Российская педагогическая энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т -составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное худож. слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т и, кукольный театр, рисованные и игровые фильмы, дет. радио и т.д.

Существует собственное и исполнительское X т Последнее включает, напр., игру на муз. инструменте, выразит чтение, традиц. виды нар. худож. творчества (изобразит, муз. и лит фольклор), т с воспроизведение детьми готовых образцов или произведений др авторов, в т.ч. своих товарищей

В узком смысле к X т относят продукты самостоят.творческого проявления ребенка, выполненные но личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых Многоплановостью замысла, процесса и продукта X т отличается от уч работ по иск-ву, где ребенок тренирует какое-то отдельно взятое умение, техн. прием, задача и план к-рых заранее определены учителем В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Худож. творческая деятельность в часы досуга, организованная по инициативе дет. и молодежных орг-ций, наз дет. художественной самодеятельностью Однако и в этом случае имеет место опосредованное пед. руководство X т Следует различать массовое X т, т с приобщение к худож. деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одаренных детей, к-рые уже в раннем возрасте достигли выдающихся худож. результатов (Коля Дмитриев, Надя Рушева, Евгений Кисин, Вадим Репин, Ника Турбина и др.). В этом случае продукты X т могут иметь не только относительную, в сравнении со взрослыми мастерами, но и абс творческую ценность В теории и практике худож. воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному жизнь и творчество выдающихся детей пронизывает нечто детское, характерное их возрасту, а общие закономерности X т лучше прослеживаются на «обыкновенных детях, а не на „вундеркиндах"» (Л С Выготский). Особенности X т исторически изменчивы Установлено (Г В Лабунской в России, Г Павловичем в Чехии), что в результате общего прогресса образования и культуры совр. дети раньше, чем их сверстники 20-30 лет назад, осваивают, напр., навыки изображения перспективы пространства, пропорций

Продукты X т целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравств. представлений ребенка и его роли в системе обществ. отношений С науч. -пед. точки зрения X т - незаменимый, документально достоверный показатель общего психол и пед. развития ребенка и представляет большую исследоват ценность.

Педагогически важно понимание X т как отражения ребенком окружающего мира и социальной действительности, к-рое сочетается с самовыражением, т с таким характером деятельности, когда ребенок стремится, а педагог создает предпосылки для выражения ребенком собственного представления о мире, о самом себе и о своем месте в мире В теории и практике X т различают внешне обращенный - рецептивный, репродуктивный план деятельности (Выготский, А Р Лурия). и внутренний - творческий план, выражающий личностное отношение к тому, что ребенок передает в своем творчестве (А Н Леонтьев, H H Поддьяков, II Я Пономарев).

Процесс X т у детей качественно адекватен творчеству проф. художника как по своей сущности, так и по форме применяемых худож. средств Истоки X т прослеживаются уже на втором году жизни ребенка Так, К И Чуковский изучал словесное творчество детей в «классическом» для овладения речью возрасте - «От двух до пяти» Начальная, «интерпсихич. » (А Валлон, Выготский). фаза X т, осуществляемая совм. со взрослыми, - это мало критически корректируемая ребенком 1,5-3 лет деятельность, когда восприятие чужого опыта, общение со взрослыми, их реакция служат решающим стимулом худож. деятельности детей, ее совершенствования Вторая, «интрапсихич. » фаза X т характеризуется тем, что ребенок 4-5 лет, как правило, в результате собственных попыток, а также воздействия готовых образцов (услышанных и увиденных). и обучения начинает более или менее самостоятельно выделять, ставить и решать посильные творческие задачи, используя усвоенные им средства и способы действия в данном виде иск-ва

Раннее X т имеет вид импровизации Основой простых изобразит, муз. и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет.н. форма предметов (Н А Ветлугина). Эти импровизации опираются на социально усвоенный опыт худож. деятельности или предметно-конструктивные действия неигрового типа с материалами и инструментами (Поддьяков, Б II Юсов). Позже возникают инструментально опосредованные виды X т рисование красками, конструирование, аппликация, лепка и др, требущие сложных навыков действий, знания способов обращения с бумагой, красками, кистью, ножницами и др, а также знания нот, букв, умения писать

Неправомерно сводить X т к физиологии эмоций, психомоторному самовыражению, речевому потоку и др. элементарным, непроизвольным, аффективным или врожденным реакциям X т - сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций (Выготский). Основой содержания X т выступают живые впечатления и переживания, а его формой - система средств того или иного иск-ва При участии второй сигнальной системы живое восприятие и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление совершенствуются (А В Запорожец, В II Зинченко, Поддьяков). X т тесно связано с общим развитием личности Эстетич. мотив деятельности надстраивается над познават, этим и органич мотивами и включается в наиб. сложные формы поведения (Б Г Ананьев, С Л Рубинштейн), в разл связи с игровой, уч -познават, трудовой и спорт деятельностью детей, в разнообразные формы общения

Существуют разные точки зрения на истоки X т Выготский считал, что X т возникает из игры и вначале является синкретическим, т с все виды худож. проявления ребенка выступают еще не расчленение Такой взгляд восходит к ранним теориям происхождения иск-ва у первобытных людей Другие ученые отождествляли X т с игрой (Е И Игнатьев, Лабунская), третьи подчеркивали, что X т.н. игра сосуществуют, но развиваются по особым законам (Ветлуги-на). X т следует отличать также от науч. -познават деятельности школьников, отражающей мир в форме понятий и искусств языков матем. и графич символов, проекций, звуковых шкал и т.н. Иск-во отражает мир в виде худож. образов В результате X т создается посильный ребенку худож. образ, к-рый совершенствуется по мере того, как дети овладевают навыками и знаниями в области данного вида иск-ва

Леонтьев выделил 4 признака эстетической деятельности (в сравнении с поздней ролевой игрой дошкольников). продуктивность (в отличие от процес-суальности игры), произвольность творческого построения (в отличие от подражания и имитации в игре), качественная определенность (не только «что», но и «как», насколько совершенно исполнение), мотив воздействия на др людей (к-рый в ранней игре обращен на самого ребенка).

Одна из важных пед. проблем - акцентирование в X т процесса или продукта Нек-рые специалисты (Игнатьев). полагают, что в X т, как и в игре, для детей более важно участие в худож. деятельности, чем ее результат В Лоуэнфельд (США). различал в X т неск. возрастных периодов доминирования процесса или продукта Однако ведущим пед. свойством X т выступает его продуктивность вне продукта нельзя судить об уровне худож. развития ребенка Проявление этих общих закономерностей зависит от особенностей природы X т (словесного, муз, изобразит, драматического и т.д. ).

Выготский выявил возрастное чередование повышенной увлеченности детей тем или иным видом X т Эти особенности развития подтверждены и исследованиями Ананьева, Ю У Фохт-Бабушки-на, Юсова У дошкольников преобладает тяга к муз. -драматич и словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к коллективным, групповым, хотя уже к концу дошк. возраста намечается преимущественный интерес к изобразит X т По данным 20-х гг, преобладание изобразит X т завершается к 7-8 годам, по совр. данным, изобразит дет. творчество сохраняет характер массового увлечения до 10-12 лет у 70-80% учащихся (Фохт-Бабуш-кин). У подростков в 10-14 лет возникает тяга к литературному, собственно поэтич творчеству, к техн, исполнительским видам занятий декоративно-прикладному иск-ву, худож. -трудовой деятельности (вышивка, резьба и пр), а также к технике звукозаписи, массовым танцам и т.д. К концу среднего и в старшем шк. возрасте популярны театральная деятельность, хореография, худож. чтение, но в основном как исполнение Из-за возрастающей требовательности подростков к конечному результату худож. деятельности она переключается на область восприятия («потребления»). иск-ва чтение серьезной лит-ры, слушание музыки, посещение театров, кино, а также изучение творчества выдающихся мастеров и исполнительство В старшем шк. возрасте творческое проявление в иск-ве выступает преим как сотворчество слушателя, зрителя, читателя с автором произведения (В И Лейбсон). А II Ершова классифицировала 3 рода мотивов участия средних и старших школьников в театральной самодеятельности «хочу играть» (быть артистом), «хочу знать, как играют настоящие артисты», «хочу научиться играть» (найти «иск-во в себе», а не «себя в иск-ве»), причем путь худож. развития - это переход от первого рода мотивов к третьему Подобная линия мотивации характерна и для др видов X т С учетом мн психол -пед. факторов можно наметить 3 осн.линии взаимодействия разл видов X т, соответствующие 3 эпохам детства доминирование предметной и наглядно-двигат основы деятельности (дошк. возраст), доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы (младший шк. возраст), преобладание технико-испол-нит.н. рече-мыслит. основы деятельности (средний и старший возраст). Разные виды X т, несмотря на их специфику, в каждую из этих эпох окрашиваются характерным отношением школьников того или иного возраста к занятиям иск-вом, что согласуется с теорией доминирующих типов деятельности в общей психологии Так, у малышей драматизация впитывает в себя элементы др видов творчества - музыки, изобразит деятельности и внеш. оформления Рисунки малышей - всегда действие, сюжет, рассказ, часто сопровождаемый речью и звуковой имитацией У младших и средних подростков и танец, и музыка, и театральное действие тяготеют к изобразительности, к техн. исполнению все виды иск-ва лучше усваиваются на изобразит основе Мир выступает перед ребенком в его наглядной объективности при недостаточно критическом внутреннем к нему отношении Ребенок как бы поглощен окружающим Изобразит деятельность у & -13-летних детей увеличивает эффект др видов худож. занятий После 12-13 лет изобразит деятельность начинает тяготеть к композиционной основе творчества (В С Щербаков), что совпадает с гл. особенностью лит творчества, склонность к к-рому свойственна средним и старшим подросткам У старших школьников критичность к себе и к другим, разрастание сферы общения, «личной жизни» выводят иск-во в область творческого переживания, восприятия серьезных произведений Исследования показывают, что практическим X т.н. исполнительством в среднем и старшем возрасте продолжают заниматься лишь 3-5% школьников, в основном в специально организованных коллективах - кружках, хорах, студиях и т.н. В отд школах при должном пед. внимании от 11 до 37% школьников участвуют в организов формах худож. занятий (факультативы, кружки, студии, мастерские по разл видам иск-ва). Школьники, вовлеченные в худож. творчество, воздействуют на общий характер интересов и худож. потребностей всего дет. коллектива (Т.Н. Сухова), способствуют развитию массового X т, общению с произведениями иск-ва коллекционирование репродукций, изучение истории иск-ва, охрана памятников истории и культуры, худож. краеведение и т.д.

Интерес к X т детей возник в Европе во 2-й пол 19 в Его науч. изучение началось в кон 19 в, в России - в пед. соч Л H Толстого («Дневник Яснополянской школы», 1862). Возникновение интереса к X т совпадает по времени с появлением новых, эволюц отраслей науки эмбриологии, археологии, этнографии, сравнит лингвистики, истории материальной культуры, истории иск-ва и спец. наук о ребенке (дет. психология, эксперим. педагогика). Исследования по этим отраслям подвели ученых к пониманию X т как генетически особой ступени развития худож. сознания, находящейся в известном отношении с историей мировой культуры Одним из важных стимулов науч. -пед. изучения X т явилось распространение всеобщего нач образования и введения в уч. план массовых нар. школ обязательного преподавания музыки, рисования и лит чтения

В наибольшей мере изучено и документировано изобразит творчество детей рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и худож. конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде худож. деятельности наглядно раскрывается пед. проблематика всего X т детей в целом Дет. рисунок долго воспринимали как смешную попытку детей рисовать «по-взрослому» Как особое «художественное», а позже и «педагогическое» явление дет. рисунок впервые упоминается Э Куком (Великобритания, 1885). Первым монография исследованием дет. рисунка считают книгу итал историка иск-ва К Риччи «Иск-во детей» (1887, в рус пер - «Дети-художники», 1911). Спец. разделы о дет. рисунке опубликовали в своих монографиях Дж Салли (Великобритания, 1894), В Штерн, Э Мейман, К Бюлер (Германия). и др. В кон 19 - нач 20 вв распространилось собирание дет. рисунков Нек-рые коллекции (К Лампрехт.н. 3 Левенштейн, 1903, Г Кершенштейнер, 1905, и др.). насчитывали до 500 тыс. и более образцов со всех континентов и мн стран мира

В России в 70-х гг 19 в Академия художеств учредила спец. комиссию (при участии педагога II П Чистякова). и стала проводить выставки ученич рисунков Одно из первых исследований дет. рисунка в России опубликовал В M Бехтерев (1910). Собирателем дет. рисунков и издателем лит-ры о них в нач 20 в был искусствовед Л Г Оршанский, позже А В Бакушинский В сов время он возглавлял кабинет примитивных иск-в при Гос. академии худож. наук (ГАХН), собрал там крупную коллекцию дет. рисунков Совр. собрания изобразит дет. творчества существуют в Рус музее (С -Петербург), в дет. картинных галереях Кургана, Ростова-на-Дону и др. городов

За рубежом наиб. крупные музейные и науч. коллекции изобразит дет. творчества имеются в Индии (Бомбей, собственность журн «Шанкарс Уикли»), Югославии (Нови-Сад, Культурный центр худож. воспитания), во Франции (Севрский междунар. центр пед. исследований), в Великобритании (Бирмингемский ун-т), Италии (Флоренция, Милан - частные коллекции), США (Музей совр. иск-ва в Нью-Йорке, Колумбийский ун-т). и др.

В России идр странах до кон 19 в дет. изобразит творчество считали развлечением или элементом «изящного» воспитания детей аристократич сословия в семье или в закрытых уч заведениях, где их обучали так же, как и проф. художников Эти методы переносились и в общедоступные школы для детей из низших сословий В нач 20 в дет. рисунок стали трактовать или по аналогии с изображениями древних народов (биоге-нетич теория изобразит творчества), или как особое «дет. иск-во» (теория свободного худож. воспитания). Соответствующие теории считали недопустимым вмешательство взрослых в спонтанно протекающий процесс изобразит творчества Формулировались «архетипы» (К Юнг, Германия), всеобщие законы естественного «развертывания» изобразит формы (Г Бритш, Швейцария), стадии дет. рисунка (Р Келлог, Ф Л Гуди-наф, Д Менделович - США), а также теории, опирающиеся на гешталетпси-хологию зрения (Р Арнхейм - США). и психоанализ 3 Фрейда В 30-50-х гг 20 в отд стороны этих теорий нашли отражение в работах В Лоуэнфельда (США), Г Рида (Великобритания), С Френе (Франция).

В России после 1917 одним из ведущих теоретиков изобразит творчества детей был Бакушинский Существенный вклад в разработку вопросов детского изобразит творчества внесли по дошк. возрасту- Ветлугина,Т Г Казакова, H II Сакулина, E А Флерина, по шк. возрасту - Лабунская, С Д Левин, В С Щербаков, по общим вопросам - В В Алексеева, 3 В Денисова, H А Дмитриева, В С Мухина, M M Кольцова, Б M Неменский, А В Щербаков, Юсов

В России система преподавания иск-ва детям включает дет. сады, общеобразо-ват школы, внеклассную и внешкольную работу при домах творчества школьников, клубах и домах культуры, центрах нар. творчества, студиях по месту жительства, при музеях, об-вах охраны природы, памятников культуры и иск-ва, хоровых об-вах, дет. театрах и др. орг-циях культуры Проводятся смотры, конкурсы, выставки X т В 1947-62 всес выставки дет. худож. творчества проводились ежегодно, в 80-х гг - периодически 1-я Междунар. выставка изобразит дет. творчества состоялась в 1934 (Москва), в 50-70-х гг проводились регулярно Для желающих заниматься X т существуют дет. школы иск-в, худож. и муз. школы, в т.ч. ср. школы и интернаты для одаренных детей (содержатся на средства гос-ва).

Для изучения X т, оказания помощи школам и внешк. учреждениям в нач 30-х гг в ряде крупных городов созданы дома худож. воспитания детей (в 1952 объединены с домами пионеров и школьников, ныне большинство их преобразовано в дома дет. творчества). В 1946 образован НИИ ХВ АПН СССР. (ныне в составе РАО). Науч. и метод проблемы X т разрабатывают также др пед. НИИ, метод кабинеты в системе повышения квалификации педагогов

Под эгидой ЮНЕСКО с нач 50-х гг действуют междунар. орг-ции воспитания детей средствами иск-ва в области изобразит иск-ва - International Society for Education through Art, INSEA, музыки - International Society for Music Education, ISME, дет. лит-ры - International Bord on Books for Young People, IBBY, a также Междунар. совет музеев и другие, имеющие нац. к-ты, отделения, фонды во мн странах, в т.ч. и в России

Лит Кершенштейнер Г, Развитие худож. творчества ребенка, пер с нем, [М, 1914], Апраксина О А, Очерки по истории худож. воспитания в сов школе, M, 1956, Флерина E А, Эстетич. воспита ние дошкольника, M, 1961, Г л о ц с p В, Дети пишут стихи, M, 1964, Лабунская Г В, Изобразит творчество детей, M, 1965, Сакулина H П, Рисование в дошк. дет. стве, [М], 1965, Чуковский К И, От двух до пяти, M, [1966]19, Выготский Л С, Воображение и творчество в дет. воз расте, M, 19672, Алексеева В, Изобразит иск во и школа, М, [1968], Ветлугина H А, Муз. развитие ребенка, М, 1968, Иск во и дети Эстетич. воспитание за рубежом, [М, 1969], Щербаков В С, Изобразит иск во Обучение и творчество, [М, 1969], Худож. творчество и ребенок М, 1972, Кольцова М, Ребенок учится говорить М, 1973, Рубина Ю И, Завадская Т Ф Шевелев H H Основы пед. руководства шк. театральной самодеятельностью, М, 1974, Бакушинский А В, Исследования и статьи М 1981, ФохтБабушкинЮ V, Иск во и духовный мир человека, М 1982, Казакова Т Г, Изобразит деятельность и худож. развитие дошкольников, М, 1983, Система эстетич. воспитания школьников, М, 1983, Неменский Б М, Мудрость красоты, M, 19872, Революция - искусство - дети [т 1-2, М, 1987-882], Schaefer-Simmern H, The unfoldmg of artistic actmty, Berkeley, 1961, R e a d H, Education through art, L, 1961, Harris D, Childrens drawings as measures of mtellectual matunty, № V - [a o], 1963, Lowenfeld V, B r 111 a i n W, Creative and mental growth, № V - L, 19756 Б. П. Юсов.

В начало словаря