Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БОД"-"БРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БОД"-"БРЕ")

«БОДРАЯ ЖИЗНЬ»

«БОДРАЯ ЖИЗНЬ» - летняя трудовая колония для детей и подростков из рабочих семей одной из окраин Москвы. Образована в 1911 С. Т. Шацким и В. Н. Шацкой под Калугой. До 1919 входила в состав дет. учреждений об-ва «Детский труд и отдых» - и содержалась на его средства. В «Б. ж.» ежегодно проводили лето 60-80 детей, посещавших дет. учреждения об-ва. В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности: самообслуживание, благоустройство территории, приготовление пищи, работа в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Дет. коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Свободное время дети проводили по своему желанию (игра, чтение, пение, постановка спектаклей-импровизаций, муз. и др. занятия, содействующие развитию творческих способностей воспитанников). Практич. деятельность в «Б. ж.» позволила Шацкому и его сотрудникам продолжить исследование дет. коллектива. Содержание, методы и формы новаторской воспитат. работы в колонии обобщены в монографии: Шацкая В. Н., Шацкий С. Т., «Бодрая жизнь» (1915).

В 1919 «Б. ж.» стала постоянной школой-колонией и вошла в состав первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. С 1923/24 уч. г. в ней начали учиться дети из окружающих деревень. В школе-колонии продолжалось изучение содержания и организации уч.-воспитат. процесса, взаимодействия шк. работы и трудовой жизни, разрабатывались вопросы связи деятельности школы с пионерской и комсомольской орг-циями, окружающей средой. Школьники вели работу с населением (политпросвещение, ликбез, библиотечное обслуживание). В «Б. ж.»накоплен большой опыт худож. развития детей (театр, живая газета, хор и др.). В 1934 преобразована в ср. школу, ей присвоено имя С. Т. Шацкого (г. Обнинск Калужской обл.).

Лит.: Шацкий С. Т., Бодрая жизнь, в его кн.: Избр. пед. соч., т. 1, М, 1980; Шацкая В. Н., Школа-колония «Бодрая жизнь». (Воспоминания), СП, 1962, № 11, с. 46-53; Опыт пед. деятельности С. Т. Шацкого, под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скатки-на, М., 1976; С к а т к и и М. Н., С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей, М., 1977.

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (Baudouin de Courtenay) Иван Александрович (Ян Игнаци Нецислав) [1(13).3.1845, Радзы-мин, Польша, - 3.11.1929, Варшава], языковед. По происхождению поляк, большую часть жизни жил и работал в России. Ч.-к. Петерб. АН (с 1897). Окончил Варшавский ун-т (1866), проф. Казанского (1875-83), Юрьевского (до 1893, ныне Тартуский), Краковского (1893-99) ун-тов. С 1900 по 1918 преподавал (с перерывом) в Петерб. (Петрогр.) ун-те и др. уч. заведениях, с 1918 проф. Варшавского ун-та.

Одним из первых в русском и мировом языкознании теоретически обосновал представление о языке как о системе, элементы к-рой связаны между собой разл. отношениями. Гл. заслуга Б. де К. в языкознании - построение теории фонем, принципиально важной для науч. обоснования системы обучения языкам.

Б. де К. - автор ряда публикаций по дидактике и методике преподавания родного и неродного языков, в к-рых отрицал необходимость спец. учебников родного языка и предлагал ограничиться сборниками упражнений. Подчёркивал, что «сами ученики должны наблюдать, группировать явления, делать обобщения и выводы, а преподаватель играет при этом роль руководителя». Опыт такого обучения Б. де К. реализовал в первом классе гимназии. Считая обязательным предметом родной язык, указывал, что все ученики должны иметь возможность изучать язык межнац. общения, «другие языки данной области», а также иностр. и классич. языки (ввиду их значения для совр. культуры). Б. де К. одним из первых обратился к проблемам обучения иностранцев рус. яз., отстаивая важность правильного теоретич. освещения правил и явлений, излагаемых в учебниках. Считал желательным введение в обучение неродному языку элементов сопоставительной грамматики.

Б. де К. - редактор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (т. 1-4, 1903-093) и ряда др. словарей; один из авторов проекта реформы рус. орфографии (1918).

Соч.: Избр. труды по общему языкознанию, т. 1 - 2, М., 1963.

Лит: И. А. Бодуэн де Куртенэ. М., 1960; Леонтьев А. А., H. A. Бодуэн де Куртенэ и его учение о языке, РЯШ, 1965, № 2; Бодуэн де Куртенэ и совр. лингвистика, Каз., 1989. А. А. Леонтъев.

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА - [15(28). 10.1908, Курск, - 21.7.1981, Москва], психолог, д-р пед. наук (1966), проф. (1967). Окончила пед. ф-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л. С. Выготского. С 1929 на практич. и науч. работе по психологии (АКБ им. Н. К. Крупской, Укр. психо-неврологич. академия в Харькове и др.). В 1948-81 в НИИ ОПП (до 1978 зав. лабораторией психологии формирования личности). Специалист. в области дет. и пед. психологии. Разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности. Осн. чертой развития человека Б. считала способность к активной целенаправленной деятельности; в этой связи изучала механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила гл. этапы развития личности ребёнка.

Соч.: Очерки психологии детей, М., 1950 (соавт.); Изучение личности школьника и проблемы воспитания, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Личность и ее формирование вдет, возрасте, М., 1968; Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка, ВП, 1974, № 1; Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979, № 4.

Л. А. Радзиховский,

БОЗЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН

БОЗЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН (ок. 480, Рим, - 524 или 525, Павия), рим. гос. деятель, философ, теолог и поэт. Переводы Б. на лат. яз. соч. Аристотеля, Порфи-рия и комментарии к ним, а также его трактаты вплоть до 12 в. были основой преподавания диалектики (логики) - важнейшей составной части ср.-век. образования. Выработал лат. терминологию логики, очертил круг филос. проблем, обсуждавшихся в ср.-век. школах, заложил фундамент схоластики. Дал теоретич. обоснование квадривиума (термин принадлежит ему) - высш. ступени изучения семи свободных искусств. Задачу квадривиума видел в том, чтобы научить мыслить дисциплинированно, строго логически. Автор классич. учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (последние два утрачены в раннем средневековье). Осн. соч. Б. «Об утешении философией» (рус. пер. 1794, 1984, 1990), написанное в тюрьме перед казнью, - одна из самых широко читаемых книг в эпоху средневековья. Оно проникнуто верой в силу человеческого разума, способность человека самостоятельно избирать правильный путь в жизни. «Утешение» оказывало влияние не только на решение сложных филос. проблем, но и на формирование этич. норм.

Соч.: Opera omnia, t. 1 - 2, Р., 1860 (Pat-rologia cursus completus. Series latina, ed. J, - P. Migne, t. 63-64); в рус. пер. - Об утешении философией. Введение к Порфирию, в кн.: Средневековье в свидетельствах современников, М., 1984; «Утешение философией» и др. трактаты, М., 1990.

Лит.: Голенищев - Кутузов И. Н., Ср.-век. лат. лит-ра Италии, М., 1972; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Майоров Г. Г., Формирование ср.-век. философии, М., 1979; УколоваВ. И., «Последний римлянин» Боэций, М., 1987; Pate h H. R., The tradition of Boethius. A study of his importance in medieval culture, №. Y., 1935; B a r r e t H., Boethius. Some as-pects of his times and work, N. Y., 1965; С h a-dwick H., Boethius. The consolations of music, logic, theclogy and philosophy, Oxf., 1981. ?. И. Уколова.

БОЛГАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛГАРСКИЙ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

БОЛГАРСКИЙ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ - [24.7(5.8).1892, Казань, - 3.4.1980, там же], математик-методист, д-р пед. наук (1965), проф. Окончил физ.-мат. ф-т Казанского ун-та (1917). С 1918 заведующий и преподаватель математики в высш. нач. уч-ще с. Чистюнька Алтайской обл. С 1920 на преподавательской работе в Казани (в школе-интернате им. Луначарского, с 1921 на рабфаке ун-та), с 1932 в пед. ин-те. Исследования Б. по истории и методологии математики связаны с поиском оптимальных методов и приёмов преподавания («Идеи Н. И. Лобачевского в области методики математики», МШ, 1952, № 2; «Деятельность И. Н. Ульянова в области методики математики», МШ, 1954, № 1, и др.). Итогом его исследовательской деятельности по истории нар. образования в Казанском уч. округе стала докторская дисс. «Казанская школа матем. образования (В характеристиках её главнейших деятелей)» (1956).

Соч.: Элементы истории математики в сов. ср. школе, Каз., 1944; Осн. этапы развития тригонометрии и ознакомление с ними уч-ся, МШ, 1956, №1; Очерки по истории математики, Минск, 1974.

Лит.: Б. В. Болгарский, МШ, 1980, №4.

БОЛДУИН ДЖЕЙМС МАРК

БОЛДУИН ДЖЕЙМС МАРК (12.1.1861, Колумбия, шт. Юж. Каролина, - 8.11.1934, Париж), амер. психолог, социолог, историк. Один из основателей амер. социальной психологии. Проф. ун-тов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико. Подготовленный под ред. Б. «Dictionary of philosophy and psycho-logy» (v. 1-3, 1901-05) («Словарь философии и психологии») неоднократно переиздавался и не потерял своего значения до настоящего времени. Задачу психологии Б. видел в изучении индивидуальных различий. Стремился внести в психологию принцип эволюционизма, причём развитие психики ребёнка рассматривал с позиций биогенетического закона. В педагогике Б. стремился обосновать необходимость индивидуального подхода к учащимся, опираясь на данные эксперим. психологии. Осн. предметами шк. обучения считал математику, развивающую способность к абстрагированию, и естеств. науки, развивающие наблюдательность.

Соч.: Handbook of psychology. Senses and intellect, N. Y.; Handbook of psychology. Feeling and will, L., 1891; Elements of psychology, N. Y., 1893; The story of the mind, N. Y., 1898; в рус. пер. - Психология в ее применении к воспитанию, М., 1904; Психология и ее методы, СПБ, [1908]; Духовное развитие дет. индивида и человеческого рода, т. 1-2, М., 1911; Введение в психологию, М., 1912 2; Духовное развитие с социо-логич. и этич. точек зрения, т. 1-2, М., 1913- 1914. М. С. Роговин.

БОЛТУНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

БОЛТУНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ - [23.8 (5.9).1883, Петербург, - февраль, 1942, Ленинград], психолог и педагог, проф. (1917), д-р пед. наук (1936). Окончил Берлинский и Московский ун-ты (1907). Проф. ЛГПИ им. А. И. Герцена (1925- 1936), заведовал школьно-психотехн. лабораторией этого ин-та. С 1936 науч. консультант по психологии при Ленингр. индустриальном ин-те.

Первая крупная науч. работа Б. посвящена анкетному методу («Метод анкеты в пед. и психол. исследовании», 1916), к-рому он предсказывал большое будущее. На основе теста А. Бине разработал «измерительную шкалу ума» - психодиагнос-тич. методику для группового применения. В работе «Трудовая школа в психол. освещении» (1923) стремился подвести психол. фундамент под проблему создания трудовой школы, опираясь гл. обр. на данные эмпирия, психологии. Одним из первых в СССР разрабатывал вопросы профориентации школьников.

Большинство исследований Б. были проведены в русле психотехники и педологии, подвергшихся в сер. 30-х гг. официально санкционированной критике. Это впоследствии определило преим. негативную оценку наследия Б., к-рое, однако, знаменует собой значит. этап в развитии отеч. прикладной психологии. Соч.: Как вести пед. дневник, П., 1923; Пед. характеристика ребенка, М., 1926; Практикум по теории психол. испытаний, М.-Л., 1927; Пед. эксперимент в массовой школе, Л., 1929; Ориентационная характеристика профессии, в сб.: Профориентация в школе, М. - Л., 1934; Помощь семьи в выборе профессии, Л., 1935; Слушание и чтение в процессе обучения, Л1945.

БОЛЬНОВ ФРИДРИХ

БОЛЬНОВ ФРИДРИХ (р. 14.3.1903, Штеттин, ныне Щецин, Польша), нем. философ и педагог. Изучал физику и математику в Берлинском, Грайфсвальдском и Гёттингенском ун-тах, в 1925 защитил дисс. по теоретич. физике у М. Борна. После краткого периода преподавательской работы в Оденвальд-ской школе увлёкся филос. проблемами. В 1926-31 изучал философию, психологию и педагогику под руководством Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, Г. Ноля соответственно в ун-тах Берлина, Фрайбурга, Гёттингена (докторская дисс. по философии, 1931). С 1931 преподавал в Гёттингенском ун-те. Возглавлял кафедры педагогики и психологии ун-тов Гиссена (с 1939), Майнца (с 1945) и Тюбингена (с 1953). С 1970 на пенсии. Поч. ч. Нем. пед. об-ва (1978), поч. дер неск. ун-тов.

Первоначально получил известность как интерпретатор филос.-пед. взглядов В. Дилыпея, нем. романтиков. В 1941 опубликовал кн. «Сущность настроений», выступив, т. о., как один из родоначальников педагогической антропологии, Б. определял пед. антропологию как особый способ рассмотрения педагогики, а не как спец. науку. Им сделана попытка синтезировать герменевтич. и феноменологич. подходы в педагогически значимые принципы «антропологич. редукции», «антро-пологич. интерпретации», «открытого вопроса». Согласно Б., смысл деятельности воспитателя состоит в «проникновении», «истолковании», «разъяснении» возникающих в собств. практике случаев. Такая позиция характеризуется как «герменевтика пед. опыта».

Б. рассматривает педагогику как прик-ладную филос. науку, в центре внимания к-рой - вопрос. о сущности человека, его «открытости» миру. Тема кн. «Экзистенциальная философия и педагогика» (1959) открыла возможности для рассмотрения экзистенциальных феноменов сквозь призму воспитания. Б, усомнился в плодотворности устойчивых способов воспитания, характерных для традиц. педагогики. Им впервые была поднята проблема неустойчивых форм человеческого бытия, к-рые он описывал в экзистенциальных терминах («кризис», «увещевание», «встреча» и т. д.). На этой основе им разработана концепция т. н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитат. функции. Практич. значение такого подхода Б. связывает с расширением круга пед. воздействий, выходящего за рамки «технологически» планируемого процесса воспитания. В качестве необходимого фона и предпосылки каждого воспитат. акта Б. выделяет т. н. пед. атмосферу - совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и ребёнка. Осн. формами, в к-рых выражает себя пед. атмосфера, выступают для Б. «доверие» и «безопасность», возникающие на основе отношений любви, надежды, благодарности и т. п. Гл. задачу педагогики Б. видит в раскрытии и развитии личностных качеств человека в «сопротивлении внеш. воздействиям», противодействии «массовости».

Под влиянием идей Б. в Германии сформировалась т. н. тюбингенская школа (К. Гиль, Ф. Кюммель, В. Лох и др.). Концепция Б. нашла также сторонников в Японии (Ю. Хитаходо, X. Окамото и др.).

Соч.: Existenzphilosophie, Stuttg,J Die padagogische Atmosphare, Hdlb., 1964; Die anthropologische Betrachtungsweise in der Padagogik, Essen, [; Sprache und Erziehung, Stuttg. u. a.], [1966]; Krise und neuer Anfang. Beitrage zur padagogischen Anthropologie, Hdlb., 1966; Philosophie der Erkenntnis, Stuttg., [; Padagogik in anthropologischer Sicht, Tokyo, [1971]; Das Verhaltnis zur Zeit, Hdlb., [1972]; Anthropologische Padagogik, Bern - Stuttg., . Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979; Куликов В. Б., Пед. антропология: истоки, направления, проблемы, Свердловск, 1988. В. Б. Куликов.

БОРДОВСКИЙ ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОРДОВСКИЙ ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р 10 3 1941, с Куяган Алт края), физик, педагог, один из чл.-учредителей и акад. РАО (1992, акад АПН СССР с 1989), д-р физ.-матем. наук (1985), проф. (1987) Окончил физ.ф-т ЛГПИ (1963), преподавал там же В 1976-86 проректор по уч работе, с 1986 ректор ЛГПИ (с 1992 Рос. пед.ун-т) Пред. (с 1992) Сев.-Зап. отделения РАО. Исследовал проблемы непрерывного пед.образования. Предложил структуру и содержание подготовки специалиста в области образования, соответствующие личностно-ориентированной пед. парадигме. Разрабатывал компьютерные технологии обучения и пед.информатики. Инициатор создания и пред. (с 1992) уч. -методич. объединения вузов России по проблемам пед.образования. Осн. труды по физике полупроводников Авт. уч пособий по физике.

Соч.: Информатика в терминах и поняти ях, M , 1991 (соавт), Эдукология как наука об образовании Вестник высш школы, 1991, №3 (соавт), Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание), СПБ, 1994 (ред и соавт).

БОРЕЦКИЙ ИВАН МАТВЕЕВИЧ

БОРЕЦКИЙ ИВАН МАТВЕЕВИЧ (в монашестве - Иов) (г. рожд. неизв., Бирче, ныне Городокского р-на Львовской обл., - » 12.3.1631, Киев), деятель просвещения на Украине. Преподавал в Львовской братской школе, в 1604-05 её ректор. С 1610 священник в Киеве; открыл приходскую школу. Содействовал открытию (1615) Киевской братской школы, её первый ректор (до 1618). Став митрополитом киевским (1620), покровительствовал этой школе. Выступал за распространение грамотности в народе, призывал просвещенных людей создавать школы и писать книги для них. Содействовал введению в этих школах преподавания языков, словесности, диалектики и др. уч. предметов. С деятельностью Б. связано формирование самобытного направления в развитии вост.-слав. пед. мысли кон. 16 - нач. 17 вв. Он проповедовал идеи о том, что просвещение открывает людям путь к участию в гражд., полит. жизни и что путём целенаправленного воспитания можно помочь народу осознать свою роль в борьбе против иноземного гнёта. Автор полемич. соч. «Протестация», направленного против насильственного насаждения католицизма.

Лит. на укр. яз.: Возня к М., Лит. деятельность Ивана Борецкого на Волыни и во Львове. Львов. 1954; X и ж и я к 3., Кие-во-Могилянская академия, К. .

БОРЗОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОРЗОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - [29.7 (10.8).1874, Воронеж, - 6.3.1939, Москва], физикогеограф, дер геогр. наук (1935), проф. (1918). Засл. деят. науки РСФСР (1935). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1899). С 1900 преподавал географию в разл. ср. уч. заведениях и одновременно работал в Румянцевской публичной б-ке (ныне Рос. гос. 6-ка), где организовал отдел географии и картографии (с 1919 зав. отделом). С 1913 в Моск. ун-те (в 1926- 1938 зав. кафедрой физ. географии) и одновременно в Моск. ин-те инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии и Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина. Директор (с 1928) НИИ географии МГУ и декан почвенно-геогр. ф-та ун-та (1932-36).

В основополагающей ст. «География» (1912) Б. сформулировал осн. задачи и цели науч. географии, содержание и методику преподавания географии в школе. Эти взгляды Б. нашли отражение при выработке в 1913-15 новых программ и создании ряда учебников. В докладе на 1-м съезде преподавателей географии (1915) обосновал необходимость внедрения методов наглядного обучения, создания новых типов уч. карт и атласов, организации при школах геогр. кабинетов и музеев, а также широкой пропаганды науч. геогр. знаний в массах. В нач. 20 в. подготовил для учителя серию картин по географии России с объяснит, текстом, к-рые по своему содержанию являлись ценнейшим метод. материалом при геогр. описаниях разл. р-нов России. При изучении природы в шк. курсах считал необходимыми организацию и проведение экскурсий, выработку методики краеведч. наблюдений (т. н. малой и местной географии) и на примере геогр. экскурсий в окрестностях Москвы показал, какое это имеет значение для выработки геогр. мышления у учащихся.

Большую роль Б. отводил уч. картам, рассматривая их как средство, помогающее истолкованию взаимосвязи и взаимообусловленности геогр. явлений на территории к.-л. страны. Как редактор, консультант и рецензент карт и атласов способствовал становлению и развитию уч. картографии. Постоянно подчёркивал значение тесной связи картографии с географией.

После 1934 принял активное участие (вместе с Н. Н. Баранским и А. С. Барковым) в реформе шк. геогр. образования, создании новых программ и учебников.

Известен Б. также как исследователь Европ. части СССР, особенно много сделавший в изучении рельефа Вост.-Европ. равнины, организации полевых геоморфо-логич. работ, разработке теоретич. и прикладных задач геоморфологии. Участвовал в редактировании и составлении ряда оригинальных карт для Большого сов. атласа мира и 1-го изд. БСЭ. В 1928-38 ред. журн. «Землеведение» Моск. об-ва испытателей природы.

Соч.: Геогр. работы. M.; Картины по географии России, т. 1 - 2, М. 1908 - 17; География, в кн.; Практич. шк. энциклопедия, под ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова, М. 1912, с. 148-64; Геогр. экскурсии в окрестностях Москвы, [М.], 1925 (2 изд. под заглавием: Геогр. экскурсии под Москвой. Метод. пособие для учителя, М., 1933. в соавт.). Лит.: Соловьев А. И., А. А. Борзов, Ми949 (лит.); Петухов А. Ф. А. А. Бор-зов. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1951. И. Г. Нордега.

БОРОВИЦКИЙ ПАВЕЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ

БОРОВИЦКИЙ ПАВЕЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ (27.1.1896, Петербург, - 2.9.1960, Ленинград), биолог-методист. Окончил Ле-нингр. лесной ин-т в 1925. Пед. деятельность начал в 1918. С 1919 вёл науч.-пед. работу в Ленинграде (в 1930-66 в ЛГПИ им. А. И. Герцена). Тр. по методике преподавания биологии, в т. ч. первый сов. учебник для высш. школы по методике преподавания естествознания. Б. - сторонник подготовки учителей естествознания не только в области биол. наук, но и с. х-ва, организатор и руководитель первой в стране агробиол. станции при ЛГПИ. Пропагандист. шк. экскурсионной работы, один из зачинателей комплексных дальних экскурсий, разработал методику организации экскурсий.

Соч.: Методика естествознания в ср. школе, М. - Л1934; Преподавание анатомии и физиологии человека, М. - Л., 1947 (соавт.); Наблюдения и опыты по ботанике в ср. школе, Л1955; Методика преподавания биологии, M. (соавт.).

Лит.: Винниченко П. Ф., Семидесятилетие П. И. Боровицкого, БШ, 1966, №2; Полянский Ю. И., Памяти П. И. Боровицкого. БШ. 1966, № 6.

БОСКИС РАХИЛЬ МАРКОВНА

БОСКИС РАХИЛЬ МАРКОВНА - [16(29),3. 1902, Бердичев, - 15.2.1976, Москва], сурдопедагог, ч.-к. АПН РСФСР (1955), ч.-к. АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1953), проф. (1956). Окончила Киевский мед. ин-т (1926). Пед. деятельность начала с 1920 в Киеве в школе для глухих; с 1931 в Эксперим. дефектологич. ин-те Наркомпроса РСФСР, с 1944 в НИИ дефектологии. Науч. тр. в области теории развития аномальных детей, коррекции и компенсации дефекта. На основе изучения закономерностей развития детей с недостатками слуха Б. создана пед. классификация, позволившая организовать дифференциров. обучение глухих и слабослышащих. Под руководством Б. разработаны структура и уч. план школы для слабослышащих, определены содержание, принципы и методы обучения языку; подготовлены учебники и метод. пособия.

Соч.: О развитии словесной речи глухонемого ребенка, М., 1939; Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Учителю о детях с нарушениями слуха, М., 1975.

Лит.: Р. М. Боскис. [Некролог., «Дефектология», 1976, M 3. Г. Л. Зайцева.

БОТЕВ ХРИСТО

БОТЕВ ХРИСТО (1848, Калофер, - 1.6. 1876), болг. рев. деятель, поэт, публицист. Учился в России. Работал учителем в Одессе и в бессарабском селе. Большое влияние на формирование взглядов Б. оказали произв. рус. писателей-демократов, особенно Н. Г. Чернышевского. По возвращении на родину в 1867 начал работать учителем, но был вынужден покинуть страну из-за преследования тур. властей. В 1875 возглавил болг. рев. нац.-освободит. движение. Руководил отрядом повстанцев в Апрельском восстании 1876 и погиб в сражении с тур. войсками.

В ряде публицистич. и поэтич. произв. («Гайдуки», 1871, «На прощание», 1868, и др.) Б. обращался к задачам школы. Необходимым условием правильного воспитания детей считал полит. свободу и осуждал тур. захватчиков, стремившихся превратить уч. заведения в инструмент подчинения болгар. Указывал, что правящая верхушка Болгарии не заинтересована в просвещении трудового народа и поэтому тормозит развитие образования. Школа, по мнению Б., должна быть организована на демокр. и нац. традициях, она должна воспитывать убеждённых и сознательных борцов за свободу человечества. Большую роль отводил учителю, подчёркивал ответственность его перед народом, считал, что учитель не имеет права устраняться от полит. борьбы. Для подготовки учителей нужны светские высш. школы. Б. отстаивал необходимость жен. образования.

Соч. в рус. пер.: Избранное. София, 1981; Публицистика, М., 1952; Избр. публицистич. произв., София, 1976.

Лит.: Державин К. Н., X. Ботев. (1848 - 1876). М., 1962; Зарев П., X. Ботев, София, 1977; Чакыров Н., Совр. школа и педагогика в Нар. Республике Болгарии, пер. с болг., М., 1987, с. 14-15.

БОЦВАДЗЕ ЛУАРСАБ

БОЦВАДЗЕ ЛУАРСАБ - [4(16).1.1866, с. Нога, ныне Самтредского р-на Грузии, - 24.6.1919, Тбилиси], груз, педагог и обществ. деятель, участник просветительского движения в Грузии.

По окончании учительской семинарии в Хони с 1888 вёл пед. работу в школах; с 1906 преподавал в груз, гимназии в Тбилиси. Основатель и редактор-издатель первого груз, теоретико-пед. ежемесячного журн. «Ганатлеба» («Просвещение», 1908-18), сыгравшего видную роль в утверждении шк. обучения на родном языке, в укреплении связей между рус. и груз, народами. Способствовал распространению передовых пед. идей и развитию груз. пед. мысли. Автор более чем 350 пед. трудов и статей. Составитель уч. программ по всем предметам для нач. груз, школ, официально утверждённых пр-вом Груз, республики в 1918. Программы учитывали возрастные особенности учащихся и предполагали концентрич. построение уч. курсов.

Друг и последователь Я. С. Гогебашвили, Б. в пед. воззрениях исходил из идеи народности. Выступал за всеобщее, обязат. и бесплатное обучение детей; за реальное образование, связь школы с жизнью, воспитание патриотизма, гуманизма; в обучении и воспитании отводил ведущее место родному языку. Признавал обязательным изучение рус. языка. Критикуя теории свободного воспитания. Б. рассматривал формирование личности как сознательно организованный процесс, в к-ром ведущая роль принадлежит педагогу. Гл. средством подготовки человека к жизни «для себя и для других» считал труд, а целью трудового воспитания - привитие учащимся трудолюбия. Б. рассматривал школу как «гуманную мастерскую», центр. фигурой к-рой должен стать учитель. Он должен любит » свою профессию, детей, хорошо знат;, предмет и совершенствовать свои преподавательские умения, заниматься обществ. деятельностью.

Соч. на груз, яз.: Пед, соч., т. 1Тб., 1982

Лит.: Кулагин П. Г., Проблемы воспитывающего обучения в педагогике народов России сер. XIX - нач. XX в., в кн.: Преподавание пед. дисциплин в высш. школе, М., 1973; на груз. яз. - Чкуасели И. Л. Боцвадзе, Тб., 1954. И. Чкуасели,

БРАДИС ВЛАДИМИР МОДЕСТОВИЧ

БРАДИС ВЛАДИМИР МОДЕСТОВИЧ - [11(23). 12.1890, Псков, - 23.5.1975, Тверь], математик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1955), д-р пед. наук (1957), проф. (1934). По окончании физ.-мат. ф-та Петрогр. ун-та (1915) преподавал в коммерч. уч-ще, с 1920 в Ин-те нар. образования в Твери (ныне пед. ин-т). Автор работ по методике преподавания математики, в частности по проблеме теории и практики вычислений, рационализации вычислений. Б. установил вероятностные правила шести арифметич. операций, создал компактные четырёхзначные таблицы (т. н. таблицы Брадиса); в его работах наметилось единство теоретич. и практич. математики (математика ответственных вычислений), стала развиваться аксиоматич. математика на примере геометрии.

Соч.: Таблица логарифмов с 4 десятичными знаками и произ-во вычислений с нею, 1926; Теория и практика вычислений, M. ; Средства и способы элементарных вычислений, M.; Теоретич. арифметика, М., 1954; Методика преподавания математики вер. школе, M.; Четырехзначные матем. таблицы.

Лит.: В. М. Брадис. [Некролог], МШ, 1975, № 4.

БРАЗИЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАЙЛЬ, БРАЙ ЛУИ

БРАЙЛЬ, БРАЙ ЛУИ (4.1. 1809, Кувре, - 6.1.1852, Париж), франц. тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском ин-те для слепых, с 1828 стал учителем там же. В 1829 разработал рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всём мире. Первой книгой, изданной по системе Б., была «История Франции» (1837). В 1838 издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.

Лит.: Красноусов П. Д., Шоев Ф. И., Луи Брайль, М., 1959.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ - 1) Уч. заведения, существовавшие в 16-18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ. объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (1590-92). Обучение в школах делилось на 2 ступени. Мл. школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греч. и лат. языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Б. ш. ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гим-насионов»), в городах и нек-рых сёлах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Б. ш., мало отличавшиеся от приходских. Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками пед. мысли. Согласно уставам, в Б. ш. принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления. В ведущих Б. ш. преподавали укр. и белорус, просветители: И. Борецкий, Л. Зизаний, С. Зизаний, Б. Рогатинец, К. Сакович, М. Смотриц-кий и др. Львовская, Виленская и Могилёвская школы имели типографии. В типографии при Львовской Б. ш. были напечатаны «Аделфотес» - старославянско-греч. грамматика, составленная учениками Львовской Б. ш. и учителем Арсением Элиссонским (1591), и сборник «О воспитании чад» (1609). Деятельность Б. ш. способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу укр. и белорус, народов за сохранение нац. самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Б. ш. пришли в упадок, а в кон. 18 в. большинство прекратило своё существование. Киевская Б. ш. положила начало колле-гиуму, впоследствии преобразованному в Киево-Могилянскую академию.

Лит.: Медынский E. H., Братские школы Украины и Белоруссии в XVI- XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией, М. 1954; Исаевич Я. Д., Братства и их роль в развитии укр. культуры 16- 18 ст., К., 1966 (на укр. яз.); его же. Преемники первопечатника, М., 1981; Мещеряков В. П., Братские школы Белоруссии, Минск, 1977. Я. Д. Исаевич. 2) В России Б. ш. назывались также нач. школы, открывавшиеся миссионерскими орг-циями (см. Миссионерские школы).

БРЕНЕР ДЖЕРОМ СЕЙМУР

БРЕНЕР ДЖЕРОМ СЕЙМУР (р. 1.10.1915, Нью-Йорк), амер. психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Проф. Гарвардского (1952-72) и Оксфордского (1972-80) ун-юв, Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке (с 1980). Директор центра по исследованию познават. процессов в Гарвардском ун-те (1961-72). Работы Б. посвящены исследованию познават. деятельности, в частности восприятия и мышления, проблемам психич. развития, разработке психол. основ обучения. Б. экспериментально показал, что восприятие человека зависит от его системы ценностей, к-рые обусловливают отбор согласующихся с ними данных (теория социального восприятия).

Исследовал психологию детей раннего возраста; под влиянием Л. С. Выготского рассматривал познават. процессы в социальном контексте. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже, изучал умственное развитие как иерархию стадий, однако, не считал их атрибутом конкретного возраста, признавал ведущую роль обучения в развитии мышления. В исследованиях познават. процессов у представителей разл. социально-этнич. групп показал реальные возможности пед. воздействий на формирование мыслит, деятельности. Согласно Б., главное для организации обучения - выявить стадию когнитивного развития ребёнка. Изучал развитие речи, исходя из гипотезы, что люди пользуются языком для решения практич. задач. Полагал, что обучение языку состоит не столько в овладении его грамматич. строем, сколько в стремлении ясно выразить свои желания, добиться практич. цели с помощью слов.

Б. принимал активное участие в подготовке реформы системы образования в США. В качестве главы исследоват. группы Нац. АН США работал над совершенствованием методов преподавания естеств. и точных наук. Посвящённая этой работе книга Б.«Процесс обучения» («The process of education», 1960) оказала большое влияние на систему образования во мн. странах, переведена на 19 языков, в т. ч. на русский (1962). В ней Б., в частности, утверждает, что «любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания». Исследовал роль структуры знаний в обучении (обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания осн. отношений в структуре предмета), готовность ребёнка к обучению, к-рую считал поддающейся целенаправленному формированию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребёнка к культуре. По Б., учение - процесс создания ребёнком собственного «культурного опыта», к-рый носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-ист. контекстом. Ряд пед. идей Б. воплощён в разработанном под его руководством междисциплинарном шк. курсе «Человек».

Соч.: A study of thinking, N. Y. - L., 1956 (соавт.); On knowing. Essays for the left band, Camb. (Mass.), 1962; Toward a theory of instruction, Camb. (Mass.), 1966; The rele-vance of education, L., 1972; In search of mind, L.-N. Y., 1983; Actual minds, pos-sible words, Camb. (Mass.) -L., 1986; в рус. пер.- Развитие процессов представления у детей, ВП, 1968, N 5; Исследование развития познават. деятельности, [предисл. В. В. Давыдова], М., 1971 (соавт.); Психология познания, М., 1977.

Предыдущая страница Следующая страница