Наши партнеры

https://artwoodbase.ru архивы массив акации.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Щ"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Щ"

ЩЕДРОВИЦКИЙ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

ЩЕДРОВИЦКИЙ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994) - философ, методолог. В 1951-58 преподавал в московских средних школах. С 1958 в системе АПН РСФСР. В 1952-54 основал совместно с А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили Московский логический кружок (впоследствии - Московский методологический кружок); со 2-й половины 50-х гг. его фактический руководитель. В 1955 организовал совместно с П.А. Шеварёвым и В.В. Давыдовым Комиссию по психологии мышления (при Обществе психологов СССР); в 1962 - семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным). Основатель и гл. редактор (с 1988) журнала "Вопросы методологии".

Первые исследования связаны с созданием "содержательно-генетической логики" и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в т.ч. на материале обучения детей, игр и пр. Предложил как форму организации коллективного мышления организационно-деятельностные игры. С 1979 провёл св. 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др. Сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространённую им на проблематику образования. Часть результатов этих исследований обобщена в монографии "Педагогика и логика" (1968; опубликована в 1994). Представил педагогику как комплексную науку, для которой ведущую роль играют логико-методологические подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг., фактически наметил контуры оригинального варианта философии образования; одновременно исследовал пути создания инновационных педагогических технологий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЩЕДРОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ - качество, обозначающее нравственно совершенную меру в обращении с личным имуществом, представляющим ценность для других; в широком смысле - открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами. Щ. прежде всего обнаруживается в искусстве делать подарки. Щедрый человек не жалеет о подаренных вещах, он одаривает другого для того, чтобы подчеркнуть достоинства последнего и своё уважение к нему. В Средневековье Щ. в значительной мере трансформировалась в милосердие, благотворительность. В Новое время место Щ. заняла бережливость - признание этической ценности вещей и денег. В современном повседневном сознании Щ. понимается широко, включая также то, что именуется Щ. души.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 321)

ЩЕЛОВАНОВ, НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ

ЩЕЛОВАНОВ, НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ (1892-1984) - физиолог, член-корреспондент АМН СССР (1946). В 1917-21 ассистент В.М. Бехтерева. В 1918-31 работал в Институте мозга; в 1927-31 возглавлял организованную им Клинику физиологии нервной системы и невропатологии младенчества, а также Отдел развития нервной системы и поведения. В 1931 отдел и клиника переведены в Москву и реорганизованы в Отдел развития и воспитания Центрального научного института охраны материнства и младенчества (с 1940 Институт педиатрии АМН); в 1931-61 Щ. возглавлял этот институт.

Исследования Щ. направлены на изучение высшей нервной деятельности ребёнка, начиная с младенческого возраста. Установил оптимальную продолжительность сна и бодрствования в первые три года жизни. На основе этих данных предложены обоснованные режимы, разработана система воспитания детей раннего возраста. Особое значение имели исследования Щ. для дошкольных воспитательных учреждений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЩЕРБА, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1880-1944) - языковед, академик АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1944), профессор (1916). Преподавал в Петербургском университете (1909-41) и других вузах. Щ. - основатель крупной лингвистической школы, один из основоположников теории фонем; методист русского и иностранного языков. Разработал принципы обучения иностранным языкам в университетах, лингвистических вузах и средних общеобразовательных школах. Создал теоретические основы общей методики иностранных языков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЩЕТИНИН, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

ЩЕТИНИН, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (р. 1944) - действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования), генеральный директор Государственного лицея (Краснодарский край, Геленджикский район, посёлок Текос).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО), Педагогика сотрудничества

ЩУКИНА, ГАЛИНА ИВАНОВНА

ЩУКИНА, ГАЛИНА ИВАНОВНА (1908-94) - педагог, член-корреспондент АПН СССР (1971), член-корреспондент РАО (1993), д-р педагогических наук, профессор (1969). Преподавала (с 1936) в ЛГПИ. Автор курса лекций "Педагогика" (1966), учебных пособий по педагогике, работ по дидактике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 427)

ЩУКИН, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЩУКИН, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1928) - д-р физико-математических наук (1963), профессор (1968), действительный член РАО (1985; член-корреспондент с 1965; Отделение общего среднего образования), профессор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница