Российская педагогическая энциклопедия
ОРФОГРАФИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРАФИЯ (греч. orthographfa, от orthos - правильный и grapho - пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; употребление прописных букв; способы переноса. Иногда как синоним О. употребляется термин «правописание», имеющий и более широкое значение, включающее пунктуацию.

Ввиду культурного и социального значения О., её нормализация в каждой стране составляет предмет науч. исследований лингвистич. орг-ций общенац. значения. Результаты этой работы отражаются в словарях и правилах, традиционно рассматриваемых как нормативные. В Рос. Федерации для рус. языка действуют «Правила рус. орфографии и пунктуации», утверждённые в 1956 През. АН СССР, Мин-вом высш. и ср. спец. образования СССР и МП РСФСР (до этого времени действовали правила О, утвержденные Наркомпросом РСФСР 23 дек 1917 и подтвержденные декретом СНК РСФСР 10 окт 1918) «Правила» 1956 служат обязательным руководством при составлении учебников, специальных словарей, энциклопедий и справочников

Обучение О. в школе начинается в 1-м кл и продолжается в течение всего курса родного языка Для усвоения правил написания слов учащиеся должны иметь элементарные знания о составе слова, частях речи и их формах и уметь производить грамматич. анализ, абстрагировать, обобщать Смешение орфографических и лежащих в их основе грамматич. явлений (частей речи, падежей существительных, прилагательных, числительных, местоимений, форм глаголов и т п) чаще всего является непосредственной причиной орфографич. ошибок Чтобы не смешивать морфологич.категории и формы и свободно применять правила О. в процессе письма, учащиеся должны приобрести четкие и прочные грамматич. знания и умения.

Уже при обучении грамоте учащиеся овладевают фонетич написанием (определяемым произношением) слов, в после-букварный период - умением достаточно правильно слышать звуки в слове и фиксировать их при письме буквами Нек-рые фонетич написания также регулируются правилами, к-рые иногда называются графическими Эти правила усваиваются в основном на нач. стадии обучения путем упражнений в письме Умение правильно воспользоваться звуко-буквенным и слоговым анализом слов имеет первостепенное значение для усвоения этих написаний.

Имеются и т и традиц.написания, не определяемые ни произношением, ни правилами. Правописание этих слов усваивается лишь памятью, при этом важную роль играет пользование словарями, нек-рые учителя при обучении правописанию подобных слов применяют послоговое орфографич. произношение, а также группировку слов по сходству написания. Среди традиц.написаний имеются и такие, относительно к-рых существуют определенные правила Учащиеся усваивают подобные написания в процессе изучения грамматики.

Значит. раздел О. - слитные, раздельные и дефисные написания слов предлогов и приставок, частиц, сложных слов Здесь определенную роль играют лексико-синтаксич соображения Ошибки в написании предлогов, союзов, частиц, наречий, сложных слов часто встречаются в работах учащихся не только младших, но и ст. классов. Для их предупреждения и преодоления нужны ознакомление учащихся с разнообразными способами соединения частей и частиц речи в одно слово, приемами распознавания смешиваемых явлений, обобщение и систематизация относящихся сюда правил, упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

Для усвоения правил употребления прописных букв необходимо научить школьников понимать выделительную и различительную функции прописной буквы. В этой области много условного и спорного, поэтому в школе изучаются далеко не все случаи выделения слов прописной буквой.

При обучении О к учащимся предъявляются след требования 1) внимание к слову и его написанию, т и орфографич. зоркость, 2) различение произношения осн. звуков и словесного ударения, 3) письмо не по буквам, а по слогам или целыми словами, 4) понимание значения слова, 5) умение находить орфографич. трудности, понимание того, в каких случаях надо и в каких не надо проверять написание, 6) развитый самоконтроль (посредством слуха, произношения и усвоенного правила), 7) умение разбирать морфологич.состав слова, 8) различение частей речи и их осн. форм, 9) уме ние устанавливать связи между словами в предложении и ставить вопросы от слова к слову, 10) умение самостоятельно работать с учебником и словарем, 11) осмысленное выполнение упражнений, активная работа над орфографич. ошибками Процесс изучения к -л орфографич. темы обычно делится на неск этапов ознакомление с грамматич. явлением, лежащим в основе орфографич. правила, анализ орфографич. материала, подлежащего усвоению, вывод правила, упражнения.

Орфографич. грамотность проявляется в определенных навыках, формирование к-рых требует многочисленных и разнообразных упражнений. В их проведении можно также наметить ряд этапов узнавание изучаемого орфографич. явления (или орфограммы) в ряде слов, в предложении, в тексте, отнесение частного случая к тому или иному правилу, применение правила к данному орфографич. случаю, автоматизация навыка, для достижения к-рой необходимы упражнения гл. обр. конструктивного характера, когда учащимся приходится применять данное правило наряду с другими, ранее усвоенными.

О в школе изучается преим в связи с изучением грамматич. явлений. Не все написания подчиняются единым правилам, поэтому для формирования навыков грамотного письма используются фонетич и словарные упражнения первые гл. обр. для фонетико-графич. написаний, вторые - для традиц.написаний. Методика обучения О. включает многочисл. орфографич. упражнения, к-рые делятся на три осн. вида., каждый из к-рых имеет свои подвиды: 1) списывание с книги или с доски, сопровождаемое анализом и объяснением написанного, выборочное выписывание из текста слов, словосоче таний или предложений на определенную орфографич. тему, списывание, усложненное к -л грамматич. или орфографич. заданием, восстановление деформированных предложений или текста; 2) Диктанты сопровождаемые объяснением написания тех или иных слов (комментируемое письмо), предупредительные (с предварит. грамматич. и орфографич. разбором), объяснительные (с последующим разбором и объяснением), творческие, контрольные (или проверочные) с предварит. самостоят. подготовкой учащихся по тексту, указанному учителем, и без такой подготовки; 3) Творческие письм работы свободный диктант, изложение, сочинение. Творческие письм работы являются собственно упражнениями в развитии письм речи (см Развитие речи), однако на определенных этапах, преим на этапе автоматизации навыка, они могут служить и целям формирования орфографич. грамотности.

Центр вопрос. методики обучения родному языку - сочетание работы над орфографич. грамотностью с развитием речи. Для преодоления ошибок большое значение имеют их учет, классификация и анализ учителем и, под его руководством, самими школьниками, опирающаяся на этот учет дифференциров работа учителя с учащимися, часто с использованием спец. карточек, включающих нужные орфограммы, индивидуальная работа учащихся над ошибками, доп занятия с отстающими учащимися. Причинами орфографич. ошибок часто являются отсутствие регулярного повторения нек-рых наиб. трудных орфограмм, ослабление внимания к О. при изучении синтаксиса и пунктуации, неоправданное и бесконтрольное «многописание». Формирование орфографич. навыков требует постоянных упражнений и внимания к О. даже тогда, когда закончено изучение морфологии и изучаются синтаксис и пунктуация. В ст. классах школы, где по уч. плану нет особых часов для занятий грамматикой и О., используются все возможные случаи для устранения недочетов в орфографич. грамотности уч-ся.

Н С Рождественский

В начало словаря