Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 6, "КОЛ"-"КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КОЛ"-"КОН")

КОЛЬЦОВА МАРИОНИЛЛА МАКСИМОВНА

КОЛЬЦОВА МАРИОНИЛЛА МАКСИМОВНА - [р. 7(20).3.1915, Самара], физиолог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1968), д-р мед. наук (1955), проф. (1964). В 1935 окончила 1-й Ленингр. мед. ин-т им. акад. И. П. Павлова. В 1959-69 зав. лаб. нервной деятельности в Ин-те физиологии им. И. П. Павлова АН СССР; с 1969 зав. лаб. высш. нервной деятельности детей дошк. возраста в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Осн. труды по изучению высш. нервной деятельности детей. Соч.: О формировании высш. нервной деятельности ребенка, Л., 1958; Обобщение как функция мозга. Л., 1967; Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, М., 1973; Ребенок учится говорить, M.; Развитие сигнальных систем действительности у детей, Л., 1980.

M. M. Безруких.

КОЛЯГИН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЛЯГИН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 25.4. 1927, Красноярск), математик-методист, акад. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1985), дер педагогич. наук (1977), проф. (1982). Окончил физ.-мат. ф-т МОПИ им. Н. К. Крупской (1957). С 1953 на преподавательской работе: до 1970 учитель математики в ср. школах Москвы и Моск. обл., с 1971 зав. сектором обучения математике НИИ школ МП РСФСР, с 1975 зам. директора по науч. работе. Одновременно с 1962 преподаёт в МОПИ. К. - один из авторов программ, учебников и метод. пособий по математике для учащихся ср. уч. заредений, студентов пед. ин-тов и учителей. В метод. пособиях К. представлены разл. методы изучения ведущих матем. понятий, освещён отеч. и заруб. опыт. К. разработал методику обучения математике «на задачах». Внедрил в практику мн. школ оригинальную метод. модель дестандартиза-ции уч. задач, к-рая позволяет учителю на базе любой задачи самостоятельно конструировать её аналог, имеющий поисковый или проблемный характер.

Соч.: Задачи в обучении математике, ч. 1-2, М., 1977; Методика преподавания математики, М., 1980 г. (соавт.).

КОМАРОВСКИЙ БОРИС БОРИСОВИЧ

КОМАРОВСКИЙ БОРИС БОРИСОВИЧ - [24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., - 18.12.1965, Баку], педагог, д-р пед. наук, проф. (1927). Окончил пед. ф-т Днепропетровского высш. ин-та нар. образования (1921). Пед. деятельность начал в 1908 учителем сел. школы. С 1924 вёл Н.-и. и преподавательскую работу в Азерб. гос. ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. индустриальном ин-те (1931-37), Азерб. НИИ пед. наук (1938-51), Азерб. пед. ин-те языков им. Ахундова (1952-65).

Исследовал труды амер. и европ. педагогов 19-20 вв., уделяя преим. внимание теоретикам свободного воспитания, прагматизма. Развивал идею Дж. Дьюи о демократизации школы и личности, связи обучения с жизнью и производит, трудом, соединения духовного развития личности с развитием способностей к обществ. работе.

Изучал пед. терминологию, к-рую рассматривал как систему лексич. средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения (в широком смысле) и как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогики (в узком смысле). В монографии «Русская пед. терминология» (1969) исследовал пед. лексику в ист. памятниках и лит. источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка пед. науки. Им расширено толкование понятий термина и номена (к числу заменителей терминов К. относил суждения, речения, афоризмы). Доказывал, что термины педагогики как обществ. науки имеют полит. направленность.

Составил «Большой пед. словарь» (1946-50), частично опубликованный в журн. «Азербайджан Мектеби» («Азербайджанская школа», 1946, № 5; 1947, № 1-3, 5-6; 1948, № 1). На основе работ К. по пед. терминологии разработаны пособия для студентов - краткие словари пед. терминов в Пятигорском пед. ин-те иностр. языков, Узб. респ. пед. ин-те рус. яз. и лит-ры и др.

Соч.: Филос. предпосылки педагогики Дьюи, «Изв. Азерб. гос. ун-та», 1927, т. 8-10; Амер. педагогика XX в., Баку, 1928; Осн. линии в развитии науч.-пед. теории С.-А. С. III, в XX в. в связи с развитием европ. педагогики, «Изв. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та», 1929, т. 14; Диалектика развития науч.-пед. мысли, М., 1929"; Совр. пед. течения, т. 1, Баку, 1930; К истории гербартианского направления в педагогике, СП, 1940, № 2; А. С. Макаренко - выдающийся сов. педагог, там же, 1941, М° 3; Осн. проблемы пед. лексики и лексикографии, «Уч. зап. Азерб. пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова», 1960, в. 8; Развитие пед. понятий и пед. терминологии в России с X по XVIII вв., там же, в. 10..» В. В. Макаев.

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМИ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА - в России ср. уч. заведения. Первое К. у. создано в 1773 в Москве при Воспитат. доме на средства П. А. Демидова, в 1800 переведено в Петербург. В 1804 на средства Моск. , купечества в Москве было открыто ещё одно К. у.; тогда же был основан Моск. , коммерч. пансион, переименованный в 1806 вПрактич. академию коммерч. наук. В 1862-93 на средства купечества были созданы одесское, Петровское (в Петербурге), Александровское (в Москве) и харьковское К. у. В 1892 и 1893 в Одессе открылись частные (мужское и женское) К. у. В 1894 все К. у. были переданы в ведение Мин-ва финансов, затем - Мин-ва торговли и пром-сти. В 1896 было утверждено Положение (дополнено в 1900), по к-рому К. у. стали общеобразоват. уч. заведениями, дающими учащимся общее (в объёме курса реального уч-ща) и коммерч. образование. Широкое участие общественности в организации К. у., их независимость от МНП привлекали мн. прогрессивных педагогов, стремившихся создавать К. у. как школу нового типа с совм. обучением мальчиков и девочек, с лучшей постановкой обучения и воспитания, передовыми методами преподавания и т. п.

В К. у. принимались дети из всех сословий не моложе 10 лет. Плата за обучение была высокой, поэтому подавляющее большинство учащихся составляли дети крупной и ср. буржуазии, а также либеральной интеллигенции. К. у. имели 7-летний (1-7-е кл.) и 8-летний (1-8-е кл.) курс обучения. Существовали и 3(4) - лет-ние К. у., состоявшие из старших (начиная с 5-го) классов обычных К. у. Преподавались: закон Божий, рус. яз. и словесность, два новых языка, история, география, математика, естеств. история, физика, коммерч. арифметика, бухгалтерия, коммерч. корреспонденция, полит. экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерч. география, каллиграфия, рисование и гимнастика; необязат. предметы: черчение, стенография, пение, музыка, танцы, иностр. и родной языки. Спец. предметы занимали незначит. место в уч. плане. Выпускники могли поступать в коммерч. ин-ты или высш. техн. уч. заведения, а после 1914 - в ун-ты.

Все К. у. содержались на обществ. или частные средства. Значит. часть К. у. (особенно в нач. 20 в.) была открыта «товариществами преподавателей» или группами прогрессивной интеллигенции. Среди самых известных - Выборгское, Лесное, Тенишевское и др. в Петербурге. К. у. отличались лучшей по сравнению с др. ср. уч. заведениями постановкой уч. работы, в них применялись прогрессивные методы преподавания, устраивались хорошо оборудованные кабинеты физики, естествознания. В К. у. работали известные рус. педагоги-методисты В. А. Герд, В. К. Верховский, П. А. Знаменский, С. И. Шохор-Троицкий и др. В 1913/14 уч. г. в России было св. 200 К. у. В 1918 преобразованы в единые трудовые школы.

КОММУНА ИМЕНИ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО

КОММУНА ИМЕНИ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО - воспитат. учреждение в УССР (1927 - 2-я пол. 30-х гг.). Создана в пос. Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений VIIV для борьбы с дет. беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. Организатор к зав. коммуной (с 1932 - нач. пед. части) - А. С. Макаренко (до 1935). Коммуна продолжала опыт Колонии имени М. Горького. Ядро коммуны составили воспитанники колонии, в коммуну поступали беспризорные дети и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из осн. принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производит. трудом. Первоначально воспитанники ежедневно работали 4 часа в мастерских (1927-29), преобразованных затем в производств. цехи. Результаты производит, деятельности коммунаров позволили перейти в 1929 на самоокупаемость и отказаться от дотаций. В 1932 открыт завод электроинструментов, выпустивший первую сов. электросверлилку марки ФД-I, затем завод плёночных фотоаппаратов (изготовлена первая серия типа ФЭД), на к-рых коммунары выпускали продукцию, ранее ввозимую в страну из-за границы.

В коммуне действовал шк. комбинат, уч. база к-рого включала школу-семилетку (с 1934 полную ср. школу-десятилетку), подготовит, группы для поступающих на рабфак, рабфак Харьковского маш.-строит. ин-та (с 1930). В школе имелись хорошо оборудованные кабинеты по всем предметам. Чёткая организация жизни воспитанников позволила им заниматься творческой деятельностью в более чем 40 кружках, руководимых специалистами. Оркестр коммуны стал одним из лучших самодеят. коллективов УССР. Ежегодно летом все коммунары участвовали в походах в Москву, Крым, на Кавказ.

Ведущей силой воспитания в коммуне был коллектив. Его деятельность, как и в колонии им. М. Горького, организовывалась на основе конституции, осн. положения к-рой регламентировали работу органов самоуправления, порядок организации дежурств, самообслуживания, перечень обязанностей выборного актива и его прав, распорядок дня, правила поведения на произ-ве и в быту, формы учёта результатов социалистич. соревнования, поощрений, взысканий. Коммунары объединялись в отряды, а на произ-ве - в бригады. Все вопросы комму-нарской жизни решало общее собрание коллектива. Руководящий орган - совет командиров, избираемых на определённый период. Для текущих дел создавались комиссии: санитарная, хозяйственная и др., клубный совет, штаб социалистич. соревнования. Жизни коммуны посвящены произв. Макаренко «Марш 30 года», «ФД-I», «Флаги на башнях», пьеса «Мажор». С опытом коммуны ознакомилось св. 200 сов. и заруб. делегаций.

Лит.: Бобровская M. E., К истории дет. трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, ИАПН РСФСР, 1952, в. 38; Тер-Гевондян А. Г., Дет. производит, труд в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, там же; Виноградова М. Д., Вопросы организации общего образования в школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, там же, в. 102; Терский В. Н., Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко, М., 1959; Воспоминания о Макаренко. Сб. мат-лов, Л., 1960; Павлова М. П., Пед. система А. С. Макаренко и современность, М., 1980; Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания, под ред. В. М. Коротова, М., 1989.

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ

КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ - нач. уч. заведения, руководимые конгрегакистами - членами религ. орг-ций, возглавляемых католич. церковью. Возникли в

17-18 вв. в католич. странах Европы в ходе Контрреформации. Заменяя собой традиц. приходские школы, К. ш. ставили задачей дать элементарное образование и строгое религ. воспитание детям из бедных семей. Первые школы такого типа организовал, опираясь на решения Тридентского собора (1545-63), миланский архиепископ Карло Борромео. Позднее созданием таких школ активно вани-мался орден пиаристов. наиб. успехов в этой области достиг «Союз братьев христ. школ», осн. в 1684 Ж. Б. де Ла Салем во Франции. К. ш. как бы дополняли коллегии иезуитов и продолжали их принципы обучения и воспитания на уровне нач. школы. Они были бесплатными, в случае необходимости обеспечивали своих учеников одеждой, питанием и учебниками. Гл. внимание уделялось обучению чтению и письму, к-рое продолжалось 3 года и было разделено на 9 этапов (проходились строго последовательно). Наряду с этим преподавалась арифметика и изучались приёмы составления документов. Преподаватели К. ш. унаследовали и развили ряд общих пед. принципов: воображение составляет основу усвоения знаний и развития ума; перед детьми нужно постоянно ставить новые задачи, содействующие познават. активности; в часы отдыха необходимо организовывать подвижные игры на воздухе, заботиться о здоровье и гигиене детей. Преподавание велось на родных языках. Применялись передовые для того времени методы: одноврем. обучение чтению группы учеников, введение в преподавание игровых элементов. Много внимания уделялось правильной технике письма и развитию внимания учеников. В воспитании главным считалось формирование религ. сознания. Поведение в школе и на уроках строжайшим образом регламентировалось. Ученики организованно, в строгом порядке входили в школу и покидали её, на уроках устанавливалась абс. тишина, сидеть надлежало в точно определённой позе, обращаться к учителю не вслух, а опустив долу глаза и сложив руки. Учитель также отдавал команды ученикам не вслух, а при помощи спец. сигнальной железной палочки и особого кода из разл. стуков. Класс был поделён на 3 части - для лучших, средних и отстающих учеников; каждая сидела в соответствующей части помещения, особое место было отведено для новичков. Для лентяев существовала «скамья невежд». Существовал строгий взаимный контроль учеников, целая иерархия «офицеров», к-рые следили за порядком в классе. Хотя телесные наказания порицались, за мелкие проступки учеников били по рукам, за серьёзные - розгами, причём ученик на коленях должен был поблагодарить бога и учителя за наказание. Пед. практика и принципы К. ш. оказали большое влияние на развитие католич. системы нач. образования в

КОНДАКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

КОНДАКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (р. 1.7. 1920, дер. Медовая Тульской обл.), педагог, деятель образования, акад. РАО АПН СССР с 1981), д-р пед. наук (1981). В 1941 окончил ист. ф-т Моск. ин-дустриально-пед. ин-та им. К. Либкнехта. Был учителем, директором ср. школы, зав. Киселевским гороно Кемеровской обл. (1941-48). С 1948 в НИИ теории и истории педагогики АПН (с 1965 директор). С 1967 зам. мин. просвещения СССР, с 1976 вице-през., в 1981-87 през. АПН. Осн. науч. труды по вопросам организации образования и управления шк. системой: «Планирование работы рай (гор) - оно» (1952), - «Инспектирование работы отделов нар. образования»(1956), «Образование в СССР» (1958), «Ленинские принципы организации нар. образования» (1970), «Новое содержание образования и совершенствование уч.-воспитат. процесса» (1974), «Теоретич. основы школоведения» (1982).

КОНДИЛЬЯК, КОНДИЙАК, ЭТЬЕН БОИНОДЕ

КОНДИЛЬЯК, КОНДИЙАК, ЭТЬЕН БОИНОДЕ (30.9.1715, Гренобль, - 3.8.1780, Божанси), франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV (1758-68), для к-рого написал 13-томное руководство «Курс занятий по обучению принца Парм-ского ».

В философии и психологии К. - последователь Дж. Локка. В своём гл. филос. соч. - «Трактате об ощущениях» (1754, рус. пер. 1935) К. стремился вывести все знания и духовные способности человека (мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д.) из ощущений. Отвергая теорию врождённых идей, считал, что не только знания, но и психич. процессы - «действия души» - не являются врождёнными, но складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии. Утверждал, что воспитателей необходимо вооружить знанием «механизма человеческого ума», к-рое «могло бы способствовать хорошему воспитанию». В обучении считал главным не просто сообщить ученику как можно больше знаний, но научить его правильно мыслить, т.е. думать, рассуждать, говорить, писать; всю систему преподавания необходимо строить с учётом этой задачи. В трактатах «Иск-во мыслить», «Иск-во рассуждать», «Иск-во говорить (или грамматика)», «Иск-во писать (или риторика)» К. на конкретном материале физики, языкознания, лит-ры и др. дал пример такой системы. Требовал избегать догматизма в преподавании, развивать у ученика потребность в самопознании и самовоспитании. К. высоко ценил анализ как важнейший способ приобретения знания; считал наиб. целесообразным в уч. курсах освещать науч. достижения в соответствии с ист. последовательностью развития науки и культуры.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1 - 23, Р. 1798; nouv. ed., v. 1-16, Р., 1821-23; в рус. пер. - Соч., т. 1-3, М., 1980-83.

Лит. Ге Ф., История образования и воспитания, М., 1912; Богуславский В. М., Этьенн Бонно де Кондильяк, М., 1984; Lenoir R., Condillac, Р., 1924; Lefevre R., Condillac, Р., 1966.

Л. Н. Ждан.

КОНДОРСЕ МАРИ ЖАН АН-ТУАН НИКОЛА

КОНДОРСЕ МАРИ ЖАН АН-ТУАН НИКОЛА (17.9.1743, Рибмон, - 29.3. 1794, Бур-ла-Рен), франц. философ-просветитель, математик, полит. деятель. Чл. Парижской АН (1769, в 1785 её секретарь, фактически с 1773). Чл. Франц. академии (1782). Окончил коллеж в Реймсе и Наваррский коллеж в Париже. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и ДАламбера. В 1791 избран в Зако-нодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. В период Якобинской диктатуры приговорён к смертной казни, покончил с собой в тюрьме.

В Законодат. собрании К. был чл. К-та по нар. образованию. В «Докладе об общей организации нар. образования» (апр. 1792) разработал проект всеобщего образования, проникнутый идеями просветительской философии. Предусматривались 4 ступени: 4-летние нач. школы (одна на 400 жителей), 3-летние ср. школы 2-й ступени (одна на 4 тыс. жителей); ин-ты, дающие углублённую подготовку по разл. предметам и профессию, напр. учителя или врача (всего 110 ин-тов в стране); лицеи (высш. уч. заведения, 9 в стране). В нач. школах должны учиться все мальчики и девочки; в программу входили: чтение, письмо, элементы грамматики, арифметики и геометрии, знакомство с с. х-вом и ремёслами, общим состоянием экономики страны, основами обществ. строя и морали. При каждой школе должны быть б-ка и кабинеты с приборами для метеорологич. наблюдений, с моделями машин и т. п. В школах 2-й ступени могли совершенствовать своё образование подростки из семей, к-рые были в состоянии содержать неработающих детей. В ин-тах, имевших 5-летний курс обучения, молодёжь получала профессию, требующую серьёзного образования. Вместо ун-тов открываются лицеи. Общее руководство образованием возлагалось на Нац. об-во наук и иск-в. К. выдвигал на первый план изучение математики и физики, в к-рых видел лучшее средство развития интеллектуальных способностей; преподавание религии в школах заменялось курсом морали. В проекте К. отстаивалась преемственность ступеней образования, равенство мужчин и женщин в праве на образование, светский характер школы, бесплатность обучения на всех ступенях, реальное и энциклопедич. образование (преим. внимание уделялось естеств. наукам). К. отрицал идею гражд. воспитания и считал необходимым оградить школу от полит. влияния, от гос-ва для обеспечения свободы мысли. Проект лёг в основу работы К-та нар. образования Конвента, но не был принят якобинцами, как не удовлетворявший рев. требованиям.

наиб. Значит. произведение - «Эскиз ист. картины прогресса человеческого разума» (1794-95, рус. пер. 1909, 1936), в к-ром движущими силами истории К. считал совершенствование человеческого разума и просвещение.

Соч.: CEuvres, t. 1 - 12, Р., 1847-49; в рус. пер. - Соч., СПБ, 1882; Докл. об общей организации нар. образования, в сб.: Пед. идеи Вел. Франц. революции, под ред А. П. Пинкевича, М., 1926, с. 168-203.

Лит.: Гершензон M. О., Мысли двух философов о школе. (В. Гумбольдт и Кондорсэ), М., 1905; В i g o t H., Les idees de Condorcet sur linstruction publique, Ppitiers, 1912; Erziehungsprogramme der Franzosischen Revolution. Mirabeau, Condorcet, Lepeletier, B. - Lpz., 1949; Bouissou-nouse J., Condorcet, UP., 1962]; Baker K. M., Condorcet, Chi. -L., 1975; Dagen J., Lhistoire de lesprit humain dans la pensee francaise de Fontenelle a Condorcet, Lilie, 1980; Badinter E., Badin t er R., Condorcet (1743-1794). Un intellectuel en politique, P., 1988.

Л. А. Пименова.

КОН ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ

КОН ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ (р. 21.5.1928, Ленинград), социолог, философ и психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН с 1989), д-р филос. наук (1960), проф. (1963). Окончил ист. ф-т ЛГПИ (1947); преподавал в ряде ленингр. вузов, в т. ч. ЛГУ (1957-67). С 1967 в учреждениях АН, с 1973 в Москве. Поч. проф. Корнельского ун-та США.

Исследовал проблемы истории социологии и философии истории, теории личности и самосознания, психологии и социологии юношеского возраста, этнографии детства, а также по человеческой сексуальности. В трудах «Социология личности» (1967), «Открытие „Я"» (1978) и др. проявились характерные для метода К. междисциплинарность и рассмотрение филос. и социологич. проблем в сравнительно-ист. ретроспективе на материале неск. наук, данные и выводы к-рых нередко противоречат друг другу. По инициативе К. в Ин-те этнографии АН (ныне Ин-т этнологии) выполнена серия исследований по этнографии истории детства (опубл. в 1982-89 в неск. выпусках под ред. К.). В кн. «Ребёнок и общество» детство представлено как фундамент, социальная и науч. проблема, требующая постоянной теоретико-методологической рефлексии и внимания специалистов многих отраслей знания к проблемам социализации, воспитания и обучения

Кн. «Психология юношеского возраста» (1979, расширенное изд под измененным заглавием, 1981) - первый с нам 30-х гг. 20 в отеч. курс этого профиля, предназначенный для учителей и родителей Разработал основы междисциплинарной сексологии (кн «Введение в сексологию») К выполнены исследования сексуальных установок подростков и молодежи, перспективные для разработки программ полового просвещения

С о ч: Позитивизм в социологии, Л, 1964, История бурж социологии XIX - нам XX вв, M, 1979 (отв ред, соавт. ), В поисках себя Личность и ее самосознание, M, 1984, Дружба Этико-психол. очерк, M, Психология ранней юности, M, 1989, Вкус запретного плода, M, 1992, Эпоху не выбирают Социологич.журн, 1994, J 2, Sex and Russmn Society Ed by I Kon and J Riordan, Bloommgton, L, 1993, The Sexual Revolution m Russia From the Age of the Czars to Today, N Y, 1995.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОННЕЛЛ УИЛЬЯМ ФРЕЙЗЕР

КОННЕЛЛ УИЛЬЯМ ФРЕЙЗЕР (р. 28.6.1916, Локхарт), австрал. педагог, специалист. по сравнит, педагогике, дидактике и истории педагогики. Окончил Мельбурнский ун-т (1938), обучался в Иллинойсском (США) и Лондонском ун-тах. Преподавал историю педагогики в ун-тах США, Великобритании, Новой Зеландии, странах Юго-Вост. Азии и СССР. С 1956 проф. педагогики ун-та в Сиднее. Пред. Австрал. ассоциации пед. исследований, през. Об-ва историков педагогики Австралии и Новой Зеландии. Принимая участие в осуществлении в 60-70-е гг. реформы австрал. школы и создании всеохватывающей ср. школы, К. говорил о необходимости создания разнообразных курсов и спец. программ для удовлетворения разл. потребностей и творческих интересов учащихся, что нашло отражение в новых реформах. К. - первый издатель и ред. «Australian Journal of Education» («Австрал. пед. журнала» с 1957).

Сторонник прагматистской педагогики. Догматизму и формализму в обучении и воспитании стремится противопоставить активные методы работы с детьми. В труде «История образования в мире в XX в.» («A history of education in the twentieth Century worid», 1980) проследил развитие образования и пед. теории с 1890 по 1985 в странах Зап. Европы, Америки, Африки, в Японии, Китае, Индии, а также с 1917 по 1975 в СССР. В этой работе К. большое внимание уделил развитию образования в разл. регионах СССР, особенно в азиатском. В спец. главе К. дал высокую оценку пед. деятельности и творческому наследию А. С. Макаренко как «одному из гл. архитекторов преобразования школы». Отметил роль В. А. Сухомлинского в развитии совр. пед. мысли.

Соч.: The university and its community, Sydney, 1964 (соавт.); The educational thought and influence of Matthew Arnold, Westport, El97ll; The foundations of secondary education, Melbourne, 1961; The Australian council for educational research. 1930-1980, Hawthorn, 1980; A history of education in Australia 1960-1985, Melbourne, 1986.

В. П. Лапчинская, А. С. Туликова.

Предыдущая страница Следующая страница