Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
https://volga.news/article/645327.html
Гипокситерапия аппарат критериев выбора аппаратов для гипокситерапии.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИТ"-"ТЯС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИТ"-"ТЯС")

ТИТЧЕНЕР (TITCHENER), ЭДУАРД БРЭДФОРД

ТИТЧЕНЕР (TITCHENER), ЭДУАРД БРЭДФОРД (1867-1927) - американский психолог, представитель интроспективной психологии. С 1892 профессор Корнелльского университета, где создал крупный центр экспериментальной психологии. Основал (1904) Общество экспериментальной психологии, с 1921 гл. редактор "Американского журнала психологии". Т. свёл объект психологии, отличающий её от других наук, к "явлениям сознания" (переживания субъекта), содержание которых образует собственную психологическую "материю". Автор ряда исследований в области психологии ощущений, внимания, мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

-------------------

См. также Эмпатия

ТИФЛОГРАФИКА

ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos - cлепой и графика) - отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам. Рельефные учебные пособия доступны осязательному восприятию учащимися. Осн. виды рельефных пособий: контурные рисунки (передаются только наружные очертания предметов), аппликационные (силуэтные) рисунки (аппликации из плотной бумаги, наклеенные на лист), барельефные рисунки (скульптурные изображения на плоскости из гипса, пластмассы, металла и пр.), рельефные чертежи и схематические изображения (планы, схемы, географические карты - например, реки изображаются сплошными линиями, города - точками) и др. Издаются специальные учебники и дидактические материалы с иллюстративно-графическим оформлением.

Слепые дети самостоятельно выполняют рисунки и чертежи с помощью тифлотехнических приборов (см. Тифлотехника), позволяющих получить рельефные изображения на бумаге и планшетах, покрытых специальной мастикой. Рельефные изображения в массовом производстве штампуются с помощью специальных матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

-------------------

См. также Тифлотехника

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИФЛОТЕХНИКА

ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos - слепой и техника) - отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств для людей с нарушениями зрения. Т. опирается на данные физиологии, офтальмологии, тифлопедагогики и др. Различают Т. учебную, производственную и бытовую.

Коррекция зрения осуществляется путём усиления полезного оптического сигнала (яркости, контрастности и др.) на сетчатке глаза с помощью обычных очков. При сложных нарушениях зрения используются специальные приборы, с помощью которых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия слуха или осязания.

Для слабовидящих предназначены различные лупы, очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные устройства. Для лиц, зрение которых ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются корригирующие линзы.

Для слепых разработаны различные устройства: специальные трости, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, "читальные машины", преобразующие текст в рельефно-точечные изображения на рельефный матричный экран либо в звуковые сигналы, соответствующие определённым буквам, т.н. говорящие книги на магнитофонных записях и компакт-дисках и др. Разрабатываются специальные компьютерные технологии (используются клавиатуры для слепых и звуковое оформление).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 290-291)

-------------------

См. также Зрение, Слабовидение, Слепота, Тифлографика

ТИХЕЕВА, ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА

ТИХЕЕВА, ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА (1867-1943) - педагог, деятельница в области дошкольного воспитания. Вице-президент Общества содействия дошкольному воспитанию (1913-17); руководила (1913-28) созданным при обществе детским садом. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей. Итоги исследований Т. и её сотрудниц обобщены в книге "Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена" (1928).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411)

ТИХОМИРОВ, ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

ТИХОМИРОВ, ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 1944) - д-р физико-математических наук и профессор (1987), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), заместитель министра по налогам и сборам РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТИХОМИРОВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ТИХОМИРОВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1844-1915) - педагог, теоретик и организатор начального обучения, общественный деятель. Занимался организацией вечерних школ при фабриках. Руководил женскими курсами Общества воспитательниц и учительниц (с 1872), которые в период его деятельности выросли в многопрофильное учебное заведение, готовившее педагогов младших классов, учителей-предметников, руководительниц дошкольных учреждений и др. В 1902 основал и финансировал вместе с женой Е.Н. Тихомировой Общество попечения о детях народных учителей и учительниц. По убеждению Т., хорошо поставленная народная школа - источник добра и света. Она - важная ступень нравственного и трудового воспитания. Выступая за всеобщее начальное образование, Т. считал, что все типы школ должны быть сословными.

В разработке учебной литературы для начальных школ применял созданные им систему предоставления учебной информации и методику упражнений. Составил и издал ставшие популярными пособия для народных школ: "Азбука правописания" (ч. 1, 1870; 26 изд., 1915; ч. 2, 1877; 16 изд., 1912), "Букварь для совместного обучения чтению и письму..." (в соавторстве с Е.Н. Тихомировой, 1873; 161 изд., 1917) и др. С 1894 редактировал журнал "Детское чтение" (с 1906 "Юный читатель"). Иногда Т. путают с Дмитрием Ивановичем Тихомировым - представителем официальной педагогики, автором книг "О реформе духовной школы", "Об основах организации средней школы", "Основы дидактики" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 411-412)

ТКАЧЕНКО, ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ

ТКАЧЕНКО, ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 1935) - д-р химических наук (1984), профессор (1986), действительный член РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), в 1985-92 ректор Свердловского инженерно-педагогического института. В 1992-96 министр образования РФ, затем научный консультант Института развития профессионального образования Министерства образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Тобольск Тюменской обл., ул. Знаменского, 58. Психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ТОВАРИЩЕСТВО

ТОВАРИЩЕСТВО - форма межличностных отношений, выражающаяся во взаимной симпатии, общности интересов, поддержке и солидарности. Т. близко по значению к приятельским отношениям и дружбе и трудноотличимо от них.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению.

(Иванова О.А. Конфликты в школьной среде. - СПб., 2003. С. 184)

-------------------

- одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе Т. лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя Т. - одно из важных задач профессионального воспитания учителя.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 150)

ТОЛЛЬ, ФЕЛИКС ЭММАНУИЛ ГУСТАВОВИЧ

ТОЛЛЬ, ФЕЛИКС ЭММАНУИЛ ГУСТАВОВИЧ (1823-1867) - русский писатель, педагог и библиограф. Один из основоположников библиографии детской литературы, отечественной педагогической библиографии, обширный исторический обзор которой под названием "Педагогическое обозрение" поместил в журнале "Учитель" (1862, № 1, 3, 5, 7, 14, 19). Свои требования к детской литературе изложил в книге "Наша детская литература, преимущественно в воспитательном отношении" (1862).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 412)

ТОЛМЕН (TOLMAN), ЭДУАРД ЧЕЙС

ТОЛМЕН (TOLMAN), ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959) - американский психолог, представитель необихевиоризма. В 1915 получил степень доктора философии и психологии в Гарвардском университете. В 1915-18 преподавал в Северо-Западном университете (штат Иллинойс). В 1918-54 профессор Калифорнийского университета (Беркли). Разработал систему психологических наук, соединившую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 412)

-------------------

См. также Бихевиоризм

ТОЛСТОЙ, ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ, ГРАФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, ГРАФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМАШЕВСКИЙ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

ТОМАШЕВСКИЙ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1890-1957) - литературовед, известный пушкинист, автор учебника по теории литературы и стилистике, преподаватель.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 29-30)

-------------------

См. также ОПОЯЗ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Томск, Комсомольский просп., 75. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Томск, просп. Ленина, 36. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ - Томск, просп. Ленина, 40. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Томск, просп. Ленина, 30. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТОРНДАЙК (THORNDIKE), ЭДУАРД ЛИ

ТОРНДАЙК (THORNDIKE), ЭДУАРД ЛИ (1874-1949) - американский психолог и педагог. Профессор Колумбийского университета (с 1904). С 1924 один из редакторов "Журнала генетической психологии", с 1926 - "Монографий генетической психологии". Способствовал внедрению объективных методов в исследование процесса научения. Работа Т. "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т.ч. на концепции программированного обучения. Автор св. 500 работ по различным проблемам психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 412)

ТРАЙТАК, ДМИТРИЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ

ТРАЙТАК, ДМИТРИЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ (р. 1927) - д-р педагогических наук (1970), профессор (1972), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), профессор Московского педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТРАМПА-ПЛАН

ТРАМПА-ПЛАН (по имени автора - профессора Л. Трампа) - система организации обучения, в которой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% учебного времени), малых группах (20%) и индивидуальные. Получил распространение в конце 1970-х гг. в США. В рамках Т.-п. в крупных аудиториях высококвалифицированные преподаватели читают лекции для двух и более параллельных классов, затем проводятся занятия в небольших группах (15-20 чел.) с обсуждением прочитанной лекции. Занятиями руководят не только учителя, но и успевающие учащиеся. Индивидуальная работа проводится по заданиям учителя, отчасти по выбору учащихся в соответствии с их склонностями. Т.-п. в полном виде применяется лишь в некоторых экспериментальных школах США, в основном в массовой школе применяются отдельные его элементы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит представление о структуре личности как сочетании трёх качественно своеобразных уровней организации человеческого "Я" (эго-состояний). Этим трём уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Ребёнок" и "Взрослый". Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Каждый компонент несёт в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл.о. с оформлением полноценно функционирующего "Взрослого".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

ТРАПП (TRAPP), ЭРНСТ ХРИСТИАН

ТРАПП (TRAPP), ЭРНСТ ХРИСТИАН (1745-1818) - немецкий педагог-филантропист. Преподавал в различных учебных заведениях, в т.ч. в филантропине И.Б. Базедова в Дессау. Первый германский профессор педагогики. Вместе с И.Г. Кампе принимал активное участие в реформе школьного дела в Брауншвейге. Гл. труд Т. "Опыт педагогики" (1780) - попытка дать систематическое изложение теории и практики филантропизма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 412-413)

ТРЕВОЖНОСТЬ

ТРЕВОЖНОСТЬ - эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределённости. Может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления и т.п. Т. имеет много общего со страхом (см. Страхи), но отличается менее определённым характером и возникает при действительной или мнимой угрозе человеку.

Различают Т. как эмоциональное состояние (ситуативная Т.) и как устойчивую черту (личностная Т.), проявляющуюся в повышенной склонности к Т. без достаточных причин. Т. по-разному проявляется на возрастных этапах развития личности. Например, у малышей чувство тревоги возникает при разлуке с матерью, у младших школьников - в период адаптации к школе, у подростков - в процессе самоутверждения при общении со сверстниками (особенно лицами противоположного пола) и др. Выделяют также Т., проявляющуюся в определённой сфере: школьная, межличностная и др.

Возникновение чувства Т. у ребёнка, как правило, является следствием его неблагополучного положения в семье, школе, детском коллективе и исчезает после устранения причин, его порождающих. Однако стойкая личностная Т. может являться не только свойством темперамента, но и симптомом умственной отсталости (см. Нарушения интеллекта), других нарушений в психофизическом развитии, психических заболеваний. Поэтому возникновение Т. у ребёнка требует особого внимания со стороны родителей и оказания ему психолого-педагогической помощи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

-------------------

См. также Нарушения интеллекта, Страхи

ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ - интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-Т. направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта. Распространённые разновидности Т. - социально-психологический Т., Т. личностного роста, корпоративный тренинг, видеотренинг и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

-------------------

См. также Образовательные технологии, Тестирование централизованное, Тренинг психологический

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель Т.п. конкретизируется в следующих задачах:

1. овладение психологическими знаниями;

2. формирование умений и навыков в сфере общения;

3. коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4. развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5. коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методической модификации приводит к многообразию частных форм Т.п.

Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

-------------------

См. также Образовательные технологии, Тестирование централизованное, Тренинг

ТРИВИУМ

ТРИВИУМ - см. Семь свободных искусств

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА - Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер. Первоначально применялась только для решения инженерно-технических проблем. Впоследствии стала использоваться в проблемном обучении для обозначения концепции, цель которой в развитии системного мышления школьников путем решения творческих задач. Не имеет статуса науки педагогики.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 269-270)

ТРИТОН

ТРИТОН - издательство, ООО, С.-Петербург. Образовательная литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - крупнейший православный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.). В 1337 преподобный Сергий Радонежский осн. маленькую пустынь в честь Святой и Живоначальной Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый деревянный храм во имя Святой Троицы был освящён в 1340-х гг. В это же время в братстве преподобного Сергия был принят общежительный монашеский устав, а сам Сергий стал игуменом. Троицкая обитель стала духовным центром Московской Руси.

Ученики и последователи преподобного Сергия основали 37 обителей, образовав т.н. "сергиевскую" общежительную школу. До 1814 в Лавре действовала Троицкая духовная семинария, в 1814 сюда переведена Славяно-греко-латинская академия, преобразованная в Московскую духовную академию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291)

ТРОИЦКИЙ, ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

ТРОИЦКИЙ, ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ (1889-1942) - методист-словесник, обосновал принцип "целостного изучения литературного произведения".

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 59)

ТРОТЦЕНДОРФ (TROTZENDORF), ВАЛЕНТИН

ТРОТЦЕНДОРФ (TROTZENDORF), ВАЛЕНТИН (настоящая фамилия - Фридланд) - (1490-1556)

- немецкий педагог, ученик и последователь Ф. Меланхтона, стремился внедрить в школу его идеи. Одним из первых ввёл в интересах воспитания школьное самоуправление.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

ТРОШИН, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ТРОШИН, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1874-1938) - выдающийся педагог, психолог и общественный деятель России и Российского Зарубежья, профессор, преподаватель педагогического института при Военно-медицинской академии в Петербурге. Научные исследования по проблемам детской психопатологии, дефектологии.

(Наследие Г.Я. Трошина в истории педагогики и психологии России и Российского Зарубежья. - Саранск, 2005. С. 3-11)

ТРУДНЫЕ ДЕТИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих пре- пятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, весьма разнообразны. Поэтому нередко к Т.д. относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как "трудного" отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо _ чаще _ вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 291-292)

-------------------

См. также Запущенность педагогическая, Кащенко, Всеволод Петрович

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - в Рос. Федерации учебный предмет в общеобразовательной школе (до 1985/86 учебного года - трудовое обучение). Трудовое обучение (под названием "Ручной труд") как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии в 1866. В России ручной труд начал преподаваться в 1884. Широкое распространение получила система трудового обучения К.Ю. Цируля. В первые годы советской власти трудовое обучение осуществлялось в соответствии с задачами политехнического образования. В 1937 трудовое обучение было отменено, в середине 50-х гг. восстановлено. В 1958-65 в учебный план входило производственное обучение. С 1967/68 учебного года вновь восстановлено трудовое обучение. Современная система Т.и п.о. представлена в различных вариантах: в начальных классах дети преимущественно занимаются ручным и сельскохозяйственным трудом; в 5-9-х классах - общетрудовой подготовкой; в 8-9-х и 10-11(12)-х классах по желанию учащихся и при наличии необходимых условий Т.и п.о. может проводиться по одному из профилей, соответствующих к.-н. отраслям хозяйства, или в виде подготовки к массовым профессиям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 293)

-------------------

См. также Начальное образование

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ( СССР)

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ( СССР) - система подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий. Осн. в 1940. В системе Т.р. функционировало 3 типа учебных заведений: ремесленные училища и железнодорожные училища (срок обучения 2 года), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО; 6 мес обучения). Учебные заведения Т.р. готовили рабочих 700 профессий. После ряда реорганизаций в 1959 все профессиональные учебные заведения Т.р. преобразованы в профессионально-технические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 293)

-------------------

См. также Железнодорожные училища, Профессионально-технические училища, Профессионально-техническое образование, Ремесленные училища, Школы фабрично-заводского ученичества

ТРУДОЛЮБИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ - врождённая потребность в деятельности. Уже в первые годы жизни малыша в его играх есть элементы труда, преодоления и совершенствования себя, нуждающиеся в поощрении и поддержке. Детская игра - начало приобщения ребёнка к постоянно усложняющимся занятиям, а затем к труду. Важно, чтобы дети в семье имели постоянные и чётко определённые обязанности, наличие которых и периодическая проверка их исполнения внушают ребёнку ощущение своей полезности и умелости. Недопустимо наказание трудом. Наоборот, важно создавать такие ситуации, когда к.-л. поручение будет наградой, особой формой доверия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 293)

ТРЯПИЦЫНА, АЛЛА ПРОКОПЬЕВНА

ТРЯПИЦЫНА, АЛЛА ПРОКОПЬЕВНА (р. 1949) - д-р педагогических наук (1991), профессор, член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ТУГОУХОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУКАЕВ

ТУКАЕВ - см. Тукай, Габдулла

ТУКАЙ, ГАБДУЛЛА

ТУКАЙ, ГАБДУЛЛА (настоящая фамилия - Тукаев) - (1886-1913)

- татарский поэт, публицист, общественный деятель. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, выступал за расширение роли родного языка в начальном обучении татарских детей. Опираясь на методический материал учебников К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и А.Я. Острогорского, Т. написал оригинальные учебники для татарских школ ("Новое чтение", 1909; "Уроки национальной литературы в школе", 1911). Содействовал открытию русско- татарских училищ и русских классов при медресе. Выпустил несколько сборников стихотворений для детей и юношества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тула, просп. Ленина, 125. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тула, просп. Ленина, 92. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТУРИЗМ( ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТХАКУШИНОВ, АСЛАНЧЕРИЙ КИТОВИЧ

ТХАКУШИНОВ, АСЛАНЧЕРИЙ КИТОВИЧ (1947) - доктор социологических наук, профессор, академик многих международных академий, ректор Майкопского государственного технологического университета (Адыгея), литературовед, педагог.

(Тхакушинов: вчера, сегодня, завтра. - Майкоп, 2004. С. 2)

ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Тыва, Кызыл, ул. Ленина, 36. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТЬЮТОР

ТЬЮТОР (англ. to tutor - обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) - ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей, которые обучаются в системе дистанционного образования. Базируется на теоретических положениях андрагогики, педагогики и психологии. Модели тьюторской деятельности разработаны Международным институтом менеджмента (МИМ)ЛИНК - партнером Открытого университета Великобритании.

(Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. - М., 2004. С. 3, 27-28)

-------------------

- опекун.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 152)

-------------------

См. также Андрагогика, Дистанционное образование

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тюмень, ул. Володарского, 38. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Тюмень, ул. Семакова, 10. Психология, педагогика и психология, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

ТЯ-СЕН, ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ТЯ-СЕН, ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1941) - член-корреспондент РАО (1993; Отделение образования и культуры), художественный руководитель, гл. режиссёр Театра юного зрителя "Эксперимент" (г. Жигулёвск).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница