Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАБ"-"МАР")

МАБЛИ (МАНУ) ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ

МАБЛИ (МАНУ) ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ (14.3.1709, Гренобль, - 23.4.1785, Париж), франц. писатель, историк. Автор сочинений, содержащих утопическо-коммунистич. идеи.

Учился в иезуитской коллегии и в семинарии, стал аббатом, затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатии, службе, в 1746 оставил её и почти всю дальнейшую жизнь посвятил науч. занятиям. Согласно М., человек наделён разумом, к-рый является главенствующим началом, и разнообразными страстями, в т. ч. «социальными инстинктами», побуждающими его жить в обществе. Мораль и поступки индивида зависят от подчинения его страстей разуму, а это обусловливается достоинствами или пороками законов, сообразно к-рым живёт общество. «Естеств. состояние», не ведавшее частной собственности, неравноправия, развращённости, - наиб. благоприятно для «человеческой природы». Оно было некогда разрушено. Возврат к общности имущесхв немыслим, т. к. предрассудки и низменные страсти укоренились слишком глубоко. Однако просвещение, т.е. избавление человечества от заблуждений, может привести к более равному перераспределению собственности, сознат. ограничению потребностей, установлению демокр. правления, постепенному искоренению роскоши и потворствующих ей «бесполезных» иск- в и ремёсел.

В совершенной республике будет введено всеобщее, равное и бесплатное обучение, призванное воспитывать искусных, физически развитых, добродетельных граждан. Пока разум ребёнка не окреп, следует воздействовать на его чувства, подавая положит. пример, избегая запретов и наставлений. Родители должны с малых лет знакомить детей с обязанностями в отношении общества, внушать неприязнь к изнеженности и неумеренности желаний.

«Разумное», целенаправленное воспитание, начатое в семье, продолжается в гос. школах. Служение общему благу - главная гражд. доблесть и важнейшая нравств. заповедь, к-рой подчинено всё обучение. Её усвоению должен способствовать культ «Верховного существа», олицетворяющего законы природы и равенство людей. Изучение истории и «естеств. права» тоже призвано формировать моральные устои молодёжи.

Особое значение М. придавал гимна-стич. упражнениям, к-рые помимо физич. закалки приучают детей к дисциплине, усердию и воздержанности. Умение сносить подобно спартанцам любые тяготы являлось, по мнению М., непременным условием правильного воспитания. Если юношей следовало готовить к полноправной обществ. жизни, то девушек - к роли будущих матерей и прививать им в первую очередь трудолюбие и скромность.

Идеи М. способствовали идеологич. подготовке Франц. революции 1793. Нек-рые произведения были известны и в России в переводах, опубл. в кон. 18 - нач. 19 вв.

Соч.: Collection complete des Oeuvres, t. 1 - 15, Р., 1794-95; в рус. пер. - Избр. произв., М. - Л., 1950.

Лит.: Сафронов С. С., Политич. и социальные идеи Мабли, в кн.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 238- 264; L e h m a n n LMably und Rousseau, Bern - Fr./M., 1975; Blaszke M., Mably- miedzy utopia. a reforma, Wroctawa. o.], 1985. K. H. Андерсон.

МАГНИЦКИЙ ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ

МАГНИЦКИЙ ЛЕОНТИЙ ФИЛИППОВИЧ - [9(19).6.1669 - 19(30).10.1739], математик, педагог. По нек-рым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. С 1701 до конца жизни преподавал математику в Школе матем. и навигацких наук в Москве. «Арифметика» М. (1703) до сер. 18 в. была осн. учебником математики в России.

Наряду с систематич. изложением курса математики, в учебнике М. Значит. внимание уделяется общим рассуждениям на матем. темы, изложенным в стихотворной форме; в тексте помещены также символич. картинки. В книге строго и последовательно проводится одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, затем даётся его общая формулировка и, наконец, оно закрепляется большим кол-вом задач. М. сознавал, что математика в то время была нужна в первую очередь как орудие практич. деятельности, поэтому все осн. понятия излагаются в книге так, что ассоциируются у читателя с привычными житейскими образами, почти каждая задача облекается в практич. форму.

«Арифметика» М. сыграла большую роль в распространении матем. знаний в России; она являлась скорее энциклопедией матем. знаний, чем учебником, многие помещённые в ней сведения сообщались впервые в рус. лит-ре. М. В. Ломоносов назвал книгу «вратами учёности».

Лит.: Гнеденко Б. В., Очерки по истории математики в России, М. - Л1946; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII-XIX вв., М., 1956, с. 13-21.

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЁНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАК-ЛУЭН ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ

МАК-ЛУЭН ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ (21.7.1911, Эдмонтон, пров. Альберта, Канада, - 31.12.1980, Торонто), канад. культуролог, социолог, литературовед, публицист. В 1934 окончил ун-т Манитобы в Виннипеге (Канада); продолжил образование в Кембриджском ун-те (Великобритания; дер философии, 1942). Преподавал в ун-тах шт. Висконсин (1936-37) и г. Сент-Луис (1937-44) в США; в Ассампшен ун-те (1944-46) и католич. колледже Св. Михаила в Торонто (1946-80) в Канаде. В 1950-60 руководил работами по нац. проекту США в области использования средств массовой коммуникации в образовании.

Осн. сфера науч. деятельности М.-Л. - исследование культурологич. аспектов массовой коммуникации, и в частности феномена «массовой культуры». В первой кн. «Механич. невеста: фольклор индустриального человека» - («The mechanical bride: folklore of industrial man», 1951) М.-Л. рассмотрел рекламу как наиб. характерное явление «массовой культуры». В серии книг, посвящённых проблемам массовой коммуникации, - «Галактика Гутенберга: производство типографского человека» («The Gutenberg galaxy: the making of typographic man», 1962),»Понимание средств коммуникации: расширение возможностей человека» («Understanding media: the extensions of man», 1964), «Война и мир в глобальной деревне» («War and peace in global village», 1968) и др. - выдвинул концепцию ист. развития человечества, согласно к-рой перевороты в развитии культуры происходят в связи с распространением нового «средства общения» (массовой коммуникации). Это средство, будучи «технол. продолжением» человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние и формирует новый тип восприятия. Для «эпохи племенного человека» характерно мифологич. мышление, нерасчленённость восприятия, основанная на преобладании слуха и осязания (общение осуществляется гл. обр. посредством устной речи). Появление письменности, в особенности фонетич. письма, постепенно трансформирует «оральную» (устную) коммуникацию в «визуальную» (зрительную). Отправной точкой «эпохи типографского индустриального человека» явилось изобретение в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка. Распространение книгопечатания, по М.-Л., привело к преобладанию зрительного восприятия, а также к обособлению нац. языков и гос-в, к пром. революции, разобщению людей и растущей производств. специализации, крайним формам рационализма и индивидуализма. В 20 в. в связи с появлением аудиовизуальных средств наступает «эпоха нового племенного человека», нервная система к-poгo расширена с помощью электронных средств коммуникации. В результате образуется «глобальное объятие», сжимающее пространство и время в человеческом обществе, и Земля всё больше превращается в «глобальную деревню», где человечество окружено продуктами своего воображения. Это, в свою очередь, приводит к новому витку мифологизации сознания. Так, «кончается Природа и начинается Экология». Центр. значение в выявлении людьми кардинальной общности своих интересов М.-Л. отводит формирующемуся экологич. мышлению.

Одним из первых М.-Л. обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными.

Идеи М.-Л. оказали влияние на развитие «массово-коммуникац. педагогики», в частности медиа образования. Отмеченная М.-Л. необходимость «понимания средств коммуникации» и осознание пед. общественностью важности обучения подрастающего поколения «вербо-визуальной грамотности» способствовали возникновению в 60-е гг. в США и Канаде движения «Визуальная грамотность». В память М.-Л. в Канаде учреждена пед. премия его имени, к-рая ежегодно присуждается преподавателю, разработавшему наиб. оригинальное применение «ком-муникац. технологий» в образовании.

Соч. в рус. пер: Телевидение. Робкий гигант, в кн.: Телевидение вчера, сегодня, завтра, М., 1987.

Лит.: Marchand Ph., Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, N. Y.-L., 1989.

А. В. Шариков.

МАКСАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

МАКСАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (p. 4.6.1924, Москва), педагог, экономико-географ, акад. РАО (1992; ч.-к. АПН СССР с 1982), дер геогр. наук, проф. (1971). Окончил МГУ (1950). С 1953 на преподавательской работе в МГПИ им. В. И. Ленина (с 1991 - МПГУ; зав. кафедрой с 1968). Осн. направления науч.-пед. деятельности: общая концепция шк. курса географии; теория шк. учебника; уч.-методич. комплекс для учителей; популяризация геогр. знаний. Соавтор и ред. учебника для 9-го кл. «Экон. география заруб. стран» (1964, 1988 "; Гос. пр. СССР, 1977), отразившего в Значит. мере новую науч.-метод. концепцию этого курса. При его создании были использованы два осн. пути типологизации основ шк. курса экон. географии: типологии процессов и типологии терр. объектов. Рассмотрены разные виды процессов (не только экономико-географические, но и социально-экон., демографические и др.)наразл. уровнях - глобальном, региональном и др. Усиление типологич. основ курса повлекло за собой Значит. изменения не только осн. текста, но и внетекстовых компонентов учебника. Один из руководителей авторского коллектива этнографо-геогр. серии книг «Страны и народы» (20 тт., 1978-85, Гос. пр. СССР, 1987).

Соч.: Экон. и социальная география заруб. стран, М., 1980-81 (ред. соавт.); Науч. основы шк. географии, М., 1982; География. Справочные мат-лы. Книга для учащихся ср. и ст. возраста, М., 1988 (ред., соавт.); Экон. и социальная география, M. (ред., соавт.).

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475, Арта, Греция, - 1556, Троице-Сергиев монастырь), публицист, богослов, переводчик. Образование получил в Греции, затем в Сев. Италии. Был близок итал. гуманистам (Альд Мануций, Иоанн Ласкарис, Дж. Пико делла Мирандола младший и др.). Испытал сильное влияние Дж. Савонаролы, нек-рое время был монахом доминиканского монастыря во Флоренции. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). По приглашению Василия III в 1519 прибыл в Россию для перевода богослужебных книг. За нестяжательскую позицию и несогласие с автокефальностью рус. церкви осуждён церк. соборами 1525 и 1531. Пробыл в монастырском заточении св. 20 лет (Иосифо-Волоко-ламский, затем - Тверской Отрочь монастыри). В 1988 канонизирован Собором Рус. православной церкви.

Письменное наследие М. Г. включает св. 350 оригинальных и переводных произв. Своеобразно соединивший традиции визант., зап.-европ. и др.-рус. культур, М. Г. неоднозначно оценивается в исследоват. лит-ре (св. 200 назв.): от «светильника православия» до «апостола зап. цивилизации». Просветительская деятельность в России связана с переводом греч. книг. Исправлял обязательные для изучения в школе Часослов и Псалтырь. Сделал полный перевод Толковой псалтыри. Сообщил рус. читателю массу сведений по культуре античности, средневековья и Возрождения, познакомил его с открытием Нового Света. Содействовал созданию азбуковников, куда вошли его «Толкование именам по алфавиту», ряд статей, комментариев, переводов. Оказал влияние на становление рус. науки о языке, автор ряда теоретич. трудов. Его идеи о единстве филологии и философии вошли в предисловие к «Грамматике» М. Смотрицкого (1619). Заложил основы критики текста, обличал апокри-фич. сочинения. Составил статью «О пришельцах философах» для испытания учителей греч. языка путём перевода и толкования прилагаемых греч. стихов - один из первых на Руси своеобразных пед. тестов. Сам обучал греч. языку. Был сторонником широкого и фундаментального образования, с похвалой отзывался о Парижском ун-те. Считал полезным для практич. деятельности изучение светских («внешних») наук, для спасения души - духовных («внутренних»). Представляют интерес его обличения теневых сторон рус. жизни: социального неравенства, бытовых суеверий, показного благочестия, пьянства, чревоугодия, праздности. Выделял в человеке три начала (духовное, душевное и телесное), подчёркивая ведущую роль первого. Ум человеческий уподоблял мягкому воску, способному воспринимать любые письмена. Душу человека сравнивал с землёй, могущей дать обильный урожай при правильном возделывании или стать бесплодной при небрежном обращении. По ср.-век, традиции, о мудром наставнике говорил как об излечивающем душевные недуги враче, добром пастыре, терпеливо выращивающем молодую поросль искусном садовнике. М. Г. пользовался большим авторитетом в рус. об-ве, особенно у старообрядцев.

Соч.: Соч., ч. 1-3, Каз., 1894-972; в рус. пер. - Соч., ч. 1 - 3, Св.-Троицкая Сергие-ва Лавра, 1910-11; P ж и г. а В. Ф., Неизд. соч. Максима Грека, «Bizantinoslavica», 1935-36, гос. 6,8.85 -109; Буланин Д. М., Переводы и послания Максима Грека. Неизд. тексты, Л., 1984.

Лит.: Иконников В. С., Максим Грек и его время, К.; Иванов А. И., Лит. наследие Максима Грека, Л., 1969; Синицы на Н. В., Максим Грек в России, Ми977; Громов M. H., Максим Грек, М., 1983; Denissoff E., Maxime le Grec et lOccident, Р., - Louvain, 1943; H an с у J., From Italy to Muscovy, Miinch., 1973; Langeier A., Maksim Grek, byzantijn en humanist in Rusland, Amst., 1986. M. H. Громов.

МАКУШИН ПЁТР ИВАНОВИЧ

МАКУШИН ПЁТР ИВАНОВИЧ - [31.5(12.6). 1844, с. Путино, ныне Пермской обл., - 4.6.1926, Томск], деятель просвещения и книжной торговли. Учился в Петерб. духовной академии (1863-66). В 1866-68 миссионер на Алтае, где организовал уч-ща для мальчиков и девочек. В 1868- 1872 на посту смотрителя Томского духовного уч-ща, отменил в нём телесные наказания, ввёл гимнастику, устроил мастерские. В 1870 в своём доме открыл первую в Томске публичную б-ку. В 1873 основал первый в Сибири книжный магазин с филиалами, через к-рые распространил св. 50 млн. экз. книг (1873-1919). С 1875 гласный Томской гор. думы, при к-рой по его инициативе учреждена училищная комиссия. Благодаря деятельности М., председателя комиссии, в городе значительно возросло число уч. заведений (в 1869 было 1 уч-ще с 98 уч-ся, а к 1888 - 17 уч-щс 1383 уч-ся), была открыта шк. б-ка для учителей, создан пед. музей. М. - основатель Об-ва попечения о нар. образовании (1882-1905), открывшего Нар. бесплатную б-ку (1887), Музей прикладных знаний, Нар. театр. За просветительскую деятельность М. был удостоен золотой медали Петерб. к-та грамотности (1889). В 1901 организовал Об-во содействия устройству сел. бесплатных библиотек-читален в Томской губ. (к 1919 открыто ок. 600 б-к). Доходы от книжной торговли (св. 600 тыс. руб.) жертвовал на стр-во Дома иск-в, общежития для студентов, Дома науки - первого в Сибири нар. ун-та (1916), В кон. 19 - нач. 20 вв. издатель и ред. «Сибирской газеты», «Томского справочного листка», газ. «Сибирская жизнь». После Окт. революции М. передал своё книжное дело гос-ву. С 1922 чл. правления Сиб. краевого изд-ва, товарищ пред. Сиб. отделения об-ва «Долой неграмотность!» (с 1924).

Лит.: Крекнин Г., Ревнитель света - П. И. Макушин, Томск, 1916; Полувековой юбилей П. И. Макушина, Томск, 1917; Шамахов Ф. Ф., Внешк. образование в Зап. Сибири между двумя бурж.-демокр. революциями (1907 - 1917), «УЗ Томского гос. пед. ин-та», 1961, т. 20, в. 3; III а р ц А. К., П. И. Макушин. Библиография, указатель Пермь, 1966. Л. Н. Литвин.

МАЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИНИH АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

МАЛИНИH АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ - [1834, Москва, - 24.2(7.3).1888, там же], педагог, методист-математик. Канд. Моск. ун-та (1854). Преподавал в Тверской (1854-56), 4-й Моск. и 1-й воен. гимназиях и Межевом ин-те (1856-70), был директором Тульской гимназии (1870- 1872). Один из основателей и первый директор Моск. учительского ин-та (1872- 1888). Пред, комиссии по устройству чтений для учащихся при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний. Автор 16 учебников по элементарной математике, физике, космографии и физ. геогра-Йии (нек-рые из них в соавторстве с. П. Бурениным и Ф. П. Егоровым), отличавшихся простой и ясной формой изложения материала, расположенного в порядке возрастания трудности. Пособия М. пользовались широкой популярностью и многократно переиздавались.

Соч.: Руководство прямолинейной тригонометрии для гимназий, М., 1864, M., 19162j; Собрание арифметич. задач для гимназий, М., 1866, M., 191811; Руководство арифметики, М., 1867, M., 191836 (соавт.); Руководство алгебры и собр. алгебраич. задач, М., 1870, М., 1913" (соавт.).

Лит.: Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII - XIX вв., М., 1956, с. 539-48.

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА

МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА - в России в 1786-1803 двухгодичные нач. школы для детей из всех сословий, кроме крепостных. По Уставу 1786 организованы в уездных и заштатных городах (опытные М. н. у. создавались в Петербурге с 1782). Преподавались чтение и письмо, катехизис, чтение книги «О должностях человека и гражданина», арифметика, грамматика, чистописание и рисование. Осн. пособие - «Руководство учителям» Ф. Н. Янковича де Мириево. Содержались на местные средства. Обучение было бесплатным. В кон. 18 в. было ок. 300 М. н. у. (17-18 тыс. уч-ся). По предварит. правилам 1803 преобразованы в приходские и уездные уч-ща.

МАЛЬКОВА ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА

МАЛЬКОВА ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА (р. 19.11. 1921, г. Кизел Пермской обл.), педагог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1982), д-р пед. наук (1972). По окончании МГПИИЯ (1949) преподавала в ср. школе. С 1956 в системе науч. учреждений АПН; в 1974-91 зам. директора, затем директор НИИ ОП (с 1989 НИИ теории и истории педагогики). Пред. Науч. совета по сравнит, педагогике АПН СССР и чл. Исполкома Междунар. конгресса обществ. сравнит, педагогики (с 1986).

Осн. сфера науч. интересов - сравнит, педагогика. Предложила способы выявления и описания тенденций развития образования, критерии оценки состояния образования на региональном и нац. уровнях. Руководитель междунар. и нац. проектов, автор уч. программ и пособий для учителей в области сравнит, педагогики. Соч.: Совр. школа США, М., 1971; Школа и педагогика за рубежом. М., 1983; Шк. реформы в развитых странах Запада, М., 1992 (ред. и соавт.).

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА - система дифференциации обучения. Предложена И. А. Зиккингером в нач. 20 в. для нар. школ нем. г. Ман-гейм (отсюда назв.). Исходя из принципа соответствия уч. нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся (индивидуальные особенности, различия домашних условий и т. п.), он создал 4 т. н. ряда классов; основные (нормальные) - для детей, имеющих ср. способности; классы развития - для малоспособных; вспомогат. классы - для умственно отсталых; переходные (классы иностр. языков) для способных учащихся, желающих продолжить образование после нар. школы в реальных школах и гимназиях. В соответствующие ряды классов учащиеся направлялись на основе результатов пси-хометрич. обследований и характеристик учителей. Продолжительность обучения в них была различной: в основных классах - 8 лет, в классах развития и вспомогательных - 4 года, в переходных - 6 лет. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одного ряда классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значит. различий в программах обучения.

Перед 1-й мировой войной М. ш. с. имела много сторонников в Германии, нек-рые её положения были использованы в Бельгии, Дании, Франции, Швейцарии, США, России и Польше. Впоследствии эта система организации уч.-воспитат. работы подверглась критике, т. к. в её основу было положено представление о решающем влиянии биопсихол. факторов на развитие человека, что принижает воздействие целенаправленной воспитат. деятельности на личность, подрывает возможность развития у неё социально обусловленных потребностей и интересов.

МАНДИНЯН СЕДРАК

МАНДИНЯН СЕДРАК - [10(22).9.1844, Тбилиси, - 15(28).11.1915, там же], арм. педагог. Учился в Лазаревском ин-те в Москве, в Петерб., Гейдельбергском, Лейпцигском и Венском ун-тах. Работал в Нерсесянском уч-ще в Тбилиси (1874- 1878), Шушинском (Карабахском) епархиальном уч-ще (1880-81), Эчмиадзин-ской академии (1882-92), Ереванском епархиальном уч-ще (1893-95).

М. первым среди арм. педагогов поставил на науч. основу преподавание педагогики и психологии. Автор более чем 250 науч. работ, многие из к-рых сыграли видную роль в развитии нац. пед. мысли («Пед. сомнения среди нас», 1875, «Краткая педагогика», 1878, и др.). Составитель шк. учебников и пособий, в т. ч. по нач. обучению («Нац. богатырский мир», 1880; «Семейный мир», 1886), по рус. языку («Метод преподавания рус. языка», 1886; «Нач. рус. хрестоматия для армян», кн. 1-2, 1906-07), а также программ, шк. уставов и др.

Лит.: Даниелян А., Седрак Манди-нян о преподавании рус. языка, «Рус. язык в арм. школе», 1964. № 1; с г. о же, Седрак Мандинян, Ер., 1964; Шаваршян А. М., Арм. педагоги, кн. 1, Ер., 1978, с. 487-611.

А. Г. Даниелян.

МАНН XOPAC

МАНН XOPAC (4.5.1796, Франклин, шт. Массачусетс, - 2.8.1859, Йеллоу-Спрингс, шт. Огайо), амер. обществ. деятель и педагог. Окончил ун-т (1819 в г. Провиденс (шт. Род-Айленд) и юрид. школу в г. Личфилд (шт. Коннектикут). Преподавал древние языки, занимался адвокатской практикой. В 1835 был избран членом сената шт. Массачусетс. В 1837-48 возглавлял созданное по его-инициативе Бюро по делам образования штата. Был инициатором принятия шк. закона штата Массачусетс (1837), ставшего образцом для аналогичных законов др. штатов Новой Англии. Под его руководством было значительно улучшено шк. дело в штате: ликвидирована разрозненность и бесконтрольность местных школ, создана единая шк. система, установлена обязат. продолжительность уч. года, улучшено стр-во шк. зданий, расширена программа элементарного обучения, в к-рую было введено преподавание музыки, рисования, гигиены. М. выступал против телесных наказаний детей, способствовал созданию в школе здоровой дисциплины.

Обществ. и пед. взгляды М. отличались гуманизмом и демократизмом. Он отстаивал право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имуществ. положения.

Свои пед. идеи М. пропагандировал; через созданный им в 1838 первый в США пед. журн. «Cornmon School Journale (выходил в Бостоне до 1852). Широкую-известность приобрели 12 годовых докладов-отчётов о состоянии нар. образования в шт. Массачусетс, в к-рых он излагал свои взгляды на отд. пед. проблемы: об обязанностях шк. к-тов, о системе общеобразоват. школ, о методах обучения, о задачах и содержании воспитания в образования, о шк. дисциплине, о шк. б-ках, о подготовке учителей и т. д. Один из докладов М. был посвящён характеристике системы обучения в нем. школе. В нём М. пропагандировал идеи И. Г. Пе-сталоцци и подверг критич. анализу современную ему амер. школу. К. Д. Ушинский высоко ценил эти отчёты и писал, «что они составляют целую пед. библиотеку, исполненную самых полезных практич. замечаний».

М. видел задачу школы в развитии и укреплении умственных сил детей, в воспитании у них стремления к истине. Школа, воспитывая будущих граждан, должна готовить их к практич. жизни, вооружать полезными знаниями и умениями. Серьёзный недостаток школы видел в недостаточном учёте возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, слабой обоснованности содержания образования, широком распространении физич. наказаний и т. д, Важнейшими средствами воздействия на личность ребёнка М. считал проявление со стороны воспитателя симпатии, доверия и любви. Деятельность М. оставила глубокий след в истории развития прогрессивной пед. мысли США, однако-он был близок к позиции утопистов, полагая, что обществ. пороки могут быть устранены с помощью правильно-организов. воспитания.

Соч.: The republic and the school; the edu-cation of free men, ed. by Lawrence A. Cremin, N. Y., [1957]. А. И. Пискунов.

Лит: Ушинский К. Д., Шк. реформы в Сев. Америке, Собр. соч., т. 2, Ми948; Крупская Н. К., О постановке нар. образования в Сев. Америке и Зап. Европе, Пед. соч., т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Деятельность и пед. взгляды Г. Манна, СП, 1955, №8; Morgan G. E., H. Mann, Tus ideas and Ideals, Wash., 1936; M с С l u s-key N. G., Public schools and moral educa-tion. The influence of H. Mann, William Torrey Harris and John Dewey, N. Y., 1958.

А. И. Пискунов.

МАРИАТЕГИ ХОСЕ КАРЛОС

МАРИАТЕГИ ХОСЕ КАРЛОС (14.6.1895, Лима, - 16.4.1930, там же), перуанский полит. деятель, социолог, лит. критик. Основатель Перуанской компартии (1928; до 1930 наз. Социалистич. партией Перу). Основываясь на фак-тич. материале из истории нар. просвещения в Перу, М. указал на зависимость образования от условий и характера экон. развития. Осн. причину кризиса нац. системы образования видел в том, что «нар. образование страны не проникнуто нац. духом, имеет колониальный характер» и что первым шагом в просвещении широких масс трудящихся, и прежде всего индейцев, должно "быть уничтожение «крепостного права». Выдвигал тезис о «школе трудового воспитания» как школе нового типа, в к-рой «физическому и умственному труду должно уделяться одинаковое внимание». Выступал за бесплатное образование на всех ступенях обучения.

Центр. место в го пед. наследии занимали проблемы университетского образования, а также анализ студенч. движения за университетскую реформу, к-рое переживало особый подъём в 1919-23. Критикуя отд. недостатки этого движения (расплывчатость программы, неясность целей и т. д.), М. приветствовал осн. требования реформы - участие тудентов в управлении ун-тами, обновление пед. методов, привлечение к преподаванию нац. интеллигенции.

М. приветствовал создание (1922) нар. ун-тов им. Гонсалеса Прады, к-рым он придавал большое значение наряду с разл. формами самообразования рабочих. М. разрабатывал для этих ун-тов соответствующие метод. рекомендации. Был издателем журн. «Амаута» («Amauta», 1926-30), в к-ром Значит. внимание уделено проблемам образования.

Соч.: Temas de educacion, Lima, 1970 KObras completas, v. 14); в рус. пер. - Семь очерков истолкования перуанской действительности, вступ. ст. X. дель Прадо, М., 1963.

Лит.; P r a d o J. del, Mariategui у su obra, Lima, 1946; Z i l b e r t Salas O., T£l fenömeno educativo en Lenin у Mariategui, в кн.: Lenin у Mariategui, Lima, [1970]; F a l с o n J., Educacion у cultura en Lenin-Mariätegui, Lima, 1981. С. Н. Табунов.

МАРИИНСКИЕ ГИМНАЗИИ

МАРИИНСКИЕ ГИМНАЗИИ - см. Ведомство учреждений императрицы Марии.

МАРИИНСКИЕ УЧИЛИЩА

МАРИИНСКИЕ УЧИЛИЩА - см. Ведомство учреждений императрицы Марии.

МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРИТЕН ЖАК

МАРИТЕН ЖАК (18.11.1882, Париж, - 28.4.1973, Тулуза), франц. философ и педагог, виднейший представитель неотомизма. Окончил Сорбонну; с 1914 проф. философии Парижского ка-толич. ин-та. В 1933-44 работал в Ин-те ср. веков в Торонто (Канада). В 1945-48 посол Франции в Ватикане. Преподавал в Принстонском (проф. в 1848-66) и Колумбийском ун-тах (США).

М. возглавлял течение либерального неотомизма. Нек-рые церк. идеологи обвиняли его в отступлении от католич. ортодоксии. Но именно М. в Значит. мере предвосхитил тот «новый курс», к-рый стал осуществляться Ватиканом с сер. 50-х гг. 20 в.

Наряду с разработкой филос. и социология, проблем изложил и обосновал пед. концепцию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать «интегральный» гуманизм, к-рый, в отличие от «антропоцентрического», распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны «божественного провидения». Осуждая тоталитаризм и расизм, выражая тревогу в связи с ростом юношеской преступности, девальвацией духовных ценностей и моральной деградацией части молодёжи, М. связывал эти явления непосредственно с упадком религ. влияния. Из этого следовало, что необходимо систематически приобщать детей к религии, сделать глубокую веру в бога их органич. внутр. потребностью, ибо только на такой основе возможно подлинно нравств. воспитание. По утверждению М. принцип строгого разграничения и одновременно органич. сочетания «истин разума» и «истин веры» должен быть «начертан над входом в любое учебное заведение».

В разработанной им модели уч. плана ср. школы предусматривался, наряду с основами совр. наук, обязательный и обширный курс теологии. Без этого, по мнению М., нельзя глубоко уяснить закономерности обществ. развития, поскольку многие совр. полит. и идеологич. конфликты уходят своими корнями в религ. борьбу и теологич. дискуссии.

В отличие от наиб. радикальных католич. идеологов, требовавших немедленной денационализации школ и передачи их в ведение церкви и религ. об-в, М. признавал, что религ. идеология не занимает монопольного положения в совр. мире. Поэтому в рамках нац. систем образования возможно сосуществование конфессиональных и светских уч. заведений.

Соч.: Humanisme integral, Р., 1936; Pour une Philosophie de leducation, P., 1959; Oeuvres (1912-1939). [Brux., 1975]; Oeuvres (1940-1963), [P.], 1979.

Лит.: Bars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Peces-Barba Martinez G., Persona, sociedad, estado. (Pensamiento social у politico de Maritain), Madrid, 1972.

Б. Л. Вульфсон.

МАРКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

МАРКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - педагог, деятель нар. образования, ч.-к. АПН РСФСР (1944), проф. (1930). В 1904 окончил Моск. учительский ин-т, учился в Моск. коммерч. ин-те (1908-12). С 1904 был учителем гор. уч-щ. После 1917 работал в органах нар. образования Саратова и Москвы. Одновременно с 1924 вёл Н.-и. и преподавательскую работу в Саратовском ун-те им. Н. Г. Чернышевского, Программно-метод. ин-те, МГПИ (в 1932-41 проф., зав. кафедрой), МГУ (в 1943-45 зав. кафедрой педагогики); с 1944 директор НИИ методов обучения АПН РСФСР. Вёл большую организац. работу по ликвидации неграмотности, созданию школ (в т. ч. и образцовых школ в Москве), пед. Н.-и. станции, науч.-образоват. музея, системы повышения квалификации пед. кадров. Осн. работы по общим проблемам теории педагогики, вопросам дидактики, изучению школьников в процессе обучения, разработке уч. планов и программ.

Соч.: Науч.-образоват. музеи в провинции как школа прикладных знаний, Вольск, 1920; Сов. система нар. образования в УССР, Саратов, [1928]; Пионер в школе, [Саратов], 1929; Теория педагогики первых дней революции, «Пед. квалификация», 1930, № 3; К программной работе НКП РСФСР за 15 лет, «Коммунистич. просвещение». 1932, № 10; К 25-летию сов. школы, СП, 1942, № 10.

Лит.: Храмов В., В. Н. Марков. [Некролог], СП, 1946, № 1-2.

С. Г. Степанов.

Предыдущая страница Следующая страница