Российская педагогическая энциклопедия
ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ

ШИШКОВ АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ - [9(20).3.1754 - 9(21).4.1841, Петербург], гос. деятель, учёный-филолог, писатель. Окончил Морской кадетский корпус (1771), позже был воспитателем, а с 1779 преподавал мор. тактику. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804). и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секр. (1812- 1813), през. Рос. академии (1813-41). Министр нар. просвещения (1824-28); поч. чл. Петерб. АН (1800). В полит. взглядах придерживался консервативной ориентации; идеализировал патриархальный уклад допетровской Руси; свою деятельность стремился направить на сохранение нац. самобытности, гл. обр. в сфере культуры и образования.

В своих пед. воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравств. развитию личности и религ. воспитанию как его основе. Уверенный в изначальной склонности человека скорее к дурному, чем к хорошему, Ш. при этом считал, что пороки и преступления суть следствия «заблуждения, слабости и глупости». События Франц. революции кон. 18 в. привели к актуализации в полит., социальных и пед. взглядах Ш. патриотич. идей: Россия противопоставлялась Франции как страна, сохранившая в неприкосновенности христ. ценности; причины революции - преобладание разума над верой и, как следствие, развращение нравов; революция - преступление против морали; язык стал рассматриваться как основа нац. культуры и нравственности; заимствования из европейских (в первую очередь французского). языков могут способствовать утрате нац. самобытности, нравственности, падению существующих порядков. Т. о., вопрос о революции - вопрос воспитания, в т. ч. формирования языковой культуры. Эти идеи определили постоянный интерес Ш. к книгоиз-дат. и цензурной политике, а также направления его филол. деятельности.

В ходе полемики нач. 19 в. о путях развития рус. языка и культуры Ш. выдвинул идею «рус. воспитания», к-рое понимал как формирование религ. чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отеч. словесности и лит.-языковой подготовки начинающих авторов создал лит. объединение «Беседа любителей рус. слова» (1811-16). Становление автора понимал прежде всего как восприятие им языковых и образных средств «славянской» (церк.-слав. и др.-рус.). литры и фольклора. Необходимые составляющие лит. труда - «чтение, размышление, упражнение».

Лит-ру Ш. рассматривал как важнейшее средство воспитания; считал необходимым создание отеч. лит-ры для детей и юношества. Ему принадлежит переложение «Дет. библиотеки» (Kleine Kinderbibliothek). И. Г. Кампе (вышло в 1783-85, неоднократно переиздавалось). «Библиотека» пользовалась популярностью вплоть до 20-х гг. 19 в. гл. обр. благодаря стихотворениям, к-рые были написаны от лица детей и отличались удачной передачей отд. психол. черт ребёнка. В 1806-07 издал новый вариант «Дет. библиотеки» - «Собрание дет. повестей»; в нём снята фамилия Кампе, опущено указание на перевод, включены «оптими-стич.» песни простолюдинов и рассказы-были о возможности для них достичь благосостояния честностью и добросовестным выполнением своих обязанностей, расширен жанрово-стилистич. спектр произведений. Ш. способствовал изданию дет. произведений Б . М. Фёдорова, А. О. Ишимовой и А. П. Зонтаг.

В 1815 выступил с проектом цензурной реформы, предусматривавшим активное влияние нравств., духовной и полит. цензуры на словесность. Проект лёг в основу цензурного (т. н. чугунного). устава 1826, к-рый в апр. 1828 (перед отставкой Ш.). был заменён другим, более мягким.

На посту министра нар. просвещения Ш. готовил при поддержке архимандрита Фотия коренную реформу уч. системы, к-рая была подчинена идеям воспитания «в благоговении к Богу, в преданности к Государю и Отечеству, в любви к правде, в чувстве чести и человеколюбия». Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, к-рое должно сообразоваться с потребностями в «науках» каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Реформа предполагала ревизию и унификацию действовавшего уч. законодательства (в т. ч. уставов уч. заведений), программ, пособий, усиление цензуры и надзора за уч. работой и учащимися. Под руководством Ш. был выработан Устав гимназий, уездных и приходских уч-щ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу, сокращение числа уч. предметов (утверждён Гос. советом в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал полит. науки и философию «вредными» для юношества, отдавая предпочтение основат. изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Предлагал ввести в уч. курс гимназий церк.-слав. язык, рассчитывая усилить уважение к православным традициям. Выступал за отмену выборности ректоров ун-тов, расширение прав попечителей, уничтожение училищных комитетов при ун-тах, усиление власти директоров и смотрителей нар. уч-щ. Принимал меры к открытию кафедр слав, языков при унтах.

Обращаясь к детям, изложил свои филол. и пед. взгляды в «Разговорах старца с юною девицею». Создал уч. книги - перевод «Морского иск-ва» Ш. Ромма (1792-93). и «Треязычный морской словарь» (1795).

В начало словаря