Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕН"-"МОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕН"-"МОН")

МЕНДЕЛЕЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

МЕНДЕЛЕЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1907) - химик, деятель образования, разносторонний учёный, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Св. 35 лет преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. Открыл (1869) периодический закон химических элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классических учебных руководств: "Органическая химия" (1861; Демидовская премия Петербургской АН) - первого русского оригинального учебника по этому курсу; "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71) - первого учебника, построенного на основе периодического закона. Автор фундаментальных исследований по народному просвещению, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МЕНЕДЖЕР

МЕНЕДЖЕР - профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ, МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ, МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - "менеджмент" имеет перевод "управление", "заведование", то есть в прямом смысле слова ничем от "управления" не отличается. Понятие М. по отношению к понятию "управление", следует рассматривать как часть по отношению к целому. Термин изначально приложим к сфере управления бизнесом. Синонимы термина: управление, руководство. М. - способ, манера общения с людьми; искусство управления; особого рода умелость и административные навыки. Это управление образовательным процессом, федеральными, региональными, муниципальными органами образования, а также внутришкольное управление.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 322-326)

-------------------

- комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)

-------------------

См. также Внутришкольное управление, Руководство школой, Управление образованием, Управление школой

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - см. Менеджмент в образовании

МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - см. Менеджмент в образовании

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ (от позднелат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин "М." ввёл в научный оборот американский философ Р. Эммерсон (1856). М. - это специфический тип мышления. М. отражает уровень индивидуального и коллективного сознания. М. рождается в подсознании, но постепенно впитывает в себя то общее, что складывается из природных данных и социально обусловленных элементов и в конечном итоге выражается в представлении о жизни и окружающем мире. В отличие от быстро изменяющихся идеологических установок и общественных взглядов, М. носит более постоянный характер, поскольку отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 140)

-------------------

См. также Ментальность

МЕНТАЛЬНОСТЬ

МЕНТАЛЬНОСТЬ - универсальная форма организации знаний человека, определяющая возможности познания и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, являются средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею, исходит из адаптивных механизмов познания и жизнедеятельности.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

-------------------

См. также Менталитет

МЕНЧИНСКАЯ, НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МЕНЧИНСКАЯ, НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1905-1984) - психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1952), профессор. С 1932 в Институте психологии; в 1937-81 зав. лабораторией психологии учения и умственного развития школьника; в 1955-65 заместитель директора. М. выявлены осн. закономерности процесса усвоения знаний, исследованы и психологически обоснованы эффективные приёмы работы над учебным материалом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МЕРКУРЬЕВ, СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

МЕРКУРЬЕВ, СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ (1945-1993) - специалист в области математической и вычислительной физики, декан физического факультета ЛГУ с 1980 года, ректор СПбГУ с 1985 года, д. член РАН с 1987 года.

(Станислав Петрович Меркурьев: К 60-летию со дня рождения. - СПб., 2005. С. 3-5)

МЕСРОП, МАШТОЦ

МЕСРОП, МАШТОЦ (362-440) - армянский просветитель, создатель армянской письменности, основоположник национальной школы и педагогической мысли. В 394 принял духовный сан. В 405-406 создал алфавит, полностью отразивший звуковой состав армянской речи. Перевёл (совместно с другими) Библию на родной язык. Основал национальные школы во всех областях Древней Армении. Написал первый учебник армянского языка и разработал методику преподавания. Положил начало армянской профессиональной поэзии и музыке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МЕТОД

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

-------------------

См. также Воспитательная работа

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету М.у.п. разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. М.у.п. тесно связана с дидактикой и опирается на её общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности школьника.

Для разработки эффективной системы педагогического воздействия М.у.п. опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программированного обучения). При обосновании системы школьного курса используются знания по логике и истории науки, науковедению.

Реформы отечественной системы образования в конце 80-х гг. поставили перед М.у.п. такие проблемы, как изменение её "рецептурного", описательного характера, повышение роли эксперимента, выявление путей формирования самостоятельности и творческой активности учащихся в учебной деятельности, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Актуальной проблемой М.у.п. является устранение перегрузки учащихся. Развитие новых технологий обучения, осуществление компьютеризации обучения обусловливают необходимость исследований, направленных на разработку учебных программ с применением ЭВМ, языков программирования, определением места компьютера в каждом учебном предмете и роли учителя, выявление соотношения компьютерного и других видов обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 141)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОС. ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОС. ФЕДЕРАЦИИ - часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М.р.:

- освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся;

- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; - обмен опытом.

М.р. осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Осн. направления, содержание и формы М.р. определяет педагогический совет учебно-образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган педагогического совета - методический совет.

В городских и крупных сельских школах создаются методические объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Одна из осн. форм М.р. - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением.

Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 141)

-------------------

См. также Экспериментальные школы

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ - 1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2. учение о научном методе познания;

3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416-417)

-------------------

- учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. С. 181)

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - система знаний о методах педагогических исследований.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 95)

-------------------

- учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

-------------------

- это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. учение о познании.

(Перченок Р.Л. Основы педагогики. - М., 2003. С. 13)

МЕТОД ПРОЕКТОВ

МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. М.п. возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе М.п. - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Подробное освещение М.п. получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США).

В 20-х гг. М.п. стал частично применяться в практике отечественных школ - сначала опытных, затем и в некоторых массовых. Сторонники М.п. (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др.) провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. Были разработаны (1929-30) комплексно-проектные программы, в которых учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в т.ч. таких, как "Поможем ликвидировать неграмотность" и пр. Универсализация М.п. была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" (1931) и в дальнейшем в практике отечественной школы М.п. не применялся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 140-141)

-------------------

- форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80)

МЕТОД РЕЙТИНГА

МЕТОД РЕЙТИНГА - определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 79)

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ

МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ - способ обучения грамоте; возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка (в котором до 80% односложных слов, существительные не склоняются и т.д.). Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы. В России этот способ применялся в 1918-31 при комплексной системе обучения. В чистом виде в русских школах не использовался, хотя и был выпущен ряд букварей, построенных по этому методу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 141)

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ( В ПЕДАГОГИКЕ)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ( В ПЕДАГОГИКЕ) - приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М.и. определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

М.и. в педагогике подразделяются на:

- общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; - констатирующие и преобразующие;

- эмпирические и теоретические;

- качественные и количественные;

- частные и общие;

- содержательные и формальные;

- методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

- методы описания, объяснения и прогноза;

- специальные методы;

- методы обработки результатов исследования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 141)

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ - способы, с помощбю которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

-------------------

См. также Аттестация педагогических и руководящих кадров, Контроль

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ТАГУТИ

МЕТОДЫ ТАГУТИ - см. Тагути методы

МЕХТИ-ЗАДЕ, МЕХТИ МАМЕД ОГЛЫ

МЕХТИ-ЗАДЕ, МЕХТИ МАМЕД ОГЛЫ (1903-1984) - азербайджанский педагог, организатор народного образования, действительный член АПН СССР (1967). В 1952-54 и 1960-80 министр просвещения Азербайджанской ССР. Осн. работы по общей педагогике, истории школы в Азербайджане.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МЕЧ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

МЕЧ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1848-1936) - географ-методист, педагог, писатель. Св. 30 лет преподавал в учебных заведениях Москвы, читал публичные лекции по географии. Систему преподавания строил на подходе к географии как "живой науке о Земле"; в методике обучения главным считал творческое развитие учащихся. Труды и учебники по географии, в т.ч. книга "Россия. Учебник отечественной географии" (1887; к 1917 выдержал 30 переизданий) и хрестоматия (1888; к 1923 -15 переизданий). Его уроки, лекции и учебные книги отличались популярным изложением сложных научных материалов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МЕЩЕРЯКОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

МЕЩЕРЯКОВ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1923-1974) - дефектолог, д-р психологических наук (1971). Сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР (с 1952, с 1961 зав. лабораторией). Один из организаторов специального учебно-воспитательного учреждения - Детского дома для слепоглухонемых (1963). Разрабатывал систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Доказал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного (осязательного) анализатора. Гос. премия СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИД (MEAD), МАРГАРЕТ

МИД (MEAD), МАРГАРЕТ (1901-1978) - американский этнограф и социолог, основатель этнографии детства как самостоятельной научной дисциплины. Сотрудник, затем куратор (1964-69) отдела этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского университета (с 1954) и университета Фордем (1968-70). Автор монографий и статей по этнографии, а также по социальной, возрастной и дифференциальной психологии, теории воспитания, социологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИЖУЕВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

МИЖУЕВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1861-1932) - педагог, публицист. Преподавал в 6-й петербургской гимназии и различных вузах С.-Петербурга. В 1902-24 библиотекарь Петербургского технологического института. Историк педагогики, автор трудов по истории западноевропейской и американской школы конца 19 - начала 20 вв., вёл хронику по вопросам просвещения за рубежом в педагогических журналах. Автор биографий выдающихся людей (в т.ч. Я.А. Коменского, 1896) в серии "Нашему юношеству о хороших людях", популярных книг по экономике, истории, государственному праву и др. Составил учебники по французскому языку и англо-русский словарь (1928).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИКЕЛЬСОН МИКЕЛЬСОНС (MIKELSONS), РОБЕРТС

МИКЕЛЬСОН МИКЕЛЬСОНС (MIKELSONS), РОБЕРТС (1889-1973) - латвийский педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1957). В 1947-56 заместитель министра просвещения Латвийской ССР. Директор НИИ школ Министерства просвещения Латвийской ССР (1956-68). Один из организаторов подготовки педагогических кадров, один из инициаторов историко-педагогических исследований в республике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИКРОПОЛЬ

МИКРОПОЛЬ - ТОО, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МИЛЛЕР, ФЁДОР БОГДАНОВИЧ

МИЛЛЕР, ФЁДОР БОГДАНОВИЧ (1818-1881) - переводчик, поэт. Стихи для детей, в т.ч. хрестоматийное "Раз-два- три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять" (1851).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИЛЛЬ (MILL), ДЖОН СТЮАРТ

МИЛЛЬ (MILL), ДЖОН СТЮАРТ (1806-1873) - английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Осн. педагогические взгляды М. изложены в его речи (1867) при вступлении на пост ректора университета в Сент-Андрусе (Шотландия), в которой он отстаивал принцип сочетания естественно-научного и гуманитарного образования. Сам М. явился объектом педагогического эксперимента, проведённого его отцом, философом Джеймсом Миллем, который стремился дать сыну с 3 до 14 лет разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование, воспитав в нём чёткость, последовательность, самостоятельность мышления. Результатом эксперимента было чрезвычайно раннее интеллектуальное развитие М., едва не приведшее его на грань психического расстройства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИЛН (MILNE), АЛЕН АЛЕКСАНДЕР

МИЛН (MILNE), АЛЕН АЛЕКСАНДЕР (1882-1956) - английский писатель. Книги для детей "Винни-Пух" (1926), "По соседству с Пухом" (1928) - русский пересказ Б. Заходера под названием "Винни-Пух и все-все-все" (1960); стихи, пьесы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трёх - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 142)

-------------------

См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

МИЛТОН, ДЖОН

МИЛТОН, ДЖОН - см. Мильтон, Джон

МИЛЬТОН МИЛТОН (MILTON), ДЖОН

МИЛЬТОН МИЛТОН (MILTON), ДЖОН (1608-1674) - английский поэт и мыслитель, публицист, политический деятель. В 1644 по просьбе С. Хартлиба, главы кружка последователей Я.А. Коменского, опубликовал трактат "Об образовании", где излагал принципы воспитания и образования будущих правителей государства. Идея трактата - возрождение некоторых образовательных принципов Платоновской академии. Писал о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой. Составил учебник латинской грамматики. Существующие университеты предлагал заменить более демократичными колледжами. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в т.н. академиях диссентеров - колледжах университетского типа для религиозных нонконформистов, которым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИЛЮКОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

МИЛЮКОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1859-1943) - русский историк и политический деятель конца 19 - начала 20 вв., лидер русского либерализма, ученик В.О. Ключевского. В области образования выступал за автономию университетов, за независимое от государства распространение высшего школьного образования в провинции. Занимался преподавательской и исследовательской деятельностью.

(Томас М. Бон Русская историческая наука /1880 г. - 1905 г./ Павел Николаевич Милюков и Московская школа. - СПб., 2005. С. 7, 9)

-------------------

См. также Московская школа

МИМИКА

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный) - выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети "читают" лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ( РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНСКИН, ЕФИМ МАРКОВИЧ

МИНСКИН, ЕФИМ МАРКОВИЧ (1906-1986) - педагог, организатор и пропагандист внешкольного воспитания. В 1929 создал на Украине Станцию детских развлечений и стал её директором. Впоследствии станция была реорганизована в Дом художественного воспитания детей, а в 1935 на его базе открыта первая в СССР детская игротека (с 1941 центральная детская игротека Наркомпроса УССР). В 1946 создал игротеку при московском городском Доме пионеров и в течение 20 лет руководил ею. Организовал прокатный фонд детских игр, игротеки-передвижки и т.д. По его инициативе при московском Дворце пионеров и школьников была создана детская фабрика игр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИР ДЕТСТВА

МИР ДЕТСТВА - издательская фирма, ООО, Москва. Детская, оздоровительная, развивающая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МИРЗА ШАФИ

МИРЗА ШАФИ - см. Вазех

МИРИЕВСКИЙ Ф.И.

МИРИЕВСКИЙ Ф.И. - см. Янкович де Мириево, Фёдор Иванович

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОЛЮБОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

МИРОЛЮБОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1923) - д-р педагогических наук (1973), профессор (1974), действительный член РАО (1985; Отделение общего среднего образования), зав. отделом Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МИР РЕБЁНКА

МИР РЕБЁНКА - издательство, ЗАО, С.-Петербург. Детская (художественная) литература, серийные издания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТРОФАНОВА, ОЛЬГА ДАНИЛОВНА

МИТРОФАНОВА, ОЛЬГА ДАНИЛОВНА (р. 1930) - д-р филологических наук (1975), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МИХАЙЛОВА, НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

МИХАЙЛОВА, НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА (р. 1947) - д-р филологических наук (1989), профессор (1992), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), заместитель директора по научной работе Государственного музея им. А.С. Пушкина.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МИХАЙЛОВ, ФЕЛИКС ТРОФИМОВИЧ

МИХАЙЛОВ, ФЕЛИКС ТРОФИМОВИЧ (р. 1930) - д-р философских наук (1988), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры), с 1984 гл. научный сотрудник Института философии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МИХАЙЛОВ (ЯНДУШ), СПИРИДОН МИХАЙЛОВИЧ

МИХАЙЛОВ (ЯНДУШ), СПИРИДОН МИХАЙЛОВИЧ (1821-1861) - чувашский просветитель, историк, этнограф. Составил рукописный букварь; содействовал открытию нескольких школ в чувашских селениях. Впервые исследовал уровень образования чувашей. Автор мн. литературных произведений, в т.ч. первых чувашских дидактических рассказов и др. Собрал и издал образцы чувашского фольклора (1853).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382)

МИХАЛКОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

МИХАЛКОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1912) - писатель, действительный член РАО (1971; Отделение образования и культуры), президент Совета по детской книге России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

МИХЕЕВ, ИВАН СТЕПАНОВИЧ

МИХЕЕВ, ИВАН СТЕПАНОВИЧ (1876 - по разным сведениям, 1937, 1941 или 1944) - удмуртский писатель и педагог, методист по родному и русскому языкам в школе. Преподавал в педагогических учебных заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Разработал систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русском языках. Курс обучения строился в форме "разговорных" уроков, которые начинались на родном и продолжались на русском языке. Свои приёмы обучения М. назвал "методом целых предложений". Система М. широко применялась в школах Поволжья, Средней Азии, Сибири и Кавказа. Серия учебников и учебных пособий по обучению русскому языку. Необоснованно репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 382-383)

МИХНО С.

МИХНО С. - см. Фармаковский, Владимир Игнатьевич

МИЦКЕВИЧ К.М.

МИЦКЕВИЧ К.М. - см. Колас, Якуб

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Мичуринск Тамбовской обл., ул. Советская, 274. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 145)

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНЕМОЗИНА

МНЕМОЗИНА - издательство и образовательный центр, АОЗТ, Москва. Методическая, учебная литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МНЕМОНИКА

МНЕМОНИКА (от греч. mnemonikon - искусство запоминания

- мнемотехника, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов М. - установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделённом по особому принципу. Примером мнемонического приёма может служить также запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют названиям цветов ("Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 145)

-------------------

- совокупность приёмов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86)

-------------------

См. также Опорный сигнал

МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОТЕХНИКА - см. Мнемоника

МНИМАЯ ЛЖИВОСТЬ

МНИМАЯ ЛЖИВОСТЬ - склонность ребёнка воспринимать события не реальными, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребёнок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. М.л. часто проявляется у детей 4-5 лет и с возрастом, как правило, проходит.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 145)

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОГИЛА, ПЁТР

МОГИЛА, ПЁТР (1596-1647) - политический и церковный деятель в Украине, просветитель. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632-47 митрополит Киевский и Галицкий. В 1631 осн. Лаврскую (высшую) школу по образцу польских коллегиумов. В 1632 она была объединена с Киевской братской школой на Подоле и получила название Киево-Братской (с 1633 Киево-Могилянской) коллегии (с 1701 академия), её руководителем стал М. По инициативе М. основана Славяно- греко-латинская академия (1640). В 1627-46 возглавлял Киево-Печерскую типографию. Автор многочисленных сочинений и произведений; некоторые из них служили учебниками в духовных учебных заведениях даже в начале 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОДА

МОДА (франц. mode, от лат. modus - мера, способ, правило) - периодическая смена образцов культуры и форм поведения в различных сферах человеческой деятельности. М. касается, прежде всего, внешнего вида человека (одежда, причёска и т.д.), его быта (жилище, мебель, домашняя техника, автомобиль и пр.). В очень сильной степени М. подвержены взгляды на науку, искусство, литературу, музыку, театр и т.д. М. распространяется не только на явления, но и отдельные личности (политики, творческие деятели и т.д.). М. - социокультурное явление, связанное с развитием общества, его ценностями. М. играет важную коммуникативную роль, создавая возможность для общения людей. Особое значение М. имеет в воспитании молодёжи как средство приобщения к культурному опыту. М. по-разному воспринимается различными группами людей и на различных временных этапах. Она может быть массовой и элитарной, формировать как хороший вкус и стиль, так и плохой (см. Субкультура).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 146)

-------------------

См. также Субкультура

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЗАЛЕВСКИЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

МОДЗАЛЕВСКИЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1837-1896) - педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского. Преподавал и руководил рядом учебных заведений в С.-Петербурге, Москве и Тифлисе. Пропагандировал наследие Я.А. Коменского и Ушинского. Автор первого систематического пособия по истории зарубежной педагогики - "Очерка истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён" (в. 1-3, 1866-67; 2 изд., 1874-77); в 3 изд. (1892-99) включены материалы по истории отечественной педагогики. Выступал за чистоту русского языка. Автор стихов для хрестоматии "Родное слово" (отдельное издание в сборнике "Свирель", 3 изд., 1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - см. Модульное обучение

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). М.о. способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 146)

МОЗГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЗГОВАЯ АТАКА, БРЕЙНШТОРМИНГ

МОЗГОВАЯ АТАКА, БРЕЙНШТОРМИНГ (от англ. brain storming) - метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный амер. психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 149)

-------------------

См. также Мозговой штурм

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ - метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. - поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш. предполагает знание и возможных вариантов решений в конкретной ситуации и технологии их принятия, аргументацию выбора определённого решения, его оценку с точки зрения текущих выгод и перспектив реализации данной задачи. Особую роль играет в бизнес-образовании при подготовке предпринимателей и менеджеров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 146-147)

-------------------

См. также Бизнес-образование, Мозговая атака

МОЛДАВСКАЯ, НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА

МОЛДАВСКАЯ, НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА (1916-1978) - методист-словесник, изучала литературные интересы учащихся. В 1964 г. вышла ее книга "Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения". Многолетний эксперимент в школе N 315 г. Москвы позволил Н.Д. Молдавской раскрыть динамику художественного восприятия школьников с учетом их индивидуальных особенностей.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 65)

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ - издательство, ОАО, Москва. Детская, образовательная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

-------------------

См. также Неформальные объединения детей и молодёжи

МОЛОДЁЖЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОЖАВЫЙ, СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ

МОЛОЖАВЫЙ, СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ (1879-1936) - педагог и педолог, один из ведущих представителей социогенетического направления в педологии. Преподавал в АКВ и 2-м МГУ. Педагогическая концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Его теоретическая позиция критиковалась противниками социогенетического направления в педологии, которые видели в ней основу теории отмирания школы (см. Отмирания школы теория). Последовавший в 1936 официальный запрет педологии положил конец научным исследованиям М.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

-------------------

См. также Отмирания школы теория

МОЛЬ (MOLES), АБРААМ АНДРЕ

МОЛЬ (MOLES), АБРААМ АНДРЕ (1920-1992) - французский физик, философ, психолог. В 1966-86 возглавлял основанный им Институт социально-психологических проблем коммуникации в Страсбуре. Наиболее известны труды М., в которых он предпринял опыт применения естественно-научных методов к исследованию гуманитарной сферы ("Теория информации и эстетическое воспитание", докторская диссертация, рус. пер. 1966; "Социодинамика культуры", рус. пер. 1973). В ряде работ М. высказал идеи о "мозаичности" современной культуры и её усвоении человеком: увеличение объёма информации и числа каналов её передачи приводит к мозаичному калейдоскопичному восприятию мира, что обусловливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез и сознания в целом. Под воздействием идей М. сформировалось понятие "параллельная школа", т.е. внешкольное культурное окружение ребёнка, несущее в себе потенциал знаний, человеческого опыта, усваиваемого в значительной степени на уровне бессознательного. М. - один из идеологов "массового-коммуникационной педагогики", в т.ч. медиаобразования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОЛЬКОВ, АЛЬФРЕД ВЛАДИСЛАВОВИЧ

МОЛЬКОВ, АЛЬФРЕД ВЛАДИСЛАВОВИЧ (1870-1947) - гигиенист и организатор здравоохранения, один из основоположников гигиены детей и подростков в Рос. Федерации, профессор (1935). Св. 20 лет работал земским врачом. В 1919-31 директор Государственного института социальной гигиены (до 1923 Музей социальной гигиены). Один из основателей Всесоюзного общества социальной и экспериментальной гигиены. Организатор первых кафедр школьной гигиены на медицинских факультетах 2-го МГУ (1924) и 1-го МГУ (1926), в Центральном институте усовершенствования врачей (1934). В 1945-47 - в Институте школьной гигиены АПН РСФСР. Автор первого отечественного учебника по школьной гигиене (1934; 5 изд., 1948).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 383)

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНАХОВ, ВАДИМ МАКАРИЕВИЧ

МОНАХОВ, ВАДИМ МАКАРИЕВИЧ (р. 1936) - д-р педагогических наук (1974), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1982; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница