Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВЕН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВЕН")

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - [17(29).3.1849, Москва, - 8.3.1934, Ленинград], биолог-дарвинист, психолог и педагог, основоположник сравнит, психологии в России. Окончил юрид. (1874) и физ.-мат. (естеств. отделение, 1882) ф-ты Моск. ун-та, дер зоологии (1899). Приват-доцент Моск. (1895-1905) и Петерб. (1906-17) ун-тов. Одноврем. директор Петерб. коммерч. уч-ща (1904-17), проф. и вице-през. Психоневрологич. ин-та (1907-17), проф. Пед. академии (1907-15). В 1917-31 возглавлял кафедру сравнит, психологии в Ленингр. ун-те.

В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику к-рых рассматривал как продукт длит. эволюции. Систематизировал огромный фактич. материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и «разумные» формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. Обоснованный В. эволюц. подход к становлению и развитию «психических способностей» позволил проследить качеств, и количеств, характеристики психики в филогенезе, установить генетич. связь отд. ступеней эволюции.

В. был сторонником широкого распространения естеств.-науч. образования. В ср. школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Моск. пед. курсах, сотрудничал в журналах «Природа» и «Естествознание в школе». Был одним из организаторов Об-ва распространения естеств.-ист. образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Ин-те мозга. Соч.: Методы естествознания в науке и школе, М., 1893; Биол. основания сравнит, психологии, т. 1 - 2, СПБ, 1910 -13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Природа и школьник, М. -Л., 1926; Возникновение и развитие психич. способностей, в. 1-9, Л., 1924-29.

Лит.: Рогинский Г. 3., В. А. Вагнер, СП, 1940, № 1; П е т p о в с к и й А. В., История сов. психологии. М., 1967.

А. В. Петровский.

ВАЗЕХ

ВАЗЕХ - [1794, Гянджа. - 16(28).11.1852, Тбилиси], азерб. поэт, мыслитель, педагог. Учился в медресе. С 1826 занимался перепиской мусульманских книг, преподавал каллиграфию в медресе, давал частные уроки араб. и перс, языков. С 1840 работал учителем азерб. яз. и законоведения в Тбилисском (преемник М. Ф. Ахундова; до 1846) и Елизавет-польском (Гянджинском, до 1850) уездных уч-щах. В 1850-52 преподавал в Тбилисской гимназии. В кон. 40-х гг. вокруг В. сформировался лит.-филос. «Кружок мудрости». В 1852 В. совм. с преподавателем гимназии И. И. Григорьевым составил уч. пособие для гимназий «Китаби тюрки» (рукопись) - первую хрестоматию азерб. поэзии. Она включала и произв. мн. поэтов стран Востока в переводе на азерб. яз., а также азерб.-рус. словарь. В 1855 в Тебризе литографским способом издано извлечет ние из этой хрестоматии- «Книга для чтения и переводов», предназначенная для уездных уч-щ и мл. классов гимназий. Во мн. стихах В. пропагандировал просвещение, науку, призывал к дружбе с рус. народом.

Соч. на азерб. яз.: Песни, [Баку, 1961]; в рус. пер. - Избранное, Баку, 1977.

Лит.: Мехти-заде М., М. Ш. Ва-зех, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII-первая пол. XIX в., М., 1973; Сей дезадеА. А., Мирза-Шафи Садык-оглы Вазех, Баку, 1969; Муста-ф а с в Ф., Я к свету шел, Баку, 1972.

Г. Ахмедов.

ВАЙЯH ЭДУАР МАРИ

ВАЙЯH ЭДУАР МАРИ (29.1. 1840, Вьерзон, - 18.12.1915, Париж), деятель франц. социалистич. движения, последователь Л. О. Бланки. По образованию врач и инженер. В кон. 60-х гг. примкнул к 1-му Интернационалу. Чл. Парижской Коммуны 1871, руководил Комиссией просвещения. После подавления Коммуны эмигрировал в Лондон, избран членом Ген. совета 1-го Интернационала. Заочно приговорён к смертной казни. Вернувшись после амнистии в Париж, в 1881 возглавил Центр. рев. к-т бланкистов. С 1893 чл. палаты депутатов. С нач. 20 в. один из лидеров Франц. социалистич. партии.

В период Коммуны В. провёл ряд мер по организации всеобщего обучения, добивался введения в школах интегрального образования (развивающего все стороны личности) как «истинной основы социального равенства». В качестве ближайшего шага В. призывал к организации для подростков профшкол, в к-рых уч-ся, получая проф. подготовку, могли бы пополнять и своё науч. и лит. образование; подготовил открытие первой такой школы. В кон. 19 - нач. 20 вв. выступал с требованием единой светской школы, управляемой на демокр. началах советами нар. образования, избранными учительством.

Лит.: Парижская Коммуна в борьбе за демократизацию школы. Док-ты и мат-лы, М., 1958; Dom m ans et M., E. Vaillant. Un grand socialiste, P., [1956]. С. А. Фрумов.

ВАЛИХАНОВ ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ

ВАЛИХАНОВ ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ (сент. 1835, урочище Кушмурун, ныне в Кус-танайской обл., - апр. 1865, урочище Кочен-Тоган, ныне на терр. Кербулак-ского р-на Талды-Курганской обл.), первый казах. учёный, просветитель. Д. ч. Рус. геогр. об-ва (1857). Родился в семье казах. султана. Окончил Сиб. кадетский корпус в Омске в 1853. Служил в рус. армии (штаб-ротмистр, 1860) и в Азиатском деп. Мин-ва иностр. дел. Участник ряда экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1860-61 в Петербурге познакомился с идеями рус. писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. В трудах по истории и культуре народов Ср. Азии и Сев. Китая, получивших признание науч. общественности России, в переписке неоднократно обращался к проблемам обучения и воспитания. Стремился усовершенствованием системы правления улучшить хоз. состояние и быт казахов. По мнению В., предпосылкой адм. и др. реформ должно быть просвещение народа. Он подчёркивал, что в подготовке реформ первоочередное значение имеет учёт подлинных нац. нужд, особенностей хоз. уклада и нац. традиций казахов, а не интересы правящих сословий. В. критиковал практику обучения детей кочевников муллами и дервишами, как не отвечавшую подлинным интересам народа. Высказывался за обучение казах. детей в рус. уч. заведениях, привлекавших его общеобразоват. программой и педагогически рациональными методами обучения. По убеждению В., только научное («истинное») знание формирует в человеке «спасительный дух сомнения» и умение по-настоящему ценить жизнь и материальное благосостояние. Труды В. были написаны на рус. яз. (большинство их опубл. посмертно; отд. изд. - СПБ, 1904), что затрудняло их доступность казахам. Однако идея о тесной связи рус. и казах. культур получила Значит. отклик и была развита в произв. Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина. Через труды В. русская общественность познакомилась с историей и культурой казахского народа.

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, А.-А., 1984- 1985 2 (на рус. и казах. языках).

Лит.: Т а ж и б а с в Т. Т., Ч. Ч. Валиханов, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая пол. XIX в., М.. 1976; Ч. Ч. Валиханов. Аннотиров. указатель лит-ры, А.-А., 1985. Г. М. Храпченков.

ВАЛЛОН АНРИ

ВАЛЛОН АНРИ (15.3.1879, Париж, - 1.12.1962, там же), франц. психолог и обществ. деятель, основатель Парижской школы генетич. психологии. Чл. Франц. коммунистич. партии (с 1942), участник Движения Сопротивления. Получил филос. образование в парижской Нормальной школе (Эколь нормаль). Защитил докторскую дисс. по медицине (1908) и психологии (1925). Работал в психиатрия, клинике в Париже (осн. Ж. Шар-ко; 1908-31), преподавал в Сорбонне (1920-1937). Директор Практич. школы высш. знаний (1927-50), проф. Коллеж де Франс (1937-49). Основал первую во Франции лаб. детской психологии (1927) и первый в этой области журн. «Enfance» («Детство», 1948. През. Комиссии по реформе образования во Франции (1946).

Осн. труды - в области генетич. психологии. В. отвергал как биологизатор-ский, так и односторонний социологиза-торский подход к психич. развитию, применял принцип историзма к анализу психики. Психич. развитие рассматривал как последоват. смену стадий эволюции психики на основе её качеств, перестройки. При этом, по В., перестраиваются и развиваются не просто отд. психич. функции, а целостная личность ребёнка. Движущие силы развития заключены во взаимодействии ребёнка со всё более усложняющимися условиями его существования, и прежде всего - с его социальным окружением. Общество, по В., формирует психику человека посредством всей материальной и духовной культуры. Связи ребёнка с предметным миром опосредуются эмоциональными формами общения со взрослыми. Эти выводы В. были подтверждены и дополнены эксперим. исследованиями отеч. психологов (А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.).

В области педагогики критиковал теории «врождённых способностей», «нейтрального воспитания и обучения», выступал за демократизацию системы образования во Франции, пропагандировал идеи сов. педагогики. Совм. с П. Лан-жевеном разработал проект реформы нар. образования. Осн. задачи реформы видел в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка и воспитание его в духе демокр. и гуманистич. идеалов, внедрить прогрессивные методы обучения, расширить и углубить естеств.-матем. и техн. образование, улучшить подготовку учащихся к практич. деятельности, создать широкие возможности для образования взрослых.

Соч.: Lenfant turbulent, Р., 1925; Les origines de la pensee chez lenfant, v. 1 - 2, Р.; Levolution psychologique de lenfant, Р.; La sociabilite chez lenfant, P., 1952; Les origines du caractere chez lenfant, P.; Psychologie et education de lenfante, P., 1959; Lecture dHenri Wallon. Choix de textes, P., 1976; в рус. пер. - От действия к мысли. Очерк сравнит, психологии, М., 1956; Психич. развитие ребенка, М., 1967.

Лит.: Леонтьев А. Н., А. Валлон, ВП, 1963, №3;Тутунджян О. М., Психол. концепция А. Валлона, Ер., 1966; 3 а з-з о Р., Психология и диалектич. материализм. (О психологии Анри Валлона), в кн.: История заруб. психологии. 30-60 с гг. XX в. Тексты, [M.]. 19S6.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАНАНЬШИ, ВАНЦЗЕФУ

ВАНАНЬШИ, ВАНЦЗЕФУ (1021- 1086), кит. гос. деятель-реформатор, учёный, философ и поэт. Выступал с критикой системы управления, подготовки чиновников (т. н. китайской системы гос. экзаменов). В докладе, представленном императору (1060), предлагал пересмотреть принципы обучения, воспитания и отбора талантливых людей. Существующие школы и учителя, по утверждению В. А., не только не воспитывали таланты, но губили их, отнимая время и силы учащихся на заучивание канонич. текстов и т. п. Предметом изучения в школах должно быть то, что нужно для управления гос-вом, иначе гос. делами будут заниматься люди, к этому не подготовленные (напр., человек, изучавший древнюю лит-ру, управляет финансами, затем становится судьёй). Высмеивая такой порядок, В. А. указывал, что талант человека может совершенствоваться только в том случае, если человек занимается своим делом. В. А. предложил ввести новую систему образования, при к-рой школы готовили бы будущих чиновников к практич. деятельности и обучали бы их спец. наукам (управлению финансами, юриспруденции, воен. иск-ву и т. п.). Став первым министром (1070-76), В. А. осуществил свои реформы. Были основаны уч-ща для подготовки специалистов, изменена традиц. система гос. экзаменов - от кандидатов на чиновничью должность стали требовать практич. знаний. Реформы встретили сопротивление консервативной части правящего сословия, В. А. был вынужден уйти в отставку, большинство его нововведений было отменено. Пед. идеи В. А., его «Новые толкования» древних классич. соч. («книга песен», «книга истории») оказали большое влияние на дальнейшее развитие пед. мысли в Китае.

Лит.: Иванов А. И., Ван Ань-ши и его реформы. XI в., СПБ, 1909; Willi-а m s o n H. R., Wang An-Shih a Chinese sta-tesman and educationalist of the Sung dynasty, v. l -2, L. 1935-37; Liu James Tzu-chien, Reform in Sung China. Wang An-shin (1021 - 1086), Camb. (Mass.), 1959.

Л. С. Васильев.

ВАНДЕР КАРЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ

ВАНДЕР КАРЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (27.12.1803, Фишбах, ныне Карп-ники, Польша, - 4.6.1879, Квирль, ныне Костшица, там же), нем. педагог-демократ, обществ. деятель. Учился в пед. семинарии в Бунцлау (ныне Болеславец, Польша). С 1827 преподавал в гор. школе Хиршберга (ныне Еленя-Гура, Польша). В период Революции 1848-49 выступил одним из организаторов объединения учительства в Силезии, был участником создания общегерм. учительского союза (1848). Издавал неск. пед. газет. Подвергался полицейским преследованиям, неоднократно отстранялся властями от должности. В публицистич. статьях и в гл. пед. соч. «Нар. школа как гос. учреждение» («Die Volksschule als Staatsanstalt», 1842) выступал против конфессиональной разобщённости шк. дела, за введение единого законодательства о школе, её гос. финансирование, за улучшение преподавания в нар. школах. Пед. взгляды сложились под влиянием идей Песталоцци, филантропистов, нем. писателей Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Развивал мысль о необходимости воспитания детей в духе гуманизма, о гармоничном развитии их духовных и физич. сил. В дидактике был последователем А. Дистервега: считал необходимым вести обучение, опираясь на естеств. развитие ребёнка, с учётом возрастных и др. индивидуальных особенностей. Гл. задачей нар. школы считал подготовку образованных и нравственно воспитанных граждан, убеждённых патриотов. Большое значение придавал формированию самостоятельности, инициативы детей, развитию их умственных способностей. Автор учебных и методических пособий. Составил «Словарь немецких пословиц и поговорок» в 5 тт. (1867-80), многократно переиздававшийся.

Соч.: Der Kampf um Schule, В., 1979.

Лит.: II и с к у и о в А. И., Из истории нем. демокр. педагогики первой пол. XIX в. (К. Ф. В. Вандер), «Изв. АПН РСФСР», 1959, в. 105; К. F. W. Wander, 1803 bis 1879, В., 1954. А. И. Пискунов.

ВАНЯ ЙОСЕФ

ВАНЯ ЙОСЕФ (31.8.1899, Прага, - 7.9.1966, там же), чеш. педагог и психолог, деятель пед. образования, проф. педагогики, ч.-к. Чехосл. АН (1960). В 20-х гг. работал в области психологии и психотехники. С 1945 первый директор НИИ педагогики, в 1953-59 ректор Высш. пед. школы, в 1961-66 директор ин-та педагогики им. Я. А. Коменского Чехосл. АН. С 1962 председатель Гос. науч. коллегии педагогики и психологии.

Участвовал в разработке и реализации закона о единой школе (1948), переориентации программ пед. вузов на основе марксистской пед. теории. В пед. трудах большое внимание уделял вопросам дидактики, теории содержания образования, эксперим. и прикладной педагогики и психологии, истории педагогики. В последние годы занимался методологич. проблемами педагогики и смежных с ней отраслей знаний.

Соч.: Positivismus a Psychologie, Praha, 1925; Mereni inteligence, Praha, 1933; Vyzkum ucebni latky z fysiky na skole narodni, Praha, 1944 (соавт.); Dejiny pedagogiky, Praha, 1955; O metodologickych problemech v rozvoji pedagogicketeorie,«Pedagogika», 1962, roc 12, № 3; в рус. пер. - Задачи пед. науки на совр. этапе строительства социализма в ЧССР, СП, 1963, » 7.

Лит.: Dejiny ceskej a slovenskej pedagogiky. Brat., 1976. Г. А. Касвин.

ВАРЕЛА XOCE ПЕДРО

ВАРЕЛА XOCE ПЕДРО (19.3. 1848 - 24.10.1879, Монтевидео), педагог и деятель нар. образования Уругвая. В 1875-76 през. республики. Последователь Д. Ф. Сармъенто. Основал в 1868 в Монтевидео Об-во друзей нар. образования, пропагандировавшее идеи всеобщего обязат. светского образования; при об-ве в 1869 была создана первая эксперим. нач. бесплатная школа им. Эльбио Фернандеса (сподвижника В.). Был инспектором Гл. управления нач. школ (1877-79), организатором учительских съездов, основателем «Пед. энциклопедии» («La enciclopedia de educacion», 1878). В. - автор закона 1877 о всеобщем обязат. нач. образовании, в основу к-рого легли положения его работы «О школьном законодательстве» («De la legislacion escolar», 1876). В соответствии с законом была создана сеть начальных (с совм. обучением) и средних школ, введены единые шк. программы, заложены основы гос. финансирования образования, положено начало проф.-тех. обучению и целенаправленной подготовке учителей и т. д. Пед. взгляды В. изложены в теоретич. труде «Воспитание народа» («La educacion del pueblo», 1874), в к-ром пропагандировались идеи бесплатности обучения, светского характера школы. Большое значение придавал развитию инициативы учащихся, желания и способностей усваивать знания. Задачу школы видел в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно думать и действовать. Содействовал введению в практику нач. школы преподавания элементарных курсов естествознания и истории. Разработал проблему доступности мaтериала в учебниках для разл. возрастов. Сформулировал также ряд требований в области шк. гигиены. Деятельность В. оказала большое влияние на культурное развитие страны, способствовала повышению уровня образования населения в Уругвае.

Соч.; Obras pedagogicas, v. 1 - 2, Montevideo, 1964.

Лит.: Herrero у Espinosa M., J. P. Varela у su obra, Montevideo, 1939; La reforraa escolar de J. P. Varela, Montevideo, 1939; Jesualdo, J. P. Varela, в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, [1945]; Zum Felde A., La reforma edu-cacional valeriana, в его кн.: Proceso historico del Uruguay, Montevideo, 1967.

С. Н. Табунов.

ВАРОНА, ВАРОНА-И-ПЕРА

ВАРОНА, ВАРОНА-И-ПЕРА (Va-rona у Pera), Энрике Хосе (13.4.1849, Камагуэй, - 19.11.1933, Гавана), кубин. гос. и полит. деятель, философ, педагог, писатель. Проф. Гаванского ун-та (с 1880). Участник нац.-освободит. восстания (1895-98). В 1900-02 мин. нар. образования, в 1913-17 вице-през. Республики Куба.

В. разработал проект реформы 1900 («План Бароны»), в ходе к-рой фактически была создана гос. система шк. образования. В ходе реформы значительно возросло кол-во нач. школ. В ср. школах упразднялось преподавание классич. языков и увеличивалось время на изучение естеств.-науч. дисциплин. При ун-тах планировалось создание ветеринарных, агроиомич., инженерных и др. профшкол (в 1900 была открыта пед. школа, готовившая учителей с высш. пед. образованием), а также лабораторий, мастерских, клиник и т. д. Большое значение для развития педагогики имела работа В. «Реформа высш. образования» («La reforma de la ensenanza superior», 1900), где В. отстаивал равное с мужчинами право женщин на образование. Поддерживал борьбу рев. студенчества и интеллигенции против диктаторского режима в стране.

Соч.: Obras, v. 1 - 4, La Habana, 1936 - 1938; Trabajos -sobre educacion у ensenanza, La Habana, [1961].

Лит.: Jesualdo, E. J. Varona, в его кн.: 17 educadores de America, Montevideo, [1945]; Homenaje a E. J. Varona en el centena-rio de su natalicio. v. l - 2. La Habana, 1951; Ferrer Canales J., Imagen de Varona. Santiago de Cuba, 1964; Entralgo E., Algunas facetas de Varona, La Habana, 1965. С. Н. Табунов.

ВАРСАНОФЬЕВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

ВАРСАНОФЬЕВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА - [10(22).7.1890, Москва, - 29.6.1976, там же], геолог, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер геолого-минерал огич. наук (1935), проф. (1925). Засл. деят. науки РСФСР (1950). Окончила естеств. отделение физ.-мат. ф-та Высш. жен. курсов (1915), впоследствии работала там же на кафедре геологии. В 1919-24 преподавала в пед. ин-тах Твери и Иваново-Вознесенска. В 1925-56 во 2-м МГУ(с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина), где разработала оригинальный курс минералогии и геологии для естеств. ф-та пед. ин-та, включавший основы палеонтологии; одновременно читала лекции по динамич. и ист, геологии на геогр. ф-те. Принимала участие в постановке преподавания курса геологии, введённого в ср. школе в 1934. В 1934-35 под руководством В. был разработан курс методики преподавания геологии, в дальнейшем проанализированный в ст. «О преподавании геологии и минералогии в ср. школе» [журн. «Землеведение», новая серия, 1940, т. 1 (51)]. Под её руководством подготовлено пособие для учителей «Геол. экскурсии» (автор Г. Г. Астрова, 1949). Книга В. «Происхождение Урала и его горных богатств» (1934), в к-ром обобщена история геологич. развития Урала, в течение ряда лет служила пособием для студентов пед. уч. заведений по курсу ист. геологии.

В книге «Происхождение и строение Земли» (1945) впервые в науч.-популярной форме изложены осн. идеи А. Е. Ферсмана и В. И. Вернадского в области геохимии и космохимии. Автор книги о своём учителе акад. А. П. Павлове и биогр. очерков о современниках - геологах В. А. Обручеве, А. Е. Ферсмане, А. Д. Архангельском, А. А. Чернове и др. Известна исследованиями по геологии и геоморфологии Урала и Пе-чёрского края. Вела большую обществ. и науч. работу в Моск. об-ве испытателей природы (в 1941-75 вице-през., в 1945- 1972 гл. ред. геологич. отдела бюллетеня МОИП).

Соч.: Преподавание геол. дисциплин в рус. школе до Окт. революции, «Естествознание в школе», 1946, № 2; Преподавание минералогии и геологии в сов. школе, там же, j 3; Развитие жизни на Земле, М., 1948; Как люди узнали, что было на Земле миллион лет назад, М., 1949; Жизнь гор. M., 1950; Моск. об-во испытателей природы и его значение в развитии отеч. науки, М., 1955.

Лит.: В. А. Варсанофьева, в кн.: Н а л и - вкин Д. В., Наши первые женщины-геологи, Л., 1979; В. А. Варсанофьева, в кн.: Шатский Н. С., Яншин А. Л., Портреты геологов, М., 1986; Шиманскиа В. Н., Барская В. Ф., В. А. Варсанофьева как педагог, «Бюллетень Моск. об-ва испытателей природы, отд. геологический», 1977, т. 52, в. 6; Куштысев. Е. А., В. А. Варсанофьева. Указатель лит-ры, Сыктывкар, 1977. И. Г. Нордега.

ВАСКОНСЕЛОС XOCE

ВАСКОНСЕЛОС XOCE (28.2.1882, Оахака, - 30.6.1959, Мехико), мекс. философ, историк и гос. деятель. Получил пед. и юрид. образование. В 1920-21 ректор Мекс. нац. ун-та в Мехико, в 1921-24 мин. нар. образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований шк. системы (расширение сети нач. и проф.-тех. школ). Особое внимание уделял распространению просвещения и культуры среди широких нар. масс (увеличение числа б-к, издание Значит. тиражами произв. классиков нац. и мировой лит-ры, организация книжных и худож. выставок и др.). Будучи убеждённым католиком, стремился осуществить реформу образования на основе принципов «христианского социализма», придавая решающее значение морально-этич. факторам в преобразовании общества. В 1929 выдвигал свою кандидатуру на пост президента; потерпев поражение, эмигрировал. После возвращения в Мексику в 1940 ректор ун-та в г. Соиора, затем директор Нац. б-ки в Мехико. Выступал против подражания сев.-амер. школе, критикуя ее в пед. труде «От Робинзона к Одиссею» («L)e Robinson a Odiseo. Pedagogfa estruclurativa», 1935) за то, что она воспитывает детей в духе практицизма и индивидуализма. Подчёркивал важную роль учителя в уч. процессе. Высоко оценивал достижения СССР в деле организации системы нар. образования, деятельность А. В. Луначарского и др.

Соч.: Obras complctas, v. l - 4, Mexico, 1957-61.

Лит.: Шульговский А., Борьба за прогрессивное антиимпериалистич. образование в Мексике (к вопросу о мексиканской «социалистич. школе»), в кн. Проблемы идеологии и нац. культуры стран Лат Америки, М., 1967; Garrido L., Jose Vasconcelos, Mexico, 1963; Bar - L ewaw Mulstock, Jose Vasconcelos. Vida у obra, Mexico, 1966.

C. H. Табунов

ВАХТЕРОВ ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ

ВАХТЕРОВ ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ - [13(25).!.1853, Арзамас, - 3.4.1924, Москва], педагог, деятель нар. образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 учитель гор. уч ща в Васильсурске, затем уездного у ч ща в Ардатове. С 1881 инспектор нар. уч-щ Смоленской губ. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Моск. к-та грамотности, в организации школ для рабочих и внешк. учреждений. После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику шк. политики самодержавия, в 1896 был вынужден подать в отставку. В. дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего нач. обучения в России, определив его обязат. возраст 8- 11 годами (6,5% нас.) вместо традиционно принятых 7-14 лет (15%). В 1898- 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах; в 1893-1903 работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 по подозрению в пропаганде со-циалистич. идей среди рабочих выслан в Новгородскую губ., вскоре вернулся в Москву, но к пед. деятельности допущен не был. В 1905-07 принимал участие в учреждении Всерос. учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всерос. съезда по вопросам нар. образования (1913-14). 1-го Всерос. съезда преподавателей рус. яз. (1916). После Окт. революции вел метод. работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза; в 1923-24 читал лекции на пед. ф-те 2-го МГУ.

Опираясь на эволюц. теорию Ч. Дарвина, В. разрабатывал самостоят. пед. концепцию, к-рая получила назв. эволюционной («новой», «научной») педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов обществ. прогресса («Основы новой педагогики», 1913). По В., формирование ребёнка зависит от внутр. стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Науч. принцип В. выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания шк. образования, методов обучения и воспитания.

Обосновывал самостоятельност. педагогики как науки, своеобразие методов пед. исследования. Для сравнения эффективности разл. методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естеств. эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организац. форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естеств. хода уч. процесса.

В. как теоретик и методист. нач. обучения следовал общепед. идеям К. Д. Ушинского. Сторонник развивающего обучения, В. выступал за обновление и расширение содержания обучения в нар. школе, за активные методы, способствующие развитию самостоят. мышления ребёнка. Составленный им «Рус. букварь» (1898) выдержал св. 100 изданий. Одновременно разработал метод. руководство для учителя «На первой ступени обучения» и создал (совм. с Э. О. Вахтеровой) хрестоматию для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (ч. 1-4, 1900-05).

Его уч. книги строились по звуковому аналитико-синтетич. методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографич. навыков. Многое из методики В. не потеряло своего значения до наст. времени.

С о ч: Избр. пед. соч, вступ. ст. С. Ф. Егорова, М., 1987; Внешк образование народа, M, 1896, Всеобщее обучение, М, 1897; Нравств. воспитание и нач. школа, М., 1901; Предметный метод обучения, М., 1907; Спорные вопросы образования, М., 1907.

Лит.: Королев Ф. Ф., В. П. Вахтеров - выдающийся рус. педагог, СП, 1960, №1;Вахгерова Э. О., 3. П. - Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961; егоров С. Ф., В. II Вахтеров и педагогика России нач. XX в., СП, 1983, № 12. С. Ф. Егоров.

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУИМ), в России орган управления системой уч.-воспитат., благотворит. и леч. учреждений, находившихся под покровительством императрицы. Ведет историю с 1796, когда императрица Мария Фёдоровна по указу Павла I взяла в своё ведение созданные в 1760- 1770-х гг. по плану И. И. Бецкого воспитат. дома в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц (т. н. Смольный ин-т с мещанским отделением); была образована Канцелярия императрицы Марии. С 1828 система учреждений императрицы Марии управлялась 4-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в состав к-рого вошли уч. комитет, техн. и мед. комиссии и др. В 1854 это управление, просуществовавшее до 1917, получило назв. В. у. и. М.

Во главе ВУИМ находился опекунский совет, состоявший под непосредств. покровительством императора и императрицы. Председателем совета был »прав-ляющий (главноуправляющий) Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, пост к-рого занимали в разное время В. И. Вилланов, К. К. Грот, И. Н. Дурново.

Сфера деятельности ВУИМ постепенно расширялась. В число уч.-воспитат. учреждений ВУИМ (по преимуществу женских) входили высш. уч. заведения (Царскосельский лицей. Жен. пед. ин-т, врачебные курсы при Имп. клиническом повивально-гинекологич. ин-те); ср. уч. заведения (в 1909-36 женских ин-тов с пед. классами при нек-рых из них, 34 жен. гимназии, а также мариинские жен. уч-ща, коммерч. уч-ща, т. н. николаевские сиротские ин-ты и уч ща); низшие и проф. школы (уч-ща нянь, школы садоводства, дома трудолюбия и др.). Всего в 1909 по ВУИМ насчитыва тось 607 уч. заведений с 40 тыс. уч-ся. В разл. заведениях ВУИМ, в зависимости от контингента их воспитанников, проф. направленности и местных потребностей, давалось общее образование, включавшее, как правило, чтение, счёт, письмо, основы религии, иск-ва, начала естествознания и математики, историю, предметы домоводства (вязание, вышивание, кройка и шитьё, кулинария и др.), фи-зич. воспитание, иногда - огородничество и садоводство, в ряде заведений- эче-менты экон., мед. и пед. образования. В заведениях, не имевших многолетних уч. планов, давались нач. образование и необходимые практич. навыки.

Среди благотворит. учреждений ВУИМ имелись дет. приюты (со школами) в городах и сел. местности при больницах, воспитат. домах (в 1905 при Санкт-Петерб. воспитат. доме было 109 школ и 8 приютов, при Моск. воспитат. доме - 38 школ), дома призрения, богадельни, лечебницы и приюты для глухонемых и слепых (с уч. отделениями), родовспомогат. заведения. Многие благотворит. и уч. заведения (в особенности дававшие проф. образование) содержались за счет входивших в состав ВУИМ обществ: Имп. женского патриотич. об-ва (осн. в 1812), Моск. благотворит. об-ва (1837), Дамского попечительства о бедных в Москве (1844), Попечительства императрицы Марии о слепых (1881). В 1909 было 1192 благотворит. учреждения, обслуживавших ок. 719 тыс. чел.

Деятельность ВУИМ оказала Значит. влияние на развитие учреждений гос. призрения, способствовала становлению системы общего и проф. женского образования.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944-45 А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. - критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист. условий, в к-рых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ. воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с др. людьми.

В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчёркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребёнка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включён ребёнок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности.

Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНГРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕСУЭЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница