Российская педагогическая энциклопедия
ГЕССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

ГЕССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ - [16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), - 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905- 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус. секции междунар. журн. «Логос» (совм. с Ф Степуном и др. ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В 1917-21 проф, зав кафедрой философии и логики, затем декан ист.-филол. ф-та Томского ун-та Создал фундамент курс филос. педагогики, в к-ром выработал новые подходы к университетскому пед.образованию В 1921 возвратился в Петроград, в декабре эмигрировал в Германию, где в течение двух лет завершил и издал на рус. яз. кн. «Основы педагогики» (в 20-30-е гг. переведена на мн европ. языки) Преподавал логику в Берлинском ун-те

С 1923 в Праге зав кафедрой педагогики Рус. пед. ин-та им. Я А Коменского (1923-26) и проф. Русского нар. ун-та. Одновременно преподавал в вузах Варшавы и Берлина Выступал со статьями в периодич изданиях по проблемам философии, социологии, права, воспитания, лит-ры, истории образования. Один из организаторов обществ. -пед. движения рус. эмиграции, издания журн. «Рус. школа за рубежом» (1923-31) и «Рус. школа» (1934-40)

С 1936 в Польше зав кафедрой педагогики в Свободном польск ун-те в Варшаве, преподавал также в Варшавском ун-те и Ин-те спец. педагогики. В 1938 опубл кн «Школа и демократия на переломе» и «О противоречиях и единстве воспитания». В годы фаш оккупации преподавал в подпольных школах, участвовал в Варшавском восстании. С 1945 зав кафедрой педагогики в Лодзинском ун-те. В 1947 завершил одну из наиб. значит. работ «Структура и содержание совр. школы Очерк общей дидактики» В 1949 по предложению ЮНЕСКО написал статью «О правах человека» В 1950 был отстранен от работы в ун-те.

В исследованиях Г. центр. место занимают правовые и этико-филос. аспекты образования, к-рые он рассматривал как характерные черты цивилизации. Гл. направлением образования Г. считал формирование в человеке творч. индивидуальности, стремления и готовности к свободе, овладение методом науч. мышления, воспитание «рыцарей духа». Педагогику Г. рассматривал как прикладную философию, призванную вскрывать глубинный смысл пед.явлений. Считая основой образования общечеловеческие ценности, Г. выступал против классового подхода и диктата одной идеологии.

Г развивал идеи социальной педагогики, выступая против грубого социологизма. Вслед за П. Наторпом использовал триаду социализации и образования личности - ступени аномии, гетерономии и автономии. Аномия - ступень дошк. образования, на к-рой ведущими являются законы природы, воспитание осуществляется с учетом естеств. склонностей ребенка, гл. обр. через игровую деятельность. Период гетерономии характеризуется активным познанием социальной жизни и ее законов, при этом актуализируются проблемы труда, учения, свободы, авторитета, самодисциплины и др. Автономия - ступень внешк. и высш. образования, т е гл. обр. самообразования личности, формирования независимого «Я», внутр свободы и самостоят. убеждений.

Школа, по Г, призвана обеспечить науч. образование как по составу дисциплин, так и по ступеням пропедевтика, систематика, науч. курс Г. дал пед. интерпретацию критич. философии (Кант, Наторп), сформулировав положения т.н. критич дидактики, призванной соединить рационалистич и эмпирич подходы в педагогике. Стоял у истоков теории проблемного обучения Выступая против любых форм шовинизма и национализма, он видел решение проблем в синтезе общечеловеческого и национального на основе ценностей мировой культуры. Учитель в концепции Г предстает самостоят. мыслителем, для к-рого урок - акт творчества.

Г. - один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Он проанализировал идеи Платона, Канта, Руссо, Толстого, Песталоцци, Д Дьюи, Монтессори, Кершенштейнера, Ушинского, Блонского и др. Авт. труда «Рус. педагогика в XX столетии» (1939, изд на серб. и итал. яз. )

Изучал историю образоват. политики, шк. практики, социальное положение учителей и школьников, пед. дискуссии в СССР. Подверг критике переход шк. дела в ведение гос-ва, авторитаризм, классовый подход и принцип партийности в образовании.

В 50-90-е гг. в странах Европы (в т.ч. Италии, Германии, Польше, Чехословакии) возрос. интерес к философско-пед.наследию Г. В г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г.

Соч: Основы педагогики введение в при кладную философию, Берлин, 1923, Философия наказания, M , 1913, Что такое трудовая школа' - Свободная трудовая школа, сб 2, Томск, 1920, Органы управления народным просвещением в СССР Прага 1926, Кризис демократии и новейшая эволюция шк систем (Сб ст , поев П H Милюкову), Прага 1929, Гессен С , в кн. Пед. наследие рус. зарубежья: 20-е годы, кн. для учителя Сост вступит ст П В Алексеева, M , 1993, Educational pohcy m Soviel Russia L , 1930 (совм с Н А Гансом), Kritische Vergleichung der Schulwesens der ande ren Kulturstaaten, Langensalza, 1928, Szkoia i demokracja na przelome, Warszawa, 1933, Studm z filozofm Kultury, Warszawa, 1968, Filozofia - Kultura - Wychowanie, Wroclaw, 1973

Лит Зеньковский В В, Рус педагогика XX в , Записки Рус науч ин-та в Белграде, т 9, Белград, 1933, его же, Памяти С И Гессена - Возрождение, тетр 13, Париж, 1951 Степун Фг Памяти С И Гессена Новый журнал, Нью-Йорк, 1951, .№ 25 Осовский E Г, С И Гессен странности судьбы, П , 1993, № 6, N e r i R , Esame cntico della pedagogia dl S Hessen, Roma, 1956, Meyer-Bothing H, Das pädagogische System S Hessens, Hamburg, 1958, B r о с с o-11 n i G , Mito e reahta nel pensiero di S Hessen Roma, 1966 E Г Осовский

В начало словаря