Российская педагогическая энциклопедия
ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ (1652 - 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. в подмосковном селе. Отец - из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрёл землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.

П. получил традиц. древнерус. книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. наследие П. отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. - анализ всех сторон рус. действительности и предложения по её исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности рус. старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. о реформе образования в России. Они изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).

П. видел причину церк. раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчёркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. постоянными.

П. пришёл к мысли о принудительном просвещении всего рус. народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства. Под просвещением П. понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.

П. был далёк от идеи осуществлять нач. образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец даёт разъяснения и наставления и в спец. книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твёрдо).

В обращении к светским властям П. подчёркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос. делах. В то же время подчёркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян: их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав. языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. речи) и продавать её «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. книги, в т. ч. философские сочинения.

Особо тщательно П. продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоучёных» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется». Академию П. представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. полагал устроить грамматич. школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.

П. считал, что в этих образоват. учреждениях следует изучать не только христ. вероисповедания, но и др. мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. о., становлению рационалистич. подхода.

В рассуждениях П. о воспитании детей прослеживаются черты православной пед. традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».

Соч.: Завещание отеческое, СПБ, 1893; Зеркало очевидное, Казань, 1895-1900; Сборник писем И. Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Публ. В. И. Срезневского, СПБ, 1900; «Книга о скудости и богатстве» и др. сочинения. [Послесл.] и коммент. Б. Б. Кафен-гауза, М., 1951.

Лит.: Брикнер А. Г., Мнения Посошкова, М., 1879; Ц аре вс кий А. Л., Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова со стороны их религ. характера и историко-лит. значения, М., 1883; Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897; Б с л я с в И. С., Крестьянин-писатель начала XVIII в. И. Т. Посошков. Его жизнь и деятельность, М., 1902; Каптерев П. Ф., История рус. педагогии, СПБ, 1909; Lewitter L. R., Ivan Tikhonovich Pososh-kov (1652-1726) and «The Spirit of Capitalism», «Slavonic and East European Review», 1973, v. 51, № 125. O. E. Кошелева.

В начало словаря