. С 1924 работала школа в Хатанге (5 учащихся). К 1930 на терр. округа действовали 3 школы (70 учащихся, в т. ч. 56 детей северян), работало 6 учителей.

В кон. 20-х гг. была открыта культбаза для долган и нганасан в Хатанге. В этот же период стали создаваться передвижные школы. Для работы в них из центр, районов Рос. Федерации на Таймыр было направлено св. 120 учителей. Обучение в школах велось на рус. яз. по букварю для сев. народностей (авторы В. Г. Богораз-Тан и С. Н. Стебницкий). и книге для чтения «Наш Север» (авторы Н. И. Леонов и П. Е. Островских). В 1931 подготовлен на основе рус. графики рукописный букварь для долганских школ (составитель Полтавский), в 1938 - для эвенков (автор Г. М. Василевич).

В образованном (1930). Долгано-Ненец-ком округе началось введение всеобщего нач. обучения. В 1933 открыт первый дет. сад. В кон. 30-х гг. функционировали 32 школы, в т. ч. 28 нач., 3 семилетние, 1 средняя. Большинство учащихся из коренных народов Севера было сосредоточено в школах-интернатах (св. 20), переведено на полное гос. обеспечение. Во мн. школах уч. процесс оставался нестабильным из-за недостатка педагогов, слабой материальной оснащённости. Обучение учащихся из коренных народов Севера ограничивалось гл. обр. нач. школой.

В кон. 40-х гг. в дошк. учреждениях введены занятия по предшкольной подготовке. Принимались меры для расширения обучения детей сев. народов в средней (неполной и полной). школе. Однако изучение родных языков, культуры и традиций этих народов не заняли подобающего места в содержании шк. образования.

В 1959 грамотность населения составила 94,6%, в т. ч. среди мужчин - 96,2%, среди женщин - 93,0%. В кон. 50-х гг. работало 39 школ (4,6 тыс. учащихся, в т. ч. 1,2 тыс. - представители коренного населения), среди школ было 28 нач., 4 неполных средних, 7 средних, а также 26 интернатов (1,4 тыс. воспитанников). Пед. работу вели 380 учителей, в т. ч. 156 - с высш. образованием.

В условиях укрупнения школ (60-е гг.). при нехватке подготовленных педагогов не удалось достичь серьёзного улучшения качества обучения, несмотря на внедрение спец. программ для школ Севера.

В 70-х гг. открылись ср. школы-интернаты (в т. ч. санаторного типа). и школы специально для учащихся из сев. народов. В 80-х гг. возобновлена разработка уч. лит-ры для школ Севера. Изданы экспе-рим. букварь на кетском яз. (1988; авторы Г. К. Вермер, Г. X. Николаева; письменность создана ещё в 1934), букварь на долганском яз. (1990; подготовлен в 1981; авторы E. E. Аксёнова, А. А. Барболина). Расширены возможности для изучения истории и культуры сев. народов; создаются спец. уч. пособия по традиц. ремёслам и промыслам и т. п. Нач. школы работают по типовым программам, изданным специально для школ Севера, в т. ч. по изучению родных языков.

В 1995 в 44 дошк. учреждениях воспитывалось ок. 4,5 тыс. детей. Действовали 1 гимназия (св. 840 учащихся), 34 школы (8,4 тыс. учащихся, в т. ч. 2,7 тыс. - представители коренного населения), среди них 19 средних, 3 школы с углублённым изучением отдельных уч. предметов. В школах было занято св. 660 учителей. В Дудинке организован межшкольный У ПК.

Лит.: Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; Просвещение на Крайнем Севере, в. 19, Л., 1981; Бойко В. И., Народности Севера: языковые процессы (к концепции развития), Новосибирск, 1987. Н. И. Меляков

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛМУДТОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА

ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА (р. 28.12.1923, с. Лигинское Ярославской обл.), психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1989), дер психол. наук (1970), проф. (1971). Окончила физ.-мат. ф-т Ярославского пед. ин-та (1947). С 1950 в МГУ (в 1963-95 зав. кафедрой педагогики и пед. психологии). Труды в области изучения логич. обобщений, формирования понятий у детей, програм-миров. обучения, психо диагностики. Исследования Т. связаны с разработкой теории учения на основе деятельностного подхода. Ряд работ посвящён моделированию инвариантных возможностей усвоения умственных действий, выявлению психол. механизмов обобщения действия. Её исследования по проблемам управления усвоением знании имеют важное значение для пед. практики. На основании отеч. теории деятельности разрабатывает также психол. принципы диагностики интеллекта.

Соч.: Теоретич. проблемы программиров. обучения, М., 1969; Управление процессом усвоения знаний, M., 19842.

Лит.: К 60-летию со дня рождения Н. Ф. Талызиной, ВП, 1983, № 5.

ТАНЗАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАО СИНЧЖИ

ТАО СИНЧЖИ (1881-1946), кит педагог Получил высш. пед. образование в Иллинойсском и Колумбийском ун-тах США После возвращения в Китай (1917). стал проф. Нанкинского пед. ин-та и одновременно деканом пед. ф-та Ун-та Юго-Вост Китая, где читал курсы лекций по педагогике, шк. управлению и пед. статистике Был избран пред правления созданного в 1923 Кит об-ва содействия прогрессу образования Сторонник введения всеобщего нач образования и ликвидации неграмотности Создал неск. эксперим. школ, деятельность к-рых строилась на принципах воспитывающего обучения В кн. «Что такое жизненное воспитание?» изложил свою теорию, основанную на положениях прагма-тистской педагогики, к-рые он стремился приспособить к конкретным условиям Китая Осн. положения его теории «жизнь есть образование», «общество есть школа» (школа представляет собой модель общества), соединение воспитания, обучения и практич. деятельности В 1939 основал Об-во жизненного воспитания

Т С выступал за развитие естеств. -науч. и техн. образования, занимался популяризацией естеств. наук Пришел к выводу, что жизнь народа нельзя улучшить путем развития образования В работе «Вопросы образования нар. масс в Китае» (1936). признал, что между образованием, с одной стороны, и политикой и экономикой, с другой, существует тесная связь, стал рассматривать образование и культуру как «средство полит. и экон борьбы» В последние годы жизни стал сторонником освобождения народа путем социальной революции

Лит Л о Бинчжи, Кит педагоги нового времени, Ухань, 1958 (на кит яз), Чжан Ань-го, История педагогики. Чанша, 1956 (на кит яз), Общая история образования в Китае, под ред. Мао Лижуй и Шень Гуанцунь, т 5, Цзинань, 1988 (на кит яз).

В. З. Клепиков

ТАРАСОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ТАРАСОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - [12(24). 5 1866, Псков, - 17 3 1942, Ойрот-Тура, ныне Горно-Алтайск], методист-историк, искусствовед, краевед, д-р пед. наук (1940), проф, заел деят науки РСФСР. (1940). Окончил ист.- филол ф-т Моек ун-та (1891). Продолжал образование в Сорбонне и Берлинском ун-те, где прослушал цикл лекций по истории иск-ва С 1891 преподавал историю в 5-й Моек гимназии, вскоре стал инспектором этой гимназии В 1897 организовал при гимназии первые показательные метод кабинет истории и аудиторию для классных и внеклассных занятии В 1903-09 гл. редактор сборников «Пед. музей пед. общества при Моек ун-те», читал лекции, проводил практич. занятия по истории и методике истории на Пед. курсах им Д И Тихомирова, в Высш. пед. ин-те им II Г Шелапутина и др. С 1938 заведовал кафедрой методики истории МГПИ Один из авторов первого сов учебника по истории СССР. для нач школы («Краткий курс истории СССР», под ред. А В Шестакова, 1937-55). Автор уч и метод пособий, статей по истории рус и заруб иск-ва, ряда крае-ведч работ по истории Москвы

Т выступал за широкое применение принципа самодеятельности учащихся (подготовка рефератов, работа с документами, картой, рисунком), разработал систему местных ист экскурсий

С о ч Из истории рус культуры, в 1-14, M, 1908-13 (серия картин с ист.н. метод очерками к ним, совм. с А Ф Гартвигом), Первые пять лет жизни Музея Пед. общества, в сб Музей Пед. общества в первое пятилетие своего существования Год пятый, M, 1909, Наглядные пособия в оценке пед. музея быв пед. общества, в l, M, 1910, Местные экскурсии, в кн. Труды комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся ср. уч заведе ний Моек округа, M, 1911, Культурно-ист картины из жизни Зал Европы IV-XVII вв, M, [1924] (соавт), Массовые обществоведч экскурсии и обществ. -полезный труд Теория и практич. оформление, M, 1927

Лит МГПИ им В И Ленина, 1872-1972, M, 1972, Савельева Т Н, Первенец сов учебников по истории СССР, в сб Книга Исследования и материалы, сб 38, M, 1979

А. Е. Сейненский.

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - осн. в 1632 на базе гимназии как швед высш. уч заведение с обучением на лат яз Наз Академия Густавиана (Academia Gustaviana). Действовал в 1632-65 и 1690-1710, в 1896 - в Пярну Вновь открыт в 1802 как рус ун-т (с обучением до 1893 на нем, в 1893-1918 на рус языках). и наз Дерптским, а с 1893 - Юрьевским ун-том Действовал на основе особого устава Крупный центр отеч науки В 1828-39 при ун-те работал Профессорский ин-т, готовивший преподавателей для высш. уч заведений России С Т у связана деятельность мн рос ученых астронома В Я Струве, ботаников К Ф Ледебура, Э Ф Руссова, H И Кузнецова, биологов К M Бэра, X И Пандера, А Н Северцова, физиологов Ф Г Бид-дера, Ф В Овсянникова, геолога Ф Ю Левинсона-Лессинга, химиков К Г Шмидта, Г И Гесса, К К Клауса, Г Г Таммана, И Л Кондакова, В Г Ост-вальда, Л В Писаржевского, физиков Г Ф Паррота (в 1802-13 трижды был ректором), Э X Ленца, Б С Якоби, Б Б Голицына, И Я Вилипа, хирургов Н И Пирогова, H H Бурденко, Л Пу-усеппа (Пуссепа), математиков M Бартель-са, Г В Колосова, Л С Лейбензона, филологов Ф И Видемана, M Веске, И А Бодуэна де Куртенэ, Я M Эндзелина, историков И Ф Г Эверса, E В Тарле и др. В ун-те учились видные деятели эст культуры Ф P Фельман, Ф P Крейц-вальд, А Таммсааре, А Якобсон, арм просветитель X Абовян, латыш обществ. деятели К Барон, К Вальдемар, Э Вейденбаум В 1918 на базе эвакуированной в Воронеж части ун-та основан Воронежский ун-т В 1919 реорганизован в нац. ун-т с обучением на эст яз

С 1940 сов ун-т Преподавание велось гл. обр. на эст яз, а также на русском В 1946 на основе подразделений Т у созданы ряд и -и ин-тов АН Эст ССР, а в 1951 - Эст с -х академия В ун-те организованы мн новые кафедры и развернута подготовка специалистов по ряду перспективных направлений науки и техники Возросло число студентов и преподавателей Особую известность в 60- 70-х гг получили тартуские школы изучения знаковых систем, истории рус культуры 19 в (Ю M Лотман и др.). В 1945-91 Т у подготовил ок 40 тыс. специалистов

В 1990-91 вновь реорганизован в нац. ун-т В 1995 объединял 10 ф-тов, ин-т общей и молекулярной патологии, кар-диологич. центр, ВЦ, ряд и -и лабораторий Преподавание ведется на эст, рус и англ. языках Науч. б-ка Т у (ок 4 млн тт). имеет ряд уникальных коллекций Издания «Ученые записки» (14 серий), «Труды» (в 44 сериях). В ун-те (1993/94 уч г.). училось ев 7 тыс. студентов Пре-подават работу вели ев 800 чел, в т.ч. ев 180 профессоров

Лит История Тартуского ун-та, 1632- 1982, под ред. проф. К Сийливаска, Тал, 1983 А Ю Эланго

ТАТАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕАТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕКУЧЁВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ТЕКУЧЁВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - [17(30). 3 1903, станица Верхне-Курмояр-ская, ныне в Волгоградской обл, - 23 5 1987, Москва], языковед, методист, д-р пед. наук (1952), проф. (1953), акад АПН СССР. (1968, акад АПН РСФСР. с 1959). Окончил Донской пед. ин-т (1923). С 1919 преподавал в ср. школе, на рабфаке, позднее - в вузах Ростова Нахичевани, Ставрополя С 1932 в Москве в гор пед. ин-те им В II Потемкина (1933- 1941), МОПИ (1939-65, проф, зав кафедрой рус языка). В 1965-69 зав сектором методики обучения рус языку в НИИ ОП АПН, в 1970-80 зав кафедрой методики преподавания рус языка МГПИ (с 1980 проф).

Осн.науч. интересы в области методики преподавания рус языка, историографии языкознания, диалектологии рус языка Рассматривал методику преподавания рус языка как науку, органически связанную с лингвистикой и имеющую важное значение в передаче новым поколениям богатств рус лит языка В работах «Методика грамматич. разбора» (1939). и «Грамматич. разбор в школе» (1963). выявил соотношение шк. и науч. грамматики, обобщил исследования и педагогический опыт в постановке грамматич. разбора как средства изучения грамматики

В монографии «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» (1953). заложено принципиально новое направление в методике преподавания рус языка Еще в 20-х гг Т начал диалектологич. исследования, собирая материал для «Донского словаря» А В Миртова (1928). и Большого диалектологич. атласа нар. говоров Участвовал в экспедициях под руководством H M Карийского, по результатам к-рых составлен производств словарь ванилов-ских ткачей (в кн. H M Карийский, Очерки языка рус крестьян, 1936), был организатором и руководителем мн студенческих диалектологич. экспедиций Т обосновал необходимость дифференциации методики преподавания рус языка в зависимости от диалектной среды учащихся (ряд статей в журн РЯШ, 1946- 1948). Подчеркивал, что дифференци-ров метод подход к орфография ошибкам учащихся и их объяснение с лингви-стич точки зрения обусловливают наиб. эффективное применение того или иного метод приема Фундаментальный труд Т «Методика преподавания рус языка в ср. школе» (1958, 19803). систематизировал достижения отеч исследователей рус языка в этом направлении

С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах Л В Щербе, Ф И Буслаеве, А М Пешковском, Ф Ф Фортунатове, Д H Ушакове, К Д Ушинском, Карийском, Мир-тове и др. Результаты его историогра-фич исследований отражены в «Очерках по методике обучения рус языку» (1980), «Хрестоматии по методике рус языка» (1982).

Большое внимание Т уделял работе с учителями организатор и руководитель мн метод и науч. семинаров и конференций по методике преподавания рус языка, в т.ч. и международных (Германия, Венгрия, Польша, Финляндия, Италия и др.), чл редколлегии журн РЯШ, чл многих ученых комиссий по рус яз.

С о ч О борьбе с малограмотностью в дет. школе «Родной язык в школе», 1925, № 7, К проблеме урока по рус языку, РЯШ, 1963, № 5, О преподавании рус языка в 8-10 кл нерусской школы M, 19502, Сборник диктантов по рус языку в 8-10 кл нерусских школ, M, 19562, Преподавание рус языка в диалектных условиях, М 1974.

Лит Филин Ф П, Ломизов А Ф, Ладыженская Т А К 70 летию Алексея Васильевича Текучева, РЯШ, 1973, № 2, А г. а и и и P А, А В Те-кучев РЯНШ, 1973, № 2 Л А Тростенцова

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - [9(21).10.1896, Тула, - 28.9.1965, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР. (1945), д-р пед. наук (1940), проф. (1933), засл. деят. науки РСФСР. (1957). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1921). В 1921-33 - в науч. учреждениях Красной Армии (Науч.-испытат. ин-т маскировки и др.). С 1929 в Психол. ин-те в Москве (в 1933-35 и в 1945-52 зам. директора). В 1949-51 зав. кафедрой психологии МГУ. В 1958-65 гл. ред. жури. «Вопросы психологии». В 1964-65 чл. Президиума АПН РСФСР.

В начале науч. деятельности (кон. 20-х - нач. 30-х гг.). Т. занимался преим. изучением проблем зрительных ощущений и восприятий, в частности в их прикладном аспекте, применительно к задачам воен. маскировки. Впоследствии в круг его науч. интересов вошли и проблемы слухового восприятия. На этой основе Т. провёл исследование муз. творчества и восприятия музыки («Психология муз. способностей», М. -Л., 1947). Согласно

Т., музыкальность как совокупность способностей представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и спец. особенностей слухового восприятия. Т. показал, что осн. муз. способности - «ладовое чувство», «способность к слуховому представливанию», «муз.-рит-мич. чувство» - могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. Т., раскрывая сложную, опосредованную зависимость развития психич. свойств от природных задатков, отмечал, что способности человека общественно-исторически обусловлены - они развиваются в конкретных видах деятельности под влиянием воспитания и обучения. При этом Т. подчёркивал, что способности коренятся в личности, несут на себе печать индивидуальности.

В годы Вел. Отеч. войны Т. было выполнено исследование «Ум полководца» (1943); книга была многократно переиздана (в т. ч. в 1990). и не утратила науч. значения. Это исследование посвящено общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практич. деятельности; раскрываются такие черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В труде получили конкретное воплощение важные для психол. науки принципы изучения психики в деятельности личности.

В 50-60-х гг. науч. деятельность Т. была связана с разработкой психофизиол. подхода к изучению индивидуальных различий. Он теоретически обосновал большую исследоват. программу, творчески разрабатывая идеи И. П. Павлова о свойствах типов нервной системы. Т. показал, что помимо различий, относящихся к содержательной стороне психич. жизни, люди различаются и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (напр., по степени энергичности действий, по скоростным характеристикам). Нек-рые из таких особенностей обладают высокой устойчивостью, проявляются в разнообразных ситуациях и зависят непосредственно от свойств нервной системы. Систематич. эксперим. исследования, проводившиеся под руководством Т. (материалы представлены в пяти сб. «Типологич. особенности высшей нервной деятельности человека», М., 1956-67), привели к выводам о ценности разных полюсов одного и того же типологич. свойства (силы - слабости, подвижности - инертности); индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из к-рых имеет свои достоинства. Т. показал, что изучение природных свойств нервной системы даёт возможность объяснения нек-рых индивидуально-психол. особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы новой отрасли науки - дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие к-рой связано с именем ближайшего ученика Т. - В. Д. Небылицына.

Труды Т. внесли важный вклад в развитие мн. отраслей психол. науки: в общую, пед., воен. и инж. психологию, а также в историю психологии. Т. - крупный организатор науки, деятель психол. образования. Популяризации психологии содействовал его учебник для ср. школы, выдержавший 8 изд. и переведённый на мн. иностр. языки («Психология», М., 1946, 19548).

Соч.: Психология, М., 1938,19422; Психол. вопросы худож. восприятия, СП, 1946, № 6; Исследование индивидуально-психол. различий, НО, 1957, № 1; Избр. тр., т. 1-2, М., 1985.

ТЕРМЕН ЛЬЮИС МЕДИСОН

ТЕРМЕН ЛЬЮИС МЕДИСОН (15.1.1877, Джонсон Каунти, шт. Индиана, - 21.12.1956, Станфорд, шт. Калифорния), амер. психолог, проф. (1916). Окончил Ун-т шт. Индиана (1903). С1905 преподавал в вузах. С 1922 зав. психол. отделением Станфордского ун-та. В 1923 през. Амер. психол. ассоциации.

Т. первоначально изучал вопросы гигиены школьника. В дальнейшем обратился к исследованию интеллекта с помощью тестов. Принимал участие в создании тестовых методик; им разработано 10 серий разл. тестов, среди к-рых т. н. тесты альфа и бета, широко применявшиеся в армии США. Т. на основе шкалы Бине - Симона создал в 1916 систему тестов, получившую назв. шкалы Станфорд - Бине (или Бине - Тер-мена). Эта шкала на ряд лет стала наиб. авторитетной и широко используемой методикой диагностики интеллекта в США. В 1937 совм. с М. Меррилл опубликовал новую редакцию шкалы (шкала Терме-на - Меррилл), в к-рой старался оптимизировать процесс измерения. В своих исследованиях Т. исходил из понятия интеллекта как врождённого и неизменного психич. феномена. На этой основе им начиная с 1921 проводилось длительное лонгитюдное исследование одарённости. В школах Калифорнии были отобраны 1528 детей с высоким «коэффициентом интеллекта». В течение ряда лет испытуемые обследовались с помощью тестов, а их социальные достижения сопоставлялись с успехами их сверстников. Результаты эксперимента призваны были подтвердить концепцию неизменности интеллекта на протяжении жизни человека. Совр. психологи указывают на необоснованность такого вывода по результатам тестирования.

Соч.: The hygiene of the^school child, L., [1913]; Measurement of intelligence, Boston, 1916; The Stanford revision and extension of the Binet - Simon scale for measuring intelligence, Baltimore, 1917 (соавт.); The intelligence of school children, L., [1921]; Genetic studies in genius, v. l-5, Stanford, 1925-59 (ed.); Sex and personality, N. Y. - L., 1936 (соавт.); Measuring intelligence, Boston - [a. o.], 1937 (соавт.); Psychological factors in marital happiness, N. Y. -L., 1938.

Лит.: Анастази А., Психол. тестирование, [пер. с англ.], кн. 1, М., 1982.

С. М. Маринин.

ТЕСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЁТКА, АЛЁНА ТЁТКА

ТЁТКА, АЛЁНА ТЁТКА - [псевд.; наст, имя и фам. - Алоиза (Элоиза). Степановна Пашкевич] [3(15).7.1876, фольварк Пещин, ныне в Щучинском р-не Белоруссии, -4(17).2.1916, похоронена в с. Новый Двор, ныне в Гродненской обл.], белорус, поэтесса, просветитель, педагог. Окончила Виленское частное семинарское уч-ще (1901). Преподавала в сел. школах. В 1902-04 училась на Лесгафтовских курсах в Петербурге, в 1907-08 - в Ягеллонском ун-те в Кракове (вольнослушатель). Получила известность как автор поэтич. произведений, отличавшихся демокр. направленностью. Скончалась от тифа, принимая участие в борьбе с эпидемией.

Т. - автор книг «Первое чтение для деток белорусов» и «Букварь» (1906, Петербург), вошедших в число первых белорус, учебников. Книги Т. во многом предопределили развитие нац. уч. и дет. лит-ры. Они проникнуты идеями народности, направлены на воспитание детей на положит, примерах из труда и быта крестьянина, подчёркивают его трудолюбие. Произведения Т. учили детей тонко чувствовать родную природу. Произведения Т. публиковались в популярных периодич. изданиях, в т. ч. в «Белорусском календаре» (1910-13, Вильно), «Молодая Беларусь» (1912-13, Петербург). и др. В 1914 Т. редактировала юношеский краеведч. иллюстриров. журн. «Лучинка» (1914, вышло 6 номеров), широко освещавший вопросы обучения и воспитания молодёжи. В своих публицистич. статьях («Как нам учиться», «Берегите родное слово» и др.). Т. выступила как пропагандист демокр. взглядов на проблемы нар. просвещения. Произведения Т. внесли значит. вклад в развитие белорус, лит. языка. Соч.: Избранное, М., 1953. Лит.: А р а б с и Л., Тетка, Минск, 1956 (на белорус, яз.). Д А. Алексеев.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ТУ), проф.-тех. уч. заведения для подготовки квали-фициров. рабочих из молодёжи, имеющей среднее общее или проф. образование. Созданы в 1954 как новый повышенный тип проф.-тех. уч. заведения, готовили рабочих, обслуживающих сложную технику. В 1957 в 434 ТУ обучалось 130 тыс. учащихся. В 1961-63 ТУ были преобразованы в проф.-тех. уч. заведения, но в 1966 вновь воссозданы при крупных пром. предприятиях, с.-х., строит, и др. орг-циях. Было открыто 307 ТУ, в них обучались 300 тыс. чел. Сеть ТУ интенсивно развивалась - от 364 уч-щ (210,5 тыс. учащихся). в 1970 до 1241 уч-ща (714 тыс. учащихся). в 1979. В 1984 насчитывалось 1467 ТУ (811 тыс. учащихся). Они готовили рабочих 1297 профессий и в системе уч заведений проф. -тех образования занимали ок 30% Срок обучения составлял 1-1,5 года Учащиеся получали знания по усложненному курсу общих и спец. техн. дисциплин, а также по полит. экономии, вопросам права, эстетич. и физич. воспитанию В 1984 в результате реформы общеобразоват. и проф. школы ТУ слились с проф. -тех уч-щами, образовав единый тип уч заведения - ср. проф. -тех уч-ще Э С Котляр

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА - уч заведение кон 17 в в Москве Принадлежала к числу т.н. грамматич. уч-щ - школ повышенного типа, в к-рых наряду с чтением и письмом изучались церк. -слав грамматика и греч. язык

Т.Ш. была открыта в «старой правильной палате» Моек печатного двора для подготовки квалифициров справщиков (редакторов). В 1681-83 здесь обучалось до 60 чел В 1684 Т.Ш. получила новые помещения, и к 1686 кол-во учащихся увеличилось до 232 чел Преподавательский штат Т.Ш. составляли греки - иеромонах Тимофей, исполнявший обязанности ректора, и иеромонах Иоанн (с 1685), а также мирянин Мануил Григорьев Программа предусматривала три ступени обучения - начальную, «словенского языка» и греч. языка Учителям - «дидаскалам» - помогали старосты из наиб. успевающих учеников. В зависимости от уч. достижений учащиеся делились на «статьи», к-рые определяли сумму ежедневного денежного содержания: старосты получали 4 деньги, ученики первой статьи - 3, второй - 2. Первоначально на каждой ступени учили чтению («словесному»), а затем письму. Перевод с одной ступени на другую осуществлялся по мере освоения курса. Уч. пособиями нач. цикла служили «часословы», церк.-слав. язык учили по Апостолу. Дисциплина и успеваемость поддерживались как дифференциров. выплатами «кормовых денег», так и разл. наказаниями, в т. ч. телесными, - в 1685 «в школьную палату.. куплена чепь железная.. для смирения детей». По числу учащихся Т. ш. была крупнейшим уч. заведением ср.-век. России и наряду с др. грамматич. уч-щами 17 в. подготовила почву для открытия Славяно-греко-латинской академии.

Лит.: Поликарпов Ф., Ист. известие о Моск. академии, в кн.: Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16, М., 1791; Смирнов С. Н., История Моск. Славяно-греко-латинской академии, М., 1855; Каптерев П. Ф., О греко-лат. школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской академии, в кн.: Прибавления к писанию творений святых отцов в рус. переводе за 1889 г., ч. 44, М., 1889; Волков Л. В., Типографская школа - первое крупное уч. заведение в России, в кн.: Просвещение и пед. мысль Др. Руси. (Малоисследованные проблемы и источники), М., 1983. А. В. Лаврентьев.

Предыдущая страница Следующая страница