Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАС")

КАНДЕВ ЛАМБИ СТАНЧЕВ

КАНДЕВ ЛАМБИ СТАНЧЕВ (13.2.1879, Свиштов, - 19.4.1925, София), болг. педагог, публицист. В 1895 окончил Ломское пед. уч-ще, до 1911 работал учителем.

С 1902 сотрудничал в разл. периодич. изданиях. В 1911-19 ред. газ. «Учител-ска искра», в 1912-19 секретарь-казначей учительской с.-д. орг-ции, затем активный деятель Болг. учительской комму-нистич. орг-ции и Союза работников просвещения. В 1912 избран секретарём Союза рабочей с.-д. молодёжи (с 1928 Болгарский коммунистич. союз молодёжи). Убит фашистами.

В ряде статей проанализировал цели и задачи воспитания и образования («Задача осн. школы и социал-демократии», 1909), организацию уч. работы, положение учителей и их подготовку в Болгарии («Дисциплинарные комиссии», 1912, и др.), вопросы проф. образования («Классово-ист. обусловленность, развитие и сущность бурж. проф. образования у нас», 1911, и др.), а также проблемы трудовой школы и политехн. образования («Сущность поли-техн. образования и характеристика трудовой политехн. школы», 1921), просвещения трудящейся молодёжи («Союз рабочей с.-д. молодёжи», 1912, и др.). Перевёл на болг. яз. кн. Н. К. Крупской «Нар. образование и демократия» (1922).

Соч.: Избрани педагогически произведения, София, 1981.

КАНИКУЛЫ

КАНИКУЛЫ - установленный перерыв в занятиях в уч. заведениях в течение уч. года. В Рос. Федерации в дневных общеобразоват. школах традиционно проводятся К. осенние (5 дней; начало ноября), зимние (12 дней; кон. декабря - нач. января), весенние (7 дней; до нач. апреля), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес: от окончания -занятий до 1-го сент.). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять срок начала К., однако их продолжительность остаётся обязательной.

Организация отдыха школьников в период К. - важная социально-пед. задача. Один из гл. пед. принципов организации К. - соблюдение режима в жизни учащихся. Нарушение ставшего привычным распорядка дня, беспорядочное и пассивное времяпрепровождение способны привести к большему утомлению, чем уч. занятия, к утрате приобретённых полезных навыков и привычек.

Отдых в К. - это прежде всего смена деятельности учащихся. Преим. умственный труд, характерный для периода учёбы, должен быть разумно заменён гл. обр. занятиями физич. кулыурой и спортом, подвижными играми, туристич. походами и экскурсиями. Целесообразно посещение музеев, выставок, театров, концертов, обогащающее учащихся знаниями и впечатлениями. При этом важно «е допускать пресыщения детей зрелищами. Полезно ориентировать учащихся также на чтение худож. и др. лит-ры и на занятия моделированием, конструированием, разл. видами творческой деятельности. В дни К. в полной мере должны сохраняться все пед. требования, касающиеся питания, сна, выполнения гигие-нич. и оздоровит. процедур. Для школьников организуется т. н. летняя трудовая четверть. Учащиеся, получившие уч. задания на лето, должны их систематически выполнять. Педагоги школы дают в таких случаях соответствующие рекомендации родителям или воспитателям.

Активное участие школьников в планировании и организации своего отдыха в К. - важное средство воспитания уче-нич. коллектива. Педагоги могут помочь учащимся рационально распределить свободное время с учётом возрастных особенностей.

Для учащихся ПТУ, ср. спец. и высш. уч. заведений установлены зимние (до 14 дней) и летние (до 2 мес) К. При этом продолжительность летних К. предопределяется характером будущей специальности и уч. планом. Учащиеся и студенты в период К. добровольно включаются в производств. деятельность в отраслях экономики и сфере обслуживания. С этой целью создаются лагеря труда и отдыха, студенч. отряды и т. п.

В период К. для учителей школ и преподавателей др. уч. заведений организуются разл. занятия с целью повышения квалификации. В К. (кроме летних) проводятся пед. совещания и т. п.

КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - [26.10.1673, Яссы, - 21.8(1.9). 1723, поместье Дмитровка, на Украине], молд. просветитель, учёный и полит. деятель. Учился в Константинопольской греко-лат. академии. Молд. господарь (1693; 1710-11). С 1711 жил в России, где создано большинство его произведений. Испытал влияние рус. культуры эпохи Петра I. В трудах «Диван, или Спор мудреца с миром» (опубл. в 1698 на молд. и греч. языках), «Иероглифич. история» (1704-05, опубл. 1883) и др. обращался к вопросам воспитания. По убеждению К., у человека нет врождённых наклонностей к добру или злу; качества человека, его нравств. принципы определяются средой и воспитанием. Цель воспитания определял формулой «познай самого себя»; средства для этого - образование, обучение, размышление. Решающее значение в изменении нравов людей и в прогрессе общества придавал науке. Большое внимание уделял воспитанию честности, усердия, особенно через труд и подражание мыслителям и гос. деятелям прошлых эпох. Предложил периодизацию жизни человека: младенчество, детство, отрочество, юность, возмужалость, преклонный возраст, старость. Подчёркивал особую ценность для воспитания первых четырёх этапов, когда формируются разум, нравы, привычки.

Лит.: Наследие Дмитрия Кантемира и современность, Кит., 1976; Бабий А. И., Дмитрий Кантемир, М., 1984 (библ.); Тaralunga E., Dimitrie Cantemir, Buc., 1989.

КАНТ ИММАНУИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАН ЮВЭЙ

КАН ЮВЭЙ (19.3.1858, Наньхай, пров. Гуандун, - 31.3.1927, Циндао), кит. учёный, педагог, руководитель реформаторского движения в Китае в кон. 19 в.

В - «Книге о великом единении» («Датун шу», 1887), посвящённой «счастливому будущему человечества», критиковал как кит. феодальное, так и зап. общество. Идея «датун» (великое единение) была заимствована им у Конфуция. К. Ю., противник частной собственности и обществ. неравенства, описывал всеобщее обязат. образование всех граждан; защищал идею обществ. воспитания детей (ясли, дет. сады, школы); рисовал яркие картины гармоничного развития личности и др. В 1891-97 преподавал в ун-те Гуанчжоу (Кантон), в 1898 К. Ю. и его сторонникам удалось добиться назначения на гос. посты. За 101 день пребывания у власти по предложению К. Ю. император издал множество указов, в соответствии с к-рыми была предусмотрена реформа системы образования: преобразование старых школ в школы нового типа (начальные, средние и высшие), изменение системы гос. экзаменов, обучение молодых китайцев за границей, создание в Пекине первого совр. гос. ун-та, развитие с.-х. образования, поощрение создания частных проф. уч. заведений и др. В результате реакц. переворота реформы были отменены, а сам К. Ю. бежал из Китая. Проекты К. Ю., хотя и не были осуществлены, являлись первой попыткой изменения старой феод. системы образования Китая. Они способствовали проведению реформы системы образования в 1902-03.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ювэй, М., 1959: Ло Бинчжи, Кит. педагоги нового времени, Ухань, 1958 (на кит. яз.); Цзань Бол инь, Филос. воззрения Кан Ювэя, Пекин, 1980 (на кит. яз.). В. 3. Клепиков.

КАПЕЛЬ ЖАН

КАПЕЛЬ ЖАН (р. 16.3.1909, Кале, деп. Дордонь, - 29.5.1983, Сент-Ави, там же), франц. деятель нар. образования и педагог. Окончил католич. коллеж Станислава в Париже и естеств.-матем. отделение Высш. нормальной школы. Ректор ун-та в Нанси (1949-54), руководил ведомством просвещения во Франц. Зап. Африке (1954-57), ген. директор Нац. ин-та прикладных наук в Лионе (1957-60), управления школ Мин-ва нац. образования Франции (1961-64), Высш. нац. школы электричества и механики в Нанси (1973-74). В 1968-73 депутат Нац. собрания и представитель Франции в Европ. совете. В пед. сочинениях К. наиб. внимание уделяет структуре и социальным функциям системы образования. Убедительно критиковал архаич. черты франц. системы образования, её отрыв от жизни, гипертрофированный интеллектуализм, недооценку значения практич. знаний и навыков в ср. школе. По его утверждению, беспрерывное увеличение контингентов полных ср. школ неизбежно понижает академия, уровень ср. образования. К. считал, что успешно усвоить курс полной общеобразоват. ср. школы могут в соответствии со своими интеллектуальными способностями примерно 30% молодёжи, а осн. массу учащихся следует направлять после окончания базовой школы в проф.-тех. уч. заведения. Именно такая пропорция отвечает потребности совр. произ-ва в работниках разного квалификац. уровня. Проф.-тех. уч-ща должны быть для абс. большинства их учащихся концом стационарной учёбы, а не промежуточной ступенью образоват, системы, поэтому нецелесообразно устанавливать жёсткую преемственность между программами этих уч. заведений и высш. инж. школ. К. выступал против предоставления безвозмездной гос. помощи нуждающимся учащимся. Последние могут получать стипендии «в кредит», а после окончания учёбы должны постепенно вернуть гос-ву затраченные на них средства. Ряд положений концепции К. служили теоретич. обоснованием шк. реформ, проводившихся во Франции в 60-70-х гг.

Соч.: Lecole de demain reste a faire, P.,. 1966; Contre le baccalaureat, [Nancy, 1968]; Education et politique, P., 1974. Б. Л. Вулфсон.

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ - особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. проявлениями недовольства и раздражённости: плачем, двигат. перевозбуждением. К. могут носить характер случайных, эпи-зодич. проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребёнка. В тенденции к К. в известной мере сказываются не-к-рые возрастные особенности детей раннего, дошк. и мл. шк. возраста - неокрепшая нервная система (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоц. возбудимость, впечатлительность. Однако осн. причина К. - неправильное воспитание. Чаще всего К. являются привычной реакцией избалованного ребёнка, выросшего. в атмосфере неразумной любви, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его прихоти беспрекословно выполняются. Но нередко К. - своеобразная форма протеста ребёнка против деспотич. и необоснованного подавления его развивающейся самостоятельности и инициативы со стороны взрослых (особенно родителей). Эпизодич. К. возникают часто в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными или многообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

Осн. путь предупреждения К. - разумная организация жизни и деятельности ребёнка, здоровая атмосфера и нормальные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность, выработка привычки считаться с мнением и интересами др. людей. Важное значение имеют меры, направленные на укрепление нервной системы, - соблюдение режима сна, питания, устранение избытка впечатлений и т. д. Для преодоления К. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. ребёнка, как правило, приводит к ещё большему перевозбуждению или даже потрясению нервной системы (особенно если К. имеет объективную причину). Для преодоления К. обычно рекомендуются следующие приёмы: отвлечение ребёнка от того, что стало причиной К., и переключение внимания на др. объект; спокойное игнорирование К. ребёнка, т. к. К. часто поддерживается именно вниманием взрослых; в нек-рых случаях полезен метод «естественных последствий», когда взрослые позволяют ребёнку испытать неприятные последствия К. (если К. не наносит ущерба его здоровью и не вредит окружающим) Важное значение имеет форма требования, с к-рым взрослые обращаются к ребёнку, - доброжелательность, тактичное внушение, руководство поведением, в известной мере создающее иллюзию действия «по собственному желанию», поддержание разумной самостоятельности и инициативы.

КАПТЕРЕВ ПЁТР ФЁДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРАВЕЛОВ ЛЮБЕН

КАРАВЕЛОВ ЛЮБЕН (2.5.1834, Копривштица, - 21.1.1879, Русе), болг. писатель, обществ. деятель, публицист. Окончил греч. гимназию в Пловдиве (1853). В 1857-66 вольнослушатель ист.-фил. ф-та Моск. ун-та. С 1867 в Сербии. В 1869 стал чл. Болг. рев. центр. к-та в Бухаресте, автором программы этого к-та, с 1872 его председатель. В 1874 отошёл от рев. борьбы. Работал в основанном им еще в 1872 Об-ве по распространению полезных знаний. В 1875-78 издавал культ.-просвет. журн. «Знание», «Дет. библиотеку», буквари. Пед. проблемы занимали одно из центр. мест в публицистич. деятельности и худож. творчестве К. По мнению К., решающее влияние на формирование личности оказывает среда, в частности семья, где возможно развивать в детях трудолюбие, уважение к науке и знаниям. Будучи сторонником реального образования, предлагал реформировать шк. программы за счёт расширения уч. материала по географии, истории, математике, естеств. истории, физике, минералогии. Выступал за создание высш. пед. школы для подготовки учителей и воспитателей. В период активной рев. деятельности К. считал, что освобождение болг. народа - необходимая и обязат. предпосылка его будущего просвещения. После отхода от рев. борьбы утверждал, что знание - предпосылка всякого прогресса.

Соч.: Избрани произведения, т. 1-3, София, 1954-56; в рус. пер. - Повести и рассказы, М., 1954.

Лит.: Воробьев Л., Л. Каравелов. Мировоззрение и творчество, М., 1963; Ч а к p о в Н., Атанасов Ж., История на българското образование, София; Чакеров Н., Христоматия по история на образование то и педагогическата мисет в Белгария, София; Конев И., Белетристет Каравелов, София, 1970.

Г. А. Касвин.

КАРАЗИН ВАСИЛИЙ НАЗАРОВИЧ

КАРАЗИН ВАСИЛИЙ НАЗАРОВИЧ - [30.1 (10.2).1773, с. Кручик, ныне в Богодуховском р-не Харьковской обл., - 4(16).11. 1842, Николаев], рус. и укр. просветитель, обществ. деятель и учёный. Окончил (1790) Горное уч-ще в Петербурге (позже - Горный кадетский корпус). В молодости испытал влияние идей Великой франц. революции. Был близок к А. Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России гос. ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии уч-щ (с 1803 гл. правления уч-щ). Автор и соавтор неск. проектов организации гос. системы уч. заведений: «Начала для нар. просвещения», «Предварительные правила нар. просвещения» (утверждены в 1803), «Предначертания университетского устава» и др. Ориентировался на принципы всесословности, преемственности ступеней образования. Основатель Харьковского ун-та (поч. чл. с 1811), для стр-ва к-рого убедил губернское дворянство пожертвовать Значит. денежные суммы и выделить участок. Предполагал объединить в нём высш., ср., а также низш. проф. уч. заведения. Участвовал в комплектовании штатов ун-та, его б-ки и науч. коллекций. С 1804 в отставке. Основал в с. Кручик первое на Слободской Украине приходское уч-ще (1805), участвовал в организации уч-ща в Богодухове. В помощь учителям написал гражд. и религ. катехизисы. Предложил проект жен. ремесл. уч-ща («О воспитании жен. пола в низших состояниях», 1805). Активный пропагандист. естеств.-науч. знаний. Основал Филотехн. об-во (1811-18). Соч.: Сочинения, письма и бумаги В. Н. Каразина, Харьков, 1910.

Лит.: С л ю с a p с к и и А. Г., В. Н. Ка-разин, его науч. и обществ. деятельность, Харьков, 1955; В. Н. Каразин. 1773-1842. Биобиблиография, Харьков, 1953.

И. Ф. Прокопенко.

КАРАКАЛПАКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР АБРАМОВИЧ

КАРАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР АБРАМОВИЧ (р. 14.2.1932, Свердловск), педагог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1989), нар. учитель СССР (1991). По окончании Челябинского пед. ин-та (1953) учитель лит-ры и рус. яз. ср. школы № 48, а с 1962 директор ср. школ, в т. ч. с 1977 ср. школы № 825 в Москве. В 1988-91 пред. Всес. совета по нар. образованию. Пр. Ленинского комсомола (1988).

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве. Воспитат. система К. ориентирована на внутр. мир учащегося и его развитие. В школе К. воспитат. деятельность в уч. процессе и в социальной среде соединена в органичное целое. Стиль отношений взрослых и детей, по К., строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Осн. форма организации жизнедеятельности шк. коллектива - подготовка и проведение неформальных творческих дел, имеющих нравств. смысл для учащихся. Коммунарские сборы, дидактич. театр, творческая учёба, «читай-город», аукционы знаний, науч. экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, к-рые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий разновозрастный коллектив. К. - один из авторов педагогики сотрудничества.

Соч.: Пути формирования шк. ученич. коллектива, М., 1978; Чтобы воспитание было успешным, М., 1979; Директор - учитель - ученик, М., 1982; Воспитай гражданина, М., 1987; Воспитат. система школы: пед. идеи и опыт формирования, М., 1992; Стать человеком, М., 1992. А. И. Адамский.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - [24.11(6.12). 1850, Москва, - 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1873). Преподавал в Моск. , гимназиях; проф. Варшавского (1879-84) и Петерб. (1885-1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. шк. методикой истории занялись члены ист. об-ва при Петерб. ун-те. Эти проблемы были включены в программу «Науч.-ист. журнала» (1913-14). К. впервые прочитал в Петерб. ун-те теоретич. курс по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов (список см.: «Ист. обозрение», т. 20, 1915, с. 212). В монографии «О шк. преподавании истории» (1917) К. рассмотрел его как важное общеобразоват. средство, воспитывающее умение исторически мыслить.

Занимался теоретич. проблемами образования. Содержание общего образования подразделял на 4 группы уч. предметов: 1-я содержит элементарный курс родного и иностр. языков, 2-я (по мнению К., основная) предлагает комплексы сведений из разл. областей филос. и науч. знания, 3-я охватывает прикладные предметы для проф. подготовки, 4-я обеспечивает религ.-нравств. воспитание. Ср. школа должна быть единой, но допускающей организацию занятий для учащихся с особым интересом к отд. предметам, в т. ч. в связи с будущей проф. деятельностью. Считал, что науч. знания должны стать доступными широким слоям населения.

Автор университетских курсов и шк. учебников по всеобщей истории (мн. изданы в 1901-17). В шк. курсе истории первое место отводил ознакомлению учащихся с отеч. прошлым, а всё обучение предмету рассматривал как восхождение от худож.-ист. описаний к истории-науке. Обосновал отбор, классификацию, систематизацию материала, принципы его оформления и изложения в учебнике истории, а также приёмы работы с ним. Был одним из ведущих в России теоретиков самообразования, создал мн. пособия для самостоят. изучения истории. Впер-в гг. в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам ср. уч. заведений в выборе профессии (кн. «Выбор факультета»).

Соч.: Письма к учащейся молодежи о самообразовании, СПБ, 1907"; Беседы о выработке миросозерцания, СПБ, 1895; Мысли об основах нравственности, СПБ; Что такое общее образование, Од., 1895; Заметки о преподавании истории в ср. школе, СПБ, 1900; Идеалы общего образования, СПБ; О щк. преподавании истории, П., 1917; Прожитое и пережитое, подготовка текста, вступит, ст., комментарии В. П. Золотарева, Л., 1990; Антология пед. мысли России второй половины XIX - нач. XX в., М., 1990, с. 363-69.

Лит.: Золотарев В. П., О методология, взглядах Н. И. Кареева, УЗ МОПИ, 1965, т. 121, Истфак, в. 5; его же, Н. И. Кареев как методист, там же; Лебедев П. А., К истории вопроса о подготовке учащихся ст. классов к выбору профессии, там же, 1957, т. 50, Тр. кафедры педагогики, в. 4; Хмелев А. Н., Передовые методисты нач. XX в. О преподавании истории, ПИШ, 1959, № 5. П. А. Лебедев.

КАРЕЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЖАВИН ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

КАРЖАВИН ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ - [20(31). 1.1745, Петербург, - 1812, Москва], просветитель, педагог, переводчик. Получил домашнее образование, затем учился во Франции (1753-65), окончил коллеж, слушал лекции в Парижском ун-те. Просветительские взгляды К. сформировались под влиянием сочинений франц. энциклопедистов, на к-рые впоследствии он неоднократно ссылался в своих трудах. Готовясь к преподавательской деятельности в России, составил записку «О порядках школ и обучения в Парижском университете» (ок. 1765). С 1767 преподавал франц. яз. в Троицкой Лаврской семинарии, затем по приглашению архитектора В. И. Баженова перешёл в Экспедицию Кремлёвских строений для обучения «архитекторской команды» физике и математике. В 1772 составил словарь, помещённый как приложение к переведённой им кн. К. Перро «Сокращённый Витрувий, или Совершенный архитектор» {издан в 1789). По составу лексики он предназначался не только для лиц, занимавшихся архитектурой; в нём содержались сведения по истории, математике, географии, политике, медицине, иск-ву и др. областям знания. Параллельно вёл работу над составлением предварит. словника к толковому «Словарю Академии Российской» (СПБ, 1789-94). В нач. 70-х гг. 18 в. сотрудничал с Н. И. Новиковым в его журн. «Живописец».

С 1773 за границей, жил в Голландии, Париже, одним из первых русских предпринял поездку по Америке (1776-84). По возвращении возобновил издат. и пе-реводч. деятельность, с 1797 переводчик в Коллегии иностр. дел.

Осн. соч. К. - «Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских» (1794) написано под влиянием «Письмовника» Н. Г. Курганова в жанре хрестоматии. Наряду с основами франц. грамматики в книге содержались разделы, где обсуждались общие науч. и морально-этич. проблемы, давались сведения по нек-рым жизненно важным вопросам, разъяснялась польза чтения. Нашли отражение просветительские идеи (о природном равенстве людей, недопустимости рабства, идеале добродетельного монарха и др.), представленные в поэтич. отрывках, лит. образах из произведений разл. авторов, ист. примерах (в т. ч. эпитафия Б. Франклину). Раздел «Разные мысли», написанный в шутливой форме, раскрывал духовный облик самого автора, его презрение к богатству, чиноиска-тельству, лихоимству, подобострастию придворных литераторов. Большое место отведено филол. материалам (примеры из старофранц. языка, тексты для обучения польск., чеш., иллирийскому языкам). «Вожак» явился одной из первых ист.-лит. хрестоматий, отвечавшей потребностям просветительства.

Пользовался популярностью и др. учебник К. - «Новые французские, российские и немецкие разговоры в пользу начинателей» (1784, 10 переизд.), к-рый включал не только «употребительные речения», но и широкий круг познават. сведений, в т. ч. сообщение о путешествии К. в Америку. Освещались также вопросы преподават. иск-ва, методики обучения иностр. языкам. Подобранные в «Разговорах» примеры должны были способствовать искоренению в обществе праздности и тунеядства, воспитанию у юношества нравств. добродетелей (человеколюбия, сочувствия нуждающимся и др.).

К. принадлежит также ряд переводов науч.-популярной лит-ры по архитектуре, географии, истории и естеств. наукам.

Лит.: Долгова С. Р., Творческий путь Ф. В. Каржавина, Л., 1984. С. Р. Долгова.

КАРМАН MOP

КАРМАН MOP (1843, Сегед, - 1915, Будапешт), венг. педагог. Окончил филос. и филол. ф-ты Венского ун-та (1866). В 1869 стажировался в семинаре Т. Циллера в Лейпциге. Св. 40 лет (с 1871) преподавал педагогику, этику и психологию в Будапештском ун-те, где по его инициативе были созданы ин-т для подготовки учителей ср. школы и опытная гимназия. Одновременно (с 1783) гл. секретарь Гос. совета просвещения Венг. королевства и гл. редактор (1873-82) журн. «Magyar Tanugy» («Венг. образование»), созданного при его содействии. Сторонник пед. идей И. Ф. Гербарта, отстаивал идею формального образования. Выступал за светский характер обучения и за гос. руководство образоват. учреждениями, к-рое рассматривал как важный фактор реализации идеи единой школы. Был одним из ведущих авторов нового уч. плана для венг. гимназии (1879); в нём предпринял попытку комплексно решить задачи воспитания с учётом разл. возможностей личности в обучении, уровня фи-зич. и нравств. развития. Предлагал строить систему обучения на основе ценностей нац. культуры. Уч. план гимназии, а также метод. работы К. в течение неск. десятилетий определяли работу ср. уч. заведений в Венгрии.

Соч.: Pedagogiai dolgozatai rendszeres osszeallitasban, kot. 1 - 2, Bdpst, 1909; Ko-zoktatasugyi tanulmanyok, kot. 1 - 2, Bdpst, 1906 - 11; A kozoktatas egysege es a tanulmanyok szervezete, Bdpst, 1911.

Лит.: A magyar neveles tortenete. A feu-dalizmus es a kapitalizmus koraban, Bdpst, 1968. Д - П. Мансгеелед.

КАРЦОВ ВЛАДИМИР ГЕННАДИЕВИЧ

КАРЦОВ ВЛАДИМИР ГЕННАДИЕВИЧ - [8(21). 2.1904, Царское Село, ныне г. Пушкин, близ С.-Петербурга, - 18.1.1977, Калинин, ныне Тверь], историк-методист, проф. (1965), засл. учитель школы РСФСР (1967). Окончил в 1930 ист. ф-т МГУ, преподавал в Красноярском пед. ин-те; с 1934 на науч.-пед. работе в Москве; с 1946 преподавал в разл. вузах, с 1961 зав. кафедрой истории СССР в Калининском пед. ин-те. Разрабатывал проблемы методики преподавания истории СССР. К. был инициатором дискуссии о задачах и содержании методики преподавания истории в журн. «Преподавание истории в школе» (1954-57). Он отстаивал «дуалистичность» методики как науч. дисциплины, базирующейся не только на дидактике, но и на методологии ист. науки. В центре метод. концепции К. находилась проблема формирования ист. представлений учащихся. наиб. вклад он внёс в создание и метод. осмысление нач. курса истории. Автор (совм. с С. П. Алексеевым) учебника по истории СССР для 4-го кл. (1955), отличавшегося от предшествующих уч. пособий образностью и яркостью изложения.

Соч.: Методика преподавания истории СССР в нач. школе, M.; Методика преподавания истории в нач. школе. Учебник для пед. уч-щ, М., 1956; Очерки методики обучения истории СССР в 8 -10 кл., M.

Лит.: В. Г. Карцов. [Некролог], ПИШ, 1977, № 3. О. В. Волобуев.

КАСАТКИН НИКОЛАЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

КАСАТКИН НИКОЛАЙ ВЕНИАМИНОВИЧ (1866), методист. по трудовому обучению, д. ч. Рус. техн. об-ва. Преподаватель ручного труда в Моск. учительском ин-те; автор работ по методике ручного труда в школе. В 1895 совм. с К. Ю. Цирулем. изучал в Лейпцигской учительской семинарии курсы работ по дереву и металлу для школ. Занимался вопросами организации ручного труда в разл. типах уч. заведений, заложил основы методики трудового обучения. Принимал активное участие в съездах по проф. и техн. образованию, где выступал с докладами «Ручной труд в общеобразоват. школах как первая ступень техн. образования» (1897), «Результаты работ 2-го съезда рус. деятелей по техн. и проф. образованию в вопросе о ручном труде в общеобразоват. уч. заведениях» (1903-04), «Ручной труд в общеобразоват. уч. заведениях» (1903-04).

Соч.: Систематич. руководство по ручному труду, СПБ (соавт.); Ручной труд из бумаги и папки в общеобразоват. школах, M. В. И. Качнев.

КАССИЛЬ ЛЕВ АБРАМОВИЧ

КАССИЛЬ ЛЕВ АБРАМОВИЧ - [27.6(10.7). 1905, слобода Покровская, ныне г. Энгельс, - 21.6.1970, Москва], дет. писатель, ч.-к. АПН РСФСР (1965) и АПН СССР. Учился на физ.-мат. ф-те МГУ (1923-25). По совету В. В. Маяковского (1927) стал печататься в журн. «Пионер», где работали М. М. Пришвин, А. П. Гайдар и др. Там же состоялось знакомство К. с С. Я. Маршаком, высоко оценившим его первую повесть для детей «Кондуит» (1930), в основу к-рой легли впечатления детства, «втиснутые в графы гимназич. штрафного журнала». В 1933 была издана «Швамбрания», впоследствии объединённая с «Кондуитом» в одну книгу. Книга вызвала полемику; мн. из критич. отзывов упрекали её за «ложный романтизм» и «антипедагогизм». К. видел воспитат. значение лит. произведения в его худож. убедительности; антипедагогично, по его мнению, лишь то, «что не оказывает нужного воздействия на читателя».

К. принадлежат первые опыты публицистич. очерков для детей. В них писатель ведёт разговор с читателями «на равных», погружая их в атмосферу повседневной героики: «Ледовый комиссар» (о челюскинской эпопее и О. Ю. Шмидте), «Искусство удивляться» (о сов. авиации) и др. Тематика повестей и романов К. разнообразна. Ему принадлежит роман о спорте «Вратарь республики» (1938). Классич. произведениями для детей и юношества стали повести К. о формировании характера подростка «Черемыш, брат героя» (1938) и «Великое противостояние» (кн. 1-2, 1941-47), цикл рассказов «Обыкновенные ребята» (1942) и повесть «Дорогие мои мальчишки» (1944) о жизни и труде детей в годы Вел. Отеч. войны; худож.-док. повесть о юном партизане Володе Дубинине - «Улица младшего сына» (1949, совм. с М. Л. Полянов-ским; Гос. премия СССР, 1950).

В послевоен. годы обратился к этич. и эстетич. проблемам воспитания. В повести «Ранний восход» (1953), посвящённой судьбе юного художника Коли Дмитриева, К. размышляет о природе таланта, о постижении прекрасного, доступного каждому, кто старается развить в себе творческое начало. В повести «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964) перед героями встают вопросы морального выбора; сложность жизненных ситуаций приводит их к пониманию того, что не всегда можно однозначно, с присущим детству максимализмом делить мир на «своих» и «чужих». В автоэпитафии К. так оценивал своё творчество: «Он открывал детям страны, к-рых на свете нет, уча любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».

Ряд его выступлений и статей - «Лицом к будущему» (выступление на 1-м съезде писателей, 1934), «Задачи школьной повести» (1940), «О творческом и героическом» (1954), «Лицом к лицу с будущим» (1961), «Вести страстный, прямой разговор о прекрасном» (1964), «С детства - на всю жизнь» (1969) и др. - способствовал становлению теории дет. лит-ры. Был одним из организаторов ежегодной Недели дет. книги (с 1944). К. принадлежат предисловия к отд. изданиям произв. Маяковского, Гайдара, М. Ильина, Ал. Алтаева и др.

Соч. т Собр. соч., т. 1-5, М., 1965-66; Увидеть будущее, М., 1985.

Лит.: Николаев В., Дорогами мечты и поиска, М., 1965; Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сб., М., 1979. М. П. Бархата.

Предыдущая страница Следующая страница