Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Гипоксикатор купить в москве - пульсоксиметр цена в аптеках москвы.

Педагогический словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНС"-"ИШИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНС"-"ИШИ")

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И УПРАВЛЕНИЯ - Краснодар, 2-й проезд Стасова, 48. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ МОЛОДЁЖИ

ИНСТИТУТ МОЛОДЁЖИ - Москва, ул. Юности, 5/1. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ - Москва, ул. Сельскохозяйственная, 13. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ - С.-Петербург, ул. Воронежская, 42. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА - Ростов-на-Дону, просп. Октября, 33а/47. Психология, педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ - С.-Петербург, ул. Курляндская, 5. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА - Москва, Дмитровское шоссе, 93, корпус 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ЕСТЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Краснодар, ул. Сормовская, 12. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ - Сочи, ул. Ландышевая, 16. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ЮЖДАГ

ИНСТИТУТ ЮЖДАГ - Республика Дагестан, Дербент, ул. Советская, 25. Педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТРУКТАЖ

ИНСТРУКТАЖ (от франц. instruire - обучать, наставлять) - вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Методика И. зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий, заключительный.

Гл. значение вводного И. - помощь учащимся в организации собственной учебной деятельности, сознательного усвоении особенностей рациональных способов выполнения работы. Текущий И. проводится по усмотрению преподавателя или по просьбе учащихся и является, как правило, индивидуальным. Содержит анализ наиболее часто встречающихся ошибок и затруднений. Не следует сводить текущий И. к работе с неуспевающими, его нужно использовать для закрепления ряда умений и навыков всей группой учащихся. Заключительный И. обычно проводится при подведении итогов работы в форме беседы: разбираются типичные недостатки в работе учащихся.

В целях И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, карточки-задания, инструкционные и т.п. карты. Достоинством этой формы И. является возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся; тщательная и продуманная формулировка указаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - см. Обучение интегрированное

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ (от "интеграция" - объединение в одно целое; лат. integer - целый) - уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Например, уроки, подготовленные совместно преподавателями русского языка и литературы и Изо, Изо и музыки, литературы и истории.

(Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. Под редакцией А.Б. Малюшкина. - М., 2003. С. 2)

-------------------

См. также Межпредметные связи

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации и др. Отечественная психология исходит из принципа связи И. с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера деятельности индивида (учение, производство, политика и пр.).

В связи с развитием теории информации, вычислительной техники широкое распространение приобретает термин "искусственный интеллект".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

-------------------

- умственные способности человека; ум.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 49)

-------------------

См. также Термен, Льюис Медисон, Умственное воспитание

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quotient - IQ) - количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула IQ имеет следующий вид:

умственный возраст

IQ = ------------- х 100.

хронологический возраст

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50-75% - для дебилов; 25-50% - для имбецилов; ниже 25% - для идиотов.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 49)

-------------------

См. также Коэффициент интеллектуальной одарённости, Одарённые дети

ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР

ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР - ООО, Москва. Развивающая, учебная, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный) - свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека - интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определённый период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность - по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный) - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию И. придают нередко и моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности и интеллигентности. Термин "И." появился в России во 2-й половине 19 в. и из русского языка перешёл в другие языки. На Западе используется как синоним термина "интеллектуалы".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ (от англ. interation - взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И.о. меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

И.о. широко используется в интенсивном обучении взрослых (например, в корпоративном тренинге).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

-------------------

См. также Бизнес-образование

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся, в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ - направление в современной социальной психологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. В рамках И. изучается структура личности, процессы социализации, ролевое поведение и др. Представителями И. предпринята попытка вычленить "специфически человеческое" в поведении человека, раскрыть социально-психологические механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Интеракционистский подход оказывает существенное влияние на общую, а также возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в практике воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

ИНТЕРАКЦИОННАЯ УВЕРЕННОСТЬ

ИНТЕРАКЦИОННАЯ УВЕРЕННОСТЬ - осознанная, эмоциональная, ответственная смена поведения.

(Хохлова В., Штефан А. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе. - Н. Новгород, 2003. С. 232)

ИНТЕРБУК

ИНТЕРБУК - издательство, АОЗТ, детская, учебная, художественная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение И. не ведёт к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.

Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положительных, устойчивых и действенных познавательных И. - понимание учащимися значения изучаемого материала.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. Стадии И. прослежены в работах, посвящённых умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

-------------------

- перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

-------------------

См. также Гальперин, Пётр Яковлевич

ИНТЕРЛИК

ИНТЕРЛИК - издательско-коммерческая фирма, Москва. Детская, юношеская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНТЕРНАТ

ИНТЕРНАТ - см. Школы-интернаты

ИНТЕРНАТУРА

ИНТЕРНАТУРА - форма последипломной стажировки врачей - выпускников медицинских вузов по специальности при клиниках и больницах (в Рос. Федерации - в течение года). Принята в большинстве стран мира.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

ИНТЕРНЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕРФЕЙС

ИНТЕРФЕЙС - издательство, творческое производственное объединение, ООО, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter - между, ferens (feretis) - несущий) - снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

ИНТОР

ИНТОР - образовательно-производственный центр развивающего обучения и издательство, ООО, Москва. Педагогическая, психологическая, развивающая, учебная, учебно-методическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНТРОВЕРСИЯ

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) - свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности - интровертов и экстравертов. Согласно З. Фрейду, интроверсия является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

ИНТРОВЕРТ

ИНТРОВЕРТ - см. Интроверсия, Интровертивный

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ - обращённый внутрь; психологическая характеристика личности, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний и т.п., самоуглублённой. Понятие введено К.Г. Юнгом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

-------------------

См. также Интроверсия, Экстравертивный

ИНТРОСПЕКЦИЯ

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 51)

ИНТУИЦИЯ

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная И.), и как "целостное охватывание" условий проблемной ситуации (чувственная И., интеллектуальная И.), и как механизм творческой деятельности (творческая И.). Научная психология рассматривает И. как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы стереотипов поведения и, в частности, логических проблем поиска решения задачи. Т.н. непосредственное интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной И. как необходимой составляющей профессионального творчества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 108)

ИНТУИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ИНТУИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 52)

ИНФАНТИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

-------------------

- организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

(Формирование информационной культуры личности обучающихся. - Абакан, 2004. С. 108)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс передачи - приёма информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация и пр.) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней) при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД( ОБУЧЕНИЯ)

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД( ОБУЧЕНИЯ) - объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Один из наиболее экономных способов передачи обобщённого и систематизированного опыта человечества; может применяться при любом типе учебных занятий. Однако, способствуя накоплению знаний, умений и навыков, И.-р.м. не обеспечивает развития творческих способностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информа- ционных технологий, направленная на достижение учебных целей. Включает следующие виды деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в т.ч. реально протекающих; передача достаточно больших объёмов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности; коррекция по результатам контроля; тренировка; тестирование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 52)

ИНЦЕСТ

ИНЦЕСТ - кровосмешение, половая связь между ближайшими родственниками. Наибольшая опасность И. существует в неблагополучных семьях, где проживают девочки-подростки и старшие члены семьи, страдающие алкоголизмом, наркоманией, склонные к сексуальным извращениям и пр. И. является серьёзной психологической и этической проблемой, особенно если в его результате возникает беременность подростковая. В ряде стран в этих случаях официально разрешён и рекомендуется медиками аборт.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

-------------------

См. также Педофилия

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, ПЕТРИЦОНЕЛИ ИОАНН

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, ПЕТРИЦОНЕЛИ ИОАНН (11-12 вв.) - грузинский философ-неоплатоник, деятель просвещения. В начале 70-х гг. 11 в. был слушателем Константинопольской философской школы. Изгнанный за свои убеждения из Византии (1083), руководил школой (семинарией) в Петрицонском монастыре (ныне Бачковский монастырь в Болгарии) - центре просвещения грузинской молодёжи. В начале 12 в. по приглашению Давида Строителя возглавил в Грузии Гелатскую академию, положившую начало грузинскому Ренессансу 11-13 вв. Перевёл на грузинский язык произведения античных философов, в комментариях к которым изложил свои философские и педагогические взгляды.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИОНИН, ИГНАТИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ИОНИН, ИГНАТИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ (1893-1939) - педагог. В 1919 осн. школу-колонию для беспризорников в бывшей усадьбе "Михайловка", близ Петрограда (с 1921 "Красные зори"). Теоретически обосновал и апробировал на практике модель школы-хозяйства, организованной на принципах хозрасчёта и соединения обучения с производительным трудом учащихся. Школа стала культурно-просветительским центром для жителей села. В сентябре 1937 И. и группа его сотрудников были необоснованно репрессированы. И. умер в заключении; реабилитирован в 1990. Школа просуществовала до 1941, была переведена в Ленинград, затем эвакуирована в Ярославскую область.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИОРДАНСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИОРДАНСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1863-1941) - деятель народного образования, д-р педагогических наук (1938), профессор (1922). Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905, Н. Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продлённого дня для детей городской бедноты. Участник земского движения, один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913-14) и руководителей Всерос. учительского союза, заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства (1917). После октября 1917 на руководящей работе (в т.ч. в 1921-22 возглавлял Главсоцвос Наркомпроса РСФСР), вёл преподавательскую и научную работу. Труды по вопросам организации отечественной школы (школоведению), школьному самоуправлению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

-------------------

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 217-227)

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ - Иркутск, пос. Молодёжный. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - Иркутск, ул. Ленина, 11. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Иркутск, ул. Ленина, 8. Педагогика и методика дошкольного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Иркутск, Нижняя Набережная, 6. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Психология, социальная работа, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Иркутск, ул. Маркса, 1. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИСАКОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ИСАКОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1821-1891) - генерал от инфантерии. С 1859 попечитель Московского учебного округа; открыл в Московском университете кафедру всеобщей географии и др. В 1863-81 гл. начальник военно-учебных заведений. В ходе военных реформ 1860-70-х гг. осуществил перестройку военно-учебной системы, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии, создал военные и юнкерские училища, осн. в С.-Петербурге педагогическую библиотеку и музей, а также журнал "Педагогический сборник"; в Москве открыл учительскую семинарию военного ведомства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок. 560-636) - церковный деятель, средневековый энциклопедист. С 600 епископ Севильи. За поразительную образованность гуманисты эпохи Возрождения называли его последним филологом античности. Сочинения И.С. наряду с произведениями Боэция и Кассиодора составляли фундамент средневекового образования в Западной Европе. "Этимологии, или Начала" И.С. (в 20 кн.) - своеобразная энциклопедия западноевропейского средневековья. "Этимологии..." открываются изложением семи свободных искусств; затем в рамках позднеантичных школьных энциклопедических традиций излагаются основы медицины, права, истории, космографии, географии, минералогии, химии и т.д. Создание "Этимологий..." преследовало широкие просветительские цели: И.С. стремился обобщить всё доступное в ту эпоху знание и методы его интерпретации, построить своеобразную модель культуры и обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИСКАТЕЛЬ

ИСКАТЕЛЬ - издательский дом, Москва. Приключенческая, детская, юношеская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ - 1. термин, применяющийся рядом специалистов для обозначения детей с нарушениями в психофизиологическом развитии.

2. Одарённые дети.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

-------------------

См. также Одарённые дети

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество. Под воздействием работ по И.и. меняется понимание задач обучения: человек должен овладеть не столько способами решения задач, сколько способами их постановки, должен уметь выбирать стиль мышления, адекватный конкретной проблематике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ (Isokrates) - (436-338 до н.э.)

- древнегреческий оратор, педагог, моралист и политический мыслитель. Был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия (до нас дошли 21 речь и 9 писем И.). Преподаваемую им науку называл "философией". Считал, что обучению "философии" должно предшествовать усвоение грамматики и музыки (элементов начального образования), допускалось изучение диалектики (логики), астрономии и геометрии. Основой успешного обучения называл природные дарования. Программа школы И. впервые свела в единое целое круг дисциплин, названных впоследствии гуманитарными.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА - термин употреблялся до 90-х гг.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 181)

-------------------

см. Пенитенциарная педагогика

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые возложено наказание в виде лишения свободы. Несовершеннолетние, осуждённые к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (от лат. pro - вперед, longys - долгий, дальний) - исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления, и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 54)

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ - учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний. Среди других гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражданской и политической культуры. Изучение И. создаёт необходимый фундамент для диалектического понимания учащимися причин и особенностей развития общества; способствует применению принципа историзма в освоении других учебных предметов.

Гл. цель обучения И. - воспитание социально-активной личности с высокими идейно-нравственными качествами, чётко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 110)

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - см. Россия

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ - христианское издательство, общественная организация, пос. Заокский Тульской области. Детская, духовная, педагогическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИТАР (ITARD), ЖАН МАРИ ГАСПАР

ИТАР (ITARD), ЖАН МАРИ ГАСПАР (1775-1838) - французский врач, член Академии медицины (1821). Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха - акуметр. В "Трактате о заболеваниях уха и слуха" (т. 1-2, 1821) рекомендовал развивать слух слабослышащих путём экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Широкую известность И. принесло первое научное описание попыток воспитания ребёнка, который до 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, - "айверонского дикаря".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ - см. Аттестация обучаемого

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРА

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ БАКАЛАВРА - итоговая государственная аттестация бакалавра образования по соответствующему направлению включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело.- СПб., 2002. С. 103)

-------------------

См. также Аттестация обучаемого

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ МАГИСТРА

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ МАГИСТРА - итоговая государственная аттестация магистра образования по соответствующему направлению включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен - в соответствии с п.1.4. стандарта. По желанию студентов вуз может проводить дополнительные гос. экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех гос. экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело.- СПб., 2002. С. 103)

-------------------

См. также Аттестация обучаемого, Магистр, Магистратура

ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Ишим Тюменской обл., ул. Ленина, 1. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Предыдущая страница Следующая страница