Российская педагогическая энциклопедия
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (26.7.1875, Кес-виль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. психолог. В 1900 закончил мед. ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902-03 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрич. клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905-09 гл. врач); здесь в 1904 он организовал эксперим. лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. диагностики. В 1905-13 приват-доцент мед. ф-та Цюрихского ун-та.

В нач. 1900-х гг. известность Ю. принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.

Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практич. психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т. п. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда.

В 1907 в Вене состоялась встреча Ю. с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Ю. занял одно из ведущих мест в психоаналитич. движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совм. с Фрейдом посетил США, где читал лекции в ун-те Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Междунар. психоаналитич. об-ва; редактор психоаналитич. журн. «Jahrbuch».

В 1911 проявились серьёзные теоретич. разногласия Ю. с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Ю. «Метаморфозы и символы либидо», к-рую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошёл личный разрыв Ю. с Фрейдом. Ю. покинул психоаналитич. движение, утвердив собств. направление, к-рое назвал аналитич. психологией.

Центр. пунктом разногласий выступил отказ Ю. от пансексуализма Фрейда. Под либидо Ю. понимал не половое влечение, а психич. энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую ме-тафизич. силу, в то же время наполняя это понятие собственно психол. содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивацион-ной ценности к.-л. предмета для личности.

Ю. исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центр. роль, по Ю., принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) - потенциальному ядру личности, в отличие от «Эго» как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, худож. творчества. В традиц. культурах равновесие разл. уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Ю. стремился найти в собственных эмпирич. исследованиях, проводившихся в 1921 в Сев. Африке, в 1925-26 в США и др.) В условиях совр. цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление - задача аналитич. терапии. Согласно Ю., становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.

Концепция коллективного бессознательного была воспринята в науч. среде неоднозначно. Однако характерологич. типология Ю. быстро завоевала признание. В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психич. функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция). Развитие этой концепции принадлежит Г Ю Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность.

Влияние идей Ю испытали писатели Т. Манн и Г. Гессе, культурологи К. Кереньи и M. Элиаде, физики В. Паули и Э. Шредингер.

В 1948 в Цюрихе основан Ин-т Юнга, в 1958 - Междунар. об-во аналитич. психологии.

С о ч Gesammelte Werke, Bd 1-17, Z - Stuttg, 1958-76, Man and bis simbols, № V, 1964, в р»с пер - Психоз и его содержание, СПБ, 1909, Психол. типы, M 1924, Избр труды по аналитич. психологии, т 1-4 Цюрих 1929-39, Архетип и символ [Сб], M 1991 Феномен духа в иск-ве и науке, Собр. соч. т 15, M 1992 Проблемы души нашего време ни, M, 1993, Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994, Воспоминания, сновидения, размышления, К, 1994, Конфликты дет души, M, 1995 Ответ Иову, M, 1995

Лит Леибин В М, Психоанализ, Юнг, Россия, «Рос. психоаналитич. вестник», 1993, №2, ФейдименДж Фреигер P, Личность и личностный рост в l M 1994-95, гл. 2, Progoff I, Jungs psy chology and its social meanmg, № V, 1953, D r у A, The psychology of Jung, № V, 1961, Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones [N V] 1964, J а с o b i J Die Psychologie von С G Jung Z -Stuttg M e i e r С A Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С G Jungs Z 1975, Fordham F, An introduttion to Jung s psycholog), Har-mondsworth, Wehr G, С G Jung Leben, Werk, Wirkung, Munch, 1985

С С Степанов

В начало словаря