Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Почему важны гипоксические тренировки.

Педагогический словарь
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОМ"-"КОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОМ"-"КОС")

КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА - международная организация, учреждённая в 1989 Конвенцией о правах ребёнка. Осуществляет контроль за деятельностью в области защиты прав детей, рассматривает предложения и замечания от специализированных учреждений и комитетов ООН и от государств, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка; анализирует доклады государств о принятии мер по выполнению обязательств в соответствии с Конвенцией (первый доклад представляется в течение 2 лет после вступления Конвенции в силу, последующие - через каждые 5 лет). Комитет состоит из 10 экспертов, избираемых на 4 года из числа граждан государств-участников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНА ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО

КОММУНА ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО - воспитательное учреждение на территории УССР в пос. Новый Харьков (1927-2-я половина 30-х гг.), организованное А.С. Макаренко (заведующий Коммуной, с 1932 начальник педагогической части). Коммуна входила в систему учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью и продолжала опыт Колонии имени М. Горького по организации детского коллектива. В Коммуне воспитывались как бывшие беспризорные, так и дети из семей. Школьный комбинат включал школу-семилетку (с 1934 полная школа-десятилетка), рабфак Харьковского машиностроительного института, подготовительные курсы для поступающих на рабфак. Учащиеся работали в мастерских, преобразованных затем в производственные цехи, в 1929 Коммуна перешла на самоокупаемость, в 1932 открыт завод электроинструментов, затем завод фотоаппаратов. Воспитанники занимались в более чем 40 творческих кружков, оркестре, летом участвовали в походах и экскурсиях. В Коммуне действовало самоуправление. Макаренко описал жизнь Коммуны в произведениях "Марш 30 года", "ФД-I", "Флаги на башнях", пьесе "Мажор".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 124)

КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

(Формирование коммуникативной грамотности у студентов неязыковых вузов гуманитарного профиля. - Волгоград, 2004. С. 5)

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

КОММУНИКАТИВНОСТЬ - способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей к общени.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 176)

КОММУНИКАТИВНЫЙ ЛОКУС

КОММУНИКАТИВНЫЙ ЛОКУС - см. Коммуникативная грамотность

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в центральной нервной системе. Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специальных педагогических воздействий по развитию осязательного восприятия достигается значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребёнка. Применяемые в современной коррекционной (специальной) педагогике методы компенсации нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 124)

КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - см. Задержка психического развития

КОМПЛЕКС

КОМПЛЕКС - в психологии - соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле - группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом; одно из осн. понятий глубинной психологии. Согласно психоанализу З. Фрейда, К. формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного (например, эдипов комплекс). В "индивидуальной психологии" А. Адлера гл. роль отводится т.н. комплексу неполноценности - ощущению индивидом своих органических или психических недостатков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 124)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - ведущий к невротическим отклонениям (см. Неврозы) психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. К.н. был открыт А. Адлером. Имеющиеся у детей чувства неполноценности он вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности, а ещё позднее - как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечёт за собой перерастание последнего в К.н.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 124-125)

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. К.о. выражается в первоначальной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручками и ножками и тихих вокализациях. Особое значение для ребёнка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. К.о. возникает в конце первого - начале второго месяца жизни ребёнка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Благодаря К.о. устанавливается прочная связь ребёнка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие К.о. в младенчестве является диагностическим признаком задержки психического развития у ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 125)

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - см. Компьютеризация обучения

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 17, корпус 2. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Комсомольск-на-Амуре, просп. Ленина, 27. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ

КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ - начальные учебные заведения, руководимые конгреганистами - членами религиозных объединений, возглавляемых католической церковью. Возникли в 17-18 вв. в ходе Контрреформации. Заменяли традиционные приходские школы. К.ш. как бы дополняли коллегии иезуитов и продолжали их принципы обучения и воспитания. К.ш. были бесплатными, в случае необходимости обеспечивали своих учеников одеждой, питанием и учебниками. Обучение грамоте продолжалось 3 года и было разделено на 9 этапов (проходились строго последовательно). Наряду с этим преподавалась арифметика и изучались приёмы составления документов. Преподавание велось на родных языках. Ученики делились на лучших, средних и отстающих; каждая группа сидела в соответствующей части класса, особое место отводилось новичкам. Был организован строгий взаимный контроль учеников; целая иерархия "офицеров" следила за порядком в классе; существовала система наказаний за мелкие проступки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 126-127)

КОНГРЕСС

КОНГРЕСС (от лат. congressus - собрание, встреча) - совещание, съезд (обычно международного характера).

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

КОНГРУЭНТНОСТЬ

КОНГРУЭНТНОСТЬ (в пед. технологии) - степень совпадения жестов с речевыми высказываниями учителя в процессе пед. общения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 63)

КОНДАКОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

КОНДАКОВ, МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (р. 1920) - д-р педагогических наук (1981), действительный член РАО (1981; Отделение философии образования и теоретической педагогики). С 1967 заместитель министра просвещения СССР, с 1976 вице-президент, в 1981-87 президент АПН СССР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОНДИЛЬЯК КОНДИЙАК (CONDILLAC)

КОНДИЛЬЯК КОНДИЙАК (CONDILLAC) (1715-1780) - французский философ- просветитель, член Французской академии (1768). Воспитатель внука Людовика XV (1758-68), для которого написал 13-томное руководство "Курс занятий по обучению принца Пармского". В своём гл. философском сочинении - "Трактате об ощущениях" (1754, рус. пер. 1935) стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая теорию врождённых идей, считал, что не только знания, но и психические процессы складываются в результате обучения и воспитания и под влиянием самой жизни. В трактатах "Искусство мыслить", "Искусство рассуждать", "Искусство говорить (или риторика)", "Искусство писать (или грамматика)" К. на конкретном материале физики, языкознания, литературы представил систему преподавания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367)

КОНДОРСЕ (CONDORCET), МАРИ ЖАН АНТУАН НИКОЛА

КОНДОРСЕ (CONDORCET), МАРИ ЖАН АНТУАН НИКОЛА (1743-1794) - французский философ-просветитель, математик, политический деятель. Член Парижской АН (1769, в 1785 её секретарь, фактически с 1773), член Французской академии (1782). Сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Д'Аламбера. В 1791 избран в Законодательное собрание, где был членом Комитета по народному образованию. В "Докладе об общей организации народного образования" (1792) разработал проект всеобщего образования, предусматривавший 4 ступени обучения: 4-летние начальные школы; 3-летние средние школы 2-й ступени; институты, дающие углублённую подготовку по различным предметам и профессию; лицеи (высшие учебные заведения). Отстаивал преемственность ступеней образования, равенство мужчин и женщин в праве на образование, светский характер школы, бесплатность обучения на всех ступенях, реальное и энциклопедическое образование. Считал необходимым оградить школу от влияния государства и политического влияния. Проект не был принят якобинцами, как не удовлетворявший революционным требованиям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367)

КОНДРАТЬЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

КОНДРАТЬЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1937) - д-р физико-математических наук (1981), профессор (1984), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОНДРАТЬЕВ, МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

КОНДРАТЬЕВ, МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (р. 1956) - д-р психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), декан факультета психологии Московского городского психолого-педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОНДУИТ

КОНДУИТ (от франц. conduite - поведение) - в России журнал в гимназиях, духовных учебных заведениях, кадетских корпусах для записей проступков учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА - см. Педагогика кондуктивная

КОН, ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ

КОН, ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ (р. 1928) - д-р философских наук (1960), профессор (1963), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (от лат. concretus - сгущённый, сложившийся) - включение изучаемого явления (понятия, события и т.п.) в многообразие действительных связей и отношений; один из приёмов познания. К. в единстве с абстракцией даёт обобщённое знание и позволяет увидеть за общими положениями конкретные факты, а конкретные факты понять как единичные проявления их общего основания, которые лишь в этих частных фактах находят своё выражение. К. осуществляется в чувственно-наглядной или словесной форме. Наглядными средствами К. выступают таблицы, предметы и др.; словесно-отвлечённая форма К. осуществляется путём пояснений.

В обучении К. чаще используется при разъяснении нового материала. Применение различных форм и средств К. в процессе обучения зависит от характера изучаемого материала. Вместе с абстракцией и обобщением К. - необходимое условие формирования теоретического мышления учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНКУРС

КОНКУРС (от лат. concursus - стечение, столкновение, содействие) - соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

КОННЕЛ (CONNELL), УИЛЬЯМ ФРЕЙЗЕР

КОННЕЛ (CONNELL), УИЛЬЯМ ФРЕЙЗЕР (р. 1916) - австралийский педагог, специалист по сравнительной педагогике, дидактике и истории педагогики. Председатель Австралийской ассоциации педагогических исследований, президент Общества историков педагогики Австралии и Новой Зеландии. К. - сторонник прагматистской педагогики. Автор труда "История образования в мире в ХХ в." (1980), в котором проследил развитие образования и педагогической теории с 1890 по 1985 в странах Западной Европы, Америки, Африки, в Японии, Китае, Индии, а также с 1917 по 1975 в СССР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 367

КОНОПКИН, ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОНОПКИН, ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1931) - д-р психологических наук (1978), профессор (1988), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОНРАДИ, ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА

КОНРАДИ, ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА (1838-1898) - публицист, педагог. Одна из инициаторов общественного движения за открытие женских вузов. Гл. педагогическое сочинение - "Исповедь матери" (1876), в которой раскрывается воспитательная деятельность матери как важная сторона общественной жизни женщины. Критиковала как авторитарную воспитательную систему, так и свободное воспитание, которое формирует необузданных, себялюбивых субъектов. Осуждала систему дошкольного воспитания Ф. Фребеля за чрезмерный дидактизм, формальную систематизацию игр и занятий, "убивающую самодеятельность ребёнка". Представляют интерес конкретные рекомендации К. по уходу за ребёнком, кормлению, первоначальному воспитанию ума, воли, преодолению детского эгоизма, капризов. К. известна как переводчик литературы для детей (Г. Гюго, Ч. Диккенс), научных книг (Г. Спенсер).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС (от лат. consensus - согласие, единодушие) - общее согласие по какому-либо вопросу, достигнутое без голосования в ходе переговоров. Один из способов принятия решения в процессе руководства учебно-образовательным учреждением.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 63)

КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 63)

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор, очерк) - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНСТАНТИНОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОНСТАНТИНОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894-1958) - педагог, историк педагогики, действительный член АПН РСФСР (1945), доктор педагогических наук (1942), профессор (1935). Вёл научную и преподавательскую деятельность в образовательных учреждениях Москвы, в т.ч. в АКВ им. Н.К. Крупской (1924-41); с 1944 в системе АПН РСФСР (директор Библиотеки народного образования и НИИ теории и истории педагогики), преподавал в МГУ и МГПИ им. В.П. Потёмкина. Со 2-й половины 30-х гг. одним из первых выступал с публикациями, разоблачающими антигуманную направленность фашизма. Один из авторов "Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет" (1948; совместно с Е.Н. Медынским), а также программ и учебника по истории педагогики для вузов (совместно с Медынским и М.Ф. Шабаевой; выдержал 5 изд., 1956-82). Труды по истории отечественной и зарубежной педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА - тип телосложения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

-------------------

См. также Ожирение

КОНСТРУИРОВАНИЕ

КОНСТРУИРОВАНИЕ (от лат. construo - строю, создаю) - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. К. в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся.

Различают К. умственное (система мыслительных операций), графическое (выполнение эскизов, схем и пр.), предметно-манипулятивное (моделирование или постройка опытного образца устройства практического назначения). Все виды К. взаимосвязаны.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

-------------------

См. также Моделирование, Техническое творчество

КОНСУЛЬТАЦИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ (от лат. consultatio - совещание) - 1. совет, даваемый специалистом.

2. Один из видов учебных занятий - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.

3. Совещание специалистов по к.-л. вопросу.

4. Учреждение, оказывающее помощь населению советами специалистов (например, юридическая консультация, детская консультация).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К.о. разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А.А. Вербицкий). Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остаётся открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста. Осн. противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной - учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в К.о., представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

-------------------

- обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

(Калугин Ю.Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования. - Челябинск, 2004. с. 138)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contents - содержание) - метод исследования, ипользуемый в педагогике. Заключается в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной документации и т.д.).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 63)

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ - фундаментальный принцип системы обрразования, согласно которому каждый индивид должен иметь возможность продолжать образование на протяжении всей жизни.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 39)

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА - обозначение явлений, противостоящих официальным установкам и принципам, господствующим в конкретной культуре. Термин "К." появился в западной литературе в 60-е гг. для определения молодёжной субкультуры, получившей распространение во 2-й половине 20 в. в ряде стран мира. К контркультуре относили различные политические движения и неформальные объединения, многие из которых имели асоциальную или антисоциальную направленность (например, хиппи, битники, панки, новые левые, бритоголовые, байкеры и пр.). В определённых ситуациях представители К. могут выступать против сложившегося образа жизни, выдвигая революционные лозунги и требования (политические, экономические, анархические и др.). Протест может носить как пассивный, так и экстремистский характер, приводящий к беспорядкам и даже жертвам среди населения. Противостоять К. антисоциальной ориентации должна продуманная молодёжная политика и правильно организованное социальное воспитание детей и молодёжи.

В современной социологии и культурологии понятие "К." приобретает более широкий смысл, чем субкультура, и употребляется для обозначения феномена рождения новой культуры и инновационных процессов в развитии общества. По сути, всякая новая культура в истории человечества рождалась как К. И в этом смысле К. рассматривается как ядро будущих культурных ценностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНТРОЛЬ

КОНТРОЛЬ - наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

-------------------

См. также Методы контроля

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Различают К.р. текущие и экзаменационные; письменные, графические, практические; фронтальные или индивидуальные.

С введением компьютерного обучения определённое место в системе контроля занял программированный опрос, суть которого состоит в предъявлении всем учащимся стандартных требований.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНАЯ - организационная форма обучения, напрвленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - доверительность, секретность. Конфиденциальная информация, полученная учителем от воспитанника, ни в коем случае (если нет угрозы чьей-то жизни) не подлежит разглашению.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)

КОНФИРМАЦИЯ

КОНФИРМАЦИЯ - так называемое таинство миропомазания в католицизме, совешающееся над детьми 7-12 лет; у протестантов - обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 64)

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение) - предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. подразделяются на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностный К. - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. Проявляется в неустойчивом настроении, повышенной ранимости и т.п. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности; возможно возникновение на его почве неврозов.

Межличностные К. возникают в тех случаях, когда люди преследуют несовместимые цели, придерживаются несовместимых ценностей и норм или в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной цели.

К. между отдельными детьми чаще бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127)

-------------------

- социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

(Иванова О.А. Конфликты в школьной среде. - СПб., 2003. С. 181)

-------------------

См. также Конфликтология

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ - отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

(Иванова О.А. Конфликты в школьной среде. - СПб., 2003. С. 181)

-------------------

(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. С. 125)

-------------------

См. также Конфликт

КОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis - подобный) - тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включён. В психоло- гии склонность к К. (конформность) рассматривается как специфическая личностная черта, в большей или меньшей степени присущая каждому человеку.

В первые годы своей жизни ребёнок неизбежно проявляет конформность, усваивая от старших правила поведения, оценки тех или иных событий. Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребёнка, непроизвольное подражание, "заражение". Когда в периоды кризисов развития ребёнок протестует против требований родителей, в этом проявляется тенденция, противоположная К., - нонконформизм. Проявления К. и нонконформизма в дошкольном и младшем школьном возрасте часто сменяют друг друга. Поэтому родителям и воспитателям следует избегать поспешных выводов об особенностях формирующегося характера ребёнка.

Подростковый возраст, как правило, сопровождается характерным кризисом отношений с окружающими: к семейной группе (прежде всего, к родителям) подросток проявляет нонконформизм, а к группе сверстников - К.

Воспитание человека с активной жизненной позицией требует развития у ребёнка способности к сознательному принятию или отвержению требований группы на основе их сопоставления с моральными нормами и общественными ценностями. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 127-128)

КОНФУЦИЙ, КУН ФУЦЗЫ, КУНЦЗЫ, КУН ЦЮ

КОНФУЦИЙ, КУН ФУЦЗЫ, КУНЦЗЫ, КУН ЦЮ (551-479 до н.э.) - китайский мыслитель, моралист, педагог. Осн. первую в Китае частную школу. К. целиком посвятил себя педагогической деятельности. Этические и педагогические взгляды К. содержатся в книгах "Ли цзи" ("Книга этики") и "Лунь юй" ("Беседы и суждения" - запись бесед К. с учениками). Большое значение придавал воспитанию и образованию как важному средству нравственного совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Подчёркивал мысль о единстве учения и мышления. Разработанная им программа обучения включала две ступени: изучение шести "искусств" (предметов) - морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей, письма, арифметики и изучение четырёх наук - безупречного поведения (добродетели), политики и управления, литературы и языка. Особое внимание К. уделял моральному воспитанию и презирал физический труд.

В Китае со 2 в. до н.э. конфуцианство на 2 тыс. лет определило систему обучения в школе. К. был объявлен величайшим из мудрецов, "учителем 10 тысяч поколений".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОНЦЕНТРИЗМ

КОНЦЕНТРИЗМ (от новолат. concentrum - имеющее общий центр) в обучении

- принцип построения школьных курсов основ наук, при котором часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения. От концентрического расположения учебного материала отличается линейное, при котором каждый раздел учебного курса изучается с той степенью глубины и подробности, которую требуют задачи преподавания, без возвращения к нему на следующих этапах обучения. К. обусловлен объективными законами восприятия и усвоения знаний детьми. Вместе с тем повторяемость учебного материала в течение всего срока обучения в школе ведёт к большей затрате учебного времени и перегрузке учащихся, а нередко и снижает их интерес к предмету. Эти недостатки К. становятся особенно значительными при необходимости достичь некоторой законченности образования на каждой его ступени. Так, до введения всеобщего обязательного 7-летнего (а позднее 8-летнего) образования выпускникам начальной школы, многие из которых не продолжали обучения, надо было дать определённый круг в известной степени законченных знаний, доступных для детей этого возраста. Стремление к некоторой завершённости неполного среднего образования обусловило введение элементарных курсов ряда учебных предметов в 8-летнюю школу, содержание которых в значительной мере повторялось в старших классах.

В действующих программах общеобразовательной школы сочетается линейное и концентрическое построение учебного материала.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 128)

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) - цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (от лат. conceptio- понимание, восприятие, система) - понимание, основная точка зрения, руководящая идея в области образования; ведущий замысел, конструктивный принцип.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - конкретный документ, являющийся основой проектирования содержания образования по основным предметным областям, определяющий организационные формы развития системы образования. В документе сформулированы принципиальные требования к стратегии и политике в образовательной сфере на годы и десятилетия вперед.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

КОНЧАЛОВСКАЯ, НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

КОНЧАЛОВСКАЯ, НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА (1903-1988) - писательница. Дочь живописца П.П. Кончаловского. Книги для детей: повесть "Сын земли Сибирской" (1960) и романтическая быль "Дар бесценный" (1964) - о В.И. Сурикове. Историческая поэма "Наша древняя столица" (кн. 1-3, 1947-53).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОНЬО (COGNIOT), ЖОРЖ

КОНЬО (COGNIOT), ЖОРЖ (1901-1978) - французский философ, педагог, общественный деятель. Генеральный секретарь Интернационала работников просвещения (1932-36), гл. редактор газеты "Юманите" (1937-49), директор Института Мориса Тореза (1966-78). В "Наброске французской политики просвещения" (1943) изложил требования всеобщего бесплатного среднего образования, воспитания у молодёжи высоких гражданских качеств. Педагогические труды К. посвящены исследованию социальной роли и функций воспитания, состояния и истории развития системы государственного образования во Франции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОРДЕМСКИЙ, БОРИС АНАСТАСЬЕВИЧ

КОРДЕМСКИЙ, БОРИС АНАСТАСЬЕВИЧ (1907-1999) - математик, методист, канд. педагогических наук (1956), доцент (1957), популяризатор занимательной математики. Преподавал (с 1939) в ряде московских вузов. Автор св. 70 статей и книг по занимательной математике: "Очерки о математических задачах на смекалку" (1958), "Математика изучает случайности" (1975), "Увлечь школьников математикой" (1981), "Великие жизни в математике" (1995), "Удивительный мир чисел" (совместно с А.А. Ахадовым) (2 изд., 1996), "Геометрия помогает арифметике" (2 изд., 1994; совместно с А.И. Островским), "Мате- матическая смекалка" (10 изд., 1994), "Удивительный квадрат" (2 изд., 1994; совместно с Н.В. Русалевым). Подготовил к печати книгу "Математические завлекалки".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОРНЕЙЧУКОВ Н.В.

КОРНЕЙЧУКОВ Н.В. - см. Чуковский, Корней Иванович

КОРНИЛОВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

КОРНИЛОВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1879-1957) - психолог, действительный член АПН РСФСР (1943), д-р педагогических наук, профессор (1921). С 1910 работал в Институте психологии Московского университета (с 1916 приват-доцент). В 1921 организовал педагогический факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. В 1923-30 и 1938-41 директор НИИ психологии; в 1944-50 вице-президент АПН. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Пытался противопоставить идеалистической эмпирической психологии Г.И. Челпанова и поведенческой психологии (бихевиоризму, рефлексологии) собственную теорию - реактологию, которая, однако, эклектически сочетала в себе марксистские принципы с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Автор учебников по психологии; известен как популяризатор психологических знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОРОВКИН, ФЁДОР ПЕТРОВИЧ

КОРОВКИН, ФЁДОР ПЕТРОВИЧ (1903-1981) - историк-методист, заслуженный учитель школы РСФСР (1973). С 1945 работал в НИИ СИМО АПН СССР. Осн. труды К. посвящены разработке содержания и методики преподавания истории в школе; вопросам формирования мировоззрения учащихся; проблемам школьного учебника. Автор учебника по истории Древнего мира для 5-го класса (1957-83; Гос. премия СССР, 1973); картин, таблиц и наглядных пособий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОРОЛЁВ, ФЁДОР ФИЛИППОВИЧ

КОРОЛЁВ, ФЁДОР ФИЛИППОВИЧ (1898-1971) - теоретик и историк педагогики, действительный член АПН РСФСР (1965) и АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1959), профессор (1961). Вёл научную и преподавательскую деятельность в образовательных учреждениях Москвы, в т.ч. АКВ им. Н.К. Крупской, Центральном НИИ детского коммунистического движения и др. В 1950-65 в НИИ теории и истории педагогики АПН (с 1960 директор). Зав. отделом (с 1948) и гл. редактор (с 1963) журнала "Советская педагогика". Предпринял попытку проанализировать развитие современной отечественной педагогики как целостный процесс в контексте её связи с историей и зарубежным опытом. Предложил периодизацию истории советской школы. Автор трудов по марксистско-ленинской педагогике: "В.И. Ленин и педагогика" (1971), "Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики" (совместно с А.М. Арсеньевым). Руководил подготовкой коллективного фундаментального труда "Общие основы педагогики" (1967). Инициатор публикаций творческого наследия отечественных педагогов, незаслуженно забытых или необоснованно репрессированных в 30-е гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

-------------------

- выдающийся ученый, методолог и теоретик новой отечественной школы и педагогики, крупнейший историк педагогики.

(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 25-27)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

КОРОЛЬКОВ, АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ

КОРОЛЬКОВ, АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ (р. 1941) - д-р философских наук (1982), профессор (1985), действительный член РАО (1992; Отделение высшего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

КОРОТОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

КОРОТОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1928-1999) - педагог, член-кореспондент АПН СССР (1985), член-корреспондент РАО (1993). С 1967 в Министерстве просвещения СССР (в 1977- 1985 заместитель министра). Труды по методике учебно-воспитательного процесса, вопросам внеурочной работы. Автор учебника "Введение в педагогику".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368)

КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ - интенсивное обучение, проводящееся для сотрудников организации и направленное на развитие их рабочих навыков и умений. К.т. широко используется как форма обучения в бизнес-образовании. К.т., как правило, краткосрочен, отдельный тренинговый курс занимает от 1 до 5 дней; более продолжительные программы в организациях обычно проводятся как последовательность коротких учебных (тренинговых) курсов с заметным разрывом во времени - от 2-3 недель до нескольких месяцев. Организация К.т. обычно возлагается на отдел по работе с персоналом, в крупных организациях - на специальный отдел тренинга. В отличие от традиционных курсов повышения квалификации, К.т. обладает ярко выраженной практической направленностью, оснащает учащихся инструментальными знаниями и навыками, которые должны найти незамедлительное применение на рабочем месте, повысить эффективность труда. Проведению К.т. предшествует анализ потребностей в тренинге, который проводят сотрудники отдела по работе с персоналом, нередко в этом им помогают менеджеры компании, в ряде случаев - приглашённые специалисты-консультанты.

Практическая направленность обучения определяет постоянное обращение преподавателя-тренера к собственному рабочему опыту учащихся - участников К.т., применение анализа конкретных ситуаций, практических заданий-упражнений, ролевых и деловых игр, обратной связи и т.д.

В современной практике управления К.т. рассматривается как один из серьёзных факторов повышения конкурентоспособности компании, достижения оперативных и стратегических целей организации на всех уровнях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 128)

КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (КРО)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРРЕКЦИЯ

КОРРЕКЦИЯ - система специальных и общепедагогичесских мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

-------------------

См. также Коррекционно-развивающее обучение

КОРСУНСКАЯ, БРОНИСЛАВА ДАВЫДОВНА

КОРСУНСКАЯ, БРОНИСЛАВА ДАВЫДОВНА (1909-1986) - дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом. Разработала оригинальную систему формирования словесной речи глухих дошкольников, первую государственную программу их обучения (1964). Уделяла особое внимание приобщению глухих и слабослышащих дошкольников к чтению. Придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих детей. Труды по методике воспитания и обучения глухих дошкольников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 368-369)

КОРСУНСКАЯ, ВЕРА МИХАЙЛОВНА

КОРСУНСКАЯ, ВЕРА МИХАЙЛОВНА (1900-1991) - крупнейший специалист в области методики преподавания курса общей биологии, а также общих проблем естественнонаучного образования в целом и биологического образования, в частности (обоснование теории формирования и развития понятий, развитие содержания методов и средств обучения, воспитание научного мировоззрения, активизация самостоятельного мышления).

(Методические идеи В.М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии. - СПб., 2005. С. 3-5)

КОРФ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, БАРОН

КОРФ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, БАРОН (1834-1883) - педагог, методист, земский деятель. Применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Специально для сельских школ написал учебную книгу "Наш друг" (1871), которая дополняла "Родное слово" К.Д. Ушинского. К. сам устраивал школы, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности К. в Александровском земстве (1867-72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ. Поч. ч. Петербургского педагогического общества (1870), Московского комитета грамотности (1871). Награждён золотой медалью Петербургского комитета грамотности (1873).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КОРЧАК (KORCZAK), ЯНУШ

КОРЧАК (KORCZAK), ЯНУШ (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Генрик Гольдшмит) - (1878 или 1879-1942)

- польский педагог, детский писатель, общественный деятель. Получил медицинское образование и первоначально работал врачом-педиатром в Варшаве, а также воспитателем в детских колониях. В 1911 директор "Дома сирот" в Варшаве. Свою концепцию воспитания изложил в книге "Как любить детей", написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я часть "Интернат" издана в 1922 в СССР). В 20-30-х гг. опубликовал ряд книг о воспитании, а также статьи и художественные произведения для детей: "Король Матиуш I" (1923; рус. пер. 1924), "Когда я снова стану маленьким" (1925), "Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера" (1938) и др. В период гитлеровской оккупации пытался сохранить "Дом сирот", который в 1940 был перемещён в варшавское гетто. Там написал "Дневник" (1942). В августе 1942 вместе с воспитанниками и всем персоналом "Дома сирот" погиб в концлагере Треблинки.

Исходный тезис педагогической концепции К. - ребёнок и его благо. К. утверждал идеи полноценности ребёнка как человека и личности. Цель воспитания - полное, свободное и гармоничное развитие способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты, свободы. Необходимое условие воспитания - создание в семье атмосферы доброжелательности и доверия, защиты ребёнка от насилия. Стержнем воспитательной системы К. было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Большое значение К. уделял демократически организованному и самоуправляемому детскому коллективу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КОСМИНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОСМИНСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1886-1959) - историк-медиевист, действительный член АПН РСФСР (1945), академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1939), д-р исторических наук (1936), профессор (1919). Вёл научную и преподавательскую работу в МГУ, ИФЛИ, Институте истории АН СССР и др. Широкую известность получили исследования К. по аграрной истории средневековой Англии, истории Английской революции 17 в., истории Византии. Участвовал в создании 1-го тома "Истории дипломатии" (1941). В 1938-40 в МГУ впервые прочитал курс лекций по историографии Средних веков, охватывавший период до середины 19 в. Один из авторов и редакторов учебника "История средних веков" (т. 1, 1952). Под его руководством был создан первый советский учебник по истории средних веков для 6-7-х классов (1940; 8 изд., 1961).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 369)

КОСОГЛАЗИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСТА

КОСТА - см. Хетагуров, Коста Леванович

Предыдущая страница Следующая страница