Российская педагогическая энциклопедия
БАШКИРИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БАШКИРИЯ

БАШКИРИЯ - Республика Башкортостан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 143,6 тыс. км2. Нас. 3943 тыс. чел. (1989). Столица - Уфа.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 605 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 559). В отраслях экономики было занято 456,8 тыс. специалистов, в т. ч. 168,5 тыс. с высшим и 288,3 тыс. со средним специальным образованием.

С 10 в., когда башкиры приняли ислам, появились мектебы. До нач. 20 в. они вместе с медресе (к-рые открывались после учреждения в Уфе Духовного управления мусульман, 1788) оставались преобладающими типами уч. заведений. В 1-й пол. 18 в. на терр. расселения башкир создавались рус. цифирные (в т. ч. в Уфе, 1737) и др. светские нач. школы, а также новокрещенские школы для мордвы, удмуртов, мари. В 1752 осн. горнозаводская школа при Верхоторском заводе. По уставу 1786 создавались малые и главные нар. уч-ща, по уставу 1804 - городские и уездные. С 1828 в Уфе действовала муж. гимназия. В связи с переводом башкир в военно-казачье сословие и установлением кантон-ной системы управления в 1-й пол. 19 в. открыты гарнизонные школы и воен. уч-ща в Верхнеуральске, Орске, Кизиле, Троицке и др. В 1849 при гарнизонных школах создан башк. корпус, гл. задачей к-рого стала подготовка кантональных чиновников. Число башк. учащихся в местных светских уч. заведениях было невелико. Для башкир выделялись места в казанских гимназиях и ун-те, Петерб. горном уч-ще, Моск. . уч. заведениях. Значит. роль в распространении просвещения сыграли уч. заведения Оренбурга: кадетский корпус (1824-1917; его азиатское отделение комплектовалось гл. обр. башкирами), воен.-фельдшерская школа, женский ин-т (с 1855).

После отмены крепостного права (1861) и кантонной системы управления (1865) сеть рус. уч. заведений значительно выросла: во 2-й пол. 19 в. в Уфимской и Оренбургской губерниях открыто св. 1670 нач. школ, в т. ч. ок. 1300 русских, св. 100 русско-башкирских, а также рус.-татарские и др. школы. Появились нач. рус. школы для башк. девочек (с 1869), жен. гимназии и прогимназии. Во 2-й пол. 19 в. основаны пед. уч. заведения: татаро-башк. учительская школа в Уфе (1872), инородческая учительская школа в Бирске (1882; для марийских, морд., чуваш. сёл), учительская семинария в Благовещенске (1876; ежегодно выделялось 3 места для башкир). Учителей для работы с башк. учащимися готовил учительский ин-т в Оренбурге (1878-94). Открылись землемерное уч-ще в Уфе (1876), а также рус.-башк. с.-х. школа в Красноуфимске (1887). В кон. 19 в. появились новометодные мусульм. уч. заведения, в т. ч. медресе: «Расулия» (1884) в Троицке, «Госмания» (1887) в Уфе, «Хусания» (1890) в Оренбурге. Большинство выпускников медресе «Галия» (1906, Уфа) посвятили себя пед., лит. и худож. деятельности.

По данным шк. переписи 1911, в Уфимской и Оренбургской губерниях (т.е. на осн. терр. расселения башкир) насчитывалось св. 2,8 тыс. рус. нач. школ разных типов (177 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 250 рус.-башк. школ (в 1915 ок. 5 тыс. уч-ся). Охват нач. обучением детей шк. возраста в 1915 не превышал 35% (среди башкир ок. 30%). Работали 16 общеобразоват. ср. уч. заведений (башкир среди учащихся не более 3%; в женских - менее 2%), св. 40 ремесл. и других нач. проф. уч. заведений. Действовало ок. 1,9 тыс. мектебов и медресе (110 тыс. уч-ся). Грамотность башк. населения на родном языке составляла ок. 18% (среди женщин - 15%), на рус. яз. -0,9% (1897, перепись).

После Окт. революции началась перестройка нар. образования. Развернулась работа по ликвидации неграмотности, к-рую в 1921-30 возглавляла респ. чрезвычайная комиссия (Грамчека; первый пред. Ш. Худайбердин). Наряду с постоянными ликпунктами были сформированы «школы-передвижки». В 1924 учреждено отделение об-ва «Долой неграмотность! к В 1922-28 обучено грамоте 173 тыс. чел. По переписи 1926, грамотность населения составила 45,4% (среди башкир 34,8%). Острой проблемой оставалась неграмотность среди женщин (в 1928 - 76%). В ряде районов неграмотность ликвидирована в кон. 30-х гг., полностью - в 50-е гг.

В 1921 насчитывалось св. 1800 школ 1-й ступени и 28 школ 2-й ступени (всего ок. 125 тыс. уч-ся). После 1923 при Значит. помощи Наркомпроса РСФСР начался рост шк. сети: в 1927/28 уч. г. в республике было св. 2,6 тыс. нач., 70 неполных ср. и 25 ср. школ (всего ок. 181 тыс. уч-ся). К сер. 20-х гг. обучение башк. школьников переведено на родной язык. Использовался алфавит на основе араб. графики (в 1929-30 переведён на лат. основу; с кон. 30-х гг. - на рус. графике). Преподавание в школах велось также на рус., тат. и др. языках. Большое значение придавалось подготовке кадров работников просвещения. С 20-х гг. учительские курсы работали в Уфе, Белебее, Бирске, Стерлитамаке, Месягутове, Темясове и др. В 1920 в Уфе открылся Практич. ин-т нар. образования (ПИНО). Стала развиваться сеть дошк. учреждений (первый дет. сад открыт в Уфе в 1919).

В 1930/31 уч. г. началось введение всеобщего нач. обучения. В 1931/32 уч. г. им было охвачено 379 тыс. чел. (97% детей соотв. возраста). С 1937/38 уч. г. в городах вводилось обязат. 7-летнее обучение. В 1939 работало св. 5,2 тыс. школ (562 тыс. уч-ся), 49 ср. спец. уч. заведений (14,2 тыс. уч-ся). В 1929 на базе ПИНО создан Башк. пед. ин-т им. К. А. Тимирязева, были открыты с.-х. (1930) и мед. (1932) ин-ты.

В 1942 организован Уфимский авиац. ин-т, в 1944 - нефтяной ин-т. В 1945/46 уч. г. имелось св. 5,4 тыс. школ (520 тыс. уч-ся), в т. ч. 882 с обучением на башк. языке. В 60-х гг. реализован 8-летний всеобуч. В 1957 на базе пед. ин-та основан Башк. гос. ун-т. В 70-х - 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи.

В 1992 число дошк. учреждений составило более 2,5 тыс. (св. 246 тыс. детей, в т. ч. в яслях св. 5,8 тыс.). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями-св. 61%. Дет. сады ведут воспитательную работу на рус. (св. 990), башк. (св. 390), тат. (св. 450), чуваш. (св. 40), марийском (св. 40), удм. (13) языках. Имеются смешанные дет. сады. В дошк. учреждениях занято св. 24,9 тыс. пгд. работников, в т. ч. 14% с высшим и св. 61% со ср. общим и спец. образованием. В 1992/93 уч. г. в 3209 дневных общеобразоват. школах обучалось св. 588 тыс. уч-ся, в т. ч. в 1335 средних школах-св. 524 тыс. уч-ся. Обучение в школах ведётся на 8 языках, в т. ч. в 1692 - на русском, в 890 - на башк., в 646 - на тат., в 125 - на марийском, в 35 - на чуваш., в 36 - на удм., в 4 - на немгцком. Действуют также смешанные школы с многонац. составом уч-ся и параллельными языковыми классами и группами. Имеется 17 дет. домов (св. 1,2 тыс. воспитанников), св. 30 интернатных учреждений для детей с недостатками умственного и физич. развития (св. 10 тыс. уч-ся), спец. школа и спец. ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (всего ок. 400 уч-ся). В 25 вечерних школах училось св. 8 тыс. чел. В школах занято св. 45,5 тыс. пед. работников, из них 50,5% с высш. образованием. Среди педагогов св. 2 тыс. засл. учителей школы РСФСР и Башк. АССР. Пед. кадры готовят ун-т (9 ф-тов; 8 тыс. студентов), пед. ин-ты в Уфе (осн. в 1967), Бирске (1952), Стерлитамаке (1954), в к-рых св. 12 тыс. студентов; ин-т иск- в в Уфе (1968), 12 пед. уч-щ, в т. ч. Благовещенское (ведёт историю с 1873), Белебеевское (осн. в 1922). В пед. уч-щах св. 7,4 тыс. уч-ся. Работают также инженерно-пед. и библиотечный техникумы, а также уч-ща: культурно-просветительное, иск-в, музыкальное. Среди внешк. учреждений св. 70 Дворцов и Домов дет. творчества, св. 50 станций юных техников и натуралистов, 15 турбаз, 62 ДЮСШ, св. 130 муз. и худож. школ. Издаётся дет. журн. «Пионер» (на башк. яз., с 1930).

Св. 76% выпускников дневных средних школ продолжают образование в разл. уч. заведениях. В 1990/91 уч. г. действовали 157 профтехучилищ (в т. ч. 125 средних), в них было ок. 69 тыс. уч-ся, в т. ч. в средних -св. 13,7 тыс. В 72 ср. спец. уч. заведениях обучалось ок. 64 тыс. чел. (24,8% - башкиры); занято св. 4,7 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 91% с высшим образованием. В 9 вузах училось св. 53 тыс. студентов (св. 27,5% - башкиры), занято св. 4 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 200 докт. и св. 2,5 тыс. канд. наук.

Педагогическая наука. Воспитат. идеал башк. народа запечатлен в памятниках фольклора, ряд к-рых впервые был записан в 1Эв. M. Бикчуриным. Одним из гл. препятствий для распространения просвещения было отсутствие обучения на родном яз. Идеями создания нац. школы вдохновлялись башк. просветители: поэт М. Акмулла, Бикчу-риа и др. В своих учебниках тат. грамматики М. Иванов, М. Умитбаев указали и на особенности башк. языка. Умитбаев перевёл нек-рые пед. произведения К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. С 70-х гг. 19 в. башкир обучали (на тат. яз.) в рус.-инородческих уч-щах по системе Н. И. Илеминского. Его последователь В. В. Катаринский составил первые словари (изд. в Оренбурге): рус.-башкирский (1893) и башк.-русский (1897), к-рые служили уч. пособиями для башкир. А. Г. Бессонов издал букварь (1907, Казань) и книги для чтения в рус.-башк. школе. На рубеже 19-20 вв. с распространением идей джадидизма и созданием новометодных мектебов и медресе стали популярны оригин. учебники (на тат. яз.) по химии и физике Шонаси (Г. С. Ибрагимова), а также многие просветительные книги Р. Фахретдипова. В 1905-07 сформировалось демократич. направление в башк. просветит. движении, ведущим представителем к-рого стал М. Гафури.

В первые годы сов. власти Академцентр Наркомпроса республики развернул подготовку уч. программ, в т. ч. впервые - по башк. яз. и л.! т-ре, истории и др. На родном языке (2-я пол. 20-х гг.) были выпущены учебники Шонаси по естествознанию, А. Р. Фахретдинова по истории башкио, метод. разработки по краеведению Ш. Сенчулея и др., а также первое пособие по психологии и педологии, тер-минологич. словарь по педагогике. Печатным органом педагогов стал журн. «Бэлем» («Знание», 1924-36). В 1932 создан Н.-и. ин-т педагогики, к-рый в сотрудничестве с Ин-том нац. культуры (1932) продолжал исследования по проблемам школы. Значит. вклад в шк. преподавание родного языка внесли филологи Н. К. Дмитриев, 3. Ш. Шакиров, Д. Г. Киекбаев, К. 3. Ахмеров и др. В 1934 издан первый учебник по башк. лит-ре Г. Амантая. Во 2-й пол. 30-х гг. подготовлено св. 50 стабильных учебников для школ Б. В кон. 40-х гг. сложились условия для перевода полного курса средней школы на родной язык.

В 60-х гг. пересмотрены программы по истории Башкирии (ранее этот курс не был постоянным в школах), издан новый учебник (Б. X. Ютдашбаев и Др.); обновлены курсы региональной географии (А. А. Цветаев, М. Ф. Хисматов и др.). Значит. внимание уделялось проблемам двуязычия.

В кон. 80-х гг. подготовлены программы воспитания в дошк. учреждениях, рассчитанные в т. ч. на развитие активного двуязычия. В школах с 1989/90 уч. г. введён комплексный курс «История, литература и культура Башкортостана» для 1-11-х кл. и изданы соотв. учебники для 1-6-х кл. (пособия для др. классов разрабатываются). Обновлён курс географии Башкирии. Подготовлены уч.-метод. комплексы для изучения башк., рус. и др. языков. Исследоват. работу в интересах нар. образования ведут ин-ты башк. науч. учреждений РАН, Башк. филиал НИИ нац. проблем образования (с 1991), Башк. ИУУ (1931), кафедры ун-та и пед. ин-тов. Шк. учебники (св. 50 назв. ежегодно) и метод. лит-ру выпускает Башк. книжное изд-во. Выходят пед. журналы: «Башкортостан укытыусыхы» («Учитель Башкирии», ведёт историю с 1924), «Рус. яз, в башк. школе» (с 1982).

Лит.: А л и б а с о в С. Р., Школы Башк. АССР. (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития), Уфа, 1966; М у с т а фи-н а Ф. X., Развитие всеобщего ср. образования в Башк. АССР (1917 - 1978), Уфа, 1979; Вильданов А. X., Кунафин Г. С., Башк. просветители-демократы XIX в., М., 1981; Культурное строительство в Башк. АССР. Док-ты и мат-лы. 1917 - 1941, Уфа, 1986.

В начало словаря