Российская педагогическая энциклопедия
СУГГЕСТИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СУГГЕСТИЯ

СУГГЕСТИЯ (от лат suggestio - внушение, намек), процесс вербального (словесного). и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определенного состояния, порождения нек-рых представлений, побуждения к к -л действиям Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логич. анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека Содержанию сознания, усвоенному по механизму С, в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушенных установок» (Д H Узнадзе). С (внушение). является одним из компонентов обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритич восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению.

Осуществляется в форме гетеросуггестии (внеш. воздействия, внушения со стороны). и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом). может выступать как отд человек, так и группа, социальный слой и т.д. , источником С (суггестором) - индивид, группа, средства массовой информации.

По методам реализации С подразделяется на прямое (императивное). и косвенное внушение, а также на преднамеренное и непреднамеренное Эффект С может возникать как следствие «эмоционального заражения» либо в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.н. Прямое преднамеренное внушение заключается в использовании суггестором спец. «словесных формул» («установок»), к-рые внедряются в психич. сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения Действием этого механизма гл. обр. объясняется эффект религ. проповеди, полит. манифеста, рекламного призыва.

Содержание косвенного внушения включено в сообщаемую информацию в неявном, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения Косвенное внушение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным Экспериментально установлено, что переживания и представления, порожденные косвенным внушением, отличаются большей устойчивостью, тку субъекта возникает иллюзия, что они не навязаны ему, а порождены им самостоятельно

Эффективность С определяется свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, коммуникативные навыки, интеллектуальное и личностное превосходство), особенностями суггеренда (степень независимости, критичности или, наоборот, внушаемости, конформности), отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость и т.д. ),способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление иными средствами - мимикой, жестами, действиями др. человека, условиями окружающей обстановки).

С широко применяется в медицине для коррекции психич. и соматич состояния больного (см Психотерапия). Аутосуг-гестия как метод лечебного самовнушения используется в разл вариантах, наиб. известен из к-рых метод аутогенной тренировки При лечении неврозов (в частности, невротич расстройств речи). внушение и самовнушение направлены на обучение пациента приемам самоконтроля и саморегуляции психич. состояний - концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги, страхов и др. невротич состояний

В эксперим. психологии С иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности

В педагогике предпринимаются попытки использования С в процессе обучения - т.н. суггестопедия (Г К Лозанов). В основе этой концепции лежит представление о том, что значит. часть информации из внеш. мира воспринимается человеком на неосознаваемом уровне и потому для ее усвоения и воспроизведения необходимо высвобождение скрытых резервов человеческой психики, снятие т.н. антисуггестивных барьеров Напр., при восприятии слова его содержание подвергается анализу и логич. обработке сознанием Но человек реагирует не только на слово, а и на целый комплекс сопровождающих его раздражителей - мимику, жесты, интонации и др. Эти раздражители остаются на периферии сознания, однако впоследствии могут стимулировать воспроизведение соответствующих слов На этой основе, в частности, построена разработанная Лозановым методика обучения иностр. языкам, позволяющая за короткое время усвоить значит. объем языкового материала, не вызывая утомления и раздражения Т о, способность человеческого мозга к обучению используется в суггестопедии наиб. естественным и эффективным путем Критика данной концепции основывается на том, что, обладая большими преимуществами в плане объема и скорости усвоения материала перед традиц. методами обучения, суггестопедич методика в целом уступает им по качествам глубины, осознанности и прочности

В начало словаря