Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАР"-"ЛЕП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАР"-"ЛЕП")

ЛАРИЧЕВ ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ

ЛАРИЧЕВ ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ - [4(16).2. 1892, г. Грязовец, ныне Вологодской обл., - 12.3.1963, Москва], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1950), засл. учитель школы РСФСР (1947). Окончил Вологодский учительский ин-т (1916), физ.-мат. отделение Вологодского пед. ин-та (1922), Высш. науч.-пед. курсы (1925). С 1911 работал в нач. школе с. Новленского Вологодской губ., в учительской семинарии Рязанской губ., в ср. школах Вологды и Москвы. С 1935 преподавал математику и её методику в пед. вузах и одновременно работал в ИУУ (Москва). В своей пед. деятельности Л. широко осуществлял индивидуальный подход к учащимся. Стремясь активизировать работу каждого, разрабатывал и предлагал учащимся дифференцированные по трудности задачи. Составил систему подготовит, упражнений к изучению наиб. сложных тем. Автор задачников по алгебре и ряда метод. статей. наиб. известность Л. принёс «Сборник задач по алгебре для семилетней и ср. школы» (ч. 1-2, 1948-49; в 50-х гг. - стабильный; ), отличавшийся строгой систематичностью изложения материала, ясностью, краткостью и доступностью. В отличие от предшествующих пособий он включал задачи развивающего характера, предусматривал более раннее использование уравнений.

Лит.: Новоселов С. И., П. А. Ларичев, МШ, 1963, №3; Авдровов И. К., Полвека развития шк. матем. образовавия в СССР, М., 1967. Ю. Н. Макарычее.

ЛАТВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ

ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ - уч. заведения начальные или повышенного типа с лат. языком обучения. Возникли в Зап. Европе в период раннего средневековья и безраздельно господствовали до 13 в., когда появились городские школы с родным языком обучения. Преподавание на лат. языке велось в церковных школах (монастырских, соборных, приходских), коллегиях, нек-рых гор. школах (цеховых, гильдейских), ун-тах (см. Средние века). В зависимости от типа школы и уровня образования в Л. ш. преподавались: чтение, письмо, лат. грамматика, богослужебное пение; полный цикл тривиума (грамматика, диалектика, риторика); реже - полный цикл семи свободных иск-в, т.е. предметы тривиума и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В гор. школах обучали составлению деловой документации и корреспонденции на лат. языке. Т. к. элементарные лат. школы были большей частью бесплатными, доступ к основам грамотности имели практически все городские сословия, а во многих местностях - и крестьянские дети.

В период Реформации (16 в.) возросла роль Л. ш. как ср. звена в образовании, подготовит, этапа перед поступлением в ун-т (в Германии получили назв. «учёные школы»). В их задачи входило элементарное образование, религ. воспитание, обучение свободному владению латынью (в устной и письменной формах ? как языком учёного сословия. Чтение небольшого круга лат. авторов рассматривалось как средство обучения грамматике. В небольшом объёме преподавались также реальные предметы, в нек-рых типах школ - греч. яз. Методы преподавания в Л. ш. (система лекций, диспуты) вошли со временем в практику ун-тов. В 16-18 вв. на основе Л. ш. создавались ср. уч. заведения, дававшие классическое образование, - гимназии или педаго-гиумы.

Лит.: Abelson Р., The seven liberal arts, a study in medieval culture, N. Y1965; W a l s h J. J., High points of medieval culture, N. Y., 1969; Bowen J., A history of Western education, v. 2, L., 1975.

M. M. Боришанская.

ЛЕБЕДИНЦЕВ КОНСТАНТИН ФЕОФАНОВИЧ

ЛЕБЕДИНЦЕВ КОНСТАНТИН ФЕОФАНОВИЧ - [13(25).10.1878, Радом, Польша, - 26.10.1925, Киев], педагог, математик-методист. В 1900 окончил Киевский ун-т. Преподавал в Киевской гимназии (1900- 1901), в 1-м коммерч. уч-ще (1901-05) и на Высш. жен. курсах. В 1904 в первых своих статьях Л. подверг критике теорию свободного воспитания. В 1906 за статьи в журн. «Пед. неделя», содержавшие критику политики пр-ва в отношении учащихся, Л. был привлечён к суду и вынужден был покинуть Киев. В 1909-16 преподавал в частной гимназии Е. А. Кирпичниковой в Москве. В созданных Л. учебниках по алгебре (1909-11) отражены осн. требования реформы в области шк. матем. образования; курс алгебры строится на двух взаимосвязанных идеях - развитие понятия числа и развитие понятия функциональной зависимости. В «Систематич. сборнике задач и др. упражнений по курсу алгебры» (ч. 1-2, 1910-14) он впервые подобрал задачи на раскрытие свойств алгебраич. функций и их графич. изображений. В 1913 осуществил опыт кон-центрич. построения систематич. курса алгебры для ср. уч. заведений. 1-й концентр. построенный на конкретно-индуктивном методе изложения, охватывает уравнения 1-й и 2-й степени с необходимыми сведениями из алгебраич. преобразований. Во 2-й концентр. построенный па абстрактно-дедуктивном методе изложения, входит теория решения уравнений и неравенств, основы учения о пределах, развивается понятие числа.

После Окт. революции Л. был консультантом отдела реформы школ Нарком-проса РСФСР. С 1919 работал в Нар-компросе Украины; одновременно преподавал в ср. и высш. уч. заведениях Киева.

В работах, изданных в 20-х гг., рассмотрел цели, программу и методы обучения математике, разработал психол. основы методики преподавания математики, проследил историю конкретно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного методов обучения и обосновал возможность применения в совр. школе лишь конкретно-индуктивного метода изучения матем. истин, связанного с активной работой учащихся и самостоят. обобщениями и выводами.

Соч.: Новое направление в области методики арифметики и его практич.результаты, К1906; Курс алгебры для ср. уч. заведений, ч. 1 - 2, К., 1910 - 11; Метод обучения математике в старой и новой школе. Собр. статей, Ми914; Математика в нар. школе (Первая ступень), М., 1918; Введение в совр. методику математики, [К.], 1925; Руководство алгебры, ч. 1, 11 изд., ч. 2, 9 азу, М. - Л., 1928.

Лит.: P у пасов К. А., К. Ф. Лебе-динцев, МШ, 1954, №1; Андронов И. К., Полвека развития школьного матем. образования в СССР, М., 1967, с. 122 - 27.

ЛЕВИН КУРТ

ЛЕВИН КУРТ (9.9.1890, Познань, Польша, - 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс, США), нем. и амер. психолог. С 1926 проф. Берлинского ук-та, с 1933 проф. Станфордского и Корпелл-ского ун-тов, с 1945 директор Исследовательского центра групповой динамики Массачусетского технол. ин-та.

Исходя из принципов гешталетпси-хологии, Л. разрабатывал психологию воли и аффекта и одним из первых применил эксперим. методы в этой области. Л., создатель динамич. теории личности, считал, что осн. двигателем человеч. деятельности является потребность - динамич. состояние, возникающее из намерений в связи с жизненными целями человека в окружающей его ситуации («психол. поле» данного момента). Потребность представляет собой некую заряженную систему, удовлетворение потребности заключается в разрядке ее динамич. напряжения. «Поле» характеризует у Л. психол. единство личности и её окружения; поведение индивида является внеш. выражением событий, происходящих в его психол. поле. В концепции поля сказалось стремление Л. перестроить психологию по образцу точных наук: структурные изменения поля описывались Л. с помощью понятии топологии (отрасли математики, изучающей свойства форм и расположения фигур). Ведущим в теории Л. явилось понятие «жизненного пространства», к-рое представляет собой единицу, «клеточку человеческой личности», структурно объединяющую внутр. напряжённую систему и психол. поле. Ввел понятие «временной перспективы», означавшее, что психол. поле данного момента включает в себя представление о прошлом и будущем; это понятие связывается с проблемой целеполагания, соотношения и разведения близких и дальних (реальных и идеальных) целей. Многочисл. эксперим. работы, выполненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психол. замещения, фрустрации, уровня притязаний и др.), заложили основы эксперим. изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников эксперим. исследования психологии групп (т. н. групповой динамики), особое внимание уделял проблемам «группового стандарта», «группового решения», типов лидерства.

Л. изучал личность как целостную систему, в к-рой жизненные цели человека выступали в качестве особой системы побудителей человеческого поведения и как механизмы формирования личности.

Проблема строения и формирования потребностей разрешалась Л. с позиции изоморфизма (тождества закономерностей в разных науках), свойственной гештальтпсихологии.

Соч.: Vorsatz, Wille und Bedurfnis, В., 1926; A dynamic theory of personality, N. Y., 1935; Principles of topological psycho logy, N. Y. - L., 1936. Лит Зейгарник Б. В., Теория личности К. Левина, М., 1981; Kaufmann Р., К. Lewin, Р., 1968. Б. В Зейгарник.

ЛЕВОРУКОСТЬ

ЛЕВОРУКОСТЬ - предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов.

В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею (т. н. вынужденная Л.). Чаще Л. носит врождённый характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л. часто встречается скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуются левой. Существует много морфологич. и функциональных признаков скрытой Л. К морфологич. признакам относятся несколько большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца и др. Функциональные признаки скрытой Л.: при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодирова-нии активнее действует левая рука и др.

В обыденном сознании Л. часто воспринимается как отклонение от нормы. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к осуществлению любых моторных актов, в т. ч. и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физич. и психич. развития и становится абсолютно полноценной личностью. «Переучивание» левши не может изменить особенностей его ЦНС и приводит к тому, что ребёнок становится «одинаковору-ким», т.е. способным с равным успехом пользоваться обеими руками; Л. не устраняется, а приобретает скрытую форму. Если родители ставят перед собой такую задачу, им следует в возможно более раннем возрасте начать работу по развитию правой руки ребёнка. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совм. действия с левой (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки.

Существует мнение, что переучивание левшей нецелесообразно и даже вредно. Оно основано на фактах, когда принуждение левшей, наказания за их «недостаток» приводили к психич. травмам и неврозам.

ЛЕДНЕВ ВАДИМ СЕМЕНОВИЧ

ЛЕДНЕВ ВАДИМ СЕМЕНОВИЧ (р 22 9 1932, с Ярцево Брянской обл ), педагог, акад РАО (1992, чл -корр АПН с 1990), д-р пед.наук (1981), проф. (1982) Окончил Моск. ин-т инженеров с -х произ-ва (1955) Преподавал в школе-лаборатории при МГПИ (1961-65), с 1965 работал в учреждениях АПН в 1988-92 дир ШОТСО, в 1992-95 дир Ин-та общеобразоват. школы В 1992-93 акад -организатор отделения общего ср образования РАО.

В нач. 60-х гг. обосновал возможность включения в общеобразоват.курс основ кибернетики, разработал концепцию и содержание курса Исследования по проблемам содержания образования, дидактике

Соч: Об изучении элементов киберне тики и автоматики в ср школе, M, 1962, Начала кибернетики, M, 1967, Классификация наук, M, 1971, Содержание общего ср образо вания, M, 1980, Содержание образования, M 1989, Структура пед.науки, M, 1991, Содержа ние образования сущность, структура, перспективы, M, 1992, Структура науч. знания, M, 1995

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНГНИК ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ

ЛЕНГНИК ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ - [12(24).1.1873, Гробиня Курляндской губ., ныне в Лиепайском р-не Латвии, - 29.11.1936, Москва], гос. деятель, организатор проф. образования в РСФСР. Чл. РСДРП с 1893. В 1896 окончил Петерб. технол. ин-т. Был арестован по делу Петерб. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», в 1898-1901 находился в ссылке. Участник Окт. революции в Петрограде. После 1917 работал в Наркомпросе, ВСНХ, Наркомвнеш-торге, НК РКИ и др.

В 1917-19 чл. Гос. комиссии по просвещению, Комиссии по реформе проф. школы, зав. отделом реформы проф. образования; зав. отделом организации произ-ва ВСНХ. Чл. коллегии Нарком-проса РСФСР. Отстаивал необходимость создания профшколы нового типа, ликвидации ремесл. школ и ученичества, связи проф. образования с общим. Участвовал в разработке положений программы РКП(б) по нар. образованию, связанных с проф. образованием.

На 1-м Всерос. съезде по просвещению (2 сент. 1918) выступил за широкое развитие внешк. проф. образования, против ведомственности и разобщённости руководства им. Один из инициаторов создания первого межведомств, органа - Гос. комитета по проф. образованию (дек. 1918 - март 1919), входил в его состав. С апр. 1919 возглавлял Секцию проф.-тех. образования при Наркомпросе. Соавтор декларации «О задачах проф.-тех. образования в России» (апр. 1919). Чл. коллегии Главпрофобра (1920-21). Чл. комиссии по реформе высш. техн. школы (1920). Сторонник монотехн. образования, предлагал подходить к общему образованию па основе профессионального, учитывая экон. условия конкретного региона.

В 30-х гг. работал в науч. и науч.-пед. учреждениях (Ин-те философии, Ин-те техники, Коммунистич. академии и др.), участвовал в работе Об-ва педагогов-марксистов и др.

Соч.; О постановке внешкольного проф. образования, «Нар. просвещение», 1918, № 4-5; О задачах проф.-тех. образования в России, там же, 1919, N 11 - 12.

Лит.: Муравьев А., Ф. В. Ленгник, Л., 1966; К ейр и м - М ар к у с М. Б., Гос. руководство культурой. Строительство Наркомпроса (Нояб. 1917 - сер. 1918), М., 1980. Е. Г. Осовскай.

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - [10(22).4.1870, Симбирск, ныне Ульяновск, - 21.1.1924, Горки, близ Москвы], политический и обществ. деятель, продолжатель учения К. Маркса. Род. в семье педагога И. Н. Ульянова. Ст. брат Л. народоволец А. И. Ульянов казнён в 1887 за участие в покушении на рос. императора Александра III. Учился в Казанском ун-те (1887). В 1891 сдал экстерном экзамены за курс юрид. ф-та Петерб. ун-та. С нач. 90-х гг. 19 в. участвовал в поли-тич. борьбе с самодержавием. С нач. 20 в. жил гл. обр. в эмиграции. С 1903 один из руководителей Рос. коммунистич. партии большевиков. В 1917 возглавил руководство Октябрьским вооруж. восстанием в Петрограде и на 2-м Всерос. съезде Советов избран председателем Совета нар. комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого обществ.-экон. строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Л. считал важнейшей задачей партии. Среди её гл. целей намечал создание вместо прежней (по Л., сословной и классовой) демократической системы нар. образования, финансируемой гос-вом и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производит, трудом.

Отказ от «школы муштры» и «школы зубрёжки» предполагал использование положительного опыта, накопленного пед. теорией и практикой школы, в т. ч. за рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918).

Программа РКП(б), разработанная под рук. Л. в 1919, предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязат. общее и поли-технич. образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозглашался тезис о том, что школа должна превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистич. идей все возможности гос-ва и его аппарата. Реализация этих программных установок привела к утверждению в практике школы и адм. органов ориентации на идеологич. единомыслие. Л. считал необходимым использовать в системе нар. образования старых (т. н. буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, к-рые не обязательно должны быть профессионалами. Л. одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Сов. гос-ву.

В нач. 20-х гг. Л. увидел негативные последствия курса сов. власти и пришел к выводу о необходимости «перемены всей нашей точки зрения на социализм». При введении новой экономич. политики (нэп), сокращении общегос. расходов на образование он высказал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъёме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Л. была проведена реорганизация Наркомпроса с целью превращения его в центр накопления и распространения передового пед. опыта. Однако эти устремления не получили поддержки. После 1922 он фактически оказался отстранённым от активной политич. деятельности. После смерти Л. мн. его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы. Деятельность Л. в течение мн. лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Сов. гос-ва. С кон. 80-х гг. начался новый этап изучения наследия Л. В лит-ре встречается широкий спектр оценок деятельности Л., от позитивных до негативных.

Соч.: О воспитании и образовании, т. 1 - 2, М., 1980.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - им. А. И. Герцена, см. Российский педагогический университет.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - см. Санкт-Петербургский университет.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р 14 1 1936, Москва), лингвист, педагог и психолог, акад РАО (1992), д-р филол. (1968) и психол. (1975) наук, проф. (1976) Сын А Н Леонтьева Окончил филол. ф-т МГУ (1958), работал в Ин-те языкознания АН (1958-74), преподавал в Ин-те рус. языка им А С Пушкина (1974-86), МГПИ (с 1986) С 1994 ректор Ин-та языков и культур им Л H Толстого (Москва) - Теоретик и организатор исследований в области психолингвистики Авт. первой отеч. монографии по психологии общения («Психология общения», 1974), ряда публикаций по психологии искусства, поэтике, истории лингвистич и психол. науки («Л. С. Выготский», 1965). Выступает как популяризатор науки («Путешествие по карте языков мира», и др.) Мн. труды по психологии и методике преподавания иностр. языков. В кон. 60-х гг. обосновал (совм. с И А Зимней) т н коммуникативный подход в обучении языкам Авт. и сост науч. и уч книг по методике преподавания, в особенности русского языка как иностранного («Психология и обучение языку» на англ. яз, 1981, и др. ). Одним из первых разрабатывал теорию пед.общения. Труды по проблемам образования и языковой политики написаны в русле теории развивающего обучения и педагогики сотрудничества

Соч: Психолингвистика, M, 1965, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969 Психо-лингвистич единицы и порождение речевого высказывания, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974 (соавт. ), Пед.общение, M, 1979.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - [5(18). 2.1903, Москва, - 21.1.1979, там же], психолог, д. ч. АПН СССР (1950), д-р пед. наук (1940), проф. (1932). В 1924 окончил ф-т обществ. наук Моск. ун-та. Ученик и последователь Л. С. Выготского. В 1924-31 вёл науч. и преподавательскую работу в Москве (Ин-т психологии, АКБ им. Н. К. Крупской), в 1931-35 - в Харькове (Укр. психоневрологпч. академия, пед. ин-т). В 1936-52 - в Ин-те психологии АПН. В годы Вел. Отеч. войны нач. эксперим. госпиталя восстановления движений. С 1941 проф. МГУ, с 1945 зав. кафедрой психологии, с 1966 декан ф-та психологии МГУ. Акад.-секр. отделения психологии (1950-57) и вице-през. (1959-61) АПН РСФСР.

Эксперим. и теоретич. работы Л. посвящены гл. обр. проблемам развития психики (её генезису, биол. эволюции и обществ.-ист. развитию, развитию психики ребёнка), проблемам инж. психологии, а также психологии восприятия, мышления и т. д. Гл. науч. достижение Л. связано с разработкой общепсихол. теории деятельности. Выдвинул также гипотезу о возникновении в филогенезе чувствительности; положение о прижизненном формировании функцион. мозговых систем, составляющих физиол. основу специфически человеческих способностей, и др.

В области дет. психологии разрабатывал положение о развитии индивидуального сознания как процессе, основанном на усвоении («присвоении») ребёнком знаний, умений и норм, выработанных человечеством в ходе ист. развития и закреплённых в продуктах культуры и языке. Исследовал разл. формы активности ребёнка в процессе усвоения, роль в нём предметной деятельности, оптимальные способы организации этой деятельности взрослым в ходе обучения. Разрабатывал вопросы психологии дет. игры, психол. проблемы сознательности учения, формирования у человека нравств. качеств. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребёнка на развитие его психики.

Соч.: Избр. психол. произв., т. 1 - 2 М., 1983; Развитие памяти, М., 1931; Вое становление движения, М., 1945 (соавт.) Очерк развития психики, [М.], 1947; Психол. развитие ребенка в дошк. возрасте, в кн. Вопросы психологии ребенка дошк. возраста М. - Л., 1948; Ощущение, восприятие и вни мание детей мл. шк. возраста, в кн.: Очерки психологии детей. (Мл. шк. возраст), М. 1950; Умственное развитие ребенка, М., 1950 Психология человека и техн. прогресс, М. 1962 (соавт.); Потребности, мотивы и эмоции М., 1973; Деятельность. Сознание. Личность M.; Проблемы развития психики, М. .

Лит.: А. Н. Леонтьев и совр. психология, М., 1983 (библ.).

ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН ФАРЖО

ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН ФАРЖО (Le Peletier de Saint-Farfeau) Луи Мишель (29.5.1760, Париж, - 0.1.1793, там же), обществ. деятель периода Вел. франц. революции. Накануне революции был през. парижского парламента. В 1789 избран в Ген. штаты от дворянства, в июле 1789 перешёл на сторону третьего сословия. В июне 1790 пред. Учредит. собрания. В авг. 1792 избран в Конвент. Чл. клуба якобинцев. Голосовал за казнь Людовика XVI. Смертельно ранен роялистом. Л. - автор составленного в духе идей Ж. Ж. Руссо «Плана нац. воспитания» (1793), предусматривавшего введение всеобщего нач. образования детей. Критикуя представленный К-том по нар. образованию проект, в основе к-рого лежали идеи Кондорсе, Л. считал необходимым в обязат. порядке охватить всех детей унифицированной системой гос. нач. образования и воспитания. Он предлагал создать «дома нац. воспитания» (с интернатами, для мальчиков 5-12 лет, девочек 5-11 лет) в Значит. мере за счёт спец. налога (гл. обр. на богатых). За отказ поместить ребёнка в интернат родители лишались бы гражд. прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесл. мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками (в этих целях Л. предлагал объединить интернаты с приютами для престарелых).

В программу нач. обучения предполагалось включать рассказы из истории революции, понятие о конституции, основы морали; преподавание религии исключалось. В таком воспитании Л. видел путь обновления общества, связывал утопич. надежды на уничтожение нищеты и смягчение и даже преодоление социального неравенства. Л., как и Кондорсе, выделял 3 высшие ступени образования: ср. школы, ин-ты и лицеи, куда будут приниматься учащиеся по конкурсу и стипендиаты. Проект Л. бы-л одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793), было принято решение о создании «домов нац. воспитания» (без обязат. помещения детей в интернат), но спустя 2 мес отменено. Идея создания школ-интернатов не была претворена в жизнь.

Соч.: CEuvres, Brux.; в рус. пер. - План нац. воспитания, в сб.: Пед. идеи Вел. франц. революции, М., 1926, с. 246-69.

Лит.: Erziehungsprogramme der Franzosischen Revolution: Mirabeau-Condorcet-Lepele-tier, B. - Lpz., 1949. Л. А. Пименова.

ЛЕПЕШИНСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОН НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕПЕШИНСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОН НИКОЛАЕВИЧ - [29.2(12.3).1868, с. Студенец, ныне в Костюковичском р-не Могилёвской обл., - 29.9.1944, Москва], деятель рев. движения, один из организаторов нар. образования в СССР, дер ист. наук (1935). Учился на физ.-мат. ф-те Петерб. ун-та (1886-90), окончил экстерном Киевский ун-т (1891). С 1890 в рев. движении. В 1907-09 преподавал в Оршанском реальном уч-ще, в 1910 - в с. Щёлково Моск. губ. В 1918-19 чл. коллегии Нар-компроса, зав. отделом реформы школы. В 1919-20 зам. наркома просвещения Туркестанской Республики (Ташкент). Б 1921-24 зам. пред. Истпарта [комиссия по истории партии и истории революции при ЦК РКП(б)]. С 1925 пред. ЦК МОПР в СССР. В 1927-30 директор Ист. музея, в 1935-36 - музея Революции СССР.

Л. - один из инициаторов разработки и авторов «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР» (1918). Под его руководством были созданы первые сов. уч. планы и программы. В 1918 выдвинул и обосновал (совм. с В. Познером) «Московский проект» - наиболее радикальный вариант реформы, предусматривающий наряду с общеде-мокр. положениями (всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование) установление непрерывного уч. года с 7-дневной рабочей неделей (в т. ч. 2 дня на экскурсии), разработку примерных (базовых) программ, замену классов по возрастам группировкой учащихся по уровню подготовленности, предметного преподавания цикловым, учебников рабочими книгами.

Л. обосновал модель школы-коммуны нового типа уч. заведения, т.е. общины, построенной на принципах самоуправления, самообслуживания и организации «умственных форм труда». Самоуправление понимал как непосредств. участие всего коллектива в разнообразных формах шк. жизни производительного и интеллектуального труда. Гл. фактором образования и основой деятельности школы считал производит, труд. Разработал пути соединения умственного и физич. труда на основе участия детей в обществ. жизни и включения их в трудовые процессы на произ-ве. Отстаивал политехн. принцип обучения, к-рый трактовал как сочетание полученных учащимися трудовых навыков с изучением передового произ-ва. Среди методов обучения особо выделял эвристический, развивающий самодеятельность и инициативу учащихся. В вопросах воспитания отдавал предпочтение гос-ву и школе перед семьёй.

Свои идеи Л. пытался реализовать в «Первой сов. опытно-показательной школе-коммуне», организованной им (1918) в с. Литвиновячи (Белоруссия). Ему удалось осуществить идею широкого самоуправления, сделать труд основой шк. жизни, создать атмосферу основанных на взаимном доверии и товариществе отношений между педагогами и воспитанниками, но в целом принципы трудовой школы так и не были воплощены в жизнь. Гипертрофированная роль придавалась самообслуживанию детей. В 1919 школа-коммуна переехала в Москву, где на её базе была создана Моск. , опытно-показат. школа-коммуна им. П. Н. Лепешинского. Мн. положения Л., связанные с деятельностью школы-коммуны, были в дальнейшем использованы в практике А. С. Макаренко.

Работая в Туркестанской Республике, Л. добился улучшения материальной базы уч. заведений, организовал подготовку пед. кадров школ для коренного населения, в т. ч. в Туркестанском (ныне Ташкентский) ун-те, был инициатором 1-го респ. съезда работников нар. образования (1920).

Соч.: О принципах единой трудовой школы, «Нар. просвещение», 1918, № 14; Опыт культурной работы в деревне, там же, 1919, № 8; Шк. вопрос. в обстановке социали-стич. революции, там же, 1920, N 16-17; Просвещение во время Парижской коммуны 1871 г., «Вестник просвещения», 1925, м 2-3; На заре сов. просвещения, «На путях к новой школе», 1927, Nb 10.

Лит.: Мельников МЗамечательный педагог - ленинец, СП, 1958, № 6; Петров Ф., Один из выдающихся зачинателей сов. школы, НО, 1958, N 7; С о с и о в-ская Г. П., П. Н. Лепещинский - видный сов. педагог, СП, 1963, № 9; Александров В., П. Н. Лепешинский, «ВИ КПСС», 1968, № 3; Б у л а ц к и и Г. В., П. Н. Лепешинский, М., 1973; Чернов Ю. МСподвижники. Повесть о П. Лепешинском, Ми986. М. В. Богуславский,

Предыдущая страница Следующая страница