Российская педагогическая энциклопедия
ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ

ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ (18.2. 1924, Смоленск,-21.3.1979, Москва), философ и психолог, д-р филос. наук (1968). В 1950 окончил МГУ. С 1953 науч. сотрудник Ин-та философии АН в Москве.

В центре науч. творчества И.- проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к воспроизведению действительности, но и к созданию такого материального или духовного продукта, к-рый ранее не был присущ объективной действительности. В качестве создаваемых т. о. продуктов выступают все объекты культуры и цивилизации.

Опираясь на идеи Спинозы, И. обосновал положение о том, что человек является универсальным «мыслящим телом», отражающим в своих действиях формы множества иных тел подобно тому, как движущаяся рука способна совершать чрезвычайно разнообразные действия. Универсальна, однако, не сама рука, а рука мыслящего субъекта, к-рый задаёт способ построения действия. Т. е. универсальность - не прирождённая, а формирующаяся исторически черта, приобретаемая человеком в ходе индивидуального развития.

На основе идеи обществ.-историч. универсальности человека И. разработал концепцию идеального, показав, что это понятие, традиционно культивировавшееся в идеалистич. философии, присуще и материалистич. диалектике. Согласно И., идеальность - это характеристика общественных образов культуры, исторически сложившихся способов жизнедеятельности, к-рые как особая «сверх-природная» деятельность противостоят человеку подобно материальной действительности. К идеальным образам И. относил логич. категории, языковые и социальные нормы, законы человеческого общежития, нравств. императивы. Сознание конкретного человека формируется посредством усвоения этих идеальных образов в качестве законов его собственной жизнедеятельности, т. е. сознание выступает как осознанное идеальное.

Идеальное обнаруживается в способности индивида к воссозданию материального предмета с опорой на слово (схему, модель). Идеальное - это бытие предмета в стадии становления. Мыслит, деятельность, т. о., представляет собой восхождение от абстрактного (мысленного отражения «неразвитого» предмета) к конкретному (мысленному отражению «развитого» предмета).

И. создал оригинальную теорию воображения, к-рое рассматривал в его связи с иск-вом и сознанием. Благодаря воображению, конкретные факты проецируются в сознании в таком ракурсе, к-рый позволяет выявить их всеобщий характер. В акте сознания воображение позволяет человеку относить усвоенные ранее общие знания с конкретными фактами, данными в ощущении. Иск-во же культивирует воображение как универсальную способность людей созерцать мир в его единстве и многообразии.

Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение И. к вопросам личности и творчества. Согласно И., личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит нек-рый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы др. индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности. Неповторимость подлинной личности, по И., состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно И., синонимичны.

И. разрабатывал спец. вопросы психологии и педагогики. Он дал филос. обоснование системы воспитания слепо-глухонемых, созданной И. А. Соколян-ским и А. И. Мещеряковым. Опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся; проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с раз л. формами культуры. Развил представления о культурно-ист. природе психич. функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования.

Н. И. Ильминский.

Соч.: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; Школа должна учить мыслить, НО, 1964, Ms 6 (приложение); Психика и мозг, ВФ, 1961, №11; Об идолах и идеалах, М., 1968; Психика человека под «лупой» времени, «Природа», 1970, № 1; Учитесь мыслить смолоду, М., 1977; Проблема противоречия в логике, в сб.: Диалектич. противоречие, М., 1979; Искусство и коммунистич. идеал, М., 1984; философия и культура, М., 1991.

Лит.: Давыдов В. В., Развивающее обучение, ч. 1, гл. V, М., 1992; M a P е-ев С. Н., Несколько слов об Ильенкове, «Вестник МГУ, серия 7. Философия», 1990, № 1. „ В. В. Давыдов.

В начало словаря