Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕЙ")

НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ

НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ - им H Г Смидовича, уч и науч. учреждение Организован в Ленинграде в 1930 с целью подготовки специалистов из среды коренного населения Крайнего Севера, а также науч. исследования языков, письменности, истории и культуры этих народов Среди инициаторов создания ин-та - ученый-этнограф В Г Бого-раз-Тан Ин-т действовал до окт 1941

В ин-те централизованно велась планомерная подготовка специалистов из представителей малочисл народов Крайнего Севера, Сибири и Д Востока, начатая еще в 1924 после создания и-та содействия народностям сев. окраин при Президиуме ВЦИК (К-т Севера) Непо-средств предшественником ин-та стало сев. отделение Ленингр ун-та, открытое в 1925. В 1926 оно было включено в состав вновь организованного Ленингр ин-та живых воет языков В 1927 сев. отделение было реорганизовано в сев. ф-т с 4-годичным сроком обучения (в 1929/30 уч г. - ев 350 учащихся - представителей 24 народностей). На базе этого ф-та был создан Ин-т народов Севера Структурно в нем выделялись уч часть и и - и ассоциация. Уч. часть до 1939 включала подготовительное и основное (давало ср проф. образование, в т.ч. педагогическое) отделения, североазиат. семинар. (вузовское звено). Срок обучения на осн. отделении 4 года, однако он часто продлевался до 5-6 лет H - и ассоциация занималась изучением языков народов Севера, разработкой проблем их письменности и уч лит-ры До 1936 ин-т находился в ведении Ученого к-та при ЦИК СССР, а затем был переподчинен Главсевморпути. В 1939 НСИ был передан в ведение Наркомпроса РСФСР и реорганизован в Пед.ин-т народов Севера. Имелась аспирантура В 1930-41 НСИ подготовил ев 300 специалистов Традиции ин-та продолжались после его закрытия

В нач. 1942 преподаватели и студенты ин-та были эвакуированы и продолжили работу на ф-те народов Севера (при Омском пед.ин-те, 1942) В 1945 ф-т народов Севера влился в Воет ф-т Ленингр ун-та, здесь были открыты подготовит курсы для учащихся, не имевших ср образования В 1948 это отделение преобразовано в ф-т народов Севера с отделениями рус. языка и литры и языков народов Севера, ист. -этнографическим и экон.-географическим В 1953 ф-т влился в отделение народов Крайнего Севера ЛГПИ им А И Герцена (с 1991 Рос. пед.ун-т), открытое в 1948 для подготовки преподавателей рус. языка, лит-ры и языков народов Севера (с 1949 введена подготовка преподавате лей естеств. -науч. дисциплин и географии, с 1951 - физики и математики).

В 1952-89 отделение окончили 1600 представителей 23 национальностей Севера (не проходили обучение лишь негидальцы, ороки, энцы) 50,4% окончивших получили специальность преподавателей языка и лит-ры, 27% - естеств. и точных наук, 18,6% - нач. классов, 1,8% - педагогики и психологии, 1,3% - истории, 0,7% - физич. воспитания

Лит. Таксами Ч М, Подготовка специалистов из среды народов Севера, в кн Осуществление ленинской нац политики у народов Крайнего Севера, М, 1971, его же, От таежных троп до Невы, Л, 1976, Совр. этнокультурное развитие народов Крайнего Севера, М, 1992 А И Кузнецов

НАСИРЭДДИН ТУСИ АБУ ДЖАФАР МУХАММЕД

НАСИРЭДДИН ТУСИ АБУ ДЖАФАР МУХАММЕД (18 2 1201, Туе, ныне на терр Ирана, - 25 6 1274, Багдад), средне-азиат. ученый-энциклопедист, педагог, гос. деятель. Получил образование в медресе в Нишапуре Жил в Кухистане и Юж Азербайджане Был советником перс и монг правителей. Автор многочисл. трудов по математике, естествознанию, философии («Комментарии к философии и логике Ибн Сины») и др. Среди его пед.соч. - «Ахлаги Насири» («Этика Насира», на яз фарси) и «Адаб-уль-мута-аллимин» («Поведение учащихся», на араб. яз) и др., в к-рых заметно влияние тщательного изучения мн. источников. «Ахлаги Насири» cв. 600 лет служил учебником нравств. воспитания в уч. заведениях Ср. и Бл. Востока. H.T. использовал в нем филос. -пед.идеи мыслителей Др. Греции, а также традиц.мусульм догматы. Большое значение придавал овладению науч. знаниями, а также к -л ремеслом, к-рое можно изучить на повседневном опыте и в практич.занятиях Рассматривал худож. лит-ру как средство нравств. воспитания. Особое внимание уделял подготовленности наставников, указывал на нравств. ценность положит. примера. H. T. руководил стр-вом Марагинской обсерватории (существовала до сер. 14 в), ставшей одним из науч. центров ср -век Востока, в к-ром работали мн ученые, собрал здесь обширную б-ку (ок 400 тыс книг и рукописей) Впервые (1260) дал систематич. изложение тригонометрии независимо от астрономии. Матем. труды H.T., известные в Европе с кон. 16 в, оказали значит. влияние на преподавание точных наук.

Соч. «Ахлаги Насири» предисл P Сул-танова, Баку, 1980 (на азерб яз)

Лит А х а д о в а М Н, Насирэддин Туей о воспитании, «Тр Самаркандского гос. ун та им А Навои», 1971, в 197, 3 а к у с в А К, Психол. воззрения Насирэддина Туей, «Тр ин-та истории и философии АН Азерб ССР», 1955 т 6 В Рахимов

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ - относительно устойчивое психич. состояние, характеризующееся наличием общего эмоциональною фона, определяющего возникновение и протекание разл. переживаний и в значит. степени влияющею на поведение человека. Н. определяется специфич. сочетанием внеш. условий жизнедеятельности человека и их соответствием его потребностям. В зависимости от того, способствуют или препятствуют к -л события удовлетворению жизненных потребностей, Н может быть как положительным, так и отрицательным Однако в отличие от ситуативно возникающих эмоций, Н определяется не к -л конкретным событием или явлением, влияющим на удовлетворение сиюминутно значимой потребности, a долговременным сочетанием внеш. условий, оказывающих влияние на удовлетворение ведущих жизненных потребностей Этим определяется относительная стабильность Н., а также его умеренная интенсивность.

Воздействие конкретных событий на мироощущение человека выступает с достаточной очевидностью, тогда как выделение в иерархии потребностей ведущих личностных установок часто требует серьёзного самоанализа. Поэтому нередко человек склонен расценивать Н. как возникающее спонтанно и непроизвольно. Распространено мнение, что Н. «властвует» над человеком и не подлежит волевому контролю и сознательной регуляции. Это мнение не совсем верно, т. к. при тщательном самоанализе возможно вскрыть причины, породившие то или иное Н. Если Н. выражается в отрицат. эмоциональном фоне («плохое Н.»), возможно раскрыть побудившие его причины и попытаться их устранить. Человек с достаточно сильной волей способен произвольно воздействовать на своё Н., стремясь, чтобы оно не оказывало отрицат. влияния на его поведение. Среди многочисл. «рецептов» управления Н., выдвинутых психологами, наиб. действенны рекомендации приложить волевое усилие для выполнения жизненно необходимой деятельности; в итоге будет достигнут результат, способный привести к положит. сдвигам Н. Рекомендуют также контролировать внеш. проявления эмоций, подавлять негативные реакции и стремиться вести себя в соответствии с желаемым уровнем Н. Умение управлять своим Н. формируется постепенно и выступает одной из целей воспитания. Это умение является необходимой составляющей пед. такта и выступает важным условием эффективности уч.-воспитат. процесса.

Лит. см. при ст. Эмоции. С. С. Степанов.

НАСЫРИ, КАЮМ

НАСЫРИ, КАЮМ - [2(14).2.1825, дер. Верхние Ширданы, ныне Зеленодольского р-на Татарии, - 20.8(2.9). 1902, Казань], тат. учёный, просветитель и педагог. Учился в 1841- 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун-та. В 1855- 70 преподавал тат. яз. в рус. Казанском духовном уч-ще, семинарии и академии, в 1870-76 учительствовал в открытом им первом рус.-тат. нач. училище в Казани. С 1876 занимался науч.-пед., лит. и издат. деятельностью. Д. ч. (с 1885) Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.

Пед. взгляды Н. сложились под влиянием рус. педагогики 60-х гг. 19 в., трудов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основой шк. обучения считал родной язык. Впервые начал науч. разработку проблем преподавания тат. языка и его методики, составил и издал науч. «Грамматику» тат. языка (1894), «Толковый словарь тат. языка» (ч. 1-2, 1895-96) и учебники для нач. обучения «Правила правописания» («Кавагыйде китабэт», 1892), «Слог или Букварь» («Ижек яки элифба», 1894). Рус. язык Н. считал обя-зат. уч. предметом для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар рус. языку, составил учебники рус. яз. для татар: «Рус. чтение» («Кыйраэте рус», 1889), «Образец или грамматика» (Нэмунэ яки энмузэж, 1891), и уч. тат.-рус. (1875) и рус.-тат. словари (1892). Ко мн. учебникам написал метод. введения. Составил для тат. школ первые учебники на родном языке по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др., создал тат. уч. терминологию по этим предметам. Н. - зачинатель тат. дет. лит-ры (см.: «На досуге» - «Буш вакыт», 1860). Мн. пед. идеи Н. изложены в «Книге о воспитании» («Тэрбия китабы», 1891), «Сокращённой книге по этике» («Эхлак риса-лэсе сэгыйрь», 1884), «Большой книге по этике» («Эхлак рисалэсе кэбир», 1890). Автор статей на пед. темы в издававшихся им тат. календарях (1871-97).

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., Каз., 1977.

Лит.: Выдающийся просветитель К. Насыри [Сб. к 150-летию со дня рождения], Каз., 1976; Ханбиков Я. И. Выдающийся просветитель и педагог, СП, 1975, Х 8.

Я. И. Ханбиков.

НАТАЛИ ВЛАДИМИР ФРАНКОВИЧ

НАТАЛИ ВЛАДИМИР ФРАНКОВИЧ - [29.8(10.9).1890, Харьков, - 6.11.1965, Москва], биолог, педагог, проф. (1934), дер биол. наук (1940), д. ч. АПН РСФСР (1947). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Харьковского ун-та. С 1913 в Москве (до 1919 работал в лаборатории эксперим. биологии и преподавал в ср. уч. заведениях). В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Моск. пед. биостанцию, ставшую метод. центром, объединившим учителей-биологов. Создал при станции лабораторию, где под его руководством проводились исследования по эксперим. зоологии и генетике. С 1919 преподавал в высш. школе: в Калининском пед. ин-те (до 1921), в 1921-60 в МГПИ им. В. И. Ленина и МОПИ им. Н. К. Крупской, вёл курсы общей биологии, зоологии беспозвоночных, дарвинизма и генетики. Осн. труды в области эксперим. зоологии и генетики, общей биологии. Автор учебников и метод. пособий для ср. школы и вузов.

Соч.: Естествознание в новой школе, М. 1923; Моск. пед. биостанция, М., 1925; Зоология, M-Л., 1928; Общая биология, ч. 1-2, М.-Л, 1930; Генетика, М.-Л., 1931; Генетика. Учебник для высш. пед. уч. заведений, М.,

1934; Классные практич. работы по зоологии в ср школе, ч.1-2, М., 1953-54; Животные в уголке живой природы, М., 1955; Зоология беспозвоночных, M.; Зоология. Пособие для уч-ся 6 кл. вечерней (сменной) общеобразоват. школы, M.; Осн. вопросы генетики, М., 1967. С. Г Степанов.

НАТОРП ПАУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТОШЕВИЧ ДЖОРДЖЕ

НАТОШЕВИЧ ДЖОРДЖЕ (19.7.1821, Сланкамен, - 11.7.1887, Кар-ловац), серб, врач и педагог. Занимался врачебной деятельностью в г. Нови Сад и одновременно самостоятельно изучал педагогику. Преподаватель, а затем директор гимназии в Нови Саде. С 1857 шк. советник и гл. инспектор ведомства серб, автономных школ Венг. королевства Австр. империи. Автор «Высшего королевского указа» о статусе серб, школ в королевстве, в соответствии с к-рым они были подчинены общинно-церковным органам самоуправления.

Работал референтом Мин-ва просвещения Серб, княжества (1866-69).

Основатель и редактор серб. пед. журн. «Школский листь» (1858), к-рый издавался в гг. Сомбор и Нови Сад.

В пед. деятельности Н. отстаивал право обучения детей на родном языке, принципы наглядности и доступности, высказывался за развитие самодеятельности учеников. Принимал активное участие в реформировании нач. обучения, стремясь углубить его общеобразоват. содержание. Усовершенствовал методики обучения чтению и счёту. Начинания Н. в области практики нач. образования нашли отражение в разработанном им «Руководстве по преподаванию нач. знаний для учителей народных школ в австрийской империи» (1858), а также в кн. «Наука о познании» (). В ней подчёркивалось, что всякое обучение должно сопровождаться пониманием того, что изучается, самостоятельностью учащихся и строиться на систематизиров. уч. материале. Написанный Н. «Букварь» (1870) стал фактически учебником родного языка для первых лет обучения в нач. школе и получил широкое распространение в серб, школах не только Австрии, Венгрии и Хорватии, но и Ото-манской империи, а также в Сербском и Черногорском княжествах.

Лит. Щоpтeвич Ж., Васпитание у срба, Белград, 1958. Д. П. Мансфельд.

НАУМОВИЧ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ

НАУМОВИЧ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ - [26.1.1828, Козлов, ныне в Тернополь-ской обл. Украины, - 16(28).8.1891, Новороссийск; похоронен в Киеве], обществ. деятель Галиции, писатель, издатель. Род. в семье учителя. Окончил гимназию (1844) и духовную семинарию (1848) во Львове. В 1848-49 стал одним из активных участников выступлений против нац. дискриминации австр. властями коренного населения Галиции. Н., с 1851 униатский священник, вначале разделял программу польск. нац. движения, позднее примкнул к т. и, галицко-рус. партии. В 1871 издавал в Коломые газ. «Русская рада», положившую начало популярной лит-ре на галицко-рус. наречии. В 1874 избран пред. Об-ва им. М. Качковского (мецената, пожертвовавшего Значит. суммы на просвещение крестьян-русинов). Об-во открывало нач. школы с обучением на родном языке, читальни, певческие кружки, выпускало буквари и нравоучит. лит-ру, пропагандировало труды, доказывавшие самобытность культуры рус. населения Галиции. Деятельность об-ва познакомила крестьян Галиции с соч. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и др. писателей России и вела к распространению литературного рус. языка.

Н. избирался деп. Галицийского сейма (Львов) и австр. парламента. Отстаивая интересы рус. населения (по численности второй после поляков этнич. группы Галиции), он требовал для рус. языка равных прав с польским (к-рый в 60-е гг. 19 в. допущен как язык обучения в школах и разрешён в местном самоуправлении). Ходатайствовал об открытии рус. учительских семинарии и гимназии. В 1882 Н. привлечён австр. властями к суду по обвинению в гос. измене. Был лишён сана и прихода. В 1885 перешёл в православие. В основанном им журн. «Наука» (1883; до 1885 выходил во Львове, в 1886-1903 - в Вене) были опубликованы мн. стихи, рассказы, публицистич. выступления Н. Он считал гл. своей целью нравств. воспитание детей, залогом к-рого выступает правильное воспитание родителей, их христ. вера, знание истории России, хоз. умения. Был близок славянофилам, состоял в переписке со мн. деятелями рус. культуры. Н. - убеждённый сторонник единства в православной вере рус. и укр. народов, представителями укр. нац. движения причислялся к партии т. н. москвофилов.

В кон. 80-х гг. Н. переехал в Киев; получил должность епархиального миссионера. Занимался лит. деятельностью. Нар. календари Н. за 1890, 1891 с книжными приложениями изданы на рус. яз. Свящ. Синодом в Петербурге, распространялись в зап. губерниях России и в Царстве Польском. Автор книг «Исторический очерк унии» (1889), «Червонная Русь, её прошлое и настоящее» (1890).

Соч.: Сочинения для народа галицко-рус-ского священника отца Иоанна Наумовича, кн. 1-3, М., 1885; Беседы пастыря, СПБ; Собр. соч. Повести и рассказы, т. 1, кн. 1-3, Львов, 1926-27.

Лит.: Соколов И., Протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович, СПБ, 1894; Мончаловский О. А., Житие и деятельность Ивана Наумовича, Львов, 1899; Аристов Ф. Ф., Иван Григорьевич Наумович, «Русский архив», 1913, № 7; В а в p и к В. Р., Просветитель Галицкой Руси Иван Наумович, Львов - Прага, 1926. Т. Ф. Аристова.

НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ - устойчивое и целесообразное изменение физич. и психич. деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врождёнными физич. реакциями организма. У животных достигается за счёт выработки условных рефлексов. На этой основе у ребёнка Н. может иметь место уже в первые 3 нед. жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. возраста Н. - следствие и прямой результат учения; оно заключается в усвоении знаний и формировании определённых действий. По разным основаниям выделяют разл. виды Н. При ассоциативном Н. в психике отражаются элементы (части или свойства) предметов и действий, а само Н. заключается в связывании этих элементов в сознании на основе их связей в действительности При интеллектуальном H предметом отражения являются сами связи, структуры и отношения Высшая форма интеллектуального H - H мышлению, к-рое заключается в формировании умственных действий, отражении осн. операций, с помощью к-рых познаются важнейшие отношения действительности Оперант-ное H - процесс, в результате к-рого определенные реакции организма приобретают большую частоту и интенсивность с течением времени и вследствие подкрепления Перцептивное H - изменение восприятия, достигнутое путем обучающего воздействия, а также любые случаи самообучения актам восприятия, к-рые не могут быть отнесены на счет биол.созревания Моторное H предусматривает расширение программ практич. двигат действий, предполагает активную практич.деятельность (поиск и опробование подходящих движений, контроль их результатов и сопоставление с целью) Сенсорное H - освоение новых значимых свойств предметов и явлений и формирование реакций, адекватных этим свойствам Механизм сенсорного H обнаруживается у большинства живых существ и у человека на ранних стадиях онтогенеза - это механизм образования условных рефлексов Примером может служить различение детьми цветов, форм, звуков речи Сенсомотор-ное H имеет место, когда задачи и результаты сенсорного и моторного H одинаково существенны Примеры сен-сомоторного H - доставание и перемещение ребенком предметов, преодоление препятствий при ходьбе и т и Смысл сенсомоторного H для человека в H соз-нат целенаправл действиям Выделяют также случайное (попутное) H, к-рое происходит в ходе деятельности, не имеющей H прямой целью При нем заучивается гл. обр. то, что связано с достижением осн. целей деятельности Такое непреднамеренное H не может заменить спец. целенаправл уч деятельности, но может быть использовано как средство, ее облегчающее

Лит Липситт Л П, Научение на первом году жизни, в кн Изучение развития и поведения детей [Сб ст, пер с англ], M, 1966, ВенгерЛ А Восприятие и обуче ние, M, 1969, Ительсон Л Б, Лекции по совр. проблемам психологии обучения, Вла димир, 1972

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНОСТЬ

НАУЧНОСТЬ - , один из принципов обучения Ориентирует на усвоение конкретного, преим через обобщенные теоретич. знания.

Принцип H. как самостоятельный впервые в отечественной дидактике сформулировал (1950) M H Скаткин Осн. требования H соответствие содержания образования уровню совр. науки, создание у учащихся представлений об общих методах науч. познания, показ важнейших закономерностей процесса познания (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях). Принцип H. регулирует и всю процессуальную сторону обучения (этапы, методы и формы организации уч деятельности) H. предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе ист. развития, соответствие науч. трактовок изучаемых явлений реальным уч. -познават. возможностям учащихся Совершенствование содержания образования направлено на повышение роли теоретич. мышления учащихся и связано со специфич. наполнением и структурой уч предметов. В их содержании должны быть представлены не только знания, умения и навыки, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Важное место в реализации принципа H занимает приобщение учащихся к посильной исследоват.деятельности, в т.ч. через факультативные занятия, кружки по интересам и т и Привлечение к подобным занятиям науч. работников и специалистов повышает их науч. -практич. значимость.

Принцип H. ориентирует на сотрудничество учителя и учащихся, на единство пед.руководства уч. деятельностью и развития их самодеятельности, постепенный переход от обучения к самообразованию, превращение школьника в активного субъекта уч. -воспитат. процесса, способного добывать знания, овладевать умениями и творчески применять их для решения познават. и практич.задач. Такая организация процесса обучения предполагает использование в дидактике и практике обучения данных смежных наук - психологии, кибернетики, эргономики и др. Принцип H предполагает широкое применение технических средств обучения.

Лит Загвязинский В И, О совр. трактовке дидактич. принципов СП, 1978, №10, ШапоринскийС А Обучение и науч. познание, M, 1981, Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина, M, Теоретич. основы содержания общего ср образования, M, 1983, Теоретич. основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 M H Скаткин

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕБОЛСИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

НЕБОЛСИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - [30.4(12.5). 1842, Петербург, - 28.1(10.2).1917, там же], деятель проф. образования в России. По окончании Александровского лицея (1862) служил в Центр. статистич. к-те, затем в мин-вах: финансов, нар. просвещения, торговли и пром-сти. Преподавал в воскресных школах ещё будучи лицеистом, организовал одну из первых нар. читален.

С 1872 чл. Пост, комиссии по техн. образованию при Русском техническом обществе, с 1874 товарищ председателя, а с 1887 её бессменный председатель. Чл. Уч. совета Мин-ва нар. просвещения по техн. и проф. образованию. Организатор и редактор пед. журн. «Техн. образование» (1892-1916; с 1908 «Техн. и коммерч. образование»). Н. принадлежала инициатива созыва Всерос. съездов рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1892/93, 1895/96, 1903/04), на к-рых он выступал с докладами принципиального значения, а также организации выставок уч. заведений и экспертизы их продукции. Благодаря деятельности Н. произошло Значит. расширение сети и типов уч. заведений РТО, увеличение контингента учащихся-рабочих и их детей, упрочение обществ.-гос. характера образоват. учреждений РТО (школ, курсов, музеев и др.), улучшение их финансирования. Эти меры по развитию рабочего образования Н. рассматривал как важный фактор подъёма уровня рос. пром-сти, общей и проф. культуры фабричного и заводского населения.

Организаторская деятельность и идеи Н. способствовали формированию обществ.-пед. движения в области проф. образования, развитию демокр. концепции подготовки квалифициров. рабочих. Связь дет. труда и ученичества с общим и проф. обучением детей- и подростков-рабочих - одна из гл. идей Н. Он отстаивал совершенствование фабричного законодательства о труде и обучении детей-рабочих, повышение возраста начала проф. образования до 14-15 лет, введение налога на фабрикантов для шк. обучения малолетних рабочих, развитие вечерне-воскресного обучения. В соединении обучения детей-рабочих с их работой в мастерских, общего и проф. обучения взрослых рабочих с их трудом Н. видел средство преодоления пороков ученичества, приводивших к одностороннему развитию личности. Им предложен новый тип высш. нар. уч-ща для подготовки окончивших нач. нар. уч-ща к низшему проф. образованию, профори-ентационной теоретич. и практич. деятельности со сроком 2-3 года, а также 2-летних подготовит.-проф. школ для подростков 15-18 лет. В уч. заведениях РТО он рекомендовал шире преподавать «язык техники» (черчение и рисование), использовать образцы производств. продукции, модели, макеты машин и механизмов.

Н. поддерживал обществ.-пед. движение земств и гор. об- в по созданию проф. уч. заведений, подготовке выпускников нач. нар. уч-щ для обучения ремеслу, ставил вопросы упорядочения процедуры присуждения званий подмастерья и мастера, социальной защиты права на квалификацию для выпускников низших проф. уч-щ и др. Журн. «Техн. образование» освещал мировой опыт подготовки специалистов, объединял лучшие силы учёных, педагогов-инженеров, предпринимателей. Н. рассматривал проф. образование как дело не только гос-ва, но прежде всего рос. общества, одним из источников экон. силы России.

Соч.: О техн. образовании в Германии, [СПБ], 1872; Историко-статистич. очерк общего и спец. образования в России, СПБ, 1883 (ред.); Шк. обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах, СПБ, 1891; E. H. Андреев и его труды по вопросам техн. образования, в сб.: Памяти E. H. Андреева, СПБ, 1892; Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ; О необходимости распространения Закона о работе и обучении малолетних на ремесл. заведения, Н.-Новгород, 1896.

Лит.: Корольков H. M., Краткий обзор деятельности Пост, комиссии по техн. образованию, СПБ, 1912; Шабаева М., Поборник просвещения народа. К 120-летию со дня рождения А. Г. Неболсина, НО, 1962, № 5; Павлов Д., Организатор просвещения рабочих, ПТО, 1972, J 12; К у з м и и Н., Техн. образование: страницы былого, ПТО, 1982, № 10.

Е. Г. Осовский, О. Б. Кирьянова.

НЕБЫЛИЦЫН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

НЕБЫЛИЦЫН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (21.8.1930, Троицк Челябинской обл., - 1.10.1972, Сочи), психолог, ч.-к. АПН СССР (1967), д-р пед. наук (1966), проф. (1968). Окончил МГУ (1952). В 1952-54 работал в Дагестанском ин-те усовершенствования учителей. С 1954 в НИИ ОПП (с 1965 зам. директора). Ученик и последователь Б. М. Теплова, развил его исследоват. программу по психофизиологии индивидуальных различий, обосновал гипотезу об обратной зависимости между силой нервной системы (по И. П. Павлову) и чувствительностью. Разрабатывал проблему свойств нервной системы и их физиол. субстрата; проанализировал роль нервной системы в индивиду ально-психо л. своеобразии деятельности (трудовой, учебной и др.); предложил оригинальную трактовку темперамента. Трудами науч. школы Теплова - Н. заложены основы нового науч. направления - дифференциальной психофизиологии. Внедрение Н. факторного анализа и электроэнцефалографич. методов в исследование физиол. основ индивидуально-психол. различий имеет важное значение для психодиагностики.

Соч.: Осн. свойства нервной системы человека, М., 1966; Психофизиол. исследования индивидуальных различий, М., 1976.

В. В. Умрихин.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ (от лат negatio - отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям, форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Понятие «Н » первоначально употреблялось лишь в отношении патологич.явлений, возникающих при нек-рых психич. заболеваниях. В совр. психологии и педагогике оно употребляется для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. д. может проявляться в разл. форме в детских капризах, грубости либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный Н.д. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, при активном Н.д. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н.д. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психол. основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к.-л. существенных для него потребностей социального характера потребности в общении, эмоциональном контакте, в одобрении, уважении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию.

Слабой формой Н д является упрямство. Однако в отличие от Н.д. оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям.

Н.д. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь коллектива могут устранить или значительно смягчить Н. д. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы каждого конкретного ребенка.

НЕЙМАН ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ

НЕЙМАН ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ - [6(19) 1 1902, Оренбург, - 4 3 1977, Москва], оториноларинголог, д-р мед. наук (1961), проф. (1963) Окончил мед ф-т 2-го МГУ (1925) В 1941-46 организатор (1941), руководитель (до 1946) специализиров. госпиталя для раненых с нарушениями слуха и речи В 1949-62 - в НИИ дефектологии, с 1962 зав. кафедрой дефектологии МГЗПИ. Труды по проблемам иссл. слуховой функции у глухих и слабослышащих и ее использования в пед. процессе спец. школ, по созданию аудиолого-пед.классификации детей с недостатками слуха.

Соч: Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, M, 1961, Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, M, 1961 (соавт), Руководство по клинич аудиологии, M, 1962 (соавт), Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, M, 19774

Лит Л В Нейман (К 70-летию со дня рождения), «Дефектология», 1972, [№] 1, Памяти профессора Л В Неймана, «Вестник оториноларингологии», 1977, № 5

Г Л Зайцева

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психич. процессов и их связь с отд. системами головного мозга. Включает 5 самостоят. направлений клиническое, экспериментальное, реабилитационное, психофизиологическое и дет возраста Развивалась в рамках неврологии и общей психологии Достижения школы H под руководством А Р Лурии значительно изменили ее роль из прикладной отрасли H превратилась в самостоят. науку, способную давать ценную информацию о природе и строении высших психич. функций человека Это подготовило переход H от клинич. анализа нарушений отд. психич. процессов к анализу сложных форм поведения, связанных с понятием личности Совр. H исходит из положения о том, что психич. функции - это не первичные, далее неразложимые свойства психич. жизни, не четко отграниченные отправления к -л отд. органа, отд. участка мозга, а виды приспособит деятельности, включающие в себя разл. процессы в их разнообразных взаимоотношениях друг с другом Формы психич. деятельности, сформировавшиеся в процессе обществ.развития, не локализованы в узко ограниченных участках (центрах) коры головного мозга, а представляют сложные функциональные системы, в существовании к-рых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга Каждый участок мозга вносит специфич. вклад в построение этой системы, в выполнении сложных форм психич. деятельности участвует весь мозг.

H. имеет важное значение для понимания механизмов психич. процессов. Одновременно, анализируя нарушения психич. деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, H. помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психол. квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановит. обучения. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психич. функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психич. функций (отмеченные еще Л С Выготским).

Новые направления в H. - изучение нарушений познават. процессов (гл. обр. памяти, восприятия) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихол. подхода на эмоционально-личностную сферу.

T В Ахутина

Предыдущая страница Следующая страница