Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОС"-"КУЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОС"-"КУЦ")

КОСТОМАРОВ, ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

КОСТОМАРОВ, ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1930) - д-р филологических наук и профессор (1971), действительный член РАО (1985; Отделение образования и культуры), директор (с 1966) Института русского языка им. А.С. Пушкина. В 1990-91 президент АПН СССР. С 1967 генеральный секретарь МАПРЯЛ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Кострома, ул. Первого Мая, 14. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КОТОВА, ИЗАБЕЛЛА БОРИСОВНА

КОТОВА, ИЗАБЕЛЛА БОРИСОВНА (р. 1939) - д-р психологических наук (1994), профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Института управления, бизнеса и права.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 281)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОФФКА (KOFFKA), КУРТ

КОФФКА (KOFFKA), КУРТ (1886-1941) - немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов в Гисене (Германия; 1918-24), колледже Смита в Нортхемптоне (с 1927). К. первым обратился к проблеме психического развития ребёнка. Автор работ по восприятию, памяти, мышлению, навыкам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КОХОВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ПОРФИРЬЕВИЧ

КОХОВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ПОРФИРЬЕВИЧ (1835-1891) - генерал-лейтенант, педагог, первый директор (с 1864) Педагогического музея военно-учебных заведений в Соляном городке в С.-Петербурге. Пополнил музей новыми коллекциями, расширил библиотеку музея. По его инициативе в 1871 стали проводиться чтения с т.н. туманными картинами. С 1884 при музее организованы комиссии по воспитанию и обучению, русскому языку и словесности, иностранным языкам, математике, физике; созданы классы музыки, пения и гимнастики; работал родительский кружок. Печатался в "Педагогическом сборнике".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ - Ай-кью (англ. intellectual quotient - IQ) - показатель тестов интеллекта. Обозначает отношение т.н. умственного возраста (УВ) к реальному хронологическому возрасту (ХВ) испытуемого. К.и.о. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей испытуемого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 129)

-------------------

См. также Интеллекта коэффициент, Одарённые дети

КРАЕВЕДЕНИЕ( В ШКОЛЕ)

КРАЕВЕДЕНИЕ( В ШКОЛЕ) - изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний ("переоткрытие" известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования. Все эти виды К. реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

К. тесно связано со школьными дисциплинами - природоведением, географией, историей, биологией и др. Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений; учащиеся знакомятся с творчеством писателей и художников - земляков, собирают образцы фольклора. Во мн. школах работают литературно- и историко-краеведческие кружки, отряды юных следопытов, экспедиционные отряды. Нередко итогом краеведческой работы учащихся становится создание историко-краеведческих уголков, комнат, краеведческих музеев.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 129)

КРАЕВИЧ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

КРАЕВИЧ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1833-1892) - педагог, физик, профессор (1866). Первый учебник К. "Основания физики" (1862-63) был подготовлен для вновь открытых в 1862 женских гимназий. Широко известен его "Учебник физики" (1866; 14 изд. было удостоено премии Петра I, учреждённой в 1870 за лучшие учебные пособия), в котором К. развивал идеи Э.Х. Ленца, считавшего, что "фактическая" часть науки должна быть строго отделена от гипотез. В 1876-82 издавал и редактировал журнал "Семья и школа".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КРАЕВСКИЙ, ВОЛОДАР ВИКТОРОВИЧ

КРАЕВСКИЙ, ВОЛОДАР ВИКТОРОВИЧ (р. 1926) - д-р педагогических наук (1978), профессор (1986), действительный член РАО (1993; член-корреспондент с 1982; Отделение философии образования и теоретической педагогики; с 1993 академик-секретарь).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КРАСНОВСКИЙ, АРХИП АЛЕКСЕЕВИЧ

КРАСНОВСКИЙ, АРХИП АЛЕКСЕЕВИЧ (1885-1953) - педагог. Преподавал в вузах Казани; с 1921 профессор Казанского университета. Заведуя (с 1918) 2-й учительской семинарией в Казани, преобразовал её сначала в подготовительные группы при Институте народного образования, затем в педагогический техникум с сельскохозяйственным уклоном. Организовал при техникуме детский сад, начальную школу и ШКМ, где студенты вели занятия; сельскохозяйственная практика проходила в учебно-опытном совхозе. Одновременно организовал первые в Казани курсы по дошкольному воспитанию, а с 1920 руководил двухгодичными курсами подготовки учителей из татар (в т.ч. для татарских средних школ). С 1925 на преподавательской работе в Москве. Автор ряда работ по теории и истории педагогики. Один из первых исследователей наследия Я.А. Коменского; перевёл на русский язык его труды, подготовил к изданию избранные педагогические сочинения (вышли в 1955).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

-------------------

- ученый-педагог, деятель образования. Автор трудов по истории образования и педагогической мысли, по обоснованию содержания и методики педагогического образования и работ по методологии педагогики. Выпускник историко-филологического факультета императорского Казанского книверситета 1910 г.

(Харбиева О.А. Архип Алексеевич Красновский /1885 - 1953/. - Казань, 2004. С. 2.)

-------------------

Ч484(2)711.9- Казанский

КРАСНОГОРСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

КРАСНОГОРСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1882-1961) - педиатр и физиолог, академик АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1944). Ученик и сотрудник И.П. Павлова. Профессор и зав. кафедрой детских болезней Юрьевского (1917), Воронежского (1918) университетов, 1-го Ленинградского медицинского института (1922- 1940). С 1950 в Институте физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Осн. труды по физиологии высшей нервной деятельности ребёнка; впервые применил метод условных рефлексов для изучения мозга у здоровых и больных детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КРАСНОДАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

КРАСНОДАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ - Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33. Социально-культурная деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ - Красноярск, Свободный просп., 82. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Красноярск, просп. Мира, 88. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Красноярск, ул. Киренского, 26. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Красноярск, Свободный просп., 79. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРАСНУХА ВНУТРИУТРОБНО ПРИОБРЕТЁННАЯ

КРАСНУХА ВНУТРИУТРОБНО ПРИОБРЕТЁННАЯ - синдром, вызывающий у детей тяжёлые поражения развития. Вирус К. проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать слепоглухоту. Наибольший риск множественного поражения плода имеет заболевание матери на ранних сроках беременности, когда глаза, уши и сердце развиваются наиболее интенсивно. По зарубежным данным, примерно 87% детей с этим синдромом имеют нарушения слуха; 46% - врождённый порок сердца; 34% - нарушения зрения и 39% - трудности в обучении. Ребёнок может иметь только нарушения слуха или нарушения зрения, может быть слабовидящим глухим или иметь другие нарушения сложные. Для всех детей характерно отставание в росте и весе с рождения. С начала 70-х гг. в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи; в Рос. Федерации - с 1998.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 129)

КРЕАТИВНОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creative - создание; англ. creativity - создание, творение, творчество) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 66)

-------------------

- способность к творчеству, созидательная способность.

(Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. С. 203)

-------------------

См. также Профессиология

КРЕДО

КРЕДО - определенная система убеждений.

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 28)

КРЕЙЦВАЛЬД (KREUTZWALD), ФРИДРИХ РЕЙХОЛЬД

КРЕЙЦВАЛЬД (KREUTZWALD), ФРИДРИХ РЕЙХОЛЬД (1803-1882) - эстонский просветитель, писатель, основоположник эстонской национальной литературы. Собрал образцы фольклора, на основе которых составил и издал свод народного эпоса "Калевипоэг" (1857-61, рус. пер. 1950). За издание первых 12 песен удостоен Демидовской премии (1860) Петербургской АН. В публицистических статьях защищал идеи демократизации управления школьным делом и перестройки обучения. Участвовал в издании популярной серии "Книги для школы" (в 8 тт.), для которой написал "Краткое руководство по здравоохранению" (1854). Энциклопедическая по охвату книга К. "Мир и кое-что из того, что в нём находится" (в. 1-5, 1848-49) включала в популярной форме сведения о природе, науке, технике, истории и использовалась в качестве школьной хрестоматии. Специально для народных школ К. составил "Новую азбуку эстонского языка и книгу для чтения" (1863) - один из первых учебников, где была применена новая эстонская орфография. Был редактором народного календаря (1846-60; 1863-74), в котором публиковал статьи просветительского характера.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КРЕМИН (CREMIN), ЛОРЕНС АРТУР

КРЕМИН (CREMIN), ЛОРЕНС АРТУР (1925-1990) - американский историк педагогики. Д-р философии (1949) Колумбийского университета (с 1957 профессор, затем президент педагогического колледжа). В работе "Преобразование школы. Прогрессивизм в американском образовании 1876-1957" детально проанализировал развитие теории и практики школьного образования, связанное с деятельностью Дж. Дьюи, Дж. Каунтса, У. Килпатрика и других сторонников прагматистской педагогики. В "Очерках по историографии американского образования" (1965) и других работах подверг критике ограниченность традиционного взгляда на историю педагогики как на историю исключительно педагогики школы и считал необходимым включать изучение воспитательно-образовательной деятельности семьи, церкви, библиотек, прессы и других социальных институтов. К. - научный редактор серии "Классики педагогики", издаваемой педагогическим колледжем Колумбийского университета (с середины 60-х гг.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369-370)

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ (1212) - одна из акций Крестовых походов (1096-1270) - военно-религиозных экспедиций западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Гроба Господня. Ввиду неудач крестоносцев, в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует её слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных областях Европы стали собираться большие группы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим. Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, другая часть достигла Марселя, однако купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 129)

КРЕСТЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРЕСТЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Луга Ленинградской области, просп. Кирова, 73. Педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КРИВОШЕЕВ, ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ

КРИВОШЕЕВ, ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ (р. 1947) - д-р исторических наук (1987), профессор (1989), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), директор Института общего образования Минобразования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТЕРИЙ

КРИТЕРИЙ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

(Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. С. 28)

КРНЕТА, ЛЮБОМИР

КРНЕТА, ЛЮБОМИР (1915-1980) - сербский педагог. Организатор кафедры педагогики и психологии Белградского университета и её заведующий (1967-80). Разрабатывал теоретические проблемы педагогики и дидактики, сравнительной педагогики и истории педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КРОПОТКИН, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

КРОПОТКИН, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ (1842-1921) - учёный-энциклопедист, автор ряда исследований в области географии, геологии, биологии, истории и др. С 1872 участник революционного движения, в 1874 арестован, в 1876 бежал из госпиталя Петропавловской крепости, эмигрировал. В течение 40 лет жил за границей. После 1917 вернулся в Россию.

Социальная модель К. строилась на основе революционного переустройства общества на коммунистических началах. В проектируемом обществе К. видел возможность всестороннего развития человека, его ума, чувств, воли. Признавая необходимость специализации знаний, К. указывал, что она должна следовать за общим образованием, одновременно научным и практическим. Школе К. отводил решающую роль в перестройке сознания человека будущего общества. Развивал идеи по организации трудовой школы, которые оказали влияние на становление советской школы в 20-е гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - базируется на пересечении разных культур, требует понимания и уважения самобытной культуры народов, жизненных ценностей, осознания необходимости взаимопонимания между людьми, осознания не только прав, но и обязанностей в отношении общественных и социальных контактов, готовности участвовать в решении проблем представителей любого этноса, что способствует взаимообогащению культур разных народов.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 200)

КРОЧЕ (CROCE), БЕНЕДЕТТО

КРОЧЕ (CROCE), БЕНЕДЕТТО (1866-1952) - итальянский философ-неогегельянец, историк, критик и публицист, политический деятель, профессор неаполитанского университета (1902-20), министр народного образования Италии в 1920-21. Система "абсолютного историзма" К., положенная в основу воспитания и образования, построена на понимании исторического процесса как всецело духовной активности, развёртывания "свободы и разума".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КРУГЛОВ, ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

КРУГЛОВ, ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1944) - действительный член РАО (1995; Отделение базового профессионального образования), ректор Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КРУГОЗОР

КРУГОЗОР - объем интересов, знаний человека.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 67)

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

КРУЖКОВАЯ РАБОТА - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. К.р. осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.). Существует большое количество самых разнообразных кружков. Выделяют кружки: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов и пр.), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) и пр. Формы воспитания, используемые в К.р., соответствуют методике дополнительного образования детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 130)

КРУПЕНИНА, МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

КРУПЕНИНА, МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1892-1950) - педагог. Руководила совместно с В.Н. Шульгиным Институтом методов школьной работы (1927-31), работала в научно-педагогической секции ГУСа, преподавала в АКВ, 2-м МГУ, ВКИПе, МОПИ, Томском педагогическом институте и др. В 1931- 1932 возглавляла опытно-показательную школу им. П.Н. Лепешинского. Разрабатывала вопросы воспитания нового человека социалистического общества, истории и теории педагогики, в т.ч. проблемы связи школы с жизнью, внешкольного образования и школьного самоуправления, детского коммунистического движения и др. Совместно с Шульгиным создала концепцию взаимодействия школы и среды. Однако их взгляды на школьное образование (в частности, отмирания школы теории) подверглись жёсткой критике и в 1931 К. и Шульгин были отстранены от руководства Институтом. В 1938 К. была необоснованно репрессирована, в 1955 посмертно реабилитирована. Труды по проблемам советской педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КРУПСКАЯ, НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЮЧКОВ, СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ

КРЮЧКОВ, СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ (1897-1969) - филолог, языковед, методист. Преподавал в школах и вузах, с 1933 в МГПИ им. В.И. Ленина (с 1954 профессор). Продолжил традиции отечественного языкознания, занимался исследованиями в области синтаксиса и орфографии (составил совместно с Д.Н. Ушаковым школьный "Орфографический словарь", выдержавший св. 40 изданий). Совместно с Л.Ю. Максимовым разработал классификацию сложноподчинённых предложений, ставшую основой мн. учебных пособий. Труды по русской грамматике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КРЯНГЕ (CREANGA), ЙОН

КРЯНГЕ (CREANGA), ЙОН (1837-1889) - румынский и молдавский писатель, педагог. Принимал участие в создании учебников для начальной школы: букваря "Новый метод письма и чтения" (1868; выдержал 23 изд.), книги "Руководство для чтения и письма по фонетической системе" (1876), в которой изложил педагогические основы одновременного обучения чтению и письму и некоторые общие педагогические рекомендации. Сказки К. стали классикой румынской и молдавской литературы, мн. сказки вошли в коллективный сборник "Учитель детей" (1871; выдержал 10 изданий).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Краснодар, ул. Будённого, 161. Педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Краснодар, ул. Московская, 2. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Краснодар, ул. Ставропольская, 149. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА

КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА - Краснодар, ул. Кубано-Набережная, 3. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

КУДАШЕВА, РАИСА АДАМОВНА

КУДАШЕВА, РАИСА АДАМОВНА (1878-1964) - писательница. Стихи и сказки для детей ("Бабушка-Забавушка и собачка Бум", 1906; "Петушок", 1915, и др.). Стихотворение "Ёлка" (1903, "В лесу родилась ёлочка"), положенное на музыку Л.К. Бекманом, стало популярнейшей детской песенкой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КУДРЯВЦЕВ, ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

КУДРЯВЦЕВ, ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1898-1980) - педагог, лингвист, д-р педагогических наук (1954), заслуженный деятель науки и техники Бурятской АССР (1963). Преподавал русский язык в вузах. Разработал методику преподавания русского языка как неродного, занимался сопоставительной грамматикой русского и бурятского языков. Учебные и методические пособия для бурятской школы и вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

КУДРЯШЁВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

КУДРЯШЁВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1904-1982) - педагог, методист по литературе, д-р педагогических наук (1971), профессор (1972). С 1947 работал в НИИ СИМО АПН (с 1949 - зав. сектором обучения литературе). Разработал общую типологию уроков литературы как сочетание различных методов с учётом задач и содержания занятий, этапа обучения, конкретных особенностей литературного материала ("Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы", 1981).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)

КУДУК

КУДУК - торгово-издательский дом, ООО, Якутск, Республика Саха. Детская, образовательная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА - Кемерово, ул. Тухачевского, 27а. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

КУЗИН, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

КУЗИН, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1963) - д-р педагогических наук и профессор (1994), действительный член РАО (1996; Отделение образования и культуры), депутат Государственной думы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЗИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

КУЗИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1938) - д-р педагогических наук (1976), профессор (1994), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1990; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института общего образования Министерства образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЗИНЕ (COUSINET), РОЖЕ

КУЗИНЕ (COUSINET), РОЖЕ (1881-1973) - французский педагог, теоретик нового воспитания. В 1910-41 инспектор начальных школ, с 1941 профессор кафедры педагогики Парижского университета. Основатель и руководитель журналов "Новое воспитание" (1920-39) и "Воспитание и развитие" (с 1964). К. известен гл.о. как создатель метода т.н. свободной групповой работы, при которой учащиеся 8-9-летнего возраста по желанию объединяются в группы по 5-6 чел. Каждая группа избирает для себя виды работ из имеющегося перечня тем и заданий. Учитель лишь наблюдает за работой группы, консультирует и проверяет результаты работы. Некоторые элементы этого метода до сих пор применяются во французской начальной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУЗИН, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

КУЗИН, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1907-1981) - педагог, деятель народного образования, действительный член АПН СССР (1967). В 1966 один из учредителей, в 1967-74 гл. учёный секретарь АПН СССР. С 1974 зав. отделом истории НИИ ОП АПН. Один из организаторов журнала "Преподавание истории в школе"; пропагандист творческого наследия С.Т. Шацкого, избранные педагогические сочинения которого в 2 тт. вышли под его редакцией в 1980.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 370-371)

КУЗНЕЦОВ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

КУЗНЕЦОВ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (р. 1944) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1995), действительный член РАО (1999; Отделение общего среднего образования; академик-секретарь).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЗЬМИНА, НИНА ВАСИЛЬЕВНА

КУЗЬМИНА, НИНА ВАСИЛЬЕВНА (р. 1923) - д-р педагогических наук (1966), профессор (1968), член-корреспондент РАО (1978; Отделение высшего образования), гл. научный сотрудник НИИ комплексных исследований С.-Петербургского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЗЬМИН (КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ), НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

КУЗЬМИН (КУЗЬМИН-КАРАВАЕВ), НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1919-1994) - педагог, историк профессионального образования, д-р педагогических наук (1972), профессор (1973). После демобилизации работал учителем и директором сельской школы в Новгородской области. В 1959-94 преподавал в педагогических институтах Кургана и Липецка. Осн. направление научной деятельности К. - изучение истории педагогического и специального образования в России, разработка методологических и методических основ исследований в этой области. Автор разделов по профессиональному образованию в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР" (1973, 1976, 1987, 1991), научный редактор и один из авторов коллективной монографии "Очерки истории профессионально-технического образования в СССР" (1981).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУЗЬМИН, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

КУЗЬМИН, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1931) - кандидат исторических наук, член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института национальных проблем образования Министерства образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЛАГИН, ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КУЛАГИН, ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1924-1987) - психолог и педагог, член-корреспондент АПН СССР (1978), д-р психологических наук (1963). С 1953 в НИИ дефектологии (заместитель директора с 1968; директор с 1986). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1986). Осн. сфера научной деятельности К. - специальная психология и дефектология. Исследования К. познавательной деятельности при аномалиях зрения способствовали созданию ряда тифлотехнических приборов. Им разработаны принципы построения наглядных средств обучения слепых. Автор трудов по теоретическим проблемам специальной психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ - см. Коммуникативная грамотность

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила К.п. превращаются в воспитанность личности. В К.п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла К.п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла К.п. Большое значение имеют национальные особенности К.п., сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 130)

-------------------

См. также Культура, Нравственное воспитание

КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ - владение нормами устного и письменного литературного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку, литературе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 130)

-------------------

См. также Культура, Образование

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ - комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование т.п.), бережно обращаться с произведениями печати.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 70)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостное явление, как специфическую функцию человеческого бытия. К. изучает содержание, структуру и технологию функционирования социокультурного опыта человечества. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих определённые сферы человеческой жизнедеятельности (например, педагогика, психология), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики, но в строго определённых аспектах. В К. выделяют два осн. профиля познания: собственно К. - как интегративное знание о целостном феномене культуры и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих направления культуры по различным областям человеческой деятельности (политическая, религиозная, художественная и другие культуры). Различают также социальную К. (исследует проблемы социокультурной деятельности людей) и гуманитарную К. (изучает проблемы собственно К.), фундаментальную (исследует теорию К., разрабатывает культурологические методы исследования и пр.) и прикладную К. (применение теоретических знаний о К. в социальной практике К., прогнозирование и регулирование культурных процессов и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 130-131)

КУЛЮТКИН, ЮВЕНАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КУЛЮТКИН, ЮВЕНАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1932) - д-р психологических наук (1973), профессор (1981), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института образования взрослых РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУПИСЕВИЧ (KUPISIEWICZ), ЧЕСЛАВ

КУПИСЕВИЧ (KUPISIEWICZ), ЧЕСЛАВ (р. 1924) - польский педагог, член-корреспондент Польской АН (1976). В 1966-69 заместитель директора Института педагогики в Варшаве, в 1969-72 проректор Варшавского университета. Разрабатывал теорию и практику проблемного обучения. В области программированного обучения разработал и внедрил оригинальный способ программирования (названный им "варшавской", или "блочной", системой), который облегчает учащимся выполнение различных интеллектуальных операций. Подготовил учебник "Основы общей дидактики" (1973; рус. пер. 1986), в котором предложил реализацию принципов педагогического управления самообразованием. Ряд работ К. посвятил проблеме т.н. технологии образования, понимаемой им как процесс обучения и воспитания, использующий различные источники информации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУПЦОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

КУПЦОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1936) - д-р философских наук (1976), профессор (1978), действительный член РАО (1990; Отделение образования и культуры); с 1992 директор объединения "Гуманитарное образование" МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУПЧИКОВА, ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

КУПЧИКОВА, ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА (р. 1920) - профессор Курского государственного технического университета, преподаватель кафедры технологии тканей и трикотажа. Главное в ее жизни - воспитание и обучение молодого поколения.

(Троицкая И.М. Сердце, отданное людям. - Кострома, 2004. С. 7)

КУРАЕВ, ГРИГОРИЙ АСВАДУРОВИЧ

КУРАЕВ, ГРИГОРИЙ АСВАДУРОВИЧ (р. 1937) - д-р биологических наук (1984), профессор (1988), член-корреспондент РАО (2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой физиологии человека и животных Ростовского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУРАКОВ, ЛЕВ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ

КУРАКОВ, ЛЕВ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ (р. 1943) - д-р экономических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУРАТОР

КУРАТОР (от лат. curator - попечитель) - в некоторых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 131)

КУРБАНГАЛИЕВ( КУРБАНГАНГАЛЕЕВ), МУХИТДИН ХАФИЗИТДИНОВИЧ

КУРБАНГАЛИЕВ( КУРБАНГАНГАЛЕЕВ), МУХИТДИН ХАФИЗИТДИНОВИЧ (1873-1941) - татарский филолог, педагог, методист по родному и русскому языкам, профессор (1930). Один из организаторов системы народного образования в Татарии. Преподавал в различных учебных заведениях, заведовал кафедрой татарского языка в Казанском университете (с 1928). Пропагандировал изучение русского языка татарами, разработал дидактические основы начального обучения в татарской школе и в системе образования взрослых, а также методику изучения татарского языка учащимися иных национальностей. Составил "Татарский букварь" (1912, многократно переиздавался). Учебники, учебные пособия и словари татарского языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУРГАНОВ, НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

КУРГАНОВ, НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (ок. 1726-1796) - педагог, писатель, переводчик. Преподавал математику, астрономию и навигацию в Морском кадетском корпусе (с 1774 профессор). Автор учебников математики "Генеральная геометрия" (1765), "Арифметика, или Числовник" (1776). "Универсальная арифметика" (1757) К. - первое русское общедоступное руководство по математике - вытеснила "Арифметику" Л. Магницкого. В "Российской универсальной грамматике" (1769, впоследствии называлась "Письмовник" - одна из самых известных русских книг конца 18 - 1-й половины 19 вв., своеобразная энциклопедия естественно-научных, исторических знаний; выдержала ок. 20 изданий) К. популяризировал филологические взгляды М.В. Ломоносова. Наиболее значительный перевод К. - "Элементы геометрии" Евклида.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Курган, ул. Гоголя, 25. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, олигофренопедагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

КУРДЫБАХА (KURDYBACHA), ЛУКАШ

КУРДЫБАХА (KURDYBACHA), ЛУКАШ (1907-1972) - польский историк педагогики, профессор (1959). Организатор (1953) и руководитель (1963-68) Лаборатории по истории педагогики Польской АН. Под его редакцией и при авторском участии издана "История воспитания" (т. 1-2, 1965-67), в подготовке которой участвовали как польские, так и зарубежные авторы. Исследовал историю просвещения и культуры эпохи Возрождения, Реформации и польского Просвещения, польской школы и педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 371)

КУРЕНИЕ

КУРЕНИЕ - одна из наиболее распространённых вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье как самих курильщиков, так и окружающих их людей. К. наиболее опасно для растущего, развивающегося организма подростка и юноши. В то же время, как правило, именно на этих возрастных этапах привычка к К. зарождается и развивается; во взрослом же возрасте в большинстве случаев происходит лишь её закрепление. Отмечается, что если в основе К. младших школьников и младших подростков чаще всего лежит простое любопытство, то для старших подростков и юношей на первый план выдвигаются иные мотивы, в первую очередь желание казаться взрослым.

Профилактика К. должна начинаться с самого раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребёнка отвращение к К., к табачному дыму. Подростку следует внушать, что необдуманное подражание действиям других людей - признак несамостоятельности человека, недостаточной его взрослости. Большую роль в предотвращении формирования вредной привычки играет личный пример воспитателей, практика вовлечения подростков в занятия спортом, привития им интереса к здоровому образу жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 131)

КУРОРТЫ ДЕТСКИЕ

КУРОРТЫ ДЕТСКИЕ - лечебно-оздоровительные учреждения, предназначенные гл.о. для долечивания детей и подростков после тяжёлых заболеваний и операций. К К.д. относятся: детские санатории, лагеря санаторного типа, санатории и пансионаты для родителей с детьми и др. Первый детский санаторий (приморский климатический) осн. в 1792 в Великобритании на частные средства. В России первый детский санаторий открыт в 1872 в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), затем - в Гатчине, Сестрорецке, Геленджике, Алупке, Железноводске, гл.о. для сезонного климатического лечения детей. Детские санатории имеются на климатических, бальнеологических и грязевых курортах (Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, Липецк, Сочи и др.), а также вне курортов в пригородных зонах (т.н. местные детские санатории). Существуют круглогодичные санатории для детей раннего (1-3 года), дошкольного (до 7 лет) и школьного (до 14 лет) возраста (в ведении органов здравоохранения), а также лагеря отдыха санаторного типа для лечения детей (7-14 лет) с лёгкими формами хронических заболеваний. Круглогодичные лагеря являются специализированными (лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, движения, кожи, нервной системы). Сроки пребывания в них, как правило, от 45 (в период летних каникул) и 65 (во время учебного года) дней до 4 мес. Лечение детей сочетается с учебно-воспитательным процессом по программам, утверждённым органами образования. Большинство детских санаториев имеет до 300 мест. Как правило, они расположены на хорошо озеленённых территориях с площадками для спортивных и других игр.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.131)

-------------------

См. также Медицинское обслуживание детей и подростков

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Курск, ул. Радищева, 33. Психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса в высших и средних учебных заведениях. Осн. на строгом графике учебного процесса, распределении учебных дисциплин и производственной практики по курсам (годам обучения). Предусматривает обязательное посещение учащимися всех занятий и сдачу в установленные сроки зачётов и экзаменов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 131)

КУТАФИН, ОЛЕГ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

КУТАФИН, ОЛЕГ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ (р. 1937) - д-р юридических наук (1979), профессор (1981), член-корреспондент РАО (2000; Отделение высшего образования), ректор Московской государственной юридической академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КУЦЕНКО, ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ

КУЦЕНКО, ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1925-2003) - известный в России и за рубежом ученый и педагог, профессор. Рассматривал самовоспитание как элемент культуры, выступающей в трех ипостасях - Истине, Добре и Красоте. В его личном архиве освещены вопросы самовоспитания и саморазвития человека.

(Куценко-Барскова Л.Б., Романычева И.Г. Сотвори себя сам: О жизни и деятельности В.Г. Куценко. - СПб., 2005. С. 2)

-------------------

См. также Автодидактика

Предыдущая страница Следующая страница