Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕМ"-"НИК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕМ"-"НИК")

НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ.деятель, акад РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991) Окончил Моск. худож. ин-т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942-62) Преподавал в Моск. гор пед.ин-те им В Г Потемкина (1957-60), МГПИ (1960-62), ВГИКе (с 1962, проф. с 1990) Секр Союза художников СССР (1963-88), пред. комиссии по эстетич. воспитанию союза. Автор мн. живописных полотен на темы Вел. Отеч. войны («Земля опаленная», 1957, Третьяковская галерея, «Безымянная высота», 1961-62, и др), пейзажей («Дыхание весны», 1955, Русский музей, и др), серий портретов («Поколения» 1977- 78, и др) Инициатор создания (1991) Моск. центра худож. культуры и образования.

Опыт преподават деятельности привел H к необходимости разработки целостной программы худож. воспитания, детализованной для разл. ступеней образования. В кон. 70-х гг. H предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников. Цель такой программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами иск-ва, прежде всего изобразительного. Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитат. потенциал худож. образов, на гуманитаризацию образования. Приобщение к ценностям иск-ва, по H., происходит и при решении уч. задач из курсов естеств. и точных наук, в к-рых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познават. и этич. ценностей Формирование худож. культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по иск-ву, но и с овладением «худож. грамотностью», предполагавшей практич.худож. умения и навыки, а также с изучением истории иск- в Академич. основа разл. худож. стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по иск-ву.

Общеобразоват. школе отводилась осн. роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений иск-ва Худож. знания в этом случае - не цель обучения, а средство приобщения учащихся к иск-ву, инструмент формирования их мировоззрения. Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными худож. знаниями и навыками, в т.ч. для дальнейшего саморазвития. Новый вариант программы, получивший назв. «Изобразит.иск-во и худож. труд», создан под руководством H в 80-х гг. Он принят во мн школах Рос. Федерации Творческие и эмоционально-ценностные аспекты шк подготовки по иск-ву осмыслены в нем как один из важнейших элементов перестройки образования в условиях демократизации общества.

Автор книг о худож. творчестве, в т.ч. для педагогов и для учащихся «Солдат и подснежник» (1971), «Распахни окно» (1974) и др.

Соч: Тревоги большого пути Слово художника к интеллигенции, M 1967, Пути очеловечивания школы в кн Новое пед мыш ление под ред А В Петровского, M 1989, Концепция худож образования как фундамента системы эстетич развития учащихся в школе

M 1992, Культура, искусство, образование, M, 1993

Лит Дмитриева H А, Б M Йеменский [М, 1971], СимоновК М, Б М Неменскии Память сердца, М, 1980, Мелик ПашаевА, Судьба программы, СШ, 1987, № 10

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - образован 15 июля 1929 как национальный Входит в Рос. Федерацию Пл 176,7 тыс км2 Нас 53,9 тыс чел (1989, перепись), в т.ч. ненцы (11,9%), коми (ок 9,5%), русские (65,8%) и др. Центр - г. Нарьян-Мар (до 1935 центр находился в с Тельвиска).

С 18 в предпринимались попытки обучения детей коренного населения в Архангельской семинарии и др. уч заведениях В 1786 была открыта школа в г. Мезень (16 учащихся - ненцев).

Во 2-й пол 19 в создавались миссионерские школы (4 - к 1913) До 1917 было открыто 10 церк -приходских школ, в основном в рус. поселках (ок 200 учащихся, 15 учителей). Большинство школ было смешанным. Лишь в нек-рых школах (на о-вах Новая Земля, Колгуев, Вайгач) обучались только ненецкие дети.

В 1894 в Архангельске была создана переводя комиссия (руководитель епископ Никанор), подготовившая на основе рус. алфавита «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии» (составлен под руководством И М Сибир-цева, изд в 1895), «Книгу для обучения ненецких детей читать и писать» И Егорова (1900) Однако школы работали эпизодически, часто закрывались из-за отсутствия учеников Не было учителей, знающих ненецкий язык (занятия проводились с помощью переводчиков).

После установления сов власти открыта (1923) первая ненецкая школа в с Тельвиска (12 учащихся) В 1927 создана культбаза в с Хоседахард, ставшая центром ликвидации неграмотности и культ -просвет. работы среди кочевого населения С 1927 формировалась сеть дошк. учреждений.

С 1927 в обучении использовался рус. букварь для школ Севера (авторы В Г Богораз-Тан и С H Стебницкий) На основе единого сев. алфавита была разработана (1932) на лат графич. основе ненецкая письменность (с 1937 на рус. графике) В 1932-33 вышел первый ненецкий букварь «Новое слово» (ч 1- 2), составленный Г H Прокофьевым совм. с А II Пыреркой.

В организацию просвещения коренного нас значит. вклад внесли один из первых ненецких педагогов И II Выучейский и первый ненецкий ученый, писатель, автор ев 10 учебников и уч пособий А II Пырерка.

В 1929 функционировало 5 ненецких школ (ев 140 учащихся, 13% детей коренного нас), в 1934 - 10 школ (ев 500 учащихся, 57%), в 1938 - 15 школ (ев 1 тыс учащихся, 95,7%) С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение В нач. классах школ первые два года обучение велось на родном языке, в 3- 4-х кл. родной язык изучался как уч. предмет.

Охват обучением детей кочевников составил в 1930 - 21%, в 1932 - 52%; детей оседлого населения соответственно 63% и 99%.

В кон. 30-х гг. действовало св. 40 школ, в т. ч. 2 средние и 12 неполных средних; обучалось 4,3 тыс. учащихся. Начался переход к 7-летнему всеобучу. В 1960-63 введено всеобщее 8-летнее обучение. Росло число неполных средних и средних школ, среди них (в сер. 60-х гг.) - 24 национальных (ок. 3,5 тыс. учащихся). Реализация всеобщего ср. образования молодёжи (с 70-х гг.) была затруднена нестабильностью пед. кадров, слабой увязкой уч.-воспитат. процесса с хоз. потребностями населения.

В 1996 в 55 дошк. учреждениях (в т. ч. 13 ненецких и коми) воспитывалось 4,1 тыс. чел. Функционировало 17 начальных, 13 основных, 18 ср. школ, в т. ч. 14 ненецких и коми (5 нач., 6 неполных средних, 4 средние). Имеются санаторно-лесная, а также вспомогательная школы. Обучалось 8,3 тыс. учащихся. Работало св. 700 учителей. Св. 96% учителей ср. и ст. классов имеют высшее педагогическое образование.

Обучение ведётся на рус. языке, родной язык изучается с 1-го по 6-й кл. как самостоят. уч. предмет. Работу по совершенствованию преподавания родного языка, лит-ры и др. уч. предметов проводит лаборатория НИИ нац. проблем образования.

Подготовка пед. кадров осуществляется в Нарьян-Марском пед. уч-ще (осн. в 1931 как комплексный техникум), вузах С.-Петербурга. Имеется Дом дет. творчества, муз. школа. Действуют зоовет-техникум, ПТУ.

Лит.: Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Кузаков К. Г., Нац. округа Крайнего Севера СССР, М., 1964; Просвещение на Сов. Крайнем Севере, Л., 1958; ХомичЛ. В., Ненцы. Историко-этнографич. очерки, М. - Л., 1966. Я. И. Меляков.

НЕОГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПАЛ

НЕПАЛ - Королевство Непал, гос-во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица - Катманду

До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к-рые содержались на пожертвования прихожан (см Буддистские школы, Ламаистские школы) Обучение велось на санскрите В 1853 в Катманду открылась первая гос. школа («Дарбар скул»), в 1890 - вторая («Санскритский колледж»), доступные гл. обр. детям высш. чиновников и родовой знати В 1919 осн. «Три чандра колледж», ставший филиалом ун-та Патны (Индия) После 1918 стали основываться индийские, т и трудовые, школы в духе идей M Ганди, где наряду с общеобразоват.предметами обучали также ремеслам, основам с -х труда и др

После установления конституц монархии (1951) в стране оформилась следующая система образования низшая нач. школа (2 года), нач. школа (2 года), высшая нач. (3 года), неполная средняя (3 года), средняя школа (2 года) Школы подразделялись на 3 типа английские, санскритские и буддистские В англ. школы принимались дети независимо от пола, религии, касты и имуществ положения Обучение было совместное В течение 10 лет учащимся давали общие знания по осн. общеобразоват.предметам В санскритские школы принимались сторонники индуизма, гл. обр. члены высш. каст, осн. время посвящалось изучению санскрита и санскритской лит-ры Буддистские школы распространены преим на С страны В 1965-66 введено обязательное 5-летнее обучение (с 6 до 11 лет), однако до кон. 80-х гг. охват детей нач. обучением не превышал 80% В 1982-83 введена новая система образования 5-летние нач, 5-летние ср школы, проф. и высш. уч заведения В системе дошк. воспитания имеется небольшое число дет садов, часть к-рых дает пред-школьную подготовку

Руководство образованием осуществляет Мин-во образования В 1988 на нужды образования было выделено ок 3% всех гос. расходов Св 60% нас в 1990 считалось неграмотным 5-летнюю нач. школу посещают дети с 6 лет В ее программу входят санскрит, арифметика, география, история, гра-ждановедение, труд, физкультура В англ. и санскритских школах обучение идет на непальском яз, англ. яз изучается с 3-го кл В буддистских школах обучение ведется на родном языке, значит. внимание уделяется также изучению санскрита В 1991 в нач. школах обучалось ев 2,8 млн чел

На базе нач. школы работают неполные средние и средние общеобразоват.учреждения Срок обучения - 5 лет (неполная ср школа - 2 года, полная - 3 года) Гл. предметы математика, химия, география, история, языки (непали, невари, санскрит, английский), предметы по иск-ву, худож. деятельности, для девочек - домоводство Имеются повышенные ср уч заведения (т и промежуточные колледжи) со сроком обучения 7 лет, к-рые дают образование на уровне базового курса высшего Основные из них - «Три чандра колледж», «Дарбар колледж», «Падма Канья колледж» (все в Катманду) Нач. проф. образование дают ремесл, с -х и др. школы (2 г. после нач. обучения) В 1991 в ср и проф. уч заведениях насчитывалось ев 700 тыс учащихся

В 1959 в Катманду открыт Ун-т им Трибхувана на базе «Три чандра колледжа» (5 ф-тов, 4 ин-та) В 1986 осн. санскритский ун-т им Махендры Имеется колледж права в Катманду Учителей нач. и неполных ср школ готовит пед.колледж в Катманду (осн. в 1956), учителей ср школ - ун-т

Для подготовки специалистов пр-во широко использует помощь междунар. орг-ций и отд. стран, предоставляющих стипендии непальским студентам (ок 1 тыс в нач. 90-х гг.) для обучения за границей

Лит Совр. Непал Справочник, M, 1967, Непал история, этнография, экономика, M 1974 А А Парфенова.

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА - см. Высшая нервная деятельность.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - [24.10(5. И).1870, Москва, - 6.9.1948, Семипалатинск], психолог, возглавлявший эксперим. направление в дорев. пед. психологии, создатель первой в России лаборатории эксперим. пед. психологии (1901, С.-Петербург). Подчёркивая необходимость сближения психол. исследований и пед. практики, пытался построить педагогику на основе данных психологии (по существу - количеств, результатов лабораторных исследований); педагогику рассматривал как прикладную психологию. Идеи Н. вызвали острую полемику на Всерос. съездах по пед. психологии (1906, 1909) и эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916), инициатором к-рых он являлся. После Окт. революции работал в науч. учреждениях и вузах Москвы. Исследовал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. На 2-м Психоневрологич. съезде (1924) отстаивал принципы эмпиризма, отвергая филос. подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. Среди конкретных исследований Н. наиб. существ, значение имеют: выработка психофизиол. норм профотбора для разл. профессий; разработка методов психол. обследования детей дошк. возраста с целью различения умственной отсталости и пед. запущенности и методов массового обучения грамоте при помощи кино, сцены и радио; оценка с психофизиол. точки зрения разных видов физич. упражнений; исследования психич. утомления и др.

В 1935 на основании ложного доноса Н. был обвинён в контррев. агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском пед. ин-те.

Соч.: Ассоциация сходства, СПБ, 1905; Совр. экспериментальная психология в ее отношении к вопросам шк. обучения, т. [1]-2, СПБ, 1908-122; Очерк психологии для воспитателей и учителей, [П.]; Память человека и ее воспитание, М. -Л.

А. В. Петровский.

НЕЧАЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

НЕЧАЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 28.1.1946, Калинин), психолог, академик РАО (1992), д-р психол. наук (1988), проф. (1991). В 1969 окончил психол. ф-т МГУ. Ученик П. Я. Гальперина. С 1973 преподавал в вузах Москвы, в т. ч. в МГУ; работал в НИИ ВШ (в 1987-89 зам. директора). В 1989-92 начальник Гл. учебно-методич. управления общего среднего образования Гособразования СССР. В 1992 избран Гл. учёным секретарём РАО. Разрабатывает психологопед, проблемы непрерывного образования, вузовской подготовки специалистов. Сформулировал целостную теорию профессионального сознания как центр. категории процесса становления проф. деятельности в системе высшего образования и в высших формах проф. творчества. Под рук. Н. осуществлена комплексная разработка психол. теории высшего архитектурного образования, к-рая положена в основу его системной перестройки («Архитектура и психология», 1993, соавт.). В сфере науч. интересов Н. - методы интенсивного обучения в условиях довузовской и вузовской подготовки.

Соч.: Психолого-пед. аспекты подготовки специалистов в вузе, М., 1985; Моделирование и творчество, М., 1987; Психолого-пед. основы использования ЭВМ в уч. процессе высшей школы, М., 1987 (соред. и соавт.); Психолого-пед. основы формирования проф. деятельности, М., 1988.

НЕЧКИНА МИЛИЦА ВАСИЛЬЕВНА

НЕЧКИНА МИЛИЦА ВАСИЛЬЕВНА - [12(25).2.1901, Нежин, ныне Черниговской обл. Украины, - 16.5.1985, Москва], историк, акад. АН СССР (1958), акад. АПН СССР (1966; д. ч. АПН РСФСР с 1947). Окончила ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1921). В 1924-27 науч. сотрудник ин-тов P АНИОН; одновременно преподаватель 1-го МГУ (1924-26) и Ун-та трудящихся Востока (1925-28). В 1934-54 проф. ист. ф-та МГУ. С 1946 в Академии обществ. наук (с 1946 проф., в 1958-65 руководитель кафедры истории сов. общества). С 1935 в Ин-те истории АН СССР. Труды по истории рус. рев. движения и обществ. мысли 19 в., историографии и методологии истории, а также по истории движения декабристов. Автор и редактор первых сов. учебников по отеч. истории для высшей («История СССР», т. 2, изд. 1940, 1949, 1954; т. 1, 1956, 1964) и средней (7-8-е кл.) школы. Пред. Комиссии Президиума АПН по ист. образованию. Гос. пр. СССР (1942).

Лит.: М. В. Нечкина, М., 1987.

НИГЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат rahil - ничто) моральный, мировоззренч позиция, состоящая в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравств. и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов

В зап филос. мысли термин «Н » ввел нем писатель и философ Ф Г Якоби Это понятие использовали мн зап -европ. философы С Кьеркегор источником H считал кризис христианства и распространение «эстетич. » мироощущения Ф Ницше употреблял это понятие в социально-культурном значении, понимая под H осознание иллюзорности и несостоятельности как христ. идеи над-мирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, к-рую считал бурж версией религ. веры О Шпенглер H называл черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», к-рый в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высш. расцвета M Хайдеггер рассматривал H как магистральное движение в истории Запада, к-рое конечным следствием может иметь мировую катастрофу

В рус. культуре 2-й пол 19 в нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои крепостнич России и религ. идеологию, проповедовавших материализм и атеизм Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех рев сил 60-70-х гг, к-рым приписывались вульгарный материализм, аморализм, анархизм

Понятие «Н » используется во мн сферах деятельности людей Познавательный Н (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм)

- целесообразность гос. власти и полит орг-ций, правовой - необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) - религию, нравственный (имморализм) - общезначимое содержание морали и т. д. Н возникает вследствие разочарования в существующей духовно-идеологич.системе и распространяется на культуру вообще, включая ее общеисторические и общечеловеческие устои Нигилистич настроения усиливаются в кризисные, переломные фазы обществ.и индивидуального развития Формирование нигилистич мировоззрения обычно происходит в условиях отстраненности и отчуждения человека или социальной группы от жизни общества в целом

Носителем Н часто выступает молодежь, неадекватно реагирующая на обществ.изменения Н переходного возраста от детства к отрочеству, а затем к молодости и т и объясняется психол. особенностями каждой возрастной группы Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, к-рый не всегда соответствует дет представлениям о нем Не желая принимать реальность с ее негативными чертами, молодые люди пытаются защититься от нее с помощью Н Иногда Н является просто позой из-за желания выглядеть оригинально в глазах окружающих, но нигилистич взгляды могут стать превалирующими в нравств. позиции и послужить основой для формирования асоциальных качеств личности В своем крайнем выражении Н переходит в цинизм и аморализм

А II Скриппик

НИДЕРЛАНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ АБУ МУХАММЕД ИЛЬЯС ИБН ЮСУФ

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ АБУ МУХАММЕД ИЛЬЯС ИБН ЮСУФ (ок. 1141, Гянджа, ныне на терр. Азербайджана, - ок. 1209, там же), поэт-гуманист. и мыслитель. Писал на фарси. Обладал обширными познаниями во мн. областях, знал неск. языков. Возможно, преподавал в медресе. Получил известность как автор пяти поэм - «Пятерицы» («Хамсе»): «Сокровищница тайн» (ок. 1173-80), «Хосров и Ширин» (ок. 1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандар-наме» (ок. 1203). Уже в поэме «Сокровищница тайн» сумел воплотить глубокое познават. и нравоучит. содержание в новой худож. форме, развивавшей традиции вост. проповеди и назидат. притчи.

Преклонение перед мудростью и трудом, воплощающим знания в разумные дела,

- один из центр. мотивов, объединяющих все поэмы. Содержанием второй поэмы Н. Г. смело подчеркнул нравств. превосходство женщины над шахом Хос-ровом. Здесь выведен образ строителя Фархада, олицетворяющий труд и добродетели труженика. В поэме «Семь красавиц» показано воспитание Бахрама и превращение его из легкомысленного царевича в справедливого и разумного правителя, борющегося против произвола и насилия. Одно из лучших творений Н. Г. - «Искандар-наме»; как и предшествовавшие поэмы, содержит много фрагментов назидат. характера, а во 2-й части - серию поэтич. описаний философски насыщенных диспутов между мудрецами, а также советы, послания, переданные как бы от имени крупнейших учёных и мыслителей (излагаются взгляды Аристотеля, Фалеса, Платона, Сократа и др.). В поэме дан образ идеального правителя, в становлении к-рого решающая роль принадлежит мудрому учителю и настойчивому овладению его воспитанником знаниями. «Пятерица» знакомила, т. о., с высшими достижениями антич., визант., инд. науки, проповедовала гуманистич. идеи и высокую социальную значимость образования. Поэмы Н. Г. способствовали формированию новых нравств. и познавательно-образоват. идеалов народов Ближнего и Ср. Востока. Они оказали Значит. влияние на развитие мн. жанров мировой лит-ры, в т. ч. дидактич. и «учёной» поэзии.

Соч. в рус. пер.: Сокровищница тайн, М., 1959; Хосров и Ширин, М., 1955; Лайли и Мадж-нун, М., 1965; Семь красавиц, М., 1959; Искен-дер-наме, М., 1953; Пять поэм, М., 1968.

Лит.: Мурадханов М. А., Пед. высказывания Низами, Баку, 1947; Бертельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956; Мустафаев Дж., Филос. и этич. воззрения Низами, Баку, 1962.

Г. Ахмедов.

НИКАНДРОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

НИКАНДРОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 20.10.1936, Ленинград), педагог, организатор пед. науки, акад. РАО (1992; акад. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1974), проф. (1976). Вице-през. РАО (с 1993). През РАО с 1997. Окончил Ленингр. ун-т (1959), преподавал в ср. школе. С 1961 в Ленингр. ун-те; с 1974 зав. кафедрой педагогики высш. школы ЛГПИ им. А. И. Герцена, одновременно (с 1978) декан ф-та повышения квалификации работников образования. С 1983 в АПН; зав. лабораторией методологии педагогики, зам. директора НИИ ОП, в 1989-91 главный учёный секретарь Президиума АПН.

Осн. направления науч. исследований - сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высш. пед. школы. В работах 70-х гг. дал сравнит, анализ систем высш. образования нек-рых стран Запада («Современная высшая школа капиталистич. стран. Осн. вопросы дидактики», 1978), предложил трактовку сравнит, педагогики в единстве её описательной, объяснительной и конструктивной функций. Провёл типологизацию методол. проблем педагогики. Разрабатывал проблемы содержания высш. пед. образования и активизации познават. деятельности студентов. Соре-дактор «Международной энциклопедии образования» («The International encyclo-pediaof education», v. l-12, Oxf.).

Соч.: Программированное обучение и идеи кибернетики, М., 1970; Педагогика высшей школы, Л., 1974 (соавт.); Организация учебно-воспитат. процесса в пед. вузе, Л., 1984 (ред.); Пед. творчество, М., 1990 (соавт.).

НИКАРАГУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница