Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

НАБЛЮДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАБОКОВ МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ

НАБОКОВ МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ - [13(25).4.1887, Москва, - 14.3.1960, там же], астроном, методист, канд. физ.-мат. наук (1935). Окончил Моск. ун-т (1910), преподавал физику и космографию в гимназиях и техн. уч-щах. С 1921 в МГУ, в 1933-34 читал курс лекций по методике преподавания астрономии; проф. Витебского (1937-41), Ульяновского (1941-43) пед. ин-тов и Белорус, ун-та (1943-48). С 1948 науч. консультант Моск. планетария, с деятельностью к-рого был связан с 1929 (разработал тематику лекций по астрономии для школьников). Н. - автор рабочих книг и учебников по астрономии для школ I и II ступени, в т. ч. первого в СССР стабильного учебника по астрономии для 10-х кл. (1935, совм. с Б. А. Воронцовым-Вельяминовым). Исследовал методику организации и проведения астрономич. наблюдений и проблемы разработки наглядных пособий по астрономии. Наибольшую известность получили зонт Н. с изображением околополюсных созвездий и глобус, моделирующий освещение Земли Солнцем.

Соч.: Астрономич. наблюдения с биноклем, М. - Л., 1928; Астрономия как уч. предмет в школе, «Мироведение», 1937, т. 26, № 6; Методика преподавания астрономии в ср. школе, М., 1947; M.; Очерк истории преподавания астрономии в ср. школе в России и в СССР, в кн.: Историко-астрономич. исследования, в. 1, М., 1955.

Лит.: M. E. Набоков, в сб.: Астрономич. календарь. Ежегодник. 1961, в. 64, М., 1960; Л у цк и и В. К., История астрономич. обществ. организаций в СССР, М., 1982. Е. К. Страут.

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА - Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техн. уч. заведение с базовой матем. подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге, куда были переведены ст. ученики и большая часть педагогов, и Н. ш. в Москве, где в качестве центра матем. подготовки действовала до 1752.

Пётр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на рус. службу первых преподавателей Н. ш.: А. Д. Фарварсона, инструкторов по навигации - выпускников лондонской Королевской матем. школы С. Гвина (1683- 1720) и Р. Грейса (1681-1711). В 1701 в штат был принят Л. Ф. Магницкий, ведавший всеми адм. делами школы.

Первый набор учеников составил 200 чел.; к моменту разделения в Н. ш. числилось 500 чел., получавших содержание «от казны» (к-рое зависело от успеваемости и ступени обучения). Большинство учеников составляли дети горожан (приказных, посадских, духовенства) в возрасте от 14 до 20 лет. Уч. цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику с элементами геометрии, тригонометрии, астрономии и физ. географии, практич. навигацию. Ученики проходили весь цикл обучения в основном за три года.

Для дальнейшей специализации выпускников, получивших базовую подготовку в Н. ш., отправляли для практики в морском деле на флот (в России и за границу - впервые в 1706 - ок. 30 чел., впоследствии до 50 чел. ежегодно), на геодезические (прокладка дорог, «вы-меривание» планов и «ландкарт») и архи-тектурно-строит. работы. Указом 1714 выпускники Н. ш. направлялись также учителями в провинциальные цифирные школы. С организацией в Москве новых проф. уч. заведений (Артиллерийская, Инженерная школы) ученики последних проходили нач. матем. подготовку в Сухаревой башне.

Специально для Н. ш. впервые в истории рус. просвещения были подготовлены печатные уч. пособия: «Арифметика» Магницкого (1703), «Таблицы логарифмов и синусов» Фарварсона, Гвина и Магницкого (1714), использовались и рукописные учебники. Ученики получали практич. навыки в черчении и пользовании навигацкими и геодезич. инструментами (в составе Н. ш. была инструментальная мастерская). В 1702- 03) Сухарева башня была специально достроена для нужд школы: в одной из палат жили ученики, не имевшие жилья, в других кроме классов находились «покои» для т. н. иноземных учителей.

Сохранившиеся сведения свидетельствуют о высоком уровне успеваемости и относит, стабильности состава учеников. Воспитанников не только штрафовали за прогулы, но и поощряли выплатами содержания вперёд. Единовременно пособия выдавались учащимся «по случаям» (в связи с пожаром, рождением детей, стр-вом дома и пр.). Лучшие ученики помогали в организации уч. процесса; существовала должность старосты.

С 10-х гг. 18 в. Н. ш. постепенно приобретала черты закрытого сословного уч. заведения (спец. указы устанавливали процент для дворян). С ликвидацией школы в Сухаревой башне петерб. Морская академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, сугубо дворянский по составу учащихся.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет, СПБ, 1852; Голубцова М. А., Моск. школа Петровской эпохи, в кн.: Москва в ее прошлом и настоящем, т. 7, М., 1908; Флеровская М. А., Навигацкая школа, «Вопросы истории», 1973, № 10; Hans N., The Moscow school of mathematics and navigation, «Slavonic Review», 1951, v. 29, № 73. А. В. Лаврентьев.

НАВОИ, АЛИШЕР НАВОИ, НИЗАМАДДИН МИР АЛИШЕР

НАВОИ, АЛИШЕР НАВОИ, НИЗАМАДДИН МИР АЛИШЕР (9.2.1441, Герат, - 3.1.1501, там же), узб. поэт, мыслитель, гос. деятель, родоначальник узб. лит-ры. Родился в семье богатого чиновника. Учился в медресе в Мешхеде, Самарканде, Герате. В 1468-76 был приближённым Хусейна Байкары, султана Хорасана. Выйдя в отставку, накопленное богатство тратил на стр-во зданий, в т. ч. для медресе. Писал на перс., староузб. языках. Собрал в своём доме кружок поэтов, художников и учёных, к-рым покровительствовал. Просветит. устремления Н. с наибольшей полнотой выражены в его гл. соч. - «Хамсе» («Пятери-ца», созданном в 1483-85 и охватывающем поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера»). Мн. стихи «Хамсе» посвящены проповеди нравств. совершенствования, вопросам обучения и воспитания. В нач. (философскую по содержанию) поэму включён ряд притч и бесед, в к-рых в завуалиров. форме дана критика традиц. морали. Н. считал, что нравств. воспитание должно формировать скромность и верность и способствовать исправлению характера; для этого необходимо следовать примеру достойного учителя. Поэма «Лейли и Меджнун» - разработка традиц. сюжета о влюблённых - страстное обличение бездушного отношения к человеку. В третьей поэме Н., обратившись к фольклорным источникам и худож. приёмам, создал образ героя-богатыря Фархада, борца со злом и защитника справедливости, сочетающего в себе высокую мудрость и любовь к труду. В четвёртой поэме Н. обличал праздность. Заключит. поэма излагает историю становления идеального правителя под руководством мудрого наставника. Александр Македонский представлен здесь как образец гос. деятеля. Свод лирич. стихов Н. в жанре газелей «Сокровищница мыслей» (1498-99) собран и расположен им в соответствии с 4 возрастными этапами жизни: «Диваны детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости».

Вопросы просвещения затронуты и в др. произв. Н. Поэма «Спор двух языков» (1499) посвящена защите староузб. яз. и утверждает право народа пользоваться разговорным языком для своего культурного развития. Н. впервые стал использовать староузб. яз. в поэзии. Мн. строки произведений Н. стали поговорками. Соч. Н. оказали Значит. влияние на формирование лит-р Ср. Азии.

Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-10, Таш., 1968-70.

Лит.: Бсpтслс Е. Э., Навои, опыт творч. биографии, М.-Л., 1948; 3ахидов В., Мир идей и образов А. Навои, Таш., 1961; Хусанходжаев И., А. Навои, СП,1968,№3; С ви д и и а Е. Д., А. Навои. Биобиблиография (1917-1966), Таш., 1968.

X. Рахимов.

НАВРОЧИНЬСКИЙ БОГДАН РОМАН

НАВРОЧИНЬСКИЙ БОГДАН РОМАН (9.4.1882 - 17.1.1974, Варшава), польск. педагог. Проф. Варшавского ун-та (1936), чл. Польск. АН (1939). В 1905 окончил юрид. ф-т Варшавского унта. В 1906-08 в Берлине и Лейпциге изучал философию и психологию. С 1909 преподавал в школах, работал в Об-ве польск. учителей, был редактором изданий этого об-ва: «Воспитание дома и в школе» («Wychowanie w Domu i w Szko-le») и «Педагогическое обозрение» («Przeglad Pedagogiczny»). Защитил докторскую дисс. по философии во Львовском ун-те (1914). В 1917-24 преподавал в Гос. пед. ин-те, инспектор ср. школ в Мин-ве вероисповеданий и нар. просвещения. С 1924 работал на кафедре педагогики Варшавского ун-та (проректор в 1945-48). В годы 2-й мировой войны был одним из организаторов системы тайного образования для поляков в Варшаве и Ченстохове. Предложил концепцию обучения в ср. школе, основанную на принципах педагогики культуры, дидактич. систему, ориентированную на индивидуализацию обучения и подготовку учащегося к самостоят. творческому труду. Этой системе посвящены многие пед. соч. Н., в т. ч. фундам. труд «Основы обучения» («Zasady nauczania», 1930), многократно переиздававшийся в ПНР в 40-50-х гг. Высказывался за широкое применение в педагогике и шк. практике экспериментальных методов исследования. Исследовал историю школы и пед. мысли в Польше и в Зап. Европе.

Соч.: О zawodzie nauczyciela, Warsz., 1929; Polska myal pedagogiczna, Lwow - Warsz., 1938; Nasza walka o szkok; polska, t. l-2, Warsz., 1932-34; Wspotezesne prady pedagogiczne, Warsz., 1947; Zycie duchowe, Krakow - Warsz., 1947; O wychowaniu i wychowawcach, Warsz., 1968.

Лит.: Zycie i dorobek naukowy B. Nawro-czynskiego, «Kwartalnik Pedagogiczny», 1962, №3.

M. Шетэля.

НАВЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАГЛЯДНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЕЖДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЬ ЛАСЛО

НАДЬ ЛАСЛО (27.6.1857 - 25.2.1931, Будапешт), венг. психолог и педагог. Окончил Будапештский ун-т. Преподавал педагогику в пед. уч-ще (Будапешт). Н. - организатор и участник 2-го Общего конгресса по вопросам нар. образования (1896), инициатор создания в Будапеште Комитета (1903) и Об-ва (1906) для изучения детей, ред. журн. «Ребёнок» («A Gyermek», 1907). Организатор междунар. науч. конгрессов по изучению ребёнка (Гамбург, 1908) и эксперим. психологии (Берлин, 1912). Впервые в стране Н. создал при пед. уч-ще психолого-пед. эксперим. лабораторию (1909). Организатор (1922) и до конца жизни руководитель Пед. семинара в Будапеште.

Н. оказал значительное влияние на распространение движения нового воспитания в Венгрии (1920-30), содействовал организации в Венгрии исследований по дефектологии. В период реформ образования после провозглашения Венгрии республикой разработал проект единой 8-летней общеобразовательной школы.

Центральным вопросом формирования личности Н. считал интерес, благодаря к-рому воспитываются характер и воля человека. Он различал естеств. и искусств, мотивы интереса, относя к последним воспитание и обучение. Отказавшись от следования «формальным ступеням» И. Гербарта, Н. рассматривал как оптимальные для образования человека свободное воздействие внешних влияний через направленный интерес. Обучение, по его мнению, должно строиться соответственно разным ступеням развития дет. интереса. Особенно большое значение Н. придавал практич. деятельности школьников, несколько переоценивал спонтанность в проявлении интереса ребёнка к обучению.

Соч.: Psychologie des kindlichen Interesses, Lpz., 1912; Enseignement de la pedologie pour les pedagogues, les medecins et le personel des tribu-naux pour lenfance. Brux., 1912; A haboru es a gyermeki lelek, Bdpst, 1915; A magyar kozok-tatas reformtervezete, Bdpst, 1919; Didaktika gyermekfejlodestani alapon, Bdpst, 1921; A tehetseg tolektani problemai, Bdpst, 1930.

Д. П. Мансфельд.

НАЗАРЯН СТЕПАН

НАЗАРЯН СТЕПАН - [15(27).5.1812, Тбилиси, - 27.4(9.5).1879, Москва], просветитель, педагог, публицист. Учился в в Нерсесянском уч-ще в Тифлисе. Окончил Дерптский ун-т (1840), преподавал в Казанском ун-те (адъюнкт-проф. с 1842), Лазаревском ин-те в Москве (проф. с 1849). Возглавил в 50-е гг. арм. просветит. движение. Основатель и редактор журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», 1858-64, Москва), в к-ром выступал со статьями о просвещении народа, к-рое считал единств, формой борьбы со всяким злом. Высоко оценивал образоват. возможности разговорного арм. языка ашхарабар в просвещении народа. Наравне с нар. языком условием единства и нац. независимости армян считал религию. Многие либеральные надежды связывал с Россией. Свои просветит. идеи хотел претворить в жизнь через школу. Он призывал обучать арм. детей только на родном языке в школе нового типа, откуда, как он писал, нужно начинать возрождение арм. народа. Н. - автор науч. соч. («Слово об эксперим. психологии», 1846, и др.), статей по проблемам жизни школы, обучения и воспитания. Шк. учебники Н. - «Первая и духовная пища для арм. детей» (1853), «Вестник нового арм. языка» (ч. 1-2, 1857), «Теоретич. и практич. руководства по рус. яз. для арм. детей» (1871) сыграли существ, роль в совершенствовании преподавания в арм. школе. Перевёл на арм. яз. и опубликовал в журн. «Юсисапайл» мн. статьи видных рус. и нем. педагогов.

Лит.: Нанумян Р. П., Степанос Назарян. Жизнь и деятельность, Ер., 1978 (на арм. яз.). А. Г. Даниелян.

НАЛБАНДЯН МИКАЭЛ

НАЛБАНДЯН МИКАЭЛ - [2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону, - 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. школе (1837-45) и в Моск. ун-те (1855- 58). Преподавал (1853-54) арм. яз. в гимназич. классах Лазаревского ин-та вост. языков. С 1858 занимался лит. деятельностью; до 1860 сотрудничал в журн. «Юсисапайл», издававшимся С. Назарянам. Выезжал в 1859-62 за границу, в частности для получения ден. средств, завещанных богатыми инд. армянами новонахичеванской общине для распространения арм. школ. В Лондоне сблизился с А. И. Герценом и др. деятелями рос. демокр. движения. По возвращении в Россию арестован. В 1865 выслан в Камышин.

В своих публицистич. произв. Н. часто обращался к проблемам нар. образования и воспитания. По убеждению Н., арм. школа, традиционно конфессиональная, способна давать своим питомцам не только религ., но и широкое светское образование, готовить высококультурных граждан. Высказывался за передачу шк. управления непосредственно педагогам. В этой перспективе рассматривал вопросы содержания шк. образования, разносторонней подготовки учителей и воспитателей. Нравств. воспитание Н. считал важнейшей целью семьи. Задачу школы видел прежде всего в обучении наукам о природе и обществе. Он продолжил борьбу за утверждение в арм. школе разговорного языка ашхарабар, начатую X. Абовяном. Вместе с тем Н. считал важным изучение в армянской школе русского и др. языков, а также истории и культуры др. народов. Автор тр. «Грамматика армянского языка» (не окончена).

Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-2, Ер., 1968-70.

Лит.: Саркисян Х. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Карамян Г. Г., Пед. взгляды М. Налбандяна, СП, 1955, №2; Симонян Ш. С., Тутунджян О. М., М. Налбандян и психология, ВП, 1972, № 5. А. Г. Даниелян.

НАЛИВКИН ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

НАЛИВКИН ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - [25.2(8.3), по др. данным, 15(27).7.1852, Калуга, - 15.2.1918, Ташкент], востоковед, педагог, обществ. деятель. Окончил Павловское воен. уч-ще в Петербурге (1873). Офицером участвовал в походах в Коканд и Хиву (1873- 75). Закончив воен. службу (1878), поселился близ Намангана; изучал араб. и перс, языки, быт и язык сартов (гор. население Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей - этнич. группа в формировавшейся узб. нации). С дек. 1884 учитель в первой рус.-туземной школе в Ташкенте. Составил первый рус.-сартовский и сартовско-рус. словарь с кратким очерком грамматики сартов-ского яз. (совм. с женой - М. В. Налив-киной; изд. в Казани в 1884), «Азбуку для рус.-мусульм. школ», «Сартовско-перс. хрестоматию» (1887). Эти книги Н. были тесно связаны с бытовыми реалиями и местным фольклором. Они положили начало шк. лит-ре для изучения русскими узб. языка и узбеками русского. Преподавал (до 1890) в Туркестанской учительской семинарии; для неё написал «Руководство к практическому изучению сартовского языка» (изд. в 1898), сартовскую хрестоматию (1896). Автор «Краткой истории Коканд-ского ханства» (Казань, 1886). В 1890-95 инспектор мусульм. школ Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей. Был помощником губернатора Ферганской обл. Пед. деятельность и публикации по вопросам нар. образования в местных газетах принесли Н. известность в Туркестане. В 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы. В марте 1917 выступил от её социал-демокр. фракции с требованием отмены полевых судов. В июле 1917 стал пред. Туркестанского комитета Врем, пр-ва. Добивался признания власти Врем, пр-ва всеми полит. силами Туркестана, представленными в адм. центре - Ташкенте. После перехода власти в Ташкенте к Советам (нояб. 1917) находился на нелегальном положении. Покончил жизнь самоубийством.

Соч.: Очерк быта женщин оседлого туземного населения Ферганы, Каз., 1886 (совм. с М. В. Наливкиной).

Лит.: Лунин Б. В., Историография обществ. наук в Узбекистане. Библиографич. очерки, кн. 1-2, Таш., 1974; Лунин Б. В., Миллер В. И., Наливкин, в кн.: Полит. деятели России. 1917. Биографич. словарь, М., 1993. И. Б. Марцинковский.

НАРИМАНОВ НАРИМАН КЕРБАЛАЙ НАД-ЖАФ ОГЛЫ

НАРИМАНОВ НАРИМАН КЕРБАЛАЙ НАД-ЖАФ ОГЛЫ - [2(14).4.1870, Тбилиси, - 19.3.1925, Москва], гос. и парт, деятель, азерб. писатель. В 1890 окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори. В 1902-08 учился в Новороссийском унте в Одессе. Был учителем в нач. школе в с. Кизил-Аджали (Борчалинский у. Тифлисской губ.), в 1891-1902 пом. классного наставника и преподавателем азерб. яз. в частной прогимназии и в муж. гимназии в Баку. В 1894 открыл первую в Азербайджане общедоступную б-ку-читальню с лит-рой на родном языке, превратившуюся в просветит. центр для мусульм. населения всего Кавказа. Составил учебную «Краткую грамматику тэт.-азерб. языка», самоучители рус. языка для азербайджанцев и азерб. языка для русских (все в 1899). Активный участник обществ. движения учителей; был одним из организаторов 1-го съезда учителей-мусульман Кавказа (Баку, 1906). В 1905-07 в газ. «Иршад» («Путь») и «Ха-ят» («Жизнь») вёл постоянные рубрики, посвящённые проблемам нар. просвещения. За рев. пропаганду среди бакинских рабочих сослан в 1910 в Астрахань. В ссылке стал пред, астраханского Нар. ун-та (с 1910), организатором просветит. об-ва «Шура-и-ислам». В начале своей деятельности считал, что улучшение шк. дела, распространение грамотности, приобщение к европ. культуре сами по себе помогут социальному прогрессу азерб. народа. В 1905-07 перешёл на позиции рев. социал-демократии. Мотивы просветительства характерны для мн. худож. произведений Н.: драмы «Невежество» (1894), «Надир-шах» (1899), ром. «Бахадур и Сона» (1896-1900).

В 1918 чл. СНК Бакинской коммуны, в 1919 комиссар по нар. образованию в Астраханской губ. С 1920 пред. Азревко-ма, затем пред. СНК Азерб. ССР. С 1922 пред. Союзного Совета ЗСФСР. Возглавил культурные преобразования в Азербайджане (реформа Бакинского ун-та, создание жен. пед. ин-та в Баку и др.). Один из инициаторов алфавитной реформы для тюркских языков народов СССР. Значит. внимание уделял подготовке учительских кадров. Пропагандировал теоретич. наследие Я. А. Комен-ского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М. - Л., 1926; Статьи и письма, [М., 1925].

Лит.: Ахмедов Г. М., Просветительная и пед. деятельность Н. Нариманова, СП, 1961, № 5; с г. о же, Видный деятель нар. образования Азербайджана, НО, 1971, № 4; Н. Нариманов (1870-1970). Библиографич. указатель, Баку, 1972 (на азерб. яз.).

Г. Ахмедов.

НАРКОМАНИЯ

НАРКОМАНИЯ (от греч. narke - оцепенение и mania - безумие, неистовство), психоневрологич. расстройство, при к-ром жизнедеятельность организма поддерживается на удовлетворит, уровне при условии постоянного приёма нарко-тич. вещества. Ведёт к глубокому истощению физич. и психич. функций, деградации личности. Резкое прекращение длительного приёма относительно больших доз наркотика может приводить к нарушению мн. функций организма (аб-стиненции). Н. характеризуется влечением к употреблению того или иного вещества, вызывающего у наркомана привычное приятное ощущение (эйфорию). В случае длительного приёма наркотиков способность к эйфорич. ощущениям падает, и влечение определяется лишь потребностью в наркотике как необходимом условии относительно удовлетворительного физич. и психич. состояния. Пристрастие к к.-л. одному наркотич. веществу - мононаркомания - часто перерастает в полинаркоманию: по мере ослабления приятных ощущений наркоман в поисках эйфории начинает добавлять к привычному новые наркотич. средства.

К наркотикам относятся вещества разл. природы (растит, и синтетич. происхождения) - продукты опийного мака (гл. обр. морфий), коки (кокаин), конопли (гашиш, анаша, марихуана и др.), лекарств, препараты (стимуляторы, снотворные и др.), галлюциногены. Самый распространённый вид Н. - болезненное пристрастие к приёму спир-тосодержащих веществ (алкоголизм). Весьма распространённый вид Н. - ток-сикомания, болезненное пристрастие к употреблению веществ, имеющих отравляющее действие. К последним относятся горючие, клеящие, лакокрасочные и др. материалы. Специфика токси-комании заключается в том, что приём названных веществ почти не вызывает физич. зависимости организма, тогда как психич. зависимость может оказаться очень сильной. Нек-рые специалисты относят к Н. также случаи пристрастия к приёму веществ, содержащихся в чае, кофе, табаке. Длительное регулярное употребление больших доз чая и кофе, а также курение табака формируют зависимость организма от содержащихся в них веществ (преодолеть эту зависимость во мн. случаях оказывается нелегко). Однако зависимость такого рода не оказывает катастрофич. влияния на психику и поведение. Поэтому признавая, напр., вред курения, относить это пристрастие к Н. не всегда оправданно.

Одно из осн. условий развития Н. - непонимание человеком опасности приёма наркотиков. У подростков и юношей Н. может возникать как результат неразумного любопытства и «экспериментирования». Н. характерна для молодого возраста. Опасность Н. возрастает при эмоциональной неустойчивости, у людей, психически незрелых, не принимающих социальные нормы. Н. может возникнуть как реакция протеста против власти взрослых, к-рую некоторые подростки и юноши склонны преувеличивать и воспринимать обострённо. Распространению Н. способствуют дурной пример и давление нездоровой микросоциальной среды, отсутствие положительных интеллектуальных и социальных установок.

Лечение Н. складывается из двух этапов. На первом необходимо провести дезинтоксикацию организма, освободить его от биохим. последствий приёма наркотиков; на втором - выработать отвращение к наркотикам, ликвидировать патологич. зависимость от них. Успеха можно достичь только в случае сознательного стремления больного к излечению. Для ликвидации Н. важны общая атмосфера в обществе, отсутствие возможности добывать наркотики, замещение искажённых потребностей социально-положительными интересами, ликвидация психол. предпосылок возникновения Н., строжайшее отношение к распространению наркотиков. Это может быть достигнуто только в единстве действий семьи, медиков, педагогов. Просветительная работа предусматривает откровенное освещение проблем Н. и её последствий.

Лит Габиани А А, Наркотизм вчера и сегодня, Тб, 1988, Буянов M И, Размышления о наркомании, M, 1990, G a 11-zio M, Maisto S A Determmants of substance abuse, № V - L, 1985

M И Буянов.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Система образования

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНЫЙ ДОМ

НАРОДНЫЙ ДОМ - просветит. учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н. д. организован в Великобритании (1887) по идее англ. писателя В Безанта, изобразившего в своем романе «Люди всякого рода и состояния» (1882) подобное учреждение. В кон. 80-х гг. 19 в. был открыт Н. д. под назв. «Университетское поселение» в Лондоне, где студенты вели просветит. деятельность среди рабочих. В кон. 19 - нач. 20 вв. Н. д. возникли в Бельгии (Брюссель), Германии (Гамбург, Берлин - «Академия Гумбольдта»), Нидерландах (Амстердам), США (Нью-Йорк - «Институт Купера» и «Институт Ч. Протта»), Франции (Париж - «Народный дворец»).

В России первый Н. д. осн. в кон. 80-х гг. в Петербурге Невским об-вом при фарфоровом заводе. Уставом рос. Н. д. полит. деятельность в них запрещалась. Рос. Н. д. создавались как частные или обществ. (попечительства о нар. трезвости) орг-ции, а также учреждались органами гор. самоуправления. Земства иногда создавали Н. д. совм. с гос. орг-циями. По содержанию деятельности к Н. д. были близки обществ. пункты при кооперативах. При пунктах действовали разл. курсы, справочные бюро и др.

В составе Н. д. работали бесплатная б-ка-читальня, вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и лит-ры, группы проф. подготовки, раздельные для мужчин и для женщин. Полный общеобразоват. курс, как правило, оканчивали 30-50% учащихся. Культ, - просвет. деятельность Н. д. охватывала направления: музыкальное (лекции, концерты, обучение игре на нар. инструментах), изобразительное (знакомство с живописью с помощью выставок, репродукций проекц. фонаря, иногда орг-ция спец. курсов по творчеству художников), музейно-экскурсионное и др. В нек-рых Н. д. имелись спец. отделения по работе с детьми. Воспитат. работа велась в яслях, на игровых площадках, в дет. клубных кружках. При Н. д. создавались ремесл. уч-ща для подростков, столовые. Организовывались дет. праздники.

К 1913 имелось св. 300 Н. д., в т. ч. 124 - попечительств о нар. трезвости, 44 - местного самоуправления, 28 - при кооперативах. наиб. популярностью пользовались Н. д.: в Петербурге - Лиговский имени имп. Александра III (известен также как Н. д. графини С. В. Паниной), имени имп. Николая II (Петерб. попечительства о нар. трезвости), Дет. Н. д. имени Л. Н. Толстого, Царскосельский (уездного попечительства о нар. трезвости); в Москве - Введенский (Городской думы); в Харькове - об-ва распространения грамотности; в Тифлисе - городской имени К. Я. Зубалова.

Н. д. в России существовали до нач. 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы. Эмигранты рус. зарубежья создали орг-ции подобного типа в Чехии (Прага), Франции (Париж), Китае (Харбин), США (при Толстовском фонде).

Лит: Нар. дома за границей, Н. Новгород, 1903, Нар. дома как культ.-просвет. центры, [Хар.], 1918; Русские в Праге. 1918-1928, Прага, 1928. М. Е. Голостенов.

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница