Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОЛ"-"ГОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОЛ"-"ГОС")

ГОЛУБКОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОЛУБКОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - [8(20). 1.1880, Вичуга, ныне Ивановской обл., - 9.2.1968, Москва], педагог, методист. по лит-ре, д. ч. АПН РСФСР (1950), д-р пед. наук (1938). По окончании ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1903) вёл курсы рус. языка, лит-ры и методики нач. обучения в гимназиях Костромы. С 1907 преподавал в Моск. жен. гимназии и одновременно на Пречистенских рабочих курсах. После 1917 на науч.-пед. работе в ср. школе, вузах и Н.-и. ин-тах Москвы и Казани. Г. - основатель и руководитель кафедры методики преподавания лит-ры и рус. языка в МГПИ им. В. И. Ленина (1933), с 1944 зав. отделом ист.-филол. дисциплин Ин-та методов обучения АПН. В 1909 опубликовал пособие для учителей «Новый путь изучения худож. произведений и составления письменных работ», отличавшееся оригинальным подбором совр. лит-ры и критич. статей. Интерес автора преим. к социальной проблематике произв. получил дальнейшее развитие в «Пособии к изучению худож. произведений» (1915). В эти же годы Г. разрабатывал методику письменных работ, направленную на активизацию существующей системы обучения и на формирование у детей с мл. возраста самостоятельности мышления и творческого воображения («Письменные работы в мл. классах ср. школы», 1912).

В нач. 20-х гг. занимался составлением пособий, основанных на новых принципах обучения в трудовой школе. Среди пособий: «Писатели-современники» (1925) - для лабораторного изучения лит-ры; хрестоматия «Город и деревня» (1926) и «Рабочая книга по лит-ре для 5-й группы» (1927), составленные в соответствии с комплексными программами обучения. Поиски научно обоснованных критериев анализа худож. произв. привели Г. к исследованию и пропаганде марксистского эстетич. наследия, изданию «Марксистской хрестоматии по лит-ре» (1925). Г. пытался критически осмыслить широко внедрявшееся в шк. практику вульгарно-социологич. литературоведение («Совр. литературоведение и шк. методика», 1929).

В 1933 Г. подготовил новые программы по лит-ре. Основой единого систематич. курса предполагал оригинальную типологию уроков. Предложил классификацию уроков, построенную с учётом конкретных формально-содержат. особенностей худож. произведений, своеобразия каждого этапа обучения и метод. задач педагога. В курсе лит. чтения считал необходимым восстановить нарушенную взаимосвязь между рус. языком и словесностью. По убеждению Г., целостный филол. анализ формировал у ребёнка творческое отношение к худож. слову, воспитывал культуру устной и письменной речи. Опираясь на традиции отеч. риторик нач. 19 в., Г. рекомендовал вырабатывать в школе «мастерство устной речи». В «Методике преподавания лит-ры» (1938) обобщил опыт дорев. и сов. школы, характер взаимоотношений лит-ры с др. дисциплинами, сформулировал совр. понимание специфики предмета. На основе подробного разбора изучаемых произв. обосновал последовательно концентрич. построение курса, изменение на каждом этапе обучения не только содержания и задач, но и метод. приёмов обучения.

Соч.: Преподавание лит-ры в дорев, школе, в. 1, М. - Л1946; Худож. мастерство Н. В. Гоголя, ЛШ, 1952, Mg 1; Лит. чтение в школе, М., 1954 (ред.); Мастерство А. П. Чехова, М., 1958; Некрасов в школе, М. 1960 (ред.); Горький в школе. М., 1960 (ред.); Родная лит-ра. Хрестоматия для 5-го кл. ср. школы, M. (соавт.).

Лит.: Памяти В. В. Голубкова, ЛШ, 1968. МЬ 2; К в я т к о в с к и и Е. В., В. В. Голубков. СП, 1980, № 5; P о т к о в и ч Я. А., История преподавания лит-ры в сов. школе, M., 19762. Е. А. Богуславская, Д. А. Ермаков

ГОЛЬДЕНБЕРГ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГОЛЬДЕНБЕРГ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - [1837, Москва, - 19.6(2.7). 1902, Петербург], педагог, математик-методист, один из основоположников методики нач. арифметики. В 1858 окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та, в 1861 - Михайловскую артиллерийскую академию. С 1865 преподаватель математики 2-й Моск. воен. гимназии. В 1867 вышел в отставку, преподавал в частных уч. заведениях и на разл. пед. курсах; в 1873-75 директор Поливановской земской учительской школы; затем работал на Лубянских жен. курсах и Пед. курсах при Моск. об-ве воспитательниц и учительниц; в 1879- 82 издатель и ред. журн. «Матем. листок». С 1884 в Петербурге: в земской учительской школе, на курсах П. Ф. Лесгафта и др.

В 1876 в 1-м т. «Уч.-воспитат. б-ки» и в 1880 в «Рус. ведомостях» (№ 196) Г. выступил с подробным анализом и критикой «Методики» В. А. Евтушевского. Разработал и обосновал метод изучения действий, положенный им в основу «Методики нач. арифметики» (1885; ). Считая, что арифметич. задачи не цель, а средство обучения, Г. в 1895 приступил к реформе арифметич. задачников как вида уч. пособий, выпустив «Сб. задач и примеров для обучения нач. арифметике» (ч. 1-2, 1885; ). Задачникам Г. свойственны простота, ясность, отсутствие задач схоластич., искусств, характера. Он исключил задачи «на правило», считая, что «рутина освобождает ученика от необходимости мыслить». Г. сделал попытку классификации задач, разбив их на арифметические и алгебраические, сформулировал осн. этапы решения, раскрыл типичные приёмы рассуждений для целого ряда типовых задач и т. д.

Г. оказал влияние на движение за реформу преподавания математики в России в кон. 19 в., развивая рус. методику арифметики (основы к-рой заложил В. А. Латышев). Продолжая линию, намеченную П. С. Гурьевым, Г. предложил практич. план самостоятельного её развития, создал и обосновал самобытную систему обучения арифметике.

Соч.: Уроки счисления в нач. школе. Тула; Беседы по счислению, Саратов, 1906.

Лит: А. И. Гольденберг. [Некролог], «Рус. школа». 1902. № 5-6; Л а и к о в А. В., Труды А. И. Гольденберга, в его кн.: К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Пчел ко А. С., А. И. Гольденберг. в его кн.: Хрестоматия по методике нач. арифметики. М. 1940; Д с п-ман И. Я., А. И. Гольденберг, в его кн.: История арифметики. М. 1959.

ГОНЧАРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

ГОНЧАРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (р. 4.11. 1934, Ленинград), педагог, нар. учитель СССР (1982). Окончила ист. ф-т ЛГПИ им. А. И. Герцена (1962). С 1953 работала учителем и заведующей нач. школой на Камчатке, затем в ленингр. интернате № 2. С 1965 преподаёт историю в школе № 536 (С.-Петербург). Работу Г. отличает демокр. стиль взаимоотношений с учащимися, органичное сочетание классной и внеклассной работы по предмету, связь уроков истории с лит-рой и иск-вом, опора на самообразование школьников, развитие их коллективистских навыков. Гл. идея методики Г. - пробудить ист. память учащихся, помочь им осмыслить через прошлое совр. мир. Г. вовлекает своих воспитанников в творческую работу, делает их активными участниками уч.-воспитат. и познават. процессов. Она проводит занятия в форме уроков-экскурсий, уроков-путешествий (знакомящих с заруб. странами), конкурсных заданий, диспутов, конференций, олимпиадных работ, ист. театрализов. вечеров, клуба «Знатоки» и др. Каждый ученик Г. участвует в подготовке и проведении этих коллективных дел, в написании сценариев, постановках и исполнении выбранных ролей.

Соч.: Уроки истории - уроки жизни, М., 1986; Большая перемена. Л., 1987; Ист. вечера в школе, М., 1991; Когда учитель - властитель дум, М., 1991 (соавт.).

Лит.: Храпов В. Е., Твой лучший учитель, школа!, М., 1987; его же. Этюды Гончаровой, «Коммунист», 1987, № 4.

В. Е. Храпов.

ГОНЧАРОВ ВАСИЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

ГОНЧАРОВ ВАСИЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ - [12(24), 11.1896, Киев, - 30.10.1955, Москва], математик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1944), д-р физ.-мат. наук (1935), проф. (1937). Окончил физ.-мат. ф-т Харьковского ун-та (1919). С 1921 преподавал высш. математику в Харьковском геодезич. техникуме (с 1922 ин-т). В 1926-28 был командирован в Парижский ун-т, где под руководством крупнейших математиков П. Монтеля, Ж. Адамара и А. Лебега провёл исследование, принятое в качестве докторской диссертации. В 1928-32 в Н.-и. ин-те Харьковского ун-та. С 1932 в Москве: в Моск. авиац. ин-те (до 1941), с 1937 проф. МГУ. В 1944-55 зав. сектором методики математики Ин-та методов обучения АПН. Специалист. в области дифференциальной геометрии, теории интерполирования, теории функций. В одной из первых метод. работ - в ст. «Идея функции в преподавании математики в ср. школе» (СП, 1945, № 3) выступал против «вербализма» в обучении математике, за развитие функционального мышления учащихся. Разрабатывая новое содержание вычислит, работы в школе, создал оригинальную систему упражнений, предложил более экономичные, простые и эффективные способы выполнения работ («Арифметич. упражнения и функциональная пропедевтика в ср. классах школы», 1947; «Вычислит, и графич. упражнения с функциональным содержанием в ст. классах школы», 1948).

В ст. «Вопросы преподавания курса алгебры в семилетней школе под углом зрения подготовки к практич. деятельности» (ИАПН, 1950, № 32) обосновал необходимость изучения в школе алгебраич. символики. В пособии для учителей «Нач. алгебра» (1955, I9602) сформулировал важнейшие метод. рекомендации по курсу алгебры, не потерявшие своего значения и в наст. время.

Соч.: Вопросы методики математики, М. - Л., 1946; Метод. указания для преподавателей к материалу по алгебре. 6 кл., М., 1949; Алгебра, ч. 1-2, М., 1949-50; Нач. алгебра, М., I9602; Математика как уч. предмет, ИАПН РСФСР, 1958, в. 92.

Лит.: Андронов И. К., В. Л. Гончаров (1896-1955), МШ, 1967, № 3.

ГОНЧАРОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ

ГОНЧАРОВ НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ - [6(19).12.1902, с. Чиркино, ныне Моск. обл., - 13.12.1978, Москва], педагог д. ч. АПН РСФСР (1955), АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1946), проф. (1947). Окончил АКВ (1930). С 1920 учитель нач. школы в дер. Новлинская Моск. обл. С 1932 вёл науч.-пед. работу в Калужском пед. ин-те (1932-34), ВКИПе (1936-38), МГПИИЯ им. М. Тореза (1942-59, 1963-78). В 1944-50 работал в ЦК ВКП(б). В 1955-63 вице-през. АПН РСФСР. Автор работ по методологии педагогики, теории воспитания и обучения, истории отеч. и заруб. педагогики и школы, ряда учебников и уч. пособий по педагогике.

Соч.: Основы педагогики. М., 1947; Вопросы педагогики. М., 1960; Ист.-пед. очерки. М., 1963; Роль Н. К. Крупской в становлении и развитии сов. педагогики и школы, М., 1969; Очерки по истории сов. педагогики, К. 1970; Ленин и педагогика, Минск. 1971; Пед. система К. Д. Ушинского, М., 1974.

Лит.: Н. К. Гончаров (1902 - 78). Биобиблиография, указатель, М., 1991.

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА МИННА КАРЛОВНА

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА МИННА КАРЛОВНА - [21.5(2.6).1840, с. Ниж. Шкафт, ныне Пензенской обл., - 1931], деятель проф. образования, первая рус. женщина-статистик, писательница. Внучка латыш. просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 в Москве, преподавала в ремесл. школах для девушек. С 1873 в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов жен. ремесл. образования. Преподавала ремёсла в Моск. (Николаевском) ин-те благородных девиц. В 80-х гг. 19 в. по поручению Моск. губ. земской управы изучала жен. промыслы в Моск. губ. В 1880 вела непро-должит. переписку с Ф. Энгельсом по вопросам проф. образования в Англии и России.

В 1887 на свои средства открыла жен. проф. уч-ще, к-рое затем возглавила её дочь В. Лепёшкина (уч-ще В. Лепёшкиной). Уч-ще имело общеобразоват. отделение, дававшее знания за 2 кл. гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также проф. курсы для взрослых женщин (кройка и шитьё, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство).

Г. - видный организатор жен. проф. образования. Сотрудничала с Пост, комиссией по техн. образованию Рус. техн. об-ва, руководила спец. секцией на 2-м и 3-м съездах рус. деятелей по проф. и техн. образованию. С сер. 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению жен. ремёслам Моск. об-ва распространения техн. знаний при Политехн. музее в Москве. Стремилась привлечь обществ. и частные средства для создания жен. проф. школ. Активно сотрудничала в журн. «Техническое образование», «Русская мысль», «Земство», «Отечественные записки» и др.

Разрабатывая пед. основы жен. проф. образования, Г. выступала против превращения профшкол в «маленькие фабрички», эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретич. и практич. подготовки, расширение обучения ремёслам девочек в сел. школах, необходимость подготовки учителей - специалистов по жен. ремёслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесл. образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиц. семейных отношений. Предлагала ограничить проф. обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и с. х-ва.

Соч.: О преподавании ремесел в нач. школе, «Земство», 1881, № 52; Противодействие нищенству, «Рус. мысль», 1885, кн. 8; Об обучении рукоделию в сел. школах Моск. уезда, в кн.: 2 съезд рус. деятелей по тех. и проф. образованию в России, М., 1898; Жен. проф. образование после 2 съезда, М., 1903; К. Маркс, Ф. Энгельс и рев. Россия, М., 1967 [переписка Энгельса с Горбуновой].

Лит.: Кирьянова О., Лондон. Ф. Энгельсу, ПТО, 1985, № 11; О с о в-ский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917 - 1940), М., 1980. гл. 1. Е. Г. Осовский.

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ - [4(16).4. 1864, Колпино, - 12.2.1940, Москва], рус. просветитель, издатель, педагог, последователь Л. Н. Толстого. С 1885 сотрудник, в 1897-1925 редактор изд-ва «Посредник», выпускавшего книги гл. обр. для нар. чтения по разл. отраслям знания и для самообразования («Сел. и деревенский календарь», 1893-1917, выходил и под др. назв.; серия «Деревенское х-во и деревенская жизнь» и др.). Большое внимание Г.-П. уделял изданию дет. лит-ры: популярная серия «Библиотека для детей и юношества» (с 1898), сб. «Малым ребятам» (в. 1-25) и «Для маленьких» с рисунками известной художницы E. M. Бем. Широкое распространение получили его «Азбука-картинка с подвижными разрезными буквами» (в соавторстве с Я. Е. Егоровым, 1894; ) и составленные им (при участии Е. Е. Горбуновой-Посадовой, Егорова и В. Лукьянской) книги для чтения в школе и дома «Красное солнышко» (1892, последнее изд. 1923), «Ясная звёздочка» (1894; ), «Золотые колосья» (1900; ), геогр. хрестоматия «Кругом света» (ч. 1-2, 1901-08; ч. 1, 1914е). В 1909-18 издавал журн. для детей. Под ред. Г.-П. выпускались обширная справочная лит-ра для детей, метод. руководства для учителей по языку, математике, географии, рисованию, ручному труду.

Под влиянием идей Л. Н. Толстого Г.-П. стал активным сторонником теории свободного воспитания. С 1904 совм. с К. Н. Вентцелем, M. M. Клечковским и др. участвовал в работе отделения по вопросам семейного воспитания Пед. об-ва при Моск. ун-те, издавал серию «Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей», включавшую оригинальную и переводную пед. лит-ру. В 1907-18 редактор радикального пед. журн. «Свободное воспитание», со страниц к-рого, по словам сотрудничавшей в нём Н. К. Крупской, громко прозвучал «голос протеста против игнорирования потребностей, переживаний, интересов ребёнка» (Пед. соч., т. 11, М., 1963, с. 255). Лит.: Сорок лет служения людям. Сб. ст., под ред. Н. Н. Гусева, М. В. Муратова, М., 1925; Чехов Н. В., И. И. Горбунов-Посадов и его пед. деятельность, СП, 1941, № 2; Б у л г. а к о в В. Ф., И. И. Горбунов-Посадов, в его кн.: Лев Толстой, его друзья и близкие, Тула, 1970. М. В. Михайлова.

ГОРДОН ГАВРИИЛ ОСИПОВИЧ

ГОРДОН ГАВРИИЛ ОСИПОВИЧ - [26.4(8.5). 1885, с. Спасск Тамбовской обл., - сер. 1930-х гг., Соловки], педагог, проф. (1926). Окончил филос. отд-ние ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1909). В 1906-07 и в 1909 слушатель Марбургского ун-та в Германии. В 1910-14 преподавал в Моск. , гимназиях. В 1918-20 зав. уездным отделом нар. образования (Моршанск), в 1920 преподавал в Тамбовском ун-те. С 1921 в Москве: проф. ф-та обществ. наук МГУ (до 1925), чл. науч.-педагогич. секции ГУСа (1921-30). В 1924-29 ред. «Педагогич. курсов на дому». В 1926-29 во 2-м МГУ (проф.; учёный секретарь Ин-та науч. педагогики). В нач. 30-х гг. необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Г. - ученик и последователь П. Наторпа, развивал идеи социальной педагогики. В 1-й пол. 20-х гг. последовательно выступал против ранней профессионализации, разрабатывал методологич. основы общеобразоват. политехнич. трудовой школы, каждая ступень к-рой, по его мнению, должна иметь самостоят. значение и обеспечивать подготовку уч-ся к жизни. Отстаивал широкое понимание политехнич. школы как не только индустриальной, но и дающей необходимую теоретич. подготовку и знанияв области мировой культуры. Трактовал труд уч-ся не столько как физический, сколько интеллектуальный, основанный на принципе творческой активности, инициативы и самодеятельности. Считал, что трудовые процессы в качестве пед. метода должны входить как интегральная составная часть в содержание образования и учебные программы. Эти установки стремился воплотить в программах ГУСа для школы. Реально оценивая вероятность идеального построения учебно-воспитат. процесса трудовой школы (к-рое понимал как непосредственное «деловое в меру сил участие школьной общины в производственных процессах»), Г. обосновывал пути реализации трудового метода в школе через постановку проблем организации труда, выдвигаемых конкретной обстановкой, их разрешение путём коллективной общественно полезной работы класса, ориентацию на трудовые потребности местного населения.

Во 2-й пол. 20-х гг. отстаивал необходимость систематич. изучения истории в школе как самостоят. предмета в противовес доминировавшей установке на изучение только обществоведения. Был убеждён, что историч. экскурсы методически полезны при изучении современности, а параллели с современностью содействуют пониманию прошлого. Разработал примерный план изучения истории в семилетней школе: рус. история составляла раздел курса всеобщей истории; в первые три года обучения рассматривались история культуры, затем экон. история, а на 4-5-м году обучения - политич. история соответствующих эпох.

Соч.: Новая школа, «На путях к новой школе», 1922, МЬ 1; Проблема воспитания и образования в сов. гос-ве, там же, 1922, № 3; Рус. школа за рубежом, «Нар. учитель», 1924. № 1; И. Г. Песталоцци, там же, 1927, № 2; Обществоведение и история, в кн.: Осн. вопросы преподавания истории в школе 2-й ступени, М., 1928. М. В. Богуславский.

ГОРДОСТЬ

ГОРДОСТЬ - 1) чувство, к-рое отражает высокую оценку человеком своих или чужих (др. человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравств. ценностям и образцам; регулятивная роль Г. определяется тем, что она ориентирует человека на эти ценности и образцы; 2) моральное чувство, отражающее собств. достоинство, самоуважение и независимость личности. В случае утраты человеком критич. отношения к себе Г. переходит в самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие и др. качества, оборачивается гордыней - непомерной Г. Р. г. Апресян.

ГОРИНЁВСКИЙ ВАЛЕНТИН ВЛАДИСЛАВОВИЧ

ГОРИНЁВСКИЙ ВАЛЕНТИН ВЛАДИСЛАВОВИЧ - [22.9(4.10). 1857, Архангельск, - 13.2.1937, Москва], гигиенист, педиатр, один из первых отеч. учёных в области врачебного контроля за физич. развитием и воспитанием детей. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил мед. ф-т Гейдельбергского ун-та (1887). Работал в Петербурге: до 1913 врачом, преподавателем шк. гигиены и основ физич. воспитания в разл. вузах. С 1913 проф. Высш. курсов, организованных Лесгафтом. С 1917 проф. мед. ф-та Самарского ун-та. С 1921 зав. науч. отделом Гл. воен. школы физич. образования (Москва), с 1923 проф. 2-го МГУ и Моск. ин-та физич. культуры. Осн. науч. исследования Г. посвящены вопросам закаливания организма, теории, методике и организац. вопросам физич. воспитания, методам обследования физич. развития. По его инициативе были организованы: одна из первых отеч. биометрич. лабораторий при Тенишевском уч-ще в Петербурге; кафедра по методике исследования физич. развития на Высш. курсах физич. образования; первая университетская кафедра физич. культуры в Самарском ун-те; первая в СССР кафедра врачебного контроля в Моск. ин-те физич. культуры.

Соч.: Физич. образование, СПБ, 1913; Культура тела, М., 1927; Гигиена физич. упражнений и спорта, М. - Л., 1930; Руководство по физич. культуре и врачебному контролю, М. -Л., 1935 (соавт.); Физич. культура и здоровье. М., 1945.

Лит.: Бункин Н. А., Выдающийся деятель сов. физич. культуры [В. В. Горинев-ский], «Теория и практика физич. культуры», 1947, т. 10, в. 10, с. 443-50; Паженская М. А., В. В. Гориневский. Его роль и значение в развитии теории физич. воспитания, М., 1957 (лит.).

ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ

ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ - уч. заведения при горных з-дах в России в 18-19 вв., созд. для подготовки квалифициров. рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. характер и в то же время положили начало проф.-тех. образованию в России. В первой Г. ш. при Олонецких з-дах (осн. в 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. ш. на Урале: в Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах; в 1724-25 действовали 2 школы в Екатеринбурге (100 уч-ся). В 1735-41 Г. ш. постепенно были открыты при всех крупных казённых з-дах Урала; в 29 школах обучалось св. 600 уч-ся - дети мастеровых и работных людей, солдат, подьячих, до 1740 - духовенства, с 1735 - дворян; были и дети крестьян. Осн. типами Г. ш. были словесные и арифметические, дававшие навыки чтения, письма, действий с целыми и дробными числами, в нек-рых Г. ш. изучали геометрию. В Екатеринбурге (с 1735) имелось 5 Г. ш. разного типа: словесная, арифме-тич., лат., нем. и знаменованная (рисовальная). Среди учащихся нем. Г. ш. преобладали дети дворян, заводской администрации, в латинской школе обучались гл. обр. дети духовенства и иностранцев. В словесной школе был выделен класс пения; в арифметической наиб. способные ученики от геометрии переходили к тригонометрии, маркшейдерству, пробирному делу или геодезии; в латинской и немецкой изучались языки и элементы истории, географии; в знаменованной - рисование кистью и пером. Ученики из знаменованной и нем. школ, а также нек-рые из латинской посещали арифметическую, а учащиеся из арифметической - знаменованную школу.

Основы организации и деятельности Г. ш. Урала были определены В. Н. Татищевым, начальником з-дов в 1720-22 и в 1734-39. Он разработал программы обучения, воспитания и проф. подготовки учащихся, включая практич. занятия. Однако организов. обучение ремёслам велось лишь в Уктусской школе (осн. в 1721) и в Екатеринбургских школах во 2-й пол. 30-х гг. 18 в. Большинство учащихся после распределения их по гл. специалистам, мастерам знакомилось с заводскими специальностями, при этом немногие продолжали обучение в Г. ш. Выпускники Г. ш. Урала направлялись на 3-ды Сибири, Севера, обслуживали нужды Берг-коллегии. В нач. 40-х гг. 18 в. св. половины Г. ш. Урала были закрыты из-за недостатка средств.

В Сибири первая Г. ш. была открыта при Нерчинском з-де в 20-х гг. 18 в. В 30-х гг. Г. ш. появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском з-дах, в 1753 на Алтае (Барнаул). Во 2-й пол. 18 в. сеть Г. ш. в Сибири была расширена.

В Нерчинской и Барнаульской школах наряду с чтением, письмом и арифметикой были введены спец. предметы, практич. занятия. В 80-х гг. 18 в. Барнаульская Г. ш. стала первым ср. уч. заведением, готовившим техников горного дела (срок обучения 5-6 лет).

В 1837 в России действовало 46 Г. ш.: 1 - в Петерб. губ., 2- в Олонецкой, 1 - в Вятской, 18 - в Пермской, 5 - в Оренбургской, 2 - в Екатеринославской, 8 - в Томской, 9 - в Иркутской, кроме того, 2 горных уч-ща - в Барнауле и Нерчинске, Горная техн. школа при Петерб. технол. ин-те. На Урале в Г. ш. обучалось св. 1,2 тыс., в Сибири - 1,7 тыс., в остальных Г. ш. - 0,5 тыс. чел.

Школы Уральских казённых з-дов (1847) положили начало созданию системы горнотехн. образования на Урале: открылись элементарные Г. ш. при з-дах (срок обучения 2 года), 6 окружных уч-щ с обучением общим и спец. предметам (срок обучения 4 года) и Уральское горное уч-ще - ср. спец. уч. заведение (осн. в 1853, срок обучения - 4 года). Во всех уч. заведениях вводились практич. занятия, в Уральском уч-ще - месячная практика на произ-ве. Лучшие ученики Г. ш. рекомендовались в окружные уч-ща; окончившие окружные уч-ща - в Уральское. На Урале было открыто 6 жен. Г. ш. Расширялась сеть Г. ш. и уч-щ на казённых з-дах Юга России, в Сибири, действовали они и при нек-рых частных предприятиях.

В 1879 Г. ш. были переданы из Горного ведомства в ведение Мин-ва нар. просвещения и преобразованы в двухклассные нач. и гор. уч-ща, лишённые практич. уклона, что отрицательно сказалось на подготовке кадров низшего звена для горной пром-сти. Вопрос. о реорганизации горнотехн. образования обсуждался на съездах горнопромышленников Урала, Юга России в нач. 20 в., но так и не был решён до революции.

Лит.: Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории проф.-тех. образования в России), М., 1956 (библ.); Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII в. - первая пол. XIX в., М., 1973, гл. 13. А. М. Сафонова.

ГОРНЫЙ АЛТАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРНЫЙ БАДАХШАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА - 1) по Положению 1872 - в России повышенные нач. школы для детей гор. населения (ремесленников, мелких служащих и торговцев). Учреждены 31 мая 1872 взамен уездных уч-щ с целью отвлечь от гимназии низшие слои горожан. За образец была взята прусская система гор. школ, проект предложен Н. X. Весселем. Деление Г. у. на классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах Г. у. - 6 лет. Г. у. могли быть 1-классны-ми, 23- и 4-классными. В 2-классных Г. у. продолжительность курса 1-го кл. была 4 года, 2-го кл. - 2 года; в 3-клас-сных уч-щах - 3 кл. по 2 года в каждом; в 4-классных - первые 2 кл. по 2 года в каждом, 3-й и 4-й кл. по 1 году в каждом. Иногда открывались 5- и 6-классные уч-ща. Мл. отделения Г. у., дублировавшие нач. уч-ща, не пользовались популярностью и к нач. 20 в. постепенно были закрыты. Преподавались закон Божий, чтение, письмо, рус. яз. и церк.-слав. чтение, арифметика, практич. геометрия, география и отеч. история с необходимыми сведениями по всеобщей истории и географии, а также по естеств. истории и физике, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязат. предметов - новые языки, местные языки, музыка, гигиена и медицина, ручной труд (по системе, разработанной для Г. у. Петерб. учительским ин-том), бухгалтерия, садоводство и нек-рые др. При мн. Г. у. учреждались различные проф. классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Установленная классная система преподавания (в одном классе один учитель вёл все предметы, кроме закона Божьего, пения и гимнастики) постепенно заменялась предметной. В Г. у. широко применялся наглядный метод обучения: для программ было характерно концентрич. расположение материала.

Согласно Положению, в Г. у. принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста. В 1907 было разрешено принимать девочек и вводить совм. обучение (первое жен. Г. у. открыто в 1886 в Таганроге). Обучение платное (от 2 до 18 руб. в год). Права выпускников ограничивались: они могли поступать в низшие проф. школы или на одно - и двухгодичные пед. курсы, к-рые давали право преподавать в нач. школе и возможность поступить в учительский ин-т. Попечитель уч. округа по представлению инспектора нар. уч-щ назначал одного из учителей заведующим (в 3- и 4-классных назывался инспектором). Все учителя составляли пед. совет, в компетенцию к-ро-го входили вопросы воспитания и обучения, а также материального обеспечения Г. у. В 1909 состоялся съезд учителей Г. у., к-рый высказался за введение системы единой общеобразоват. школы, звеном к-рой должны были стать Г. у. В 1909 было 992 Г. у. (132,5 тыс. уч-ся). С 1912 Г. у. преобразовывались в высшие начальные училища.

2) По Положению 1869 - повышенные нач. школы в Киевской, Подольской и Волынской губ. (за исключением Киева, Ровно, Острога и Чигирина). Были созданы 2-классные муж. (на правах уездных) и жен. уч-ща. Курс обучения 2 года. Принимались дети, умевшие читать, писать и считать. При каждом имелись приготовит, классы с курсом одноклассных нар. уч-щ с совм. обучением или сменами для отд. обучения девочек. Обучение бесплатное, но по усмотрению попечителя могла вводиться плата. С 1912 преобразовывались в высш. нач. уч-ща.

Лит.: Гор., уездные и Мариинские уч-ща, сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский, СПБ, 1903; Тр. первого всерос. съезда учителей городских по положению 1872 г. уч-щ, т. 1-2, СПБ, 1910.

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ - элементарные или средние уч. заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии - бюргерские школы). Возникли в 13 в. в связи с потребностью гор. населения в спец. практич. образовании, гл. обр. на базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в Г. ш. строилось на основе практики церковных школ (см. в ст. Средние века). Помимо традиц. предметов (чтение, письмо, основы лат. грамматики и, как правило, религии) в Г. ш. обучали составлению деловых бумаг, счетоводству, давали нач. сведения по географии и истории. Наряду с Г. ш., где языком обучения был латинский (цеховыми, гильдейскими), в 14 в. стали появляться частные школы с родным языком обучения, существовавшие на первых порах нелегально: «писарские» школы, или школы письма, школы счёта, школы письма и счёта. С изобретением книгопечатания распространились учебники для Г. ш. на родном языке, многие из к-рых были прогрессивнее латинских пособий. Продолжительность обучения варьировалась в зависимости от предназначения школы и намерений учащихся (подготовка к лат. школе или ун-ту, ре-месл. образование). Школы были платными, их осн. контингент составляли дети состоятельных горожан (дворянство, торгово-ремесл. слои). Иногда предусматривалась возможность обучения детей из гор. низов; они могли вносить меньшую плату или содержались за счёт гор. благотворительности. Открывались Г. ш. для девочек, реже - школы совместного обучения.

Содержанием школ, подбором кандидатур ректора и старших учителей ведали органы гор. самоуправления. Общий надзор за всеми школами в городе, утверждение кандидатур учителей осуществлял схоластик монастыря или собора, получавший часть платы за обучение. Позднее патронат над школами полностью перешёл к магистрату. Учителями становились гор. клирики, грамотные ремесленники, часто - недоучившиеся школяры. Т. к. преподаватели нанимались сроком на год, значительно пополнилась прослойка странствующих учителей, переходивших вместе с учениками (бродячие школяры - ваганты или голиарды) из одной школы в другую. Со временем должность учителя сделалась ремеслом, возникли династии, цеховые объединения учителей, уставы к-рых регламентировали деятельность Г. ш., препятствовали индивидуальной практике. Т. о. была подорвана монополия церкви на образование. Под влиянием идей Реформации в 16 в. активно развивались школы родного языка, что способствовало широкому распространению грамотности в бюргерской среде. На основе Г. ш. родного языка в 17-18 вв. создавались нач. нар. школы.

Лит.: Шмидт К., История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-ист. развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2. История педагогики от Иисуса Христа до Реформации, М., 1879; Сперанский НОчерки по истории нар. школы в Зап. Европе, М., 1896; S с h o-n e b с г. g H., Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit, Fr./M., 1981; Schulen und Studium im sozialen Wandel des hohen und spaten Mittelalters, hrsg. von J. Fried, Sigmaringen, 1986.

M. M. Боришанская.

ГОРЯЧКИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГОРЯЧКИН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - [9(22). 10.1895, Москва, - 2.12.1961, там же], физик, методист, канд. пед. наук (1940). Окончил 3 курса физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1916). С 1919 работал в ОНО Сокольнического р-на Москвы, вёл науч.-пед. работу в НИИ методов шк. работы (1924-30), Моск. . пед. вузах (1935-45), Ин-те методов обучения АПН (1945-57). Автор учебников, уч. пособий и работ по общей и частной методике преподавания физики в ср. и высш. школе, методике и технике физ. эксперимента, конструктор оригинальных физ. приборов для школы. Тр. «Методика и техника физ. демон-страц. эксперимента в восьмилетней школе» и «Методика преподавания физики в семилетней школе» удостоены премии АПН (1948, 1949).

Соч.: Радио в школе, М. -Л. 1927; Электромонтаж на внекл. занятиях по физике, M.; Физика. Учебник для 6 кл., М., I9602; Лабораторная техника и ремесл. приемы, M.

Лит.: Е. Н. Горячкин, ФШ, 1962, № 1.

ГОСПИТАЛИЗМ

ГОСПИТАЛИЗМ (от англ. hospital - больница), синдром психич. и физич. отсталости, возникающий в первые годы жизни ребёнка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в дет. учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т. п.). Проявления Г. - запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропометрич. показатели, рахит и др. В особо тяжёлых случаях Г. приводит к психич. заболеваниям (младенческие мараз-мы), возрастанию частоты инфекц. заболеваний, а иногда и к смерти ребёнка.

Г. является результатом отсутствия или прерывания гл. обр. социальных контактов ребёнка со взрослыми, поскольку наблюдается даже тогда, когда осуществляется хороший уход и соблюдаются правила санитарии и гигиены.

Впервые явления Г. были описаны амер. психологом Р. Спитцем в 40-х гг. 20 в. Спитц и его последователи, опираясь на фрейдистскую методологию, склонны интерпретировать Г. гл. обр. как результат разлучения ребёнка с матерью. Однако явления Г. могут возникать и в условиях семьи у матерей, равнодушных к своим детям и не уделяющих им достаточного внимания.

Преодоление Г. возможно за счёт обогащения общения ребёнка с родителями, а в необходимых и неизбежных случаях разлучения с родителями - за счёт создания многообразных эмоциональных контактов с персоналом дет. учреждений.

Лит.: Лангмейер И., М а т с й-чик 3., Психич. депривация в дет. возрасте, Прага, 1984. С. А. Алифанов

Предыдущая страница Следующая страница