Российская педагогическая энциклопедия
СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ - [1(12).1.1772, с. Черкутино Владимирской губ., - 11(23).2.1839, Петербург], гос. деятель, граф (1839). По окончании Гл. семинарии в Александро-Невском монастыре в Петербурге (1791). оставлен учителем математики, физики и красноречия там же, с 1795 получил кафедру философии, назначен на должность префекта семинарии. Составил учебные пособия - «Правила высшего красноречия» (опубл. в 1844). и «Физика, выбранная из лучших авторов» (опубл. в 1872).

С 1797 на гос. службе. В 1807 получил звание гос. секретаря, с 1808 чл. Комиссии составления законов и товарищ министра юстиции. С. стал ближайшим сотрудником Александра I в деле намечавшихся крупных реформ либерального направления. В 1809 по поручению императора составил «Введение к уложению гос. законов» - развёрнутый план всесторонних гос. преобразований, предусматривавший переход России от самодержавной формы правления к конституционной монархии, введение в гос. устройство принципа разделения властей, наделение всех сословий определёнными гражд. правами. Отсюда естественно вытекала необходимость постепенного ослабления, а затем и окончат, отмены крепостного права. Практически С. удалось провести только нек-рые адм. мероприятия, крупнейшим из них было учреждение Гос. совета (1810). Реформаторская деятельность С. создала ему оппозицию в среде дворянства, части чиновничества и публицистов (резкая критика реформ как чисто бюрократич. творчества, не затрагивающего коренных вопросов рус. жизни, содержалась в «Записке о древней и новой России» H. M. Карамзина). Утратил С. и поддержку императора. В нач. 1812 в результате доносов был обвинён в гос. измене, отставлен от всех должностей и отправлен в ссылку. В 1816 вернулся на службу, заняв должность пензенского губернатора. В 1819-21 генерал-губернатор Сибири; подготовил ряд реформ управления Сибирью, впоследствии осуществлённых. В 1821 возвращён в Петербург, назначен управляющим Комиссией составления законов. С 1826 фактически возглавлял Второе (кодификационное). отделение Собственной его имп. величества канцелярии. Под руководством С. были составлены «Полное собрание законов Рос. империи» в 45 тт. (1830). и «Свод законов Рос. империи» в 15 тт. (1832).

По мнению С., движущей силой ист. процесса были не отд. личности, а учреждения, подчинявшие себе людей и призванные воспитывать их и вести к совершенству. В 1807-09 как чл. К-та для у совершения духовных уч-щ занимался вопросами реформы духовного образования. Подготовил итоговый доклад комитета (опубл. в 1809). и «Начертание правил об организации духовных уч-щ», в к-рых предполагалось перестроить систему духовных уч. заведений по образцу гражданской, разделив их на 4 ступени: приходские уч-ща, уездные уч-ща, семинарии (по епархиям). и духовные академии. Все эти уч. заведения связывались преемственностью программ и адм. подчинением низких ступеней высшим. Епархии разделялись по округам во главе с 4 академиями - Московской, Петербургской, Киевской и Казанской. Комитет предложил также способ образования особого денежного капитала для обеспечения нужд уч. заведений и содержания белого духовенства.

В 1809 С. представил в Комиссию духовных уч-щ при Синоде общее введение к уставам духовных уч. заведений и первую часть устава академии; окончат, разработка уставов принадлежала епископу Калужскому Феофилакту (Рузано-ву). Подготовленные С. документы содержали осн. принципы нового устройства духовной школы. При сохранении её сословного характера значит. ельно поднималась роль общего образования, особенно на двух низших ступенях, охватывавших практически всех мальчиков (с 6 лет). из духовного сословия. Основой формирования истинно православного и нац. духовного просвещения признано изучение Священного Писания на базе знания греч. и церк.-слав. языков. Усиливалось преподавание филос. и ист. дисциплин. Впервые значит. внимание уделялось пед. методам, главным из к-рых отныне признавалось поощрение самостоят. умственной деятельности учащихся. Окончательно реформа была введена в действие только в 1814.

С. обратился и к сфере подготовки гос. чиновников как хорошо образованных исполнителей задуманных преобразований. Формировать чиновников для высш. администрации был призван Царскосельский лицей (см. в ст. Лицеи), идею организации к-рого С. высказал в 1808. Ему принадлежала окончат, редакция «Положения о Лицее». В 1808 С. обратился к Александру I с запиской «Об усовершенствовании общего нар. воспитания», в к-рой проводил мысль о необходимости обеспечить доступ к руководящим должностям, сопряжённым с высокими гос. чинами, только образованным людям. На этой основе был подготовлен указ 1809 «О правилах производства в чины по гражд. службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Был изменён прежний порядок чинопроизводства, основанный на выслуге лет. Право на производство в чин VIII класса (коллежский асессор; давал право на получение потомственного дворянства). и V класса (статский советник - первый генеральский чин). предоставлялось только кандидатам, предъявившим свидетельство об окончании одного из рос. ун-тов или о сдаче спец. экзаменов, проведение к-рых возлагалось на соответствующие комитеты при ун-тах. В программу входили: рус. и как минимум один иностр. языки, право естественное, римское, частное, гражданское и уголовное, всеобщая и отеч. история, география, сведения из области статистики, гос. экономии, математики и физики. Для подготовки по этим предметам при ун-тах открывались летние курсы. Указ встретил негативное отношение чиновничества; отмечалось, в частности, что программа экзаменов была чересчур широка и неконкретна, что указ закрывал высокие должности для опытных практиков, вступивших в службу, когда уч. заведений в России было мало, и не получивших поэтому систематич. образования. Вскоре после издания указ стал подвергаться различным изменениям и со временем утратил силу.

В 1826 С. составил программу по законоведению для слушателей вновь учреждённого Профессорского ин-та в Дерп-те. Тогда же он был назначен чл. К-та устройства уч. заведений, в обязанности к-рого входили пересмотр и обновление уставов гражд. уч. заведений и реорганизация их системы на началах жёсткой централизации. С. выступил инициатором издания в 1835 «Положения об уч. округах», согласно к-рому надзор и управление ср. и низшими уч. заведениями из ведения ун-тов передавались попечителям уч. округов. В том же году Николаем I был одобрен новый университетский устав, окончат, редакция к-рого учитывала подробные замечания С.

В 1835-37 С. преподавал законоведение наследнику престола - будущему имп. Александру II. На основе этого курса составил «Руководство к познанию законов» (опубл. в 1845), ставшее учебником для гражд. и воен. уч. заведений России.

Соч.: Проект устава духовных академий, ч. 1-3, СПБ, 1810, Первоначальное начертание особенного Лицея, «Лицейский журнал», год IV (1906-1907), № 3; Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще. Об усовершенствовании общего нар. воспитания, в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987.

Лит.: К о p ф M А., Жизнь графа Сперанского, т. 1-2, СПБ, 1861; К о ч у б и н-с к и и А. А., Граф Сперанский и университетский устав 1835 г., «Вестник Европы», 1894, № 4-5; Томсинов В. А., Светило российской бюрократии. Ист. портрет M. M. Сперанского, М., 1991; Чибиряев С. А., Великий рус. реформатор, M., 19932.

Я. В. Самовер.

В начало словаря