Российская педагогическая энциклопедия
ФИЛАНТРОПИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФИЛАНТРОПИЗМ

ФИЛАНТРОПИЗМ (нем Philantropismus, от греч. philantropos - друг человека), пед. течение в Германии, возникшее в кон 18 в под значит. влиянием идей франц Просвещения и в первую очередь Ж Ж Руссо Представители Ф - И Б Базедов, X Г Зальцман, Э X Трапп, Б Г Блаше, И Г Кампе, И К Гутс-Мутс и др. - ставили своей задачей коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения Гл. недостаток уч работы школ филантрописты усматривали в господстве зубрежки и вербализма, в отрыве содержания обучения от потребностей реальной жизни, засилии в ср. школе древних языков Большой помехой в деле обучения филантрописты считали отсутствие продуманной системы уч пособий, а также слабость пед. подготовки будущих учителей В воспитании филантрописты критиковали прежде всего отсутствие разумного начала, жестокость к детям, разделение шк. дела по концессиональному признаку. Филантрописты стремились связать обучение с природой и жизнью, сделать его для детей радостным, готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь Эти идеи были созвучны мировосприятию формировавшегося гражд общества.

Реализовать свои пед. идеи представители Ф пытались в созданных ими уч -воспитат. учреждениях нового типа, т.н. филантропинах, представлявших собой своеобразные школы-интернаты Первый филантропии был открыт в 1774 Базедовым в Дессау. Он предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т к за содержание и обучение взималась высокая плата Принимались и дети бедных родителей, содержавшиеся в филантропине за счет благотворит пожертвований (фамулянты). Эти дети готовились к тому, чтобы впоследствии занять должности учителей, гувернеров и т.н. в аристократич домах.

Курс обучения строился так, чтобы дать возможность пансионерам продолжать обучение в ун-тах Уч. план филантропина предусматривал новые языки, а также греч. и латинский, философию, курс морали, математику, естествознание, географию, историю, музыку, рисование. Значит. внимание уделялось ручному труду - ремесленному и сельскохозяйственному Применявшиеся филантропистами методы обучения основывались на принципах наглядности, активности, перехода от конкретного к абстрактному. При обучении новым языкам вместо обычного в то время грамма-тико-переводного метода применялся разговорный как один из видов активизации мышления и уч деятельности В уч. работе большое внимание уделялось прогулкам и экскурсиям, физич. упражнениям. В филантропине Базедова поддерживалась разумная дисциплина, физич. наказания исключались, господствовало внимательное отношение к воспитанникам В филантропине Зальцмана в Шнеп-фентале (открыт в 1784). в уч. план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и др, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащегося с целью подготовки к продолжению образования или избранной практич. деятельности.

Педагоги-филантрописты способствовали совершенствованию методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей В филантропинах были впервые разработаны шк. системы занятий гимнастикой (Гутс-Мутс), ручным трудом (Блаше), чтения дет. лит-ры (Кампе). Филантрописты содействовали улучшению преподавания пед. дисциплин в уч. заведениях, первая кафедра педагогики создана Траппом Пед. идеи и опыт филантропкстов использовали в кон 19 в сторонники нового воспитания

В России освоение идей Ф началось в 1768, когда конференция Петерб АН ознакомилась с одной из книг Базедова В 70-х гг 18 в пед. система Базедова привлекла внимание императрицы Екатерина II и наследник престола Павел Петрович пожертвовали Базедову на его проекты значит. финанс средства Затем через графа В Г Орлова, лично знакомого с Базедовым и поддерживавшего с ним переписку, Екатерина пригласила его в Петербург для консультаций по вопросам образования Базедов от приезда отказался, но в том же году выслал императрице неск. сотен экземпляров своих сочинений.

К кон 70-х - нач 80-х гг 18 в стало ясно, что филантропии не может служить образцом для организации шк. образования в России Однако интерес к методам преподавания отд предметов императрица сохранила, в 1784 ею был приглашен в Петербург сподвижник Базедова и создатель ориг. методики преподавания иностр. языков X Г Вольке.

В 1775 Л Эйлер, увлеченный идеей филантропина, представил конференции АН книгу Базедова о своем заведении Академики признали, что «план воспитания и метод обучения во мн отношениях заслуживают предпочтения перед теми, к-рым до сих пор следовали», вероятно, этот отзыв был сообщен Базедову Нек-рые др произв Базедова и Вольке представлялись академикам в 1777 и 1783, но их отношение к этим сочинениям осталось неизвестным.

«Метод Базедова» оживленно обсуждался пед. общественностью Известно, что он получил хвалебные отзывы (сравнение Базедова с Я А Коменским). X А Чеботарева и H И Новикова и отрицательный (за чрезмерную «развлекательность») - А А Прокоповича-Антонско-го, директора Моек университетского благородного пансиона В 80-х гг 18 в методика Базедова использовалась в Главном нем училище Св Петра (Пе-тершуле). в Петербурге

Значение актуального пед. знания «метод Базедова» стал терять уже в нач 19 в по мере распространения в России идей и соч И Г Песталоцци, а затем - Э Белла и Дж Ланкастера В 40-х - нач 50-х гг 19 в А И Герцен, С II Шевы-рев критиковали в Ф умозрительность и оторванность от конкретных природных и социальных условий жизни ребенка

Представление о Ф связывалось в кругах рус общества гл. обр. с именами Базедова, реже Ф Рохова, Вольке и Кампе Были восприняты лишь отд метод стороны этого пед. течения Теоретич работы представителей Ф не издавались в России Сочинения филантропистов, опубликованные на рус яз в кон 18 - 1-й пол 19 вв, относятся исключительно к дет. или уч лит-ре

Вольке, живший в Петербурге в 1784- 1801, сначала демонстрировал свою методику в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, а затем преподавал в открытом им пансионе и давал частные уроки Во 2-й пол 80-х - 90-х гг 18 в он издал неск. уч книг на рус, нем и франц языках, воспроизводивших гравюры изв художника Д Худовецкого Интерес педагогов к методикам преподавания иностр. языков Вольке и Базедова прослеживается вплоть до 30-х гг 19 в

Наиб. популярными в России оказались соч Кампе В 1779 в Петербурге была издана (на нем языке). для учащихся академич гимназии его «Книжка о поведении для детей из благородных сословий» В 1785 вышла «Дет. б-ка», представлявшая собой частичный перевод А С Шишковым «Малой дет. б-ки», составленной Кампе В это же время начал выходить журн «Дет. чтение для сердца и разума », в к-ром публиковались произв из «Малой дет. б-ки» и «Теофро-на» Большое кол-во соч Кампе переводилось и издавалось в Москве литераторами университетского круга, в т.ч. сподвижниками Новикова H M Карамзин на- I зывал Кампе «славным нем педагогом»

Самым популярным соч Кампе в России стал его «Робинзон младший» (впервые издан на рус яз в 1792 под заглавием «Новый Робинзон», затем было сделано неск. переводов, последнее изд 1908). «Младший Робинзон» (на нем яз). был в 1790 рекомендован для чтения в гимназии Моек ун-та Снабженное необходимыми упражнениями и др. уч аппаратом, соч переиздавалось в 1903, 1904 и 1911 «Отеческие советы моей дочери» (1803-04). Кампе заменили в мещанском отделении Смольного ин-та книгу «О должностях человека и гражданина»

Произв Кампе стали заметным явлением в лит процессе кон 18 в Отрывки из них публиковались в журн «Утренний свет», «Чтение для вкуса, разума и чувствований», «Муза» и др. В журн «Приятное и полезное препровождение времени» в 1796 под назв «Чувствительность и причудливость» была анонимно опубликована В С Подшиваловым (один из наиб. активных переводчиков Кампе в России). первая часть кн. Кампе «О чувствительности и сентиментальности в пед. отношении» Она была посвящена проблеме «ложной чувствительности», актуальной для обществ. -лит дискуссий того времени

В 19 в были переведены нек-рые произв Зальцмана и Рохова

В начало словаря