Российская педагогическая энциклопедия
ТРЕВОЖНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРЕВОЖНОСТЬ

ТРЕВОЖНОСТЬ - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности На физиол. уровне реакции т.п.роявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицат. эмоциональную окраску.

В отличие от страха, к-рый порождается конкретными причинами и связан гл. обр. с угрозой самому существованию человека как живого существа, Т обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко воображаемой). человеку как личности.

В психологии различают Т как эмоциональное состояние (ситуативная Т). и как устойчивую черту (личностная Т), индивидуальную психол особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

Ситуативная Т порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности, напр. на экзамене и т и). В таких условиях Т может играть положительную роль, т к способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей Ситуативная Т имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной Т снижают эффективность деятельности и не позволяют добиться наилучших результатов Однако и повышенная ситуативная Т, при к-рой возбуждение и беспокойство значит. ельно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности Т о, повышенная ситуативная Т имеет дез-адаптивный характер Оптимальным является такой уровень Т, к-рый соотносим с объективными условиями, ее вызвавшими, и к-рый достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.

Существуют т.н. возрастные пики Т На определенных возрастных этапах повышение Т бывает связано с неблагополучием в наиб. значимой для человека сфере действительности У детей раннего возраста Т порождается разлукой с матерью В возрасте 6-7 лет гл. роль играет адаптация к школе, в мл подростковом - общение со сверстниками, в ст подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с сексуальной сферой.

Ситуативную Т у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (напр., расставание с родителями, поступление в дет. сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками В шк. возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в т.ч. ответ у доски, контрольные работы и т.н. Для профилактики ситуативной Т важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем Целесообразно предварительное «проигрывание» наиб. трудных ситуаций.

Особого внимания требуют дети с устойчивой личностной Т Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным Специалисты, рассматривающие Т как свойство темперамента, подчеркивают природную обусловленность Т индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем При рассмотрении Т как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

Выделяется т.н. связанная Т, проявляющаяся в определенной сфере действительности (школьная, межличностная и др.), и общая, «разлитая», т с меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека Школьная Т выражается в постоянной боязни неудачи в классе, ожидании негативной оценки, конфликтов со сверстниками, а также боязни контрольных работ, ответов у доски, экзаменов Страх перед экзаменами как наиб. сложными и критическими оценочными ситуациями иногда выделяется в особый вид экзаменационной (тестовой). Т Следствием школьной Т оказываются затруднения и срывы в учебе, не связанные со знаниями ученика, резкое ухудшение результатов контрольных и экзаменационных работ по сравнению с обычными классными и домашними, нарушения поведения, нев-ротич реакции и психосоматич нарушения Значит. роль в возникновении школьной Т в мл классах играют чрезмерно высокие требования к ребенку со стороны родителей и демонстрация разочарования в нем всякий раз, когда он эти ожидания не оправдывает В ст шк. возрасте школьная Т порождается расхождением между притязаниями учащегося и его реальными возможностями.

Преодоление личностной Т, в т.ч. и школьной, требует спец. психотерапев-тич работы, ориентированной на источник Т От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах Важную роль играет также устранение Т у самих воспитателей с целью исключить возможность психич. «заражения» ребенка этим состоянием.

Лит Петрунек В П, Таран Л Н, Колыбель неврозов, M, 1988, Б p e слав Г M, Эмоциональные особенности формирования личности в детстве норма и от клонения, M, 1990, ЗахаровА И, Как предупредить отклонения в поведении ребенка, M, 19932, Степанов С С, Большие проблемы маленького ребенка, M, 1994

В начало словаря