Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАС")

РАБЛЕ ФРАНСУА

РАБЛЕ ФРАНСУА (ок. 1494, Девиньер, близ Шинона, Турень, - 9.4.1553, Париж), франц. писатель-гуманист. Род. в семье адвоката. Образование получил в монастыре. С 1527 вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину. С 1537 доктор медицины. С 1551 священник в Мёдоне (близ Парижа).

Р. - автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» («Gargantua et Pantagruel», кн. l-5, 1532-64; полный рус. пер. 1973), представляющего собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В худож. ткань романа органически вплетены и пед. представления Р., составляющие существенную часть его мировоззрения. Р. в гротесково-сатирич. форме представил ср.-век. схоластич. педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» ренессансной эпохи, когда «восстановились науки», «возрождены языки» и «изобретено книгопечатание». Филос. и социальную основу педагогики Р. составляло убеждение, что человек по своей природе предрасположен к добру. Критерием для оценки личности Р. ставил не только принцип «хорошего происхождения», но и принцип образованности, полагая, что гуманистич. идеалы индивидуального и социального бытия могут передаваться из поколения в поколение через соответствующим образом организованную систему воспитания. Ведущее место в образоват. программе Р. отводил изучению древних и новых языков, открывавшему путь к постижению произведений антич. авторов, к науч. анализу библейских текстов. Не отрицая традиц. «свободных искусств» средневековья, Р. отдавал предпочтение естеств.науч. познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразит, иск-вом, лит-рой. Р. был сторонником наглядных методов обучения, органич. сочетания умственных занятий с физич. упражнениями и активной деятельностью, включающей практич. освоение разл. ремёсел, постоянного чередования учёбы и отдыха. Полагая, что знание само по себе этически нейтрально, Р. ставил задачу соединения образования и нравств. воспитания. Эта идея получила воплощение в описании Телемской общины, где можно обнаружить черты воспи-тат. учреждения, в к-ром совершенствуются добрые начала человеческой природы. Идеи Р. оказали влияние на пед. мысль представителей позднего Возрождения и Просвещения (М. Монтень, Дж. Локк, Ф. Фенелон и др.).

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности.

Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них - утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот - снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (её объём, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.

Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени её выполнения. При всём многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики её динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3-4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня - явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъём Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.

В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряжённее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряжённая с повышенным напряжением внимания.

В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определённая длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определённые отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).

Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определённого режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ - рабфаки, в СССР. общеобразоват. уч. заведения (или их подразделения). для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить ср. образование. Создание Р. ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому составу и задачами формирования интеллигенции из рабочих и крестьян. Декретом СНК РСФСР. от 2 авг. 1918 было предоставлено рабочим и крестьянам право поступать в любое высш. уч. заведение без документа об окончании ср. или к.-л. школы. Но уровень общеобразоват. подготовки мн. студентов оказался недостаточным для продолжения учения. В янв. 1919 было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоят. учреждений подготовит, курсов для рабочих и крестьян. Из этих курсов выросли Р. ф.

Первые учреждения типа Р. ф. возникли в 1919 при быв. Коммерч. ин-те (ныне Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова). и др. вузах Москвы. Система Р. ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР. «О рабочих факультетах» от 17 сент. 1920. На Р. ф. принимались трудящиеся в возрасте от 16 лет по командировкам предприятий, гос. и обществ, орг-ций. Слушатели дневных Р. ф. обеспечивались гос. стипендиями и пользовались правами наравне со студентами вузов. Обучение приравнивалось к работе на произ-ве. Окончившие Р. ф. переводились в высш. уч. заведения без вступит, экзаменов.

В 1921/22 уч. г. на дневных Р. ф. был установлен 3-летний срок обучения, на вечерних - 4-летний (3 года вечерних занятий без отрыва студентов от произ-ва - 20 уч. часов в неделю, 4-й год с отрывом - 30-32 уч. часа в неделю). Уч. планы и программы Р. ф. в основном соответствовали ср. школе. В 1925/26 уч. г. ок. 40% мест при приёме в вузы занимали окончившие Р. ф. До 1924 представители нац. меньшинств обучались преим. в Р. ф. Москвы, Ленинграда. Во 2-й пол. 20-х гг. стали открываться нац. Р. ф. и отделения при общих Р. ф. с преподаванием на родных языках учащихся в нац. р-нах.

Уч. планы и программы Р. ф. определялись предварит, подготовкой поступающих и требованиями вузов. С учётом низкого уровня знаний большинства рабфаковцев уч. программы Р. ф. наряду с предметами, необходимыми для обучения в вузах, включали общеобразоват. минимум. В целом качество подготовки на Р. ф. носило противоречивый характер. Мн. выпускники Р. ф. в вузах отличались более высокой успеваемостью, чем окончившие общеобразоват. школы, в то же время нек-рые рабфаковцы не усваивали за срок обучения на Р. ф. знаний, достаточных для получения высш. образования.

В 1932/33 уч. г. в стране насчитывалось 1025 Р. ф. (ок. 340 тыс. чел.). Во 2-й пол. 30-х гг. в связи с развитием в стране ср. образования Р. ф. утратили своё значение и были упразднены.

РАВЕНСТВО

РАВЕНСТВО - с социальной точки зрения характеристика отношений между людьми как обладателями одинаковых материальных, социальных и духовных благ. В либерализме Р. связывается с одинаковым статусом граждан перед законом и равенством стартовых возможностей; согласно социал-демокр. доктрине, Р. заключается в равенстве перед законом и в праве всех граждан общества на определённый, гарантируемый гос-вом фиксированный минимум социальных благ; согласно коммунистич. доктрине, Р. означает равное необладание гражданами частной собственностью и получение ими материальных и социальных благ в соответствии с трудовым вкладом каждого в сфере общественного (регулируемого гос-вом). произ-ва.

Социальный опыт показывает, что правовое Р. людей как членов гражд. общества, будучи наиб. формальным, является вместе с тем и наиб. функциональным, менее всего ограничивающим свободу человека. Упование же на обеспечение материального Р. при наличном уровне произ-ва и организации общества утопично: материальное Р. неравных в физич., психич. и духовном отношении людей означает их реальное неравенство.

Представление о Р. - одна из ключевых социально-нравств. идей и исторически возникает как альтернатива социальной обособленности людей, их фактич. экон. и полит. неравенству. Наиб. адекватным выражением идеи Р. является «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», из формулировки к-рого вытекает Р. людей как моральных личностей. При этом моральное Р. не требует от человека отождествления себя с др. человеком, но означает признание в другом морального достоинства, а в падшем - права на моральное очищение и возвышение. Это получает нормативное выражение в альтруизме и соответствующих требованиях сострадания (жалости). и милосердия.

Р. Г. Апресян.

РАВКИН ЗАХАР ИЛЬИЧ

РАВКИН ЗАХАР ИЛЬИЧ (р. 14.7.1918, Ростов-на-Дону), историк и теоретик образования, ч.-к. РАО (1985), д-р пед. наук (1966), проф. (1967). Учился на ист.-филос. ф-те МИФЛИ (до 1928), окончил Ташкентский ун-т (1941). На пед. работе с 1942 (Узбекистан). В 1947-51 ст. науч. сотрудник НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1951-81 зав. кафедрой педагогики и психологии Марийского пед. ин-та, где разработал и читал курс истории педагогики. С 1981 в НИИ ОП АПН СССР. (гл. науч. сотрудник рук. лаборатории, центра), с 1995 гл. науч. сотрудник Ин-та теории образования и педагогики РАО. Пред. науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки РАО (с 1985).

Исследовал проблемы истории отеч. школы и педагогики 20-30-х гг. (кн. «Сов. школа в период восстановления нар. хозяйства 1921-25», 1959; «Очерки по истории сов. школы и педагогики. 1921-3ь, 1961, в соавторстве с Ф. Ф. Королёвым и Т. Д. Корнейчиком). Опубликовал серию ист.-биографич. очерков, посвящённых педагогам, необоснованно репрессированным в кон. 30-х гг. (А. С. Бубнов, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и др.), к-рая способствовала возвращению их наследия в науч. обиход (кн. «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем», 1990). Участвовал также в создании коллективных трудов по истории сов. педагогики и школы (ред. и автор глав «Очерков истории школы и пед. мысли народов СССР», 1980 и 1987, и др.).

Разрабатывал теорию пед. стимулирования познават. интересов у школьников, выявил существенные признаки стимула как специфич. пед. средства (сб. «Стимулы нравственного и интеллектуального развития подростков», 1968, соавт. и ред.). Исследовал аксиологич. проблемы образования, показал специфич. особенности ценностных ориентации как предмета ист.-пед. исследований. Подготовил учебник-справочник «История образования и пед. мысли» (1995, соавт.).

Соч.: Пути совершенствования ист.-пед. подготовки будущего учителя, М., 1987 (соавт.); Проблемы формирования содержания образования в свете ист. опыта, М., 1987; Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры, М., 1993; Актуальные проблемы методологии ист.-пед. исследований, М., 1993.

Лит.: Ист.-пед. процесс и совр. проблемы образования: методология, идеи и опыт. Тезисы докладов на XVV сессии науч. Совета по проблемам ист. образования и пед. науки, поев. 75-летию со дня рождения и 50-летия науч. деятельности 3. И. Равкина, М., 1993; М а л и - нин В. И., Ремесло историка (к 75-летию 3. И. Равкина), П., 1993, № 6.

М. В. Богуславский.

РАГГ ХАРОЛД ОРДУЭЙ

РАГГ ХАРОЛД ОРДУЭЙ (1886- 1960), амер. педагог, представитель прогрессивизма. В 1915 получил степень доктора философии в Иллинойсском ун-те, после чего работал преподавателем педагогики на пед. ф-те Чикагского ун-та. С 1920 проф. педагогики в Учительском колледже Колумбийского ун-та, где работали Дж. Дьюи и У. Килпатрик. Одновременно преподавал в Школе им. А. Линкольна при Колумбийском ун-те, где осуществил на практике свои пед. идеи. Р. считал, что опыт, приобретённый учащимися в школе, в к-рой работа строится на основе концепции педоцентризма, будет содействовать осуществлению социальных перемен. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. Р. разработал уч. материалы для учащихся этой школы, а затем издал учебники для ср. школы, получившие широкое распространение, в них он стремился объективно осветить вопросы истории США и совр. амер. действительности. В 50-х гг. занимался вопросами пед. образования.

Соч.: The social studies in the elementary and secondary school, Bloomington, 1923; The childcentered school, Yonkers-on-Hudson, [1928] (соавт.); The great technology, N. Y., 1933; Now is the moment, N. Y., [1943]; The teacher of tea-chers. Frontiers of theory and practice in teacher education, N. Y., [1952]; Social foundations of education, N. Y., 1955 (соавт.).

А. И. Пискунов.

РАДИОВЕЩАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДЛИНЬСКАЯ ХЕЛЕНА

РАДЛИНЬСКАЯ ХЕЛЕНА (псевд. - О p III а). (12.3.1876, Варшава, - 10.10.1954, там же), польск. педагог и обществ, деятель. После окончания жен. гимназии (1902). работала учительницей в ср. школе, после окончания Ягеллон-ского ун-та (1911). - в Нар. ун-те им. А. Мицкевича в Кракове. После 1-й мировой войны руководила культ.-просвет, работой в крестьянских кружках, редактировала «Rocznik Pedagogiczny» («Пед. ежегодник»). С 1925 преподавала в Свободном польск. ун-те (в 1927-39 проф.), где руководила Студией обществ.-просвет, работы, готовившей работников внешкольного воспитания и библиотекарей.

Осн. область науч. интересов Р. - обществ, педагогика, в к-рой она выделяла историю просветит, работы, теорию образования взрослых и самообразование. Предметом социальной педагогики считала взаимодействие влияния среды и преобразующих эту среду сил человека, зависимость жизненных путей человека и человеческих судеб от факторов среды и т. д. Воспитание рассматривала как интегральный процесс, обусловленный факторами быта и культуры и способный изменить общество.

Взгляды Р. оказали влияние на развитие в Польше теории внешк. работы и педагогики взрослых, на совершенствование программ подготовки учителей.

Соч.: Stosunek wychowawczy do srodowiska spotecznego. Szkice z pedagogiki spotecznej, Warsz., 1935; Spofeczne przyczyny powodzen i niepowodzen szkolnych. Prace z pedagogiki spotecznej, Warsz., 1937 (red.); Pedagogika spote-czna, Wroctew - Krakow, 1961.

Лит.: С h m a j L., Prady i kierunki w peda-gogice XX wieku, [Warsz.], 1962; Historia wycho-wania: wiek XX, pod red. J. Miaso, t. l-2, Warsz., 1980. А. К. Савина.

РАДХАКРИШНАН САРВАПАЛЛИ

РАДХАКРИШНАН САРВАПАЛЛИ (5.9.1888, Тируттани, ныне в шт. Андхра-Прадеш, - 17.4.1975, г. Мадрас), инд. гос. и обществ, деятель, участник нац.-освободит, движения, педагог и философ. Окончил Мадрасский ун-т. В 1918-53 проф. философии в Майсурском ун-те, зав. кафедрой в Калькуттском ун-те, проректор ун-та в Андхре. Преподавал (1936-52). в Оксфордском ун-те. В 1953-75 поч. ректор Делийского ун-та. В 1946-49 представитель Индии в ЮНЕСКО. В 1949-52 посол Индии в СССР, в 1952-62 вице-през., в 1962-67 през. Республики Индия.

Р. - автор филос. системы «вечной религии», исходным положением к-рой стал тезис о том, что религия принадлежит к общечеловеческим ценностям и выступает определяющим фактором развития общества. Внёс заметный вклад в развитие нац. пед. теории. В работах, посвящённых проблемам образования, разработал ряд концептуальных положений, к-рые предопределили характер совр. инд. образоват. реформ в стране. Образование считал необходимым условием нравств. совершенствования личности и культурного возрождения Индии. Целью образования выдвигал формирование «сбалансированной» личности как единства интеллекта, нравств. представлений, чувств и воли. Сторонник синтеза в образовании достижений традиц. инд. и совр. мировой педагогики, гуманизации и демократизации школы. Уделял большое внимание разработке теоретич. аспектов подготовки педагогов.

Принимал активное участие в реализации гос. образоват. политики в независимой Индии. В 1948-49 пред. Правительств, комиссии по университетскому образованию, доклад к-рой стал основой реформирования высш. школы. Под руководством Р. была осуществлена образоват. реформа 60-70-х гг. День рождения Р. (5 сент.). с 1964 отмечается в Индии как День учителя.

Соч.: Инд. философия, т. 1-2, М., 1956- 1957; The creative life, New Delhi, 1975; Living with a purpose, New Delhi, 1976; Occasional Speeches and writings, Series l-2, New Delhi, 1957.

Лит.: Л и т m a h А. Д., Сарвепалли Рад-хакришнан. M., 1983; его же, Совр. инд. философия, М., 1985; S i n g h R. P., Radha-krishnan: the portrait of an educationalist, Delhi, 1967;Reddy Y., Narayan K., The Con-cept of Man in Rabindranath Tagore and Sarve-palli Radhakrishnan. Gandinagar, 1973.

Л. Л. Супрунова.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение мальчиков и девочек в уч.-воспитат. учреждениях (школах, пансионах, гимназиях, прогимназиях и др.), предназначенных для учащихся только одного пола. В России обучение было раздельным во всех ср. уч. заведениях, кроме коммерч. уч-щ и нек-рых частных уч. заведений. Объём знаний и права, дававшиеся окончившим жен. уч. заведения, были меньшими по сравнению с мужскими.

В РСФСР. с первых дней существования сов. школы было введено совместное обучение. В 1943-54 существовало раздельное обучение, к-рое было введено в условиях войны в 7-летних и ср. школах столиц союзных республик и в школах областных и краевых городов, крупных пром. центров. Учитывая пожелания родителей, учителей, общественности, СМ СССР. спец. пост, в 1954 было восстановлено совместное обучение во всех школах.

РАЗУМОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

РАЗУМОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1.2.1930, Вятка), методист-физик, д-р пед. наук (1973), проф. (1976), акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1982). Окончил Кировский пед. ин-т (1952), учитель физики в ср. школе в Кировской обл. (1952-65). С 1961 в АПН; в 1972-81 зав. лабораторией обучения физике НИИ СИМО. Акад.-секр. отделения дидактики и частных методик (1981-89). и вице-през. (1989-91). АПН СССР. Гл. ред. журн. «Физика в школе» (1966-92). Труды по методике преподавания физики, дидактике, сравнительной педагогике. Разработал методику организации творческой деятельности гл. обр. на задачах по физике. В кн. «Творческие задачи по физике в средней школе» (1966), «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» (1975). предложил циклич. модель уч. познания как последовательность мыслит, операций преобразования информации учеником: факты - модель явления - теоретич. предвидение - эксперимент. Соответственно этапам уч. познания разработал систему «исследовательских» и «конструкторских» задач, стимулирующих школьника к интуиции, догадке, выдвижению гипотезы, субъективно новым открытиям и изобретениям. Р. - нац. координатор в междунар. исследованиях (1989-91). по сравнению качества знаний школьников 20 стран. Автор трудов по сравнит, истории содержания шк. образования.

Соч.: Развитие техн. творчества учащихся, М., 1961; Физика в ср. школе США, М., 1973; Методика обучения физике в школах СССР. и ГДР, М.-Берлин, 1978; Совр. урок физики в ср. школе, М., 1983; Основы методики преподавания физики в ср. школе, М, 1984; Физика и астрономия. Учебник для 7-9 кл. ср. школы, М., 1996.

РАЙКОВ БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ

РАЙКОВ БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ - [9(21).9.1880, Москва, - 1.8.1966, Ленинград], методист-биолог, акад. АПН РСФСР. (1945), проф. (1916), д-р пед. наук (1944), засл. деят. науки РСФСР. (1961). По окончании физ.-мат. ф-та Петерб. ун-та (1905). преподавал естествознание в Лесном коммерч. уч-ще. С 1913 преподаватель Петерб. психоневрологич. ин-та. В 1922-30 и с 1945 зав. кафедрой методики естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1941-45 в Архангельском пед. ин-те), одновременно (с 1945). зав. сектором методики естествознания Ленингр. ин-та педагогики АПН, проф. Ин-та истории естествознания АН СССР. Занимался разработкой проблем истории и методики естествознания, в частности методики нач. естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека и др. Внёс значит. вклад в развитие экскурсионного дела, в разработку методики практич. занятий, самостоят. работ, теории методов обучения естеств. наукам.

Соч.: Человек и животные. Учебник природоведения для ср. уч. заведений, К., 1913; Методика практич. занятий по природоведению, П., 1915; Практич. занятия по анатомии и физиологии человека, ч. 1-2, М.-Л., 19276; Методика и техника экскурсий, М.-Л., 19304; Общая методика естествознания, М.-Л., 1947; Рус. биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1- 3, М.-Л., 1951-54, Акад. Василий Зуев, его жизнь и труды, М.-Л., 1955; В. В. Половцев, его жизнь и труды, М.-Л., 1956; Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960. РАЙНЁРИ (Rainen). Джованни Антонио (2.3.1810, Карманьоль, - 4.6.1867, Турин), итал. педагог. В 1832 принял духовное звание. С 1847 проф. и руководитель Высшей школы методики в Туринском ун-те, с 1857 там же член Высшего совета по делам воспитания и обучения. Участвовал в разработке шк. закона 1848.

Р. - один из наиб. известных представителей католич. педагогики периода нац. объединения Италии. Автор трудов по общей педагогике и методике обучения. В работе «Педагогика в пяти книгах» («Della pedagogia libri cinque», 1859-69, не закончена; рус. пер. 1913). рассматривал вопросы интеллектуального, эстетич., нравств. и физич. воспитания. Цель воспитания, по Р., - свобода ученика, а средство достижения этой свободы - подчинение ученика. Рассматривая процесс интеллектуального воспитания, Р. подчёркивал необходимость движения уч. процесса от простого к сложному, от известного к неизвестному, от примитивного синтеза через анализ к более сложным формам интеграции знания. Задача педагогики - возбуждать любознательность ученика, воспитывать в нём потребность учиться; узнавать новое - это необходимое условие для совершенствования личности и всего народа. Р. придавал большое значение религ. воспитанию. Большое внимание уделял Р. авторитету учителя.

Соч.: Primi prindpi di metodica, Torino, 1849. H. M. Воскресенская.

РАЙНИС ЯН

РАЙНИС ЯН (псевд.; наст, имя и фам. Янис Плиекшанс). [30.8(11.9).1865, хутор Варславаны, Дунавская волость Курляндской губ., ныне на терр. Латв. Республики, - 12.9.1929, Майори, похоронен в Риге], латыш, писатель, обществ, деятель. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1888). Работал юристом в Вильнюсе и Елгаве. С 90-х гг. 19 в. идеолог движения латыш, демокр. интеллигенции «Яуна страва» («Нового течения»). Ред. (1891-95). газ. «Диенас лапа» («Ежедневный листок»). В 1897-1903 жил в ссылке в Пскове и Слободском (Вятская губ.). С 1905 в эмиграции в Швейцарии. Вернулся в Латвию в 1920. Избирался деп. Латв. Сейма; был министром просвещения (1926-28). Рук. (с 1926). Об-ва культурных связей с Сов. Россией.

В публицистике выступал за демократизацию системы образования, введение в школах бесплатного обучения на родном языке. Считал просвещение действенным средством изменения несправедливого обществ, уклада. Позже в заметках «Рефлексии» писал, что распространение образования невозможно в условиях самодержавия и что желаемые изменения обществ, сознания и морали произойдут лишь со сменой социального строя. В трактате «Человек будущего» (1897-98). наметил воспитат. программу, исходившую из гуманистич. обществ, ценностей и идеала труженика, добросовестного и образованного, волевого и целеустремлённого. Большое значение придавал самообразованию и самовоспитанию. Один из составителей программы для нар. школы, принятой на 1-м съезде учителей Латвии (1905), организовал опытную работу педагогов по этой программе. В 1927 создал комиссию по шк. реформе, цель к-рой видел в обеспечении преемственности всех ступеней образования, последоват. изучении шк. курсов естествознания и рус. языка и в усилении эстетич. и физич. воспитания. Содействовал открытию школ для проживавших в Латвии поляков, русских, белорус-сов, евреев с преподаванием на родном языке. В 1927 организовал первую в Латвии ср. школу для рабочих; поддерживал деятельность рабочих клубов. Автор мн. стихотворений и пьес для детей. В полной мере творческое наследие Р. стало известно после выхода в свет академич. собрания его сочинений в 1986.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-3, Р., 1954; Соч., т. 1-2, М., 1955.

Лит.: Кару л с А. Я., Демократизация нар. образования, «УЗ Латв. ун-та», 1967, т. 84, в. 111; Райнис в школе. [Сб. статей], Р., 1965 (на латыш, и рус. яз.). А. Я. Каруле.

РАМУЛЬ КОНСТАНТИН

РАМУЛЬ КОНСТАНТИН (30.5.1879, Аренсбург, ныне Курессааре, Эстония, - 11.2.1975, Тарту), эст. психолог, д-р пед. наук (1939), засл. деятель науки Эст. ССР. (1964). Окончил Петерб. ун-т в 1908. Работал учителем и директором в ср. школах Эстонии (1908-19). С 1919 преподавал в Тартуском ун-те (проф. с 1928). Организовал (1921). лабораторию, где провёл исследования, положившие начало эксперим. психологии в Эстонии. Разрабатывал методику преподавания психологии в ср. школе, проблемы истории психологии и др. Пред. Эст. отделения Об-ва психологов СССР. (с I960).

Соч.: Psuhholoogia, Tartu, 1932-33; Psychologische Schulversuche, Lpz., 1936; Looma-psuhholoogia, Tallinn, 1964; в рус. пер.: Демонстрационные опыты по психологии, Тарту, 1958; Введение в методы эксперим. психологии, Тарту, 1965; Из истории психологии, Тарту, 1974. А. Ю. Эланго.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСКАЯНИЕ

РАСКАЯНИЕ - признание человеком собств. вины, осуждение им своих проступков или преступлений. Р. тесно связано с проявлением совести, чувства стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравств. самооценки личности. Р. рассматривается моральным сознанием как необходимая часть искупления. Р. может выступать в форме публичного признания собств. виновности и готовности понести наказание, в выражении сожаления по поводу содеянного и т. п. Христианская этика придавала большое значение исповеди как форме Р. В совр. обществе Р. играет существенную роль в нравств. очищении, самоусовершенствовании личности, развитии самокритики. Нарушением нравств. и правовых основ является использование готовности к Р. (особенно в несовершённых поступках). как достаточное основание для вынесения как судебного приговора, так и общественного осуждения.

А. Ю. Согомонов.

Предыдущая страница Следующая страница