Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАВЧАВАДЗЕ, ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЧАВЧАВАДЗЕ, ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1837-1907) - грузинский писатель, общественный деятель. Вместе с А. Церетели возглавлял демократическое общественное течение грузинских "шестидесятников". С 1864 председатель Общества распространения грамотности среди грузин. Перевёл на грузинский язык произведения М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421)

ЧАРНОЛУСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАРСКАЯ, ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА

ЧАРСКАЯ, ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА (настоящая фамилия Воронова, в замужестве Чурилова) - (1875?-1937)

- писательница. Проза для детей и юношества. Повести из жизни женских закрытых учебных заведений ("Записки институтки", 1902; "Княжна Джаваха", 1903; "Люда Власовская", 1904; "Вторая Нина", 1909; "Ради семьи", 1914). Книги для детей младшего возраста. Стихи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421)

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ - создаваемые частными организациями и частными лицами негосударственные образовательные учреждения. Финансируются за счёт привлечения средств различных негосударственных организаций, фондов, благотворительных пожертвований частных лиц и пр. Деятельность Ч.ш., как и других негосударственных образовательных учреждений, регулируется Законом РФ об образовании (1992). Ч.ш. должны обеспечивать учащимся получение полноценного образования, а также режим образовательного учреждения, эквивалентный режиму государственных школ. Ч.ш. должны получить лицензию (см. Лицензирование в образовании) на право образовательной деятельности, государственную аккредитацию и регулярно проходить аттестацию (в установленном для всех образовательных учреждений порядке).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 317)

-------------------

См. также Лицензирование образовательных учреждений, Негосударственные образовательные учреждения, Школа

ЧЕБЫШЕВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧЕБЫШЕВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1935) - д-р медицинских наук (1982), профессор (1984), действительный член РАО (2000; Отделение общего среднего образования), проректор по учебной работе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЧЕБЫШЁВ, ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ

ЧЕБЫШЁВ, ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ (1821-1894) - математик и механик, создатель петербургской научной школы. С 1847 преподавал в Петербургском университете (в 1850-82 профессор). Длительное время принимал участие в работах артиллерийского отделения военно- учёного комитета. Большое значение для развития образования в России имела деятельность Ч. как члена Учёного комитета МНП (1856-73; с 1874 председатель физико-математической комиссии) и Попечительского совета при Петербургском учебном округе: участвовал в разработке уставов различных учебных заведений, рецензировании учебников, составлении программ по математике и т.д. Составил каталоги учебных руководств по математике. Утвердил в методике математики принципы научности преподавания, изучения приложений математики и другие идеи, не потерявшие своего значения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421)

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862-1936) - психолог, философ, педагог. С 1891 приват-доцент Московского университета, с 1892 - Киевского университета, где создал психологические лаборатории ("семинарии"): при Киевском университете в 1897, при Московском - в 1907. На базе второй лаборатории в 1912 был основан Психологический институт (официально открыт в 1914; до 1923 директор - Ч.). Изучал теоретические и методологические проблемы философии и психологии. Большое внимание Ч. уделял вопросу о соотношении психологии и педагогики. Отмечая необходимость для учителей психологических знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения экспериментальных методов в педагогическую практику. Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 ("Демократизация школы", 1918), считая его псевдодемократическим. В 1923 был отстранён с поста директора Психологического института и лишён возможности научной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421-422)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Челябинск, просп. Ленина, 75. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Челябинск, просп. Ленина, 69. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129. Психология, социальная работа, педагогика и психология, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Челябинск, просп. Победы, 160. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Череповец Вологодской обл., Советский просп., 8. Психология, профессиональное обучение, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ЧЕРНЫШЁВ, ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

ЧЕРНЫШЁВ, ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ (1866/1867-1949) - языковед, лексиколог, лексикограф, диалектолог, историк языка, методист, член-корреспондент АН СССР (1931). Участвовал (с 1904) в подготовке проекта упрощённого русского правописания. В сб. статей "В защиту живого слова" (1912) обобщил теоретические и методические приёмы и принципы изучения в средней школе живой русской речи. Составил учебные пособия по русскому языку и словесности для начальной и средней школы; автор работ о педагогических взглядах К.Д. Ушинского, А.Н. Радищева, Н.И. Пирогова.

Участвовал в подготовке "Словаря русского языка" АН Я.К. Грота - А.А. Шахматова (1928-37). С 1938 заведовал словарным отделом Института языка и мышления АН СССР, возглавлял работу по подготовке "Словаря современного русского литературного языка" АН в 17 тт. (издан в 1948-65). Был гл. редактором 1-го и 2-го томов этого издания (Ленинская премия, 1970; посмертно).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1828-1889) - писатель, публицист, философ, общественный деятель. Мысли о воспитании, пронизывающие художественные и публицистические произведения Ч., - важный аспект его философской позиции. Проблему формирования личности Ч. рассматривал, опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Л. Фейербаха. Согласно Ч., человек формируется совокупностью биологических и социальных факторов. Отдельные качества личности развиваются под влиянием экономических условий, общественных институтов, литературы, семьи и школы; наследственность большой роли не играет. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Ч. Задача воспитания "новых людей" предполагала гармоничное соединение духовного и физического развития личности. Важнейшими составляющими духовного развития Ч. считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

-------------------

См. также Писарев, Дмитрий Иванович

ЧЕРНЯЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ЧЕРНЯЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1873-1916) - педагог. Создал в С.-Петербурге самообразовательные курсы для взрослых (1901-17), пользовавшиеся большой популярностью (слушатели приезжали из Прибалтики, Сибири и других регионов). На курсах преподавали и читали лекции В.И. Бауман, С.А. Венгеров, Н.Е. Введенский, В.М. Бехтерев и др. Курсы позволили получить образование мн. отечественным специалистам, в т.ч. большому числу сельских учителей. В 1908 Ч. открыл реальное училище для детей-переростков, по к.-л. причинам не посещавшим школу. При училище работала мастерская по производству наглядных пособий. На международной выставке "Устройство и оборудование школ" (1912) в С.-Петербурге училище Ч. удостоено большой серебряной медали.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕРНЯЕВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ

ЧЕРНЯЕВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ (1840-1894) - педагог, деятель народного образования в Закавказье. С 1876 помощник директора народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области. В 1879-93 преподаватель и инспектор "татарского" (азербайджанского) отделения Закавказской учительской семинарии в Гори. Автор первого учебника азербайджанского языка по звуковому методу (1882-83; 7 изд., 1910) и методического руководства к нему; начального учебника для русско-татарских (азербайджанских) школ (1883- 1888) и книги для учителей (1894).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕРО

ЧЕРО - издательство, ТОО, Москва и "ЧеРо-на-Неве", С.-Петербург. Образовательная, учебная, учебно-методическая литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЧЕСТОЛЮБИЕ

ЧЕСТОЛЮБИЕ - моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п. Нормальное, умеренное Ч. не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Непомерное и не подкреплённое собственной значимостью Ч. близко по значению к тщеславию - стремлению приобрести дешёвую или выдуманную славу. Болезненное Ч. превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху. Ч. у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями. В определённой мере стимулирование Ч. может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм. Ч. педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Ч. детей, но и своё, взрослое Ч. по отношению к детям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 318)

ЧЕТВЕРУХИН, НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

ЧЕТВЕРУХИН, НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ (1891-1974) - математик-методист, действительный член АПН РСФСР (1955), д-р физико-математических наук (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1962). Труды по высшей, проективной и начертательной геометрии, основаниям геометрии, по истории и методике преподавания геометрии в средней школе, в т.ч. учебники и учебные пособия для педагогических и технических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕФРАНОВ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧЕФРАНОВ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1872-1952) - педагог, географ-методист, профессор (1941). Принимал участие в создании 4 учебников географии для средних учебных заведений и 7 выпусков географических сборников-хрестоматий в помощь учителю. Автор стабильного учебника "География СССР" для 7-го класса семилетней и средней школы (15 изд., 1956).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕХОВ, НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЧЕХОВ, НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1865-1947) - педагог и методист. Один из членов-учредителей и действительный член АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук (1940), профессор (1924), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Преподавал в учебных заведениях разного типа, занимал должности руководителей школ. С 1905-07 участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всероссийского учительского союза, председателем Федерации национальных учительских союзов и просветительских обществ. С 1909 в Москве: руководил Московскими женскими педагогическими курсами им. Д.И. Тихомирова (до 1916); работал в Наркомпросе и т.д. Автор св. 800 работ по различным вопросам педагогики, истории народного образования, школоведения, детской литературы и детского чтения, методики преподавания русского языка, в т.ч. в национальной школе, и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Чеченская Республика, ГСП-14, Грозный, просп. Орджоникидзе, 62. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Чеченская Республика, Грозный, ул. А. Шерипова, 32. Педагогика и психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ЧИСТЯКОВА, СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

ЧИСТЯКОВА, СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА (р. 1939) - д-р педагогических наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1999; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЧИСТЯКОВ, ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ

ЧИСТЯКОВ, ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ (1890-1965) - педагог, методист (русский язык в нерусской школе), д-р педагогических наук. Широкую известность получил труд Ч. "Основы методики русского языка в нерусских школах" (1941; 4 изд., 1958). Автор программ, учебников, учебных пособий, сборников упражнений по развитию русской речи учащихся в нерусской школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧИТАДЗЕ, ШИО АЛЕКСЕЕВИЧ

ЧИТАДЗЕ, ШИО АЛЕКСЕЕВИЧ (1873-1906) - грузинский педагог, публицист, общественный деятель. Окончил Киевский университет. С 1904 в Грузии: преподавал русский язык в Грузинской дворянской гимназии в Тбилиси; предложил проект реорганизации гимназии (1905).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧЛЕНЫ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ РАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧОМСКИ

ЧОМСКИ - см. Хомский, Ноам

ЧРЕВОУГОДИЕ

ЧРЕВОУГОДИЕ - неумеренное потребление пищи или чрезмерное пристрастие к ней. Ч. является одной из форм более широкого порока - сластолюбия, который охватывает противостоящее добродетели злоупотребление всеми пятью видами чувств, а не только вкусом. В античности считалось, что Ч. вызывает как телесное страдание, так и страдание души, поскольку предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком Ч. предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. В современной европейской культуре Ч. определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 318)

ЧУВАШЁВ, ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЧУВАШЁВ, ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ (1893-1963) - педагог, историк педагогики, д-р педагогических наук (1951), профессор (1952). Преподавал в различных учебных заведениях; с 1944 в Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР. Один из первых исследователей истории отечественной дошкольной педагогики (автор "Очерков по истории дошкольного воспитания в России", 1955). Подчёркивал самобытность форм и методов отечественного дошкольного воспитания, опирающихся на традиции народной педагогики и народное творчество. Большое внимание уделял изучению взглядов на воспитание дошкольников Д.К. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер и др. Дискуссионна трактовка Ч. как негативного (или недооценка) влияния немецких педагогов, особенно Ф. Фребеля, на развитие отечественного дошкольного воспитания, превосходство которого над западным он гипертрофировал. Во 2-й половине 40-х - начале 50-х гг. изучал опытно-экспериментальным путём проблемы взаимодействия школы и семьи. Во 2-й половине 50-х гг. занимался историей трудового воспитания в России (19-20 вв.). Соавтор ряда учебных пособий по истории педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Чувашская Республика, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Чувашская Республика, Чебоксары, Московский просп., 15. Психология, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Университеты

ЧУВСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУКОВСКИЙ, КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ

ЧУКОВСКИЙ, КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (настоящие имя, отчество и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков) - (1882-1969)

- писатель, литературовед. Произведения для детей в стихах и прозе ("Мойдодыр", "Тараканище", "Айболит" и др.) построены в виде комической остросюжетной "игры" с назидательной целью. Книга о детской психо- логии и речи ("От двух до пяти", 1928).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧУПРОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ЧУПРОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1842-1908) - экономист, статистик, деятель общественно-педагогического движения России, профессор (1878), член-корреспондент Петербургской АН (1887). Сыграл важную роль в формировании отечественной концепции профессионально-технического образования. Провёл исследования в области экономической эффективности профессионального обучения и грамотности и их влияния на производительность труда. Организатор Московского общества распространения технических знаний (1869). Активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 422)

ЧУРИЛОВА Л.А.

ЧУРИЛОВА Л.А. - см. Чарская, Лидия Алексеевна

Предыдущая страница Следующая страница