Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Чита, ул. Бабушкина, 129. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ЗАБОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАБЫВАНИЕ

ЗАБЫВАНИЕ - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому З. Часто З. бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время всё же вспоминает его. Временное З. физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное З. - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей. Важное средство против З. - повторение. Оно является не только осн. условием прочного запоминания учебного материала, но и условием последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что З. происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, а не тогда, когда материал уже почти забыт. Осн. путь предупреждения З. - применение усвоенных знаний на практике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 89)

ЗАВАДОВСКИЙ, ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ

ЗАВАДОВСКИЙ, ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ (1739-1812) - граф, государственный деятель, министр народного просвещения (1802-10). С 1782 участвовал в работе Комиссии для устройства народных училищ, занимался управлением учебными заведениями, переустройством Пажеского корпуса и других школ, и др. Во время его деятельности на посту министра народного просвещения были учреждены учебные округа (1803), открыты приходские училища (в сёлах - народные школы), уездные училища, гимназии, университеты в Харькове, Казани, Дерпте и Вильно (в 1802-04 учреждены их уставы), Главный педагогический институт (первое в России учебное заведение для подготовки учителей, 1804). Издан новый университетский устав 1804, предоставивший университетам автономию, уставы Академии наук, духовных академий, а также "Устав о цензуре" (1804), передавший вопросы цензуры в ведение Главного управления училищ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ - чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведёт, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определённого блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 89)

ЗАГВЯЗИНСКИЙ, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

ЗАГВЯЗИНСКИЙ, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1974), профессор (1975), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), с 1973 зав. кафедрой педагогики и психологии Тюменского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЕ

ЗАДАНИЕ УЧЕБНОЕ - вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить к.-л. учебные (теоретические или практические) действия. Некоторые З. требуют активизации знаний и действий, другие - актуализации ранее усвоенного. Могут быть З., реализующие обе функции. В педагогической и психологической литературе отражены общедидактические и частнометодические классификации учебных З., однако общепринятой единой классификации З. пока не существует (благодаря множеству функций З. она едва ли возможна).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.89-90)

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма, гл.о. центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей. В противовес распространённой в зарубежной психологии концепции врождённых способностей большинство отечественных психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врождённых З., лежащих в основе развития способностей. В качестве З. могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. З. являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных З. Многозначность З. проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, педагогического воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных З. и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создаёт иногда иллюзию врождённости способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации З.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 90)

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. З.п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых необходима догадка, прикидка и т.д. Особенно велика роль З.п. в проблемном обучении.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 90)

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЗЗО (ZAZZO), РЕНЕ

ЗАЗЗО (ZAZZO), РЕНЕ (1909-1996) - французский психолог, руководитель лаборатории по изучению психобиологии ребёнка, профессор Высшей школы практических знаний в Париже. Ведущий представитель французской генетической психологии. Круг научных интересов З. - проблемы развития в норме и патологии (олигофрения), вопросы дифференциальной психологии, а также проблемы развития близнецов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

-------------------

См. также Олигофрения

ЗАИКАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЙЦЕВ, ИВАН ПРОКОПЬЕВИЧ

ЗАЙЦЕВ, ИВАН ПРОКОПЬЕВИЧ (р. 1920) - педагог, создатель системы перевоспитания осуждённых в исправительно- трудовых учреждениях (ИТУ). С 1983 преподаватель в вузе МВД. Предложенная им в начале 60-х гг. система воспитательной работы имела целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осуждённых, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов и по существу предвосхитила перестройку деятельности ИТУ (конец 80-х - начало 90-х гг.). В её основе - формирование из групп осуждённых первичных коллективов, индивидуальный подход, учёт разновозрастного состава и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАКАЛИВАНИЕ

ЗАКАЛИВАНИЕ - система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям. З. - неотъемлемая часть физического воспитания. Особенно велика роль З. в профилактике простудных заболеваний, но одновременно З. оказывает и общеукрепляющее действие на организм. В процессе З. при многократном повторении раздражителей образуются и закрепляются защитные реакции. Прекращение воздействий раздражителей, как правило, вызывает угасание этих реакций. Поэтому З. эффективно только при регулярном его использовании. Процедуры З. делятся на общие (воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела) и местные (направленные, например, только на верхние или нижние конечности). З. может дать положительный эффект лишь при строгом соблюдении следующих правил: учитываются состояние здоровья, индивидуальные особенности развития ребёнка, условия его жизни; сила закаливающего фактора (солнечное облучение, вода, воздух) наращивается постепенно; З. продолжается в течение всего года (но в зависимости от особенностей сезона и погоды); З. вызывает положительные эмоции у ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 92)

ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ - учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распространился в странах с государственной религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключён из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник З.Б. составлен Феофаном Прокоповичем ("Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом", 1720). В 19 в. являлся осн. нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После 1917 преподавание З.Б. было отменено во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях страны. С начала 1990-х гг. в Рос. Федерации ведётся в частных общеобразовательных школах по желанию учащихся и родителей и в воскресных школах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 92)

ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ - закон, который

- определяет государственную политику в области образования;

- разграничивает компетенцию и ответственость в области образования органов государственной власти разных уровней;

- регламентитует организацию и функционирование системы образования;

- направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 41)

-------------------

См. также Закон РФ "Об образовании"

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - комплекс документов, в который входят Конституция РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Рос. Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Рос. Федерации; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Рос. Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Рос. Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование. Законы, принимаемые субъектами Рос. Федерации, не могут противоречить федеральным законам. Физические и юридические лица несут ответственность за нарушения законодательства в области образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 92)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ - основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Принят 10 июля 1992 г., имеет N 3267-1.

(Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 153)

-------------------

См. также Закон об образовании

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ - деятельность учителя и учащихся, направленная на прочное усвоение учебного материала. З. условно подразделяется на: воспроизводящее (вторичное осмысление пройденного), тренировочное, творческое (не только воспроизведение и совершенствование усвоенного, но и раскрытие новых сторон изучаемого). З. осуществляется через систему упражнений, задач, сочинения, диктанты, беседы, лекции, доклады учащихся и другие виды работ. Цели З. служит повторение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 92)

ЗАКС, АРТ ЯКОВЛЕВИЧ

ЗАКС, АРТ ЯКОВЛЕВИЧ (1878-1938) - педагог, методист внешкольной работы. Один из организаторов Центрального музейно-экскурсионного института (1921-23), Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1923-30), Центральной детской экскурсионной станции. Директор Института методов внешкольной работы (1923-31).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАЛЕВСКИЙ, ГЕНРИХ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

ЗАЛЕВСКИЙ, ГЕНРИХ ВЛАДИСЛАВОВИЧ (р. 1938) - д-р психологических наук (1990), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Томского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗАЛКИНД, АРОН БОРИСОВИЧ

ЗАЛКИНД, АРОН БОРИСОВИЧ (1888-1936) - психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Заложил теоретические основы полового воспитания, на долгие годы определившие стратегию решения этой проблемы в советской педагогике; решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности. Исследуя проблемы развития ребёнка, акцентировал внимание на внешних условиях; положил начало социогенетическому направлению в педологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАЛЬЦМАН (SALZMANN), КРИСТИАН ГОТХИЛЬФ

ЗАЛЬЦМАН (SALZMANN), КРИСТИАН ГОТХИЛЬФ (1744-1811) - немецкий педагог, представитель филантропизма. С 1784 возглавлял филантропин в поместье Шнепфенталь, получивший при З. значительную известность (учебное заведение существует и ныне). Ставил целью дать детям - выходцам из буржуазных семей - образование, по уровню не уступавшее получаемому аристократами. Привлёк к преподаванию Б.Г. Блаше и И.К.Ф. Гутс Мутса, которые здесь разработали свои методические системы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ( ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАНКОВ, ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАНКОВ, ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), д-р педагогических наук (1943). С 1929 вёл научно-исследовательскую работу в Москве: в НИИ дефектологии (1929-51; в 1944-47 директор), в НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-77). Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений. Под руководством З. создана (середина 60-х гг.) новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

-------------------

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н.Новгород, 2004. С. 277)

-------------------

См. также "Федеративный научно-методический центр им. Л.В. Занкова"

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАПЕСОЦКИЙ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ЗАПЕСОЦКИЙ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1954) - д-р культурологических наук (1997), профессор (1993), член-корреспондент РАО (2000; Отделение образования и культуры), ректор, зав. кафедрой культурологии С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ - провозглашается Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Представленные в З.л. требования были известны и до христианства, однако в христианстве З.л. - любовь к Богу и любовь к ближнему - даны в единстве, и в качестве ближнего указан каждый человек, даже враг и гонитель; З.л. стала фундаментальной, а вместе с тем и всеобъемлющей заповедью, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди. Требования, близкие З.л., содержатся в конфуцианстве, даосизме, моизме, джайнизме, буддизме, иудаизме. В христианстве же любви не просто был дан приоритетный статус - она получила особое толкование: любовь - это путь соединения человека с Богом и с человеком, причём с Богом - через человека и с человеком - через Бога. Апелляция к Богу в З.л. по своему нормативному содержанию этически вполне достоверна: доброжелательность и благотворительность должны быть направлены на другого человека, но лишь осенённые высшим принципом они будут иметь нравственный смысл. Любовь к человеку покоится на определённых трансцендентных основаниях: в конечном счёте аналогом и основанием любви к ближнему в христианстве является не себялюбие, а милосердная и инициативная любовь Бога к людям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 94)

-------------------

См. также Аскетизм, Милосердие, Русская православная церковь, Принципы православного образования, Совершенство

ЗАПОМИНАНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ - один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное З. и непроизвольное З. Непроизвольное З. происходит без специально поставленной цели - запомнить при отсутствии волевых усилий и без применения к.-л. приёмов З. Произвольное З. является специальным действием, задача которого - запомнить точно, на продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения. Большую роль в повышении продуктивности произвольного З. играют познавательные интересы, осознание практического значения приобретаемых знаний и т.п. Успешность произвольного З. в большой мере зависит от применения рациональных логических способов З. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 94)

ЗАПОРОЖЕЦ, АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАПОРОЖЕЦ, АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (1905-1981) - психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943-60 в МГУ; в 1944-60 зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 директор НИИ ДВ. В 1965-67 академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-81 член президиума АПН. Разрабатывал проблемы общей и детской психологии; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие "амплификации" (обогащения) - развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАРДАБИ

ЗАРДАБИ (псевдоним; настоящая фамилия и имя Меликов Гасанбек Салимбек оглы) - (1842-1907)

- азербайджанский просветитель, публицист, педагог. Организовал первое в Закавказье благотворительное общество для неимущих мусульман (1872-76) и открыл для них пансион в своём доме. Создал и редактировал газету на родном языке "Пахарь" (1875-77), в которой пропагандировал идеи распространения в народе культуры и просвещения. Осн. просветительское общество "Спасение" и общество по распространению грамотности. Автор учебника по естествознанию (издан в 1912) для азербайджанской школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАХАРЕНКО, АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ

ЗАХАРЕНКО, АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ (р. 1937) - украинский педагог, народный учитель СССР (1983), член-корреспондент АПН СССР (1989). С 1966 директор Сахновской средней школы (Корсунь-Шевченковский район Черкасской области). Организатор авторской школы. Уникальный школьный комплекс (учебные корпуса, производственные мастерские, школьный музей, планетарий и обсерватория, плавательный бассейн и стадион) построен по индивидуальным проектам студентов-архитекторов методом народной стройки силами учащихся, педагогов и родителей при помощи колхоза "Маяк". З. - один из пионеров педагогики сотрудничества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАХОДЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗАХОДЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2001) - поэт. Стихи, сказки, пьесы для детей. Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы ("Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла, "Винни-Пух..." Алана Милна).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗАЧЁТ

ЗАЧЁТ - форма проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчётов и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 95)

ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЯИЦКИЙ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

ЗАЯИЦКИЙ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1893-1930) - писатель. Для детей З. сочинил увлекательные пьесы: "Робин Гуд" (1925) и "Стрелок Телль" (1925), которые с успехом шли и идут на сценах детских театров. Среди произведений для детей также повести "Морской волчонок" (1926), "Африканский гость" (1927) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358)

ЗВЕРЕВ, ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

ЗВЕРЕВ, ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (1918-2001) - педагог, действительный член РАО (1992; действительный член АПН СССР с 1971), д-р педагогических наук (1965), профессор (1967). С 1937 работал учителем средней школы, с 1954 в НИИ педагогики АПН РСФСР (Ленинград), с 1960 в ЛГПИ им. А.И. Герцена (с 1966 проректор). В 1968-81 академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик, в 1981-89 вице-президент АПН СССР. С 1972 руководил лабораторией экологического образования НИИ СИМО АПН. Разрабатывал дидактические проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе. В кн. "Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены в средней школе" (1971) выявил типы и динамику связей отдельных элементов системы обучения в целостной структуре учебного предмета. З. - инициатор и организатор первой исследовательской лаборатории при АПН по педагогическим проблемам экологического образования. Его труды "Экология в школьном обучении. Новый аспект образования" (1980), "Экологическое образование школьников" (1983; в соавторстве) и другие определили новый взгляд на экологическое образование, обосновали необходимость его междисциплинарной основы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 358-359)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ( ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ( ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) - разработан в Западной Европе Ф. Дистервегом, К. Фогелем и др., в России - К.Д. Ушинским. В его основе различение гласных и согласных в словах и их обозначение буквами. К чтению переходили на основе звукового анализа слов и их записи: письмо-анализ предпосылалось чтению-синтезу. Современный аналитико-синтетический способ обучения грамоте, усовершенствованный В.И. Водовозовым, Н.Ф. Бунаковым, Д.И. Тихомировым, С.П. Редозубовым, А.И. Воскресенской и другими, отличается тщательно разработанными приёмами звукового анализа и синтеза.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 95)

ЗВУКОВОЙ СПОСОБ( ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

ЗВУКОВОЙ СПОСОБ( ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) - основан на изучении звуков речи и их письменных обозначений - букв. Разработан немецким педагогом Г. Стефани (начало 19 в.), определившим понятия "звук", "буква", "название буквы". Он использовал приём "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространён Н.А. Корфом; он ввёл также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе. З.с. способствовал сокращению срока обучения грамоте до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес.

Переходным к З.с. считается способ Л.Н. Толстого, отрицавшего искусственное произношение отдельных звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги. Одновременное обучение чтению и письму сближает этот способ обучения грамоте со звуковым аналитико-синтетическим способом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 95)

-------------------

См. также История образования в России

ЗВЯГИНЦЕВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЗВЯГИНЦЕВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1869-1945) - краевед-методист, деятель народного образования России. Редактор отдела учебников в издательстве И.Д. Сытина (с 1909). Автор работ по вопросам педагогики, истории и статистики народного образования; школоведения, внешкольного образования, истории Москвы; составитель учебников, учебных и методических пособий для начальной школы по арифметике, чтению, истории. В методических работах по краеведению обосновал метод "локализации", т.е. широкое использование местного материала на всех этапах обучения и воспитания; лишь в старших классах предлагал изучение особого предмета - краеведения (родиноведения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕЕР, ЭВАЛЬД ФРИДРИХОВИЧ

ЗЕЕР, ЭВАЛЬД ФРИДРИХОВИЧ (р. 1938) - д-р психологических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (2001; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой психологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗЕЙДЕЛЬ (SEIDEL), РОБЕРТ

ЗЕЙДЕЛЬ (SEIDEL), РОБЕРТ (1850-1933) - швейцарский педагог, литератор, общественный деятель. Один из теоретиков трудовой школы. Задачу трудовой школы видел прежде всего в воспитании у детей навыков ремесленного и сельскохозяйственного труда. Пытался разработать систему пролетарской педагогики, однако практически лишь провозгласил превращение школ в "трудовые объединения". Один из инициаторов разработки социальной педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗЕЛЕНКО, АЛЕКСАНДР УСТИНОВИЧ

ЗЕЛЕНКО, АЛЕКСАНДР УСТИНОВИЧ (1871-1953) - педагог, архитектор, деятель внешкольного образования. В 1905 вместе с С.Т. Шацким и Л.К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлкове (Московская область); затем первый в России клуб для детей. З. создал проект и руководил строительством здания для клуба (позже Дом пионеров и школьников, в Вадковском переулке в Москве). В 1906 вместе с Шацким создал общество "Сетлемент". По проектам З. построено много школ в Саратовской губернии.

После 1917 вёл научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и АПН. Одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗЕМЛЕР (SEMLER), КРИСТОФ

ЗЕМЛЕР (SEMLER), КРИСТОФ (1669-1740) - немецкий педагог, один из теоретиков реального образования. Открыл в Германии несколько школ, сочетавших общеобразовательную подготовку с обучением различным ремёслам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗЕМСТВА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЦОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА

ЗЕМЦОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА (1903-1994) - тифлопедагог, д-р педагогических наук (1958). С 1952 в НИИ дефектологии АПН СССР. Под руководством и при участии З. разработаны научные основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Труды по психолого-педагогическому изучению слепых и слабовидящих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗЕНЬКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЗЕНЬКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1881-1962) - философ и богослов, теоретик и историк педагогики, один из крупнейших деятелей русской эмиграции. С 1915 профессор Киевского университета; директор Киевского Фребелевского института дошкольного воспитания; председатель Киевского религиозно-философского и Фребелевского обществ. В 1919 министр культуры и вероисповеданий в правительстве П.П. Скоропадского. Эмигрировал в Югославию; в 1920-22 профессор Белградского университета. С 1922 в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей (1923-27), организатор педагогических съездов и совещаний; один из основателей Русского педагогического института им. Я.А. Коменского. Возглавлял (1923-60) Русское студенческое христианское движение. С 1927 профессор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже (руководил Религиозно-педагогическим кабинетом). В 1942 принял сан священника.

В юности увлекался идеями Вл. Соловьёва и Л. Лопатина, затем пришёл к христианской антропологии и философии. В русле традиций русской религиозной философии обосновывал православную педагогику "духовного устроения". Создал направление русской православной педагогики за рубежом. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Автор "Истории русской педагогики в XX в." (1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗИЗАНИЙ (ЗИЗАНИЙ ТУСТАНОВСКИЙ), ЛАВРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ

ЗИЗАНИЙ (ЗИЗАНИЙ ТУСТАНОВСКИЙ), ЛАВРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ (? - ок. 1634) - украинский и белорусский просветитель, переводчик, учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. С 1619 редактор и переводчик Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы. Автор печатной азбуки (Вильно, 1596) с рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. Скорины), "Грамматики словенской" (1596), "Катехизиса" (1627).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗИККИНГЕР (SICKINGER), ЙОЗЕФ АНТОН

ЗИККИНГЕР (SICKINGER), ЙОЗЕФ АНТОН (1858-1930) - немецкий педагог. В 1895-1923 школьный советник в Мангейме, где осуществил реформу городских школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия учебной нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

-------------------

См. также Мангеймская школьная система

ЗИМНЯЯ, ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ЗИМНЯЯ, ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА (р. 1931) - д-р психологических наук (1974), профессор (1976), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗИНЧЕНКО, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

ЗИНЧЕНКО, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (р. 1931) - д-р психологических наук (1967), профессор (1969), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗИНЧЕНКО, ПЁТР ИВАНОВИЧ

ЗИНЧЕНКО, ПЁТР ИВАНОВИЧ (1903-1969) - психолог, д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). Один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. З. развил применительно к памяти принцип единства сознания и деятельности, указав на возможность управления её развитием в процессе обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

-------------------

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)

ЗЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗНАМЕНСКАЯ (СЛОТВИНСКАЯ), АННА АНДРЕЕВНА

ЗНАМЕНСКАЯ (СЛОТВИНСКАЯ), АННА АНДРЕЕВНА (1902-1967?) - известный сургутский учитель русского языка и литературы, преподавала также химию и математику, вела драматический кружок.

(Модернизация системы образования в парадигме личностно-ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2003. С. 4-9, 10-16)

ЗНАМЕНСКИЙ, АРКАДИЙ СТЕПАНОВИЧ

ЗНАМЕНСКИЙ, АРКАДИЙ СТЕПАНОВИЧ (1898-1982) - известный сургутский педагог и просветитель, учитель математики, физики. Вместе с Знаменской А.А. воплощал идею о личностно ориентированном педагогическом процессе

(Модернизация системы образования в парадигме личностно-ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2003. С. 4-9)

-------------------

(Мониторинг как условия реализации личностно ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2004.)

-------------------

Ч33(2Р)7-8Знаменский А.С.

ЗНАМЕНСКИЙ, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

ЗНАМЕНСКИЙ, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ (1878-1968) - педагог, физик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук (1938). Труды по методике преподавания физики в средней школе и её истории, по вопросам оборудования физического кабинета, постановки практических занятий, связи физики с математикой и химией, взаимосвязи общего образования с политехническим и профессиональным обучением. Автор учебников и учебных пособий для средней школы и педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ - издательство

- государственное издательство, Москва. Детская, образовательная, учебная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЗНАНИЕ, ОБЩЕСТВО

ЗНАНИЕ, ОБЩЕСТВО - общество "Знание России", общественная научно-просветительная организация. Ведёт историю от осн. в 1947 Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний; с 1956 общество "Знание РСФСР"; с 1992 современное название. Объединяет организации соответствующего профиля во всех субъектах Рос. Федерации. Имеет издательство "Знание", лектории, дома научно-технического творчества (в Москве, С.-Петербурге и других городах) и др. Местопребывание правления - Москва.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 97)

ЗОЛОТОВ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

ЗОЛОТОВ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1804-1882) - педагог, деятель народного образования. В 1832-49 содержал в Одессе частный пансион, в котором обучал с помощью новых методов по учебникам и руководствам, написанным им самим. В том числе применил звуковой способ обучения грамоте ("Русская азбука по методе Жакото", 1833), ввёл устный счёт ("Руководство к изустному исчислению"). С 1856 в С.-Петербурге. Организовал обучение по звуковому методу в начальных школах и издал свои пособия ("Русская азбука с наставлением, как должно учить", 1856; 26 изд., 1880, и др.). Значительную роль в перестройке преподавания в начальной школе сыграли его "Русская стихотворная хрестоматия" (ч. 1-2, 1829), книги для народного чтения и учебник арифметики и др. З. положил начало подготовке сельских учителей из крестьян, воспитанников удельного земледельческого училища (1857), участвовал в создании учительской семинарии при Воспитательном доме (1864-70). Проводил первые в России народные чтения (по астрономии в С.-Петербурге, 1859-60; по русской истории в Одессе, 1871-72). С 1861 член Петербургского комитета грамотности (золотая медаль комитета, 1874).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК - негосударственная образовательная организация, Москва. Детская, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским. З.б.р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на З.б.р., что характеризует высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения (см. Доступность обучения).

З.б.р. даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также одновременно с этим З.б.р. составляет то, что Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте З.б.р. может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. З.б.р. может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 97)

ЗПР

ЗПР - см. Задержка психического развития

ЗРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗУБОВ, ВИКТОР ГЕННАДИЕВИЧ

ЗУБОВ, ВИКТОР ГЕННАДИЕВИЧ (1914-1982) - педагог, физик, действительный член АПН СССР (1965), д-р физико-математических наук (1963). С 1947 на научно-педагогической работе в МГУ. С 1965 в системе АПН; вице-президент (1967-76), директор НИИ ТОП (1975-77). Автор научных трудов в области физики твёрдого тела. В 1948 создал лекторий и разработал цикл лекций для поступающих в МГУ. Один из организаторов и участник телевизионных лекций для школьников. Руководил исследованиями по проблемам политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. Разработал концепцию реализации принципа политехнизма в осн. учебных предметах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359)

ЗУЕВ, ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

ЗУЕВ, ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ (1754-1794) - естествоиспытатель и путешественник. Автор первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории." (ч. 1-2, 1786).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 359-360)

ЗУЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЗУЕВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1926) - кандидат педагогических наук (1980), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник МГПУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЗЫКОВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЗЫКОВ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1907-1974) - сурдопедагог, д-р педагогических наук (1961). Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ЗЮФЕРН (SUVERN), ИОГАНН ВИЛЬГЕЛЬМ

ЗЮФЕРН (SUVERN), ИОГАНН ВИЛЬГЕЛЬМ (1775-1829) - немецкий педагог, представитель неогуманизма. В 1804 опубликовал проект реформы начальных и неполных средних учебных заведений, обобщив в нём идеи филантропистов, И.Г. Фихте и И.Г. Песталоцци. В 1809 подготовил проект реформы просвещения, в основу которого положил идеи единой школы и национального воспитания. Выступал за децентрализацию руководства школьным делом. В реформе школы видел путь обновления всей культурной жизни страны. Проект был поддержан В. Гумбольдтом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

Предыдущая страница Следующая страница