Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")
КАБАЛЕВСКИЙ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ - [р. 17(30).12.1904, Петербург, - 14.2.1987, Москва], композитор, педагог и обществ. деятель, нар. арт. СССР (1963), д. ч. АПН СССР (1971), дер искусствоведения (1965), проф. (1939). Окончил Моск. консерваторию по классу композиции (1929) и классу фортепиано (1930). Пед. деятельность начал в 1925. С 1932 преподавал в Моск. консерватории. С 1952 секретарь правления Союза композиторов СССР, с 1962 возглавлял комиссию по муз.-эстетич. воспитанию детей и юношества. Пред. науч. совета по эстетич. воспитанию при През. АПН СССР (с 1969), одновременно был науч. руководителем лаборатории по муз. обучению НИИ школ в Москве. С 1983 гл. ред. журн. «Музыка в школе». Автор муз. произведений и работ по муз. проблемам современности. Занимался проблемами муз.-эстетич. воспитания детей и юношества, стремился вызвать у детей ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а часть самой жизни человека. Создал пед. концепцию массового муз. воспитания, к-рая органично и естественно связывает музыку как иск-во с музыкой - уч. предметом. В основе его системы наиб. простые и доступные детям формы и жанры музыки («три кита») - песня, танец, марш, опора на к-рые даёт возможность уже с 1-го кл. без особых усилий входить в любую область муз. иск-ва, устанавливать многообразные связи музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Важнейшая особенность программы К. - ее тематич. планирование, к-рое создаёт условия для достижения целостности урока, единства составляющих его элементов, поскольку в основу такого планирования положены не разл. виды деятельности, а разл. грани музыки как единого целого. К. считал главным не обучать школьников муз. (нотной) грамоте, а формировать муз. грамотность детей как способность воспринимать музыку в качестве живого образного иск-ва; особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки и ощущать внутр. связь между её характером и манерой исполнения и т. д. Выступал перед молодёжью с лекциями-концертами, беседами по радио, телевидению, в школах, пионерлагерях и домах пионеров. Автор цикла радиопередач «Детям о музыке». Соч.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Прекрасное пробуждает доброе. Эстетич. воспитание. Статьи, доклады, выступления, М., 1973; Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке, M., 1976; Программа по музыке для общеобразоват. школы, 1-3-й кл., М., 1977; то же, 4-7-й кл., М., 1982; Воспитание ума и сердца, M.; Пед. размышления, М., 1986; Как рассказывать детям о музыке?, M., 1989. Лит.: Д а н и л е в и ч Л. В., Творчество Д. Б. Кабалевского, М., 1963; Диемитман Б., Кабалевский и дети, «Муз. жизнь», 1979, № 24; Пожидаев Г., Д. Б. Кабалевский, М., 1987. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ - помещение в школе для проведения уч. и внеклассных занятий по определённому уч. предмету (или неск. смежным). Согласно уч. планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школы. В первые годы становления сов. общеобразоват. школы проектировались и создавались кабинеты родного языка, обществоведения, иностр. языка, математики и др., как правило для ст. классов. В них размещались необходимые уч. пособия, оборудование, инструменты, лит-ра и проводились консультации, индивидуальные занятия со школьниками, самостоят. занятия. Уч. занятия (уроки) со всем классом шли лишь в кабинетах химии, физики, биологии, в 7-летних (8-летних) школах - в едином К. у. естествознания. Уроки по др. уч. предметам до 1965 в течение всего уч. года проводились в классных помещениях, закреплённых за каждым классом. Со 2-й пол. 60-х гг. в общеобразоват. школах стала распространяться кабинетная система обучения. Планировка К. у. должна соответствовать сан.-гигиенич. нормам и обеспечивать выполнение правил техники безопасности (особеннов К. у. физики, химии, биологии, трудового обучения, информатики и вычислит, техники). Каждый К. у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест учителя и учащихся, для хранения средств обучения (специализиров. шкафы, монтируемые из секций разл. назначения). Одной из важных проблем организации К. у. является размещение и использование ТСО с учётом специфики предмета и фонда экранно-звуковых средств. При ограниченном кол-ве проекционных аппаратов наиб. экономичным является создание в школе мобильного фонда ТСО. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К. у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требований эстетики. Экспозиция К. у. может быть сменной и постоянной. Постоянную экспозицию составляют справочные таблицы, карты, портреты и т. д. Во избежание перегрузки сменной экспозиции нек-рые материалы (крае-ведч. работы, газеты и др.) можно выносить в коридор или рекреации. Кабинетная система занятий повышает эффективность уч.-воспитат. работы, способствует науч. организации труда учителя и учащихся, создаёт возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, шк. гигиены, техники безопасности, экономики и т. д. В целом она представляет собой одну из составных частей уч.-материальной базы школы: объединяет К. у., предусмотренные уч. планом и программами и взаимодействующие на основе межпредметных связей. При реализации кабинетной системы организации занятий обращается внимание на рациональное распределение площади шк. здания. Поэтажное размещение К. у. осуществляется обычно с учётом целесообразности функционирования на одном этаже К. у. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естеств.-ма-тем. и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетич. воспитанию, а также с учётом удобства и экономичности подводки разл. коммуникаций. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединённые К. у. для занятий по родственным предметам (физике, химии и биологии; биологии, химии и географии и т. д.). Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трёх аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К. у. к особенностям труда учителя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К. у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положит. эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся). Пед. эффективность использования К. у. в целом зависит от рациональности метод. приёмов и отбора средств обучения по отд. вопросам, темам и курсу и определяется эксперим. проверкой. Лит.: Шаповаленко С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, M.; Д p и - га И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, M.; Назарова Т. С., Совершенствование и развитие кабинетной системы, СП,1982, № 6. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах. Т. С. Назарова. |
КАДЕТСКИЕ КОРПУСА (от франц. cadet - младший), ср. общеобразоват. закрытые воен.-уч. заведения. Первоначально возникли в Пруссии в 1653 как школы для подготовки дворянских детей к воен. службе. Первый К. к. в России открыт в 1732 в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха под назв. Корпус кадет (с 1743 Сухопутный шляхетский корпус, с 1800 1-й С.-Петербургский К. к.). Создавая К. к., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, к-рое в числе др. привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. В 18 в. в К. к. готовили не только офицеров, но и гражд. чиновников, дипломатов, судей и др. В 1-й пол. 19 в. К. к. превратились в проф. заведения, где воспитанники получали общее ср. и спец. воен. образование. Под влиянием идей Н. И. Пирогова реформой 1863 К. к. были реорганизованы: на базе старших спец. классов созданы воен. уч-ща, общеобразоват. классы превращены в военные гимназии (кроме Пажеского и Морского корпусов). В 1882 К. к. были восстановлены. Общеобразоват. курс по сравнению с воен. гимназиями сократился, было введено воен. устройство (деление на роты), воспитатели назначались исключительно из офицеров. Срок обучения 7 лет. В нек-рые К. к. стали принимать детей недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, гл. обр. офицеров. После 1900. в период руководства воен.-уч. заведениями кн. Константина Константиновича, программа значительно расширилась и приблизилась к курсу реальных уч-щ. Введено изучение химии, механики, элементов высш. математики, увеличилось кол-во часов по естеств. истории, физике. В К. к. стремились развивать самостоятельность мышления учащихся: в 1899-1903 для шести К. к. была выработана эксперим. программа по всем предметам, в основу к-рой был положен эвристич. метод обучения; в остальных К. к. по этому методу осуществлялось преподавание рус. яз. в ст. классах. К. к. подчинялись Гл. управлению воен.-уч. заведений Воен. мин-ва. К 1917 в России существовало 27 К. к. (без Морского и Пажеского корпусов) с общим числом кадетов св. 10 тыс. После Февр. революции 1917 К. к. были переименованы в гимназии воен. ведомства, однако никаких изменений в программе не произошло. В 1918 в связи с ликвидацией старой армии К. к. были закрыты. |
КАДНЕР ОТАКАР (11.5.1870, Угонице, - 6.5.1936, Подебради), чеш. педагог, философ. Окончил филос. ф-т Карлова ун-та в Праге по специальности классич. филология и философия. С 1911 проф. педагогики там же. Руководил первыми в Чехословакии нац. высш. уч. заведениями (гос. и частными), предназначенными для проф. подготовки педагогов (Высш. пед. школой при Карлове ун-те и др.). Директор Чехословацкого пед. ин-та им. Я. А. Коменского (1919- 1922), Гос. пед. академии (1931-36). Считая педагогику фундаментальной теоретич. дисциплиной, связывал её с решением актуальных практич. задач. Автор цикла трудов по истории педагогики («Dejiny pedagogiky», dl l-3, 1909- 1923), общей педагогике («Zaklady obecne pedagogiky», dl 1-3. 1925-26), организации шк. дела («Vyvoj a dnesni soustava skolstvb, dl 1-4, 1929-38). Собранный К. богатый фактич. материал по всем развитым странам и сравнит.-ист. анализ позволил ему обобщить опыт разл. гос- в в организации просвещения. Это послужило теоретич. основой для шк. реформы 1920-х гг. в Чехословакии. В шк. политике был сторонником реализации демократич. принципов в организации общегос. системы образования, преодоления бюрократизма. Высоко оценил опыт строительства новой школы в СССР после Окт. революции, но в дальнейшем развитии сов. школы видел нежелательное отступление от политики 20-х гг. (особенно выступал против бюрократизма в школах). Ранние работы посвятил вопросам пед. психологии и эксперим. педагогики. Занимался проблемами формирования личности, большое значение придавал соотнесению социальных и индивидуальных факторов развития. Исследовал пед. учения Дж. Локка, И. Г. Гердера, Я. Кол-лара; редактировал собр. соч. Я. А. Ко-менского (1915-23), Б-ку классиков педагогики (с 1923), журн. «Pedagogicke rozhledy» (1919-32) и др. Лит.: Сhlup O., Vyvoj i pedagogickych idei v novem veku, Brno, 1925; С ach J., O. Kädner. Pedagogika, skolstvi a jejich de-jiny, Praha, 1981. |
КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - один из старейших отеч. вузов. Осн. в 1804. С 1814 - 4 отделения: нравств.-полит. наук, физ.-мат., мед., словесности (с кафедрой вост. языков; в 1835- 1854 разряд вост. словесности, в 1855 переведён в Петерб. ун-т). По уставу 1835 действовало 3 ф-та: философский (отделения словесности и физ.-мат.), юрид. и медицинский; по уставу 1863 - 4 ф-та: ист.-филол., физ.-мат., мед. и юридический. К. у. - один из центров рос. науки. Здесь работали математик Н. И. Лобачевский (ректор в 1827-46), астроном И. М. Симонов, химики А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин, К. К. Клаус, В. В. Марков-ников, А. М. Зайцев, Ф. М. Флавицкий, геолог Н. А. Головкинский, геоботаник С. И. Коржинский, физиологи и медики Е. В. Адамюк, В. М. Бехтерев, П. Ф. Ле-сгафт, Н. О. Ковалевский, востоковеды X. Д. Френ, О. М. Ковалевский, А. К. Казембек, И. Н. Березин, В. П. Васильев, Н. Ф. Катанов, Ибрагим Халь-фин, филолог И. А. Бодуэн де Куртенэ, историк А. П. Щапов и др. Здесь учились писатели Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, В. В. Хлебников, композитор М. А. Балакирев, деятели просвещения И. Н. Ульянов, Доржи Банзаров, И. Я. Яковлев и др.; в 1887 учился В. И. Ульянов-Ленин. К. у. сыграл важную роль в распространении просвещения и науки, особенно среди народов Поволжья, Урала и Сибири. С 1836 на мед. ф-т принимались представители мусульм. народов России. При ун-те работали науч. об-ва, читались публичные лекции по разл. отраслям знаний, выходили периодич. издания. До 1858 работал пед. ин-т (начал деятельность в 1810, официально открыт в 1812, ежегодно выпускалось до 20уч-ся). Адъюнкты и магистры ин-та готовились для преподавательской деятельности в К. у. В 1851 открыта кафедра педагогики. С 1910 К. у. начал подготовку преподавателей педагогики для вузов. Преподаватели К. у. участвовали в подготовке учителей, в т. ч. в Казанской тат. учительской школе (осн. в 1876 В. В. Радловым; среди преподавателей Ш. Марджани, К. Насыри, И. Терегулов, А. И. Анастасиев и др.). В 1900-05 и 1911-17 при К. у. работало пед. об-во. В 1917 в ун-те училось 2027 студентов (в т. ч. ок. 20 татар), до Окт. революции К. у. окончило 11 937 чел. За годы сов. власти К. у. вырос. в крупнейший науч. и уч. центр (в 1919 имел 5 ф-тов, в т. ч. ф-т обществ. наук). На базе ф-тов К. у. создано 7 казанских вузов, в т. ч. Казанский пед. ин-т. С 1919 в ун-те работал один из первых рабфаков. С К. у. связана деятельность мн. сов. учёных: химиков А. Е. и Б. А. Арбузовых, математиков Н. Г. Чеботарёва, А. 3. Петрова, механика Н. Г. Четаева, физиков Е. К. Завойского, С. А. Альтшулера, Б. М. Козырева, биологов и медиков А. Ф. Самойлова, А. В. Вишневского, Н. И. Миславского, В. А. Энгельгардта, языковеда В. А. Богородицкого и др. В составе К. у. (1990): 14 ф-тов - биол.-почвенный, вычислит, математики и кибернетики, геогр., геол., журналистики, ист., механико-матем., тат. филологии, истории и вост. языков, физ., филол., хим., экологич., юрид. (всего св. 10 тыс. студентов); ф-т повышения квалификации преподавателей высш. школы; спец. ф-т по подготовке кадров по перспективным направлениям науки и техники;докторантура, аспирантура; Н.-и. ин-ты: математики и механики им. Н. Г. Чеботарёва, химии им. А. М. Бутлерова; астрономич. обсерватория им. В. А. Энгельгардта; Центр информац.-вычислит, техники; ботанич. сад и др. науч. учреждения; Центр. изд-во, науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского (фонд св. 5 млн. экз.), музеи (истории К. у., археологич., этнографич., геол., зоологич.). В 1919-90 К. у. подготовил св. 50 000 специалистов. Лит.: К о p б у т М. К., Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет, т. 1 - 2, Каз., 1930; Королева Г. И., Из истории пед. подготовки учителя в Казанском ун-те (1900-1917), в кн.; Совр. проблемы педагогики высш. школы, Каз., 1976; Из истории рабфака Казанского ун-та, Каз., 1976; Во имя Отчизны. Казанский ун-т в годы Великой Отеч. войны, Каз., 1975; Михайлова С. М., Казанский ун-т и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIХв.), Каз., 1979; Казанский ун-т, 1804-1979. Очерки истории, Каз., 1979. М. А. Усманов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАИРОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ - [14(26).12. 1893, Рязань, - 29.10.1978, Москва], педагог, организатор нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1944) и АПН СССР (1967), д-р пед. наук (1935), проф. (1929). Почётный дер Карлова ун-та в Праге (1969). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1917). С 1920 на адм. работе в органах управления совхозами, в 1923-34 зав. отделом с.-х. образования Мособлоно, а затем Главпрофоб-ра. В 1933-38 в аппарате ЦК ВКП(б)(в 1935-36 зав. сектором с.-х. образования школ). Одновременно с 1925 преподавал на Высш. пед. курсах при Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, в Моск. агропед. ин-те (был также директором этих уч. заведений), в 1937-48 зав. кафедрой педагогики МГУ, МГПИ, Пермского пед. ин-та (1942-44). В 1946-6S през. АПН РСФСР, один из членов-учредителей и чл. През. АПН СССР (1967-71). В 1949-56 мин. просвещения РСФСР. В 1966-78 науч. руководитель лаборатории НИИ ОПВ АПН СССР. В 20-30-е гг. активно участвовал в становлении сов. с.-х. образования, под его руководством была создана сеть высш. и ср. уч. заведений в СССР, разрабатывались планы и программы для них. Изучал опыт постановки с.-х. образования за границей, обобщив итоги в брошюре «Массовое с.-х. образование в Германии и Дании» (1929). Занимался также проблемами агропедагогики, пропаганды с.-х. знаний и организации уч.-воспитат. процесса в сел. школе. Один из организаторов коллективной разработки учебника педагогики для вузов (изд. 1939, среди авторов E. Н. Медынский, Н. К. Гончаров, К. И. Львов и др.; переработанное изд. 1948 стало основой для стабильного учебника, в нём приняли участие также В. Н. Шацкая и Э. И. Мопосзон; затем вышло изд. 1956). Учебник сыграл позитивную роль в совершенствовании пед. подготовки студентов, его преимуществом явилось отражение теоретич. материала с учётом возрастных особенностей детей и передового пед. опыта. С нач. 40-х гг. возглавил пед. секцию уч.-метод. совета Наркомпроса РСФСР, один из организаторов АПН РСФСР, широкой сети эксперим. школ при ней, а также педагогических чтении. Руководил пед. лабораториями и опытной работой по иссл. проблем организации и воспитания дет. коллектива в школах Москвы и Яснополянской школе-интернате Тульской обл. Выступал за привлечение творческой интеллигенции к изучению проблем воспитания и обучения детей. Один из инициаторов работы по использованию в практике сов. школы наследия деятелей отечественной и заруб. пед. мысли (в т. ч. Я. А. Коменского и А. В. Луначарского). Редактор (совм. с др.) собр. соч. А. С. Макаренко (1950- 1952 и 1957-58), пед. соч. Н. К. Крупской (1957-63) и С. Т. Шацкого (1962- 1965). Гл. редактор Пед. энциклопедии (т. 1-4, 1964-68), Пед. словаря (т. 1-2, 1960), а также журн. «Сов. педагогика» (1942-50). Одним из первых предпринял попытку обобщить опыт АПН РСФСР в «Очерках деятельности АПН РСФСР. 1943-1966» (1973). Эксперим. работа по нравств. развитию детей под его руководством обобщена в кн. «Азбука нравств. воспитания» (1975). Соч.: Как организовать школу крестьянской молодежи, [М.], 1926; С.-х. образование и агропомощь, М. - Л., 1928; Обществ.-агрономии, работа с.-х. школы, М. - Л., 1929; Спец. с.-х. образование в Германии, М., 1930; О дружбе детей, М., 1941; Идейно-полит. воспитание учащихся, М. - Л., 1947; Изучение учащихся в процессе их обучения и воспитания, М. - Л., 1947 (соавт.); Совр. проблемы пед. науки и роль науч. исследований, М., 1962; Слово о Макаренко. К 75-летию со дня рождения, М., 1963; А. В. Луначарский - выдающийся деятель социали-стич. просвещения, М., 1966. Лит.: Колмакова М., И. А. Кай-ров (1893-1978), СП, 1983, № 12. М. В. Богуславский. |
КАЙБАРА ЭКИКЭН (ЭККЭН) (14.10. 1630, Фукурка, - 27.7. 1714, там же), япон. учёный, энциклопедист, философ, врач. Выступал в роли защитника позиций Конфуция от критики неоконфуцианства. В процессе эволюции собств. филос. взглядов перешёл на позиции материализма. Взгляды К. Э. наиб. полно выражены в его труде «Великие сомнения» (Дайгироку). Считал, что подлинное познание опирается на иссл. фактов, а наука должна «служить народу». Заложил основы т. н. жизненного воспитания. Ему принадлежит разработка методов обучения с учётом возрастных особенностей детей. Будучи сторонником развития интеллектуальных сил человека, К. Э. выступал против зубрёжки. Утверждал, что цель воспитания и образования не только накопление знаний, но и развитие мудрости, благожелательности, мужества. К. Э. придерживался конфуцианского учения о предопределении судьбы человека, о «закономерности» существования бедных и богатых, простых и знатных людей, однако возражал против наделения богатых и знатных идеальной перво-природой. Свои труды К. Э. писал не только на кит. яз., как многие учёные того времени, но и на японском, чем содействовал более широкому распространению знаний. Лит. Мацуда Митио, Кайбара Экикэн, Токио, 1983 (на япон. яз.).М. Л. Родионов. |
КАЙГОРОДОВ ДМИТРИЙ НИКИФОРОВИЧ - [31.8(12.9).1846, г. Полоцк Витебской обл., - 11.2.1924, Петроград], естествоиспытатель, фенолог, популяризатор естествознания, педагог. Получил воен. образование (1865). В 1871 окончил Петерб. земледельческий институт (с 1877 Лесной институт, ныне Лесотехн. академия), затем преподавал там же (проф. с 1882). Один из основателей «Рус. об-ва любителей мироведения», организатор и руководитель его фенологич. отдела. В 1885 создал фенологич. сеть для проведения биоклиматич. районирования Европ. части России; составил фенологич. карты весеннего прилёта птиц, таблицу «Наглядное изображение пользы и вреда, приносимых нашими птицами» (1891). С 1887 читал лекции в Пед. музее К-та грамотности. В газ. «Новое время», журналах «Мир божий», «Рус. школа», «Вестник садоводства» и др. с 1882 регулярно помещал заметки о жизни природы и результаты своих фенологич. наблюдений, выступал в защиту хищнически вырубаемого рус. леса. В 1882 на Всерос. съезде лесохозяев (Москва) выступил с докладом о природоохранном значении лесов и последствиях их уничтожения. В дет. журналах «Игрушечка», «Родник», «Семейные вечера» с 1889 печатал статьи и сказки естеств.-ист. содержания. В своих публицистич. выступлениях боролся с косной системой преподавания естеств. наук, рекомендовал экскурсионный метод обучения, позволяющий воспитать у школьников интерес и привить любовь к окружающей прг.-роде (особенно горожанам). Автор уч. пособия «Краткий обзор растит, царства по климатич. поясам» (1885), комплексной программы по естествознанию (1901), составленной по «общежитиям природы» - лес, сад, луг, река и т. д. Были популярны кн. «Беседы о рус. лесе» (ч. 1-2, 1880-81, 1910-Из), «О наших перелётных птицах» (1882, 1916), «Из зелёного царства» (1888), «Чёрная семья. Чтение для народа» (1889), «Из царства пернатых. Популярные очерки из мира рус. птиц» (1892; фрагмент в журн. «Природа», 1983, № 5) и др. Считая природу источником муз., поэтич. творчества, К., описывая растит, и животный мир, вводил в свои собств. сочинения оригинальные образы и сравнения. В лекции «П. И. Чайковский и природа» (отд. изд. 1907), прочитанной на собрании лит.-худож. кружка им. Я. П. Полонского, К. доказывал, что нек-рые муз. произв. созданы композитором под впечатлением вполне конкретных уголков природы России. Науч.-лит. деятельность К. высоко оценивалась его современниками, не утратила своего значения для дет. чтения до сих пор. Соч.: На разные темы, преимущественно педагогические. С приложением опыта программы природоведения по общежитиям природы для ср. полосы России, СПБ, 1907; О шк. фенологич. наблюдениях, [Вологда], 1920. Лит.: Памяти Д. Н. Кайгородова, Л1925 (список трудов); Ремизов Г., Отец рус. фенологии, в кн.: Земля и люди. Геогр. календарь 1959, М., 1958, с. 69-70; Ильичев В. Д., Д. Н. Кайгородов - натуралист. и популяризатор, «Природа», 1983, № 5; Разгон Л., Душа, открытая природе, в его кн.: Живой голос науки. Лит. портреты, М., 1986. Л. Э. Разгон. |
КАЙДАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА (2.4.1867 - не ранее 1944), деятель нар. образования. Пед. подготовку получила гл. обр. путём самообразования. В 1896-97 слушала лекции по естеств. наукам в Парижском ун-те и курс эксперим. педагогики у А. Бине. В 1885 совм. с кружком молодёжи создала в Тбилиси общедоступную б-ку, к-рая получила известность благодаря активной работе с читателями. Вела (с перерывами из-за полицейских преследований) пед. работу в разл. уч. заведениях Москвы и провинциальной России. После Окт. революции занималась культ.-просвет. работой, изучала проблемы социальной адаптации беспризорников и др. Исследовала вопросы истории рус. школы. Выступала в пед. журналах. С 1920 в Главполитпросвете. Автор букварей «Подросток» (; для сел. школы), «Наш букварь» (; для гор. школы), соавтор нач. пособия для взрослых «Красный пахарь» . В 1930 выехала к дочери за границу, где опубликовала (на рус. яз.) «Очерки по истории нар. образования в России и СССР» (2 части; 1938), в к-рых предприняла попытку систематически рассмотреть вклад рос. обществ. деятелей, земства, разл. объединений интеллигенции в развитие отечеств, нач. и ср. Школы. Соч.: Школа. Ист. очерк, Харьков; Беспризорные дети. Практика работы опытной станции, 1Л.], 1926; Ассоциация по изучению дорев. педагогики в связи с современностью, «Вестник просвещения», 1926 № 9. |
КАЛАБАЛИН СЕМЁН АФАНАСЬЕВИЧ (21.8. 1903, с. Сторожевое, ныне Чутовского р-на Полтавской обл., - 24.6.1972, с. Кле-меново Моск. обл.), педагог. Окончил рабфак Харьковского с.-х. ин-та (1926). В 1920-23 воспитанник Колонии им. М. Горького. В 1928-31 и 1935-37 работал в воспитат. учреждениях, возглавляемых А. С. Макаренко; затем нач. уч.-воспитат. части ряда трудовых воспитат. колоний, в т. ч. Якушинецкой в Винницкой обл., Сталинирской (Цхин-вальской) и директор дет. домов, в т. ч. гор. дет. дома № 3 в Москве, Мотови-ловского в Киевской обл., Клеменовского в Моск. обл. К. - прототип Семёна Ка-рабанова в «Педагогической поэме» Макаренко, пропагандист. его теоретич. наследия. В практич. работе использовал выдвинутые Макаренко принципы требования и уважения к ребёнку, воспитания коллективным трудом, «перспективных линий», «завтрашней радости», дет. самоуправления и др. Работая в учреждениях закрытого типа с детьми, имеющими трудное прошлое, большое внимание уделял неформальному общению воспитанников с окружающими людьми, расширению связей с природой и социальной средой и преодолению иждивенч. психологии. С К. активно сотрудничала его жена Калабалина Галина Константиновна (р. в 1908, прототип Черни-говки в «Пед. поэме»; после смерти К. стала зав. Клеменовским дет. домом. 1972-75). Соч.: Бродячее детство, [М.1, 1968. Лит.: Вигдорова Ф. А., Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка. Повести. М., 1961. В. И. Максакова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАЛМЫКОВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА - [26.12.1849 (7.1.1850), Екатеринослав. ныне Днепропетровск, - 1.4.1926, Детское Село, ныне г. Пушкин, похоронена в Ленинграде], обществ. деятель, педагог, издатель. В 1868 получила диплом учительницы. Преподавала в гимназии в Одессе (до 1869), в воскресных школах: X. Д. Алчевской в Харькове (1879-85) и в Смоленской в Петербурге, где совм. с Н. К. Крупской вела рев. пропаганду среди учащихся (1885-96; затем отстранена от преподавания). Читала лекции на Петерб. Фре-белевских курсах, в Нар. ун-те Шаняв-ского в Москве (1913-16). Была одним из руководителей Петерб. к-та грамотности. Вела сбор средств в пользу сельских народных библиотек. С 1909 пред. Об-ва содействия дошк. воспитанию. Сотрудничала в изд-ве «Посредник»; совм. с Л. Н. Толстым участвовала в создании кн. «Греческий учитель Сократ» (1886). В 1890-1901 владела книжным складом в Петербурге, к-рый снабжал лит-рой гл. обр. земские школы и нар. б-ки. В 1893- 1901 издавала науч.-популярные книги в неск. сериях: - «Жизнь раньше и теперь», «Читальня нар. школы» и др.; большинство из этих книг написала сама. Стремясь поставить подготовку нар. книги на науч. основу, привлекла к изучению читат. интересов Н. А. Рубакина, Н. В. Чехова и др. Доходы от работы склада и от издат. деятельности предоставляла на нужды просветительских орг-ций. После Окт. революции преподавала на разл. курсах в Петрограде. Автор кн. «Мировая худож. лит-ра как учитель жизни юных поколений XX в.» (1920), статей по методике чтения и рассказа. Составила неск. сборников худож. произведений для детей. Соч.: Рус. лубочные картины в их просветительском значении для народа, в кн.: Полвека для книги, М., [1916]; Обрывки воспоминаний, «Былое», 1926, № 1. Лит.: Крупская Н. К., Памяти А. М. Калмыковой, Собр. соч. в 4 тт., т. 2, М. - Л., 1932; А. М. Калмыкова в воспоминаниях современников, в сб.: Книга. Исследования и материалы, сб. 45, М., 1982; Люблинский С. Б., Подвижники книги, М.,1988. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КАМПАНЕЛЛА (CAMPANELLA) ТОММАЗО (до пострижения в монахи - Джованни Доменико) (5.9.1568, Стило, Калабрия, - 21.5.1639, Париж), итал. философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в т. ч. утопию «Город Солнца» (рукопись на итал. яз., 1601; впервые издана в 1623 на лат. яз. во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, к-рый, вероятно, и сделал перевод). К., как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип «обществ, воспитания» с уничтожением частной собственности. В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит, развитие естеств. наук, происшедшее со времени создания «Утопии» Мора, отразилось на «Городе Солнца»: в гос-ве соляриев всё устроено «по науке». Деторождение как святое дело во благо гос-ва должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью 2 года и более, затем детей делят на группы и передают «на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик». Начиная с 3 лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, разл. играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. «На седьмом году переходят они к естеств. наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремёслам». Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлечённым дисциплинам - математике, медицине; осн. формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских - ремеслу. Наставники выясняют, в чём каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремёсел, где он будет использован. Физич. труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) - дело чести. Почётнее всего - самые тяжёлые ремёсла. Нерадивых ждёт не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят гл. обр. моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и др. почётными наградами. У молодёжи воспитывается - как добродетель и долг - уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящён духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний. В физич. воспитании торжествует спартанское начало: лишь закалённые люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены обществ, строем: солярии оставили позади и римлян, к-рые добровольно умирали за отечество, «потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности». Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города. К. разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние К. В Городе Солнца, построенном в виде концентрич. поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определённой последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактич. цели, но служат задачам нравств. и эстетич. воспитания: портреты великих мудрецов, учёных, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет. С о ч.: La cittä del Sole, testo italiano e testo latino, a cura di N. Bobbio, Torino, 1941; Scritti scelti di G. Bruno e di T. Campanella, Torino, 1949; в рус. пер. -Город Солнца, М. -Л., 1954. Лит.: Квачала И. И., Фома Кампа-нелла, ЖМНП, 1906, № 10; 1907, № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1966; его же, «Город Солнца»: утопия и наука, М., 1978 (библ.); Горфункель А. X., Томмазо Кампанелла, М., 1969. А. Э. Штекли. |
КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО (до пострижения в монахи - Д ж о в а н-ни Доменико) (5.9.1568, Стило, Калабрия, - 21.5.1639, Париж), итал. философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в т. ч. утопию «Город Солнца» (рукопись на итал. яз., 1601; впервые издана в 1623 на лат. яз. во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, к-рый, вероятно, и сделал перевод). К., как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип «обществ. воспитания» с уничтожением частной собственности. В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит. развитие естеств. наук, происшедшее со времени создания «Утопии» Мора, отразилось на «Городе Солнца»: в гос-ве соляриев всё устроено «по науке». Деторождение как святое дело во благо гос-ва должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью 2 года и более, затем детей делят на группы и передают «на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик». Начиная с 3 лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, разл. играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. «На седьмом году переходят они к естеств. наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремёслам». Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлечённым дисциплинам - математике, медицине; осн. формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских - ремеслу. Наставники выясняют, в чём каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремёсел, где он будет использован. Физич. труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) - дело чести. Почётнее всего - самые тяжёлые ремёсла. Нерадивых ждёт не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят гл. обр. моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и др. почётными наградами. У молодёжи воспитывается - как добродетель и долг - уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящён духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний. В физич. воспитании торжествует спартанское начало: лишь закалённые люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены обществ. строем: солярии оставили позади и римлян, к-рые добровольно умирали за отечество, «потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности». Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города. К. разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние К. В Городе Солнца, построенном в виде концентрич. поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определённой последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактич. цели, но служат задачам нравств. и эстетич. воспитания: портреты великих мудрецов, учёных, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет. Соч.: La citta del Sole, testo italiano e testo latino, a cura di N. Bobbio, Torino, 1941; Scritti scelti di G. Bruno e di T. Campanella, Torino, 1949; в рус. пер. -Город Солнца, М. -Л., 1954. Лит.: Квачала И. И., Фома Кампа-нелла, ЖМНП, 1906, № 10; 1907, № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1966; его же, «Город Солнца»: утопия и наука, М., 1978 (библ.); Горфункель А. X., Томмазо Кампанелла, М., 1969. А. Э. Штекли. |
КАМПЕ ИОАХИМ ГЕНРИХ (29.6. 1746. Дензен, близ Брауншвейга, - 22.10.1818, Брауншвейг), нем. педагог, издатель, писатель, филолог, один из основоположников лит-ры для детей и юношества. Учился в ун-тах Хельмштедта и Галле. Был домашним наставником (в т. ч. в семье Гумбольдтов). В 1776 преподавал в филантропине И. Б. Базедова в Дессау. В 1777-81 руководил частным пансионом близ Гамбурга. Приглашён в Брауншвейг для переустройства шк. дела в духе идей Просвещения. Основал (1787) книготорговую фирму для распространения пед. и дет. лит-ры. Она выпустила «Общий пересмотр всего шк. и воспитат. дела, осуществленный обществом педагогов-практиков» (т. 1-16, 1785-92) - энциклопедический по охвату проблем свод пед. знаний 18 в. В 1788-91 К. издавал «Брауншвейгский журнал», освещавший, в частности, вопросы педагогики. Автор трудов по проблемам воспитания, пропагандист. филантропизма. Начал выпуск серии книг «Детской библиотеки» (рус. пер. и переработка А. С. Шишкова, 1783-96). Автор «Робинзона младшего» (1779) - адаптации для юношества романа Д. Дефо, к-рая была переведена на мн. языки и стала образцом для подобных обработок лит. произведений. Написал неск. назидат. романов, популярных книг «Открытие Америки» (1782), «Замечательные путешествия» (1785) и др. Составил и издал словари нем. яз. (т.1-5, 1807-12) и иностр. заимствований в нем. яз. (1801). Приветствовал Великую франц. революцию. Почётный гражданин франц. республики (1792). Лит.: Мат-лы по истории рус. дет. лит-ры, в. 1, М., 1927; Пискунов А. И., Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII - нач. XX в., М., 1976. А. И. Пискунов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |