Российская педагогическая энциклопедия
СУБКУЛЬТУРА АНТИСОЦИАЛЬНАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СУБКУЛЬТУРА АНТИСОЦИАЛЬНАЯ

СУБКУЛЬТУРА АНТИСОЦИАЛЬНАЯ - выделяется в общем русле молодёжной С. как негативное социаль-но-психол. явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравств. и психол. плане обособленной и отчуждённой от др. групп. В широком смысле под антисоциальной С. понимаются все отрицат. социально-пси-хол. проявления деятельности, отношений и общения людей, в узком смысле - нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки, образ жизни правонарушителей.

Элементы такой С. сосредоточиваются в криминальных группах и др. закрытых и полузакрытых общностях. К признакам антисоциальной С. относятся её тайный характер, негативное отношение членов группы к общепринятым правилам, система атрибутов и символов, обязательных для выполнения всеми носителями С.

Возникновение антисоциальной С. связано с расслоением общества, экон. неравенством людей, порождающим различия во мн. сферах жизнедеятельности. Одной из причин такой С. оказывается несоответствие между публично провозглашаемыми в обществе идеалами и реальными средствами их достижения. Недостатки системы образования, снижение, роли школы как центра социализации личности вызывают у подростков стремление компенсировать недостающие виды деятельности спонтанно возникающим неформальным досугом. В результате молодёжь часто попадает под влияние антисоциальной среды, в к-рой у неё формируются ценности, вступающие в противоречие с общечеловеческими, складываются межличностные отношения, отчуждающие человека от общества.

Как причина формирования антисоциальной С. может рассматриваться неблагоприятная обстановка в семье, когда подросток пытается возместить недостаток межличностного общения с близкими в антисоциальных группах, к-рые способны учесть его потребности и, в свою очередь, привлекают все средства для отчуждения подростка от семьи и общества.

Разрабатываются также разл. концепции, пытающиеся объяснить причины антисоциальной С. Одни теоретики видят истоки антисоциальной С. в остаточном действии криминальных законов и традиций; другие исходят из особенностей сексуальной изолированности людей в замкнутых общностях; третьи считают осн. фактором нравств. конфликт личности и общества.

В С. складывается система субординац. прав, обязанностей, средств и способов общения. Знаками С. могут выступать как вербальные средства - жаргон, клички, крик, свист.н. т. п., так и невербальные - специфич. мода, татуировки, мимика и др. Среди членов антисоциальных группировок распространены всевозможные «клятвы», «прописки» и пр. С помощью знаков такие лица информируют окружающих о своей обособленности. Знаки представляют собой своеобразный показатель популярности личности, её авторитета. Они также могут выступать специфич. средством самовыражения носителей С. Степень овладения членами неформальных объединений элементами С. различна и зависит от места, к-рое тот или иной член занимает в нём. Существует особая стратификация участников сообществ. (наиб. разработана применительно к уголовному миру, но типологические сходные страты присущи и др. антисоциальным группам). В зависимости от ролевых функций, прав, обязанностей и привилегий членов групп можно выделить 6 стратов (ступеней в иерархии С.). «Авторитеты» - фактич. лидеры групп, как правило, более старшие по возрасту и опытные. Они обеспечивают сплочённость своих сообществ, контролируют поведение их участников, применяют репрессивные санкции к нарушителям законов С. и пр. Их «авторитет» зиждется на знании правил С., умении безнаказанно нарушать общепринятые нормы, на связях с преступной средой. «Приближённые» к лидерам - их советники и исполнители. «Работяги», «мужики» - лица, получившие определ. авторитет, знающие правила С., но не всегда придерживающиеся их. «Предпочитаемые» - лица, выдержавшие испы-тат. срок, принятые в объединение и получившие нек-рые привилегии. Среди них уже встречаются подростки, отличившиеся перед сообществом. «Отверженные» - лица, не прошедшие испы-тат. срок, т. н. «шестёрки», обязанные выполнять любую работу. «Изгои» и «обиженные» - бесправные объекты издевательств и эксплуатации. Переход с нижних ступеней на более высокие является желанной целью каждого члена группы и требует значит. усилий.

Подобная стратификация позволяет лидерам держать в повиновении своих подчинённых. Подростки, попавшие в антисоциальные объединения, оказываются наиб. беззащитными из-за недостатка опыта и физиол.-психол. особенностей своего возраста. Антисоциальная среда оказывает особенно негативное влияние на развитие личности подростка, юноши, разрушает нравств. основы поведения, формирует характер, лишённый самостоятельности и чувства самоуважения.

Положение подростка в антисоциальной С. зависит также от направленности группы, стажа её криминальной деятельности. Групповые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и регулирующие; каждая норма имеет чёткую диспозицию и предусматривает строгие санкции за её нарушение: лишение статуса и перевод на более низкие ступени иерархии, насилие, шантаж, изгнание из сообщества. Групповые нормы выступают в качестве персонифициров. факторов, создающих психотравмиру-ющую ситуацию для личности подростка.

Стратегич. направлением профилактики антисоциальной С. является гуманизация организац., социально-правовых и др. мер воспитания. Гл. задача - пед. работа по предупреждению преступности несовершеннолетних, возникновения неформальных объединений антисоциальной направленности, а также по переориентации и разобщению существующих. В случае концентрации и особого распространения антисоциальной С. в конкретном объединении необходимо применять радикальные меры по оздоровлению всей социально-психол. атмосферы, переформированию первичного официального коллектива, разоблачению ложного авторитета лидера; привлекать к работе высококвалифициров. специалистов.

Лит.: Гернет M. H., В тюрьме. Очерки тюремной психологии, М., 1925; Велигура Б., Функционирование человека в условиях тюремной изоляции, Познань, 1974; Стручков Н. А., Пирожков В. Ф., Асоциальная субкультура и её профилактика, «Исправительно-трудовые учреждения», 1982, № 20; II и p о ж к о в В. Ф., Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди учащихся ПТУ, М., 1988; Гуров А. И., Проф. преступность: прошлое и современность, М., 1990; Башкатов И. П., Психология групп несовершеннолетних нарушителей, М., 1992. И. П. Башкатов.

В начало словаря