Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "М" (часть 3, "МОН"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МОН"-"МЯС")

МОНИТОР

МОНИТОР (от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) - старший учащийся, помощник учителя в школах т.н. взаимного обучения, существовавших в Великобритании, США, Франции, России и других странах в конце 18 - начале 19 вв.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 147)

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)

МОНОЛОГ УЧИТЕЛЬСКИЙ

МОНОЛОГ УЧИТЕЛЬСКИЙ - речь, произносимая учителем как режиссёром и гл. исполнителем им же созданного педагогического действа; рассказ или обращение учителя к своим ученикам. М.у. служит объяснению нового учебного материала, выступает формой воспитательной проповеди, вообще побуждает слушающих к размышлению и вниманию. Педагогический процесс чаще всего предстаёт как диалог или полилог. Но в устах опытного педагога монолог приобретает характер полифонической монодрамы, с элементами личного и даже лирического начал. М.у. служит образцом логически раскрываемого содержания, доказательства, а также грамотности и строгости мышления. М.у. подчиняется законам риторики, логики и актёрского мастерства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 147)

МОНОСЗОН, ЭЛЕ ИСАЕВИЧ

МОНОСЗОН, ЭЛЕ ИСАЕВИЧ (1908-1987) - педагог, действительный член АПН (1965), д-р педагогических наук (1968). С 1945 в системе АПН: заместитель директора НИИ СИМО (1955-65), гл. учёный секретарь Президиума АПН (1965-71), академик- секретарь Отделения дидактики и частных методик (1967-68) и Отделения теории и истории педагогики (1968- 1971). Осн. труды по теории воспитания, проблемам формирования мировоззрения школьников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

-------------------

- один из основоположников советской педагогики, крупный теоретик, разработавший фундаментальные вопросы воспитания, проблемы формирования мировоззрения школьников.

(Шамова Т.И. Избранное. - М., 2004. С. 34)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНРО (MONROE), ПОЛ

МОНРО (MONROE), ПОЛ (1869-1947) - американский педагог, историк педагогики. Св. 40 лет преподавал в Колумбийском университете, первый директор Международного педагогического института при нём (с 1923). Изучал школьное дело в странах Латинской Америки и Азии, автор мн. проектов реорганизации учебных заведений. В "Истории педагогики" (1907; русский перевод, 4 изд., 1923) предложил концепцию, согласно которой в каждом историческом периоде развития общества выделяется центральная идея, лежащая в основе воспитания (например, в первобытном обществе - "непрогрессирующее приспособление", в Древней Греции - "прогрессивное приспособление", в Средневековье - "дисциплина" и т.д.). М. противопоставил два метода - обучение как повторение (активная роль принадлежит учителю) и обучение как творчество (главенствующую роль играет активность учащегося). Он считал, что обучение как повторение лежит в основе восточной культуры, особенно китайской, и в значительной степени характерно для системы европейского образования; обучение как творчество связывал с американским образованием. Редактор 5-томной "Энциклопедии педагогики" (1911-13).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОНТЕНЬ (MONTAIGNE), МИШЕЛЬ ДЕ

МОНТЕНЬ (MONTAIGNE), МИШЕЛЬ ДЕ (1533-1592) - французский философ и писатель. Книга "Опыты" (Essais) (1580- 1588) направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, М. исследовал сложность и противоречивость человеческого характера. Разработал гуманистическую педагогическую программу, оказавшую сильное влияние на педагогику Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Л.Н. Толстого и других прогрессивных теоретиков и практиков воспитания. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоническое совершенствование человеческой личности, выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании - путь усовершенствования человеческой природы, формирование людей здоровых, честных и близких к "естественному состоянию".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОНТЕССОРИ (MONTESSORI), МАРИЯ

МОНТЕССОРИ (MONTESSORI), МАРИЯ (1870-1952) - итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - д-р медицинских наук (1896), профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-07 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-08 профессор). В 1895-98 работала в детской психиатрической клинике, где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития чувств у умственно отсталых детей. Для внедрения своей системы М. создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "Дома ребёнка" (первый открыт в 1907 в Риме) и школы в ряде зарубежных государств. Разрабатывала теорию свободного воспитания, а также методику обучения, осн. на сенсорном воспитании (развитие органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий). Опыт обучения детей М. обобщила в книге "Метод научной педагогики..." (1909; рус. пер., 4 изд., 1920) и других работах. В последние годы жизни возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

-------------------

См. также Паркхерст, Елена, Монтессори-школа, Говард-план

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА - см. Монтессори-школа

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА - альтернативный тип учебного заведения и своеобразная образовательная технология, в основе которой лежат идеи разновозрастного обучения, отсутствия урока и свободного построения распорядка дня, систематической деятельности учащихся. Эти идеи восходят к концепции свободного воспитания. Роль учителя сводится к оказанию помощи учащимся и поддержанию их самодеятельности. Монтессори-школа - это школа развития и саморазвития учащихся. М.-ш. создана М. Мантессори, итальянским педагогом и врачом. По сути является авторсой школой.

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 33-34)

-------------------

См. также Монтессори, Мария

МОРАЛИЗАТОРСТВО

МОРАЛИЗАТОРСТВО - понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении оценки моральной или нравственного поучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности. О М. заходит речь тогда, когда моральная оценка рассматривается не как простое расхождение в ценностных определениях, а как признание систематического искажения моральным проповедником нравственных принципов. Недоверие к М. связано прежде всего с ущемлением нравственной автономии индивида, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его небескорыстности. М. можно трактовать как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению как явлению безнравственному по своей сути. Психологической основой М. является широкий спектр осознанных и бессознательных прагматических интересов, поиск привилегированной позиции, которая позволяет пренебречь критичным отношением к собственным представлениям о должном и к своему праву на нравственное поучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 148)

МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Мордовия, Саранск, ул. Студенческая, 11а. Психология, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Мордовия, Саранск, ул. Большевистская, 68. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОРЕНО (MORENO), ЯКОБ (ДЖЕКОБ) ЛЕВИ

МОРЕНО (MORENO), ЯКОБ (ДЖЕКОБ) ЛЕВИ (1892-1974) - американский социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Прошёл курс психоаналитической подготовки у З. Фрейда. Работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии и США; основатель (1936) и гл. врач (до 1968) клиники в Бикон-Хилле (ныне санаторий Морено); основатель журнала "Социометрия" (1937), "Международного журнала социометрии" (1956), Института социометрии и психодрамы (1940; Институт Морено).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

МОРЕХОДНЫЕ КЛАССЫ

МОРЕХОДНЫЕ КЛАССЫ - в России учебные заведения по подготовке кадров для морского и речного транспорта. Возникли по Положению о мореходных классах (1867). Находились в ведении Министерства финансов. Им предшествовали основанные (1701) Петром I навигацкие классы Московской школы математических и навигацких наук, а также навигацкие, шкиперские, лоцманские, водоходные, торгового мореплавания училища, школы и курсы. М.к. подразделялись на три разряда;

на 1-м (низшем) готовили штурмана каботажного плавания,

на 2-м - шкипера каботажного и штурмана дальнего плавания,

на 3-м - шкипера дальнего плавания.

К 1890 насчитывалось 43 М.к. Они имелись почти во всех речных бассейнах России (кроме бассейна Тихого океана). Теоретические занятия проходили зимой, учебное плавание - летом. В 1881 М.к. переданы в ведение МНП, но в 1898 они вновь перешли к Министерству финансов. По закону 1902 М.к. были закрыты, а на их базе стали создаваться мореходные училища и школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149)

МОРРИСОН (MORRISON), ГЕНРИ КЛИНТОН

МОРРИСОН (MORRISON), ГЕНРИ КЛИНТОН (1871-1945) - американский педагог. Профессор педагогики Чикагского университета (1928-45). Особую известность приобрела книга М. "Практика обучения в средней школе" (1926), где он выдвигал представление о ключевых чертах каждой образовательной ступени, которые определяют характер содержания и методов обучения. М. разрабатывал представление о поэлементном разложении содержания обучения на сумму целостных "единиц усвоения" и выдвинул на этой основе идею дидактического цикла, направленного на обязательное полное усвоение учащимися запланированных единиц. Эта идея М. развивается в современной теории и практике обучения на основе концепции полного усвоения (см. Полного усвоения система).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

-------------------

См. также Полного усвоения система

МОР, ТОМАС

МОР, ТОМАС (1478-1535) - английский гуманист, государственный деятель и писатель. Друг Эразма Роттердамского, посвятившего М. свою "Похвалу глупости". Канцлер Англии в 1529-32. В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического о. Утопия (название дано М.), изобразил общество, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд составляет обязанность всех.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383-384)

МОСКВИТИН

МОСКВИТИН - см. Иван Фёдоров

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ - Москва, ул. Академика Скрябина, 23. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ АКАДЕМИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ АКАДЕМИЯ - Москва, ул. Миклухо-Маклая, 23. Педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - Москва, ул. Земляной вал, 73. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ: ПРАВОСЛАВНАЯ ЛЕПТА

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ: ПРАВОСЛАВНАЯ ЛЕПТА - благотворительный фонд, Москва. Детская познавательная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА - Москва, ул. Тимирязевская, 49. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА - научная школа русских историков в Московском университете. Понятие "Московская школа" было введено П.Н. Милюковым, чтобы отделить ее от "Петербургской школы" К.Н. Бестужева-Рюмина, в центре внимания которой стоял филологический метод, и от "Государственной школы" С.М. Соловьева. Формальное различие между "Государственной школой" вокруг Соловьева и "Московской школой" вокруг Ключевского состоит в том, что в первом случае речь идет о группе ученых, действующей независимо на основе согласия в поставленных перед ними задачах; во втором случае - о подрастающем научном поколении, собравшемся вокруг одного учителя, но в практической работе идущем своими собственными путями. На характер этой школы повлияло понимание В.О. Ключевским роли университетского профессора. Под покровительством В.О. Ключевского воспитывались и защитили свои диссертации по русской истории: П.Н. Милюков, В.Е. Якушкин, М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богославский, Н.А. Рожков и Ю.В. Готье.

(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 г. - 1905 г./ Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005. С. 7, 97)

-------------------

См. также Ключевский, Василий Осипович, Милюков, Павел Николаевич

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Москва, ул. Сретенка, 27/29. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Тимирязевская, 58. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) - Москва, Ленинский просп., 4. Валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ГСП-34, ул. Остоженка, 38. Подготовка преподавателей иностранного языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Лосиноостровская, 24. Психология, социальная антропология, социальная работа, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ - Москва, ул. Садовническая, 33. Психология, социальная антропология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА - Москва, Воробьёвы горы. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА - Мытищи-5 Московской обл., ул. Первая Институтская, 1. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Москва, ул. Образцова, 15. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА - Пос. Черкизово Пушкинского района Московской обл., ул. Главная, 99. Психология, социальная работа, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ - Москва, ул. Нежинская, 7. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Москва, Малый Калужский пер., 1, корпус 4. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Е.Р. ДАШКОВОЙ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Е.Р. ДАШКОВОЙ - Москва, ул. Лескова, 6б. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Москва, ул. Островитянова, 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА - Москва, 2-й Кожевнический пер., 4/6. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА - Москва, ул. 5-я Кожуховская, 26. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, Зельев пер., 11, строение 45. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Малая Пироговская, 1. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Москва, ул. Радио, 10а. Психология, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия, социальная педагогика, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Видное Ленинского района Московской области, ул. Школьная, 77. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН - Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое среднее учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению. Учреждение пансиона как учебного заведения произошло в 1779. Принимались мальчики 9-14 лет после предварительных испытаний, в ходе которых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа занятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149)

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРО

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРО - Москва, Подсосенский пер., 20/12, строение 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Москва, Лялин пер., 24/26. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (МОРТЗ)

МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (МОРТЗ) - просветительская общественная педагогическая организация. Создана в 1869. Осн. задачи: организации воскресных и вечерних классов для рабочих, разработка учебных планов и программ для них, изучение технического и ремесленного образования в России и за рубежом и др. Деятели МОРТЗ: А.К. Эшлиман (председатель), С.А. Владимирский (секретарь), К.К. Мазинг, В.Я. Стоюнин, Д.С. Зернов, А.И. Чупров и др. К 1913 МОРТЗ было организовано 22 воскресных класса технического рисования (1263 учащихся от 8 до 40 лет); одна из первых в России женских ремесленных школ с 5-летним курсом обучения для девочек; среднее механико-техническое училище электротехнического профиля (осн. в 1870 как учебная мастерская, в 1881-1907 - слесарно-ремесленное училище). В 70-е гг. МОРТЗ объединяло научно-педагогические круги Москвы. Комиссии при его учебном отделе занимались не только техническим, но и общим образованием (начальные и средние школы, экскурсии, детское чтение и др.). Однако выходившие за рамки устава аспекты работы МОРТЗ подверглись критике московского губернатора и ряд направлений работы (чтения для учащихся и др.) был запрещён. В 1898 на базе учебного отдела МОРТЗ создано Педагогическое общество Московского университета. Деятельность МОРТЗ удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже (1909). После октября 1917 прекратило деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149)

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88)

-------------------

См. также Мотивы

МОТИВЫ

МОТИВЫ - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин "М." применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Процесс формирования М. человека характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением.

Умение создавать и использовать определённые ситуации для воздействия на систему М. личности составляет важный компонент педагогического мастерства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149)

-------------------

См. также Желание, Мотивация

МУДРИК, АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ

МУДРИК, АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1982), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Виктимология, Российская академия образования (РАО)

МУДРОСТЬ

МУДРОСТЬ - Большинство определений М. подчёркивают в ней момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Л.Н. Толстому, М. - это "знание вечных истин, приложимых к жизни". В этико-философском смысле значение русского слова "М." теснее всего переплелось с греческим понятием "софия", которое хотя и переводится на русский язык как "М.", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. София-мудрость понимается как творческое воплощение истины в жизни, что определяет состояние идеально преображённой действительности и жизненно воплощённой идеальности. Такое духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение этоса достичь единения с Абсолютом. Целостность М. выступает в единстве трёх сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом. Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с другими людьми, его общение с ними. Нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. Аскетизм, Совершенство).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 149)

-------------------

См. также Аскетизм, Совершенство

МУЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ - форма образовательной деятельности учащихся; осуществляется под руководством педагогов в результате поисково-образовательной деятельности. В М.ш. учащиеся собирают и изучают памятники истории, культуры, природы родного края.

В России в 19 в. учебные музеи (кабинеты естественной истории и т.п.) существовали во многих гимназиях. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в кн. В.Я. Уланова "Опыт методики истории в начальной школе" (1914). С развитием школьного краеведения в 20-е гг. началось массовое создание М.ш., наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся комсомольскими и пионерскими организациями.

Общее руководство М.ш. возложено на органы образования. По данным паспортизации сети М.ш., проводимой станциями юных туристов, в 90-е гг. насчитывалось: в Москве св. 800 музеев, в С.-Петербурге св. 900, в Смоленской обл. св. 70, в Иркутской и Ростовской св. 60, в Костромской св. 50 и т.д.

Создаются комплексные краеведческие, исторические, естественно-научные, сельскохозяйственные, технические, литературные, художественные и другие М.ш. Некоторые из них стали филиалами государственных музеев, на базе ряда М.ш. основаны районные краеведческие музеи. Появились музеи-клубы, музеи - учебные кабинеты. М.ш. ведут исследовательскую, просветительскую и экскурсионную работу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 151)

-------------------

См. также Музеи, Музеи педагогические

МУЗЕЙ ИГРУШКИ

МУЗЕЙ ИГРУШКИ - художественно-педагогическое, научно-педагогическое учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. в 1918 (открыт 1920) в Москве при Наркомпросе РСФСР художником Н.Д. Бартрамом (первый директор). В собрание музея вошли игрушки из царских дворцов, частные коллекции, экспонаты Эрмитажа, Русского, Исторического и других музеев, а также произведения народных мастеров. К 1921 в М.и. насчитывалось ок. 7 тыс. экспонатов. В 1931 М.и. переведён в Загорск (ныне Сергиев Посад), где вместе с н.-и. институтом игрушки и техникумом игрушки (оба открыты в 1932) образовал своеобразный центр игрушечной промышленности. В М.и. представлена дымковская (Кировская область), филимоновская (Тульская область), нижегородская, пензенская, курская, рязанская, костромская, северная игрушка, деревянная игрушка Сергиева Посада и его окрестностей (с. Богородское), а также зарубежная игрушка 18-20 вв.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 151)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ

МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ - специалист, обладающий педагогическим мастерством и глубоко осведомленный в психологии художественного творчества и психологии активного сотворческого восприятия искусства, знающий множество фактов и умеющий живо оперировать ими и в классе, и в музейной среде, понимающий, сколь близки и различны эти две учебные аудитории.

(Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. С. 5)

МУЗЫКА( ДЛЯ ДЕТЕЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ( ДЕТСКИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы М. При пассивной М. пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения с целью достижения определённого эмоционального, в т.ч. эстетического, переживания, которое должно способствовать отвлечению человека от тех или иных проблем. В качестве средств, способствующих М., часто используют такие дополнительные приёмы, как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в т.н. американской школе М. предлагаются такие музыкальные отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в "шведской школе", осн. на глубинном анализе, предъявление музыкальных произведений специально индивидуализируется для получения реакции от определённых, часто скрытых, комплексов. При активной М. пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или оркестре). Осн. целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве эффективно отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике М. наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в М., также используются в практике музыкального воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 153)

МУЛЬТИМЕДИА

МУЛЬТИМЕДИА - или мультимедийные средства

- система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной графикой. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 288-289)

- компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 34)

-------------------

См. также Медиаобразование

МУЛЬТФИЛЬМЫ( ДЛЯ ДЕТЕЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНИПОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

МУНИПОВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (р. 1931) - д-р психологических наук (1988), профессор (1990), действительный член РАО (1995; Отделение высшего образования), профессор Московского института радиотехники, электроники и автоматики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МУНИС, ХОРЕЗМИ

МУНИС, ХОРЕЗМИ (псевдоним; настоящее имя Шер-Мухаммад Авазбий-оглы) - (1778-1829)

- хивинский поэт, каллиграф, историк, педагог. Автор назидательных поэтических произведений, а также трудов по истории Хивы. В 1804 подготовил стихотворный труд по арабской каллиграфии (издан в 1875) - первое национальное (узбекское) сочинение по педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

МУНИЦИПАЛИТЕТ

МУНИЦИПАЛИТЕТ - название городского и районного самоуправления как низшей административно-территориальной единицы государственного устройства. Муниципализация - передача чего-либо во власть города или района и введение в этих территориях самоуправления. Возможно создание муниципальных школ и училищ, находящихся на балансе этих территорий.

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 34)

МУН, УИЛЬЯМ

МУН, УИЛЬЯМ (1818-1894) - английский тифлопедагог. Ослепнув в возрасте 3 лет на один глаз, в 1839 окончательно потерял зрение. Освоив грамоту слепых, получил юридическое образование и стал профессором права. В 1847 разработал на основе латинского алфавита систему осязательного шрифта, легко воспринимаемую слепыми и новоослепшими людьми (в т.ч. страдающими глухотой и не имеющими возможности пользоваться аудиовизуальными средствами). В том же году осн. типографию, где печатал для слепых Библию (раздавал её бесплатно) и другую литературу. Система М. употребляется наряду со шрифтом Л. Брайля во мн. странах мира.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Мурманск, ул. Спортивная, 13. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУТАЦИЯ

МУТАЦИЯ - перелом голоса у мальчиков в подростковом возрасте; из-за роста гортани у мальчиков голос резко понижается - в среднем на октаву, меняется его тембр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 155)

МУТИЗМ

МУТИЗМ (от лат. mutus - немой) - отказ от речевого общения при сохранении речевого аппарата. Наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 155)

-------------------

- Длительный М. может привести к ЗПР (задержка психического развития).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 89)

-------------------

См. также Задержка психического развития

МУХАМЕТЗЯНОВА, ГУЗЕЛ ВАЛЕЕВНА

МУХАМЕТЗЯНОВА, ГУЗЕЛ ВАЛЕЕВНА (р. 1938) - д-р педагогических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (1996; Отделение базового профессионального образования), директор Института среднего специального образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МУХИНА, ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА

МУХИНА, ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА (р. 1935) - д-р психологических наук (1973), профессор (1975), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1988 зав. кафедрой МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МЫСЛАКОВСКИЙ (MYSLAKOWSKY), ЗИГМУНД КАРОЛЬ

МЫСЛАКОВСКИЙ (MYSLAKOWSKY), ЗИГМУНД КАРОЛЬ (1890-1971) - польский педагог, д-р педагогических наук (1925), профессор (1927) Ягеллонского университета в Кракове. С 1933 редактировал журнал "Педагогическая культура". Автор фундаментального труда "Общество и воспитание" и систематического вузовского курса общей педагогики (оба в 1935). Выделял две гл. функции воспитания: адаптационную, приспосабливающую молодёжь к жизни в условиях накопленного нацией культурного наследия, и реконструктивную, формирующую творческое отношение к жизни. Полноценное развитие личности ребёнка считал возможным только в подлинно демократическом обществе, в условиях школы, отражающей открытость общества (книга "Тоталитаризм и культура", 1938).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЯСИЩЕВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

МЯСИЩЕВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1893-1973) - психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957), член-корреспондент АПН СССР (1968), заслуженный деятель науки РСФСР (1964). Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. С 1919 работал в психоневрологическом институте в Петрограде; в 1944-73 в ЛГУ. Специалист по общей и медицинской психологии, разрабатывал патогенетическую теорию неврозов и на её основе вопросы психотерапии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

МЯСНИКОВ, ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ

МЯСНИКОВ, ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1992), профессор (1998), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница