Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 5, "МОГ"-"МОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МОГ"-"МОР")

МОГИЛА ПЁТР

МОГИЛА ПЁТР - [31.12.1596 (10.1.1597), Молдавия, - 1(11).1.1647, Киев], полит. и церк. деятель на Украине, просветитель. Учился в Львовской братской школе, затем в зап.-европ. ун-тах. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632- 1647 митрополит Киевский и Галицкий. В 1631 основал Лаврскую (высшую) школу по образцу польск. коллегиумов (ок. 100 уч-ся). В 1632 она была объединена с Киевской братской школой на Подоле и получила назв. Киево-Братской (с 1633 Киево-Могилянской) коллегии (с 1701 академия); её руководителем стал М. Будучи сторонником зап.-европ. форм обучения, М. при организации коллегии опирался и на демокр. традиции братских школ. При его участии открыты коллегии в Кременчуге (1636), Виннице (1638), Гоще (1639). По инициативе М. основана Славяно-греко-латинская академия в Яссах (1640). Возглавляя Киево-Печерскую типографию (1627-46), издавал хорошо оформленные книги; кроме славянского использовались польск. и лат. шрифты. Автор многочисл. соч. и произведений; нек-рые служили учебниками в духовных уч. заведениях даже в нач. 19 в. Свою большую б-ку завещал вместе с др. имуществом Киевской коллегии.

Лит.: Голубев С. Т., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, т. 1 - 2. К., 1883-98; Украинские писатели. Биобиблиографич. словарь, т. 1, К., 1960 (на укр. яз.); X и ж и я к 3. И., Киево-Мо-гилянская академия. К. (на укр. яз.).

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЗАЛЕВСКИЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

МОДЗАЛЕВСКИЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ - [14(26).2.1837, д. Гари, ныне в Порхов-ском р-не Псковской обл., - 12(24).5. 1896, Петербург], рус. педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1859). После учёбы на не д. курсах при ун-те был командирован за границу (1862), где вместе с Н. И. Пироговым изучал пед. дело. По возвращении в Петербург (1864) преподавал педагогику в Смольном ин-те (где работал ещё в 1861-62 вместе с Ушинским, оказавшим сильное влияние на М.) и на пед. курсах при 2-й воен. гимназии (с 1865). Руководил организованными им Андреевскими курсами для подготовки нар. учителей (1865). В 1866 инспектор Приюта принца П. Г. Оль-денбургского; за короткий срок улучшил постановку преподавания, ввёл новые методы и формы организации занятий, уделил серьёзное внимание эстетич. воспитанию, трудовому обучению и фи-зич. развитию воспитанников. С 1867 в Тифлисе: воспитатель детей наместника на Кавказе, чл. комиссий по организации уч. дела, инспектор и директор Тифлисской жен. гимназии, окружной инспектор, чл. Совета попечителя Кавк. уч. округа. С 1883 в отставке. С 1889 вновь в Петербурге: инспектор Мариинского ин-та, директор уч-ща глухонемых.

Гл. труд М. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён» (в. 1-3, 1866-67) - первое систематич. пособие по истории заруб. педагогики на рус. языке. Во 2-е (1874- 1877) и 3-е (1892-99) издания включены сведения по истории рус. педагогики. М. организовал отдел Коменского при Пед. музее воен.-уч. заведений, опубликовал ряд работ о нём. В трудах М. Значит. место занимают изучение и пропаганда пед. наследия Ушинского. Отстаивая взгляд на педагогику как систему науч. знаний, М. подчёркивал важность изучения истории педагогики, значение пед. подготовки учителя, роль труда в воспитании и др. М. выступал за чистоту рус. языка, против бездумного распространения иноязычных слов, был организатором «Союза ревнителей рус. слова».

Автор стихов для хрестоматии «Родное слово», в т. ч. «Приглашение в школу» («Дети! В школу собирайтесь!»), и др., общая пед. идея к-рых, по М., - одновременно содействовать развитию по-этич. и муз. потребностей детей (отд. изд. в сб. «Свирель»).

Соч.: Из пед. автобиографии, СПБ, 1897; Ход уч. дела на Кавказе с 1802 по 1880 г., Тифлис, 1880; Амос Коменский, основатель новой педагогики, СПБ, 1892.

Лит.: Семенов Д. Д., Влияние школы и среды на развитие природного таланта. По поводу смерти Л. Н. Модзалевского, М., 1897; Зикеев Н. В., Жизнь и пед. взгляды Л. Н. Модзалевского, УЗ МОПИ им. Крупской, 1957, т. 50, в. 4; Михайлова М. В., Л. Н. Модзалевский, СП, 1987, N 10. М. В. Михайлова.

МОЗАМБИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЗГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОДЁЖНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОЖАВЫЙ СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ

МОЛОЖАВЫЙ СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ - [6(18).10.1879, местечко Хомск, ныне в Дрогичинском р-не Брестской обл., - 2.11.1936, Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социоге-нетич. направления в педологии. Окончил Варшавский ун-т (1904). Науч. и пед. деятельность М. проходила в АКБ и 2-м МГУ.

Пед. концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Социальное и психич. развитие, согласно М., осуществляется в процессе «приспособления» ребёнка к многообразным условиям среды. Соответственно гл. пед. задачей М. считал организацию условий жизни ребёнка т. о., чтобы они оказывали наиб. благоприятное и развивающее влияние. Принципу воспитывающего обучения противопоставлял идею воспитывающего поведения. Разработал оригинальную методику обследования ребёнка, к-рая посредством учёта и фиксации условий жизни и поведения позволяла дать развёрнутый психолого-пед. диагноз и прогноз. С этих позиций изучал механизмы становления дет. коллектива и его влияния на ребёнка, значение игровой и трудовой деятельности в развитии дошкольника.

Теоретич. позиция М. с сер. 20-х гг. подвергалась критике, к-рая достигла особой остроты в нач. 30-х гг. Противники социогенетич. направления в педологии указывали, что преувеличение влияния среды на становление личности влечёт недооценку роли обучения и воспитания и фактически служит обоснованием теории «отмирания школы». М. пытался скорректировать систему своих пед. взглядов, в частности отказался от термина «приспособление к среде», заменив его понятием «взаимоуравновешивание». Подобные трансформации, однако, были признаны критиками недостаточными. Последовавший в 1936 офиц. запрет педологии положил конец науч. творчеству М. Его работы, как и труды всех известных педологов, были изъяты из библиотек, а его имя и концепция на долгие годы преданы забвению.

Сложившаяся односторонне-критическая оценка взглядов М. не является адекватной. Анализ влияния среды на формирование личности представляет собой Значит. вклад в науч. дискуссию о воспитывающей роли среды и даёт ценный материал для определения феномена воспитания. Методика обследования ребёнка с учётом деталей его социального окружения явилась ценным диагностич. инструментом и сыграла позитивную роль в становлении отеч. психодиагностики. Концепция М. служит хотя и не однозначным, но важным теоретич. источником для совр. исследований проблемы воспитат. воздействия среды. Позиция М. в этом вопросе сыграла положит. роль в решении проблемы дет. дефективности: М. подчёркивал, что т. н. моральная дефективность является не изначальным пороком ребёнка, а следствием недостатков воспитания (в этом его взгляды совпадали с позицией П. П. Блонско-го, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда).

Соч.: Методы изучения ребенка в связи с основными факторами его поведения, в сб.: Новые пути подготовки дошк. работников, М., 1924; Программа изучения поведения ребенка и дет. коллектива, Ми924; Учет среды и работы детучреждения. Программа изучения ребенка и дет. коллектива в ее практич. применении, М., 1925; Проблемы трудовой школы в марксистском освещении, М., 1926 (в соавт. с Е. Шимкевич); План занятий кружков по изучению ребенка и дет. коллектива, М., 1926 (в соавт. с Е. Б. Моложавой); Педология в работе дет. сада, ДВ, 1928, Jsfe l; Наука о ребенке в ее принципах и методах, «Педология», 1928, № 1; Биология и социология в их взаимоотношении в воспитательно-образовательном процессе, в кн.: Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 1, М., 1929; Игра и труд в дошк. возрасте. Педолого-пед. сб., М. - Л., 1929 (ред. и соавт.); Педологич. анализ пед. процесса в школе. Сб., Ми930 (ред. и соавт.); Педологич. пути дошк. воспитания, М. - Л1931 (в соавт. с Е. Б. Моложавой).

МОЛЬ АБРААМ АНДРЕ

МОЛЬ АБРААМ АНДРЕ (19.6.1920, Париж, - 25.5.1992, Страсбур), франц. физик, философ, психолог Учился в ун-тах Франции, Швейцарии, США. В 1945-1954 работал в Нац. центре науч. исследований Франции, в 1954-57 - в Нац. франц. телерадиокомпании, в 1957 - 1958 - в эксперим. лаб. электронной музыки при Колумбийском ун-те в США. Преподавал в Страсбурском ун-те (1959-66). В 1966-86 возглавлял основанный им Ин-т социально-психол. проблем коммуникации в Страсбуре. С 1984 читал курс лекций в мекс. Нац. автономном ун-те.

Автор трудов по акустике, социальной психологии, эстетике, общей методологии науки. наиб. известны работы М., в к-рых он предпринял опыт применения естеств.-науч. методов к исследованию гуманитарной сферы. Первой такой попыткой стала его докторская дисс. (книжное изд. «Theorie de lInformation et perception esthetique», 1958; в рус. пер. - «Теория информации и эстетическое восприятие», 1966). Следующий его шаг в этом направлении - попытка осмыслить культуро-логич. аспекты массовой коммуникации («Sociodynamique de la culture», 1967; в рус. пер. - «Социодинамика культуры», 1973). В этих работах М. в основном придерживался позиций структурализма, опираясь также на феноменологич. традицию в философии. Попытки синтеза этих направлений исследования привели М. к разработке структурно-функцион. подхода к изучению раз л. явлений. М. использует понятие «пространство» в его социально-психол. и теоретико-комму-никац. аспектах, отмечает противоречия в пространств. восприятии индивида. Осмысление феномена пространств. организации гор. среды приводит М. к образу лабиринта, к-рый оказывается удобной моделью для объяснения ряда психол. явлений: поведения индивида в новой среде, в т. ч. социальной (человек, как в лабиринте, попадает в тупики, ищет выход, пытается укрыться от «Минотавра» - реального или мнимого агрессора и т. п.); решения эври-стич. задач (через «тупиковые» рассуждения, возврат к исходным позициям и т. п.). Структурно-функцион. подход применяется М. также в анализе понятий «предмет» и «акт». На этой основе М. предлагает и теорию «экологии действия». М. разработано оригинальное направление - микропсихология; объектом изучения выступают «микрособытия» каждодневной, обыденной жизни, к-рые переживает каждый человек. М. применяет свою концепцию лабиринта к мпк-ропсихол. «событийному пространству»; движение человека в этом пространстве микрособытий своей спонтанностью и непредсказуемостью напоминает движение в лабиринте.

В ряде своих работ М. высказал идеи о «мозаичности» совр. культуры и её усвоения человеком: увеличение объёма информации и числа каналов её передачи приводит к мозаичному, калейдрско-пичному восприятию мира, что обусловливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез и сознания в целом.

Под воздействием идей М. сформировалось понятие «параллельная школа», т.е. внешк. культурное окружение ребёнка, несущее в себе потенциал знаний, человеческого опыта, усваиваемого в значит. степени на уровне бессознательного. Автор одного из первых совр. словарей по массовой коммуникации, статей, посвящённых проблемам взаимодействия систем образования и массовой коммуникации, М. выступил одним из идеологов «массово-коммуникационной педагогики», в т. ч. медиа-образования. Ему также принадлежит идея «программирования аутодидактич. поля» как одного из направлений самообразования.

Соч.: Micropsychologie et vie quotidienne, Р., 1976; Theorie des actes, vers une ecologie des actions, P., 1977 (соавт.); Labyrinthes du vecu, P., 1982; Systemes de medias esystemes educatifs, в кн.: Leducation aux medias, P., 1984; Theorie structurale de la communication et societe, P., 1986.

Лит.: Бор ев Ю. В., Коваленко А. В., Культура и массовая коммуникация, М., 1986; La physique des sciences de lhomme: melange pour Abraham Moles, P1990. Л. В. Шариков.

МОЛЬКОВ АЛЬФРЕД ВЛАДИСЛАВОВИЧ

МОЛЬКОВ АЛЬФРЕД ВЛАДИСЛАВОВИЧ - [28.10(9.11).1870, Иркутск, - 20.5.1947, Москва], гигиенист. и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, проф. (1935). Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1895), св. 20 лет работал земским и сан. врачом. В 1901-19 чл. правления Об-ва рус. врачей в память Н. И. Пирогова, пред, комиссии по распространению гигиенич. знаний. В 1919-31 директор Гос. ин-та социальной гигиены (до 1923 Музей социальной гигиены). Один из основателей Всес. об-ва социальной и эксперим. гигиены (1925), пред. Всес. гигиенич. об-ва и секции шк. гигиены. Организатор первых кафедр шк. гигиены на мед. ф-тах 2-го МГУ (1924) и 1-го МГУ (1926), а также в Центр. ин-те усовершенствования врачей (1934). В 1945-47 - в Ин-те шк. гигиены АПН РСФСР. Автор первого сов. учебника по шк. гигиене (1934; ). Руководил первыми массовыми социально-гигиенич. исследованиями физич. развития и состояния здоровья дет. и подростковых коллективов, а также мед. обслуживания, организации уч. процесса и труда.

Лит: Ивановский П. М., Роль А. В. Молькова в развитии сов. шк. гигиены, «Гигиена и санитария», 1947, № 12; К а р-дашенко В. Н., К 85-летию со дня рождения А. В. Молькова, «Педиатрия», 1955, N 6; Кор с у некая М. И., Ф о к и - и а Н. С., А. В. Мольков - один из основоположников сов. шк. гигиены, «Гигиена и санитария», 1960, N 10; III и III к и и А. П., А. В. Мольков, М., 1976; Антропова М. В., История гигиены детей и подростков, в ее кн.: Гигиена детей и подростков, М., 1982е. М. В. Антропова.

МОНOCЗОH ЭЛЕ ИСАЕВИЧ

МОНOCЗОH ЭЛЕ ИСАЕВИЧ - [р 6(19) В. 1908, г. Ветлуга, - 27 2 1987 Москва], педагог, д. ч. АПН (1965), др. пед. наук (1968), проф. (1970) Посте окончания Вятского пед.ин-та (1929) на пед.работе С 1945 в системе АПН зам директора НИИ СИМО (1955-65), гл. ученый секретарь, чл Президиума (1965-71), акад секретарь Отделения дидактики и частных методик (1967-68) и Отделения теории и истории педагогики (1968-71) Осн. труды по теории воспитания, проб лемам формирования мировоззрения школьников, содержания образования в школе

Соч. Содержание образования в сов школе M 1944 Формирование коммуни стич мировоззрения школьников M (соавт) Проблемы теории и методики комму нистич воспитания школьников M 1978 Теоретич. основы коммунистич воспитания школьников M 1983 Основы пед.знаний, M 1986 Становление и развитие сов педа гогики 1917 - 1987 M 1987.

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНАХОВ ВАДИМ МАКАРИЕВИЧ

МОНАХОВ ВАДИМ МАКАРИЕВИЧ (р. 15.5. 1936, Москва), педагог, математик-методист, ч.-к. РАО (1933; ч.-к. АПН СССР с 1982), дер педагогических наук (1973), проф. (1976). Окончил физ. ф-т МГУ (1950), работал в Центр. ин-те прогнозов. В 1961-68 преподавал математику и программирование в ср. школах Москвы. С 1963 в системе АПН: с 1976 зам. директора, в 1981-92 директор НИИ СиМО (с 1992 НИИ общеобразоват. школы РАО). Один из авторов шк. учебника «Алгебра-8» (1971). Осн. труды по проблемам преподавания совр. приложений математики в ср. школе, использования ЭВМ в уч. процессе. Один из инициаторов гос. программы компьютеризации и информатизации шк. образования. В 80-е гг. совм. с акад. А. П. Ершовым возглавил работу авторского коллектива по созданию первой уч. программы шк. курса информатики и вычислит, техники. Под руководством М. проводятся исследования по формированию новой концепции содержания общего ср. образования.

Соч.: Обучение программированию в ср. школе, Ми967; Методы оптимизации, М., 1978 (соавт.); Программирование и ЭВМ. Уч. пособие для уч-ся 9 - 10 кл., М., 1977; Формирование алгоритмич. культуры школьника при обучении математике, М., 1978 (соавт.); Основы информатики и вычислит, техники, ч. 1 - 2, М., 1985-86 (соавт., со-ред.); Информатизация шк. образования, М. - Берлин, 1990.

МОНГОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МОНОТЕХНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНРО ПОЛ

МОНРО ПОЛ - [1869-1947], амер. педагог, историк педагогики. В 1897 окончил Чикагский ун-т. В 1897- 1938 преподавал в Колумбийском ун-те, первый директор Междунар. пед. ин-та при нём (1923). Возглавлял ряд уч. заведений в США и за рубежом, принимал участие в деятельности разл. просветит. миссий, изучая шк. дело в странах Лат. Америки и Азии, разработал проекты реорганизации школ. В «Истории педагогики» (1907; рус. пер. ) М. выделял в каждом ист. периоде центр. идею, лежащую в основе воспитания: так, первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление», восточное - как «повторение», греческое - как «прогрессивное приспособление», ср.-вековое - как «дисциплина» и т. п. Принципиальную роль в ист. концепции М. играет противопоставление двух методов - обучения и воспитания: обучение как повторение, при к-ром активная роль принадлежит учителю, а задача ученика сводится к пассивному подражанию, и обучение как творчество, при к-ром активен ученик, самостоятельно находящий информацию на нужную тему, в то время как роль учителя сводится к оценке и координации деятельности учеников. М. считал, что обучение-повторение лежит в основе вост. культуры (особенно кит.), а также в Значит. степени характерно для европ. образования. Возникновение обучения-творчества М. связывал с развитием амер. школы, прослеженном до сер. 19 в. в кн. «Формирование амер. системы общественной школы» («Founding of the American pub-lic school System», v. l, 1940). Согласно M., именно в Америке получили макс, развитие идеи Песталоцци и Гербарта. М. был редактором 5-томной «Энциклопедии педагогики», («A cyclopedia of education» 1911-13), где им были написаны статьи по истории педагогики.

Соч.: Principles of secondary education, №. Y., 1914; China: a nation in evolution, Chan-tauqua, 1927; Essays in comparative education, N. Y., 1927; Observations on present-day Russia: the culture program of Soviet Russia, Worcester (Mass.), [1929]; в рус. пер. - История педагогики, ч. 1 - 2, М. - П., 1923.

Лит.: Brickman W. W., Cordas-co F., P. Monroes Cyclopedia of education: with notices of educational encyclopedias past and present, в кн.: History of education quar-terly, v. 10, N. Y. - Wash., 1970, p. 324-37; Reisner E. H., P. Monroe, 1869 - 1947, «Teachers College Record», 1948, № 49, p. 290-93. E. А. Гришина.

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, - 13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.

В 1580-88 опубликовал своё гл. соч. «Опыты» (кн. 1-3). Мировоззрение М. основывается на принципах гуманистич. скептицизма, пафос к-рого - отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторитетами прошлого - направлен в первую очередь против схоластики и догматизма ср.-век. мышления. М. ратует за опытное знание, подчёркивая роль свободного от пут традиции разума, за жизнь «согласно природе». Большое внимание в рассуждениях М. занимают вопросы индивидуальной психологии, трактуемые со светских позиций. М. одним из первых начал разработку принципа «естеств. равенства» людей, получившего развитие в философии эпохи Просвещения. «Развенчание» божеств, начала в человеке позволило М. обосновать ряд выводов гиосеологич. характера, прежде всего об относительности всякого знания.

Исходя из своих филос. постулатов, М. по-новому разрешает и мн. проблемы воспитания и образования, наследуя и развивая идеи гуманистич. мысли 15- 16 вв. Будучи непримиримым врагом схо-ластич. методов и приёмов обучения, он выступал против того, чтобы загружать память учащихся механически заученными сведениями. Процесс обучения, по М., должен носить творческий характер, ни одно филос. учение не следует преподавать как некий абсолют. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Именно в постоянном совершенствовании «умственных сил», выработке твёрдых навыков самостоят. мышления, критич. анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями, и состоит, согласно М., гл. задача образования. При этом развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Теоретич. образованием, предлагал дополнить физич. воспитанием, привитием нравств. и эстетич. начал. Большое место в его пед. программе отводилось игре, в к-рой он видел «самое Значит. и глубокомысленное занятие», характерное для дет. возраста, а также путешествиям. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании- путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к «естеств. состоянию». Филос. и пед. идеи М. оказали существ, влияние на мыслителей 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.).

Соч.: Oeuvres completes, t. 1 - 12, Р., 1924-41; в рус. пер, - Опыты, [т. 1 - 2], М. В. В. Карева.

МОНТЕССОРИ МАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРДОВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРЕНО ЯКОБ ЛЕВИ

МОРЕНО ЯКОБ ЛЕВИ (20.5.1892, Бухарест, - 14.5.1974, Бикон-Хилл, шт. Нью-Йорк, США), социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину; прошёл курс психоаналитич. подготовки под руководством 3. Фрейда. Работал в психиатрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Би-кон-Хилле (ныне санаторий Морено); основатель журн. «Sociometry» («Социометрия», 1937), «International Journal of Sociometry» («Междунар. журн. социометрии», 1956), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; ц Ин-т Морено), проф. (1951-66) Нью-Йоркского ун-та.

Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, изучал взаимоотношения людей в группах. По М., для каждого объединения людей характерна внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. Для исследования этой структуры М. разработал спец. тест, состоящий из ряда прямых вопросов типа «С кем бы (из членов группы) ты хотел (вместе решать одну задачу, проводить свободное время и т. п.)?» Полученные ответы позволяют обнаружить подчас неявные эмоциональные связи между людьми, а также зафиксировать их в виде количеств, показателей и графич. схем (т. н. социограмма). М. считал, что душевная гармония человека является производной от его положения в группе, в системе межиндивидуальных влечений, симпатий и антипатий. С целью устранения внутр. психич. дискомфорта М. в созданном им в 20-е гг. «терапевтическом театре» предложил методы социодрамы и психодрамы: облегчение достигалось благодаря воспроизведению на сцене (индивидуально или в группе) определённых психич. состояний.

Предложенные М. методы продемонстрировали достаточно высокую эффективность при лечении неврозов, смягчении конфликтов и нормализации социально-психол. климата, повышении производительности труда.

В пед. процессе социометрич. методика используется для анализа и оптимизации межличностных отношений учащихся. Соответствующая конкретным условиям адаптация метода М., его использование и упрощённая интерпретация практически легко осуществимы и, как правило, воспринимаются детьми и подростками с интересом, а его результаты позволяют педагогу успешно решать мн. организац. и воспитат. проблемы. Игры-драматизации, построенные по принципу психодрамы, широко используются в психотерапии разл. эмоционально-волевых нарушений в дет. и подростковом возрасте.

Попытки М. вывести на основе своего метода широкие социальные обобщения и рецепты «оздоровления» общества в психол. и социологич. лит-ре оцениваются весьма критически.

Соч.: Sociometry and the cultural Order, [N. Y.], 1943; Sociodrama. a method for the analysis of social conflict, N. Y., [1944]; Who shall survive?, Beacon Hill (№. Y.). ; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Sociometry reader, N. Y., 1960 (соавт., соред.): Psychodrama. v. 1 - 3, N. Y. 1959-69; в рус. пер. - Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

Лит: Десев. Л., Психология малых групп, пер. с болг., М., 1979.

МОРРИСОН ГЕНРИ КЛИНТОН

МОРРИСОН ГЕНРИ КЛИНТОН (7.10.1871, Олд-Таун, шт. Мэн, - 19.3.1945, Чикаго), амер. педагог. Директор ср. школы (1895-99), инспектор школ (1899-1917), проф. педагогики Чикагского ун-та (1928-45). Особую известность в США приобрела кн. M. «Practice of teaching in the secondary school» («Практика обучения в ср. школе», 1926), где он выдвигал представления о ключевых чертах каждой образоват. ступени, к-рые определяют характер содержания и методов обучения. Результатом нач. ступени, по М., должна являться «первичная социальная адаптация» ребёнка; к концу обучения в ср. школе под руководством учителя ребёнок приобретает широкий круг интересов и способность к «самостоят. интеллектуальной жизни»; лишь в высш. школе М. полагал возможным «самостоят. интеллектуальный рост» учащихся, отводя преподавателю роль одного из источников знаний, М. предложил выделить осн. компоненты содержания образования, передача к-рых является задачей ср. школы: т. н. отношения понимания (знания, рациональное мышление, рефлексия); ценностные установки (принятие этич. и эстетич. ценностей); спец. умения (владение речью, муз. исполнение, плавание и т. д.); навыки (напр., темп чтения, беглость речи на иностр. яз.). Основываясь на психол. знаниях, М. придерживался общей последовательности ступеней обучения: стимулирование - ассимилирование - реагирование, развёртывая содержание этой последовательности на основе модифициров. гербартианской схемы. М. разрабатывал представление о поэлементном разложении содержания обучения на сумму целостных «единиц усвоения», каждая из к-рых носит комплексный характер и включает осн. компоненты содержания образования. Опираясь на эти представления, М. выдвинул идею дидактич. цикла, направленного на обя-зат. полное усвоение учащимися запла-ниров. «единиц» (проверка степени подготовленности ученика - обучение - проверка результатов - приспособление способов обучения к индивидуальным особенностям ученика - повторная проверка - вплоть до достижения полного усвоения). Эта идея М. развивается в совр. теории и практике обучения на основе концепции «полного усвоения» (Дж. Кэрролл, Б. Блум, Б. Блок и др.). См. Индивидуализированного обучения системы.

Соч.: The evolving common school, Camb., 1933; Basic principles in education, Boston - [a. o.], 1934; American schools. A critical study of our school System. Chi., [1943]; The curri-culum of the common school, from the begin-ning of the primary school to the end of the junior College, Chi., [1940].

Лит.: Берт он В., Принципы обучения, M., 1934, с. 47-54, 203-05. 242-43. М. В. Кларин.

Предыдущая страница Следующая страница