Статьи на букву "Ц"
ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ (1868-1940) - китайский политический деятель, учёный и педагог. В 1912-13 министр просвещения Китайской Республики. Сыграл решающую роль в проведении реформы образования в 1912, способствовал развитию в Китае женского образования. С 1928 президент АН Китая. В трактате "Тезисы об основном курсе в области образования" (1912) изложил положения теории художественного воспитания, развитые им в последующих работах. Пропагандировал идеи свободного воспитания. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ - см. Александровский лицей |
ЦВЕТКОВ, ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ (1909-1993) - педагог, химик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968). С 1931 вёл научно-педагогическую работу (с 1946 в НИИ СИМО АПН РСФСР). Гл. редактор журнала "Химия в школе" (1950-55). Автор стабильного учебника "Органическая химия" для средней школы (1952; выдержал 25 изд.; Гос. премия СССР, 1974). Организатор Международного редакционного совета по методике химии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
ЦЕЙДЛЕР, ПЁТР МИХАЙЛОВИЧ (1821-1873) - педагог. Надзиратель и преподаватель (с 1849) Гатчинского сиротского института, где проводил значительную воспитательную работу; выхлопотал воспитанникам право поступления в университет и медицинскую академию и др. С 1860 член общего присутствия духовно-учебного управления при Святейшем Синоде и начальник Синодального архива. В 1863 принимал участие в разработке проекта "Дома воспитания бедных детей". С 1864 директор "Дома воспитания", который под его руководством превратился в образцовую 7-классную гимназию (впоследствии гимназия Имп. человеколюбивого общества). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ - направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60-70-е гг. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодёжи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Осн. цель Ц.в. - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодёжи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, осн. на гуманистических идеалах. В качестве методологии Ц.в. рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А.Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория Ц.в. объединила ряд самостоятельных концепций: "ценностное внушение", "разъяснение ценностей", "ценностный анализ", "ценностная рефлексия", "ценностное действие" и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: "Помочь людям жить в соответствии с ценностями" (Кл. Бек). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 315) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВ - издательство, АОЗТ, Москва. Учебно-методическая литература, школьные учебники. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
ЦЕНТР ДЕТСКОЙ КНИГИ - Москва. Детская литература для младшего возраста. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА - государственное предприятие, Москва. Методическая и справочная литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (ЦВИН) - в Рос. Федерации организации, находящиеся в ведении органов внутренних дел и предназначенные для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, а также для предупреждения повторных правонарушений. В ЦВИН помещаются несовершеннолетние, направляемые по приговору суда и постановлению судьи в специальные учебно-воспи- тательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедшие из этих учреждений; временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в эти учреждения; совершившие социально опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, и в случаях, если личность несовершеннолетнего не установлена, или они не имеют места жительства и места пребывания. В ЦВИН помещаются несовершеннолетние на основании приговора суда или постановления судьи, в исключительных случаях - постановления начальника органа внутренних дел с последующим уведомлением прокурора. Сотрудники ЦВИНа обеспечивают круглосуточный приём и временное содержание несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и устанавливают причины и условия, способствующие совершению общественно опасных деяний. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 316) |
ЦЕРЕТЕЛИ, АКАКИЙ РОСТОМОВИЧ (1860-1915) - грузинский писатель, общественный деятель. Вместе с И. Чавчавадзе возглавлял грузинское демократическое общественное движение "шестидесятников". Произведения Ц. имели большое просветительское значение. В автобиографической повести "Пережитое" (1894-99) Ц. дал сатирическое изображение рутинной системы обучения в Кутаисской гимназии. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ - в России со 2-й половины 19 в. 3-годичные педагогические учебные заведения (мужские и женские). Готовили учителей для церковно-приходских школ. Находились в ведении Синода. Упразднены после 1917. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 316) |
ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ (от нем. Zeche - цех) - начальные училища в городах Западной Европы в 13-14 вв., открывались и содержались ремесленными цехами. Обучали чтению, письму, счёту, началам геометрии и естествознания. Преподавание велось на родном языке. В 15-16 вв. сливались с гильдейскими школами в городские школы. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 316-317) |
ЦИГНЕУС, УНО - см. Сигнеус, Уно |
ЦИЛЛЕР (ZILLER), ТУИСКОН (1817-1882) - немецкий педагог, продолжатель идей И.Ф. Гербарта. Преподавал в Лейпцигском университете. Методически обработал идеи Гербарта и способствовал их внедрению в практику германских народных школ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
ЦИМЗЕ (CIMZE), ЯНИС (1814-1881) - латышский педагог. Изучал опыт народных школ за границей. С 1839 св. 40 лет руководил Видземской учительской семинарией - первым в Латвии учебным заведением для учителей приходских школ. Ц. - основоположник национальной хоровой культуры. Его опыт положил начало распространению детских и народных хоров, традиции хоровых праздников (первый - в 1873). Издал несколько сборников народных песен. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420) |
ЦИНГЕР, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1870-1934) - русский педагог, физик-методист, профессор (1918). Ученик Н.А. Умова. С 1894 преподавал на медицинском факультете Московского университета; читал лекции по физике на курсах Московского общества воспитательниц и учительниц, Высших женских курсах в Москве, а также курс термодинамики в Институте путей сообщения. В начале 20 в. возглавлял кафедру физики в Коммерческом институте. Организовал и редактировал первый русский методический журнал "Физика" (1912-16). Создал Центральный физико-педагогический институт в Москве (1919) - первый в России научно-методический центр по преподаванию физики в школе. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 420-421) |
ЦИНИЗМ - негативное моральное качество, выражающееся в презрительном отношении к культурным и нравственным ценностям общества; форма морального зла. Циник, как правило, демонстрирует собственную аморальность. Понятие "Ц." образовано от названия древнегреческой философской школы киников (циников), представители которой (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) проповедовали пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, не имевшие, по их мнению, целесообразности. Впоследствии Ц. стала называться личностная позиция, отрицающая значимость общественного мнения и стыда. В этом аспекте Ц. близок к нигилизму. Ц. характерен для людей, добивающихся своих целей любым, даже безнравственным способом. Ц. проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять). Ц. тесно связан с грубостью, хамством, бестактностью и пр. Вместе с тем Ц. может скрывать повышенную чувствительность, уязвимость, может также выражаться в форме иронии и сарказма. Ц. чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте. Применение взрослыми некорректных приёмов воспитания (демагогия, оскорбление, унижение, морализаторство и т.п.) может вызвать ответную реакцию, выражаемую в Ц. Чувство собственного превосходства у подростков, поддерживаемое взрослыми, может также перейти в Ц. Крайняя форма Ц. - жестокость. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 317) |
ЦИРУЛЬ (ЦИРУЛИС), КАРЛ ЮРЬЕВИЧ (1857-1924) - педагог, деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. В 1884-1912 преподавал ручной труд в С.-Петербургском учительском институте. В 1884 был командирован в Швецию для изучения шведской системы ручного труда (слойда), предложенной О. Саломоном. Ознакомился также с системой Д.К. Советкина. Организовал ок. 40 курсов для учителей в разных городах России по изучению системы преподавания ручного труда. Руководил секциями ручного труда на 1-3-м съездах по техническому и профессиональному образованию. Один из инициаторов создания Рос. общества педагогического ручного труда и его председатель (1909). Осн. журнал "Трудовое воспитание" (1914). В 1915 возглавил подкомиссию по ручному труду в связи с намечавшейся реформой средней школы по проекту П.Н. Игнатьева. После революции преподавал в Петроградском педагогическом институте (ныне РПГУ им. А.И. Герцена), в средней школе. Деятельность Ц. и его сподвижников способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введён в учебные заведения России. Ц. теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы. Вслед за Советкиным он ввёл операционную, а затем операционно-предметную систему обучения ручному труду. Ц. разработано 4 курса ручного труда (для младшего и среднего возраста, для старших учащихся, для сельских школ). Деятельность Ц. способствовала становлению рос. трудовой школы. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421) |
ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ - начальные учебные заведения в России 1-й половины 18 в. Появление первых Ц.ш. связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при котором требование грамотности приобретало обязательный характер. Указы 1714-15 предписывали иметь в каждой губернии Ц.ш. с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10-15 лет; им запрещалось вступать в брак без "свидетельствования" о прохождении обучения. В 1715 с появлением дворянских учебных заведений Ц.ш. преобразовались во всесословные (за исключением крестьян). Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма преподавались арифметика ("цифирная мудрость" - отсюда название) и геометрия. Выпускники определялись на военную и гражданскую службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и др.). Ц.ш. предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. К 1724 в России действовало 25 Ц.ш. В 1744 слиты с гарнизонными школами. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 317) ------------------- См. также Начальное образование |
ЦЫБИКОВ, ГОНБОЧЖАБ ЦЭБЕКОВИЧ (1873-1930) - бурятский педагог-просветитель, тибетолог и монголовед, первый профессор из бурят (1914). Вёл преподавательскую деятельность в Восточном институте во Владивостоке (с 1902); разработал методику изучения монгольского письменного языка, составил учебные пособия, а также пособия по изучению этого языка бурятами. В 1926-27 впервые разработал методику преподавания бурятского языка как родного. Автор бурятского букваря для детей, самоучителя бурятского языка для взрослых, "Грамматики бурятско-монгольского письменного языка для школ" (1924-26). Участвовал в создании латинского алфавита для бурятского языка (1930). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 421) |